ПЕРВЫЙ НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД

(Возраст ребенка с трёх-четырёх недель до двух-трёх мес.; длительность периода две-шесть недель)

Клинические проявления: потливость, беспокойство или заторможенность, гиперестезии, плохой сон.

Нормализация основных нервных процессов (снятие явлений заторможенности или повышенной возбудимости);

Повышение уровня неспецифической сопротивляемости;

Для решения этих задач наибольшее значение имеет поглаживающий массаж, который оказывает выраженное успокаивающее действие.

Учитывая возраст ребенка (до трёх месяцев) и клинические проявления рахита в начальный период (гиперестезии, потливость) включать в методику другие приемы массажа не рекомендуется.

План массажа (длительность занятия восемь-десять минут):

1.Поглаживание рук.

2.Поглаживание ног.

3.Поглаживание живота.

4.Выкладывание на живот.

5.Поглаживание ягодиц и спины.

6.Рефлекторное разгибание спины в положении на правом и левом боку.

7.Поглаживание живота.

8.Поглаживание рук.

9.Массаж и рефлекторные упражнения для стоп.

ВТОРОЙ ПЕРИОД РАЗГАРА (цветущий рахит)

(Возраст от трёх до шести месяцев)

Клинические проявления (наиболее выражены): размягчение костей, разболтанность суставов, выраженная гипотония мышц.

Задачи массажа и лечебной физкультуры:

Предупреждение возможных деформаций опорно-двигательного аппарата,

Восстановление нарушенных функций дыхания, кровообращения и пищеварения,

Нормализация основных нервных процессов;

Предупреждение отставания в психомоторном развитии.

Методические указания по уходу и проведению массажа:

1. Для предупреждения деформации черепа и скелета избегать длительного нахождения ребенка в однообразной позе в кроватке или на руках взрослого, обязательна частая смена положения

2. Статическая нагрузка на позвоночник и на ноги (сидение, стояние) категорически исключается.

3. Кроватка ребенка должна быть плоской и умеренно жесткой, не дающей возможности прогибанию и деформации скелета.

4. При общении с ребенком помнить о слабой фиксации его суставов (разболтанности), о возможных вывихах в лучезапястном, локтевом и плечевом суставах. Выполнение пассивных упражнений проводить с осторожностью.

5. При массаже живота помнить об увеличенной печени (обходить правое подреберье). Обратить внимание на пупочное кольцо (возможны проявления пупочной грыжи).

6. Длительность массажа и гимнастики не более десять-двенадцать минут.

7. Массаж поверхностный, в замедленном темпе, в плане массажа преобладают приемы поглаживания и легкого растирания.

План массажа и лечебной гимнастики

1. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание рук.

2. Скрещивание рук на груди и отведение их в стороны (ребенок обхватывает большой палец взрослого, остальными пальцами взрослый фиксирует лучезапястный сустав).

3. Поглаживание и легкое спиралевидное растирание ног.

4. Сгибание и разгибание ног.

5. Массаж живота:

а) поглаживание (по часовой стрелке);

б) спиралевидное растирание по ходу косых мышц живота, начиная с боковых стенок с переходом на переднюю стенку живота таким образом, чтобы пальцы обеих рук соединились на лобке,

в) встречное поглаживание - левая рука движется вверх, правая вниз, это способствует укреплению мышц брюшного пресса и отхождению газов.

6. Массаж грудной клетки в исходном положении ребенка на боку: граблеобразное поглаживание и растирание по ходу межреберий от грудины к позвоночнику.

7. Массаж спины и ягодиц в положении на животе:

а) глажение первый вариант от подъягодичных складок до надплечий;

б) спиралевидное растирание двумя руками в том же направлении;

г) пиление;

д) обхватывающее поглаживание:

е) пощипывание ягодиц;

ж) поглаживание.

8. Сгибание позвоночника и ног ("парение на спине"): под спину ребенка с боков подводят ладони взрослого и приподнимают его над столом, при этом ребенок подтягивает головку и плечи вперед, поднимая ноги. Упражнения укрепляет мышцы шеи, груди, брюшного пресса.

9. Массаж стопы включает в себя поглаживание и растирание.

ТРЕТИЙ ПЕРИОД РЕКОНВАЛЕСЦЕНЦИИ

(возраст старше шести месяцев)

Клинические проявления: характерно постепенное исчезновение симптомов рахита, улучшение общего состояния.

Задачи массажа и лечебной физкультуры

Особое внимание уделяем мышечной системе для ликвидации явлений мышечной гипотонии;

Восстановление нарушенных функций дыхания, пищеварения, органов кровообращения;

Коррекция возможных дефектов опорно-двигательного аппарата;

Нормализация нервно-психической сферы;

Укрепление суставно-связочного аппарата, ликвидация патологической подвижности суставов

В этот период целесообразно применять более энергичные виды массажа: растирание, разминание, вибрацию. Эти приемы должны повышать тонус мышц, активизировать окислительно-восстановительные процессы в мышечной ткани, способствовать удалению недоокисленных продуктов обмена.

Необходимо шире использовать гимнастические упражнения как пассивные, так и активные (учитывая возраст). Это поможет укрепить мышцы и суставно-связочный аппарат.

а) выкладывание на живот не только во время занятий массажем и Л.Ф.К., но и в другие периоды бодрствования; различные упражнения в исходном положении на животе способствуют уменьшению рахитического кифоза;

б) избирательный массаж для ног при Х- или 0-образной деформации нижних конечностей.

План массажа и лечебной гимнастики:

1. Массаж рук (исходное положение - лежа на спине):

б) попеременное растирание;

в) обхватывающее поглаживание;

г) щипцеобразное разминание;

д) обхватывающее поглаживание.

2. Круговое движение руками и поочередное разгибание рук вперед (пассивное упражнение): поднять и опустить через стороны выпрямленные руки ребенка четыре-шесть раз; упражнение способствует углублению дыхания, укреплению мышц плечевого пояса.

3. Массаж ног:

а) обхватывающее поглаживание;

б) попеременное растирание;

в) обхватывающее поглаживание:

г) спиралевидное растирание;

д) обхватывающее поглаживание;

е) щипцеобразное разминание;

ж) обхватывающее поглаживание.

4. Поднятие выпрямленных ног (пассивное упражнение) до вертикального положения с последующим сгибанием в тазобедренных суставах, после прижатия ног к животу возврат в исходное положение (производится шесть-восемь раз); упражнение способствует углублению дыхания и укреплению мышц брюшного пресса.

5. Массаж живота:

а) круговое поглаживание.

б) пиление;

в) комбинированное поглаживание вдоль прямых мышц живота,

г) спиралевидное растирание по ходу прямых и косых мышц живота.

6. Массаж грудной клетки (осуществляется спереди, включая межреберные промежутки).

а) поглаживание ладонями передним ходом от реберной дуги вверх и в стороны;

б) спиралевидное растирание по межреберьям;

в) поглаживание по межреберьям.

7. Повороты со спины на живот с помощью взрослого, стимулируя активность ребенка игрушками; упражнение способствует укреплению мышц туловища.

8. Массаж спины (в исходном положении на животе):

а) плоскостное поверхностное поглаживание,

б) пиление;

в) спиралевидное поглаживание;

г) спиралевидное растирание подушечками трёх пальцев,

д) комбинированное поглаживание;

е) прием «сороконожка», накатывание на большой палец, полукружное,

ж) поглаживание;

з) постукивание кончиками пальцев;

и) поглаживание.

9. Массаж ягодиц:

а) круговое поглаживание;

б) спиралевидное растирание подушечками трёх пальцев по дугам от подъягодичной складки вверх и параллельно гребням таза;

в) круговое поглаживание;

г) разминание;

д) круговое поглаживание.

10. Поднятие ног и туловища, лежа на животе: положить ладони рук под бедра ребенка над коленями, а большие пальцы на бедрах сзади, поднимать ноги и (слегка) туловище ребенка, при этом ребенок должен опираться руками о стол (повторить два раза); упражнение укрепляет спину, особенно при рахитическом кифозе.

Длительность пятнадцать минут.

ЧЕТВЁРТЫЙ ПЕРИОД ОСТАТОЧНЫХ ЯВЛЕНИЙ

(Возраст ребенка старше одного года шести месяцев)

Клинические проявления:

1. Восстановление нарушенного обмена.

2. Отсутствие острых изменений в костях и мышцах.

3. Функциональная неполноценность мышц, особенно брюшного пресса, ягодиц и спины. Мышцы конечностей восстанавливаются быстрее, но суставно-связочный аппарат еще неполноценен.

4. Наличие остаточной деформации костного скелета.

5. Отставание в психомоторном развитии (дети позже обычного становятся на ноги, начинают ходить и т.д.).

Задачи массажа и лечебной физкультуры

1. Нормализация психомоторного развития, ликвидация отставания в развитии двигательных навыков

2 Уменьшение (ликвидация) деформаций опорно-двигательного аппарата и функциональной неполноценности других органов и систем.

Учитывая быструю истощаемость нервной системы ребенка, в одну процедуру все области не массируются, время процедуры не более пятнадцати минут. Массаж спины, ягодиц, живота необходимо проводить ежедневно, а массаж конечностей и грудной клетки чередовать по дням.

Избирательный массаж ног:

При рахите с О-образным искривлением ног будет ослаблена и растянута переднелатеральная группа мышц голени (передняя большеберцовая, длинный разгибатель пальцев, длинная малоберцовая мышца). Этим мышцам необходим тонизирующий массаж. Одновременно производится расслабляющий массаж передней группы мышц бедра и тонизирующий массаж задней и медиальной групп мышц.

При Х-образном искривлении ног отмечается неравномерное развитие концов бедренных костей, внутренняя их часть вытянута в объеме, а наружные мыщелки уменьшены в размерах. Медиальная головка икроножной мышцы растянута и ослаблена. Х-образное искривление ног устранить гораздо сложнее. Кроме тонизирующего массажа медиальной порции икроножной мышцы, необходим массаж коленных суставов для укрепления связочного аппарата, а также расслабляющий массаж медиальной и задней групп мышц бедра и тонизирующий - передней группы мышц бедра.

Х-образное искривление всегда сочетается с плоскостопием первой-третьей степени, следовательно необходимо правильное выполнение методики.

Физические упражнения, способствующие развитию функции стояния и ходьбы:

1. Подтанцовывание (с поддержкой ребенка подмышки).

2. Упражнение на сопротивление в исходном положении на спине: ребенок отталкивается ногами от руки взрослого.

3. Вставание на ноги в упор из положения лежа на спине (с поддержкой ребенка подмышки).

4. Упражнение "сесть-встать".

Курс массажа при искривлении ног составляет двадцать-двадцать пять процедур с перерывом в один месяц. Для получения эффекта необходимо провести не менее четырёх курсов.

ВРОЖДЕННАЯ КРИВОШЕЯ

Фиксированное неправильное положение головы и шеи называется кривошеей.

Может быть костная, неврогенная, кожная и мышечная форма.

Костная - врожденная аномалия шейного отдела позвоночника: клиновидные позвонки, добавочные полупозвонки, одностороннее сращение атланта с затылочной костью, добавочные шейные ребра.

Неврогенная - при поражении центральной нервной системы и периферической нервной системы каким-либо патологическим процессом или во время трудных родов.

При вялом параличе затылочных нервов, добавочного нерва развивается кривошея на здоровой стороне; при спастическом - на пораженной.

Кожная - встречается редко (синдром Шерешевского - крыловидная шея)

Мышечная - встречается чаще других. Может встретиться двусторонняя кривошея - укорочение двух Г.К.С.М. и искривление в переднезаднем направлении - выраженный шейный лордоз.

Этиология:

1 Врожденный порок развития Г.К.С.М., трапециевидной мышцы, фасций шеи (неправильное положение плода в матке, обвитие пуповины вокруг шеи - ишемия мышцы с последующим рубцеванием).

2 Результат родовой травмы самой мышцы и шейного отдела позвоночника (ягодичное предлежание в восьмидесяти процентах случаев дает кривошею). Нередки случаи сочетания кривошеи с другими поражениями: дисплазией тазобедренного сустава, врожденной косолапостью, врожденной деформацией грудной клетки и позвоночника и т.д.

Клиника: При рождении трудно установить диагноз. С двух-трёх недель появляется веретенообразное утолщение в средней или нижней части мышцы, безболезненное, без признаков воспаления, оно максимально увеличивается до пяти-шести недель (два-два с половиной сантиметра в поперечнике), потом постепенно уменьшается и исчезает в четыре-восемь месяцев. Мышца уплотняется (мышечные волокна заменяются соединительной тканью), образуется сухожильный тяж, снижается эластичность, мышца отстает в росте. Проявляются симптомы деформации.

Для своевременной диагностики необходимо проводить сравнительную пальпацию Г.К.С.М. у детей до одномесячного возраста, особенно травмированных в родах.

à голова наклонена в сторону поражения;

à лицо повернуто в противоположную сторону (преобладание наклона головы - преимущест­венное поражение ключичной ножки Г.К.С.М., преобладание поворота - грудинной); при более выраженных изменениях в трапециевидной мышце голова слегка запрокинута кзади,

à асимметрия лица, черепа;

à надплечья и лопатка выше на стороне поражения;

à скошенность затылка на противоположной стороне;

à сколиоз шейного и грудного, а у детей старшего возраста - шейного, грудного и поясничного отделов позвоночника по типу S - образного искривления.

Иногда «симптоматический» сколиоз является самым ранним признаком кривошеи. Начинать лечить сразу, как обнаружится кривошея.

Задачи (цель) - профилактика осложнений (асимметрии лица, головы, изменений зубочелюстного аппарата, придаточных пазух носа, грудной клетки, искривлений позвоночника):

1 Расслабить напряжение мышц (на пораженной стороне), ускорить рассасывание гематомы, предупредить рубцевание.

2 Улучшить трофику пораженных мышц.

3 Укрепить мышцы на противоположной стороне.

4 Нормализовать объем движений в шейном отделе позвоночника.

Комплекс консервативного лечения включает:

1 Лечение положением.

2 Лечебную гимнастику.

3 Массаж и физиотерапию.

4 Важно обучить родителей вопросам положения и обращения с ребенком.

Укладывать ребенка в кроватку следует здоровой стороной к стенке, чтобы голоса и движения людей, находящихся в помещении, поощряли его повернуть голову в сторону укороченной мышцы.

Яркие игрушки подвешивают с больной стороны ребенка, чтобы он активно поворачивая голову в сторону измененной Г.К.С.М.

При кормлении ребенка грудью или из бутылочки, ношении его на руках, во время игр необходимо постоянно следить за тем, чтобы голова была повернута в сторону измененной мышцы и наклонена в противоположную (активная коррекция).

Во время сна на два-два с половиной часа ребенка укладывают на бок больной стороны, голова и шея на подушке, высота которой равна расстоянию от плеча до шеи здоровой стороны.

На следующий раз после кормления ребенка укладывают на здоровый бок без подушки, голова опускается на матрац.

В этих положениях лежа на боку обязательна фиксация туловища валиком.

Ночью ребенка укладывают на спину, голову удерживают в правильном положении мешочками с песком, солью, которые располагаются с обеих сторон головы так, чтобы они стабилизировали ключицы, не допуская поднятия плеч.

Частые срыгивания исключают подобную укладку.

Корригирующие укладки обязательно дополняются упражнениями перед кормлениями ребенка три-четыре раза в день по восемь-десять минут, производя двадцать-тридцать поворотов головы в сторону поражения и одновременно наклоны в противоположную сторону с фиксацией положения коррекции на несколько секунд.

Помощник удерживает плечевой пояс и руки ребенка (ключицы на одном уровне). Выполняющий упражнение обхватывает голову ребенка ладонями с двух сторон осторожно, но настойчиво выполняет движение. Вначале объем движений небольшой. Нужно постепенно добиваться гиперкоррекции.

При одновременном поражении Г.К.С.М. и трапециевидной мышцы: И.П.Р. на здоровом боку.

Одной рукой фиксируют плечо на стороне поражения, другой - плавно, без усилий, отклоняют голову ребенка от плеча до соприкосновения с плоскостью стола, фиксация десять секунд.

Повороты со спины на живот через «здоровый» бок.

Плавание на «больном» боку.

Активные (рефлекторные) упражнения.

1 И.П.Р. - лежа на спине. Массажист фиксирует рукой плечо ребенка на «здоровой» стороне. Другой рукой касается щеки вблизи угла рта. Ребенок поворачивает голову в сторону прикосновения Нужно медленно отдалять руку, вслед за которой ребенок дальше поворачивает голову. Можно использовать соску, погремушку, яркую игрушку.

2 И.П.Р. - лежа на животе. В этой позиции повторяют упражнение один (дополнительно выпрямляется шейный отдел позвоночника).

3. Выкладывание на «здоровый» бок и рефлекторное разгибание позвоночника на боку – рефлекс Галанта. (Раздражение паравертебрально по обеим сторонам на 1 см от позвоночника вторым и третьим пальцами, снизу вверх), то же на «больном» боку в соотношении три к одному.

4. И.П.Р. - на животе. Массажист держит ребенка за кисти рук, поднимает их вперед и отводит в сторону, затем сгибает руки и приводит к бокам.

5. Массажист держит ребенка одной рукой под живот, другой - за ноги и приподнимает их.

Ребенок опирается на свои вытянутые руки, - укрепляем шею и плечевой пояс. Обязательно проводить соответствующий по возрасту комплекс.

С четырёх-шести месяцев. набор упражнений расширяют, увеличивая число упражнений для здоровой стороны шеи (активная гиперкоррекция).

Очень важно правильно носить ребенка на руках:

1. Взяв ребенка на руки в вертикальном положении, прижмите его грудью к себе, ваши плечи и плечи малыша должны находится на одном уровне.

2. Поверните голову малыша в больную сторону, фиксируя это положение своей щекой.

3. Взяв на руки ребенка спиной к себе в вертикальном положении, своей щекой поверните его голову в больную сторону, и слегка наклоните в здоровую.

4. Носите ребенка на больном боку спиной к себе. Поддерживайте его голову рукой, приподнимая в здоровую сторону.

Массаж занимает ведущее место в консервативном лечении. Проводится избирательный массаж шеи на фоне общеукрепляющего.

При массаже спины выделяют воротниковую область.

На «здоровой» стороне - тонизирующий массаж (поглаживание и растирание).

На «больной» стороне - расслабляющий (поглаживание - нежная вибрация и легкое растяжение) по надплечьям и укрепляющий массаж (растирание, пощипывание, поколачивание, пунктирование) - в области лопатки.

При массаже грудной клетки - расслабляющие приемы на больной стороне в верхней части груди. Нижнюю часть груди массируют симметрично.

Массаж Г.К.С.М. - осторожно, мягко, пластично!

И.П.Р. - лежа на спине, ногами к массажисту. Голова наклонена в сторону кривошеи для расслабления мышцы, применять только расслабляющие приемы:

Нежные поглаживания (от сосцевидного отростка до ключицы);

Растирание (мягкое, подушечкой одного пальца);

Вибрация (по ходу мышц);

Растягивание мышцы от середины к противоположным концам;

Место, где мышца утолщена и происходит рубцовые изменения надо очень мягко поглаживать, растирать, слегка растягивать, разминать и вновь поглаживать.

При асимметрии лица:

На здоровой стороне - поглаживание и растирание

На больной - поглаживание и вибрация в направлении вниз.

С трёх-четырёх месяцев жизни производят массаж только здоровой стороны шеи. Из физиотерапевтических методов применяют соллюкс, У.В.Ч. - терапию, а дома - прикладывание мешочков с нагретой солью, речным песком на область уплотнения мышцы. С шести-восьми недель - курсы электрофореза йодида калия, лидазы в сочетании с парафиновыми аппликациями. Курсы первому месяцу через два-три месяца до одного-полутора летнего возраста ребенка.

Удерживать голову ребенка в положении достигнутого исправления можно с помощью картонно-ватно-марлевого полуворотника типа Шанца. У детей до трёх месяцев применяют ватномарлевый валик с фиксацией его на шее турами марлевого бинта через подмышечную впадину здоровой стороны.

Консервативное лечение эффективно до двух летнего возраста. Далее - оперативное лечение, после которого проводят массаж, гимнастику, физиотерапевтические процедуры.

Диспансерное наблюдение до четырнадцатилетнего лет. В периоды интенсивного роста возможен рецидив деформации.

При рахите у ребенка полностью нарушается обмен веществ, однако в наши дни тяжелая форма этой болезни встречается крайне редко благодаря массовой профилактике. Тем не менее его легкие формы с неярко выраженными проявлениями до сих пор считаются одними из самых распространенных детских заболеваний. Рахит развивается из-за дефицита витамина D, поддерживающего кальциево-фосфорный баланс и способствующего нормальному формированию костно-хрящевой ткани. Этот витамин образуется в организме под воздействием солнечных лучей – точнее их ультрафиолетового спектра, поэтому свое второе название («английская болезнь») рахит получил в прошлом веке из-за своего широкого распространения в крупных городах Англии. Дело в том, что огромное влияние на развитие рахита оказывают недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, нерациональное питание, связанное с нехваткой микроэлементов и витаминов, а также плохие условия содержания и недостаточная двигательная активность. Нередко этим заболеванием страдают недоношенные, быстро растущие дети и дети-близнецы. При рахите поражается не только костная система организма, он также проявляется нарушениями в работе многих систем и органов, которые связаны между собой и вкупе определяют тяжесть течения основного заболевания.

Начальная стадия

К сожалению, не все родители могут вовремя заметить признаки начинающегося рахита, так как болезнь в самом начале проявляется нарушениями основных функций нервной системы. Малыш становится капризным, плохо спит, сильно потеет и «теряет» волосы на затылке. Если вовремя не начать лечение, произойдут необратимые изменения в дыхательной и пищеварительной системах, опорно-двигательном аппарате и др. В результате расстройства кальциево-фосфорного обмена происходит искривление и размягчение костей, сопровождающееся разрастанием неполноценной костно-хрящевой ткани. В первую очередь появляется деформация черепа: появляются теменные и лобные бугры, затылок уплощается, а закрытие родничка задерживается. Если рахит начал развиваться после 3 месяцев жизни, основным его симптомом является деформация грудной клетки: на реберных костях в месте их перехода в хрящи образуются «четки». Чрезмерная податливость и мягкость ребер приводит к неравномерному сужению грудной клетки: в верхнем отделе она сужается, а нижнем – расширяется. В более позднем возрасте, когда ребенок начинает ходить, у него искривляются кости голеней и развивается плоскостопие. Дети, больные рахитом, не застрахованы и от искривлений позвоночника, проявляющихся кифозами грудного и поясничного отделов. Последнюю особенность заболевания медики подметили очень давно, поэтому слово «рахит» произошло от греческого термина «позвоночник». Помимо позвоночника, при этом серьезно страдает вся мышечная система: малая выработка организмом необходимых ей веществ приводит к общей гипотонии мышц и их ослаблению. Особенно резко выражена недостаточность мышц ног, ягодиц, живота и спины. Результатом этого является формирование огромного, «лягушачьего» живота, а ослабление связок нередко приводит к неустойчивости суставов. Страдающие от рахита дети сильно отстают от своих сверстников и в психомоторном развитии. Они позже начинают сидеть, держать голову, стоять и ходить. В связи с этим при лечении рахита особое внимание нужно уделять прогулкам, строгому соблюдению режима дня и таким мерам, как закаливание, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапия, регулярные прогулки, массаж и лечебная гимнастика. Последние помогут нормализовать психомоторное развитие малыша и приостановить развитие костно-хрящевых деформаций. Особого внимания заслуживает лечебный массаж, который, активизируя обмен веществ в кожных покровах, стимулирует выработку организмом витамина D. В связи с этим применение приемов общего массажа актуально в любом возрасте и при любом течении заболевания. Методы проведения массажа и лечебной гимнастики должны быть строго индивидуальными и зависят только от тяжести и периода рахита (то есть от особенностей течения заболевания), а также возраста и развития малыша. Например, в начальном периоде болезни, когда налицо только первые ее симптомы, занятия с ребенком должны быть построены на основе обычных возрастных комплексов. Однако больной рахитом ребенок быстрее устает, поэтому нагрузку можно уменьшить, сократив число повторений каждого упражнения до 2–3 раз. Очень осторожно следует выполнять пассивные упражнения. При этом нужно следить, чтобы суставы не разгибались сильнее, чем положено. В занятия обязательно нужно включать дыхательные упражнения: для новорожденных – легкие надавливания на грудную клетку, позднее – надавливания в сочетании со скрещиванием рук и пр. Учитывая, что больной рахитом ребенок чрезмерно возбудим, нужно ввести в массаж больше поглаживаний и уменьшить (или даже совсем исключить) стимулирующие ударные приемы. Если малыш быстро устает и во время занятий капризничает, можно разделить комплекс на несколько частей.

План занятий с 1–3-месячным малышом в начальном периоде рахита:

1. Дыхательное упражнение (2–3 раза). 2. Массаж рук – поглаживания. 3. Массаж ног – поглаживания. 4. Массаж стоп. 5. Рефлекторные упражнения для стоп. 6. Рефлекторная «ходьба». 7. Перекладывание на живот. 8. Массаж спины – поглаживания. 9. Рефлекторное ползание. 10. Массаж живота – поглаживания. 11. Покачивание на мяче или в позе «эмбриона». 12. Массаж груди – поглаживания. 13. Дыхательные упражнения (2–3 раза).

По данным разных авторов, рахит встречается у 70% малышей на первом году жизни и у 10-35% детей - на втором году жизни, при этом тяжелые формы регистрируются все реже. Однако даже и при легком течении болезни, которая изменяет обмен веществ ребенка, нарушается его развитие.

При классическом рахите в организме малыша существует недостаток витамина D (витамин-D-дефицитный рахит) из-за следующих причин (недостаточное поступление витамина с пищей и (или) недостаток образования витамина в коже):

1) недостаточного и некачественного (несбалансированного) питания матери в период беременности;

2) искусственного вскармливания коровьим молоком (неадаптированными смесями);

3) рождения недоношенного ребенка;

4) дефицита солнечного света (в условиях Крайнего Севера) или недостаточного пребывания ребенка на воздухе;

5) желудочно-кишечных заболеваний ребенка (в том числе дисбактериоза кишечника).

При недостатке витамина Б кальций из кишечника не поступает в кровь (не усваивается), из-за чего активизируется гормон паращитовидных желез, и недостающий кальций вымывается из собственных костей (из костей ребенка). Кроме этого, гормон паращитовидных желез способствует усиленному выведению из организма фосфора и свободных аминокислот, что приводит к развитию ацидоза (кровь становится кислой), а кальций при этом в кости не откладывается.

Изменения обменных процессов отражаются на работе всех органов и систем ребенка: нарушается иммунитет (дети часто болеют), снижается возбудимость клеток коры головного мозга (новые двигательные навыки образуются с трудом, а старые быстро угасают), развиваются мышечная слабость (рахитическая миопатия), разболтанность суставов, что неминуемо приводит к задержке психомоторного развития.

В течение рахита существуют периоды:

1) начальный (с 2 недель до месяца жизни ребенка): ребенок беспокойный, плохо спит, часто плачет, наблюдается повышенная потливость, в том числе и головы, что быстро приводит к облысению затылка. При осмотре такого малыша педиатр может определить размягчение краев большого родничка;

2) разгара: размягчение костей проявляется увеличением лобных и затылочных бугров, утолщениями костной на ребрах и запястьях (рахитические четки и браслеты), изменением формы грудной клетки (она становится широкой книзу, выпячивается кпереди). Связки и мышцы становятся слабыми, а суставы - разболтанными, живот увеличивается в размере. Из-за деформации грудной клетки и слабости мышц (межреберные мышцы и диафрагма) дыхание такого ребенка становится поверхностным (неглубокий вдох и короткий выдох), легкие плохо вентилируются, а всему организму не хватает кислорода. Больные малыши часто простужаются, а ОРЗ может осложниться пневмонией. Из-за ацидоза развивается стойкая гипохромная анемия, нарушается работа желудочно-кишечного тракта;

3) выздоровления (реконвалесценции). В этот период нормализуется тонус центральной и вегетативной нервной системы, восстанавливаются двигательные навыки ребенка, уменьшается или исчезают симптомы размягчения костей. Однако следы размягчения костной ткани (деформация грудной клетки, черепа, ног) остаются;

4) остаточных явлений (после 2 лет). Физические упражнения, соответствующие возможностям ребенка, уменьшают ацидоз, повышают тонус мышц, создают условия для нормальной работы центральной нервной системы, предупреждая отставание ребенка в развитии. Специальные занятия позволяют исправлять имеющиеся деформации и предупреждать появление новых, повышают защитные силы организма ребенка.

Лечебные упражнения и массаж проводятся во все периоды рахита, противопоказания могут носить только временный характер (на период острых инфекционных заболеваний или гнойничковых поражений кожи).

В начальном периоде рахита (в первый месяц жизни ребенка) разрешаются только массаж и возрастные упражнения. В период разгара заболевания длительность ЛФК может достигать 12 мин, более половины времени (70%) отводится на массаж. Учитывая, что в период разгара заболевания кожа ребенка особенно чувствительна (гиперестезия), применяется ТОЛЬКО ЛЕГКОЕ ПОГЛАЖИВАНИЕ.

Примерный комплекс массажа и физических упражнений в период разгара рахита для ребенка от 3 до 6 месяцев

Упражнение 1. Массаж рук. Исходное положение - лежа на спине. Левой рукой удерживать правую кисть ребенка так, чтобы малыш охватывал ваш большой палец. Ладонью правой руки проводить поверхностное поглаживание вдоль внутренней поверхности предплечья и плеча в направлении от кисти к подмышечной впадине. Над локтевым суставом массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 2. Массаж ног. Исходное положение - лежа на спине. Ладонью руки захватить одноименной голеностопный сустав ребенка снизу, придав всей ноге положение легкого сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Проводить поверхностное поглаживание в направлении от стопы к паховой области по наружной и задней поверхности голени и бедра. В области коленного сустава массаж не проводится. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 3. Массаж живота. Исходное положение - лежа на спине. Ладонью правой руки проводить мягкие круговые движения вокруг пупка по часовой стрелке, не оказывая давления на края реберных дуг. Затем ладони обеих рук расположить параллельно средней линии живота (поочередно обе руки - то справа, то слева): правая рука вверху (у реберного края), левая - внизу (над лобком). Левой рукой проводить поглаживание по направлению вверх, правой - вниз. Следующим этапом ладони расположить на боковой поверхности грудной клетки и проводить поглаживание по направлению вперед и вниз до лона. Повторить все действия 6-8 раз.

Упражнение 4. Массаж стоп. Исходное положение - лежа на спине. Удерживая ногу ребенка одной рукой, большим и указательным пальцем другой руки проводить поверхностное поглаживание тыльной поверхности стопы в направлении от пальцев к голеностопному суставу. Затем фалангами указательного и среднего пальца выполнить поглаживание боковой поверхности стопы и подошвы от пальцев к пятке. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 5. Рефлекторное упражнение для стоп. Исходное положение - лежа на спине.

Удерживая ногу ребенка левой рукой за голень, мягко надавить указательным пальцем правой руки на подошву у основания II-III пальцев - ребенок согнет пальцы стопы. Затем большим пальцем правой руки провести по средней линии стопы сверху вниз до середины пятки с легким нажимом - ребенок разогнет пальцы. Провести штриховые движения по наружному краю стопы от пятки к пальцам - произойдут тыльное сгибание большого пальца и расхождение остальных пальцев в виде веера. Повторить все действия 2-4 раза.

Упражнение 6. Поворот со спины на живот. Исходное положение - лежа на спине.

Левой рукой удерживать левую руку ребенка, а правой рукой обхватить обе голени снизу. Слегка потянуть ребенка за руку вперед, выпрямляя при этом ноги и поворачивая их вместе с тазом вправо до тех пор, пока он не окажется сначала на правом боку, а затем на животе, Повторить в другую сторону.

Упражнение 7. Массаж спины. Исходное положение - лежа на животе, руки под грудью, голова слегка повернута на бок. Массаж проводится тыльной поверхностью фаланг. Обе руки расположить в низу спины по обеим сторонам позвоночника. Поверхностное поглаживание проводить по направлению вверх и в сторону, огибая внутренний и нижний край лопаток, до подмышечной впадины. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 8. Массаж ягодиц. Исходное положение - лежа на животе, руки под грудью, голова слегка повернута вбок. Проводить поглаживание ягодиц от больших вертелов до крестца, располагая ладони в верхненаружной поверхности бедер. Повторить 4-6 раз.

Упражнение 9. Повторить массаж рук (см. упражнение 1).

Упражнение 10. Упражнение для рук. Исходное положение - лежа на спине. Обхватить кисти ребенка и, разгибая руки в локтях, отвести в стороны на уровне плеч до прикосновения к столу. Затем привести руки к груди, скрестив их (ребенок как бы обнимает себя). Повторить 4-6 раз.

Упражнение 11. Повторить массаж ног (см. упражнение 2).

Упражнение 12. Сгибание и разгибание ног. Исходное положение - лежа на спине.

Обхватить ноги ребенка в нижней трети голени и согнуть обе ноги в коленных и тазобедренных суставах, слегка нажимая ногами на живот. Медленно разогнуть ноги. Повторить 3-4 раза и выполнить попеременное сгибание ног 3-4 раза. Повторить то же самое для другой ноги.

Упражнение 13. Повторить массаж живота (см. упражнение 3).

Упражнение 14. Выкладывание ребенка на живот. Исходное положение - лежа на животе так, чтобы руки находились перед грудью, голова была повернута в сторону. Ребенок должен поднимать и удерживать голову в течение 20 с.

Примерный комплекс ЛФК и массажа в период реконвалесценции для ребенка 3-6 месяцев

Упражнение 1. Проводить массаж рук, ног (поверхностное поглаживание) в течение 2 мин. Исходное положение - лежа на спине.

Упражнение 2. Проводить массаж живота в течение 2 мин. Исходное положение - лежа на спине. Слегка согнуть ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах и развести в стороны. Кроме кругового поглаживания, проводится растирание: кончиками пальцев проводить спиралеобразные движения по всему животу.

Упражнение 3 - сведение лопаток. Исходное положение - лежа на животе. Осторожно развести руки ребенка в стороны, согнуть в локтях и отвести плечи назад, максимально сближая лопатки. Повторить 2-4 раза.

Упражнение 4. Проводить массаж ягодиц в течение 30 с. Исходное положение - лежа на животе. Кроме поглаживания осуществляются растирание и поколачивание.

Упражнение 5 - приподнимание ног. Исходное положение - лежа на животе. Левой рукой захватить оба голеностопных сустава ребенка, слегка приподнять над столом, правой рукой фиксируя поясницу. Повторить 3-4 раза.

Упражнение 6. Проводить массаж ног в течение 4 мин. Исходное положение - лежа на спине. Сначала проводится поглаживание, затем - растирание. Массаж левой ноги: правая ладонь спиралеобразно движется по передней поверхности голени и бедра, левая - по задней поверхности с легким надавливанием и смещением кожи. При массаже правой ноги поменять расположение рук. Снова провести поглаживание и применить следующий прием - поперечное разминание одной или двумя руками, располагая пальцы обеих рук в одну сторону. Закончить массаж поглаживанием.

Упражнение 7. Рефлекторное ползание в течение 20 с.

Упражнение 8. Проводить массаж стоп в течение 40 с. Исходное положение - лежа на спине. Кроме поглаживания, проводится растирание: поддерживая стопу ребенка, большим пальцем проводить спиралеобразные растирания тыльной поверхности стопы снизу вверх, боковых поверхностей стопы и подошвы от пальцев к пятке и обратно. Завершить массаж поглаживанием стопы.

Упражнение 9 - присаживание. Исходное положение - лежа на спине. Вложить в ладони ребенка свои большие пальцы, отвести руки малыша в стороны и присаживать его до полуприседа. Повторить 4 раза.

Упражнение 10 - разгибание позвоночника («парение»). Исходное положение - лежа на животе. Подвести под живот ребенка обе руки и приподнять его над столом: ребенок удерживает руки и ноги на весу, поднимает плечи и голову. Повторить 2 раза.

Упражнение 11. Проводить массаж спины в течение 3 мин. Исходное положение - лежа на животе. Сначала проводится поглаживание спины, затем - растирание: спиралеобразные движения согнутыми пальцами обеих рук с опорой на большие пальцы вдоль позвоночника с обеих сторон. Снова - поглаживание, затем - разминание: кончиками пальцев сделать кожный валик между большим и остальными пальцами руки, продвигая его вдоль позвоночника снизу вверх. Закончить массаж поглаживанием спины.

Упражнение 12. Сгибание и разгибание рук. Исходное положение - лежа на спине. Обхватить кисти ребенка, поочередно сгибать и разгибать руки на уровне груди. Повторить 6-8 раз.

Упражнение 13. Сгибание и разгибание ног. Исходное положение - на спине. Попеременно сгибать и разгибать ноги ребенка в коленных и тазобедренных суставах. Повторить 6-8 раз для каждой ноги.

Упражнение 14. Проводить общий массаж в течение 1 мин. Исходное положение - лежа на спине. Выполнить поверхностное поглаживание рук, ног, живота, грудной клетки.

Рахит - заболевание, характеризующееся нарушением обмена веществ, следствие недостатка в организме витамина «Д», ведущего к нарушению фосфорно-кальциевого баланса. Кости становятся мягкими, истончёнными, легко искривляющимися и ломкими. При заболевании рахитом страдает не только костная, но также мышечная и нервная системы. Причинами заболевания являются: дефицит витамина «Д», недостаток в организме ребёнка кальция, фосфора, белка. Чаще к рахиту предрасположены недоношенные дети, с внутриутробной или послеродовой гипоксией, с низкой двигательной активностью, часто болеющие дети. Недостаточное пребывание ребёнка на свежем воздухе также может привести к развитию рахита. В организме ребёнка витамин «Д» вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей, поэтому в зимний период полезно проводить профилактическое кварцевание, а летом рекомендуется продолжительное пребывание ребёнка на свежем воздухе. Практика показывает, что из препаратов, содержащих витамин «Д», наиболее эффективен «рыбий жир».

Три степени тяжести заболевания рахитом

Выделяют 3 степени тяжести заболевания. При 1 степени начинаются функциональные изменения вегетативной нервной системы (повышенная потливость, ребёнок беспокоен, более капризен), вытираются волосы на затылке. Симптомами 2 степени являются изменения костной системы. Появляются теменные, лобные бугры, деформация грудной клетки - «рахитические чётки». При 3 степени происходят нарушения как со стороны костной системы, так и со стороны внутренних органов, отмечается искривление позвоночника (сколиоз), деформация конечностей.

Лечение рахита

Назначают комплексное лечение, которое включает: длительное пребывание ребёнка на свежем воздухе, кварцевание, витаминотерапию, лечебную физкультуру, массаж. Массаж занимает одно из ведущих мест при лечении рахита, поскольку он активизирует обменные процессы, укрепляет мышечную и костную систему, улучшает трофику тканей.

Массаж

При заболевании рахитом, кости размягчаются, становятся ломкими, поэтому в начале лечения и в период разгара заболевания массаж проводят в щадящем режиме.

По своему характеру нарушения можно разделить на:

  1. Нарушения грудной клетки. Эти нарушения могут иметь одну из двух разновидностей - «куриная грудь» (рёбра выпячены вперёд под острым углом), либо «грудь сапожника» (впалая);
  2. Деформация нижних конечностей. Возможна одного из двух видов - О-образное искривление ног, (сопровождается плоско-варусной установкой стоп), Х-образное искривление (в комплексе с плоско-вальгусными стопами);
  3. В некоторых случаях возможна «рахитическая коксавара» (изменение шеечно-диафизарного угла);
  4. Ослабление мышц живота (именуемого «лягушачий живот»).

Эти нарушения могут присутствовать у ребёнка в различных сочетаниях. Далее рассмотрены приёмы массажа, специфические для каждого из указанных нарушений.

Необходимо отметить, что причинами деформации ног может быть не только рахит, но и раннее вставание ребёнка на ноги, когда костно-мышечная система ещё не окрепла, дефекты в развитии стопы, дисплазия и вывих бедра, а также излишний вес у ребёнка. Ребёнку надо избегать длительного стояния на ногах, чаще давать отдых ногам, не совершать длительные пешие прогулки.

«Куриная грудь»

рис.1
рис.2

Делается укрепляющий массаж по общей схеме, но большее внимание уделяют грудной клетке, межрёберным мышцам, которые необходимо интенсивно растирать подушечками пальцев вдоль межрёберных мышц в течение 2-3 минут (Рис.1). Сзади акцент необходимо делать на межлопаточную область, разгибатели спины (Рис.2, 3, 4). Спереди - на деформированные рёбра с применением приёмов надавливания на грудину с задержкой до 10 секунд (Рис.5). Последний приём повторить 2-3 раза, а при большой деформации 6-8 раз.


рис.3
рис.4
рис.5

«Грудь сапожника»

При «груди сапожника», сзади - акцент делается на межлопаточную область и разгибатели спины (Рис.2, 3, 4), а спереди - на растяжение грудной клетки вдоль рёберных дуг (Рис.1). Массаж проводят в щадящем режиме т.к. большие грудные мышцы спазмированы и ребёнок может ощущать боль. Применяют пассивную коррекцию рёберных дуг - надавливание внутрь с задержкой до 10 секунд (Рис.6), чередуя с глубокими, энергичными поглаживаниями (Рис.7).


рис.6
рис.7

Рахитическая коксавара


рис.8

Большое внимание необходимо уделить нижним конечностям. Могут наблюдаться нарушения и со стороны тазобедренного сустава. При образовании рахитической коксавары, нарушается походка (так называемая «утиная»). При ходьбе ребёнок как бы переваливается из стороны в сторону. Причина в несостоятельности ягодичных мышц, поэтому используется стимулирующий, укрепляющий массаж мышц бёдер и ягодиц, с применением приёмов растирания и разминания (Рис8-14).


рис.9
рис.10
рис.11
рис.12
рис.13
рис.14

О-образное искривление ног

При О-образном искривлении происходит неправильное развитие коленного сустава. Связки, укрепляющие сустав, снаружи растягиваются, а с внутренней стороны наоборот, спазмируются. Наружный мыщелок увеличивается в размере (кажется, что кость растёт в бок).

На внешнюю поверхность голени (Рис.15,16) и бедра (Рис. 17,18,19) делают интенсивный, укрепляющий массаж, т.к. мышцы там слабые, растянутые.
рис.15
рис.16
рис.17
рис.18
рис.19
рис.20
рис.21
рис.22
рис.23На внутренней, где мышцы напряжены, массаж наоборот лёгкий (необходимо снять напряжение), основные приёмы - поглаживание (Рис.20,21), потряхивание(Рис.22), продольное растяжение мышц (Рис.23).Для коррекции коленного сустава применяют надавливание на наружную поверхность коленного сустава(Рис.24).
рис.24
рис.25
рис.26При О-образном искривлении ног происходит образование варусных стоп (стопа повёрнута внутрь). Схема массажа такая же: на внешней стороне укрепляющий (Рис.25,26), а на внутренней расслабляющий (Рис.27,28) с продольным растяжением мышц стопы (Рис.29).
рис.27
рис.28
рис.29

Х-образное искривление ног

При Х-образном искривлении связки растягиваются на внутренней стороне коленного сустава, а снаружи спазмируются. Здесь внутренний мыщелок увеличивается в размере.


рис.30
рис.31
рис.32Мышцы внешней поверхности голени и бедра расслабляют (Рис.30,31), растягивают (Рис.32), а внутренней поверхности укрепляют (Рис. 33,34,35,36,37).
рис.33
рис.34
рис.35
рис.36
рис.37
рис.38Корректируют коленный сустав надавливанием на внутренний мыщелок (Рис. 38) (15-20 надавливаний за сеанс).Для Х-образного характерно развитие вальгусных стоп (стопа наружу). При этом массаж делается с акцентом на подошву (профилактика развития плоскостопия), внешняя поверхность расслабляется (Рис.39,40), а внутренняя укрепляется (Рис.41,42).
рис.39
рис.40
рис.41
рис.42

Х-образное искривление исправлять гораздо труднее, после 3 лет оно практически не поддаётся лечению. Массаж делают 20-25 минут, 15-20 раз, до улучшения состояния или полного выздоровления. Между курсами должно пройти не менее 2-х недель.

Живот

Для укрепления мышц живота делают стимулирующий массаж и любые упражнения на укрепление брюшного пресса:


рис.43

Рис.44
рис.44

«велосипед» (Рис.43); сгибание ног вместе (Рис.44); подъём ног (Рис.45); подъём туловища (Вы с ребёнком лицом друг к другу, поддерживая малыша под бёдра, наклоняете его спиной вперёд, потом заставляете подняться, помогая при необходимости. Когда он уже не совсем маленький, удобно, чтобы его ноги обхватывали вас за талию.). Повторите каждое упражнение по 10-15 раз.

При рахите у ребенка полностью нарушается обмен веществ, однако в наши дни тяжелая форма этой болезни встречается крайне редко благодаря массовой профилактике. Тем не менее его легкие формы с неярко выраженными проявлениями до сих пор считаются одними из самых распространенных детских заболеваний. Рахит развивается из-за дефицита витамина D, поддерживающего кальциево-фосфорный баланс и способствующего нормальному формированию костно-хрящевой ткани. Этот витамин образуется в организме под воздействием солнечных лучей - точнее их ультрафиолетового спектра, поэтому свое второе название («английская болезнь») рахит получил в прошлом веке из-за своего широкого распространения в крупных городах Англии.

Дело в том, что огромное влияние на развитие рахита оказывают недостаточное пребывание ребенка на свежем воздухе, нерациональное питание, связанное с нехваткой микроэлементов и витаминов, а также плохие условия содержания и недостаточная двигательная активность. Нередко этим заболеванием страдают недоношенные, быстро растущие дети и дети-близнецы.
При рахите поражается не только костная система организма, он также проявляется нарушениями в работе многих систем и органов, которые связаны между собой и вкупе определяют тяжесть течения основного заболевания.

Начальная стадия

К сожалению, не все родители могут вовремя заметить признаки начинающегося рахита, так как болезнь в самом начале проявляется нарушениями основных функций нервной системы. Малыш становится капризным, плохо спит, сильно потеет и «теряет» волосы на затылке. Если вовремя не начать лечение, произойдут необратимые изменения в дыхательной и пищеварительной системах, опорно-двигательном аппарате и др. В результате расстройства кальциево-фосфорного обмена происходит искривление и размягчение костей, сопровождающееся разрастанием неполноценной костно-хрящевой ткани.
В первую очередь появляется деформация черепа: появляются теменные и лобные бугры, затылок уплощается, а закрытие родничка задерживается. Если рахит начал развиваться после 3 месяцев жизни, основным его симптомом является деформация грудной клетки: на реберных костях в месте их перехода в хрящи образуются «четки». Чрезмерная податливость и мягкость ребер приводит к неравномерному сужению грудной клетки: в верхнем отделе она сужается, а нижнем - расширяется. В более позднем возрасте, когда ребенок начинает ходить, у него искривляются кости голеней и развивается плоскостопие.
Дети, больные рахитом, не застрахованы и от искривлений позвоночника, проявляющихся кифозами грудного и поясничного отделов. Последнюю особенность заболевания медики подметили очень давно, поэтому слово «рахит» произошло от греческого термина «позвоночник». Помимо позвоночника, при этом серьезно страдает вся мышечная система: малая выработка организмом необходимых ей веществ приводит к общей гипотонии мышц и их ослаблению. Особенно резко выражена недостаточность мышц ног, ягодиц, живота и спины. Результатом этого является формирование огромного, «лягушачьего» живота, а ослабление связок нередко приводит к неустойчивости суставов.
Страдающие от рахита дети сильно отстают от своих сверстников и в психомоторном развитии. Они позже начинают сидеть, держать голову, стоять и ходить. В связи с этим при лечении рахита особое внимание нужно уделять прогулкам, строгому соблюдению режима дня и таким мерам, как закаливание, ультрафиолетовое облучение, витаминотерапия, регулярные прогулки, массаж и лечебная гимнастика. Последние помогут нормализовать психомоторное развитие малыша и приостановить развитие костно-хрящевых деформаций.
Особого внимания заслуживает лечебный массаж, который, активизируя обмен веществ в кожных покровах, стимулирует выработку организмом витамина D. В связи с этим применение приемов общего массажа актуально в любом возрасте и при любом течении заболевания. Методы проведения массажа и лечебной гимнастики должны быть строго индивидуальными и зависят только от тяжести и периода рахита (то есть от особенностей течения заболевания), а также возраста и развития малыша. Например, в начальном периоде болезни, когда налицо только первые ее симптомы, занятия с ребенком должны быть построены на основе обычных возрастных комплексов.
Однако больной рахитом ребенок быстрее устает, поэтому нагрузку можно уменьшить, сократив число повторений каждого упражнения до 2-3 раз. Очень осторожно следует выполнять пассивные упражнения. При этом нужно следить, чтобы суставы не разгибались сильнее, чем положено.
В занятия обязательно нужно включать дыхательные упражнения: для новорожденных - легкие надавливания на грудную клетку, позднее - надавливания в сочетании со скрещиванием рук и пр. Учитывая, что больной рахитом ребенок чрезмерно возбудим, нужно ввести в массаж больше поглаживаний и уменьшить (или даже совсем исключить) стимулирующие ударные приемы. Если малыш быстро устает и во время занятий капризничает, можно разделить комплекс на несколько частей.

План занятий с 1-3-месячным малышом в начальном периоде рахита:

1. Дыхательное упражнение (2-3 раза).
2. Массаж рук - поглаживания.
3. Массаж ног - поглаживания.
4. Массаж стоп.
5. Рефлекторные упражнения для стоп.
6. Рефлекторная «ходьба».
7. Перекладывание на живот.
8. Массаж спины - поглаживания.
9. Рефлекторное ползание.
10. Массаж живота - поглаживания.
11. Покачивание на мяче или в позе «эмбриона».
12. Массаж груди - поглаживания.
13. Дыхательные упражнения (2-3 раза).

Период обострения

В период обострения рахита состояние малыша сильно ухудшается. В это время ребенок становится беспокойным и чрезмерно возбудимым либо, напротив, заторможенным и вялым.
В организме расстраивается деятельность всех органов и систем, ярко выражена слабость связочного аппарата и мышц, появляются костные изменения. В этом случае занятия гимнастикой и массажные приемы следует проводить крайне осторожно. Продолжительность одного занятия не должна превышать 10-12 минут.
Упражнения выполняются в основном в положении лежа на животе или спине. Во время пассивных упражнений нужно соблюдать крайнюю осторожность из-за гипотонии мышц и разболтанности суставов. Пассивные упражнения по возможности заменяйте упражнениями, основанными на врожденных рефлексах.
Из массажных приемов применяется исключительно поглаживание, успокаивающе действующее на нервную систему и улучшающее функцию дыхания. Для профилактики изменения формы костей ребенка нужно часто перекладывать, не допуская долгого его пребывания в одном положении. Малыша, больного рахитом, нужно как можно чаще выкладывать на живот, так как в этом положении деформация грудной клетки исправляется, а мышцы туловища укрепляются. Ослабленным детям, плохо удерживающим голову, нужно подложить под грудь валик из сложенной в несколько раз пеленки.

Примерный план занятий с 3-6-месяяным малышом в период обострения рахита:
1. Дыхательное упражнение.
2. Поглаживание рук.
3. Поглаживание ног.
4. Рефлекторные упражнения и массаж стоп.
5. Повороты на живот (с поддержкой).
6. Поглаживание спины.
7. Рефлекторное ползание или его стимуляция.
8. Массаж груди.
9. Поглаживание рук.
10. Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди (3-4 раза).
11. Поглаживание ног.
12. Сгибание ног попеременно или вместе либо «скользящие шаги» (3-4 раза).
13. Поглаживание живота.

Восстановительный период

В этом периоде продолжительность и интенсивность занятий нужно увеличить. Лечебная гимнастика проводится уже в пределах возрастного комплекса, но, тем не менее, лучше ориентироваться на упражнения, рекомендуемые для недоношенных детей.
При их выполнении следует придерживаться горизонтального положения. Наиболее эффективными в рамках ортопедической профилактики считаются упражнения, укрепляющие мышцы живота, ног и спины. Хороший результат дают упражнения в воде и плавание.
Из массажных приемов, помимо поглаживания, применяют разминание и растирание, которые оказывают более сильное воздействие на мышцы. Тонус мускулатуры при этом повышается, что способствует нормализации обмена веществ.

Примерный план занятий для ребенка 6-9 месяцев в период восстановления:

1. Поглаживание рук.
2. Скрещивание рук.
3. Массаж ног.
4. Разгибание и сгибание ног попеременно и вместе.
5. Повороты на живот вправо.
6. Массаж спины.
7. Массаж ягодиц (все приемы).
8. Ползание.
9. Укрепляющий массаж живота (с пощипываниями вокруг пупка).
10. Подъем головы и туловища с поддержкой за разведенные руки.
11. «Парение» на животе.
12. Массаж груди (спереди назад).
13. Подъем из положения на животе с поддержкой под локти до положения стоя на коленях.
14. Разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди.
15. Скользящие шаги.
16. Подъем ног до палочки.

Остаточные явления

После полного выздоровления возможно наличие остаточных явлений рахита в виде костных деформаций и небольшой задержки психомоторного развития. В этот период лечебную гимнастику можно проводить из разных исходных положений.
Используются упражнения на укрепление мышц живота, ног и спины, направленные на восстановление двигательных навыков. Нагрузку при выполнении комплекса можно постепенно приближать к нагрузке, рассчитанной на здоровых детей.
Из массажных приемов, помимо поглаживаний, широко используются стимулирующие, призванные укрепить ослабленные мышцы. Особое внимание нужно уделить профилактике сколиоза, плоскостопия и деформации голеней.

Примерный план занятий для ребенка 9-12 месяцев при остаточных явлениях рахита:
1. Самостоятельное разведение рук в стороны со скрещиванием их на груди.
2. Самостоятельное разгибание и сгибание ног попеременно и вместе.
3. Круговое движение рук.
4. Самостоятельные повороты на живот (с игрушкой).
5. Массаж спины.
6. Подъем туловища из положения лежа на животе с поддержкой за локти до положения стоя на коленях или стопах.
7. Ползание на четвереньках за игрушкой.
8. Упражнение «тачка».
9. Массаж живота.
10. Самостоятельный подъем прямых ног.
11. Скользящие шаги.
12. Приседание за разведенные руки (с кольцами).
13. Повороты туловища из положения сидя.
14. Подъем головы и верхней части туловища из положения на животе.
15. Наклоны туловища из положения стоя с фиксацией коленей.
16. Упражнения для стоп.

Примерный план занятий для ребенка от 12 до 18 месяцев при остаточных явлениях рахита:
1. Лежа на спине: разведение рук в стороны с последующим скрещиванием их на груди.
2. Скользящие шаги.
3. Упражнение «бокс».
4. Переход в положение сидя при фиксированных коленях.
5. Исходное положение: сидя. Выполнение поворотов влево и вправо за игрушкой.
6. Подъем рук над головой.
7. Переход в положение лежа.
8. Подъем прямых ног.
9. Поворот на живот в обе стороны.
10. Ползание под скамеечкой.
11. Подъем головы и плечевого пояса из положения на животе. То же самое вместе с ногами (упражнение «лодочка»).
12. Наклоны за игрушкой из положения стоя с фиксацией колен.
13. Массаж стоп.
14. Ходьба по неровной дорожке.
15. Приседания на корточки за игрушкой.
16. Самостоятельный поворот на спину с живота (в обе стороны).
17. Переход из положения на спине в положение сидя (с кольцами).
18. Круговое движение рук.