Индийское общество имеет одну из самых сложных социальных структур в мире. Его члены существуют в строгой иерархии каст, но одна из них сильно выделяется в общей группе, поскольку не является наследственной. Ее представители добровольно вступают в данную касту, ориентируясь на собственное самоощущение. Это каста – хиджры.

Девочка в мальчике

На Западе таких людей называют трансгендерами, а в Индии, Пакистане и Бангладеш – хиджра. В основном это мужчины, которые ощущают себя как женщины и, соответственно, носят женскую одежду. Многие из них делают и операции по удалению полового органа. Причем процедура эта официально запрещена, и сделать ее не решиться ни одна клиника. Отчасти поэтому происходит все обычно подпольным способом, когда старший член касты большим ножом просто отрубает новичку «опознавательные органы». При этом кровь долго не останавливают, чтобы с ней из тела «вышло все мужское». На месте «операции» обычно остается безобразный шрам.

Однако, так делают не все, среди представителей касты есть те, кто физически остается мужчиной, а некоторые даже имеют жен и детей.

Внутри касты существует своя иерархия и разделение ролей, все участники должны им подчиняться. Взамен они получают поддержку и своеобразную защиту со стороны «своих».

Как и многое в индийской культуре, отношение к хиджрам неоднозначное. С одной стороны, они относятся к низшей касте, которую не уважают. Существует целая система правил и запретов, которые должны соблюдать хиджра. Например, они не могут питаться в общественных местах вместе со всеми, да и любые отношения с ними считаются нечистыми.

С другой стороны, хиджра боятся и почитают. Так, если представитель этой касты пришел на праздник, его должны накормить. Оскорбить такого человека для индийца значит навлечь на себя проклятие, за исключением ситуаций, когда хиджра сам нарушил неписанные правила. Нередко их специально приглашают на свадьбы и дни рождения в качестве танцоров и музыкантов, считается, что они принесут благополучие и обильное потомство брачующимся. А женщины, которые не могут родить, часто обращаются к ним за благословением.

Живут хиджры за счет этих выступлений, а также попрошайничества. Они могут, например, просить милостыню в поездах или на площадях. Люди обычно охотно дают им деньги, опасаясь навлечь на себя их гнев. Некоторые занимаются проституцией, но это опасное дело, за которое местные жители могут побить «третий пол». Власти пытаются найти для них социальные формы работы, чтобы хиджры могли содержать себя и свои семьи, к примеру их устраивают сборщиками налогов, заработок которых составляет процент от собранной суммы.

Истоки закона

Как у любой касты, у хиджра есть свой покровитель – Бог Шива, точнее, он считается праотцом представителей хиджры. Согласно индуистской традиции Шива кастрат, поскольку его орган является отдельным элементом культа, а одно из воплощений этого божества – Ардханаришвара, совмещает в себе черты и мужчины, и женщины, тот есть является гермафродитом.

Такая история говорит о древности традиции и постоянном присутствии хиджр в индийском обществе, которое научилось быть терпимым ко многим явлениям. Вот и законодательное закрепление «третьего пола» произошло в Индии раньше, чем во многих демократических странах. Власти вынуждены были пойти на такой шаг, понимая, что такая большая часть общества должна иметь свои права и статус. А также признание трансгендеров стало одной из попыток защитить этих людей и вывести касту «неприкасаемых» из тени, сделав их официально членами общества с равными правами.

Подобный шаг привлек представителей «третьего пола» из других стран, которые отправляются жить в Индию. Однако, внутри и межкастовые отношения в государстве настолько сложны, что приспособиться к ним удается мало кому.

Статус хиджры является одновременно проклятием и благословением для человека, который не просил об этом, но судьба распорядилась таким образом, что человек воспринимает себя одновременно и мужчиной, и женщиной. Все что ему остается – это принять свою роль и максимально приспособиться к ней, выполняя до конца.

Вопреки природе человеческой в Индии появился «третий пол». Во время очередной переписи населения представители хиджра - одной из групп касты неприкасаемых - отказались регистрироваться как мужчины и женщины и потребовали признать их особым, третьим полом. 16 апреля 2014 года Верховный суд Индии официально удовлетворил притязания хиджра.

Вагонная вымогательница

Однажды я с двумя спутниками ехал в поезде Пури - Дели. Мы занимали одну сторону купе слипера (это вроде нашего плацкартного вагона, только спальные места располагаются в три ряда), на другой стороне - пассажиры-индийцы: пожилая пара и мальчишка-студент.

Перезнакомились, оживленно беседовали, а парень даже устроил концерт, аккомпанируя себе на каком-то национальном струнном инструменте, вследствие чего в нашем купе прибавилось народу - подтянулись соседи по вагону. Дальше ехали весело, в тесноте, да не в обиде. Мы пели русские песни, они - индийские, а все вместе - английские.

На какой-то станции в вагон ввалилась шумная стая пестро одетых женщин - типа наших цыганок. Оглашая пространство резкими, пронзительными голосами, они останавливались возле каждого купе. Наконец, одна из них подошла к нам, уставилась на меня наглыми насмешливыми глазами и резким повелительным движением выбросила вперед правую руку, требуя дани.

Тут только я рассмотрел ее - и обнаружил нечто странное. Вроде бы женщина в пестром красивом платье, увешанная украшениями, ярко, вызывающе накрашенная. Но черты лица какие-то грубоватые, неженственные, и фигура - высокая, мускулистая. Вошедшая что-то отрывисто произнесла на хинди командным тоном. Понятно, впрочем, что ей нужно.

Я не шелохнулся - не было у меня лишних рупий для всяких попрошаек, тем более таких наглых. Зато индийцы зашуршали купюрами, подобострастно протягивая их посетительнице. Она принимала их не глядя, небрежным жестом, не благодаря за подаяние. Потом, взглянув на нас, опять что-то резко произнесла и ухватилась рукой за подол, намереваясь приподнять его.

Тут подошла другая такая же «цыганка» и остановила свою подельницу, потянув за рукав. Бросив на нас пренебрежительно-насмешливый взгляд, вымогательница царственно удалилась. После их ухода пассажиры-индийцы стали посматривать на нас с каким-то суеверным ужасом. Все веселье разом разладилось.

Кто это были? - поинтересовался я у товарища - знатока Индии и ее обитателей.

Как? Ты не понял? - удивился он. -Это же хиджра!

Благословенные и проклятые

Это довольно специфическая социальная и религиозно-культовая группа, имеющая очень низкий общественный статус. В нее входят гермафродиты, бисексуалы, кастраты, трансвеститы, гомосексуалы... О них не принято говорить в приличном индийском обществе. Однако этих людей не только побаиваются, но и уважают.

Считается, что хиджра обладают магическими способностями, коими их наделили высшие божества в качестве своеобразной компенсации за физиологическую либо психическую ущербность. Это своего рода колдуны, которые могут как благословить угодного им человека и тем самым принести ему удачу, так и наложить проклятие на кого-то, кто им не по нраву.

Хиджра обитают в основном в северной Индии, но их группы можно встретить повсюду в стране: на городских улицах, базарах, в поездах. Большинство хиджра имеют женский облик и одеваются как женщины: отпускают длинные волосы, носят сари, украшения, обильно пользуются косметикой, носят женские имена.

Они считают себя занана (что на урду означает «женский», «женоподобный», а также - «евнух»), называя при этом нормальных женщин нигаран. В сочетании с высоким ростом, иногда низким голосом, мускулистым телом это производит странное впечатление. Они передвигаются группами по 3-4 человека, попрошайничают, пристают к окружающим, особенно к мужчинам.

Похитители младенцев

Журналист и исследователь Светлана Рыжакова выделяет несколько видов этих особей «третьего пола». Хиджра - матерые мужиковатые существа, имеющие, например, женские грудь и половые органы, но при этом также грубый низкий голос, мощные мышцы, резкие черты лица.

Хиджри - женственные гермафродиты, внешне больше похожие на девушек; они не занимаются проституцией, но поют и танцуют за деньги.

Наконец, аквахиджра - гермафродиты, имеющие мужские половые органы. Кроме того, к гермафродитам подчас тяготеют некоторые гомосексуалы и бисексуалы, которые после обряда оскопления входят в их круг.

Иная классификация выделяет кудрати хиджра - собственно гермафродитов, имеющих слабо развитый мужской орган, хиджра кастратов и джаакха - среди которых существуют мужчины, которые имеют жену и детей, но работают вместе с танцорами-хиджра и аккомпанируют им на барабане дхолак.

Численность хиджра точно неизвестна. По разным оценкам, она колеблется от 50 тысяч до 5 миллионов. Их ряды постоянно пополняются за счет новорожденных, у которых имеются половые аномалии. О таких детях узнают от акушерок, занимающихся частной практикой или работающих в роддомах, или же непосредственно на празднованиях по случаю рождения ребенка, куда хиджра непременно являются (порой без приглашения) и при этом обязательно осматривают виновника торжества.

Во многих случаях родители отдают таких детей с врожденными дефектами в общину добровольно, это своего рода принесение жертвы во имя искупления грехов. А при отказе родителей отдать младенца хиджра могут выкрасть его или даже захватить силой и навсегда скрыть в недрах своего общества.

Способы заработка

В социальном отношении хиджра неоднородны. Светлана Рыжакова выделяет следующие четыре группы, по-разному зарабатывающие себе на жизнь:

«Высокие группы исполняют танцы, их приглашают на празднование рождения и свадьбу, где они благословляют новорожденного или молодую чету, поют и танцуют, и где получают дары - бадхаи - обычно деньги, сладости, одежду и зерно. Выступления хиджра носят отчетливую символику плодородия. Танец и пение хиджра - бурлеск имитации женского поведения, иногда вульгарной, иногда превосходной.

Широко используются грубые шутки, явные эротические жесты, хиджра подшучивает над аудиторией, особенно над мальчиками-подростками. Существуют традиционные сюжеты, разыгрываемые хиджра, например, изображение беременной женщины, испытывающей трудности на разных стадиях беременности.

Средние группы поют и пляшут на площадях и рынках, прислуживают в домах, даже работают поварами. В некоторых городах Индии хиджра владеют общественными банями.

Низкие исполняют грязную работу по домам, нижайшие - занимаются криминальными делами, выпрашивают милостыню у прохожих, у пассажиров в поездах, в магазинах (за распределением собранных средств следят старшие), приводят клиентов к проституткам. Хиджра, не соблюдающие целибат и занимающиеся проституцией, называются балавар кхар, дхорру котхи.

Имеются особые группы хиджра, прислуживающие в храмах. В настоящее время хиджра выступают с танцевальными представлениями на выставках, презентациях, праздниках в колледжах, снимаются в художественных фильмах».

Белый танец Шивы

Большинство хиджра являются индуистами, многие из них поклоняются Бахучара Мата - одной из многих ипостасей Богини-матери. В каждом из их домов есть алтарь с изображением этой богини. Главный храм, посвященный Бахучара Мата, расположен в Ахмадабаде. Кроме того, хиджра идентифицируют себя с Шивой - высшим божеством, объединяющим в себе сексуальность и аскетизм.

Очень популярен среди них облик Шивы - Ардханаришвара, это полуженщина-полумужчина, или единение Шивы с супругой, божественной женской энергией, Шакти. Предания о Шиве и Парвати повествуют об их постоянном «переодевании» в одежды друг друга, в особенности в ходе игры и танца.

В тамильской поэме «Шилаппадикарам» («Повесть о браслете») среди 11 божественных танцев упоминается пандарангам - «белый танец, который Шива в облике богини Бхарати танцует перед четырехглавым Брахмой, стоящим на колеснице». Хиджра часто посещают шиваистские храмы.

Гуру и челли

Главный принцип социальной организации хиджра - отношения между гуру (учителем) и челли (воспитанницей, ученицей). Гуру - старшая личность - понимается как отец, мать или супруг, челли обязаны ему подчиняться, выказывать уважение. Ученицы одного учителя словно сестры между собой.

Хиджра примыкает к общине под покровительством какого-либо гуру, в идеальном случае он остается таковым на всю жизнь (хотя возможна и смена учителя).

Гуру выступает первым мужем хиджра, и если он умирает, то хиджра почитается вдовой. Хиджра говорят, что они не могут жить без своего гуру, в противоположность обычным людям, которые способны жить без своих матерей. Задачей гуру является обеспечение жилища, способа и места работы для своих челли.

Лучшие сборщики налогов

В последнее время хиджра стали заявлять о себе в обществе. Существует общеиндийская ассоциация хиджра, которая собирается в случае юбилеев или смерти наиболее выдающихся учителей. У них появились своя партия и профсоюзная организация. В Мумбаи возникла государственная служба хиджра, занимающаяся сбором налогов и взиманием долгов.

Через некоторое время было замечено, что взимание долгов совершается чрезвычайно успешно: индиец не отказывает хиджра, это чревато самыми плохими для него последствиями.

В конце 1990-х годов хиджра получили избирательные права. Однако они до сих пор не имеют права наследовать собственность, открывать банковские счета, усыновлять детей, вести торговлю или даже получать кредиты.

Но общество хиджра значительно модернизируется: им удалось сформировать, внедрить в жизнь новое мировоззрение, основывающееся на чувстве самоуважения и опоры на собственные силы.

Михаил ЮРЬЕВ

Как-то в древние времена в Гуджарате прекрасная молодая девушка Бахучара шла по тропинке в джунглях. Внезапно на группу людей, с которыми она шла, напали грабители. Страшно боясь, что ее изнасилуют, Бахучара вынула кинжал и отрезала себе грудь, предложив ее бандитам вместо девственности. Такое самопожертвование и последовавшая за этим смерть девушки привели к обожествлению Бахучары как богини плодородия – Бахучара Мата.

Бахучара Мата активно вмешивается в жизнь смертных. Одна интересная притча повествует о правителе Джето, который молился ей, чтобы у него родился сын. Бахучара Мата согласилась, но правитель был импотентом. Как-то ночью, когда он спал, богиня явилась ему и приказала отрубить гениталии, одеться как женщина и стать ее слугой. Джето так и сделал, и с тех пор Бахучара Мата выбирала импотентов и давала им такое же приказание. Если они отказывались, она их наказывала – делала так, что на протяжении следующих своих семи реинкарнаций они оставались импотентами. Вот так развивается теперь культ Бахучары Маты, от приверженцев которой требуется изувечить себя в сексуальном отношении и соблюдать целибат.

В XIX в. некоторые люди сообщали, что импотенция являлась основным предварительным условием принятия хиджры , что на языке урду означает «мужчина с изувеченными гениталиями». В некоторых общинах за новообращенными следили чуть ли не год перед тем, как кастрировать их и принять в члены. На других налагали искушения – например, они должны были провести четыре ночи с проституткой, – чтобы проверить подлинность их импотенции. В той же мере был важен и целибат. Сегодня многие (возможно, большинство) хиджры занимаются гомосексуальной проституцией, в то время как меньшинство остается верным традиционному принципу сексуального воздержания. За этими хиджрами установлено строгое наблюдение, у них нет связей с мужчинами или хиджрами- проститутками, а на жизнь они зарабатывают тем, что развлекают людей песнями и танцами на свадьбах и праздниках по случаю рождения детей.

Их особое место в индийском обществе определяется кастрацией и ритуальными силами, которые им дарует Бахучара Мата. Процесс кастрации они называют нирван – совершенное спокойствие, свободное от страсти, начало высшего сознания. Индийские рукописи и сами хиджры определяют это как возрождение, причем на самом деле так оно и есть, потому что после того мужчины становятся «немужчинами». (Они даже предпочитают, чтобы при обращении их называли «она», а не «он».)

Операцию совершает повивальная бабка хиджра . «Она» никогда не получала никакого образования, но безусловно верит в божественную силу и не берет на себя ответственность ни за успех, ни за неудачу. Первый шаг состоит в том, чтобы, делая богине подарки, узнать у нее, подходит ли ей данное время. Потом наступает решающий момент. Повитуха раскалывает кокосовый орех; если Бахучара Мата хочет, чтобы операция произошла, две половинки разделятся очень четко.



Потом будущий хиджра уединяется где-то до месяца в доме, который ему нельзя покидать даже для того, чтобы заниматься собственным туалетом. Он должен воздерживаться от любых сексуальных отношений, не может смотреться в зеркало, ему запрещено есть острую пищу. Однажды утром, еще до рассвета его раздевают – «они должны быть такие же голые, как в день, когда родились» – и купают. Он сидит на низкой табуреточке, со спины его поддерживают помощники. Повитуха связывает его половой член и мошонку веревкой и сильно тянет. Тем временем он пристально смотрит на изображение Бахучары Маты и повторяет ее имя как мантру, пытаясь войти в транс. Повитуха быстро вынимает нож, который был заранее спрятан в ее сари, и отрезает его гениталии, вставив маленькую палочку в мочеиспускательный канал.

Хиджры утверждают, что не чувствуют боли, кроме «слабого щипка» или такого чувства, «будто это был укус муравья».

Сильное кровоизлияние, при котором кровь заливала пол, избавляло «ее» от признаков, составляющих мужское достоинство. Решающим был первый час, в течение которого становилось ясно, будет хиджра жить или умрет. Повитуха засовывала гениталии в банку, уходила и хоронила их под цветущим деревом. Потом в течение сорока дней она ухаживала за раной, которая оставалась незашитой, периодически облегчая боль смазыванием маслом кунжутного семени. Хиджра соблюдал строгую диету и не выходил из комнаты, даже чтобы сходить в туалет. Другие хиджры делали ему все, в чем он нуждался.



На сороковой день проводился обряд перерождения. Волосы на лице хиджры выщипывались, лицо и тело припудривали турмериком, который потом смывали. Он надевал свадебный наряд и ювелирные украшения, наносил макияж. Поздно ночью его отвозили к озеру, океану или храмовому бассейну, где трижды выливали ему на голову молоко, которое стекало в воду. Теперь он перерождался и освобождался от проклятья своей импотенции. С этого времени он имел право обращаться к своей богине, а та могла его использовать как инструмент, воплощающий в жизнь ее божественную волю.

Хиджра присоединялся к религиозной общине своих «сестер» и «теток» как к организационно оформленному третьему полу, занимающему в индийском обществе и обрядах особое место. Ими руководит гуру, они живут вместе группами от пяти до пятнадцати человек, не обращая внимания на обсуждения кастовых или религиозных проблем, которые только сеют распри и расколы в основном индийском обществе. Хиджры поклоняются Бахучаре Мате и зарабатывают на жизнь ритуальными представлениями, особенно на свадьбах и праздниках по случаю рождения мальчиков. Иногда их приглашают, но часто они приходят сами по себе, без приглашения, во всем многоцветье своих нарядов, включая колокольчики на лодыжках и покрытые блестками шарфы. Они бьют в барабаны, лихо отплясывают, поют и кричат, даже подтрунивают над своими хозяевами, навязчиво флиртуют с мужчинами, отпускают непристойные шуточки и делают непристойные жесты.

Когда празднуют рождение мальчика, хиджры приходят и осматривают гениталии малыша. Если они делают вывод о том, что ребенок будет импотентом, они говорят его родителям, что он должен быть кастрирован и стать хиджрой. «Эти дети принадлежат нам, потому что они такие же, как мы, – не мужчины и не женщины», – как сказал один хиждра . В противном случае ребенок будет оставаться импотентом в течение еще семи возрождений. На свадьбах хиджры оскорбляют жениха и его семью пародией на действительность, говоря о том, что они занимают более низкое положение, чем невеста и ее семья.

Подлинное значение хиджр на ритуальных торжествах определялось их способностью обеспечивать продолжение рода. Их женственные представители обладают силой шакти – творческой динамикой Богини матери, которую она передает им через их импотенцию. Оскопление хиджр , убивающее сексуальную страсть, в сочетании с их отречением от половой жизни – главные условия для обретения присущих им новых сил. Хиджры хорошо это знают и намеками указывают на себя как на санньясинов – странствующих нищих, посвятивших себя достижению духовной чистоты.

Однако сегодня многие индийцы из высших классов опасаются, что бесплодие хиджр скорее заразит, чем поможет их новобрачным дочерям, и потому под разными вежливыми предлогами не дают им танцевать вместе. На деле общей реакцией на хиджр обычно являются страх и насмешки. Они нередко приходят на церемонии незваными, хотя и ожидаемыми, вносят в них сумятицу и беспорядок, а потом требуют вознаграждения за оказанные услуги. Как бы то ни было, это составляет их традиционный способ заработка на пропитание. «Такими нас создал бог», – пояснил один хиджра ,

не мужчинами и не женщинами, и все, что нам осталось, это ходить на праздники, посвященные рождению ребенка, или на свадьбы, показать там небольшое представление и спеть пару песен, чтобы так мы могли продать наше искусство или талант и заработать немного денег на пропитание.

Когда хозяева выгоняют их, не заплатив ни гроша, хиджры применяют другую свою мощную силу, накликая на них иногда сбывающиеся проклятия. Один хиджра , которого в прямом смысле слова выкинули с празднования рождения ребенка, узнал, что его проклятие сбылось на следующий день, когда мальчик заболел и умер. «Под вопрос было поставлено уважение к нам», – позже пояснил хиджра .

Такие хиджры , как правило, ненавидят других, не соблюдающих аскетический целибат, а занимающихся гомосексуальной проституцией. Истинные хиджры хорошо осведомлены о том, что их статус зависит от соблюдения ими целибата, а также от отношений с богиней. К своим собратьям, занимающимся проституцией, они относятся как к фиктивным кастратам и обвиняют их – вполне обоснованно – в том, что те порочат репутацию хиджр .

В современной Индии слышны обвинения в том, что численность хиджр возрастает за счет того, что они похищают своих жертв и насильно их кастрируют. Несмотря на шокирующее впечатление, производимое такими слухами, исследователи определили, что большинство хиджр проходят кастрацию добровольно. У многих из них тенденция к изменению пола проявляется еще в детстве, и за это их преследует общество, включая собственные семьи. Некоторые просто приходят к выводу о том, что такая работа лучше, чем что бы то ни было другое из того, на что они могут рассчитывать.

Несмотря на обвинения и двойственность общественного восприятия, хиджры продолжают оставаться институтом организационно оформленного третьего пола. Их импотенция, кастрация и соблюдение сексуального воздержания объединены, чтобы создать средство для передачи чар Бахучары Маты, нарушающих нормальное функционирование в тех случаях, когда она и ее сексуально изувеченные приверженцы награждают простых смертных способностью к деторождению и другими проявлениями благодати. Кроме того, богиня предоставляет хиджрам возможность зарабатывать средства на жизнь, благословляя или проклиная их сомневающихся хозяев. Несмотря на то что численность отклоняющихся от нормы (занимающихся мужской проституцией) хиджр возрастает, истинные хиджры дорожат своим целибатом как тем качеством, которое в большей степени, чем любое другое, принесет им немножко больше общественного признания и уважения.

В Индии, Бангладеш, Пакистане - я встречаю их везде: на улицах, в общественном транспорте. Они сбиваются в небольшие стаи (по одному встретишь редко) и выделяются своим внешним видом среди остальных жителей этих стран. "Хиджра" : каста трансгендеров, кастратов, гермафродитов. Третий пол.

По вагону индийского поезда раздается хлопание в ладоши. Значит идет хиджра. Увидев это зрелище впервые, 6 лет назад, с нижней боковушки "Агра - Бангалор" я вдавился в полку и подумал чем отбиваться: руками или ногами. Каково же было мое удивление, когда я увидел, что все остальные пассажиры поезда легко расставались со своими деньгами, отдавая их этим существам, да еще и разрешали наложить на себя их руки. В прямом смысле: хиджры накладывали свои ладони на их головы, забирали деньги и шли дальше, продолжая хлопать в ладоши...

Ох, как не просто писать о них в среднем роде. Но так они требуют о себе сами: в последней переписи населения Индии эта каста требовала занесения себя в списки как "Третий пол". По слухам (а индийская перепись населения разрешает в отношении себя этот термин) их около миллиона.

кстати, самый страх - это когда в поезде такое существо будит тебя ночью, и ты спросоня вообще не понимаешь где ты.

Когда привыкаешь к первоначальному спорному ощущению от их внешнего вида, понимаешь, что это достаточно прикольные люди. Я еду в автобусе и вижу как они собирают деньги со стоящих на светофоре автомобилей. Мы можем поприветствовать друг друга, махнув рукой, перекинуться парой фраз - они вполне дружелюбны.

есть правда шикарное видео драки "трансвестита", как оно лихо орудует конечностями

а это уже истерика хиджры в полиции (осторожно: показ гениталий!)

Деньги им дают все. Потому что бояться не давать - считается, что если хиджра проклянет мужчину, то он потеряет мужскую силу. Женщины могут стать бесплодными. А индийское правительство вообще пошло на хитрый ход: хиджрам доверили собирать налоги. Попробуй не заплати! Сбор налогов повысился многократно.

В остальном же они могут без разрешения приходить на любое празднество: чтоб станцевать на свадьбах, на днях рождения. Если прикинуть сколько они собирают денег, например, пройдя всего лишь один вагон в поезде (а поезда в Индии километровые) - то финансово быть хиджрой очень выгодно. В остальном - это проституция, мошенничество и так далее. Короче, ничего криминального.

Насчет аммпутации органа. Кровотечение не останавливают. Кладут прямо на табуретку орган и отрезают. Обычно это происходит от рук более старшего члена по касте. Операция в Индии незаконна и делается в частных домах подпольным способом.

Теперь я покажу несколько художественных проектов, которые мне понравились, об этом явлении от различных авторов.

Muhammed Muheisen (Pakistan)

глава Исламабадского отделения Ассошиейтед Пресс сделал проект "Двойная жизнь", в котором хиджры предстают и в своем изначальном виде и после переодевания в женщину, а также показывается небольшой фрагмент одного дня члена сообщества хиджры. Мухаммед прожил в этой среде два года, и утверждает, что сделать этот проект было не так-то просто: нужно было длительное время, чтоб эти люди начали ему доверять.

Многие из них покидают свои деревни и уезжают в большие города, опасаясь реакции семьи и соседей.

Человек в красном сари - Васим Акрам - утверждает, что он не трансгендерный. Переодевание в женщину и танцы на свадьбах дают ему куда больший заработок, чем работа в магазине по продаже мобильных телефонов. Ниже представлены фрагменты его повседневной жизни.

Shahria Sharmin (Bangladesh)


Хиджр Индии, Бангладеша и Пакистана часто называют «кастой третьего пола», но это - не совсем верное название. Иногда, соотнося с двуполым божеством Ардханари, их называют одной из древнейших каст - но и это не совсем верно. Хиджры вызывают сочувствие и отторжение, любопытство и много общественных дискуссий. Это явление, полного аналога которому в западном мире нет.

Мужчины, которые хотят быть женщинами

Есть несколько стереотипов, к которым прибегают европейцы, описывая касту хиджр. Мужчины, которые хотят быть женщинами; проституированные гомосексуальные мужчины; кастраты; природные гермафродиты. На самом деле, ни одно из этих описаний не является полным, хотя все эти типы можно встретить в касте хиджр. Кроме них, частью касты являются женщины - жёны и дочери мужчин-хиджр. Правда, женщин касты хиджра государство не считает третьим полом.



Хотя среди хиджр немало гермафродитов и транссексуалов, решивших перейти в хиджры из других каст в зрелом возрасте, во многих случаях о добровольности ношения женского образа или, тем более, занятий проституцией в среде хиджр говорить нельзя. Хиджрами становятся или по факту рождения внутри касты - никакую другую карьеру рождённому хиджрой кроме тех, что связаны с его кастой, просто не разрешат сделать ни окружающие, ни другие члены общины; или в хиджры могут купить ребёнка, «обладающего признаками хиджры» - с недоразвитыми гениталиями, подозрением на двуполость или просто «слишком красивого для мальчика». Торговля детьми в Индии вне закона, и, тем не менее, по факту борьба с ней очень слаба. У государства не хватает ресурсов, у рядовых полицейских на местах - желания.

Хиджр также часто обвиняют в краже детей, оставленных ненадолго без присмотра, поскольку воспроизводимость общины меньше смертности, а детей продают всё неохотнее. Сколько в этих обвинениях реальных фактов, а сколько - неприязни к касте, трудно сказать. Антропологические исследования касты хиджр пока не очень глубоки, и уж тем более никаким исследователям в своём уме члены касты не признаются, если какой-то из детей был похищен.



В любом случае, даже взрослые хиджры необязательно желают носить женский образ в нерабочее время. Многие дома ходят в обычной мужской одежде, далеко не все принимают женские гормоны (хотя, вероятно, подростков к этому порой принуждают из соображений выгоды для клана). С другой стороны, многие носят женскую одежду и макияж всю жизнь, в любых обстоятельствах. Есть и хиджры, которые ходят в мужской одежде на представления - они работают музыкантами при тех, кто танцует в женской одежде. Общину хиджр невозможно описать как нечто однородное. Она объединяет множество очень разных людей.

Утерянные евнухи

Хотя, вспоминая о двуполом божестве Ардханари, многие полагают, что каста хиджр существует в Индии очень давно, надо заметить, что следы этой касты трудно найти дальше, чем на несколько веков назад (что для индийской цивилизации, начинающейся ещё с хараппских городов, просто ничто). По гипотезе, которая выглядит очень убедительно, каста хиджр образовалась из евнухов, которые остались без хозяев после того, как индуистское население скидывало власть мусульманских правителей.



В гаремах мусульманской знати Индии - преимущественно пришлой по происхождению - евнухи играли множество разнообразных ролей. Они ухаживали за женщинами гарема, развлекали и их, и мужчин танцами и песнями, сохраняли разного рода обычаи, связанные с церемониями вокруг свадьб, рождений и похорон, занимались хозяйством. Без сомнения, молодых невольников-евнухов склоняли к сожительству хозяева, но в целом евнухи были просто прислугой, прежде всего - на женской половине дома.

Индуисты относились к евнухам и кастрации намного жёстче, чем мусульмане; кроме того, очевидно, поначалу все или почти все евнухи были сами мусульманами, то есть - представителями завоевателей. В индийском обществе слуги-кастраты оказались брошены на самое дно. Хотя они пытались сохранить за собой такие профессии, как исполнение танцев и участие в праздниках, в целом, чтобы выжить, евнухам пришлось сделать проституцию одним из основных занятий. Они также сблизились и смешались с общинами проституированных мужчин, которые существовали ещё до падения евнухов.

Первые хиджры-евнухи не могли воспроизводить численность общины своими силами. В то же время, евнухи старели и теряли клиентуру; чтобы выжить, им нужны были подчинённые и наследники. Так родился обычай, осматривая новорождённых на празднествах, выявлять «природных евнухов» - детей с нарушениями развития гениталий, и выкупать их, а также искать подростков с особенностями полового развития или, в конце концов, скупать мальчиков и затем кастрировать их либо же оставлять «на развод».



Со временем у хиджр сложилась своя особенная культура. Их речь опознаётся по большому количеству прибауток, полупристойных шуток и цитат из классической, часто иранского происхождения поэзии. Чтобы привлечь внимание, везде, где они появляются, хиджры хлопают в ладоши. Чтобы подаяние не выглядело милостыней нищему, они в ответ всегда благословляют, считая это своей особенной функцией. Благословение обычно выглядит как накладывание ладоней на голову подарившего деньги. Хотя кастрацию проходят далеко не все, есть поверье, что совсем настоящим хиджра становится только после её проведения. Молодые хиджры обязаны кормить не только кровных родственников, но и «наставниц».

Хиджры - благословение и проклятие

Со временем хиджры вписались в традиционное жизнь индуистского общества. Их посещения на семейных праздниках стало считаться благословением; если же где-то хиджрам были не рады, они грозили проклясть этот дом, пока не получат плату за свои пляски (которые исполняли в любом случае, чтобы никто не счёл, что они живут на милостыню). Как и во многих сообществах, индийцы традиционно верят в умение «женомужчин» навести порчу. Те, что придерживаются более прогрессивных взглядов, всё равно платят за танцы хиджр, потому что хотят прекратить скандал.



Туристы часто описывают хиджр как некрасивых, ярко накрашенных вымогателей в женской одежде. В то же время, можно найти интервью очень элегантных представителей касты, которые объясняют, почему никогда не опускаются до проституции и как строго относятся к танцевальному искусству. Правдой являются те и иные свидетельства. Есть целая прослойка хиджр, которые сумели поставить себя достаточно хорошо и благодаря внешности, искусству и затем отчислениям не менее искусных учеников (или учениц) могут получать хорошие деньги, поддерживать достойный уровень жизни и посвятить себя сохранению лучших традиций, подобно евнухам золотого времени мусульманских правителей Индии.

Интересна роль подобных хиджр в сохранении муджра - танца куртизанок, чью общину разогнали в девятнадцатом веке англичане из-за роли этой общины в национально-освободительном подпольном движении индийцев. Собрания индийцев на муджра использовались для обсуждения планов и пропаганды, сами куртизанки часто были связаны с лидерами движения и помогали им. После того, как кварталы куртизанок принудительно закрыли, танцу муджра - мусульманскому переосмыслению индийского катхака, мягкому и волнующему - грозило исчезновение, но его начали исполнять проституированные мужчины, включая представителей общины хиджра. До сих пор муджра разной степени искусности танцуют на мужских вечеринках хиджры, обычно - транссексуалы, сделавшие или делающие переход.



В то же время, менее искусные, разрушенные наркотиками или алкоголем с подросткового возраста, слишком рано проституированные, попросту некрасивые внешне хиджры - будь то обычные мужчины в женском, кастраты, трансгендеры или природные гермафродиты - не имеют возможности ни добывать пропитание одним только искусством, ни освоить любую другую профессию, кроме танцев - для общества они до сих пор неприкасаемые, несмотря на то, что говорит об этом закон. Для них нет другого выхода, кроме проституции и вымогательств, прикрытых ради сохранения остатков достоинства вековыми традициями и способностью благословлять, делая мужчин и женщин плодородными.

Считается, что индийское правительство благоволит хиджрам - оно ввело ради них понятие третьего пола, что, теоретически, должно повышать их статус, переведя из ранга «неправильных мужчин» в нечто особенное. Однако многие реальные проблемы сообщества не решаются. О раннем принуждении мальчиков к проституции, вызванном нищетой, молчат даже активисты, опасаясь увеличить стигматизацию общины и лишить тех же мальчиков возможность освоить какую-то другую профессию в будущем, когда слово «хиджра», возможно, перестанет быть клеймом. О приниженном положении женщин не говорит вообще никто - оно таково почти по всей Индии. Нет больших программ, расширяющих выбор профессий в сторону, например, удалённых (то, что можно делать через интернет), независимо от того, третьего ты пола или одного из «первых» и богаты ли твои родители и опекуны.

Смена пола в восточном обществе может быть и временной. К ней относится … но не навсегда.