^ Лекция №24. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС ПРИ НОВООБРАЗОВАНИЯХ
Онкология - это наука, изучающая опухоли.

1/5 случаев выявляется при диспансерных осмотрах.

Чрезвычайно велика роль медицинской сестры в ранней диагностике опухолей, которая тесно общается с пациентами и, обладая определенной «онкологической настороженностью» и знаниями вопроса, она имеет возможность своевременно направлять пациента к врачу для обследования и уточнения диагноза.

Медицинская сестра должна способствовать предупреждению заболеваемости раком, рекомендуя и разъясняя положительную роль здорового образа жизни и отрицательную роль вредных привычек.

Особенности онкологического процесса.

Опухоль - это патологический процесс, который сопровождается безудержным размножением атипичных клеток.

Развитие опухоли в организме:


  • процесс возникает там, где он совершенно нежелателен;

  • опухолевая ткань отличается от нормальных тканей атипичностью клеточного строения, которое меняется до неузнаваемости;

  • раковая клетка ведет себя не так, как все ткани, функция ее не соответствует потребностям организма;

  • находясь в организме, раковая клетка не подчиняется ему, живет за счет него, забирает все жизненные силы и энергию, что приводит к гибели организма;

  • в здоровом организме не предусмотрено место для расположения опухоли, для своего существования она «отвоевывает» место и рост ее либо экспансивный (раздвигая окружающие ткани), либо инфильтрирующий (прорастая в окружающие ткани);

  • сам онкологический процесс не останавливается.
Теории возникновения опухолей.

Вирусная теория (Л. Зильбер). Согласно положениям этой теории, вирус рака попадает в организм по типу того, как это делает вирус гриппа, и человек заболевает. Теория допускает, что вирус рака находится в каждом организме изначально, а заболевает не каждый, а только тот человек, который попал в неблагоприятные для себя условия жизни.

Теория раздражения (Р. Вирхов). Теория говорит о том, что опухоль возникает в тех тканях, которые чаще раздражаются и травмируются. Действительно, рак шейки матки бывает чаще, чем рак тела матки, а рак прямой кишки чаще, чем других отделов кишечника.

Теория зародышевых тканей (Д. Конгейм). По этой теории в процессе эмбрионального развития где-то образуется больше тканей, чем требуется для формирования организма, а потом из этих тканей и вырастает опухоль.

Теория химических канцерогенов (Фишер-Вазельс). Рост раковых клеток вызывают химические вещества, которые могут быть экзогенными (никотин, металлические яды, соединения асбеста и др.) и эндогенными (эстрадиол, фолликулин и др.).

Иммунологическая теория говорит, что слабый иммунитет не способен сдержать рост раковой клетки в организме и человек заболевает раком.

^ Классификация опухолей

Основное клиническое различие опухолей - это доброкачественные и злокачественные.

Доброкачественные опухоли: незначительное отклонение клеточного строения, экспансивный рост, имеет оболочку, рост медленный, размер большой, не изъязвляется, не рецидивирует, не метастазирует, возможно самоизлечение, не влияет на общее состояние, мешает больному весом, размерами, видом.

Злокачественные опухоли: полная атипичность, инфильтрирующий рост, не имеет оболочку, рост быстрый, большого размера достигает редко, поверхность изъязвляется, рецидивирует, метастазирует, невозможно самоизлечение, вызывает кахексию, угрожает жизни.

Доброкачественная опухоль тоже может угрожать жизни, если она находится вблизи жизненно важного органа.

Опухоль считается рецидивирующей, если возникла снова после проведенного лечения. Это говорит о том, что в тканях осталась раковая клетка, способная дать новый рост.

Метастазом называется распространение ракового процесса в организме. С током крови или лимфы клетка переносится от основного очага в другие ткани и органы, где и дает новый рост - метастаз.

Опухоли различаются в зависимости от ткани, из которой они произошли.

Доброкачественные опухоли:


  1. Эпителиальные:

  • папилломы" (сосочковый слой кожи);

  • аденомы (железистые);

  • кисты (с полостью).

    1. Мышечные - миомы:

    • рабдомиомы (поперечно-полосатая мышца);

    • лейомиомы (гладкая мышца).

    1. Жировые - липомы.

    2. Костные - остеомы.

    3. Сосудистые - ангиомы:

    • гемангиома (кровеносный сосуд);

    • лимфангиома (лимфатический сосуд).

    1. Соединительнотканные - фибромы.

    2. Из нервных клеток - невриномы.

    3. Из мозговой ткани - глиомы.

    4. Хрящевые - хондромы.

    5. Смешанные - фибромиомы и др.
    Злокачественные опухоли:

      1. Эпителиальные (железистый или покровный эпителий) - рак (карцинома).

      2. Соединительнотканные - саркомы.

      3. Смешанные - липосаркомы, аденокарциномы и др.
    В зависимости от направления роста:

        1. Экзофитные, которые обладают экзофитным ростом - имеют узкое основание и растут в сторону от стенки органа.

        2. Эндофитные, которые обладают эндофитным ростом - инфильтрируют стенку органа и растут по ней.
    Международная классификация TNM:

    Т - обозначает величину и местное распространение опухоли (может быть от Т-0 до Т-4;

    N - обозначает наличие и характер метастазов (может быть от N-X до N-3);

    М - обозначает наличие отдаленных метастазов (может быть М-0, т. е. отсутствие, й М, т. е. наличие).

    Дополнительные обозначения: от G-1 до G-3 - это степень злокачественности опухоли, заключение дает только гистолог после исследования ткани; и от Р-1 до Р-4 - это применимо только для полых органов и показывает прорастание опухолью стенки органа (Р-4 - опухоль выходит за пределы органа).

    ^ Стадии развития опухоли

    Различают четыре стадии:


          1. стадия - опухоль очень маленькая, не прорастает стенку органа и не имеет метастазов;

          2. стадия - опухоль не выходит за пределы органа, но может быть единичный метастаз в ближайший лимфатический узел;

          3. стадия - размер опухоли большой, прорастает стенку органа и есть признаки распада, имеет множественные метастазы;

          4. стадия - или прорастание в соседние органы, или множественные отдаленные метастазы.
    ^ Этапы сестринского процесса

    1 этап – опрос, наблюдение, физикальное обследование.

    Анамнез: давность заболевания; поинтересоваться, что пациент обнаружил (опухоль видна на коже или в мягких тканях, пациент сам обнаруживает некое образование), опухоль найдена случайно при флюорографии, при эндоскопических исследованиях, при диспансерном осмотре; больной обратил внимание на появившиеся выделения (чаще, кровянистые), кровотечения желудочные, маточные, урологические и др.

    Симптомы онкологического заболевания зависят от пораженного органа.

    Общие симптомы: начало процесса незаметное, нет специфических признаков, нарастающая слабость, недомогание, снижение аппетита, бледность, неясный субфебрилитет, анемия и ускоренная СОЭ, потеря интереса к прежним увлечениям и занятиям.

    Необходимо активно выявлять у больного признаки возможного заболевания.

    Анамнез: хронические воспалительных заболеваний, по поводу которых он состоит на учете. Такие заболевания считаются «предраком». Но не потому, что они обязательно переходят в рак, а потому, что раковая клетка, попадая в организм, внедряется в хронически измененную ткань, т. е. повышается риск возникновения опухоли. К такой же «группе риска» относятся и доброкачественные опухоли, и все процессы нарушения регенерации ткани. Наличие профессиональной вредности, повышающей онкологическую опасность.

    Наблюдение: движения, походка, телосложение, общее состояние.

    Физикальное обследование: наружный осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация - отмечает отклонения от нормы.

    Во всех подозрительных на опухоль случаях сестра должна направить больного на обследование в онкологический диспансер к онкологу.

    Пользуясь знаниями медицинской психологии, сестра должна правильно преподнести больному необходимость такого осмотра у онколога и не вызвать у него стрессового состояния, категорически написав в направлении онкологический диагноз или подозрения на него.

    2 этап - сестринский диагноз, формулирует проблемы пациента.

    Физические проблемы: рвота, слабость, боль, бессонница.

    Психологические и социальные - боязнь узнать о Злокачественном характере заболевания, страх операции, невозможность себя обслужить, страх летального исхода, страх потерять работу, боязнь семейных осложнений, угнетающее состояние от мысли остаться навсегда со «стомой».

    Потенциальные проблемы: образование пролежней, осложнения химио- или лучевой терапии, социальная изоляция, инвалидность без права работать, невозможность питаться через рот, угроза жизни и др.

    3 этап – составляет план решения приоритетной проблемы.

    4 этап – реализация плана. Сестра планирует мероприятия в зависимости от сестринского диагноза. Поэтому, соответственно плану мероприятий изменится и план реализации проблемы.

    Если у больного «стома», то сестра инструктирует больного и семью как ухаживать за ней.

    5 этап - оценить результат.

    ^ Роль медицинской сестры в обследовании онкологического больного

    Обследование: для постановки первичного диагноза или как дополнительное обследование для уточнения заболевания или стадии процесса.

    Решение о методах обследования принимает врач, а сестра оформляет направление, проводит беседу с больным о цели того или иного метода, старается организовать обследование в короткие сроки, дает советы родственникам о психологической поддержке пациента, помогает больному подготовиться к определенным методам обследования.

    Если это дообследование с целью решить вопрос о доброкачественной или злокачественной опухоли, то сестра из всех проблем выделит приоритетную (страх обнаружения злокачественного процесса) и поможет больному решить ее, расскажет о возможностях диагностических методов и эффективности оперативного лечения и посоветует дать согласие на операцию в ранние сроки.

    Для ранней диагностики применяют:


    • рентгеновские методы (рентгеноскопию и рентгенографию);

    • компьютерную томографию;

    • ультразвуковое исследование;

    • радиоизотопную диагностику;

    • тепловизионное исследование;

    • биопсию;

    • эндоскопические методы.
    Медицинская сестра должна знать, какие методы применяются в амбулаторных условиях, а какие только в специализированных стационарах; уметь провести подготовку к различным исследованиям; знать, требует ли метод премедикации, и уметь провести ее перед исследованием. От качества подготовки больного к исследованию зависит полученный результат. Если диагноз будет не ясен или не уточнен, то прибегают к диагностической операции.

    ^ Роль медицинской сестры в лечении онкологического больного

    Решение о методе лечения больного принимает врач. Сестра должна понимать и поддерживать решения врача с проведении операции или отказе от нее, о сроках оперативного вмешательства и т. д. Лечение будет во многом зависеть от доброкачественного или зло качественного характера опухоли.

    Если опухоль доброкачественная, то, прежде чем дать совет об операции, нужно выяснить:


    1. Расположение опухоли (если она расположена в жизненно важном или эндокринном органе, то ее оперируют). Если она расположена в других органах, то проверить:
    а) не является ли опухоль косметическим дефектом;

    б) не травмируется ли она постоянно воротом одежды, очками, расческой и т. д. Если является дефектом и травмируется, то удаляют оперативно, а если нет, то требуется только наблюдение за опухолью.


    1. Влияние на функцию другого органа:
    а) нарушает эвакуацию:

    б) сдавливает сосуды и нервы;

    в) закрывает просвет;

    Если такое отрицательное влияние есть, то опухоль нужно удалить оперативно, а если она не нарушает функцию других органов, то можно не оперировать.


    1. Есть ли уверенность в доброкачественности опухоли: если есть, то не оперируют, если нет, то лучше ее удалить.
    Если опухоль злокачественная, то решение об операции происходит гораздо сложнее, врач учитывает множество факторов.

    Хирургическая операция - наиболее эффективный метод лечения.

    Опасность: распространение раковых клеток по организму, опасность удалить не все раковые клетки.

    Существуют понятия «абластика» и «антибластика».

    Абластика - это комплекс мероприятий, направленных на предупреждение распространения опухолевых клеток в организме во время операции.

    В такой комплекс входит:


    • не травмировать ткань опухоли и делать разрез только по здоровой ткани;

    • быстро накладывать лигатуры, на сосуды в ране во время операции;

    • перевязывать полый орган выше и ниже опухоли, создавая препятствие для распространения раковых клеток;

    • отграничивать рану стерильными салфетками и менять их по ходу операции;

    • смена во время операции перчаток, инструментов и операционного белья.
    Антибластика - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение раковых клеток, оставшихся после удаления опухоли.

    К таким мероприятиям относится:


    • применение лазерного скальпеля;

    • облучение опухоли до и после операции;

    • применение противоопухолевых препаратов;

    • обработка раневой поверхности спиртом после удаления опухоли.
    «Зональность» - удаляется не только сама опухоль, но и возможные места задержки раковых клеток: лимфоузлы, лимфатические сосуды, ткани вокруг опухоли на 5 - 10 см.

    При невозможности выполнить радикальную операцию делают паллиативную, она не требует абластики, антибластики и зональности.

    Лучевая терапия . Излучение действует только на раковую клетку, раковая клетка утрачивает способность делиться и размножаться.

    ЛТ может быть и основным и добавочным методом лечения больного.

    Облучение может проводиться:


    • наружное (через кожу);

    • внутриполостное (полость матки или мочевого пузыря);

    • внутритканевое (в ткань опухоли).
    В связи с лучевой терапией у больного могут появиться проблемы:

    • на коже (в виде дерматита, зуда, алопеции - выпадения волос, пигментации);

    • общей реакции организма на облучение (в виде тошноты и рвоты, бессонницы, слабости, нарушении ритма сердца, работы легких и в виде изменений анализа крови).
    Химиотерапия - это воздействие на опухолевый процесс лекарственными препаратами. Лучший результат получила химиотерапия в лечении гормонозависимых опухолей.

    Группы препаратов, применяемых для лечения онкологических больных:


    • цитостатики, останавливающие клеточное деление;

    • антиметаболиты, влияющие на обменные процессы в раковой клетке;

    • противоопухолевые антибиотики;

    • гормональные препараты;

    • средства, повышающие иммунитет;

    • препараты, влияющие на метастазы.
    Терапия иммуномодуляторами - модуляторы биологического реагирования, которые стимулируют или подавляют иммунную систему:

    1. Цитокины - белковые клеточные регуляторы иммунной системы: интерфероны , колониестимулирующие факторы.

    2. моноклональные антитела.
    Так как самым эффективным является оперативный метод, то при злокачественном процессе необходимо, прежде всего, оценить возможность быстрого проведения операции. И медицинская сестра должна придерживаться этой тактики и не рекомендовать больному давать согласие на операцию только в случае неэффективности других методов лечения.

    Заболевание считается излеченным, если: опухоль удалена полностью; метастазы при операции не обнаружены; в течение 5 лет после операции больной не предъявляет жалоб.

  • ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ №13

    ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    Методическая разработка

    теоретического занятия

    (для преподавателя)

    «Сестринский процесс

    при раке легкого»

    ПМ.02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

    Москва

    2014

    Рецензенты:

    Андреева Л.М., преподаватель профессиональных модулей высшей квалификационной категории ГБОУ СПО МУ № 13 ДЗМ

    Скрипник Н.С. , преподаватель профессиональных модулей, председатель ЦМК №3 ГБОУ СПО МУ № 13 ДЗМ

    № п\п

    Страница

    Пояснительная записка

    Методический блок

    Цели занятия

    Внутрипредметные и межпредметные связи

    Оснащение занятия

    Хронокарта

    Мотивация

    Блок контроля исходного уровня знаний

    Вопросы фронтального опроса

    Информационный блок

    Глоссарий

    План

    Примерный текст лекции

    11 – 13

    Блок контроля эффективности обучения

    Вопросы для итогового контроля знаний

    Задания в тестовой форме

    15-16

    Рефлексия, подведение итогов

    Домашнее задание

    Литература

    Приложения

    Эталоны ответов к вопросам для контроля исходного уровня знаний

    Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме

    Эталоны ответов к вопросам для итогового контроля знаний

    Критерии оценки работы студентов на занятии

    Пояснительная записка.

    Методическая разработка по теме «Сестринский процесс при раке легкого» предназначена для проведения теоретического занятия по профессиональному модулю ПМ- 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе по междисциплинарному курсу МДК 02.01 Т-7 Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания.

    Методическая разработка соответствует рабочей программе и тематическому плану, содержит информацию о факторах риска, клинических проявлениях, осложнениях, методах диагностики, принципах лечения и профилактике рака легкого, как одного из самого распространенного онкологического заболевания с высоким уровнем смертности.

    Методическая разработка представляет собой развернутый план проведения теоретического занятия. Для лучшего усвоения нового материала используется презентация по теме занятия с иллюстрациями и фотографиями, также демонстрируются фотографии рентгенограмм и бронхоскопической картины при центральном и периферическом раке легкого. Хорошая визуализация помогает повысить качество усвоения материала. Для облегчения понимания темы студентам предлагается заполнять графологическую таблицу во время изложения нового материала.

    Методическая разработка содержит методический блок; блок контроля исходного уровня знаний; информационный блок; блок контроля эффективности обучения; приложения. В конце занятия предусмотрена рефлексия для оценки студентами достижения целей занятия и анализа тех затруднений, которые возникли в процессе проведения занятия.

    Методический блок.

    Тема: Сестринский процесс при раке легкого.

    Профессиональный модуль ПМ- 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах»

    Междисциплинарный курс МДК 02.01 Т-7 Сестринская помощь при заболеваниях органов дыхания

    Форма проведения: теоретическое занятие

    Тип занятия: комбинированное занятие.

    Время: 30 минут.

    Цели занятия:

    Учебные:

    Студент должен знать:

    • определение понятия «рак легкого»
    • факторы риска;
    • клинические проявления;
    • методы диагностики;
    • принципы лечения;
    • принципы профилактики

    Развивающие:

    • способность развитию памяти, воображения, логического мышления;
    • развивать умение систематизировать, анализировать, делать выводы.

    Воспитательные:

    • воспитывать профессиональный интерес студентов к изучаемому вопросу;
    • воспитывать чувство ответственности и значимости роли медсестры при осуществлении сестринского процесса и проведении мер профилактики.

    Межпредметные связи

    Оснащение

    Материально-техническое:

    Компьютер с мультимедийным проектором, лазерная указка.

    Методическое:

    • Презентация по теме «Сестринский процесс при раке легкого» с иллюстрациями и фотографиями рентгенограмм и бронхоскопической картины при центральном и периферическом раке легкого.
    • Раздаточный материал для студентов:

    1. Глоссарий;

    2. Графологические таблицы, которые предлагается заполнять во время изложения нового материала;

    3. Задания в тестовой форме по теме «Сестринский процесс при раке легкого».

    Хронокарта занятия.

    Этап работы

    Время (мин)

    Деятельность преподавателя

    Деятельность студентов

    Организационный момент

    Проверяет присутствующих и готовность учащихся к занятию.

    Быть готовыми к занятию: наличие, ручки, раздаточного материала

    Мотивация познавательной деятельности

    Объявляет тему, цели занятия, использует раздел «Мотивация».

    Записывают тему, знакомятся с целями занятия

    Коррекция исходных знаний

    Проводит фронтальный опрос, оценивает исходные знания студентов.

    Отвечают на вопросы.

    Изложение нового материала с демонстрацией презентации.

    В ходе лекции с элементами беседы объясняет новый материал, демонстрирует презентацию.

    Заполняют графологические таблицы, отвечают на вопросы преподавателя

    Оценка эффективности усвоения материала

    Проводит методом фронтального опроса и выполнения заданий в

    тестовой форме.

    Отвечают на вопросы, выполняют задания в тестовой форме, обмениваются результатами и проверяют по эталонам.

    Рефлексия. Подведение итогов

    Предлагает студентам оценить степень достижения целей.

    Объявляет итоги занятия, оценивает работу студентов

    Оценивают степень достижения целей.

    Слушают итоги и оценку своей работы

    Всего

    Мотивация.

    В начале ХХ века рак легкого наблюдался очень редко. В последующие годы отмечался значительный рост заболеваемости. В настоящее время рак легкого занимает первое место по распространенности среди всех онкологических заболеваний. Стремительный рост заболеваемости приобретает характер эпидемического бедствия.

    Рак легкого в мире встречается примерно в 1,3 млн. случаев в год.

    В России - первое место среди злокачественных новообразований-14%.

    В России ежегодно регистрируется более 63000 случаев заболевания.

    У мужчин рак легкого встречается в 6 раз чаще, чем у женщин;

    Средняя заболеваемость в России - 40-45 случаев на 100 000 населения в год.

    Смертность от рака легкого сегодня очень высока составляет 80- 85% от числа заболевших, не смотря на качественный прогресс медицинских технологий

    Ежегодно от рака легкого умирает около 8 млн. людей.

    Рак легкого встречается в основном у людей старше 40 лет; преимущественно среди жителей крупных промышленных центров вследствие загрязнения воздуха пылью, дымом, газами. До 80% всех случаев рака легкого связаны с куреньем, в том числе и с пассивным курением. Более того, число смертей в предстоящие 25 лет по прогнозам медиков увеличивается, учитывая рост числа курильщиков. При этом средняя заболеваемость у мужчин составляет 65-70 случаев на 100 000 населения, а среди женщин этот показатель всего 8-12 случаев на 100 000 населения.

    Так можно ли все-таки приостановить рост заболеваемости рака легкого? Можно ли снизить смертность от рака легкого? Можно ли увеличить продолжительность жизни пациентов, которым поставлен этот страшный диагноз? Какова роль сестры в решении этих вопросов?

    Ответы на эти и другие вопросы мы можем найти на этом занятии.

    Блок контроля исходного уровня знаний.

    Вопросы для контроля исходного уровня знаний.

    1. Что относится к органам дыхания?
    2. Чем покрыты легкие снаружи? Сколько листков имеет плевра?
    3. Как называется полость между листками плевры? Что в ней находится?
    4. Сколько долей имеется в левом и правом легком?
    5. Как называется структурно-функциональная единица легкого?
    6. Что находится в стенке альвеол?
    7. Какие основные симптомы при заболевании дыхательной системы вы знаете?
    8. Что такое кровохарканье?
    9. Какие виды опухолей вы знаете по характеру клинического течения?
    10. Дайте сравнительную характеристику доброкачественной и злокачественной опухоли по следующим признакам:

    1) рост опухоли быстрый или медленный?

    2) опухоль имеет четкие границы или нечеткие?

    3) опухоль способна разрушать окружающие ткани?

    4) опухоль способна давать метастазы?

    1. Что такое канцерогены?
    2. Какие основные инструментальные методы обследования органов дыхания?

    Информационный блок.

    Глоссарий.

    1. Рак (канцер) – злокачественная опухоль эпителиальных клеток.
    2. Биопсия – взятие кусочка ткани для гистологического исследования.
    3. Бронхоскопия – эндоскопическое исследование бронхов с помощью бронхоскопа.
    4. Бронхография – рентгенологическое исследование бронхов после заполнения их контрастным веществом.
    5. Компьютерная томография (КТ) – рентгенологическое исследование, позволяет получить послойные снимки и определить размер опухоли.
    6. Канцерогены –
    7. Кахексия – выраженная степень истощения организма.
    8. Метастазирование – распространение опухоли в лимфоузлы или другие органы.
    9. Дисфагия – нарушение глотания.
    10. Афония – охриплость или потеря голоса

    План лекции.

    1. Определения рака легкого (РЛ).
    2. Распространенность РА.
    3. Факторы риска.
    4. Стадии РА
    5. Классификация РА.
    6. Клинические проявления РА.
    7. Осложнения
    8. Основные проблемы пациентов при РА.
    9. Методы диагностики РА.
    10. Принципы лечения РА.
    11. Профилактика РА.

    Сестринский процесс при раке легкого

    Рак легкого - злокачественная опухоль легкого, растущая из эпителия слизистой оболочки бронхов или эпителия альвеол.

    Рак легкого - одна из наиболее сложных медицинских научных и социальных проблем современности. Стремительный рост заболеваемости приобретает характер эпидемического бедствия.

    Рак лёгкого занимает 2-е место после рака желудка у мужчин и 3-е место после рака желудка и матки у женщин.

    У мужчин в 6 раз встречается чаще, чем у женщин; в 10 раз чаще у курящих, чем не у курящих, чаще у жителей крупных промышленных центров; чаще в возрасте старше 40 лет.

    Раковая опухоль может быть первичной, т.е. сразу локализуется в лёгком, и вторичной (метастатической), которая развивается в результате заноса в лёгкие раковых клеток из других органов (пример, рак желудка).

    Этиология заболевания окончательно не ясна.

    Предрасполагающие факторы:

    Отягощенная наследственность.

    Воздействие канцерогенных веществ: продуктов неполного сгорания топлива, производственной пыли, содержащей асбест, кобальт, никель, бериллий, уран, ароматические вещества и т.п.

    Воздействие табачного дыма.

    Хронические воспалительные процессы в легких.

    Иммунодефицит.

    Классификация.

    1. Центральный рак (поражение главного, долевого, сегментарного бронха) (72% всех опухолей).

    2. Периферический рак (опухоль из эпителия мелких бронхов, бронхиол, альвеол).

    Клиническая картина очень разнообразна и зависит от локализации опухоли.

    Заболевание развивается постепенно, его начало определить очень трудно. При центральном раке симптомы более выражены, проявляются раньше, периферический рак иногда выявляется случайно или уже при прорастании опухоли в плевру.

    Возможные симптомы:

    Кашель, особенно вначале, бывает сухим, надсадным, постоянным. Позднее становится продуктивным, отделяется слизистая или слизисто-гнойная мокрота.

    Кровохарканье встречается примерно у половины больных. В поздних стадиях типичным для рака является мокрота цвета «малинового желе».

    Легочное кровотечение нередко отмечается в поздних стадиях болезни.

    Одышка постепенно нарастает, может быть инспираторная, экспираторная, смешанная в зависимости от локализации процесса и развития осложнений (ателектаза легких, плеврального выпота, обструкции бронхов, пневмонии и т.п.).

    Боль в грудной клетке при прорастании опухоли в плевру, а также при поражении ребер и позвонков метастазами.

    Лихорадка обусловлена развитием воспалительного процесса бронхолегочной системы (бронхита, пневмонии, плеврита), раковой интоксикации, осложнений. Температура обычно стабильна, снижается кратковременно под влиянием антибактериальной терапии.

    Слабость, потливость, похудание, быстрая утомляемость, бледно-серый или землистый цвет лица связаны с общим воздействием раковой опухоли на организм, встречаются при далеко зашедшем процессе.

    При аускультации – сначала сухие, потом влажные хрипы.

    При перкуссии – притупление перкуторного звука над опухолью.

    При пальпации – увеличение подмышечных, надключичных и подключичных, а иногда даже шейных лимфоузлов.

    Метастазирование рака лёгкого по лимфатическим путям сначала идёт в регионарные лимфоузлы и плевру (плеврит), а затем в печень, почки, головной мозг, кости, позвоночник и др. органы.

    Кашель сухой упорный или с мокротой, кровохарканье, одышка больше характерны для центрального рака легкого; боль в грудной клетке – для периферического.

    При запущенных формах рака легких выявляются симптомы, обусловленные врастанием опухоли в соседние органы:

    Сдавление верхней полой вены вызывает одностороннее набухание вен шеи, отечность лица, шеи, верхних конечностей.

    Сдавление шейного симпатического нерва - западение глазного яблока, опущение верхнего века (птоз), сужение зрачка.

    Врастание в пищевод- дисфагию, образование бронхо-эзофагальных свищей.

    Сдавление возвратного нерва - осиплость голоса или афония.

    Врастание в плевру - плеврит или спонтанный пневмоторакс.

    Стадии рака легкого.

    1 стадия – небольшая ограниченная опухоль без прорастания в плевру и без

    Метастазирования.

    2 стадия – небольшая опухоль с одиночными метастазами в регионарные лимфоузлы.

    3 стадия – опухоль выходит за пределы лёгкого, врастает в один из соседних

    Органов; многочисленные метастазы в региональные лимфоузлы.

    4 стадия – большая опухоль с отдалёнными метастазами и вторичными

    Воспалительными изменениями в тканях.

    Диагностика:

    Клинический анализ крови: может быть анемия, лимфопения, увеличение СОЭ.

    Рентгенография грудной клетки: центральный рак характеризуется затемнением доли или сегмента легкого, периферический - плотная округлая тень небольшого диаметра чаще в верхних долях.

    Компьютерная томография.

    Бронхоскопия с биопсией (позволяет определить локализацию и распространенность опухолевого процесса и гистологические особенности опухоли).

    Ангиография бронхиальных артерий.

    Цитологическое исследование мокроты (атипичные клетки).

    Иммунологическое, цитогенетическое исследование, выявление опухолевых маркеров

    Лечение.

    Выбор метода лечения зависит от стадии развития, гистологических особенностей опухоли.

    Радикальное лечение – хирургическое – полная ликвидация всех очагов опухолевого роста, возможно при 1, 2, 3 стадиях опухоли.

    Паллиативное лечение – лучевая терапия, химиотерапия - воздействие на опухоль с целью уменьшения массы опухоли и задержки роста, что способствует продлению жизни пациента. Основные цитостатические препараты: циклофосфан, винкристин, метатрексат, таксол и др.

    Симптоматическое лечение - лечение, направленное на устранение или ослабление тягостных для пациента проявлений заболевания.

    • Обезболивающие: ненаркотические и наркотические аналгетики - анальгин, баралгин, морфин, промедол ит.п.); нестероидные противовоспалительные препараты (кеторол, диклофенак).
    • Антибактериальные препараты при развитии перифокальной пневмонии.
    • Коагулянты при кровотечении.
    • Кардиотонические препараты при кровотечении.

    Первичная профилактика.

    Борьба с курением и здоровый образ жизни.

    Своевременное лечение хронических заболеваний легких.

    Уменьшение запыленности, загазованности атмосферного воздуха.

    Борьба с профессиональными вредностями на промышленных предприятиях.

    Массовые флюорографические обследования.

    Основные проблемы пациентов при раке легкого:

    Боли в груди, кашель, одышка,слабость, потеря массы тела;

    Кровохарканье и легочное кровотечение;

    Дефицит информированности о заболевании.

    Блок контроля эффективности обучения.

    1. Вопросы для итогового контроля знаний по изученной теме.
    1. Дайте определение рака легкого.
    2. Перечислите основные факторы риска для рака легкого.
    3. Назовите главный ранний симптом центрального рака легких.
    4. Назовите главный ранний симптом периферического рака легких.
    5. Назовите количество стадий рака легких. Куда могут быть метастазы в 4 стадии?
    6. Перечислите основные симптомы, характерные для поздней стадии рака легких.
    7. Какой вид может иметь мокрота при раке легкого?
    8. Перечислите основные инструментальные методы диагностики рака легкого.
    9. Назовите метод ранней диагностики рака легкого.
    10. Назовите самый точный метод диагностики рака легкого.
    11. Перечислите основные принципы лечения рака легкого.
    12. Назовите основные принципы профилактики рака легких.
    1. Задания в тестовой форме.

    Эти задания используются с целью проверки усвоения нового материала. При подготовке к практическому занятию студентам необходимо более тщательно изучить вопросы, которые вызывают затруднение.

    Инструкция для студентов к выполнению заданий в тестовой форме.

    1. Каждое задание содержит 4 варианта ответа. Выберите один правильный ответ
    2. После выполнения задания обменяйтесь с соседом листами с ответами.
    3. Проверьте результаты работы, сравнив их с эталонами ответов. Оцените работу.
    4. Получите свои работы обратно. Обратите внимание на вопросы, в которых вы допустили ошибку.

    Задания в тестовой форме по теме

    Выберите один правильный ответ:

    1. Основные факторы риска возникновения рака легких:

    а) бронхиальная астма

    б) курение, хронический бронхит

    в) алкоголизм

    г) плевриты

    2. Похудание, сухой упорный кашель наблюдаются при:

    а) остром бронхите

    б) бронхиальной астме

    г) центральном раке легкого

    3. Похудание, боль в грудной клетке наблюдаются при:

    а) остром бронхите

    б) бронхиальной астме

    в) периферическом раке легкого

    г) центральном раке легкого

    4. Осложнение рака легкого:

    а) бронхиальная астма

    б) хронический бронхит

    в) эмфизема легких

    г) легочное кровотечение

    5. При раке легких в мокроте обнаруживают:

    а) атипичные клетки

    б) много эритроцитов

    в) много лейкоцитов

    г) много белка

    6. При раке легкого мокрота бывает:

    А) «ржавая»

    Б) гнойная

    В) в виде «малинового желе»

    Г) стекловидная

    7. Наиболее эффективное лечение в начальной стадии рака легких:

    А) оперативное вмешательство

    Б) цитостатики

    В) лучевая терапия

    Г) гормоны

    8. Анализ мокроты при подозрении на рак легких - это:

    А) общий

    Б) бактериологический

    В) на БК

    Г) на атипичные клетки

    9. Для точной диагностики рака легкого проводят:

    А) бронхоскопию с биопсией

    Б) сбор мокроты на общий анализ

    В) общий анализ крови

    Г) общий анализ мочи

    10. Метод ранней диагностики рака легкого:

    А) флюорография

    Б) анализ крови

    В) анализ мокроты

    Г) спирография

    Рефлексия.


    Преподаватель предлагает студентам оценить степень достижения целей, обратить внимание на вопросы, которые вызвали затруднение; проанализировать причины этих затруднений; высказать мнение, что понравилось на занятии; какой материал студенты запомнили больше всего.

    Подведение итогов занятия .


    Преподаватель подводит итоги занятия, оценивая работу группы; оценивает работу активных студентов, дает домашнее задание.

    Домашнее задание.

    • Смолева Э.В., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи- стр140-143 – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

    Литература для студентов

    • Смолева Э.В., Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.

    Приложения.

    Эталоны ответов на вопросы для контроля исходного уровня знаний.

    1. К органам дыхания относятся: дыхательные пути, легкие, плевра. Дыхательные пути включают полость носа, гортань, трахею, бронхи.
    2. Снаружи легкие покрыты плеврой. Плевра имеет 2листка: внутренний висцеральный, который плотно сращен с грудной клеткой, и внешний -париетальный, который выстилает изнутри грудную полость
    3. Между листками плевры находится плевральная полость? В ней находится серозная жидкость, которая облегчает дыхательные движении легких.
    4. В левом легком имеется 2доли, а в правом легком имеется 3 доли.
    5. Структурно-функциональная единица легкого называется легочный ацинус, который состоит из группы альвеол.
    6. В стенке альвеол находятся кровеносные капилляры через которые происходит газообмен.
    7. Основные симптомы: кашель, мокрота, одышка, боль в грудной клетке.
    8. Кровохарканье – это примесь крови в мокроте. Мокрота имеет прожилки или сгустки крови, или окрашена в розовый цвет;
    9. По характеру клинического течения выделяют 2 вида опухолей- доброкачественную и злокачественную.
    10. сравнительная характеристика доброкачественной и злокачественной опухоли:

    а) у доброкачественной- рост опухоли быстрый, а у злокачественной- медленный

    б) доброкачественная опухоль имеет четкие границы, а злокачественная- нечеткие

    в) доброкачественная опухоль не разрушает окружающие ткани, а злокачественная- разрушает окружающие ткани, врастает в них

    г) доброкачественная опухоль не дает метастазы, а злокачественная- способна давать метастазы.

    1. Канцерогены – вредные вещества, способствующие развитию злокачественной опухоли.
    2. Основные инструментальные методы обследования органов дыхания: рентгенография легких, бронхография, томография флюорография, компьютерная томография, бронхоскопия, УЗИ легких.

    Эталоны ответов к заданиям в тестовой форме по теме

    «Сестринский процесс при раке легкого»

    1 б

    2 г

    3 в

    4 г

    5 а

    6 в

    7 а

    8 г

    9 а

    10 а

    Эталоны ответов на вопросы для итогового контроля знаний студентов.

    1. Рак легкого – злокачественная опухоль, растущая из эпителия слизистой оболочки бронхов или альвеол.
    1. Курение, хронические заболевания легких. производственные вредности, загрязнение атмосферного воздуха.
    1. Слабость, сухой упорный кашель.
    1. Симптомов долго нет, затем появляется боль в грудной клетке при прорастании опухоли в плевру.
    1. Четыре стадии рака легких. Метастазы в 4 стадии могут быть в отдаленные органы.
    1. Слабость, лихорадка, одышка, мокрота в виде «малинового желе» или кровохарканье, боль в грудной клетке, кахексия.
    1. Мокрота при раке легкого может быть в виде «малинового желе».
    1. Основные инструментальные методы диагностики рака легкого - рентгенография грудной клетки, бронхография, бронхоскопия с биопсией, компьютерная томография.
    1. Метод ранней диагностики рака легкого- флюорография.
    1. Самый точный метод диагностики рака легкого - бронхоскопия с биопсией
    1. Принципы лечения рака легкого: хирургическое лечение, химиотерапия, лучевая терапия, симптоматическое лечение.
    1. Основные принципы профилактики рака легких: борьба с курением, с загрязнением атмосферы, с профессиональными вредностями, своевременное лечение хронических заболеваний легких, флюорографическое обследование, здоровый образ жизни.

    К ритерии оценки знаний.

    Оценка «5» ставится, если студент:

    1. Дает правильные формулировки, точные определения и понятия терминов, обнаруживает полное понимание материала и может обосновать свой ответ, привести необходимые примеры «не только из учебников, но и подобранные самостоятельно»,правильно отвечает на дополнительные вопросы преподавателя, имеющие целью выяснить степень понимания учащихся данного материала.
    2. Уверенно и правильно проводит разбор ошибок, знает положительные и отрицательные стороны выполненных практических работ.
    3. Свободно владеет речью, медицинской терминологией.

    Оценка «4» ставится, если студент:

    1. Дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и отметки «5».
    1. Допускает единичные ошибки, которые исправляет после замечания преподавателя.

    Оценка «3» ставится, если студент:

    1. Знает и понимает основные положения данной темы, но допускает неточности в формулировке правил.
    2. Допускает частичные ошибки.
    3. Излагает материал недостаточно связанно и последовательно.

    Оценка «2» ставится, если студент:

    1. Обнаруживает незнание общей части соответствующего раздела темы, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл.
    2. Беспорядочно и неуверенно излагает материал, сопровождая изложение частыми остановками и перерывами.

    Критерии оценки тестового контроля

    90-100% правильных ответов – «5»

    80% правильных ответов – «4»

    70% правильных ответов – «3»

    В тестовый контроль входит 10 вопросов

    9-10 правильных ответов – «5»

    8 правильных ответов – «4»

    7 правильных ответов – «3»


    • Размер: 1.7 Mегабайта
    • Количество слайдов: 37

    Описание презентации Тема: «Сестринский уход при раке лёгких» по слайдам

    План лекции 1. Рак лёгкого: определение. 2. Классификация. 3. Этиология. Способствующие факторы. 4. Клиника. 5. Диагностика. 6. Лечение. 7. Профилактика. 8. Пример решения проблемы пациента.

    Рак легкого – злокачественная опухоль, растущая из эпителия слизистой оболочки бронхов или альвеол. Встречается часто, преимущественно у мужчин в возрасте 40 -60 лет. Этиология. Причина рака окончательно не изучена.

    Способствующие факторы: 1) воздействие канцерогенных веществ (вдыхание пыли в горнорудной промышленности, ароматических веществ, загрязненного атмосферного воздуха) 2) курение 3) хр. воспалительные процессы в легких 4) наследственность 5) иммунодефицитные состояния 6) воздействие радиоактивных веществ

    Классификация 1. а) бронхогенный рак (развивается из эпителия бронхов) б) пневмонногенный (развивается из альвеолярной ткани).

    2. а) первичный — опухоль развивается из альвеолярного эпителия легких б) вторичный — (метастатический), возникающий вследствие заноса раковых клеток из других органов.

    3. По степени роста выделяют 4 стадии: 1 стадия – небольшая ограниченная опухоль 2 стадия – та же опухоль и метастазы в лимфоузлы 3 стадия – опухоль, вышедшая за пределы лёгкого и метастазы в лимфоузлы. 4. стадия – опухоль больших размеров и отдалённые метастазы в другие органы.

    Первичный рак легких развивается из эпителия бронхов, поражает чаще правое легкое локализуется в верхних долях. Опухоль растет эндобронхиально с последующим закрытием просвета бронха и нарушением его проходимости.

    Переходит на близ лежащую легочную ткань, органы средостения, регионарные лимфатические узлы. Органы средостения смещаются в сторону поражения.

    Прорастание опухоли приводит к: разрушению легочных сосудов с развитием кровотечения, поражению плевры с развитием геморрагического плеврита. Внелегочные метастазы поражают печень, мозг, кости и др. органы.

    При центральном раке они появляются относительно рано, это: кашель, часто сухой, по ночам, плохо поддающийся лечению. Меняется характер кашля, становится приступообразным, коклюшеподобным.

    Мокрота слизисто-гнойная, гнойная кровохарканье в виде прожилок крови, реже — в виде сгустков, иногда развивается легочное кровотечение, часто мокрота в виде «малинового желе».

    Периферический рак достаточно длительно может развиваться бессимптомно и часто является находкой при флюорографии (60 — 80% случаев).

    следствие осложнений, связанных с нарушением бронхиальной проходимости, с развитием воспаления легкого, абсцедированием или распадом легочной ткани: усиливается одышка, выделяется значительное количество мокроты различного характера,

    Повышается температура тела, могут появляться ознобы, реактивный плеврит, признаки интоксикации. Эти симптомы более характерны для центрального рака

    Периферический рак может протекать с распадом и поэтому напоминать картину легочного абсцесса. При росте опухоли и развитии внутригрудных метастазов присоединяются боли в груди нарастающего характера, связанные с прорастанием грудной стенки, развитием синдрома сдавления верхней полой вены, пищевода.

    Синдром верхней полой вены — нарушение оттока крови от головы, шеи, верхней части грудной клетки, проявляется развитием коллатеральных вен и отечностью плечевого пояса и шеи; синдром сдавления средостения (при прорастании опухоли в трахею, пищевод, сердце, перикард), проявляется осиплостью голоса, нарушением акта глотания, срыгивание пищи, болями в области грудины;

    Синдром Пенкоста (поражение верхушки с прорастанием 1 ребра, сосудов и нервов плечевого пояса), характеризуется выраженной болью в области плечевого пояса, атрофией мышц верхней конечности, Сдавление шейного симпатического нерва: расширение сосудов и повышение температуры одной половины головы, западение глазного яблока, развитие синдрома Горнера – сужение зрачка;

    Плевральный выпот — экссудат имеет геморрагический характер, не поддается пункционным методам лечения, быстро накапливаясь после удаления; Ателектаз – спадение лёгочной ткани, развивается при прорастании или сдавлении опухолью бронха

    Перифокальное воспаление — фокус пневмонии вокруг опухоли, проявляется повышением температуры, кашлем с выделением мокроты, катаральными явлениями; синдром неврологических нарушений, проявляется симптомами паралича диафрагмального и возвратного нервов, нервных узлов, при метастазах в мозг — различными неврологическими нарушениями;

    Карциноидный синдром проявляется приступами бронхиальной астмы, гипотонией, тахикардией, гиперемией кожи лица и шеи, тошнотой, рвотой, поносами.

    диагностика Общий анализ крови — анемия, увеличение СОЭ, лейкоцитоз Исследование мокроты на атипичные клетки.

    Рентгенологическое исследование: может быть затемнение всей доли или сегмента. Бронхография при центральном раке выявляет сужение просвета бронха, закрытие просвета бронха, симптом «культи» бронха, перемещение бронха

    Лечение. Должно быть комплексным и своевременным. 1. Наиболее эффективно своевременное хирургическое лечение. 2. Лучевая терапия (задерживает рост опухоли). 3. Химиотерапия – назначаются лекарственные препараты, подавляющие рост опухоли цитостатики: циклофосфан, винкристин и др.

    4. Симптоматическая терапия: а) при мучительном кашле — кодеин, б) при болях — анальгетики, наркотики (промедол, морфин, омнопон) в) сердечно – сосудистые средства г) при развитии пневмонии – антибиотики. В терминальной (4 стадии) лечение только симптоматическое, главным становится уход за пациентом.

    Профилактика Первичная: 1. Борьба с курением 2. Санитарно – гигиенические мероприятия на производстве для уменьшения профессиональной вредности, запылённости, загазованности. 3. Ежегодное прохождение флюорографии для раннего выявления опухоли. 4. Формирование ЗОЖ.

    1. Учитывая ранимость нервной системы, м/с должна обращаться с больным вежливо, уважительно. 2. Уметь хранить «тайну» болезни больного. 3. Выполнять все назначения врача.

    4. Помнить, что тепловые процедуры, банки, горчичники противопоказаны таким больным. 4. При обильном выделении мокроты обеспечить плевательницей. 5. Уметь оказать помощь при сухом мучительном кашле.

    6. Уметь тактично беседовать с родственниками больного. Проблемы больного раком легкого: одышка, боль в грудной клетке, лихорадка, кашель, кровохарканье, страх смерти, тревога за своё состояние.

    Неотложное состояние – лёгочное кровотечение Проявления: выделение изо рта алой пенистой крови во время кашля, тахикардия, снижение АД.

    Алгоритм неотложной помощи. 1. Вызвать врача через посредника для оказания квалифицированной помощи 2. Помочь занять полусидячее положение, повернув голову набок, для предупреждения аспирации.

    3. Обеспечить полный физический, психологический и речевой покой для уменьшения кровотечения и профилактики асфиксии. 4. Обеспечить предметами ухода (полотенце, плевательница) 5. Положить пузырь со льдом на грудную клетку. Для уменьшения кровотечения.

    6. Выполнять назначения врача: кровоостанавливающие (5%р-р аминокапроновой кислоты, дицинон, 10%р–р кальция хлорида.) 7. Вести наблюдение за внешним видом, АД, пульсом, ЧДД. Для ранней диагностики осложнений.

    Комплексный уход за больным с раком желудка со стороны медицинской сестры называется сестринским процессом.

    Его влияние на общее состояние и здоровье пациента сложно переоценить.

    Медсестры оказывают больным квалифицированную помощь, помогая преодолевать возникающие проблемы, и прикладывают все усилия к улучшению качества жизни своих подопечных.

    Невозможно эффективно осуществлять сестринский процесс при раке желудка без знания природы заболевания и его этиологии. Основными причинами возникновения данного заболевания являются:

    • возрастные изменения;
    • облучение;
    • наследственная предрасположенность;
    • вирусная инфекция;
    • полипы;
    • аутоиммунный или антральный гастриты;
    • хронические язвы;
    • особенности питания;
    • снижение иммунного статуса;
    • проживание в регионах, где производится поливинилхлорид, хром, минеральные масла, резины, асбестосодержащие материалы.

    Основными заболеваниями , предшествующими появлению опухоли, являются гастриты. На втором месте находятся аденомы, затем – полипы и язва желудка. Молекулярные биологи смогли выявить также изменения в экспрессии ряда генов, сцепленные с появлением предракового и ракового состояния.

    Этапы помощи при новообразованиях

    Сестринский процесс при раке желудка состоит из нескольких стадий, позволяющих максимально точно определить потребности пациента и необходимый уход за ним.

    • Первый этап. Проводится обследование с выяснением объективных и субъективных изменений в состоянии пациента и наличия нарушенных потребностей, связанное с развитием онкологического заболевания.
    • Второй этап. Определение проблем пациента и постановка возможных сестринских диагнозов. Диагностируют проблемы настоящие или потенциальные, кроме того, каждая проблема может быть первичной, промежуточной либо вторичной.
    • Третий этап. Определение краткосрочных и долгосрочных целей и задач, плана вмешательства со стороны медицинской сестры, а также обсуждения их с лечащим врачом, другим персоналом и самим пациентом.

    Особо важно своевременно распознать неотложные состояния, требующие мгновенного вмешательства.

    Это коллапс (резкое падение давления, угрожающее жизни пациента), обморок, шок или желудочное кровотечение. В такие моменты необходимо как можно быстрее оказать пациенту помощь – от этого зависит его жизнь.

    Признаки рака желудка различаются в зависимости от стадии формирования опухоли. Знание этих признаков и вызывающих их причин помогает медицинской сестре максимально эффективно купировать их и оказывать своевременную помощь пациенту.

    • Признаки латентной формы болезни . Слабость, диспепсия (несварение), дискомфорт в эпигастральной (наджелудочной) области, раздражительность, слабость, быстрое насыщение пищей, понижение трудоспособности могут возникать при скрытом течении рака желудка.
    • Ранние признаки. Различают геморрагические и болевые их формы. Первые характеризуются появлением крови в кале (так называемая скрытая кровь), неожиданных кровотечений, развитие симптомов анемии. Болевые ощущения локализуются в эпигастральной области.
    • Поздние признаки. Форму протекания болезни определяют по преобладанию конкретных симптомов. Различают диспептическую, болевую, лихорадочную, анемическую, отечную, а также кишечную формы (поносы, запоры). Объективно наблюдается одутловатость лица, желтушность или землистый цвет лица, потеря блеска глаз, истощение, появление мигрирующих тромбофлебитов, увеличение лимфоузлов, увеличение печени, водянка.

    Психологическая поддержка больных

    Сестринский процесс при раке желудка включает в себя не только уход за пациентом, но и оказание ему необходимой психологической помощи. В нее входит преодоление дефицита знания больного о своем заболевании, рекомендованных изменениях в образе жизни, диете, правилах приема лекарств, а также подготовке к проведению инструментальных и лабораторных исследований.

    Еще одним важным моментом является обучение пациента необходимым при данном заболевании навыкам – самоконтролю, само- и взаимопомощи, уходу за собой, а также снижение его тревожности по поводу исхода заболевания.

    Опухоль - патологическое разрастание тканей, отличающееся от других патологических разрастаний тканей автономностью и наследственно закрепленной способностью к неограниченному, неконтролируемому росту.

    Доброкачественные - экспансивный рост (раздвигает ткани), менее выраженная анаплазия (атипизм), не характерно метастазирование, менее выражено повреждающее действие на организм, редко кахексия.

    Злокачественные - инфильтративный рост, выражены анаплазия, метастазирование, общее повреждающее действие на организм и развитие кахексии.

    Злокачественные опухоли па гистологическому строению разделяют на:

    Раки, опухоли исходящие из эпителиальной ткани;

    Саркомы – опухоли из соединительной ткани.

    Доброкачественные опухоли из:

    Эпителиальной ткани – папилломы, аденомы, кисты;

    Соединительной ткани – фибромы, липомы;

    Сосудистой ткани – ангиомы;

    Нервной ткани – невриномы, глиомы, ганглионевромы.

    Биологические особенности опухолевых клеток и тканей.

    1. беспредельный рост - опухолевые клетки размножаются до тех пор, пока жив организм, ничего их не останавливает, кроме лечения.

    2. автономность - нечувствительность роста опухоли к нейрогуморальному воздействию целостного организма.

    3. инфильтративный рост (основные критерии злокачественности).

    4. метастазирование - появление новых очагов опухолевого роста в тканях удаленных от первичного опухолевого узла.

    5. анаплазия (атипизм) - особенности, которые отличают опухолевые клетки от нормальных и создают сходство с эмбриональными клетки.

    6. клоновый характер роста - все опухолевые клетки происходят из одной трансформированной клетки.

    7. прогрессия опухоли - нарастание злокачественных свойств опухоли (озлакочествление) - автономности, метастазирования, инфильтративного роста.

    Канцерогены.

    Химические

    эндогенные

    Гормоны (женские половые и т.д.)

    Производные холестерина

    Продукты метаболизма аминокислот

    экзогенные

    Продукты не полного сгорания (выхлопные газы, продукты копчения)

    Исходные продукты в синтезе лекарственных препаратов, красителей, в цветной фотографии, производстве резины.

    Неорганические - мышьяк, никель, кобальт, хром, свинец (их добыча и производство).

    Физические

    Ионизирующее излучение (вызывает лейкозы, опухоли кожи, костей)

    УФО (опухоли кожных покровов).

    Биологические

    Некоторые вирусы.

    Происхождение опухолей.

    В настоящее время наиболее распространены две точки зрения на происхождение опухолей:

    1. Вирусная теория, признающая, что опухолевые процессы представляют собой инфекционные заболевания, вызванные определенными вирусами, вирусоподобными факторами или агентами.

    2. Полиэтиологическая теория, которая не пытается свести многообразие опухолей к какой-либо единой причине: физиологической, химической или биологической. Эта теория рассматривает патогенез опухолевого превращения как результат регенерации, следующей за повреждениями, вызываемыми различными факторами и действующими большей частью повторно. Регенерация после повторных повреждений приобретает патологические формы и приводит к изменению свойств клеток, обуславливая в ряде случаев опухолевый рост.

    Предраковые заболевания и состояния.

    1. Эндокринные нарушения.

    2. Длительные хронические воспалительные заболевания.

    3. Хроническая травматизация.

    Клинические проявления.

    Доброкачественные опухоли чаще всего не вызывают жалоб и нередко обнаруживаются случайно. Рост их медленный. Доброкачественные опухоли внутренних органов проявляются только симптомами механического нарушения функций органов. Общее состояние больного, как правило, не страдает. При обследовании поверхностно расположенных опухолей обращают на себя внимание округлость формы и дольчатость строения. Опухоль подвижна, не спаяна с окружающими тканями, консистенция ее может быть различна, региональные лимфатические узлы не увеличены, пальпация опухоли безболезненна.

    Злокачественные опухоли в начале своего развития протекают бессимптомно, скрыто для самого больного, а между тем важна именно ранняя их диагностика. В связи с этим при обследовании лиц, особенно старше 35 лет, по поводу неопределенных жалоб, начавшегося похудания, длительно текущих непрерывных и нарастающих симптомов заболевания без видимых причин должна проявляться онкологическая настороженность. В это понятие входят:

    1. подозрение на наличие рака;

    2. тщательный сбор анамнеза;

    3. использование общих и специальных методов использования;

    4. глубокий анализ и обобщение полученных данных.

    Основными жалобами больного со злокачественным новообразованием является нарушение общего состояния: потеря общего тонуса в работе, апатия, потеря аппетита, тошнота по утрам, похудание и т.д. К этим жалобам могут присоединиться и более локальные симптомы: наличие хронического заболевания желудка, прямой кишки, появление уплотнения в молочной железе и др. Сначала эти явления могут не сопровождаться болями, но затем, когда опухоль начинает прорастать нервные стволы, появляются боли, принимающие все более и более мучительный характер. Злокачественная опухоль растет быстро. Вещества для питания клеток поступают из всего организма, вызывая недостаток питания в других тканях и органах. Кроме того, несмотря на большое количество кровеносных сосудов в раковой опухоли, их неполноценность часто приводит к нарушению питания в отдельных участках опухоли и распаду этих участков. Продукты омертвения и распада всасываются в организм, приводя к интоксикации, прогрессирующему похуданию, истощению, кахексии.

    В течении злокачественных опухолей различают 4 стадии:

    1 ст. - опухоль не выходит за пределы органа, небольших размеров, без метастазов;

    2 ст. - опухоль значительных размеров, но не выходит за пределы пораженного органа, имеются признаки метастазирования в регионарные лимфатические узлы;

    3 ст. - опухоль выходит за пределы пораженного органа с множественными метастазами в регионарные лимфоузлы и инфильтрацией окружающих тканей;

    4 ст. - далеко зашедшие опухоли с метастазированием не только в регионарные лимфоузлы, но и отдаленными метастазами в другие органы.

    В настоящее время Международный противораковый союз предложил классификацию опухолей по системе TNM. Система TNM предусматривает классификацию по трем основным показателям: T - tumor - опухоль (ее величина, прорастание в соседние органы), N - nodulus - состояние регионарных лимфатических узлов (плотность, спаянность между собой, инфильтрация окружающих тканей), M - metastasis - метостазы гематогенные или лимфогенные в другие органы и ткани.

    Методы обследования.

    1. Анамнез. В анамнезе обращают внимание на хронические заболевания, появление и роста опухоли, профессия больного, вредные привычки.

    2. Объективное обследование. После общего осмотра больного производят осмотр и пальпацию опухоли (если она доступна осмотру). Устанавливают ее величину, характер, консистенцию и отношение к окружающим тканям. Определяют наличие изъявлений, отдаленных метастазов, увеличение регионарных лимфоузлов.

    3. Лабораторные методы исследования. Кроме общего анализа крови и мочи, должны быть произведены все функциональные исследования того органа, в котором подозревается опухоль.

    4. Рентгеновские методы исследования. Для диагностики новообразования производят разнообразные исследования: рентгенографию, томографию, кимографию, ангиографию и др. В ряде случаев эти методы являются основными для диагностики и позволяют не только выявить опухоль, но и уточнить ее локализацию, распространенность, определить смещаемость органа и др. В настоящее время широкое применение находит компьютерная томография.

    5. Эндоскопическое исследование. При исследовании полых органов, полостей широко применяется эндоскопия (ректоскопия, эзофагоскопия, гастроскопия, бронхоскопия, цистоскопия). Эндоскопическое исследование дает возможность не только осмотреть подозрительный участок органа (полости), но и взять кусочек ткани для морфологического исследования. Биопсия (иссечение) с последующим микроскопическим исследованием нередко имеет решающее значение для постановки диагноза.

    6. Цитологическое исследование. Такое исследование позволяет в ряде случаев обнаружить в желудочном соке, промывных водах, мокроте, выделениях из влагалища отторгнувшиеся клетки опухоли.

    7. При заболеваниях внутренних органов, когда, несмотря на все примененные методы исследования, диагноз заболевания остается неясным, а подозрение на опухолевый процесс еще не снято, прибегают к диагностической операции (чревосечение, торакотомия и др.).

    Общие принципы лечения опухолей.

    Лечение доброкачественной опухоли оперативное: иссечение вместе с капсулой с последующим гистологическим исследованием. При небольших, поверхностно расположенных доброкачественных опухолях, не беспокоящих больного, возможно выжидание. Абсолютным показанием к удалению опухоли являются:

    1. наличие симптома сдавления органа, непроходимости, причиной которой служит опухоль;

    | 9 | | | | |