Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест жестоко пострадали за Христа при императоре Диоклитиане (284-305) в Севастии Армянской.

В царствование императоров Диоклитиана и Максимиана язычество господствовало во всей римской империи и было как бы всеобщее взаимное соревнование в служении идолам. Тем, кто усердно служит богам, обещались почести и высшие места в государстве; отказавшимся же поклониться идолам грозило сначала отнятие имущества, а затем, - после всевозможных мучений, - и смертная казнь.

Императорам донесено было, что будто бы жители Армении и Каппадокии, возбуждаемые христианами, отказываются повиноваться царской власти и намерены совсем отстать от Римской империи. Тогда они отправили туда Лисия и Агриколая, чтобы очистить от христиан эти римские провинции. Лисий, прибыв в город Саталион, начал их мучить.

В это время в Саталионе жил некто Евстратий. Он был известен согражданам, как первый в городе по благородству происхождения и по сану, - Евстратий занимал должность военачальника, - и в то же время отличался благочестием, богобоязненностью и безупречною жизнью. Он явился к Лисию и начал публично обличать его в жестокости. После истязаний, Евстратий был осужден на сожжение. Когда его вели на казнь, он во всеуслышание возглашал молитву: «Величая величаю Тя, Господи» (которая читается на субботней полунощнице и надписывается его именем).

Святой Авксентий был пресвитером Аравийской церкви и, по «искушении мук многовидных, Христа Бога исповедая», скончался, будучи усечен мечом. Святой Мардарий, «голубь незлобивый», добровольно вызвался на мучения за Христа и скончался во время истязаний.

Христианин Евгений, «Богу благопотребный и мучителям непотребный спасительного ради исповедания» был другом, согражданином и сотоварищем Евстратия по службе. Увидев мучения святого Евстратия, его смелость, терпение и явленное на нем чудо Господа нашего Иисуса Христа, святой Евгений воскликнул громким голосом: "Лисий! И я - христианин и проклинаю твою веру и отказываюсь повиноваться, как и господин мой Евстратий, царскому указу и тебе!". Мученику Евгению вырвали язык, отрубили руки и ноги и отсекли голову мечем.

Святой Орест, обнаруживший веру во Христа крестом, который был на груди его, после мучений восприял «блаженную кончину, и венец нетленный».

Впоследствии, в родном городе этих святых мучеников, Аравраке, в честь их сооружена была церковь и от мощей их творились чудеса.

В настоящее время мощи их почивают в Риме, в церкви святого Аполлинария Равеннийского.


Чудо святых мучеников пяточисленных

Близ Константинополя был монастырь в честь этих пяти мучеников, называемый Олимп. Ежегодно, в день памяти их в обитель приходили патриарх и император и жертвовали, сколько нужно, на пропитание инокам. Но однажды во время праздника поднялась страшная буря, так что из города на праздник никто не прибыл. Иноки обители были в унынии, так как им совершенно нечего было есть и даже укоряли святых мучеников пред их иконою.

Когда наступили сумерки, в обитель вошел благолепный муж и сказал, что царь прислал съестных припасов и вина. Сотворив молитву, все ели и пили. Некоторое время спустя привратник сказал, что прибыл посланный от царицы, которая прислала им отборной рыбы и десять золотых монет. Вскоре явился человек от патриарха и отдал игумену церковные сосуды, сказав, что патриарх будет завтра служить литургию. Прибывший от царя назвал себя Авксентием, от царицы - Евгением, а принесший сосуд от патриарха - Мардарием. На утрени в церковь вошли еще два мужа, Евстратий и Орест. Игумен велел читать инокам, что положено, о страданиях святых мучеников, но иноки отказывались, ссылаясь на то, что никто из города не пришел на праздник. Тогда Евстратий вызвался читать книгу, а затем воткнул в церковный пол жезл, превратившийся в дерево. Стоявшие сзади поняли, кого они видят. Вскоре все пятеро стали невидимы. А игумен, придя из церкви, нашел монастырский погреб полным хлеба и рыбы, и все опустевшие сосуды - полными вина.

Свя-тые му-че-ни-ки Ев-стра-тий, Авк-сен-тий, Ев-ге-ний, Мар-да-рий и Орест по-стра-да-ли за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Дио-кли-ти-ане (284-305) в Се-ва-стии, в Ар-ме-нии. В чис-ле пер-вых хри-сти-ан, при-няв-ших то-гда му-че-ния, был пре-сви-тер Ара-вий-ской церк-ви му-че-ник Авк-сен-тий, за-клю-чен-ный в тем-ни-цу. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость хри-сти-ан, гра-до-пра-ви-тель Са-та-ли-о-на, бла-го-род-ный во-е-на-чаль-ник свя-той Ев-стра-тий, быв-ший тай-ным хри-сти-а-ни-ном, ре-шил-ся на от-кры-тое ис-по-ве-да-ние ве-ры, за что был под-верг-нут пыт-кам: его из-би-ва-ли, на-де-ва-ли на но-ги же-лез-ные са-по-ги, жгли ог-нем. По-сле этих же-сто-ких му-че-ний его со-жгли, а му-че-ни-ка Авк-сен-тия обез-гла-ви-ли. Уви-дев их му-че-ни-че-скую смерть, свя-той Мар-да-рий, ко-то-рый был из про-сто-го на-ро-да, так-же ис-по-ве-дал свою ве-ру и был по-ве-шен вниз го-ло-вой. Пе-ред кон-чи-ной он про-из-нес мо-лит-ву: «Вла-ды-ко Гос-по-ди Бо-же, От-че Все-дер-жи-те-лю...», ко-то-рая чи-та-ет-ся в кон-це 3-го ча-са и на по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ни-ку Ев-ге-нию вы-рва-ли язык, от-ру-би-ли ру-ки и но-ги и от-сек-ли го-ло-ву ме-чом. Мо-ло-дой во-ин свя-той Орест ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном и за это пред-стал пе-ред су-дом. Он был при-го-во-рен к со-жже-нию на рас-ка-лен-ном же-лез-ном ло-же, ку-да взо-шел, укреп-ля-е-мый мо-лит-вой свя-то-го Ев-стра-тия. Пред-смерт-ная мо-лит-ва свя-то-го Ев-стра-тия («Ве-ли-чая, ве-ли-чаю Тя, Гос-по-ди...») чи-та-ет-ся на суб-бот-ней по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ник Ев-стра-тий скон-чал-ся 13 де-каб-ря.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Димит-рия Ростов-ского.

Молитвы

Тропарь мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту Севастийским

Му́ченик всечестны́х све́тлость,/ пяточи́сленных страстоте́рпцев воспое́м,/ сла́ву земны́х презре́вших,/ со́лнца све́тлаго Евстра́тия,/ прему́драго вити́ю со страда́льцы,/ на огнь и му́ки дерзну́вших за всех Царя́ Христа́/ и от престо́ла Того́ сла́вы по́честьми венце́в обдаре́нных./ Тех моли́твами, Христе́ Бо́же,// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Сияние всеми почитаемых, воспоем пятерых , земную славу презревших, яркое солнце Евстратия, премудрого оратора, с другими мучениками, вызвавшихся на огонь и муки за Царя всех Христа и от Его славы увенчанных венцами почести. По их молитвам, Христос Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Евстратию Севастийскому

Вити́йствуя пред беззако́ннующими Боже́ственная,/ бие́ния претерпе́л еси́ му́жественнейшим се́рдцем,/ облиста́л еси́ богозна́меньми, пречу́дне,/ угаси́л еси́ возвы́шенный пре́лести пла́мень,// сего́ ра́ди тя че́ствуем, всеблаже́нне му́чениче Христо́в Евстра́тие.

Перевод: Исповедуя веру в Бога перед язычниками, ты претерпел пытки мужественнейшим сердцем, просиял ты чудесами, преудивительный, угасил поднявшееся пламя заблуждений, потому тебя почитаем, преблаженный мученик Христов Евстратий.

Святые мученики Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест пострадали за веру Христову при императоре Диоклитиане (284- 305) в Армении Каппадокийской (или Малой Армении), бывшей тогда римской провинцией.
Наместниками ее были жестокие правители - Лизий и Агриколай. Лизий пребывал в городе Сатале, Агриколай-в Севастии. Христиан, схваченных в Сатале, они отправляли для пыток в Севастию, а христиан из Севастии направляли в Сатал. Казненные на чужой стороне мученики как бы пропадали без вести и не могли быть погребены по христианскому обряду.
Видя непоколебимую твердость в вере множества христиан, знатный и благородный военачальник города Саталы Евстратий - тайный христианин- решился на открытое исповедание своей веры. Пресвитер Авксентий, настоятель церкви в близлежащем городе Аравраке (откуда Евстратий был родом), взял пояс Евстратия, принесенный в Аравракийский храм его слугой; это послужило для святого Евстратия видимым знаком, что Церкви угодно, чтобы и он пострадал за Христа. Когда пресвитер Авксентий был схвачен и заключен в темницу, святой Евстратий открыто обличил Лизия в жестокости и безбожии. За это он предстал перед судом, где, несмотря на бесчеловечные пытки (тело его жгли огнем, строгали острыми черепками, а раны поливали соленой водой с уксусом), отверг язычество, исповедуя веру в Господа Иисуса Христа.
По приказу Лизия, мученика Евстратия обули в железные сапоги, подбитые острыми гвоздями, выходившими наружу, и повели в Севастию. В городе Аравраке к святому Евстратию присоединился христианин Мардарий, также решившийся на подвиг исповедничества. Боясь проявить малодушие и попасть в сети языческого суемудрия, он просил у мученика Евстратия совета, как ему отвечать на допросах и пытках. Святой Евстратий сказал: «Повторяй, брат мой Мардарий, неизменно только одно: «я - христианин», «я - раб Христов», и больше ничего не отвечай...».
Так и поступил святой Мардарий, и мучители не смогли от него добиться отречения от веры Христовой, хотя истязали исповедника раскаленными гвоздями, повесив вниз головой. Перед самой кончиной святой Мардарий произнес молитву: «Владыко Господи Боже, Отче Вседержителю...», чтение которой совершается на полунощнице и в конце 3-го часа.
Во время допроса мученика Евстратия, его товарищ, христианин Евгений, обличил языческих судей в жестокости и отверг их веру. Святой Евгений был осужден на смерть. Ему вырезали язык, отрубили руки и перебили голени ног. После такой страшной пытки святой Евгений предал душу свою Господу.
Лизий же отправился за город производить смотр войскам. Во время этой процессии у воина Ореста, метавшего копье, обнаружился золотой крест, выпавший от сотрясения на грудь. На недоуменный вопрос Лизия святой Орест твердо отвечал, что он - христианин, и крест носит для отгнания всяких зол. По прибытии Лизия в Никополь (Малая Армения), святого Ореста вызвали на допрос. На этот допрос пришло множество воинов, заявивших, что и они - христиане. Лизий испугался и распорядился отвести святого Ореста вместе с мучеником Евстратием в Севастию, к правителю Агриколаю. В пути мученики Евстратий и Орест укреплялись пением 118-го псалма («Блаженны непорочные в путь, ходящие в законе Господнем»). Святой Орест рассказал мученику Евстратию, как скончался пресвитер Авксентий: когда его вели на казнь в лес, он также воспевал 118-й псалом и перед кончиной сказал: «Брат Орест! Передай господину Евстратию, чтобы он помолился обо мне, и что он скоро соединится со мною, и я его ожидаю». Когда святого Авксентия обезглавили, тело его было взято ночью христианами и предано благочестивому погребению.
В Севастии мученики Евстратий и Орест предстали перед правителем Агриколаем. Агриколай приложил все усилия, чтобы склонить их к язычеству, ссылаясь на авторитет греческих философов, в частности, на сочинение Платона «Тимей». Но святой Евстратий, превосходно разбиравшийся в творениях Платона, доказал, что прославленный философ не признавал злого языческого божества Зевса Единым Богом, но учил о Боге, как о Существе Всеблагом, Источнике всякого добра и справедливости. При этом святой Евстратий ссылался также и на знаменитых греческих поэтов - Гомера и Эсхила. На предложение Агриколая принести жертву языческим идолам, святые Евстратий и Орест ответили решительным отказом. Мученик Орест был немедленно приговорен к сожжению на раскаленном железном ложе, куда взошел, укрепляемый молитвой святого Евстратия. Мученика Евстратия же вновь заключили в темницу. Здесь он написал завещание, распорядившись отпустить своих рабов на свободу, имения отдать Церкви, а имущество - нищим.
Агриколай тем временем колебался, не решаясь казнить святого Евстратия-видного военачальника, исправно прослужившего 27 лет, пользовавшегося славой и уважением среди горожан. Он призвал святого Евстратия и в разговоре с ним наедине предложил отречься от Христа хотя бы только для вида. Но святой отвечал: «Я ни лицемерно, ни другим каким-либо образом, не поклонюсь твоим богам. Будь уверен, что муки, каким ты меня подвергаешь, для меня - блаженство».
Когда мученика Евстратия повели на сожжение к раскаленной печи, он во всеуслышание молился: «Величая, величаю Тя, Господи...» (читается на субботней полунощнице). В печь святой Евстратий вошел, осеняя себя крестным знамением со словами: «Господи Иисусе Христе! В руце Твои предаю дух мой» (+ 13 декабря).
Святые мощи мучеников Евстратия и Ореста были взяты епископом Севастийским Власием и преданы христианскому погребению в их родном городе Аравраке. Впоследствии они были перенесены в Рим, где почивают в церкви священномученика Аполлинария, епископа Равеннийского (+ ок.. 75, память 23 июля).

Тропарь мчч.Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту, глас 4:

Мученик всечестных светлость, / пяточисленных страстотерпцев воспоем, / славу земных презревших, / солнца светлаго Евстратия, / премудраго витию со страдальцы, / на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа / и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных. / Тех молитвами, Христе Боже, //спаси души наша.

(Минея декабрь. Ч.1. – М., Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002).

Свя-тые му-че-ни-ки Ев-стра-тий, Авк-сен-тий, Ев-ге-ний, Мар-да-рий и Орест по-стра-да-ли за Хри-ста при им-пе-ра-то-ре Дио-кли-ти-ане (284-305) в Се-ва-стии, в Ар-ме-нии. В чис-ле пер-вых хри-сти-ан, при-няв-ших то-гда му-че-ния, был пре-сви-тер Ара-вий-ской церк-ви му-че-ник Авк-сен-тий, за-клю-чен-ный в тем-ни-цу. Ви-дя непо-ко-ле-би-мость хри-сти-ан, гра-до-пра-ви-тель Са-та-ли-о-на, бла-го-род-ный во-е-на-чаль-ник свя-той Ев-стра-тий, быв-ший тай-ным хри-сти-а-ни-ном, ре-шил-ся на от-кры-тое ис-по-ве-да-ние ве-ры, за что был под-верг-нут пыт-кам: его из-би-ва-ли, на-де-ва-ли на но-ги же-лез-ные са-по-ги, жгли ог-нем. По-сле этих же-сто-ких му-че-ний его со-жгли, а му-че-ни-ка Авк-сен-тия обез-гла-ви-ли. Уви-дев их му-че-ни-че-скую смерть, свя-той Мар-да-рий, ко-то-рый был из про-сто-го на-ро-да, так-же ис-по-ве-дал свою ве-ру и был по-ве-шен вниз го-ло-вой. Пе-ред кон-чи-ной он про-из-нес мо-лит-ву: «Вла-ды-ко Гос-по-ди Бо-же, От-че Все-дер-жи-те-лю...», ко-то-рая чи-та-ет-ся в кон-це 3-го ча-са и на по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ни-ку Ев-ге-нию вы-рва-ли язык, от-ру-би-ли ру-ки и но-ги и от-сек-ли го-ло-ву ме-чом. Мо-ло-дой во-ин свя-той Орест ис-по-ве-дал се-бя хри-сти-а-ни-ном и за это пред-стал пе-ред су-дом. Он был при-го-во-рен к со-жже-нию на рас-ка-лен-ном же-лез-ном ло-же, ку-да взо-шел, укреп-ля-е-мый мо-лит-вой свя-то-го Ев-стра-тия. Пред-смерт-ная мо-лит-ва свя-то-го Ев-стра-тия («Ве-ли-чая, ве-ли-чаю Тя, Гос-по-ди...») чи-та-ет-ся на суб-бот-ней по-лу-нощ-ни-це. Му-че-ник Ев-стра-тий скон-чал-ся 13 де-каб-ря.

См. так-же: в из-ло-же-нии свт. Димит-рия Ростов-ского.