В соответствии с постановлением Минздрава от 03.12.2012 № 185 «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и других работников поликлиник и детских поликлиник (поликлинических отделений) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» (в ред. постановления Минздрава от 20.01.2018 № 10) должности врачей ультразвуковой диагностики устанавливаются исходя из объема работы и расчетных норм времени из расчета 1 должность на 10 400 условных единиц ультразвуковых исследований и лечебно-диагностических процедур под ультразвуковым контролем в год при 38,5-часовой рабочей неделе.

Для врача-специалиста, включая руководителя структурного подразделения, занятого ультразвуковой диагностикой и работающего в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, в больницах сестринского ухода, в учреждениях, отделениях, палатах по оказанию паллиативной помощи в специальных клиниках для безнадежно больных людей (хоспис), в отделениях и палатах для пациентов с острым нарушением мозгового кровообращения, поражением спинного мозга и позвоночника (спинальных больных), а также их ранней медицинской реабилитации, устанавливается 35-часовая рабочая неделя (см. постановление Министерства труда и соцзащиты от 07.07.2014 № 57 «О некоторых вопросах предоставления компенсации по условиям труда в виде сокращенной продолжительности рабочего времени», гл. 34).

Какой нормативный правовой акт регламентирует годовую норму нагрузки на аппарат УЗИ в 20 800 условных единиц УЗ-исследований и лечебно-диагностических процедур под УЗ-контролем?

Показатель годовой нагрузки на аппарат УЗИ нормативными правовыми актами Минздрава не вводился. Однако для обеспечения доступности медпомощи, исключения простоя дорогостоящего оборудования, к которому относятся ультразвуковые сканеры, работу кабинетов УЗД в амбулаторно-поликлинических организациях здравоохранения целесообразно организовывать исходя из укомплектованности его двумя должностями врача УЗД.

Таким образом, годовой объем работы кабинета УЗД, в котором установлен один ультразвуковой сканер и штатное расписание подразумевает наличие двух врачей, определяется исходя из расчета 1 должность на 10 400 условных единиц УЗ-исследований и лечебно-диагностических процедур под УЗ-контролем в год при 38,5-часовой рабочей неделе, что составляет 20 800 условных единиц УЗ-исследований и лечебно-диагностических процедур под УЗ-контролем в год.


Как оплачивается врачу УЗД оказание платных медуслуг?

Оплата труда работников, оказывающих платные медуслуги, в т. ч. по УЗ-диагностике, осуществляется:

  • при зачислении работника на должность штатного расписания по внебюджетной деятельности - за фактически отработанное время по условиям, установленным для бюджетных организаций постановлением Министерства труда от 21.01.2000 № 6 «О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций»;
  • при выполнении платных медуслуг в свое основное рабочее время - работнику производятся дополнительные выплаты стимулирующего характера (премирование), оказывается материальная помощь в соответствии с положением о материальном стимулировании, которое разрабатывается в каждом учреждении здравоохранения и является неотъемлемой частью коллективного договора.

Какой нормативный правовой акт определяет понятие исследования в УЗ-диагностике?

Определение термина «исследование в ультразвуковой диагностике» дано в постановлении Минздрава от 28.11.2007 № 129 «Об утверждении единых норм и нормативов материальных и трудовых затрат (времени, расхода основных и вспомогательных материалов) на платные медицинские услуги по инструментальной диагностике, оказываемые юридическими лицами всех форм собственности и индивидуальными предпринимателями в установленном порядке». Указанный термин используется в качестве единицы измерения, учитывающей в т. ч. нормы времени на проведение исследования. К примеру, УЗИ органов брюшной полости в соответствии с упомянутым выше постановлением учитывается как одно исследование.

Вся тематика обозначенных вопросов самым подробным образом рассматривается в ходе учебного процесса на курсах переподготовки по ультразуковой диагностике и курсах повышения квалификации для врачей УЗД с анализом нормативных правовых актов, регулирующих деятельность службы ультразвуковой диагностки, и разбором конкретных примеров.

Елена Крутова, заместитель начальника управления экономического анализа и развития здравоохранения Минздрава,

Елена Латушкина, главный специалист управления организации медицинской помощи Минздрава,

Алексей Чуканов, главный внештатный специалист по ультразвуковой диагностике Минздрава.

К делу № 2-983/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Северский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего – судьи Маслака В.Г.,

При секретаре Чиковой И.А.,

С участием: истца Васильева Ю.И., представителя ответчика Орловой Е.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева Юрия Ивановича к МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» об обязании восстановить продолжительность рабочего дня, об изменении условий оплаты труда, о взыскании недовыплаченных сумм по заработной плате, об оплате ущерба, нанесённого здоровью, и о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Васильев Ю.И. обратился в суд с заявлением к МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» об обязании восстановить продолжительность рабочего дня, об изменении условий оплаты труда, о взыскании недовыплаченных сумм по заработной плате, об оплате ущерба, нанесённого здоровью, и о компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований истец в своем заявлении указал следующее:

Он работает в Северской ЦРБ с 1984 года, с 2002 года работает на должности врача кабинета функциональной диагностики.

В 2003 году администрация Северской ЦРБ увеличила продолжительность его рабочей смены на 1 ставку, на 1 час 12 минут.

В декабре 2013 года он получил письмо Министерства труда РФ от 12 декабря 2013 года и полный текст приказа Министерства здравоохранения № 283 от 30 ноября 1993 года, где прописано, что рабочий день врача кабинета (отделения) функциональной диагностики, при пятидневной рабочей неделе составляет 6 часов 30 минут. Из них 84 % (5 часов 30 минут) рабочего времени идет на функциональные исследования (расшифровка ЭКГ). На все остальные виды работ отводится 16 % (60 минут) рабочего времени. Итого рабочая смена ровна 6 часов 30 минут.

Истец в течении 11 лет ежедневно перерабатывал 1 час 12 минут и за ЭКГ, расшифрованные сверх нормы на 1 ставку, получал заниженную оплату.

В 2013 году заработная плата на 1 ставку, рабочую смену ровна 6085 рублей, 21 день = 289 рублей 76 копеек. Стоимость 1 ЭКГ: 289,76:19,4 = 14,93 рублей. Получается, за каждую расшифрованную ЭКГ он должен получать 14 рублей 93 копейки, а не 10 рублей 91 копейку, как утверждает главный врач ЦРБ. С 2003 года он недополучал зарплату более 480 000 рублей.

Ежегодно истец находился на рабочем месте более 266 часов сверх рабочего времени по незаконному распоряжению администрации Северской ЦРБ, а так как он перерабатывал по инициативе ответчика, то ему должны оплатить эти часы в двойном размере, то есть 532 часа. За 11 лет работы переработка составила 5852 часа. Стоимость 1 часа работы более 44 рублей, следовательно, он должен получить возмещение в размере 257 488 рублей.

Эти переработки привели к тому, что он потерял зрение на один глаз, получил отслойку сетчатки. Ущерб, нанесенный его здоровью незаконным увеличением продолжительности рабочего времени, он оценивает в 2000000 рублей.

В связи с изложенным, истец просит суд восстановить продолжительность рабочего дня согласно приказу Минздрава № 283 от 30 ноября 1993 года при пятидневной рабочей недели до 6 часов 30 минут, из них 5 часов 30 минут на расшифровку ЭКГ, 60 минут на другие работы; оплачивать труд согласно приказу № 283, исходя из сменной нагрузки 19,4 ЭКГ за смену; оплатить недовыплаченные ему деньги за расшифровку ЭКГ сверх ставки за 11 лет – 480 000 рублей; оплатить 5852 часа переработки в сумме 257 488 рублей; оплатить ему ущерб, нанесённый его здоровью в сумме 2000000 рублей; оплатить ему моральный ущерб в сумме 2 000000 рублей, а всего 4 737 488 рублей (л.д.1-6).

В судебном заседании истец на исковых требованиях, изложенных в исковом заявлении, настаивает, просит их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика Орлова Е.В. в судебном заседании исковые требования истца не признала, представила суду возражение на исковое заявление Васильева Ю.В. Представитель ответчика считает требования истца необоснованными, надуманными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Васильев Юрий Иванович, <...> года рождения, работает в МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» с 08.10.1984 года, в должности врача функциональной диагностики с 28.06.2000 года на одну ставку на условиях трудового договора № 470 от 02.10.2006 года.

Р Е Ш И Л:

В иске Васильеву Юрию Ивановичу к МБУЗ МО СР «Северская ЦРБ» об обязании восстановить продолжительность рабочего дня, об изменении условий оплаты труда, о взыскании недовыплаченных сумм по заработной плате в размере 737488 рублей, об оплате ущерба, нанесённого здоровью, в размере 2000000 рублей и о компенсации морального вреда в размере 2000000 рублей отказать.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Маслак В.Г.

Суд:

Северский районный суд (Краснодарский край)

Судьи дела:

Маслак Василий Григорьевич (судья)

"Советник бухгалтера в здравоохранении", 2008, N 8
Вопрос: Какова продолжительность рабочего дня врача ультразвуковой диагностики после выхода постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 101? Дело в том, что такая специальность в приложениях к указанному постановлению не указана.
В настоящий момент врачебный и средний медицинский персонал отделения ультразвуковой диагностики онкологического диспансера имеет продолжительность рабочего времени 39 часов в неделю, а сотрудники отделения настаивают на перевод их графика на 33-часовую неделю (врач, ведущий исключительно амбулаторный прием больных).
Медицинский персонал отделения ультразвуковой диагностики проводит диагностику амбулаторных пациентов (по направлениям врачей-онкологов поликлиники) - 85% и стационарных - 15%.
Ответ: В соответствии со статьей 350 Трудового кодекса РФ для медицинских работников сокращенная продолжительность рабочего времени не может превышать 39 часов в неделю. В этих пределах продолжительность рабочего времени медицинских работников в зависимости от должности и (или) специальности определяется Правительством РФ.
Перечни должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную 36-, 33-, 30- и 24-часовую рабочую неделю, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности".
Например, в соответствии с Приложением N 2 указанного постановления врачам, проводящим исключительно амбулаторный прием больных, в частности, в диспансерах установлена 33-часовая рабочая неделя.
Следует также обратить внимание, что, согласно статье 423 ТК РФ, впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом РФ законодательные акты бывшего Союза ССР применяются постольку, поскольку они не противоречат Кодексу. Поэтому многие учреждения, в том числе и системы здравоохранения, до сих пор вынуждены обращаться к нормативным актам, которые действовали до вступления в силу Трудового кодекса РФ. Такими документами по рассматриваемому вопросу, в частности, являются:
- постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 (ред. от 29.05.1991) "Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", раздел XL "Здравоохранение";
- постановление СНК СССР от 11.12.1940 N 2499 "О продолжительности рабочего дня медицинских работников".
Однако во всех перечисленных выше постановлениях, регулирующих продолжительность рабочего дня медицинских работников, специальность "врач ультразвуковой диагностики" отсутствует.
Одновременно, анализируя возможность отнесения данной категории специалистов к врачам, ведущим исключительно амбулаторный прием больных, хотелось бы обратить внимание, что действующее законодательство не содержит разъяснений по толкованию и применению понятия "исключительно амбулаторный прием больных". В связи с чем перевод сотрудников отделения на график работы с 33-часовой неделей как врачей, ведущих исключительно амбулаторный прием больных, при существующем соотношении амбулаторных пациентов 85% и стационарных 15% является спорным.
На основании вышеизложенного, по нашему мнению, указанные сотрудники диспансера не имеют права на сокращенную 33-часовую неделю как врачи, ведущие исключительно амбулаторный прием больных, так как исходя из логического смысла понятия "исключительно" следует вывод о необходимости проведения 100%-ного приема амбулаторных больных.
Аудитор юридической
компании "Юнико-94"
О.П.СВИСТУНОВА

Действительно, для медработников законодательством предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени. Статья 350 Трудового кодекса РФ устанавливает, что такая продолжительность должна быть не более 39 часов в неделю. в зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медработников определяется Правительством РФ. Еще до недавнего времени действовал Приказ Минздрава СССР от 11.12.1940, в приложениях к которому и содержались перечни медработников, которым устанавливался рабочий день 6,5 и 5,5 часов, но с оговоркой, что при шестидневной рабочей неделе. В «Российской газете», официальном издании, от 20-го февраля 2003 года № 33 (3147) было опубликовано новое Постановление Правительства РФ «О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой должности и (или) специальности» от 14 февраля 2003 года № 101. Сокращенная продолжительность рабочего времени медработников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности устанавливается:
36 часов в неделю – по перечню согласно приложению № 1;
33 часа в неделю – по перечню согласно приложению № 2;
30 часов в неделю – по перечню согласно приложению № 3;
24 часа в неделю – для медицинских работников, непосредственно осуществляющих гамма-терапию и эксперимантальное гамма-облучение гамма-препаратами в радиоманипуляционных кабинетах и лабораториях.
В ближайшее время на нашем сайте появится или сам текст этого Постановления или информационное сообщение о нем.
Так, в Приложении № 2 – рабочая неделя 33 часа - указаны I. Лечебно-профилактические организации, учреждения (поликлиники, амбулатории, медицинские пункты, станции, отделения, кабинеты), если врач проводит исключительно амбулаторный прием больных.

Основное назначение расчетных норм времени на функциональные исследования заключается в их использовании при:

Решении вопросов совершенствования организации деятельности кабинетов (отделений) функциональной диагностики;

Планировании и организации труда медицинского персонала этих подразделений;

Анализе трудозатрат медперсонала;

Формировании штатных нормативов медперсонала соответствующих лечебно-профилактических учреждений.
Рабочее время по расчетным нормам не может превышать 84,5 % всего Вашего рабочего времени. Выполнение расчетных норм или перевыполнение влияет в конечном итоге на Вашу зарплату. Если Вы ведете амбулаторный прием, то представляется, что Ваш рабочая неделя составляет 33 часа, а рабочий день, как правило – 6,5, недоработанные часы могут «набегать» на 1 рабочую субботу в месяц. В день у Вас норма – 33 у.ед., подсчитываются они с помощью специальной таблицы. В принципе, обычный поликлинический прием вполне обеспечивает объем работы для выполнения всей этой нормы и даже перевыполнения.

Также Вам может выплачиваться компенсация за работу во вредных условиях труда. Приказом Минздрава России от 15 октября 1999 года № 377 утверждено Положение об оплате труда работников здравоохранения, которое применяется при определении заработной платы работников учреждений здравоохранения системы Министерства здравоохранения Российской Федерации. К учреждениям здравоохранения относятся лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения, включенные в "Номенклатуру учреждений здравоохранения", утверждаемую Минздравом России. Если Вы работаете в учреждении, включенном в данную номенклатуру, то Вы имеете право на повышение оклада (ставки) на 15 % (Приложение № 2 к указанному Положению, позиция 1.17 Перечня учреждений, подразделений и должностей, работа в которых дает право работникам на повышение окладов (ставок) в связи с опасными для здоровья и особо тяжелыми условиями труда «Отделения (кабинеты): ультразвуковой диагностики и эндоскопические»)

Уважаемые читатели!

Информируем Вас о том, что 23 января 2019 года на общественное обсуждение был вынесен утвержденный Минздравом РФ Проект ‎Правил проведения ультразвуковых диагностических ‎исследований (далее - Проект Правил).

Разработан данный проект в соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой к полномочиям Минздрава РФ относится утверждение правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований.

Отметим, что на сегодняшний день Минздравом РФ утверждены 3 подобных правила, а именно:

  • Правила проведения эндоскопических исследований, утв. Приказом Минздрава России от 06.12.2017 № 974н;
  • Правил проведения функциональных исследований, утв. Приказом Минздрава России от 26.12.2016 № 997н;
  • Правила проведения патолого-анатомических исследований, утв. Приказом Минздрава России от 24.03.2016 № 179н.

Напомним, что в настоящее время на рассмотрении находится проект изменений в Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (…)», которым, в числе прочего, предлагается ввести новое дополнительное лицензионное требование при осуществлении медицинской деятельности - соблюдение лицензиатами правил проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований (а представленные выше правила и Проект Правил как раз таковыми и являются) . Подробнее об этом читайте в статье Факультета Медицинского Права « ».

Общие нормы о проведении УЗИ согласно Проекту Правил

Проектом Правил установлен порядок организации и проведения ультразвуковых диагностических исследований в медицинских и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность на основании лицензии, предусматривающей выполнение работ (услуг) по ультразвуковой диагностике (далее - Медицинская организация).

Примечание:

Обращаем внимание, что в настоящее время правила проведения ультразвуковых диагностических исследований в том или ином цельном виде отсутствуют. Регламентация вопросов, связанных с ультразвуковыми диагностическими исследованиями практически сведена к тому, что отдельные вопросы, связанные с их проведением, упомянуты в рамках некоторых клинических рекомендаций, стандартов медицинской помощи и порядков оказания медицинской помощи (например, в Порядке оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18.01.2012 № 17н, Порядке оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология (за исключением использования вспомогательных репродуктивных технологий)», утв. Приказом Минздрава России от 01.11.2012 № 572н) (далее - порядок по акушерству и гинекологии, утв. Приказом № 572н), Порядке оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология», утв. Приказ Минздрава России от 15.11.2012 № 915н и пр.).

Также Главным государственным санитарным врачом РФ 10.08.2007 утверждены «Гигиенические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих ультразвуковые исследования. 2.2.4. Физические факторы производственной среды. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Руководство Р 2.2.4/2.2.9.2266-07» (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10).

Правилами определено, что ультразвуковые диагностические исследования проводятся с целью (п. 2 Проекта Правил):

  • Диагностики;
  • Своевременного выявления социально значимых и наиболее распространенных заболеваний внутренних органов;
  • Выявления скрытых форм заболеваний.

Ультразвуковые диагностические исследования проводятся при наличии медицинских показаний при оказании (п. 3 Проекта Правил):

  • Первичной специализированной медико-санитарной помощи;
  • Специализированной, в т.ч. высокотехнологичной медицинской помощи;
  • Скорой, в т.ч. скорой специализированной медицинской помощи;
  • Паллиативной медицинской помощи;
  • Медицинской помощи при санаторно-курортном лечении.

К условиям, в которых проводятся ультразвуковые диагностические исследования ‎при оказании медицинской помощи отнесены (п. 4 Проекта Правил):

  • Амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
  • В дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
  • Стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Проведение ультразвуковых диагностических исследований предусмотрено при оказании медицинской помощи в экстренной, неотложной и плановой формах (п. 5 Проекта Правил).

Проектом Правил в п. 6 установлено, что ультразвуковые диагностические исследования при оказании скорой, ‎в т.ч. скорой специализированной, медицинской помощи проводятся ‎в соответствии с правилами организации деятельности стационарного отделения скорой медицинской помощи, а также рекомендуемыми штатными нормативами и стандартом оснащения данного отделения, установленными в Приложениях 9-11 к Порядку оказания скорой, в т.ч. скорой специализированной, медицинской помощи (утв. Приказом Минздрава РФ от 20.06.2013 № 388н).

В свою очередь организация деятельности медицинских организаций, проводящих ультразвуковые диагностические исследования в рамках первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, осуществляется в соответствии с Приложениями № 1-6 к Проекту Правил, которыми утверждены:

  • Правила ‎организации деятельности кабинета ультразвуковой диагностики (Приложение № 1);
  • Рекомендуемые штатные нормативы кабинета ультразвуковой диагностики (Приложение № 2);*
  • Стандарт оснащения кабинета ультразвуковой диагностики (Приложение № 3);
  • Правила ‎организации деятельности отделения ультразвуковой диагностики (Приложение № 4);
  • Рекомендуемые штатные нормативы отделения ультразвуковой диагностики (Приложение № 5);*
  • Стандарт оснащения отделения ультразвуковой диагностики (Приложение № 6).

О направлении на проведение УЗИ

В п. 8 Проекта Правил предусмотрено, что ультразвуковые диагностические исследования проводятся ‎по направлению лечащего врача (либо фельдшера, акушерки в случае возложения на них отдельных функций лечащего врача) с учетом права пациента на выбор медицинской организации.

Перечень сведений, которые должны содержаться в направлении для проведения ультразвукового диагностического исследования установлен в п. 11 и 12 Проекта Правил.

В п. 10 Проекта Правил уточнено, что для проведения ультразвуковых диагностических исследований ‎в рамках оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи и медицинской помощи ‎при санаторно-курортном лечении:

  • При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях лечащий врач (фельдшер, акушерка) оформляет направление на ультразвуковое диагностическое исследование, которое заполняется разборчиво от руки или ‎в печатном виде, заверяется личной подписью и печатью лечащего врача (фельдшера, акушерки), и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа, подписанного ‎с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи лечащего врача (фельдшера, акушерки);
  • При оказании медицинской помощи в условиях дневного стационара, стационарных условиях лечащий врач (фельдшер, акушерка) делает запись ‎в листе назначений и их выполнения, содержащемся в медицинской карте стационарного больного (далее - лист назначений), о виде необходимого ультразвукового диагностического исследования или, в случае направления ‎в другую медицинскую организацию, оформляет направление;
  • При оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении лечащий врач делает запись в листе назначений, содержащемся в медицинской карте пациента, о виде необходимого ультразвукового диагностического исследования или, в случае направления в другую медицинскую организацию, оформляет направление.

О проведении УЗИ

Согласно п 13 Проекта Правил ультразвуковое диагностическое исследование проводится ‎в Медицинской организации* на основании записи в листе врачебных назначений или представленном пациентом направлении.

При этом, предусмотрено, что пациентам, которым оказывается медицинская помощь ‎в стационарных условиях и в условиях дневного стационара, и передвижение которых по медицинским причинам ограничено, в т.ч. ввиду назначенного режима лечения, ультразвуковые диагностические исследования могут проводиться непосредственно в структурном подразделении медицинской организации, в котором они пребывают, с использованием портативного диагностического оборудования (п. 23 Проекта Правил).

Специалистом, управомоченным осуществлять ультразвуковые диагностические исследования является врач ультразвуковой диагностики (п. 9 Проекта Правил).*

При этом, врачу ультразвуковой диагностики предоставлено право в диагностически сложных случаях в целях вынесения заключения по результатам ультразвукового диагностического исследования привлекать для проведения консультаций других врачей-специалистов медицинской организации, проводящей ультразвуковое диагностическое исследование, либо врачей-специалистов, направивших пациента, а также врачей иных медицинских организаций, в т.ч. с применением телемедицинских технологий (п. 19 Проекта Правил).

* Примечание: обращаем внимание, что представленные выше нормы о том, что ультразвуковое исследование должно осуществляться исключительно врачом ультразвуковой диагностики и именно в медицинской организации, имеющей лицензию, предусматривающую выполнение работ (услуг) по ультразвуковой диагностике, противоречат иным действующими в настоящее время нормативными правовыми актами.

Так, из ряда иных актов следует, что УЗИ может осуществляться и врачами других специальностей. Например, врачом-кардиологом может производиться ультразвуковое исследование сосудов (указанное следует из Приказа Минтруда России от 14.03.2018 № 140н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-кардиолог»), врачом-нейрохирургом - ультразвуковое исследование головного мозга интраоперационное, ультразвуковое исследование кровотока (флуометрию) в артериях головного мозга интраоперационное (Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 141н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-нейрохирург»), а врачом-урологом - ультразвуковое исследование почек, мочевого пузыря, уретры и половых органов мужчины (Приказ Минтруда России от 14.03.2018 № 137н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-уролог»).

Также в п. 8.4 СанПиН 2.1.3.2630-10 установлено, что аппарат УЗИ может быть расположен в кабинете гинеколога, поскольку такой аппарат не требует специальных условий размещения и используется в ходе приема врача.

О составлении протокола УЗИ

По результатам ультразвукового диагностического исследования ‎в день его проведения должен быть составлен протокол ультразвукового диагностического исследования (далее - Протокол) (п. 14 Проекта Правил). При этом, при проведении ультразвукового исследования ‎в рамках оказания медицинской помощи в экстренной форме Протокол составляется непосредственно после проведения исследования и немедленно передается лечащему врачу (фельдшеру, акушерке) (п. 18 Проекта Правил).

Протокол оформляется на бумажном носителе, заполняется разборчиво от руки или в печатном виде, заверяется личной подписью врача ультразвуковой диагностики, проводившего ультразвуковое диагностическое исследование, и (или) с согласия пациента или его законного представителя оформляется в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи врача ультразвуковой диагностики, проводившего ультразвуковое диагностическое исследование.

Если врачом ультразвуковой диагностики в диагностически сложном случае был привлечен другой врач для консультации, то Протокол также подписывается врачом-специалистом, осуществлявшим такое консультирование (за исключением случаев применения телемедицинских технологий) (п. 19 Проекта Правил).

В случае, если направление на ультразвуковое исследования было выдано в форме электронного документа, то в направившую пациента медицинскую организацию направляется копия Протокола, оформленная в форме электронного документа (п. 21 Проекта Порядка).

К Протоколу прилагаются изображения (в т.ч. цифровые фотографии, видеофильмы на электронном носителе), полученные при проведении ультразвукового диагностического исследования, которые распечатываются и (или) хранятся на любом носителе (п. 17 Проекта Правил).

Перечень сведений, которые должны содержаться в Протоколе определен в п. 15 и 16 Проекта Правил.

Протокол оформляется в двух экземплярах, один из которых вносится в медицинскую документацию пациента, оформленную в медицинской организации, проводившей ультразвуковое диагностическое исследование, ‎а второй выдается пациенту (его законному представителю) (п. 20 Проекта Правил).

Также по запросу пациента (его законного представителя), направленному в т.ч. в электронной форме, медицинской организацией, проводившей ультразвуковое диагностическое исследование, должна быть выдана копия Протокола (п. 22 Проекта Порядка) (примечание: к сожалению, Проектом Правил не определен порядок составления и направления такого электронного запроса) .