Художественная гимнастика – это сложнокоординационный вид спорта. Дети, мечтающие стать профессиональными «художницами», и уже сложившиеся гимнастки должны в совершенстве владеть своим телом, чувствовать, что называется, изнутри специфику двигательной системы организма. Без подобного самоощущения гимнастка никогда не добьется успеха. Конечно, можно разработать моторную систему человека до совершенства, но век таких спортсменок будет недолгим: чаша травм перевесит на весах чашу трудолюбия. Иное дело обстоит со спортсменками, которым самой природой дано быть гибкими и изящными: именно такие девочки возьмут от тренера самые важные навыки работы над собой для развития тела и будут достигать высоких результатов. Однако и прирожденных гимнасток травмы не обходят стороной.

(с)www.mg-vrn.ru

Как показывает тренировочная практика, большинство травм в художественной гимнастике носят хронический характер. Острые травмы встречаются менее часто. Такая ситуация легко объяснима: хронические боли спортсмен терпит годами, продолжая упорно тренироваться, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Они обусловливаются многократным повторением одного и того же движения. Подобное поведение приводит к тяжелым и, по сути, необратимым последствиям. Как пример, вспомним Ляйсан Утяшеву, которая с множественными переломами ладьевидной кости одной ноги и расхождением костей ступни другой ноги продолжала тренироваться и выступать на различных соревнованиях.

Острые травмы – это травмы быстрого реагирования (растяжения, ушибы, вывихи разной степени сложности и так далее). Их легче диагностировать, а значит можно своевременно вылечить. Эти травмы также неприятны с точки зрения болевых ощущений, но они позволяют тренерам и врачам строить тренировочный процесс таким образом, чтобы предотвратить возможность появления рецидивов. После реабилитационного курса гимнастки быстро восстанавливают свою спортивную форму и легко вливаются в соревновательную жизнь.

По статистическим данным, чаще всего травмируются нижние конечности, на которые приходится большая часть нагрузок; затем идут туловище и спина (в частности, поясничный отдел); верхние конечности и шейный отдел.

Большинство травм связано либо с недоработанной техникой исполнения отдельных элементов, либо с неправильной методикой обучения тренерами юных гимнасток. Возможен и третий вариант, когда в художественную гимнастику приходят девочки, которые по медицинским показаниям не могут заниматься этим сложнейшим видом спорта. К сожалению, случаи попадания в спортивные школы подобных детей – не редкость: очень многие родители приводят дочек на занятия, чтобы воплотить в жизнь свои нереализованные мечты или для восстановления ослабленного здоровья ребенка. Однако не стоит забывать, что занятия художественной гимнастикой ни коим образом не помогут в решении таких задач. Это очень специфический вид спорта, требующий, помимо природных способностей именно к этой дисциплине, крепкого здоровья. Причем под крепким здоровьем понимается не только хорошая иммунная система, но и отсутствие таких недугов, как миопия всех степеней тяжести, сколиоз, плоскостопие и некоторые другие заболевания.

Требование абсолютного здоровья у потенциальных и сложившихся гимнасток связано еще и с тем, что в связи с достаточно серьезными нагрузками, переносимыми спортсменками с самого раннего возраста (с трех – четырех лет), вышеперечисленные недуги могут не только не пройти, но и ухудшиться.

(с) www.lori.ru

Высокий уровень травматизма напрямую связан с такими особенностями данного вида, как развитие прыгучести, гибкости и вращательной подготовкой. Со стороны это очень эффектные элементы, выполняемые гимнастками с такой воздушной легкостью, что никто особо и не задумывается над тем, какая была проделана утомительная, механическая и, самое главное, долгая работа по достижению абсолютной свободы гимнастического движения.

Для предотвращения травм во время тренировочного процесса используют следующие приемы:
- прогибания и глубокие наклоны, различные повороты и вращения (нередко с использованием отягощения или оказания непосредственной помощи со стороны тренера или подруги по команде) при подготовке межпозвоночных сочленений к предстоящей нагрузке;
- подскоки и передвижения на руках в упоре лежа, вращательные движения кисти (с использованием шерстяных манжеток и перчаток) для подготовки лучезапястного сустава;
- упражнения с теннисным мячом и гантелями, а также вращение валика с отягощением для развития мышц, фиксирующих лучезапястный сустав;
- вращательные и рывковые движения, сгибания и разгибания рук с использованием гимнастических палок и отягощений для развития локтевых и плечевых суставов;
- вращательные движения с сопротивлением и без него, подъем на носках на возвышение высотой порядка 5 см, ходьба на пальцах в пуантах, балансирование на разных опорах и прочие упражнений при подготовке голеностопного сустава.

При отсутствии в тренировочном процессе подготовительных упражнений возможны повреждения кожи ладоней, намины, мозоли, растяжения связок, трещины, ушибы, вывихи, переломы, травмы менисков и межпозвоночных дисков и прочее.

Самыми распространенными травмами в художественной гимнастике являются растяжения мышц, связок и сухожилий. Чаще всего травмируются паховые мышцы и задние мышцы бедра.

Для предотвращения или сокращения травм подобного рода (даже при соблюдении всех правил никто не застрахован от растяжений) рекомендуется увеличивать ежесуточное время, отведенное в тренировочном процессе на растяжку. Хорошо подготовленные мышцы меньше подвержены травмированию даже в случаях, когда гимнастка совершила неловкое движение.

Травмы коленных суставов связаны, в первую очередь, с развитием прыгучести у спортсменок. Демонстрация взрывной силы, доступной в основном только мужчинам-танцорам (например, в грузинском национальном танце встречается эффектное приземление на колени), становится нормой практически для всех гимнасток. Однако не стоит забывать, что подобная прыгучесть – это талант далеко не каждой девочки. И если Алина Кабаева выполняла этот элемент с абсолютной легкостью, то это не значит, что такая же легкость свойственна и всем остальным гимнасткам.

Кроме того, травмы коленных суставов возникают при выполнении такого элемента, как «гранд жете». Вальгусная нагрузка на колено, возникающая при приземлении с этого элемента на ногу, приводит к классической ситуации травмы ПКС. Спортсмены и танцоры, получающие такую травму, оперируются, и далеко не все впоследствии могут продолжать карьеру.

Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки в момент прыжка и сведения к минимуму вращательных элементов после его осуществления.

Травмы голеностопного сустава связаны с инверсией стопы внутрь. Это достаточно частая травма. Лечение связано с абсолютным покоем и наложением фиксирующих повязок, снимающих боль и отечность, на место травмы. Опасность растяжения голеностопа связана с большой вероятностью возникновения рецидивов.

Наряду с острыми травмами лодыжек, имеют место быть и хронические заболевания, например, тендинит (дистрофия ткани сухожилия, сопровождаемая вторичным воспалением) и усталый перелом (микротрещины в лодыжке, вызванные постоянными нагрузками).

Травмы стопы связаны с постоянными приземлениями с «прыгательных» элементов и часто сопровождаются дерматологическими проблемами.

Для предотвращения травмирования спортсменок следует уделять достаточное время растягивающим упражнениям, которые подготавливают все группы мышц к выполнению сложных элементов. Также необходимо соблюдать временной тренировочный режим: не перерабатывать, так как это ведет к общей усталости организма, снижению концентрации внимания, и, как следствие, к увеличению числа получаемых травм.

Художественная гимнастика - вид спорта, разновидность гимнастики, соревнования женщин в выполнении под музыку комбинаций из гимнастических и танцевальных упражнений с предметом и без него. В последнее время выступления без предмета не проводятся на соревнованиях мирового класса. Художественная гимнастика - один из самых зрелищных и изящных видов спорта, возникший в СССР в 1940-е годы и обязанный своим появлением мэтрам балета прославленного Мариинского театра. С 1984 года - олимпийский вид спорта. До недавнего времени исключительно женский вид спорта, однако, с конца XX века - благодаря усилиям японских гимнастов стали проводиться соревнования и между мужчинами.

Прикладная художественная гимнастика применяется при подготовке спортсменов в других видах спорта (в спортивной гимнастике, акробатике, фигурном катании, синхронном плавании), а также при подготовке артистов балета и цирка. Ее средства - элементы танцев, упражнения на растяжку, волны, взмахи, прыжки, повороты и др.

Правила художественной гимнастики

Соревнования проходят на гимнастическом ковре размером 13х13 метров, окруженном дополнительной площадью для страховки. Современная программа международных соревнований включает многоборье (одно обязательное и три произвольных упражнения с предметами) и групповое произвольное упражнение с предметом. При групповых выступлениях (группа состоит из 6 спортсменок) используются или одновременно два вида предметов (например - обручи и мячи) или один вид (например - пять мячей, пять пар булав). Все упражнения идут под музыкальное сопровождение. Выбор музыки зависит от желаний гимнастки и тренера. Но каждое упражнение должно быть не более полутора минут. Есть некоторые ограничения для снарядов, но они незначительны.

Снаряды

Скакалка сделана из пеньки или подобного материала, не имеет стандартной длины, потому что длина зависит от роста гимнастки.

Обруч изготовлен из дерева или пластика, внутренний диаметр 80-90 см. Обруч должен весить не менее 300 г.

Мяч должен быть изготовлен из резины или мягкого пластика. Диаметр мяча 18-20 см, вес - не менее 400 г.

Лента длиной 7 м изготавливается из атласа или подобного материала. Она крепится к цилиндрической палочке 50-60 см длиной.

Булавы - два снаряда бутылочной формы равной длины (40-50 см), в узкой части заканчивающиеся небольшим закруглением. Изготавливаются из дерева или пластика. Вес каждой - не менее 150 г. Имеют широкую часть - тело, узкую - шейка, и круглый наконечник - головка (максимальный диаметр - 30 мм).

Требования, предъявляемые к гимнасткам Художественная гимнастика - ациклический, сложнокоординированный вид спорта. Упражнения программы представляют собой свободное передвижение по площадке, включающее в себя элементы танца, пластики, мимики, пантомимики, ритмически согласованных с музыкой движений без предмета и с предметами, а также некоторые элементы упрощенной стилизованной акробатики (полуакробатики) в формах, допускаемых правилами соревнований, такие как прыжки, вращения, кувырки, махи ногами, наклоны, прогибы, шпагаты. Таким образом, предметом изучения в художественной гимнастике является искусство выразительного движения.

Упражнения художественной гимнастики характеризуются в основном произвольным управлением движением. Действия гимнастки, свободно передвигающейся по площадке, лишь в минимальной степени ограничиваются какими-либо внешними, искусственно установленными условиями, в отличие, например, от действий представительниц спортивной гимнастики. Поэтому одна из основных задач технической подготовки в художественной гимнастике связана с искусством владения своим телом в естественных условиях.

Последнее обстоятельство в значительной степени определяет и структуру физических качеств, как необходимых для занятия художественной гимнастикой, так и развиваемых ею. Очевидно, что в художественной гимнастике не может быть ярко выраженной проблемы развития и совершенствования таких двигательных качеств, как, например, статическая сила или скоростная сила мышц плечевого пояса, силовая выносливость и т.п.

Из качеств, играющих большую роль в художественной гимнастике, выделяется гибкость во всех ее проявлениях - пассивная, активная, предельно развитая гибкость в тазобедренных суставах и позвоночнике (рис.1). Кроме того, специфика данного вида спорта требует развития и совершенствования тонкой координации движений, чувства ритма, музыкальности, артистичности.

Упражнения художественной гимнастики предъявляют значительные требования к сердечнососудистой и дыхательной системам организма занимающихся. Об этом свидетельствуют повышение частоты сердечных сокращений при выполнении упражнений классификационной программы до околопредельной, значительные размеры кислородного долга и кислородного запроса. Тренировочные занятия проходят с высокой интенсивностью (в течение тренировки частота пульса в среднем составляет 148 уд/мин). В связи с этим высококвалифицированные гимнастки характеризуются высоким функциональным уровнем систем вегетативного обслуживания.

Сложность структуры двигательных действий гимнасток обусловливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений. Это предъявляет требования к памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точность воспроизведения движения.

Качество исполнения упражнений (выразительность, артистичность и т. п.) диктует необходимость формирования способности к самоконтролю и коррекции мышечных усилий, устойчивости внимания, умения концентрировать и распределять внимание, быстроты реагирования, быстроты мышления, сообразительности, самокритичности, настойчивости.

Одна из существенных особенностей художественной гимнастики - значение композиционного решения произвольных упражнений. Тенденция к относительному выравниванию технических и функциональных возможностей гимнасток, претендующих на завоевание призовых мест в соревнованиях высокого ранга, существенно обостряет соревновательную борьбу, победа в которой начинает определяться оригинальностью, новизной композиции произвольных программ (как в индивидуальном, так и в групповом первенстве).

Статистика травматизма в художественной гимнастике

В совместной работе испанских, канадских и американских исследователей ретроспективно изучались травмы национальной команды по художественной гимнастике, полученные за 1 год спортивной деятельности. В исследовании участвовали все 20 гимнасток сборной, которые за год в сумме получили 108 травм, 74 из которых были незначительные и не привели к пропуску тренировок. В тоже время 13 (65%) из 20 гимнасток получали травмы, вынуждавшие их пропускать тренировки, 4 из них (20%) получали серьезные травмы, заставлявшие пропускать более, чем 7 дней тренировок. В среднем девушки тренировались 26,2 часа в неделю (SD=7,5; диапазон от 14 до 36 часов).

В другой работе Mark R. Hutchinson изучал травмы элитных спортсменок сборной США по художественной гимнастике. Его работа состояла из двух частей. В первой части проводилось проспективное исследование - в течении 7-недельного периода у 7 гимнасток сборной регистрировались любые травмы полученные в процессе тренировок. За этот период спортсменки провели 490 тренировок, по 34 часа в неделю, в течении которых было зарегистрировано 474 жалобы. В среднем получалось по 1 жалобе от каждой гимнастки на каждую тренировку, что намного больше, чем в исследовании Cupisti, поскольку перерасчет на 1000 часов дает огромное значение (34 часа в неделю * 7 недель * 7 гимнасток = 1666 часов тренировок; / 1666 часов тренировок = 284,5 травмы на 1000 часов тренировок). Возможно столь сильное различие зависит от условий учета травм. В этом исследовании регистрировались абсолютно все жалобы в конце каждого дня, 80% из которых были незначительные (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале). В ретроспективной части этого же исследования анализировались истории болезни 11 гимнасток сборной США по художественной гимнастике, охватывающие 10-месячный период спортивной деятельности. В результате анализа было найдено 46 травм опорно-двигательного аппарата.

В художественной гимнастике случаются не только острые, но и хронические травмы, возникающие по причине частых и многократных повторений одних и тех же движений и нагрузок. По данным нескольких исследований в художественной гимнастике хронические травмы случаются чаще, чем острые. По результатам одного из них острые травмы составили 21,4%, хронические - 51,4%. В новозеландском исследовании 50% всех травм художественных гимнасток были классифицированы, как острые, остальные 50% - как хронические или усталостные. Локализация травм у гимнасток

Исследование Cupisti показало, что чаще всего острые травмы художественных гимнасток локализуются в области нижних конечностей - на стопу и голеностопный сустав приходилось 38% травм, голень и коленный сустав - 19%, бедро и тазобедренный сустав - 15% (в сумме 72% - рис. 2). На третьем месте по количеству травм стояли повреждения спины (17%). Такой высокий процент травм нижних конечностей авторы связывают с большим количеством сложных прыжков, в результате которых гимнастка может неудачно приземлиться.

В исследовании Zetaruka и коллег также показано, что в художественной гимнастике на нижние конечности приходилось больше всего травм (53%), однако большинство из них имели легкий характер и не приводили к пропуску тренировок. По количеству значимых травм, то есть тех, которые привели к пропуску тренировок, травмы нижних конечностей делят первое место с травмами спины и туловища (табл.1). Также примечательно, что 16 (80%) из 20 гимнасток жаловались на боль в пояснице, по этой причине 8 из них пришлось пропустить несколько тренировок. Только одна гимнастка была вынуждена пропустить тренировки из-за травмы колена, однако 9 (45%) гимнасток жаловались на боль в колене в течении года.

В другом исследовании показано, что из всех повреждений, требующих лечения 39% приходятся на поясничную и грудно-поясничную области позвоночника, из которых 24% являются острыми, а 56% хроническими. По данным Hutchinson в проспективном исследовании 86% художественных гимнасток жаловались на хроническую боль в пояснице, и 25% при ретроспективном анализе медицинских карточек.

Типы и тяжесть повреждений в художественной гимнастике

В исследовании Cupisti наибольшее количество определенных повреждений заняли растяжения мышц и связок. Однако больше всего художественные гимнастки сообщали о боли неопределенной типологии (рис. 3). Большинство травм в этом исследовании классифицировалась как нетяжелые, лишь 22 травмы из 47 потребовали медицинской обработки, в отличие от контрольной группы, где это соотношение составило 22 из 34. В среднем травмы вынуждали гимнасток пропускать 4,1 дня тренировок, а в контрольной группе восстановление после травм занимало в 4,6 раз больше времени.

В работе Zetaruka и коллег растяжение мышц/сухожилий было самой общей травмой - 85% спортсменок сталкивались с этой проблемой. Растяжение мышечно-сухожильных единиц происходило на нижних и верхних конечностях, среди последних большинство имело легкий характер. Однако 25% гимнасток были вынуждены пропустить несколько тренировок по причине растяжений, среди которых большинство локализовалось на задней поверхности бедра, в паху и лодыжке. У пяти гимнасток (25%) случались переломы, большинство из которых локализовались в области голени (перелом малоберцовой кости) и стопы. Один усталостный перелом

был в области поясницы. Большая часть жалоб на боль в колене была диагностирована, как тендинит . Также в этом исследовании было зафиксировано одно сотрясение мозга, потребовавшее от спортсмена недельного отдыха.

В исследовании Hutchinson также показано, что большинство травм (80%) в художественной гимнастике носят легкий характер (степень тяжести 1-3 по 10 бальной шкале) и никак не влияют на тренировочный процесс. Лишь одна травма в проспективной части этой работы заставила гимнастку пропустить 2 дня тренировок. В ретроспективном анализе 10 травм из 46 заставили временно прервать тренировки в среднем на 11 дней (от 2 до 14). Одна спортсменка была вынуждена закончить спортивную карьеру из-за хронической боли в пояснице.

Таблица 1 - Количество, локализация и тяжесть травм в художественной гимнастике национального уровня.
Легкие1 Средние2 Серьезные3 Всего Всего значимых
Голова и шея 3 2 0 5 2
Верхние конечности 16 3 0 19 3
Нижние конечности 42 13 2 57 15
Туловище/спина 13 7 7 27 14
Всего 74 25 9 108 34
1 - травмы, не послужившие причиной пропуска тренировок
2 - травмы, заставившие пропустить до 7 дней тренировок
3 - травмы, вынудившие пропустить более, чем 7 дней тренировок
Факторы риска в художественной гимнастике Одной из целей исследования Zetaruka и коллег заключалась в выявлении факторов риска травм в художественной гимнастике. Полученные результаты позволили с уверенностью утверждать, что такие факторы, как продолжительность занятий и время, потраченное на растяжку тесно связаны с уровнем травм мышц и сухожилий гимнасток. Было показано, что каждый дополнительный час занятий художественной гимнастикой увеличивает риск таких травм на 29%. Те, кто не получил подобных травм занимались в среднем 18,7 часов в неделю, а те, кто получил - 27,5. Так же показано, что каждая дополнительная минута растяжки в день уменьшает риск травмы на 11%. На рисунке 4 показана зависимость между продолжительностью растяжки в день и вероятностью получить растяжение мышц-сухожилий. Из графика следует, что не стоит надеяться на профилактическую защиту растяжки, если ее продолжительность меньше, чем 40 минут в день. Растяжка сверх 40 минут в день приводит к резкому снижению вероятности травм мышц и сухожилий.

В сиднейском исследовании показано, что у 14-летних танцоров балета существенно увеличивается риск хронических травм, если продолжительность тренировок превышает 8 часов в неделю. Однако большинство гимнасток тренируются намного больше - подэлитные художественные гимнастки Канады тренируются по 9-12 часов в неделю, национальная сборная Канады тренируется по 25-30 часов в неделю. Спортсменки сборной США по художественной гимнастике занимаются по 34 часа в неделю. Подэлитные гимнастки Италии занимаются по 12-14 часов в неделю.

Среди других факторов риска в художественной гимнастике многие авторы выделяют так называемую женскую триаду - беспорядочное (неправильное) питание, нарушение менструального цикла и остеопороз

. Эти три взаимосвязанных компонента триады являются достаточно серьезным синдромом, часто встречающимся у физически активных девушек и женщин, который может привести к снижению работоспособности и результативности спортсменки, осложнению течения острых и хронических заболеваний, и даже к смерти.

К художественным гимнасткам предъявляются жесткие требования к стройности фигуры и массе тела (рис.6). Kate Roberts утверждает в своем обзоре, что массовая доля жировых отложений у художественных гимнасток не должна превышать 5-10%. В различных исследованиях было установлено, процентное содержание жировых отложений у спортсменок в этом виде спорта составляет от 13 до 16% . В одном из исследований обнаружено, что художественные гимнастки имеют тенденцию потреблять лишь 80% необходимых им калорий в сутки. В работе Munoz и соавторов сообщается, что художественные гимнастки потребляют 1828±500 Ккал в день, что ниже рекомендуемого уровня. По разным данным индекс массы тела у гимнасток составляет от 16 до 18 кг/м² . В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) человек с индексом массы тела ниже 18.5 кг/м² имеет недостаточную массу тела. У девушек недостаточный вес может приводить к нарушению менструального цикла. Нарушение менструального цикла может проявляться в позднем наступлении менархе (первая менструация), первичной аменорее (отсутствие менархе к 16 годам), вторичной аменорее (прекращение менструаций после достижения менархе) и олигоменорея (нерегулярные менструации или увеличение менструального цикла более, чем на 36 дней). В исследовании Klentrou и Plyley показано, что у 79% 14-тилетних греческих гимнасток и 34% 14-15-тилетних канадских гимнасток еще не наступило менархе. Средний возраст менархе для всех гимнасток составлял 13.8±0.3 лет, что намного больше, чем в контрольной группе - 12.5±0.1 лет. В другом исследовании возраст менархе был еще более поздним - 15±0.9 лет (12±1 лет в контрольной группе). О нарушении менструального цикла сообщили 78% гимнасток (61% олигоменорея и 17% вторичная аменорея). В исследовании Zetaruka и коллег показано, что у 50% гимнасток национального уровня присутствуют нарушения менструального цикла. Нарушение менструального цикла приводит к преждевременному остеопорозу , что в свою очередь увеличивает риск переломов из-за ослабления костной ткани . Munoz с коллегами исследовали минеральную плотность костной ткани у художественных гимнасток и обнаружили, что в зоне нагрузки (шейка бедра) плотность кости увеличена, однако в зоне, не подвергающейся нагрузке (предплечье) плотность костной ткани была значимо ниже, чем в контрольной группе, что может быть связано с частичной резорбцией

костной ткани у гимнасток.

Художественную гимнастику не обошла стороной проблема допинговых препаратов. Чтобы достичь необходимой массы тела спортсменки, порой, прибегают к помощи мочегонных средств - диуретиков

, которые входят в запрещенный список Всемирного антидопингового агентства (ВАДА). Дегидратация, к которой приводят диуретики , а также неправильные методики снижения массы тела могут стать причиной повышенной усталости и мышечных спазмов, что также является дополнительным фактором риска травм.

Также к факторам риска травм в художественной гимнастике относят неправильную технику и методику тренировок (быстрое наращивание интенсивности и частоты тренировок), твердую поверхность для тренировок и дисбаланс между мышцами-антагонистами нижних конечностей .

Боли в пояснице у художественных гимнасток
Рис. 7 - В художественной гимнастике требуется чрезвычайно высокая гибкость и большой диапазон движений позвоночника.
Рис. 8 - Спондилолиз с последующим спондилолистезом .
Считается, что боли в поясничном отделе позвоночника - одна из главных травматологических проблем в художественной гимнастике . В нескольких исследованиях показано, что 80-86% художественных гимнасток жалуются на боль в пояснице . Однако Cupisti с коллегами сообщают в своем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность появления болей в области поясницы, и более того, укрепления мышц спины и брюшного пресса при занятиях гимнастикой помогут избавиться от таких болей. Также Piazza, Cupisti с другими коллегами показали в более позднем исследовании, что занятия художественной гимнастикой не увеличивают вероятность возникновения поясничных болей с возрастом, однако вероятность их возникновения у бывших гимнасток, уже имевших поясничные боли в спортивной карьере, увеличивается. Данная статья - интелектуальная собственность

Среди причин, проводящих к болям в области поясницы называются чрезмерные разгибания позвоночника в области поясницы (рис. 7). Достижение максимальных амплитуд в движении может привести к острой травме. Повторяющиеся чрезмерные разгибания, сгибания и скручивания в поясничном отделе позвоночника могут стать причиной микро- и макротравм позвонков и межпозвоночных дисков. Наиболее распространенные проблемы с поясничным отделом позвоночника у гимнастов включают спондилолиз , спондилолистез , компрессионные переломы, повреждение замыкательных пластинок тела позвонка и межпозвоночных дисков .

позвонков. Спондилолиз - следствие кумуляции силовых воздействий на межсуставную дужку позвонка, превышающей модуль упругости костной ткани. Вначале развития патологического процесса спондилолиз представляет собой зону костной перестройки (зону Лозера), затем происходит усталостный перелом , обычно межсуставной зоны дужки, которую называют "критической зоной". Спондилолиз - обратимый процесс. При условии устранения чрезмерных силовых воздействия возможно сращение зоны перелома. Спондилолиз - самостоятельное заболевание. У части больных (приблизительно у половины) спондилолиз осложняется спондилолистезом (рис. 8). .

Лечение: симптоматическое, НПВС, боль ослабевает максимум через неделю. Дифференциальный диагноз проводится с растяжением мышцы. Для правильной постановки диагноза необходимо тщательное изучение механизма возникновения болей.

Контрактура

Мышечный спазм - это острые обратимые изменения мышечных волокон без повреждения соединительной ткани вследствие нарушения биохимических процессов – повышение миостатического тонуса.

Клиника: внезапное появление, спортсмен ощущает укорочение мышцы, боль проявляется и без пальпации , боль не локализуется.

Лечение: нет необходимости в специфическом лечении, но подобная травма всегда должна настораживать – возможно, это сигнал о более серьезной травме, обычно вызывается мышечной усталостью (чем вызвана мышечная усталость?). Следует скорректировать возможные факторы риска получения травмы, делать растяжку, массаж, при отсутствии рецидивов можно продолжить тренировку.

Растяжение - степень I

При растяжении происходят необратимые изменения некоторых мышечных волокон до состояния некроза

, но соединительнотканные элементы не повреждены. При УЗИ определяются микроразрывы волокон.

Клиника: возникает внезапно, проявляется на пике нагрузки, боль при растяжке, боль локализуется при пальпации

Лечение: покой, НПВС, миорелаксанты, расслабляющий массаж, постепенное возобновление физических нагрузок через 4–5 дней(интенсивность нагрузки ограничивается появлением боли).Судить о полном восстановлении можно при отсутствии боли при растяжке.

Разрыв мышечных волокон - степень II

Представляют собой необратимые изменения ограниченного числа мышечных волокон, минимальное повреждение соединительнотканных элементов.

Клиника: внезапное появление, ощущение резкой колющей боли, спазм, боль при растяжке, при уменьшении спазма – боль при пальпации

Лечение: покой, УЗИ–контроль дважды в течение лечения, использование факторов роста, физиотерапия (первые 48 часов – холод, магнитотерапия, затем – УЗТ, массаж со льдом, ТЕNS), эксцентрическая работа с учетом правила безболезненности. Тренировочные нагрузки начинаются в бассейне. Тренировки начинаются при достижении максимального уровня нагрузки в бассейне. Переход к тренировкам в общей группе осуществляется при безболезненном выполнении скоростных упражнений.

Разрыв мышцы - степень III

При разрыве мышцы происходят множественные повреждения мышечных волокон и соединительной ткани, образуется внутримышечная гематома .

Клиника: внезапное появление, выраженные болевые ощущения, утеря мышечной подвижности, незначительная мышечная слабость, спазм несколько часов спустя после травмы, боль локальная, но не точечная (до 4 кв.см)

Лечение : в связи с тяжестью травмы и продолжительностью периода восстановления, мы выделяем три этапа лечения

Этап 1 (24–48 часов)

  • Первичное лечение: холод, компрессия
  • Анальгетики
  • Миорелаксанты
  • Общая программа восстановления: диета, психологический тренинг, поддержание общей физической формы
  • Противовоспалительные препараты не применяются
Этап 2 (завершение – безболезненный стретчинг)
  • Поддержание общей физической формы
  • Выносливость – 35–40 мин
  • Электротерапия
  • TENS, ультразвук
  • Миорелаксанты
  • Эксцентрическая работа (с учетом правила безболезненности)
  • Обеспечение покоя для поврежденной мышцы
  • На завершающей стадии - ступенчато возрастающая нагрузка для других мышц
Этап 3 (возобновление тренировочной активности)
  • Постепенное увеличение нагрузки
  • Велотренажер
  • Бассейн
  • Возобновление тренировочной деятельности(учитывая критерии, приведенные в разделе «Разрыв мышечных волокон»
Травмы коленных суставов у гимнастов В исследовании Zetaruka и коллег упоминается, что большинство травм колена художественных гимнасток были диагностированы, как тендинит . Наиболее частым тендинитом в области колена является тендинит связки надколенника, который также называют "колено прыгуна ", возникающий вследствие продолжительных тренировок, многочисленных прыжков и приземлений, которые приводят к микротравмам структуры связки надколенника (рис.10). Так как тренировки происходят слишком часто, микротравмы не успевают зажить и накапливаются. Все это в итоге приводит к воспалению и дегенерации тканей связки. Симптомы тендинита связки надколенника включают боль в нижней части надколенника, особенно при нагрузке (прыжках, приземлениях) и сгибании колена. Боль, однако, может быть достаточно терпимой, что зачастую приводит к откладыванию похода к врачу. Это может привести к усугублению заболевания, прогрессированию дегенеративных процессов в ткани связки и, как наихудший вариант, привести к ее разрыву. Лечение рекомендуется начать с консервативных методов (покой, холод, противовоспалительные препараты, специальные наколенники) и лишь когда они окажутся безуспешными применить хирургическое лечение, заключающееся в вырезании больной части связки.

В литературе не удалось найти описания коленных травм в художественной гимнастике, поэтому мы воспользовались методом, предложенным Kate Roberts - экстраполировали данные, полученные на танцорах балета. В работе Meuffels и Verhaar описываются разрывы передней крестообразной связки (ПКС) у танцоров балета. Из 253 танцоров с такой травмой было зарегистрировано 6 (4 мужчин и 2 женщин). Авторы отмечают, что все без исключения травмы произошли при приземлении после прыжков - батман у мужчин и грант жете у женщин (рис.11). В момент приземления нога находилась в супинированном положении (развернута наружу), что создавало вальгусную

нагрузку на колено - классическая ситуация травмы ПКС. Все травмированные танцоры были прооперированы. Также следует отметить, что повреждение ПКС - достаточно серьезная травма и 3 из 6 танцоров впоследствии прекратили занятия балетом из-за этой травмы. Профилактика этой травмы заключается в концентрации внимания спортсменки на выполняемых движениях, тренировка координации движения, в том числе в фазе прыжка, предотвращение чрезмерного отведения ноги в момент приземления и сведение к минимуму прыжков, требующие вращения наружу сразу после приземления. Данная статья - интелектуальная собственность Травмы голеностопных суставов у гимнастов передней малоберцово-таранной связок 1-й степени;
б - дисторзия малоберцово-таранной и пяточно-таранной связок 2-й степени;
в - полный разрыв пяточной-таранной, передней и задней малоберцово-таранной связок. Рис. 13 - Внутренняя (медиальная) сторона правой стопы, пучки дельтовидной связки голеностопного сустава. Среди острых травм в художественной гимнастике повреждения голеностопного сустава и стопы занимают первое место. Чаще всего это растяжения связок при инверсии стопы внутрь, однако, возможны повреждения заднего большеберцового сухожилия, разрывы ахиллова сухожилия, повреждение малоберцового сухожилия и синовиальных влагалищ , а также переломы в области лодыжки. Растяжения связок голеностопного сустава Инверсия стопы приводит к растяжению передней таранно-малоберцовой и пяточной малоберцовой связок (рис.12). В более тяжелых случаях повреждается и межберцовый синдесмоз . Значительно реже встречаются повреждения дельтовидной связки. Все эти повреждения, исключая повреждения межберцового синдесмоза и дельтовидной связки, можно лечить консервативным путем. Что касается повреждения межберцового синдесмоза , то оно требует открытой репозиции и внутреннего фиксирования, в случае разрыва дельтовидной связки может потребоваться открытая реконструкция.Авторские права на статью принадлежат

Лечение предусматривает покой, прикладывание льда, противовоспалительные препараты, наложение тугой повязки для снятия отечности и болевых ощущений. Иммобилизация гипсовой повязкой не требуется. Обычно применяют бинтование или различные фиксирующие приспособления (бандажи и ортезы). Для восстановления полного диапазона движений следует как можно раньше приступить с восстанавливающим упражнениям. Во время этой фазы нужно быть внимательным и помнить об повышенной опасности повторной травмы из-за слабости мышц и сниженной проприорецепции

.

Осложнением при этом является рецидивирующий подвывих малоберцовых сухожилий. Это нарушение, как правило, само по себе не проходит, обычно требуется хирургическое восстановление удерживателя малоберцовых мышц, а также углубление малоберцовой борозды позади латеральной части лодыжки. Это повреждение может возникать при приземлении, когда медиальная передняя часть стопы оказывается на краю мата, а пятка утрачивает равновесие. Это приводит к супинации

и изгибу назад, что обусловливает нагрузку вдоль удерживателя малоберцового сухожилия. При остром вывихе может потребоваться наложение гипсовой повязки. Последующие эпизоды смещения малоберцового сухожилия указывают на необходимость реконструкции удерживателя. Медиальный импиджмент-синдром голеностопного сустава

Также у гимнастов встречается медиальный синдром ущемления (импиджмент-синдром) голеностопного сустава. Этот синдром может развиться после инверсионных растяжений связок и переломов шейки и тела таранной кости голеностопного сустава, после которых развивается неправильная биомеханика сгибания, при которой происходит ущемление переднего большеберцово-таранного пучка дельтовидной связки при тыльном сгибании стопы, которая находится с медиальной стороны голеностопного сустава (рис.13). Часто данный синдром сопровождают такие нарушения, как остеофит

таранной кости или повреждение суставного хряща. Vann и Manoli провели ретроспективное исследование пациентов с медиальным импиджмент-синдромом голеностопного сустава. Всего было рассмотрено 789 историй болезни, собранных с 2001 по 2007 год, среди которых 115 пациентов (14.5%) были профессиональными гимнастами. Все пациенты лечились хирургическим методом, путем артротомии. 64% прооперированных гимнастов вернулись к занятиям.

Нередко встречаются переломы ноги и стопы. Чаще всего это касается гимнасток. Обычно переломы происходят в дистальной

части малоберцовой кости, средней трети большеберцовой кости и в плюсневых костях. Для точного диагноза при переломе плюсневых костей целесообразно применять МРТ, т.к. на рентгенограммах обычно такие переломы не видны. Лучшим методом лечения является покой и изменение уровня активности. Повреждения стопы в гимнастике Острые повреждения стоп довольно часто встречаются у гимнастов из-за постоянных приземлений и включают подтаранный вывих стопы, переломо-вывих Лисфранка, а также другие переломы и повреждения связок плюсневых костей и пальцев. Нередко возникают дерматологические проблемы. Чаще всего травмы стопы происходят при приземлении или падении со снаряда. Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы

Повреждение плюснефалангового сустава большого пальца стопы может произойти как в результате чрезмерного сгибания (рис.14), так и чрезмерного разгибания (рис.15), которые могут произойти при неудачном падении, а также при беге или прыжках. При такой травме повреждается капсула сустава и связки, которые ее укрепляют. При чрезмерном сгибании также может повредиться сухожилие мышцы, разгибающий большой палец, что приведет к появлению так называемого "молоткообразного пальца". Симптомы травмы - боль в области первого плюснефалангового сустава стопы, отек, опухоль, ограничение движения в суставе. Травма может носить как острый, так и хронический характер. В последнем случае боль незначительная и будет развиваться постепенно. При острой травме может произойти отрывной перелом, когда связка отрывается с частью плюсневой кости.

Первая помощь при травме включает покой, лед, тугая повязка, и возвышение, а также использование для передвижения несгибаемую в этом участке обувь. При отрывном переломе или полном разрыве связок или сухожилия потребуется хирургическое лечение.

Профилактика травм в художественной гимнастике

В соответствии с полученными результатами Zetaruka и коллеги в своей работе предлагают следующие меры по предотвращению травм в художественной гимнастике:

  • Продолжительность занятий элитных спортсменок не должна превышать 30 часов в неделю, подэлитных - 20 часов в неделю
  • Растягивающие упражнения следует выполнять не менее, чем 40 минут в день
  • ОФП не должно занимать у гимнасток более, чем 5-6 часов в неделю

В целях предотвращения болей в области поясницы следует внимательно следить за правильностью техники спортсменки и предотвращать выработку неправильных навыков, способных привести к таким болям. Также не следует форсировать развитие гибкости юных спортсменок и заставлять их выполнять движения с диапазоном, к которому они еще не готовы. Спортсменки должны постоянно проходить медицинское обследование на предмет выявления усталостных переломов в области поясницы, а также голени, голеностопного сустава и стопы. Необходимо тщательно следить за питанием и массой тела юных гимнасток, предотвращать и устранять нарушение менструального цикла, потенциально ведущую к раннему остеопорозу .

Использованная литература
  • Cupisti A, D"alessandro C, Evangelisti I, Umbri C, Rossi M, Galetta F, Panicucci E, Pegna SL, Piazza M . Injury survey in competitive sub-elite rhythmic gymnasts: results from a prospective controlled study . J Sports Med Phys Fitness . 2007 , vol.47, №2, pp.203-207 .
  • Roberts K . Spine injuries in rhythmic gymnastics . Sport Health . 2009 , vol.27, №3, pp.27-29 .
  • Zetaruka MN, Violanb M, Zurakowskic D, Mitchell WA, Micheli LJ .
  • Georgopoulos N, Markou K, Theodoropoulou A, Paraskevopoulou P, Varaki L, Kazantzi Z, Leglise M, Vagenakis AG . Growth and pubertal development in elite female rhythmic gymnasts . J Clin Endocrinol Metab . 1999 , vol.84, №12, pp.4525-4530 .
  • Georgopoulos NA, Markou KB, Theodoropoulou A, Benardot D, Leglise M, Vagenakis AG . Growth retardation in artistic compared with rhythmic elite female gymnasts . J Clin Endocrinol Metab . 2002 , vol.87, №7, pp.3169–3173 .
  • Georgopoulos NA, Markou KB, Theodoropoulou A, Vagenakis GA, Benardot D, Leglise M, Dimopoulos JC, Vagenakis AG . Height velocity and skeletal maturation in elite female rhythmic gymnasts . J Clin Endocrinol Metab . 2001 , vol.86, №11, pp.5159–5164 .
  • World Health Organization . Body Mass Index (BMI) classification . http://apps.who.int/bmi/index.jsp?introPage=intro_3.html .
  • Kruse D, Lemmen B. Spine injuries in the sport of gymnastics . Curr Sports Med Rep . 2009 , vol.8, №1, pp.20-28 .
  • Sports injuries: Mechanisms, prevention, treatment. Chapter 26 - Gymnastics. / Freddie H. Fu, David A, Stone M.D. 2nd edition - «Lippincott, Williams & Wilkins» , 1994 .
  • Cupisti A, D"Alessandro C, Evangelisti I, Piazza M, Galetta F, Morelli E. . Low back pain in competitive rhythmic gymnasts . J Sports Med Phys Fitness . 2004 , vol.44, №1, pp.49-53 .
  • Piazza M, Di Cagno A, Cupisti A, Panicucci E, Santoro G . Prevalence of low back pain in former rhythmic gymnasts . J Sports Med Phys Fitness . 2009 , vol.49, №3, pp.297-300 .
  • Tanchev PI, Dzherov AD, Parushev AD, Dikov DM, Todorov MB . Scoliosis in rhythmic gymnasts . Spine . 2000 ,
  • Авторские права на статью принадлежат Данная статья - интелектуальная собственность

    Данная оригинальная статья является интелектуальной собственностью и охраняется законом РФ "Об авторских правах". Любое использование материала данной статьи, полностью или частично, без размещения прямой гиперссылки на www..


    «Матч ТВ» - о жестокой изнанке красивого вида спорта.

    • С 16 по 19 мая в Баку пройдет чемпионат Европы по художественной гимнастике
    • Сборная России едет в сильнейшем составе: сестры Дина и Арина Аверины, а также Александра Солдатова
    • Наш сайт покажет турнир в полном объеме. Ссылки на трансляции - в конце материала

    Художественная гимнастика известна как изящный и грациозный вид спорта. Создается впечатление, будто девушки порхают над ковром и легко выполняют красивые элементы. Глядя на это, невозможно представить, какой трудный путь порой уготован спортсменкам. О некоторых тяжелых гимнастических падениях и травмах вы можете узнать из материала Камили Сулеймановой.

    https://twitter.com/mrsselezneva/status/494960136554053632

    Гимнастки обычно не афишируют свои повреждения, стараются тщательно их скрывать. Но иногда утаить не получается просто потому, что всем понятно: если лидер сборной не участвует в нескольких стартах подряд, причина, скорее всего, в травме. В художественной гимнастике, к сожалению, такое происходит часто. Пальцев рук не хватит, чтобы перечислить всех прим, которые в разные годы брали перерывы на лечение, выступали с переломами либо вообще уходили из спорта.

    https://twitter.com/mrsselezneva/status/465808112767991808

    Иногда в соцсетях можно увидеть фотографии с гематомами и ссадинами на ногах у «художниц». Кажется, спортсменки без проблем выполняют броски и ловят предметы, но на самом деле каждый новый элемент приходится учить неделями, а то и месяцами, чтобы безошибочно исполнить его на соревнованиях. В случае с действительно сложными элементами каждая неудачная попытка на тренировке приводит к таким вот последствиям.

    Лидеры настолько мотивированы, что не сдаются и добиваются своих целей вопреки здоровью. Конечно, не все девочки, которые начинают заниматься художественной гимнастикой, способны подобное выдержать. Многим кажется, что гимнастика это развлечение: веселые танцы, красивые шпагаты… В детских секциях и кружках, может быть, и так, но в большом спорте все иначе. Тренировки с утра до вечера, выходной - раз в неделю. По сути, взрослая работа. С таким графиком время на учебу можно найти только ночью, а на личную жизнь его вообще не остается.

    https://twitter.com/mrsselezneva/status/485458335572168705

    Школу, которую проходят гимнастки, сравнивают со службой в армии. Только там юноши служат год, причем после окончания школы или института. А девочек отрывают от семьи уже в 12-13 лет и не на 12 месяцев, а до конца спортивной карьеры. Они живут в таком графике несколько лет, тренируются в одном и том же зале. Получается своего рода День сурка. Подобные физические и прежде всего психоэмоциональные нагрузки не каждый взрослый человек выдержит.

    Травмы - спутники любой гимнастки, от них никуда не уйти в профессиональном спорте. Не знаю ни одну девушку, у которой за карьеру ничего вдруг не сломалось или не заболело. Нередко из-за одной болячки начинают появляться другие. И если синяки проходят за пару-тройку дней, травмы потяжелее способны перечеркнуть годы работы в зале.

    Самая известная из недавних историй произошла с Яной Кудрявцевой . Будучи первым номером сборной и двукратной чемпионкой мира в многоборье, летом 2015-го она серьезно повредила стопу.

    https://www.instagram.com/p/BBHvBJGFfj7/

    Кудрявцева пропустила половину сезона. После таких перерывов трудно возвращать спортивную форму, многие предпочитают просто завершить карьеру. Но Яна смогла восстановиться, привести сломанную, растренированную за время лечения ногу в нужные кондиции и выступать дальше, добыв в Рио серебро Олимпиады, которое не стало золотом только из-за нелепой ошибки в упражнении с булавами.

    https://www.instagram.com/p/BiXYQ2HFA_0/

    Тяжелые травмы не обошли и чемпионку Европы 2014 года среди юниоров Юлию Бравикову, на тот момент лидера молодежной сборной России. Планировалось, что она поедет на юношеские Олимпийские игры в Нанкин, но помешала травма, которая, как было сказано, не приходит одна. Бравиковой пришлось пережить две операции на коленях и несколько переломов - из-за них два года спортсменка провела не в зале, а в больницах. По меркам художественной гимнастики это смертельный для карьеры перерыв. За то, что Юля смогла вернуться в большой спорт и сборную России, ее прозвали «птицей Феникс».

    https://www.instagram.com/p/BjpFbsTlpiS/

    В самый неподходящий момент случались травмы и у еще одной сборницы - двукратной чемпионки мира и Европы Александры Солдатовой . Второй год подряд она пропускает по этой причине континентальное первенство. Как заявила главный тренер сборной России Ирина Винер , причиной травмы в этом сезоне стала недисциплинированность Солдатовой, из-за которой та набрала пять килограммов веса за неделю. В результате не выдержали кости левой ноги. Сейчас Александра восстанавливается и готовится к чемпионату мира, который пройдет в сентябре в Болгарии.

    https://www.instagram.com/p/BGoM8_ptOhk/

    Но, к сожалению, не всем удается вернуться. Чемпионка мира среди юниорок 2016 года Алина Ермолова, которую называли нашей олимпийской надеждой, в итоге долгое время передвигалась на костылях. Не выдержали тазобедренные суставы. Алина ушла из спорта и теперь проводит учебно-тренировочные сборы, передает свои навыки подрастающему поколению. А ведь ей всего 18!

    У многих гимнасток судьба сложилась непросто, но лучшие из них не сдались. Хрупкие девушки проявляют порой воистину стальную волю.

    Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата у гимнастов составляют 38% всей патологии. Среди них наиболее частыми являются заболевания суставов: деформирующие артрозы, остеохондропатии, хондромаляции, а также хронические поражения капсульно-связочного аппарата. Заболевания носят, как правило, микротравматический характер и возникают на почве хронических, длительных перегрузок. Поражения у гимнастов наиболее часто локализуются в области коленного, голеностопного и локтевого суставов.

    Второе место среди хронических заболеваний опорно-двигательного аппарата у гимнастов занимают заболевания позвоночника, остеохондрозы и различные аномалии поясничного и пояснично-крестцового отдела позвоночника.
    Хронические миоэнтезиты и паратенониты (в основном ахиллова сухожилия) откосятся к категории тяжелых и плохо поддаются терапии.

    Нельзя не сказать и о группе заболеваний , характерных для области коленного сустава: хронические препателярные, инфрапателярные бурситы, явления микротравматической тендопатии собственной связки надколенника, болезнь Осгуд-Шлаттера. Учитывая раннюю специализацию гимнастов, последние приобретают важное значение в спортивной ортопедии, так как порой полностью исключают возможность занятия спортом в течение длительного времени. Следует также отметить" малую эффективность консервативного лечения.

    Художественная гимнастика

    В этом виде спорта более ограничена зона патологии опорпо-двигательного аппарата . Здесь уязвимыми звеньями являются коленный сустав (37,68%), голеностопный сустав и стопа (около 24%), а также поясничный и грудной отделы позвоночника (около 18%). У спортсменов отмечается довольно большой процент патологии области тазобедренного сустава.

    Острые травмы опорно-двигательного аппарата у спортсменов, специализирующихся в художественной гимнастике, составляют 58,19%. Как и в спортивной гимнастике, наибольшее количество среди них приходится на повреждения менисков, крестообразных и боковых связок коленного сустава, а также на сочетанные повреждения капсульно-связочного аппарата. Большой удельный вес имеют травмы миоэнтезического аппарата: повреждения мышц и подкожные разрывы сухожилий, из которых подавляющее число приходится на ахиллово сухожилие.

    Обращает на себя внимание сравнительно большое количество переломов. В основном они локализуются в области предплечья и локтевого сустава. Ушибы мягких тканей относятся к категории травм средней тяжести и встречаются сравнительно редко.

    Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата занимают около 42% всей патологии. Отличительной особенностью этой патологии являются преимущественное поражение области позвоночника (22%), а также болезни суставов (в основном коленного). Наиболее часто отмечаются остеохонропатии, хронические заболевания (микротравматизация) капсульно-связочного аппарата, микротравматизация хряща, жировых тел, собственной связки надколенника и в небольшом проценте случаев - препателярные и локтевые бурситы.

    Болезнь Осгуда-Шлаттера встречается в три раза реже, чем в спортивной гимнастике, что можно объяснить особенностью этого вида спорта. Следует отметить и сравнительно небольшое количество хронических заболеваний миоэнтезического аппарата.

    28.11.2016


    Российская гимнастка Яна Кудрявцева скорее всего завершила карьеру из-за тяжелых последствий перелома ноги, рассказала журналистам глава Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ) Ирина Винер-Усманова.

    Кудрявцева, которой в сентябре исполнилось 19 лет, 13 раз завоевывала золото чемпионатов мира, а на Играх в Рио стала второй в личном многоборье.

    "У неё больше нет сил терпеть операции. Хотя это наши слезы, наша боль, потому что такая красавица и такая необыкновенная гимнастка ушла так рано. Но так решено, а мы только смотрим на результат", - рассказала Винер-Усманова, добавив, что сейчас Кудрявцева занимается личной жизнью.

    Елена Соболь, Р-спорт

    Гимнастка Кудрявцева рассказала, как стала чемпионкой мира с переломом ноги

    «Мы привыкли делать свою работу через боль, пот, а зачастую и кровь»

    Недавно русскоязычный интернет взорвался сенсационной новостью о том, что Яна Кудрявцева, которая в мире художественной гимнастики считается наследницей славы Алины Кабаевой и Евгении Канаевой, завоевала 5 (пять!) золотых медалей на чемпионате мира в Штутгарте, выступая на этих престижнейших соревнованиях с переломом стопы. Ещё перед официальной пресс-конференцией, намеченной на вторник, 13 октября, нам удалось эксклюзивно пообщаться с красавицей-гимнасткой и узнать у неё: так ли это?

    Гимнастка Кудрявцева рассказала, как стала чемпионкой мира с переломом ноги.

    Так, но давайте сначала немного истории, - начала свой рассказ Кудрявцева. - Всё началось с этапа Кубка мира, который состоялся в Казани в конце августа. Выступая на этих соревнованиях я поняла, что травмировала голеностоп. Но травма была привычная. Как это ни ужасно звучит, но мы привыкли делать свою работу через боль, пот, а зачастую и кровь. Поэтому после обследования врачей, которые установили воспалительный процесс в зоне роста, перелом обнаружен не был, хотя боль была сильной. У меня был выбор выступать на чемпионате мира в Штутгарте или нет. Я сделала естественный для себя выбор - то есть выступала. Нога болела, но я прошла все испытания на обезболивающих и фиксирующем тейпе.

    В других видах спорта завоевать одну золотую медаль чемпионата мира находясь при этом в лучшей в жизни форме - и то считается подвигом. Вы в Штутгарте 5 раз брали золото - с травмой, при которой просто ходить сложно, а вам приходилось прыгать и вставать на полупальцы. Откуда эта воля и стойкость характера?

    Я думаю лучше всех, на него может ответить мой папа – олимпийский чемпион Барселоны по плаванию Алексей Кудрявцев. Именно он вложил всего себя в мою реализацию в спорте. Мама тоже очень много делает для моей поддержки, окружая меня любовью и заботой, но отец - это пример железного характера, подчинённого главной жизненной цели. Его пример для меня является руководством в жизни. И, конечно же, характер формирует команда, которая работает со мной, а это мой личный тренер Карпушенко Елена Львовна, хореографы, врачи и все те, кто помогает мне добиваться хороших результатов в спорте.

    Можно было бы отказаться от выступления на чемпионате мира и поберечь ногу для будущих стартов, в первую очередь для Олимпийских игр в Рио?

    В сложившейся ситуации - точно нет! Во-первых, степень угрозы получения серьёзной травмы не была очевидной. Во-вторых, в Штутгарте разыгрывались лицензии на участие в Олимпийских играх. Я должна была получить возможность выступать там, чтобы не подвести тех, кто верит в меня. Это не только семья и близкие, тренеры и друзья по сборной команде, но и огромное число простых болельщиков – любителей художественной гимнастики. И главное, для меня очень важно, сделать всё от меня зависящее для утверждения величия России! А смогу я это сделать, только честно и с полной отдачей делая свою работу на гимнастическом ковре. Это получается у меня лучше всего.

    Яна, вы могли бы более подробно рассказать о травме и её последствиях?

    Конечно, тем более, что в этом нет ничего секретного. После окончания чемпионата мира и возвращения домой сразу попала в руки врачей. Меня осматривали хирурги, делали КТ и МРТ. В результате чего свет увидел следующий диагноз: перелом 1\4 части ладьевидной кости левой стопы. Он подразумевал проведение срочной операции, так как просто, само собой, ничего не пройдёт и не склеится.

    Спасибо президенту Всероссийской федерации художественной гинастики и нашему главному тренеру Ирине Александровне Винер за то, что она сразу предложила помощь и клинику в Германии. Не теряя времени мы с папой отправились туда на обследование, но оказалось, что операция, которую мне там предложили сделать, потребует очень длительного периода восстановления. Это могло поставить под угрозу моё выступление на Олимпийских играх. Мы были очень растеряны, но удача улыбнулась нам, папины друзья-спортсмены посоветовали клинику в Мюнхене, где оперировались известнейшие звёзды мирового спорта: хоккеисты, футболисты и даже представительницы художественной гимнастики. Вот там-то, в день своего 18-летия я и оказалась, правда, не за праздничным столом, а на операционном столе. В общем, день рождения удался: операция прошла успешно и уже через 6 недель я смогу приступить к тренировкам. Особенно хочу поблагодарить врача нашей сборной Андрея Абрамова, который постоянно находился со мной на обследовании и на операции, очень помогал мне.

    Почему операцию делали в Германии, а не в России?

    Я уверена: в России есть специалисты, способные сделать её не хуже, чем там. Но вот парадокс, мы о них не знаем или знаем меньше, чем о врачах в Германии. Здесь ведь очень важны рекомендации и опыт помощи в подобных случаях. Поэтому Германия - удачный, но случайный выбор, продиктованный обстоятельствами.

    Как этот вынужденный простой в тренировочном процессе может повлиять на подготовку к Олимпийским играм?

    Да, очень важно скорее приступить к полноценным тренировкам. Но пока могу заниматься лишь упражнениями, которые не задевают больную ногу. Через 2 недели после операции мне снимут швы и я смогу плавать в бассейне, а через 6 недель мне снимут ортопедический сапог и тогда я начну восстанавливать свою физическую форму. Очень волнует в этой связи вопрос подготовки новой программы. Но сквозь это волнение проступает папина уверенность в том, что мы с тренером сделаем всё возможное для того, чтобы не разочаровать любителей и специалистов художественной гимнастики. А вообще кажется, что эта история с переломом меня мотивировала и придала еще больше внутренних сил для будущих тренировок.

    Вы говорите, что травма вас мотивировала в спортивном плане. А вообще ситуация, когда вы, «Леди совершенство», как вас часто называют журналисты, вынуждены передвигаться на костылях, повлияла на вас?

    Вы знаете, ограниченность в возможностях, когда только вчера мне было подвластно любое движение из арсенала, недоступного многим, а сегодня папа носит меня на руках на пятый этаж нашего хрущёвского дома, заставляет о многом задуматься. Задуматься над тем, что раньше воспринималось как данность, а теперь как награда Господа, которую надо беречь и за которую надо благодарить. А ещё я думаю о том, что не у каждой девочки на костылях есть такой могучий папа, который может поднять и отнести на пятый этаж в доме без лифта. Что не у каждого инвалида есть возможность, заплатив за такси, с комфортом добраться из точки «А» в точку «Б». И многие другие вещи, касающиеся людей с ограниченными возможностями, вдруг стали для меня более понятны. Я уверена, что теперь не смогу пройти мимо, не заметив чужой боли, как часто может пройти слепой в своём здоровом счастье человек.

    А как вы используете вынужденную передышку в тренировках?

    Постараюсь побольше читать, заниматься английским и копить желание тренироваться. Будет время общаться с друзьями и родными. Можно надышаться осенним воздухом, погулять в парке с сестрой. Уверена, что эта неожиданная остановка на пути моей подготовки к Играм в Рио не препятствие, а трамплин к новым победам!

    Ирина Бонина, Московский Комсомолец

    ЯНА КУДРЯВЦЕВА: "НЕ ПОЖАЛЕЛА НИ РАЗУ, ЧТО ВЫСТУПИЛА НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА СО СЛОМАННОЙ НОГОЙ"

    После полугодичного перерыва в выступлениях из-за серьезной травмы ноги абсолютная чемпионка мира вернулась на ковер и вне конкурса выступила в трех видах программы на международном турнире в Риге.

    Побеседовать с гимнасткой мы договорились сразу после соревнований прямо в зале – после того, как Яна закончит выступления с мячом и обручем. Поначалу, правда, показалось, что к разговору моя собеседница не слишком расположена. Но когда я спросила об этом напрямую, Кудрявцева улыбнулась:

    – Не обращайте внимания. Просто очень сильно устала. У меня получился слишком большой перерыв в соревнованиях, просто огромный. Вот и отвыкла немного. Можно вообще не вернуться в гимнастику после того, как шесть месяцев не выступал. Знаю, что большинство девочек, у которых случались подобные травмы, предпочитали сразу закончить со спортом.

    – Вам, получается, повезло?

    – Наверное, да. Я не раз думала об этом. И до сих пор, если честно, не понимаю, как мне удалось со всем справиться. Когда не тренируешься, очень быстро пропадает гибкость, растяжка, теряется мышечная память. В этом отношении у нас очень специфический вид спорта: требует настолько тонкой и сложной координации, что возвращать какие-то ощущения бывает непросто даже после единственного выходного дня.

    – Насколько сложной была ваша операция на ноге?

    – Сначала планировалось, что она будет очень сложной. У меня, как выяснилось при обследовании, полностью раскрошилась в ступне ладьевидная косточка, начался некроз тканей, и немецкие врачи собирались взять косточку из бедра и заменить ей ту, что раскрошилась. Но потом медики решили, что можно попробовать столь сложных манипуляций избежать: мне хорошенько вычистили раскрошившиеся кусочки, заново перешили связки, поэтому восстановление получилось более быстрым, чем могло быть.

    ВРАЧИ НЕ ВИДЕЛИ, ЧТО У МЕНЯ ПЕРЕЛОМ

    – У вас ведь спортивная семья, отец – олимпийский чемпион по плаванию. Неужели вы не понимали, принимая решение выступать в прошлогоднем чемпионате мира со сломанной ногой, что этот подвиг может завершиться очень плачевно, и вы можете окончательно потерять возможность выступить на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро?

    – Нет, сомнений по поводу выходить на ковер, или нет, у меня не было никаких. Да и потом не пожалела ни разу, что отработала в Штутгарте всю программу. Реши я иначе, меня, полагаю, давно не было бы в сборной, и к Олимпийским играм сейчас готовились бы другие девочки.

    – Иными словами, раз уж приехал на соревнования, никого не должно волновать, что у тебя травмировано и как сильно болит?

    – Конечно. Выбор, как поступить, всегда остается за гимнасткой. Но меня и тренеры тогда поддержали в этом решении, и родители были "за". Тем более что на тот момент никто и подумать не мог, что с ногой до такой степени все серьезно.

    – Хотите сказать, что о переломе стало известно только после соревнований?

    – Да. Нога достаточно сильно болела, но врачи склонялись к тому, что у меня просто воспалились зоны роста. Поскольку воспаление было достаточно сильным, оно смазывало общую картину, не позволяло увидеть перелом.

    – Точно такая же история произошла в свое время с Ляйсан Утяшевой, которой долгое время не могли поставить диагноз. В ее случае вообще никто не верил, что нога может быть сломана.

    – Да, я помню тот случай. Причем сломана у Ляйсан была как раз ладьевидная косточка.

    – И кто же сумел поставить правильный диагноз?

    – Это произошло уже в Германии, когда меня отправили туда на обследование. После чемпионата мира я успела немного отдохнуть, воспаление и опухоль уменьшились, вот и стало видно, что с костью проблема. Думаю, если бы тренеры знали, что у меня перелом, выступать в Штутгарте мне просто не позволили бы.

    – В одном из интервью вы сказали, что для вас не важно, кто именно выиграет в Рио-де-Жанейро, главное, чтобы это была российская спортсменка. Неужели действительно так считаете?

    – Нас так приучили. Флаг России должен всегда быть выше остальных. Кто именно будет под этим флагом стоять на пьедестале – уже второстепенно. Конечно же, очень хочется выиграть самой. Но прежде всего хочется дойти до этих Олимпийских игр, отобраться в сборную. При нашей конкуренции в команде это совсем не просто – скамейка запасных огромная.

    – Неужели у вас никогда не возникает мыслей о том, что вы – с таким отношением к спорту – всего лишь солдатики в чьей-то чужой и достаточно фанатичной гонке за золотом?

    – Не думаю, что кто-то из нас настраивает себя таким образом. Можно ведь и по-другому рассуждать: если на протяжении стольких лет российские гимнастки занимают исключительно первые места, если за нами стоит такая история и такие традиции, то как можем проиграть мы сами?

    ВСЕГДА ВЫБЕРУ СОН ВМЕСТО ЕДЫ

    – Пока я ждала вашего выступления, сидя в зале, то заметила, что у многих спортсменок, когда они уходят с ковра, начинает сводить ноги судорогой.

    – Ноги сводит у всех. На тренировках привыкаешь делать комбинации в определенном ритме, с одним и тем же приложением сил. В соревнованиях же подсознательно всегда стремишься выложиться по максимуму. Плюс – музыка подстегивает. Вот икроножные мышцы и начинают реагировать спазмами.

    – Какие-то специальные упражнения для того, чтобы привести мышцы в порядок, вы используете?

    – Восстанавливаться помогает бассейн, баня, массаж.

    – Вы успеваете думать на ковре в процессе выполнения трюков, или это абсолютный автоматизм, наработанный тренировками?

    – С годами, конечно же, появляется автоматизм. Все-таки я серьезно тренируюсь уже 15 лет.

    – Отчего тогда происходят ошибки?

    – У меня – от настроения. Совершенно не умею полностью вкладываться в работу, если настроение плохое. Наверное, я просто слишком эмоциональный человек. Когда прихожу на тренировку в хорошем настроении, бывает, что комбинация без труда получается с первого раза. А бывают дни, когда наоборот все валится из рук, за что ни возьмись.

    – Проблемы с весом вам знакомы?

    – Они, конечно же, существуют. Начались где-то год назад, когда мне исполнилось 17. Нельзя сказать, что это какие-то глобальные проблемы, просто если раньше я вообще не думала о том, что нужно как-то ограничивать себя в еде, то сейчас обратила внимание, насколько легче и быстрее стал прибавляться вес, стоит хоть чуточку себя "отпустить". Хотя за то время, что восстанавливалась после операции, я даже похудела. Но, разумеется, очень тщательно следила за тем, как питаюсь.

    ИРИНА ВИНЕР-УСМАНОВА: "ЕСЛИ ЕСТЬ РАЙ НА ЗЕМЛЕ – ЭТО НАША БАЗА"

    – Одна из ваших коллег сказала мне как-то, что жизнь в Новогорске – это тюрьма.

    – Можно сказать и так.

    – Это мучительно? Или можно привыкнуть?

    – Я бы не сказала, что привыкнуть к этому сложно. Многие гимнастки первое время очень сильно скучают по дому, но мне в этом плане было легче: все-таки родители в Москве, всегда могли приехать. В художественной гимнастике не так просто заслужить, чтобы тебя заметили и пригласили в Новогорск. Мы с моим тренером попали туда не с первого раза. Несколько раз просились, но нам отказывали. Говорили, что это нужно заслужить.

    – У понятия "заслужить" есть какие-то конкретные критерии?

    – Да, конечно. Например, попасть в тройку сильнейших на первенстве России.

    – Сколько часов в день занимают у вас тренировки?

    – Это процесс, который идет на протяжении всего дня. Утром сразу после завтрака хореография. Никто из девочек как правило не завтракает, чтобы была возможность подольше поспать. Я так точно выберу сон вместо еды, если будет такая возможность. Через полтора часа занятий переходим из хореографического в другой зал – на первую тренировку, на которой уже делаем полные "прогоны" своих программ. Потом обед, полтора часа дневного сна и снова зал. Там остаемся уже до самого вечера. Заканчиваем день общефизической подготовкой – с резиной, с отягощениями.

    ПАПА НИКОГДА НЕ ВИДЕЛ, КАК Я ВЫСТУПАЮ, "ЖИВЬЕМ"

    – Почему на турнире в Риге вы выполняли только три комбинации?

    – Пока еще не сумела восстановить программу полностью. Вот мы с тренером и решили, что упражнение с лентой делать не будем: отработаем только мяч, обруч и булавы. Не хочется же показывать, что я не готова. Но выступить в реальных соревнованиях мне было очень нужно. В конце марта в Италии будет проходить Кубок мира, где я должна работать уже в полную силу.

    – Волновались, выходя на ковер после столь долгого перерыва?

    – Я вообще никогда не волнуюсь. Даже когда выступала на своем первом чемпионате мира. Не знаю, почему так. Может быть, помогают разговоры с папой – мы всегда с ним общаемся по телефону перед моими соревнованиями. Хотя, наверное, просто так устроена нервная система. Я даже как-то пыталась заставить себя переживать, старалась вызвать в себе какие-то эмоции по этому поводу. Думала: а вдруг переживания помогут мне собраться и выступить еще лучше? Но у меня ничего не получилось.

    – У вас ведь в команде, насколько мне известно, есть психолог. К нему ходите?

    – Иногда. Говорят, что психолог может помочь. Почему же не воспользоваться этим?

    – А чем занимается сейчас ваш отец?

    – Из плавания он ушел, хотя после окончания своей карьеры какое-то время работал тренером в бассейне. Сейчас ведет свой бизнес, вообще не связанный со спортом.

    – И ездит на ваши соревнования?

    – Нет. Папа вообще ни разу в жизни не видел, как я выступаю, "живьем". И никогда не смотрел соревнования в онлайне. Только в записи.

    – Почему?

    – Он очень переживает, когда я выступаю, поэтому и сказал, что его нервы этого не выдержат. Мама довольно часто ездит на соревнования вместе со мной, но тоже не смотрит, выступления: как только подходит мой стартовый номер, вообще уходит из зала.

    – В художественной гимнастике спортсменки обычно с какого-то периода начинают очень обостренно воспринимать собственный возраст.

    – Я пока об этом не думаю, хотя с Ритой Мамун мы часто в шутку называем себя старушками. В нашем виде спорта достаточно много гимнасток, которым по 23-24 года, а некоторым и того больше. Другой вопрос, что расслабляться нельзя никому – слишком велика конкуренция за место в команде.

    – Вы считаете себя везучим человеком?

    – Да, конечно. Разве невезучий человек смог бы выиграть столько титулов?

    – А жалко себя бывало?

    – А как же! Но в этом случае можно позволить себе поплакать. Главное, чтобы никто не видел.

    Яна КУДРЯВЦЕВА
    Родилась 30 сентября 1997 года в Москве.
    Дочь олимпийского чемпиона по плаванию Алексея Кудрявцева.
    Выступает на соревнованиях по художественной гимнастике с 2008 года.
    Во взрослой сборной России – с 2013 года.
    13-кратная чемпионка мира (2013, 2014, 2015).
    8-кратная чемпионка Европы (2014, 2015).
    4-кратная победительница Европейских игр (2015).

    ВАЙЦЕХОВСКАЯ ЕЛЕНА, Спорт-экспресс