Описание темы: Почему говорить и писать надо правильно.

"О пользе грамматики в жизни человека".

В своем сочинении я хочу раскрыть то, как важно современному человеку правильно писать и говорить, и почему от того, насколько хорошо мы это делаем, зависит то, как нас будут воспринимать в обществе.

Многие люди почему-то считают, что умение правильно говорить и писать должно быть присуще только профессиональным писателям и поэтам. Однако, как мне кажется, это является не совсем верным, а точнее - неправильным вообще.

Все знают известную пословицу, в которой говорится, что человека встречают по тому, как он одет, а провожают так, насколько он покажет себя умным. Так почему же об этом простом правиле все постоянно забывают? Почему потратить огромные деньги на дорогую одежду считается престижным, а получить реальное, качественное образование - нет? Ведь даже по тому, как человек написал заявление на трудоустройство, зависит то, примут его на работу, или нет. Наличие грамматических и пунктуационных ошибок приведет, я думаю, к тому, что безграмотному соискателю просто-напросто будет отказано.

Помимо того, что отсутствие грамматических ошибок на письме, и умение правильно говорить помогает устроиться на работу, это еще и отличное средство произвести приятное впечатление на человека. Ведь гораздо приятнее общаться с грамотным и начитанным собеседником, чем с лентяем, который в школьные годы посчитал ненужным лишний раз заглянуть в учебник.

Я считаю, что соблюдение грамматических норм в письме и устной речи поможет мне в будущей жизни, я смогу устроиться на хорошую работу и буду на людей только благоприятное впечатление.

Первый раздел тем. Связь грамматики и лексики в русском языке.

Второй раздел тем. Лексика.

Третий раздел тем. Синтаксис.

Четвертый раздел тем. Богатство русской речи, точность слова и т. д.

Пятый раздел. Темы, стоящие особняком.

ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Только в живой речи как человек сказал превращается в что че­ловек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...

(М.Л.Андроников)

Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не за­хотел научиться писать.

(Г. А. Золотова)

Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.

(По В. В. Колесову)

Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику.(Д. Н. Ушаков)

Ударение - поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение - разрушится всё слово.

(Н.А. Федянина)

МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаён­ный смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

(М.А. Рыбникова)

Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.

(А. И. Тихонов)

Изучение и знание законов словообразования, состава слова не­обходимо для прочного усвоения правил правописания.

(А. И. Тихонов)

Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным от­ношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения...

(А. Н.Тихонов)

Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разно­образии приставки таится разнообразие смысла.

(К. И. Чуковский)

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

(В. Г. Белинский)

Художественное произведение... тоже картина, только нарисо­ванная не красками, а словами...

(Из трудов Н. Ф. Бунакова)

В слове «проявляется исключительная способность человека выра­жать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...»

В слове «не менее жизни, как и в самом человеке...»

(В.И.Даль)

Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка... но дурная привычка ходить за русскими словами во француз­ский и немецкий словарь делает много зла.

(В. И. Даль)

Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.

(В.И.Даль)

Человеческое слово стрелы острее.

(Русская пословица)

Ласковым словом многого добьёшься.

(Русская пословица)

Каждое слово - это коробочка: аккуратно запакованная и тща­тельно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёрт­ки и вырвутся наружу сотни значений.

(Э. Э. Моррис, английский археолог)

Чтоб... рыбкой золотой сверкнуло слово.

(М.А. Светлов)

Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опы­ты одного человека другому.

(Л. Н. Толстой)

Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна.

(А. Т. Твардовский)

Каждое слово - особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.

(Ф. И. Филин)

ГРАММАТИКА

Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...

(Из трудов Н. Ф. Бунакова)

Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не мо­жет быть суждения.

(Ф.И. Буслаев)

Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт... речевых знаков...

(В. В. Виноградов)

Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно.

(В. В. Виноградов)

Местоимения - это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе.

(Г. А. Золотова)

Язык неистощим в соединении слов.

(А. С Пушкин)

Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова... они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи.

(А. А. Реформатский)

Местоимение - удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...

(А. А. Реформатский)

Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.

(К. С. Станиславский)

Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого.

(Л. В. Успенский)

Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.

(Эмиль Бенвенист, французский языковед XXвека)

Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику...

(Д.Н. Ушаков)

В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А. Б. Шапиро)

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выра­жения простых, естественных понятий...

(В. Г. Белинский) Язык есть... необходимое выражение дара слова...

(Ф. И. Буслаев)

Высокая культура разговорной и письменной речи - самая луч­шая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека...

(По В. В. Виноградову)

Культурность в общем смысле этого слова и является необходи­мым предварительным условием сознательной любви к языку.

(Г. О. Винокур)

Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.

(И. С. Ильинская, М. В. Панов)

Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.

(Д. С. Лихачёв)

Речь человека... всегда служит яркой и... безошибочной харак­теристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.

(И. П. Матвеева)

Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль.

(Я. Л. Матвеева)

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и вырази­тельно передавать свои мысли средствами языка.

(С. И. Ожегов)

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

(М. В. Панов)

Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества... Язык - неис­черпаем.

(М. В. Панов)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К. Г. Паустовский)

Язык не стрела, а сердце ранит.

(Русская пословица)

Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора.

(М.М. Сперанский)

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

(Д.Н. Толстой)

Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь...

(К. И. Чуковский)

Язык поступает согласно смыслу, а не согласно форме.

(Л. В. Щерба)

Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

(Энциклопедический словарь юного филолога)

Павлова Т. И., Гунина Л. Н.

Практика формирования лингвистических знаний в 5-8-х классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по рус­скому языку в 9 классе (С2.1): учебное пособие / Т. И. Павлова, Л.Н. Гунина. - Ростов н/Д: Легион, 2012. - 74, с. - (Мастер-класс.)

Образцы сочинений

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

(М. В. Панов)

Во вступлении можно написать о том, что данное высказывание свидетельствует о сложности, богатстве и выразительности языка ("Язык подобен многоэтажному зданию").

В основной части сказать, что каждая единица языка "выполняет свою работу". Потом коротко назвать функции единиц языка. Например, звук – это единица восприятия, морфема – единица значения, мельчайшее вместилище понятия, слово – назывная единица, главное средство наименования, словосочетание – мельчайшая единица, в которой обнаруживаются грамматические закономерности, предложение – единица для выражения мысли, текст – самая крупная единица языка. Далее обращаемся к тексту. На примере какого-нибудь слова демонстрируем функцию морфем. Например, в слове "Танечка" (предложение 1)суффикс -ечк- вносит дополнительный смысловой оттенок, помогает автору выразить симпатию к героине текста. Это будет пример-аргумент №1. Для второго можно остановиться на такой единице, как слово. Например, слова "горечь" и "обида" выражают чувства Анны Федотовны (предложение 44).

Теперь оформляем вывод. Например: чем гибче, чем богаче тот язык, на котором мыслит человек, тем точнее мы можем выразить на нем наши мысли и чувства.

"Фонетика не сознается носителем языка до тех пор пока он не захотел научиться писать"(Г. А. Золотова)

Фонетика изучает звуки речи. Произношение слов в русском языке часто не соответствует их написанию. Когда у человека возникает потребность выразить собственные мысли в письменном виде, он начинает задумываться о грамотном написании слов. Сделать это ему помогают различные правила. Например, в слове "чародей" гласная буква "а" даёт звук "и", но мы не можем написать это слово с "и", т.к. данную безударную гласную можно проверить словом "чары".Или прилагательное "ловкий" нельзя написать с согласной "ф" соответственно произношению, т.к. проверочным является слово "ловок".

Сочинение по демоверсии-2013

Сочинение: Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: "Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом". Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами - словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "горечь и обида" (предложение № 44), "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.

Русский язык обладает и богатейшими словообра­зовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.

Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства. (204 слов)

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л. В. Успенского: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Приведу примеры из рассказа А. Алексина.

Так, предложение 16 состоит из десяти отдельных слов, называющих или указывающих на субъект ("я", "приезжий") и его действия. Если мы все эти слова напишем через запятую и в начальной форме, то получится бессмыслица. Но стоит употребить все глаголы в необходимой форме, а местоимение «вы» поставить в дательный падеж - слова получат единый смысл, превратившись в предложение.

Играют свою роль в превращении набора слов в синтаксическую конструкцию и знаки препинания. Так, три тире, имеющиеся в этом предложении, указывают на наличие реплики в диалоге, представляющем собой законченную мысль.

Таким образом, можем сделать вывод, что прав был русский филолог Л.В.Успенский, утверждавший, что язык, чтобы строить предложение, использует лексику и грамматику.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Е.В Джанжаковой: «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

Для воздействия на читателя, для привлечения его внимания авторы художественных текстов широко используют изобразительно-выразительные единицы языка, привлекают лексические и синтаксические средства разных стилей, что заставляет читателя «…обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано». Обратимся к тексту Л.Н.Андреева.

Автор, повествуя о преображении Кусаки, о счастливых днях, наступивших в ее жизни, в предложении 30 использует фразеологизм «душою расцвела», который говорит о собачьем счастье и подчеркивает при помощи устойчивого сочетания то, что она изменилась и внешне, и внутренне.

В предложении 34 рассказывается о том страхе перед злыми людьми, который живет в душе Кусаки. Он настолько силен, что избавиться от него почти невозможно. Автор, чтобы описать собачью боязнь, употребляет ярчайшую метафору: страх «не совсем еще выпарился огнем ласк». Этот троп делает повествование ярче, красочнее.

Таким образом, не просто сказать, а сказать своеобразно о чем-либо помогают писателю художественные средства выразительности, служащие для придания тексту эмоциональности, красочности и убедительности.

Цитатный материал для сочинения-рассуждения на лингвистическую тему

Данный материал можно использовать при подготовке к заданию С2. Цитаты сгруппированы по разделам лингвистики.

ФОНЕТИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов...

(М.Л.Андроников)

Фонетика не сознаётся носителем языка до тех пор, пока он не захотел научиться писать.

(Г. А. Золотова)

Для человеческой речи важны не просто звуки, а только те звуки, которые различают слова.

(По В. В. Колесову)

Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику.

(Д. Н. Ушаков)

Ударение - поистине душа слова. Отнимите у слова ударение, и его не станет. Поставьте неправильное ударение - разрушится всё слово.

(Н.А. Федянина)

МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк.

(М.А. Рыбникова)

Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов.

(А. И. Тихонов)

Изучение и знание законов словообразования, состава слова необходимо для прочного усвоения правил правописания.

(А. И. Тихонов)

Чутьё к слову можно развивать в себе только внимательным отношением к составным элементам слова, которые часто выступают выразителями тончайших оттенков значения...

(А. Н.Тихонов)

Приставка придаёт речи столько богатейших оттенков! Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла.

(К. И. Чуковский)

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.

(В. Г. Белинский)

Художественное произведение... тоже картина, только нарисованная не красками, а словами...

(Из трудов Н. Ф. Бунакова)

В слове «проявляется исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои, дар говорить, сообщать разумно...»

В слове «не менее жизни, как и в самом человеке...»

(В.И.Даль)

Мы не гоним общей анафемой все иностранные слова из русского языка... но дурная привычка ходить за русскими словами во французский и немецкий словарь делает много зла.

(В. И. Даль)

Нет мысли и нет думы, нет понятия без слов.

(В.И.Даль)

Человеческое слово стрелы острее.

(Русская пословица)

Ласковым словом многого добьёшься.

(Русская пословица)

Каждое слово - это коробочка: аккуратно запакованная и тщательно перевязанная, она ждёт, пока кто-нибудь не произнесёт это слово вслух или про себя. Тогда развяжутся все узлы, спадут все обёртки и вырвутся наружу сотни значений.

(Э. Э. Моррис, английский археолог)

Чтоб... рыбкой золотой сверкнуло слово.

(М.А. Светлов)

Слово есть человеческая деятельность, передающая мысли и опыты одного человека другому.

(Л. Н. Толстой)

Да, есть слова, что жгут, как пламя, Что светят вдаль и вглубь до дна.

(А. Т. Твардовский)

Каждое слово - особый микромир, изучать тайны которого не только поучительно, но и увлекательно.

(Ф. И. Филин)

ГРАММАТИКА

Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира...

(Из трудов Н. Ф. Бунакова)

Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения.

(Ф.И. Буслаев)

Междометия составляют в современном языке живой и богатый пласт... речевых знаков...

(В. В. Виноградов)

Изучение грамматического строя языка без учёта лексической его стороны... невозможно.

(В. В. Виноградов)

Местоимения - это слова, направляющие нашу познавательную деятельность в огромном пространстве научного знания. Это стрелки-указатели в сложной языковой системе.

(Г. А. Золотова)

Язык неистощим в соединении слов.

(А. С Пушкин)

Местоимения удобны и прагматичны, но в них нет «переливов красок» настоящего живого слова... они не затрагивают огонь мысли, они не бередят чувства. Но их надо уважать за их полезную работу, за их деловой подход к речи.

(А. А. Реформатский)

Местоимение - удобное звено в устройстве языка, местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании...

(А. А. Реформатский)

Вопросительный знак обязывает слушателей к ответу.

(К. С. Станиславский)

Наречия можно назвать «живыми ископаемыми», список русских наречий полон обломков далёкого прошлого.

(Л. В. Успенский)

Именно в речи, реализованной в предложениях, формируется и оформляется язык. Именно здесь начинается речевая деятельность.

(Эмиль Бенвенист, французский языковед XXвека)

Для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать грамматику...

(Д.Н. Ушаков)

В пунктуации всякая ошибка приводит в той или иной мере к искажению смысла.

(А. Б. Шапиро)

О ЯЗЫКЕ И РЕЧИ

Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий...

(В. Г. Белинский) Язык есть... необходимое выражение дара слова...

(Ф. И. Буслаев)

Высокая культура разговорной и письменной речи - самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надёжная рекомендация для каждого человека...

(По В. В. Виноградову)

Культурность в общем смысле этого слова и является необходимым предварительным условием сознательной любви к языку.

(Г. О. Винокур)

Язык умеет быть красивым и учит людей понимать прекрасное.

(И. С. Ильинская, М. В. Панов)

Язык не только лучший показатель общей культуры, но и лучший воспитатель человека.

(Д. С. Лихачёв)

Речь человека... всегда служит яркой и... безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.

(И. П. Матвеева)

Слова как и звёзды. Они тоже по-своему светят нам, освещая наш жизненный путь, делают его осознанным, формируя человеческую мысль.

(Я. Л. Матвеева)

Высокая культура речи - это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка.

(С. И. Ожегов)

Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи - единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу.

(М. В. Панов)

Язык исчислимо богат, предельно выразителен, многообразно связан с жизнью каждого человека и всего общества... Язык - неисчерпаем.

(М. В. Панов)

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

(К. Г. Паустовский)

Язык не стрела, а сердце ранит.

(Русская пословица)

Язык твёрдый, выливающий каждое слово, не стремительный и не медленный, дающий каждому звуку должное ударение, есть часть, необходимо нужная для оратора.

(М.М. Сперанский)

Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.

(Д.Н. Толстой)

Лишь та речь может называться культурной, у которой богатый словарь...

(К. И. Чуковский)

Язык поступает согласно смыслу, а не согласно форме.

(Л. В. Щерба)

Каждый культурный человек постоянно обращается к словарю.

(Энциклопедический словарь юного филолога)

Сочинение – рассуждение по тесту 36

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Нины Сергеевны Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

В каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац. Абзац - отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.

В тексте М. Лоскутова нахожу пять абзацев, четыре из которых выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.

А вот один из возможных абзацев, который должен начинаться с вводного слова «во-вторых» автор прячет внутри второго абзаца. Этот стилистический прием понятен: М.Лоскутов не хочет выставлять в качестве новой мысли информацию, что его пес «был труслив до неприличия». Не случайно автор «спрятал» эту информацию, не вынес в качестве новой, потому что из четвертого абзаца мы узнаем, что трусливый Борожай совершил подвиг: он своим поведение заставил людей действовать! Сам бросился в огонь и людей за собой позвал! Они спасли теленка из огня, а Борожай задохнулся в дыму…

Таким образом, могу сделать вывод, что права была Н. С. Валгина, утверждавшая, что «функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».


Похожая информация.


Когда ОГЭ уже на подходе, нужно удвоить усилия, направленные на подготовку к нему. Эти эссе, написанные по всем критериям профильного ведомства, послужат вам подспорьем, и вы выстоите в неравном бою с экзаменами.

(104 слова)

Прав ли Н.Ф. Бунаков, говоря, что «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира»?

Я считаю, что да. Можно тщательно и результативно изучить человека, увидев, как он использует грамматику. Так, в тексте Ю. Нагибина из предложений 43, 46, 47 понятно, что краткость и лаконичность Оси говорят о его скрытности: он задирает товарища, чтобы не показывать себя настоящего. В 57-60 предложениях, где мальчик говорит уже развернутыми фразами, видно, что в надменном герое скрываются робость и доброта. То есть, когда он доверился автору, заговорил уже по-другому.

Таким образом, грамматика языка человека может указать, насколько он с нами откровенен.

Сочинение-рассуждение 15.2 по тексту Нагибина

Задание: Как Вы понимаете смысл фрагмента: «И это открытое движение доброты, нежности и доверия перевернуло во мне душу…»

(113 слов)

Когда мы внезапно встречаем в человеке доверие, доброту и нежность, наша душа как будто переворачивается, ведь мы меняем свое отношение к нему.

В предложенном тексте так и случилось. В предложении 6 мы видим, как автор оправдано злится на Оську за его заносчивость. Однако в предложениях 39-43 мы видим совершенно преобразившегося героя: он трогателен в своем раскаянии и беззлобии. Рассказчик проникся искренностью этих порывов (50) и с тех пор даже защищал друга от нападок тех, кто не понимает его таинственной, но прекрасной души.

Я думаю, увидев доброту, доверие и нежность товарища, автор стал расценивать поведение Оськи, как защитную реакцию. Именно беззащитность друга, который раздражал людей без злого умысла, заставила рассказчика взять его под опеку.

Сочинение-рассуждение 15.3 «Что такое дружба?» по тексту Нагибина

(128 слов)

Дружба – это единство двух индивидуальностей, которые обогащают друг друга в духовном смысле этого выражения. Также дружбу характеризуют взаимопомощь, сходство вкусов и интересов.

В предложенном тексте героев связывает настоящее товарищество. Например, в 51 предложении мы узнаем, что рассказчик заботится о друге и защищает его. Он глубоко понимает размашистую и насмешливую натуру Оськи, поэтому не обижается на него, а обороняет от тех, кто может обидеться. Такое единение и есть дружба.

Мой друг тоже всегда готов прийти на выручку. Как-то раз на нас напала собака, и я растерялся. Она уже подскакивала ко мне, как вдруг мой приятель запустил в нее камень. Нападающая опешила и скрылась. Этой находчивости мой товарищ научил и меня. Глядя на него, я стал смелее.

Таким образом, товарищество выполняет важную функцию: оно помогает человеку развиваться. Кроме того, друг всегда выручит, и это придает нам уверенности в завтрашнем дне.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!