от греч. diagnostikos – способный распознавать) – учение о методах и принципах распознавания и оценки состояния объекта, процесса, явления и постановки диагноза; процесс постановки диагноза. Первоначально понятие «Д.» использовалось в медицине. Однако затем этот термин стал применяться и во многих др. областях: Д. техническая, Д. плазмы, Д. предвыборной ситуации и др.

ДИАГНОСТИКА

греч. diagnostikos - способный распознавать). Диагностический процесс. Учитываются особенности диагностического мышления врача и значимость клинических признаков болезни, данных лабораторных исследований (биохимических, серологических, рентгенологических, электрофизиологических, патопсихологических и др.), роль социально-психологических, средовых и микросредовых факторов. Для последующего лечения и социально-трудовой реабилитации больного большое значение приобретает ранняя психиатрическая диагностика.

ДИАГНОСТИКА

от греч. diagnostikos - способный распознавать] - 1) раздел медицины, изучающий признаки болезней, содержание и методы исследования больного, а также принципы установления диагноза; 2) процесс распознавания болезни и изучения индивидуальных биологических и социально-психологических особенностей больного, включающий в себя всестороннее медицинское обследование, анализ полученных результатов, их интерпретацию и обобщение в виде диагноза.

Диагностика

греч. diagnostikos - способный распознавать) - идентификация болезни, синдрома, болезненного состояния, симптома, отклонения согласно принятой в психиатрии модели соответствующего расстройства. Обычно предполагает тщательное обследование с применением всех существующих ныне методов исследования с целью получить достаточный объем достоверной информации о состоянии пациента, изучение, анализ и синтез такой информации. Операциональная диагностика – установление диагноза по принятому стандарту критериев определенного психического расстройства (это, например, набор симптомов, критерий времени (например, в течение 1-го месяца, 2-х лет), критерий течения (периодическое, любое другое течение). Диагностика номотетическая (греч. nomos – закон, thesis – положение, утверждение) – классический подход к идентификация расстройства по перечню наиболее характерных его признаков. При этом учитываются все остальные признаки, но им придается дополнительное диагностическое расстройство. Диагностика политетическая – идентификация расстройства по перечню свойственных ему признаков с указанием количества последних, достаточных для диагноза. Например, если из 10 признаков у пациента присутствуют 2 или 3, этого считается достаточным для установления диагноза.

Диагностика

в клинической психологии) - идентификация болезни, расстройства, синдрома, состояния, пр. Термин используется по аналогии с медицинской моделью для указания на необходимость классификации и категоризации; предполагается, что диагностические категории определены. Диагностический тест - любой тест или процедура, используемые с целью точного определения характера и происхождения нарушения способности или расстройства. В психологии "диагностический" относится скорее к определению конкретного источника проблем индивида в какой-то области. Диагностическое интервью - распространенная процедура в клинической обстановке, при которой клиент или пациент интервьюируется с целью получения некоторого приемлемого определения характера расстройства и его этиологии и для планирования метода лечения. Дифференциальная Д. направлена на определение того, какая из двух (или более) схожих болезней (расстройств, состояний, пр.) имеется у индивида. Диагноз психологический - конечный результат деятельности психолога, направленный на выяснение индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки его актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых задачей психодиагностического обследования. Предмет Д. п. - установление индивидуально-психологических различий в норме и патологии. Сегодня, как правило, установив средствами психодиагностики те или иные индивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможности указать на их причины, место в структуре личности. Такой уровень диагностики Л. С. Выготский назвал симптоматическим (или эмпирическим). Этот диагноз ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы. Л. С. Выготский отмечал, что данный диагноз не является собственно научным, ибо установление симптомов никогда автоматически не приводит к диагнозу. Здесь работу психолога вполне можно заменить машинной обработкой данных. Важнейшим элементом Д. является выяснение в каждом отдельном случае того, почему определенные проявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины и следствия. Именно поэтому второй ступенью в развитии Д. п. является этиологический диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов), но и причины их возникновения. Высший уровень - типологический диагноз, заключающийся в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. По словам Л. С. Выготского, диагноз всегда должен иметь в виду сложную структуру личности. Диагноз неразрывно связан с прогнозом. По Л. С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает, но прогноз строится на умении настолько понять "внутреннюю логику самодвижения процесса развития, что на основе прошлого и настоящего намечает путь развития". Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям. Развитие теории Д. в настоящее время является одной из наиболее важных задач отечественной психодиагностики.

Педагогическая диагностика как средство оценки достижений ребенка дошкольного возраста.

Введение

1. Проблемы педагогической диагностики

2. Принципы диагностического обследования:

3. Уровни воспитательных результатов.

Заключение

Список литературы

Введение

Диагностика – процедура выявления уровня достижений и готовности к какому-либо виду деятельности определенного содержания и уровня сложности.

Данная процедура включает анализ и обобщение существующих методик диагностики развития, эффективности воспитания и обучения детей, выбор оптимальных методик и диагностических критериев, позволяющих оценить уровень сформированности того или иного качества личности, умений и навыков, компетенций и отношений воспитанников. Это означает, что по результатам диагностики можно будет соотнести достижения или неуспешность ребенка с сильными и слабыми сторонами его личности, изменениями в психофизическом, познавательно-речевом и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного образовательного процесса в ДОУ. Поэтому диагностику, сегодня принято соотносить с проведением контроля эффективности или мониторинга образовательного процесса в детском саду.

В соответствии с федеральными государственными требованиями, она может быть основной для следующих видов мониторинга: промежуточного, итогового и мониторинга преемственности результатов личностного развития при переходе ребенка в школу.

Проблемы педагогической диагностики

Проблема педагогической диагностики остаётся одной из актуальных - задач теории и методики воспитания детей дошкольного возраста. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она признана:

во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения;

во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения;

в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний детей.

«Диагностика» (греч.) - «познание, определение».

Педагогическая диагностика - это механизм, позволяющий выявить индивидуальные особенности и перспективы развития ребенка.

Главная цель диагностического обследования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Основная задача диагностики – получение информации об индивидуальных особенностях развития ребенка. На основании этой информации, разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей по подготовке старшего дошкольника к обучению в школе.

Очень часто родители дошкольников задают вопросы: для чего проводится обследование дошкольников и есть ли необходимость в нем? Педагогическая диагностика необходима для того, чтобы оказать помощь в выборе для каждого ребенка оптимальных, благоприятных условий для обучения и развития. Диагностическое обследование дошкольников - важно для каждого ребенка, педагоги детского сада стараются предупредить возможные проблемы в обучении ребенка, ведь ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает отличные результаты.

Признаки диагностического обследования:

· Наличие целей педагогического обследования

· Систематичность и повторяемость

· Использование методик специально разработанных к данным конкретным ситуациям и условиям

· Доступность процедур для их проведения

Принципы диагностического обследования

- Принцип последовательности и преемственности диагностики – проявляется в последовательном переходе от одних этапов, критериев и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности, в поэтапном усложнении и углублении процесса диагностики.

- принцип доступности диагностических методик и процедур – зрительная наглядность становится главным условием получения необходимой информации (тесты с картинками)

- принцип прогностичности

Последний принцип проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.

Понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: Существенным является не столько то, чему ребёнок уже научился, столько то, чему он способен научиться, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребёнка в плане овладения тем, чем он ещё не владеет, но может овладеть с помощью и при поддержке взрослого.

Существует большое количество методов педагогической диагностики. В качестве основных методов, позволяющих выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, в условиях ДОУ используются:

Наблюдение

Изучения продуктов деятельности детей

Несложные эксперименты

Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблюдателя. Поэтому, чтобы уменьшить количество ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдение длительное время и лишь, потом приступать к анализу результатов.

Наблюдение за ребёнком должно осуществляться в естественных ситуациях: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него. Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», « Ты молодец!», « Я вижу, у тебя всё замечательно получается!». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать в зависимости от возраста от 10 до 20 минут.

Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является переход с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это неизбежно влечёт за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы основная цель – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ребёнка, сформированности тех или иных умений.

Очень важно при обследовании дошкольников придерживаться «правил» педагогического диагностирования.

Обследование дошкольников проводится только в первой половине дня, в наиболее работоспособные дни (вторник или же среда). Обстановка при проведении диагностики спокойная, доброжелательная. С ребенком работает один взрослый, это может быть психолог или воспитатель. Родители присутствуют при обследовании дошкольников. Ребенка не торопят с ответом, дают возможность подумать. Нельзя выказывать свои чувства по отношению к ответам ребенка. Не обсуждают результаты обследования дошкольника с родителями в его присутствии. Родителям обязательно в той или иной форме сообщают о результатах обследования. Совместно с родителями разрабатывается план индивидуальной работы с ребенком. Диагностическое обследование дошкольников и педагоги, и родители рассматривают как необходимую и важную помощь ребенку.

Поскольку дошкольники уже на достаточном уровне овладели речью, реагируют на личность педагога, то возможно общение с ребенком, в ходе которого и проводится диагностики развития. Обследование дошкольников проводится как вербальным, так и невербальным методами. Так если психолог проводит беседу – диагностику, то в это время воспитатель осуществляет наблюдение за поведением ребенка во время обследования. Он наблюдает и фиксирует функциональное и эмоциональное состояние ребенка, проявления интереса (безразличия) к предлагаемым заданиям. Обследование проводится обязательно в игровой форме. Нельзя заставлять ребенка, если он не желает что - то делать, лучше отложить диагностику. Наблюдения дают ценный материал для правильной оценки уровня развития ребенка, меры сформированности познавательной и мотивационной сфер. При интерпретации результатов диагностики необходимо выслушать мнение и пояснение родителей.

Следует отметить, что диагностическое обследование проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце. На основании полученных результатов в начале учебного года воспитатели не только конструируют образовательный процесс в своей возрастной группе, но и планируют индивидуальную работу по разделам программы с теми детьми, которые требуют усиленного внимания воспитателя и которым необходима педагогическая поддержка. В середине учебного года диагностируются только дети группы риска, чтобы скорректировать планы индивидуальной работы с детьми по всем разделам программы. В конце учебного года – сначала итоговая диагностика, потом – сравнительный анализ результатов на начало и конец года. Обработанные и интерпретированные результаты такого анализа являются основой конструирования образовательного процесса на новый учебный год. Результаты диагностического обследования каждого ребёнка заносятся в диагностическую таблицу.

Старший воспитатель: Решетникова А.О.

Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые резуль­таты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.
Общими признаками диагностического обследования, являются:
– наличие целей педагогического оценивания состояния диагностируемого объекта;
– систематичность и повторяемость диагностирования как вида профессионально-педаго­гической деятельности, осуществляемой в типичных ситуациях на определенных этапах педаго­гического процесса (вводная диагностика, промежуточная диагностика, итоговая и т. д.);
– использование методик, специально разработанных и (или) адаптированных к данным конкретным ситуациям и условиям;
– доступность процедур для их проведения воспитателями.
При проведении диагностического обследования необходимо руководствоваться следую­щими принципами.
Принцип последовательности и преемственности диагностики проявляется в последова­тельном переходе от одних этапов, критериев и форм и методов диагностики к другим по мере развития, обучения и воспитания личности в образовательном процессе, в поэтапном усложне­нии и углублении процесса диагностики.
Принцип доступности диагностических методик и процедур – общепедагогические прин­ципы наглядности и доступности обучения применительно к задачам диагностического изучения воспитанников означают необходимость такого подбора (построения) методик, вопросов, зада­ний, которые были бы рассчитаны на реальный уровень развития детей, их опыт. Зрительная на­глядность заданий практического характера становится главным условием получения необходи­мой информации (тесты с картинками).
Доступность диагностики требует создания естественных условий диагностирования, что как раз и стимулирует естественность поведения.

Среди специфических принципов педагогической диагностики выделяют прогностичностъ диагностики. Она проявляется в ориентации диагностической деятельности на коррекционную работу в «зоне ближайшего развития» дошкольников.
Заметим, что понятие «зона ближайшего развития» введено Л. С. Выготским: «Существен­ным… является не столько то, чему ребёнок уже научился, сколько то, чему он способен нау­читься, а зона ближайшего развития и определяет, каковы возможности ребенка в плане овладе­ния тем, чем он еще не владеет, но может овладеть с-помощью, по указанию взрослых, в сотруд­ничестве».
Кроме принципов, важно придерживаться общих рекомендаций.
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается».
Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
При разработке диагностической процедуры и отборе диагностических средств учитыва­лись экономичность и надежность методик, их соответствие возрастным особенностям детей и возможность включения в воспитательно-образовательный процесс детского сада.
В качестве основных методов, позволяющие выявить степень реализации программы и оценить уровень развития детей, предлагаются наблюдения за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поруче­ний ребёнку, проведения дидактических игр и пр.), беседы.
Регулярные наблюдения позволяют достаточно объективно оценить присущие возрасту достижения ребёнка (освоение им определенных способов; умственных действий, уровень овла­дения знаниями).
Однако при наблюдении могут возникнуть сложности, одна из них – субъективизм наблю­дателя. Поэтому, чтобы избежать ошибок, следует отказаться от преждевременных выводов, продолжать наблюдения по возможности, длительное время и лишь потом приступать к анализу результатов.
Наблюдения за ребёнком должны происходить в естественной ситуации: в группе, на про­гулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.
Обязательным условием успешного проведения педагогической диагностики является пе­реход педагога с позиции обучающего на позицию человека, проводящего диагностику. Это не­избежно влечет за собой изменение его деятельности. Если в процессе повседневной работы ос­новная цель педагога – дать знания, добиться правильного ответа в данный момент, воспитывать, то в процессе проведения диагностики – получить достоверные данные об уровне развития ре­бёнка, сформированности тех или иных умений.
Предлагаемые задания составлены с максимальным учетом особенностей и возможностей детей младшего дошкольного возраста, их реального опыта, что обеспечивает адекватное пони­мание детьми их содержания.
СПОСОБЫ РАБОТЫ С ДИАГНОСТИЧЕСКИМИ КАРТАМИ
Результаты диагностического обследования каждого ребенка заносятся в диагностическую таблицу. На вертикальной оси приводятся фамилии детей и баллы за выполнение каждого зада­ния. На горизонтальной – номера диагностических заданий.
Целью данной работы является разработка системы комплексной диагностики детей до­школьного возраста, которая позволит качественно и оперативно оценивать динамику подготов­ленности детей дошкольного возраста, а также на качественном уровне оценить эффективность образовательной работы детских образовательных учреждений по «конечному ценному продук­ту» – дошкольник-выпускник.
Диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не бывает, и диагностические карты могут быть только ориентиром на пути понимания особенностей ребёнка, его индивидуальности.
Результаты диагностики – это отправные точки индивидуальных образовательных маршру­тов для каждого ребёнка.


В технической диагностике большое значение имеет описание объектов в системе признаков, обладающих большой диагностической ценностью. Использование неинформативных признаков не только оказывается бесполезным, но и снижает эффективность самого процесса диагностирования, создавая помехи при распознавании.

Количественное определение диагностической ценности признаков и комплекса признаков может быть проведено на основе теории информации.

Пусть имеется система D, которая находится в одном из n возможных состояний D i (i=1,2,…n). Пусть эта система – «система диагнозов», а каждое из состояний – диагноз. В большинстве случаев непрерывные различные состояния системы представляются совокупностью эталонов (диагнозов), причем выбор числа диагнозов часто определяется путем наблюдения за другой, связанной с ней системой – системой признаков.

Назовем простым признаком результат обследования, который может быть выражен одним из двух символов или двоичным числом (1 и 0).

С точки зрения теории информации простой признак можно рассматривать как систему, имеющую одно из двух возможных состояний. Если K j – простой признак, то два его состояния можно обозначить: K j – наличие признака, - отсутствие признака. Простой признак может означать наличие или отсутствие измеряемого параметра в определенном интервале; он может иметь и качественный характер (положительный или отрицательный результат испытаний и т.д.).

Для целей диагностирования область возможных значений измеряемого параметра часто разбивается на интервалы и характерным является наличие параметра в данном интервале. В связи с этим результат количественного обследования может рассматриваться как признак, принимающий несколько возможных состояний.

Сложным признаком (разряда m) называется результат наблюдения (обследования), который может быть выражен одним из m символов. Если, как обычно, в качестве символов выбрать цифры, то сложный признак (разряда m) может быть выражен m – разрядным числом (сложный признак 8-го разряда выражается восьмеричным числом). Сложный признак может быть связан и с обследованием качественного характера, если оценка содержит несколько градаций. Разряды признака называются диагностическим интервалом.

Одноразрядный признак (m = 1) имеет только одно возможное состояние. Такой признак не несет какой-либо диагностической информации и его следует исключить из рассмотрения.

Двухразрядный признак (m = 2) обладает двумя возможными состояниями. Состояния двухразрядного признака K j можно обозначить K j 1 и K j 2 . Так например, признак K j относится к измерению параметра x, для которого установлено два диагностических интервала: x ≤ 10 и x > 10. Тогда K j 1 соответствует x ≤ 10, а K j 2 обозначает x > 10. Эти состояния альтернативны, так как реализуется только одно из них. Очевидно, что двухразрядный признак может быть заменен простым признаком K j , если считать K j 1 = K j и K j 2 = .

Трехразрядный признак (m=3) имеет три возможных значения: K j 1 , K j 2 , K j 3 . Пусть, например, для параметра x приняты три диагностических интервала: x ≤ 5, 5 < x < 15, x ≥ 15. Тогда для признака K j , характеризующего этот параметр, возможны три значения:

K j 1 (x ≤ 5);K j 2 (5 < x < 15);K j 3 (x ≥ 15),

где m – разрядный признак K j имеет m возможных состояний: K j 1 , K j 2 ,… K jm .

Если в результате обследования выявлено, что признак K j имеет для данного объекта значение K j 1 , то это значение будем называть реализацией признака K j . Обозначая ее K* j , будем иметь K* j = K js .

В качестве диагностического веса Z реализации признака K j для диагноза D j может быть принято:

где - вероятность диагноза D при условии, что признак K j получил значение K js , P(D i) – априорная вероятность диагноза.

С точки зрения теории информации величина Z Di (K js) представляет собой информацию о состоянии D i , которой обладает состояние признака K js .

Если вероятность состояния D после того, как стало известно, что признак K j имеет реализацию в интервале S, увеличилась , то , т.е. диагностический вес данного интервала признака для данного диагноза положителен. Если наличие параметра в интервале S не изменяет вероятности диагноза, то , так как .

Диагностический вес на интервале S признака K j по отношению к диагнозу D i , может быть отрицательным (отрицание диагноза).

Диагностический вес наличия признака K j в интервале S можно представить в виде, более удобном для конкретных вычислений:

где P(K js /D i) – вероятность появления на интервале S признака K j для объектов с диагнозом D i , P(K js i) - вероятность появления этого интервала у всех объектов с различными диагнозами.

Эквивалентность равенств (21) и (22) следует из следующего тождества:

Равенства (21), (22) определяют независимый диагностический вес данной реализации признака для диагноза D i . Он характерен для ситуации, в которой обследование по признаку K j проводится первым или когда результаты обследования по другим признакам еще неизвестны (например, при одновременном обследовании по нескольким признакам). Он также характерен для случая, когда вероятность появления данной реализации признака не зависит от результатов предыдущих обследований.

Однако известно, что диагностическое значение реализации признака во многих случаях зависит от того, какие реализации признаков получились в предыдущих обследованиях. Бывает, что сам по себе признак не имеет существенного значения, но его появление после некоторого другого позволяет однозначно поставить диагноз (установить состояние системы).

Пусть проводится обследование сначала по признаку K 1 , а затем по признаку K 2 . При обследовании объекта по признаку K 1 была получена реализация K 1 S , и требуется определить диагностический вес реализации K 2 ρ признака K 2 для диагноза D i . В соответствии с определением диагностического веса:

Выражение (23) определяет условный диагностический вес реализации признака. Независимый диагностический вес этой реализации:

Если признаки K 1 и K 2 являются независимыми для всей совокупности объектов с различными диагнозами:

и условно независимыми для объектов с диагнозом D i

то условный и независимый диагностические веса реализации совпадают.

Диагностический вес той или иной реализации признака еще не дает представления о диагностической ценности обследования по данному признаку. Например, при обследовании по простому признаку может оказаться, что его наличие не имеет диагностического веса, тогда как его отсутствие чрезвычайно важно для установления диагноза.

Установим, что диагностическая ценность обследования по признаку k j для диагноза D i есть величина информации, вносимая всеми реализациями признака k j в установление диагноза D i .

Для m – разрядного признака:

Диагностическая ценность обследования учитывает все возможные реализации признака и представляет собой математическое ожидание величины информации, вносимой отдельными реализациями. Так как величина Z Di (k j) относится только к одному диагнозу D i , то это частная диагностическая ценность обследования по признаку k j , и она определяет независимую диагностическую ценность обследования. Значение Z Di (k j) характерно для случая, когда обследование производится первым или когда результаты других обследований неизвестны.

Величина Z Di (k j) может быть записана в трех эквивалентных формулах:

Диагностическая ценность обследования для простого признака:

Если признак k j является случайным для диагноза D i , т.е. , то обследование по такому признаку не имеет диагностической ценности (Z Di (k j) = 0).

Наибольшую диагностическую ценность имеют обследования по признакам, которые часто встречаются при данном диагнозе, а вообще редко и, наоборот, по признакам, встречающимся при данном диагнозе редко, а вообще – часто. При совпадении P(k j /D i) и P(k j) обследование не имеет никакой диагностической ценности.

Диагностическая ценность обследования вычисляется в единицах информации (двоичных единицах или битах) и не может быть отрицательной величиной. Это понятно из логических соображений: информация, полученная при обследовании, не может «ухудшить» процесс распознавания действительного состояния.

Величина Z Di (k j) может быть использована не только для оценки эффективности обследования, но и для целесообразного выбора величины диагностических интервалов (числа разрядов). Очевидно, что для упрощения анализа удобно уменьшать число диагностических интервалов, однако это может привести к уменьшению диагностической ценности обследования. С увеличением числа диагностических интервалов диагностическая ценность признака возрастает или остается прежней, но анализ результатов становится более трудоемким.

Известно, что обследование, обладающее небольшой диагностической ценностью для данного диагноза, может иметь значительную ценность для другого. Поэтому целесообразно ввести понятие общей диагностической ценности обследования по признаку k j для всей системы диагнозов D, определив ее как количество информации, вносимое обследованием в систему диагнозов:

Величина Z D (k js) представляет собой ожидаемое (среднее) значение информации, которое может быть внесено обследованием в установление неизвестного заранее диагноза, принадлежащего рассматриваемой системе (совокупности) диагнозов.

Диагностическое обследование младенцев и детей раннего возраста сопряжено с рядом трудностей, связанных с возрастными особенностями детей данных возрастных групп. Младенец – трудный испытуемый, который бывает в различных состояниях от сонливости до громкого плача. То, как ребенок реагирует на окружающий мир, во многом зависит от его уровня активности. Работа с ребенком раннего возраста значительно осложняется в связи с неразвитостью или недостаточностью произвольности поведения.

И.Ю.Левченко выделяет в качестве необходимых следующие требования к организации и проведению обследования:

Процедура обследования должна строиться в соответствии с особенностями возраста ребенка на основе активной деятельности, ведущей для его возраста;

Характер объектов и материала в принципе должен быть знаком ребенку, а способ общения с психодиагностом быть таким же, как и со знакомым взрослым;

Методики должны быть удобны для использования, давать возможность стандартизации и математической обработки данных, но одновременно выявлять качественные особенности процесса выполнения;

Анализ полученных результатов должен быть качественно-количественным, позволяющим выявить своеобразие развития ребенка и его потенциальные возможности;

Выбор качественных показателей должен определяться их способностью отражать уровни сформированности психических функций;

Следует продумать порядок предъявления заданий .

Работа психодиагноста начинается с рассмотрения запроса, затем следует этап сбора информации. Итогом работы является формулировка психологического заключения на основе обработки и интерпретации полученной информации.

При изучении жалоб важно выяснить время возникновения проблемы, связь их с условиями жизни ребенка. Следует помнить, что родители формулируют жалобу как проблему ребенка, однако в ряде случаев это может быть проблемой родителей, которые не осознают ее как свою. Поэтому необходимо уточнить содержание жалобы и ожидания родителей от ребенка.

Изучение ребенка включает целый ряд шагов:

    Анамнестический метод , включающий систему сведений медицинского, психологического, социального, педагогического характера. Анамнез обычно заполняется со слов родителей по специальной схеме, определенной спецификой учреждения, целями и задачами изучения. В анамнез включаются:

Общие сведения о ребенке (состав семьи, социальный статус родителей, причины обращения за консультацией и др.);

Сведения о протекании беременности (наличие токсикозов, угрозы выкидыша, заболевания матери, профессиональные вредности, стрессовые ситуации и т.д.);

Сведения о родах (доношенность – недоношенность, родовые травмы, асфиксия, стимуляция родов, продолжительность родов, оценка по шкале Апгар и др.);

Раннее развитие ребенка (начало сидения, ходьбы; гуление, лепет, время появления первых слов и фразовой речи, заболевания ребенка, травмы головы, обмороки, припадки, тики, нарушения сна и т.д.);

Диспансерный учет (указывается, у каких специалистов и в течение какого периода ребенок состоял на диспансерном учете);

Характерологические особенности ребенка (спокойный – беспокойный, общительный – замкнутый, агрессивный – добродушный и др.);

Посещение детских учреждений (ясли, с указанием трудностей адаптации в детской группе и др.) .

Оценивая развитие ребенка, необходимо учитывать общие сведения о времени появления тех или иных навыков в ходе развития (таблицы 3, 4):

Таблица 3

Развитие навыков у детей от рождения до трех лет .

Возрастной период

Сразу после рождения

4-6 недель

12-16 недель

В положении лежа лицом вниз – таз высоко, колени под животом

Улыбается матери

В положении лицом вниз – таз прилежит к кровати

Поворачивает голову на звук. Удерживает предмет, помещенный в руку

Тянется за предметом и хватает его, даже если он не помещается в руку

Перекладывает предметы из одной руки в другую. Жует. Сидит с протянутыми для поддержки руками. Лежа на спине, спонтанно поднимает голову. Сам ест печенье

Показывает указательным пальцем. Противопоставляет большой палец руки. Ползает, машет на прощанье рукой, хлопает в ладоши, играя в «ладушки». Помогает одевать его – держит руку для одежды, ногу для ботинка или перемещает предмет из одной руки в другую, чтобы засунуть руку в рукав.

Бросает предметы, ходит без помощи. Говорит 2-3 одиночных слова.

Ест сам полностью, если позволяют, берет чашку, пьет, ставит ее без помощи. Прекращает тянуть все предметы в рот, бросать вещи.

Копирует домашнюю работу матери (стирку, уборку и др.)

Начинает проситься на горшок

Хорошо бегает, ударяет ногой мяч, ходит самостоятельно вверх и вниз по лестнице, ступая двумя ногами на каждую ступеньку. Открывает двери. Забирается на стул, диван. Сочетает 3 слова в предложении. Хорошо обращается с ложкой. Говорит о непосредственно с ним произошедшем. Помогает одевать и раздевать себя. Слушает рассказы по картинкам. Употребляет местоимения «ты», «мне». Строит башню из 6 кубиков. Копирует карандашом горизонтальные линии, пытается чертить круг. Подражая, складывает один раз бумагу. Может назвать несколько картинок и предметов.

Прыгает на обеих ножках. Знает свое полное имя. Употребляет местоимение «я». Может ходить на цыпочках по просьбе. Может делать на бумаге складки. Строит башню из 8 кубиков. Копирует карандашом горизонтальные и вертикальные линии. Просится на горшок.

Поднимается по лестнице, наступая на каждую ступеньку одной ногой. Ездит на трехколесном велосипеде. Стоит несколько секунд на одной ноге. Повторяет 3 числа или предложение из 6 слогов. Знает свой возраст и пол, считает правильно 3 предмета. Играет в простые игры. Помогает в одевании (застегивает пуговицы, надевает туфли). Моет руки, сам ест. Наливает из кувшина. Строит башню из 9 кубиков. Имитирует конструкцию моста из 3 кубиков. Копирует карандашом крест и круг. Свободно использует местоимения. Часто спрашивает «почему?».

Таблица 4

Основные этапы речевого развития у детей младенческого и раннего возраста.

Возрастной

Речевые навыки

1-3 месяца

3-6 месяцев

6-9 месяцев

9-12 месяцев

1 год 3 месяца

2,5 - 3 года

Крик, кряхтение

Формирование гуления, появление «комплекса оживления», зрительного и слухового сосредоточения, примитивных эмоциональных реакций, "экспериментирование" с гласными звуками

Активное гуление, (отличающегося от предыдущего этапа большим разнообразием звуков, интонаций), появление губных звуков с гласными («ба», «па»). Данный период является начальным этапом перехода от гуления к лепету.

Активный лепет, усложнение и расширение объема движений губ, языка, мягкого неба, совершенствование функции дыхания, удлинение произвольный выдоха. Способность к регуляции громкости и тембра своего голоса в зависимости от эмоционального состояния. Ситуационное понимание обращенной речи.

Переход лепета в слоги, появление способности понимать и выполнять простые инструкции «дай», «на» (способность воспринимать функцию обращенной речи, регулирующую поведение), первые односложные слова «ба-ба», «ма-ма».

Появление однословных предложений.

Увеличение запаса слов до 30.

Увеличение запаса слов до 40-50, легко повторяет часто слышимые слова.

Появление фраз, двухсловных предложений.

Появление вопросов: «Что это?», «Куда?», «Где?». Увеличение запаса слов до 200-300. Начинает пользоваться прилагательными, местоимениями и предлогами. Появление трехсловных предложений.

Появление многословных предложений.

Активная речь с использованием сложноподчиненных предложений, при этом могут сохраняться трудности звукопроизношения (свистящие, шипящие).

Запас слов до 800-1000. Появление вопросов: «Когда?», «Почему?»

    Изучение документации ребенка с целью сбора (медицинская карта из детской поликлиники, история болезни ребенка, результаты медицинского обследования у разных специалистов и др.).

    Изучение продуктов деятельности (если таковые имеются и возможны для ребенка данного возраста).

    Наблюдение за деятельностью и поведением ребенка. При психологическом изучении наиболее важным является наблюдение за игрой, поведением, общением и работоспособностью ребенка.

Возрастные нормы психического развития относительны, индивидуальный темп развития может иметь много вариантов, оставаясь при этом в границах нормы. Поэтому сделать обоснованный вывод по какому-то показателю о том может только специалист. Однако предварительные внимательные наблюдения родителей и воспитателей могут стать ценным источником дополнительной информации для принятия решения. Для того чтобы качественно провести предварительные наблюдения за ребенком, родителям или воспитателю необходимо пользоваться достаточно подробными и обоснованными описаниями особенностей поведения детей в последовательных возрастных отрезках.

5. Беседа с родителями или ребенком проводится по специально составленной программе. Беседа может быть использована как начальный этап исследования в целях установления контакта или как вспомогательный метод исследования.

6. Экспериментальное изучение особенностей психического развития ребенка с использованием качественно-количественных методов оценки развития . Необходимо заметить, что трактовка тестовых результатов часто невозможна без качественного клинико-психологического анализа каждого отдельного случая. Качественный анализ особенностей психофизического развития ребенка позволяет более глубоко понять, развитие каких сторон психической деятельности недостаточно или страдает, и за счет чего может происходить компенсация.

На основе полученных диагностических данных формулируется психологическое заключение, которое включает в себя психологический диагноз и психологический прогноз.

Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования.

Значительная часть психодиагностических методик разрабатывалась в клинических целях. В связи с этим в психодиагностике появилось понятие «клинико-психологический диагноз». Клинико-психологический диагноз представляет собой полную картину личности с выделением в ней элементов со стойкой дисфункцией.

Указанные типы диагнозов не должны конкурировать между собой . Клинико-психологический диагноз в ряде случаев является основой психологического диагноза.

Л.С.Выготский выделил 3 уровня психологического диагноза:

1. Симптоматический (эмпирический). Ограничивается констатацией определенных особенностей или симптомов, на основе чего строятся практические выводы.

2. Этиологический. Учитывает не только наличие симптомов, но и причины их возникновения.

3. Типологический. Заключается в определении места и значения полученных данных в целостной, динамической картине личности. Данный уровень диагноза является собственно научным и наиболее объективно отражает картину личности.

Психологический диагноз неразрывно связан с прогнозом , под которым понимается оценка потенциального уровня развития, выделение критериев, которые считаются важными для дальнейшего развития.

Психологический диагноз и психологический прогноз являются обязательными компонентами психологического заключения.

Требования к психологическому заключению:

    Психологическое заключение должно соответствовать запросу и уровню подготовки заказчика к получению такого рода информации.

    Заключение должно включать краткое описание процесса диагностики, то есть используемые методы, полученные с их помощью данные, интерпретацию данных и выводы.

    В психологическом заключении необходимо указывать наличие ситуационных переменных во время проведения обследования (состояние обследуемого ребенка, особенности взаимодействия психолога и ребенка, нестандартные условия диагностического обследования и др.)

В литературе предлагается следующая схема клинико-психологического заключения:

1. Описание цели и задач исследования, сформулированных на начальных этапах диагностики, а также в связи с клиническим процессом (дифференциальная диагностика), в зависимости от предполагаемых заболеваний, определение глубины психического дефекта, изучение эффективности терапии.

2. Причина обращения к специалисту (по оценке родителей), кем направлен ребенок на консультацию. Жалобы родителей. Значимые данные из анамнеза.

3. Оценка реакций ребенка, особенности свободного поведения, интерес к игрушкам, предметам, особенности вступления в контакт. Взаимодействие с родителями.

4. Отношение ребенка к процессу диагностической работы (уровень понимания обращенной к нему речи, выполнение инструкций, отвлечения, сосредоточенность в выполнении различных заданий, утомляемость и др.).

5. Описание результатов конкретных методов исследования (приводятся названия методов и методик, используемых в диагностике). Эту часть заключения целесообразнее формировать не по отдельным методикам и психическим процессам, а в виде отдельных положений, доказываемых и иллюстрируемых полученными диагностическими данными с помощью разных методик. Указываются западающие и сохранные стороны психической деятельности ребенка, зона ближайшего развития.

6. Обобщение результатов диагностической работы и формулирование психологического диагноза, рекомендации по дальнейшему исследованию у других специалистов (психоневролог, дефектолог, логопед и др.), по психологической коррекции, по оказанию помощи ребенку со стороны родителей и др.) .

Написание психологического заключения является завершающим этапом диагностической работы.

Контрольные вопросы и задания.

    Чем определяется актуальность ранней диагностики психофизического развития детей?

    Каковы основные принципы ранней психологической диагностики?

    Перечислите методы, используемые в ранней диагностике.

    Дайте общую характеристику основного метода ранней психодиагностики.

    Какое значение в диагностике имеют возрастные нормы?

    Раскройте основные положения теории Л.С.Выготского, лежащие в основе ранней диагностики нарушений развития.

    В чем вы видите основные проблемы ранней диагностики?

    Назовите этапы диагностического обследования ребенка.

    Обозначьте основные требования к психологическому заключению.