Образование в Древних Афинах со времен реформ Солона основывалось на демократических принципах и общественном воспитании юношей.

Система образования

Государственный порядок, в основе которого лежало участие всех
граждан в общественной жизни, сам по себе уже был народной школой , в которой воспитывались лучшие сыны города.

Вдобавок к этому на родителях лежала обязанность заниматься
всесторонним образованием юношей , и пренебрежение родителями
выполнения этой обязанности влекло за собой строгое наказание со
стороны ареопага и ложилось темным пятном на репутацию человека в глазах общественности.

Все образовательная система в Афинах и во всей была направлена на то, чтобы молодежь накопляла как можно больше новых научных сведений, а также постоянно развивала свои физические природные данные. Молодые люди должны были, учиться ставить перед собой высокие цели, как в интеллектуальном, так и в физическом смысле, а главное, они должны были учиться достигать поставленные ими цели.

Афинские школы

В афинских школах было три предмета: грамматика, музыка и
гимнастика, причем первые два предмета представляли собой единое целое. Когда мальчик выучивался читать и писать, то первым его чтением были произведения поэтов; он учился устному произнесению их и, усваивая слова, в то же время учился усваивать и смысл этих лов. Чтение стихов в дальнейшем приводило к игре на музыкальных инструментах и к близкому ознакомлению с различными музыкальными ладами и основами музыкальных гармоний. После войн с персами в систему образования Древних Афин было включено искусство игры на флейте.

Умственное развитие юношества предпочтительнее предоставлялась родителям, общественные гимназии и школы в Афинах заботились больше о физическом развитии юношей, так как с точки зрения общего блага важнее и полезнее всего была такая система воспитания, которая обеспечивала государство здоровое потомство, давая ему сильных и храбрых воинов.

То чему юноша научился в палестре , должно было пригодится в
дальнейшей военной службе; здравые суждения и разумность речи
высказывались во время гражданских собраний; песни заученные в
школе, раздавались потом на всеобщих пирах.

По всем Афинам, в тенистых аллеях, часто более старшие поколения
вели поучительные беседы с молодежью, в которых воспитывалось
чувство дружбы, нравственное значение которой ни один народ не
осознавал так глубоко, как народ древней Греции.

Тому же содействовали и общегражданские празднества в Афинах,
укреплявшие и двигавшие вперед общее развитие на демократических основах. В праздников было больше, чем в каком-либо другом греческом полисе. Расходы на общественные праздники поглощали значительную часть государственного бюджета. Победителям на конных или гимнастических состязаний выдавались сотнями амфоры со священным маслом, а также золотые и серебряные венки. В военных состязаниях призами были быки.

Такая система образования способствовала поддержанию традиций и сохранению старых обычаев в афинском обществе. Героический эпос служил важной составляющей образования в Древних Афинах . С чувством глубокого уважения в афинском обществе поддерживались священные оливковые деревья, которые стояли вокруг аттических
полей, видя в них памятники героической эпохи. Бойцам марафонского сражения казалось, что они видят Тесея, выходящего из недр подземного мира для совместной битвы с персами. При Саламине оказали свое щедрое содействие элевсинские божества и Эакиды.

Афины на карте


Афинские школы

В период рассвета греческой демократии особую ценность приобрело образование. Чтобы реализовывать свои права, добиваться высоких должностей, а также выполнять повседневные гражданские обязанности, жителям греческих полисов необходима была грамотность. Не случайно, что лучшие школы находились в самом богатом греческом городе – Афинах.

В греческих школах ученики заучивали произведения знаменитых греческих поэтов. Признаком высокого образования считалось знание поэм «Илиада» и «Одиссея». Детей учили писать и считать. Для записей использовали дощечки, покрытые воском, на которых буквы и слова выдавливались острым концом металлической или костяной палочки, называемой стилем. Противоположным плоским концом затирались допущенные при записи ошибки. Кроме того, детей обучали музыке, поскольку афиняне считали, что без любви к этому искусству невозможно стать настоящим человеком. Время от времени в учебе наступали перерывы. Весной проходили каникулы. Кроме того, занятия отменялись в дни священных празднеств, посвященных богам. В Афинах занятия не проводились в годовщины Марафонской битвы и Саламинского сражения. Школу, как правило, оканчивали все мальчики из семей свободных граждан, несмотря на то, что обучение было платным. Девочки в школы не допускались. Их воспитанием и обучением занимались матери.

Афинские гимнасии

Каждый мужчина, считали греки, должен быть сильным, ловким и мужественным. Поэтому с двенадцатилетнего возраста мальчики начинали посещать еще одно учебное заведение – палестру. Там их обучали спортивным дисциплинам: бегу, борьбе, прыжкам, метанию диска и копья. Занятия в палестре проходили в любую погоду. Солнечным днем ученики выходили на улицу, в ненастную погоду уходили под крыши портиков, небольших полуоткрытых помещений, окружавших двор палестры. Чтобы вдохновить учащихся, в палестрах устанавливали статуи прославленных атлетов, победителей Олимпийских игр. Эти изображения являлись эталоном, к которому должен был стремиться каждый юноша.

К 16 годам юноши заканчивали обучение в школе. Следующей ступенью образования, доступной также взрослым грекам, были гимнасии. Эти учреждения располагались за городом, в живописных местечках, окруженные садами и рощами. На территории гимнасии размещались специальные площадки для занятий спортом, а также помещения для отдыха. В гимнасиях преподавали видные ученые, излагавшие многочисленным слушателям свои взгляды на устройство мира и обучающие ораторскому искусству – красноречию. Одним из самых известных афинских гимнасий являлся Ликей, в котором в IV в. до н.э. преподавал великий греческий ученый и философ Аристотель. Аристотель разделил все научные знания, доступные его современникам, на отдельные отрасли, создав самостоятельные науки. Благодаря Аристотелю ряд наук приобрели свои названия. Так, ботаника в переводе с греческого обозначает «растение», физика – «природа», политика – «государство». Психология произошла от двух греческих слов: психо – «душа» и логос – «слово, наука». Со всеми этими знаниями и научными представлениями Аристотель знакомил своих учеников.

Обучение в гимнасиях могло продолжаться до глубокой старости. Ученики отдыхали и пополняли свои знания. Известны случаи, когда уже известные политики шли в гимнасии, чтобы углубить свои знания и обучиться красноречию.

Урок-игра: «В Афинских школах и гимнасиях»

Цель:
-Образовательная: формирование у учащихся представления об уровне развития образования и школах Древней Греции; - Развивающая: совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия. -Воспитательная: воспитание у учащихся общечеловеческих ценностей уважение к старшим и к родителям, стремление к получению образования и привитие любви к Родине. Метод обучения: репродуктивный, частично – поисковый. Тип урока: комбинированный урок Приемы деятельности учителя:объяснение, описание, рассказ, беседа, организация проверки усвоения знаний. Деятельность учащихся: учащиеся слушают, рассматривают и описывают иллюстрации, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы и познавательные задания, участвуют в инсценировках.
Оборудование:
карта Древней Греции, таблицы с древнегреческим алфавитом, элементы одежды для ролевой игры (лавровый венок, накидка-гиматий), картонные таблички, покрытые воском, палочки (имитирующие стиль), изображения статуй (“Дискобол” и “Копьеносец”).
Понятия:
Палестра, гимнасии, педагог, стиль, красноречие.
Персоналии:
Перикл, Мирон, Поликлет, Аристотель, Аполлон. Этапы урока: 1. Организационный момент. 2. Опрос учащихся 3. Изучение нового материала. 4. Рефлексия. 5. Домашнее задание. 6. Подведение итогов урока. Выставление оценок. План изучения нового материала: Ι. Учебные заведения Древней Греции. ΙΙ. Занятия в школе. ΙΙΙ. Палестра. ΙV. В афинских гимнасиях.
Ход урока

1. Вводная часть.
Учитель: – Сегодня наш урок мы начнём с игры “Да и нет”. Я загадала государство. Вы должны задавать вопросы, которые содержат в себе особенности исторического развития изученных государств. Если заданный вопрос касается задуманного государства, то говорю “Да”, если нет, то “Нет”. Примерные вопросы учеников к учителю: – Это государство расположено на Балканском полуострове? (Да) – В этом государстве внешняя политика направлена на захват территорий? (Да) – В этом государстве могли принимать решение в управлении простые граждане? (Нет)
– В этом государстве была развита наука и искусство? (Нет) – Вы загадали Спартанское государство? (Да) Учитель: -Главное занятие в Афинах? –(ремесло и земледелие), а в Спарте (война). Мы с вами отправляемся в Древнюю Грецию, в Афинское государство. Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры

воспитать всесторонне развитого человека. ? Как вы это понимаете, ребята? Что значит выражение «всесторонне развитая личность?» (Это личность развитая умственно, морально и физически) К воспитанию именно такого человека и стремились греки. А где воспитывают таких людей? Отвечают на вопрос Записывают тему урока и формируют цель урока.
Проблемное задание
Сходства и различия обучения в афинской школе и в современной?
Изучение нового материала:

Ι. Учебные заведения Древней Греции.
В Греции было несколько типов учебных заведений. ? А какие учебные заведения есть в нашей стране? (школы, ПТУ, институты, университет, академии). Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили. (Учитель работает со схемой, которая изображена в презентации, учащиеся делают записи в тетрадях) -Чему учили в греческих школах? Задание: Прочитайте п.1 §38 стр.173. -С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции? -Кого называли педагогами? - Каковы были их обязанности? - Кого называют педагогом в наши дни? – В ранний час городские и сельские мальчики спешили в школу. Заглянем в одну из них и мы.
Игровой момент:
Учашиеся и учитель переодеваются в накидки с лавровыми венками на голове. Вступительное слово учителя: – Хайрете пайдее! Калой кай агатой! (Здравствуйте, дети, прекрасные и совершенные!) Сегодня, в день ранней весны, когда оживает жизнь я ввожу вас в свою школу. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите с наступлением сумерек. Не шалите, розги всегда лежат перед вами.(розги лежат на столе)
-Учитель
: найдите в тексте и приведите пример, за что наказывали учеников (класс работает с книгой и документом на стр. 173, §38) . – Вы начинаете учиться и весь наш маленький гордый город – оплот Эллады с надеждой смотрит на будущих граждан, ожидая, что вы вырастите опорой Родины и приумножите ее славу и богатство. А теперь начнем урок.
Учитель
открывает таблицу с древнегреческим алфавитом, прочитывает каждую букву, учащиеся читают хором. Затем раздаются буквы из печенья (это подлинный прием в греческих школах, когда дети угадывают и называют их).
Учитель
– Дети, послушайте, как может быть прекрасна речь, составляемая из этих букв: Мэйнен аэйдэ теа Пэлэнадо Ахиллеос уломенун вэ мюри Ахайос альгэ этикэн (Гнев, богиня, воспой, Ахиллеса, Пелеева сына) Вопрос: из какого произведения взяты эти строки? (Илиада).

Учитель
:А теперь попытаемся записать несколько слов. Как звучит имя прекрасного бога- покровителя искусств? Аполлон (записывают на дощечках).
Учитель
– А как по-гречески называется наука о прошлом? История (записывают на дощечках).
Учитель
– А теперь попробуйте написать без моей помощи. Работайте прилежно, не забывая первое правило школьника: “чаще поворачивай
стиль
”. Задание: Найдите объяснение этому выражению в учебнике (это значит, что надо чаще проверять и исправлять ошибки)
Учитель
– Положите на мой стол таблички со своими именами (учащиеся рассаживаются на свои места).
Вопросы к классу:
-Чему учили в школе? Докажите, что действительно имелись различия между афинским и спартанским обучением и воспитанием.
Учитель:
прочтите об учебе в палестре и гимнасиях, расскажите, используя рисунки на стр. 174, §38.
Работа над понятиями
(запись на доске): Красноречие (умение выступать с речью, отстаивать своё мнение) Гимнасий (школа для взрослых афинян) Палестра (школа физической подготовки для юношей)
Вопрос к классу.
– Что нового о древнегреческой школе, вы узнали?
Возвращаемся к проблемному заданию
Предполагаемый ответ. Обучение было платным. В школе для письма, использовали специальные дощечки, покрытые воском. Не все дети добросовестно относились к учёбе в школе.)
Палестра
.(от слова “пале” - борьба) – мальчики посещали ее с 12 лет, это была гимнастическая школа. (Описание, беседа, задания для учащихся: определить виды спорта, которыми греческие мальчики занимались в палестре) Перед вами рисунок «В палестре». ? Посмотрите на слайд, что вы там видите опишите ее. ? Что делают мальчики в палестре? ?Кем является человек с палкой, стоящий в центре? В палестре греческие мальчики занимались гимнастикой. Занятие гимнастикой считалось важным делом. Ведь гражданин должен быть и воином. А кому нужны такие воины, которые дрожат на морозе, слабеют от холода, задыхаются от пыли, слабы и неповоротливы? В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье под крышей. (Учитель показывает классу фотографии развалин древнегреческих палестр с помощью презентации) В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета.
Задание классу
: рассмотрите иллюстрации и определите, каким видам спорта обучались мальчики в палестрах?(Пятиборье: бег, борьба, прыжки, метание копья и диска
).(запись в

тетради)
В минуты отдыха между тренировками греки любили играть в игру
“Вопросы и

ответы”.
Представьте, что вы участники этой игры. Слушайте внимательно, отвечайте быстро!
Задание классу
: 1. Я черное дитя сверкающего отца, птица без крыльев, я поднимаюсь до облаков, едва родившись, я рассеиваюсь в воздухе. (Дым).
2. Когда ты смотришь, я тоже смотрю на тебя, но не вижу, ибо у меня нет глаз (Зеркало). 3. Гладок мой верхний конец, а нижний вовсе не гладок. Ловко руке то одной, то другой стороной я полезен. То, что создаст одна моя часть, уничтожит другая. (Стиль). Понравилась игра? А как такая игра называется у нас, в России? Загадки. Молодцы! В Афинах существовала третья ступень образования- гимнасии.
ΙV В афинских гимнасиях.
Гимнасии- школы для взрослых
(запись в тетради)

Учитель:
«А теперь отправимся в один из Гимнасиев (их в Афинах было три) Ребята надо узнать, что такое гимнасии? Послушаем сообщение
Сообщение ученика.
« Гимнасии в основном посещали взрослые. Находились они за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для занятий гимнастикой, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед. В них перед слушателями выступали известные учёные. Здесь обучали умению хорошо говорить, выступать с речами в Народном собрании и судах. Некоторые афинские гимнасии называли академиями».
Учитель:
- В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их. (Выходят одетые в греческие хитоны ученики, которые изображают древнегреческих учёных).
Аристотель:
«Меня зовут Аристотель. Я родился в 384 г. до. н. э. Мой родной город Стагира во Фракии. Мой отец был придворный врач при македонском царе. Я ученик великого Платона. Я не был согласен с его взглядами и поэтому покинул Академию Платона, сказав фразу, которая стала крылатой. – Платон мне друг, но истина дороже. Я считал, что Земля - шар и находится она в центре мира, а Солнце и звёзды вращаются вокруг неё.
Гиппократ:
« Я Гиппократ, родился на острове Кос в 460 г. до. н. эры. Я врач в семнадцатом поколении. Тысячи людей я излечил и даже делал сложные хирургические операции. Я определил типы темперамента человека: холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Выделил четыре принципа лечения больного: 1).Приносить пользу, а не вред. 2). Противоположное, лечить противоположным. 3). Помогать, а не мешать организму бороться с болезнью. 4). Щадить больного. Деятельность врача очень важна, я сравнивал её со свечой - Сгорая сам, свети другим».
Геродот
: «Греки называли меня « отцом истории». Мой главный труд по истории посвящён греко - персидским войнам. Я родился в 485г. до. н.э. Мой родной город Галикарнас. За участие в борьбе против тирана правителя в своём городе я был вынужден покинуть родину. Много путешествовал по странам Востока. Подробно описывал обычаи Египта, которые меня поразили. Описал и другие события из жизни стран Востока. На Олимпийских играх я прочитал несколько глав своей « Истории». Олимпийские игры закончились, слушатели разъехались, по разным городам Греции и разнесли мои рассказы. Я сразу стал знаменит». Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие мировой науки. (Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).
Учитель
:Рассмотрим статуи “Дискобол” и “Копьеносец”. Учащиеся описывают статуи: Метатель диска – ее создал Мирон, который сумел в ней передать ощущение движения. Кажется, что сейчас атлет распрямится и диск полетит. Копьеносец – статуя Поликлета, которая показывает, каким должен быть каждый юноша: физически здоровым, сильным, прекрасным, готовым к подвигу.
Работа с высказыванием
: Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже перестают ее посещать.
Вопрос
: почему мальчики из бедных семей учились недолго? (учащиеся высказывают свое мнение).
Вопрос
: какие качества ценились в человеке в античное время и не перестают цениться сейчас? (дети указывают на физическое совершенство, умение слушаться взрослых и родителей, быть готовыми к подвигам, быть умными, образованными и т.д.). Если не назовут, то следует
дополнить, что главной ценностью античной культуры является свободная человеческая личность.
4. Рефлексия
Игра "Лабиринт знаний" Задания: 1. Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: "Вот еще одним педагогом стало больше!" Что означали эти слова? Кого греки называли педагогами? 2. Кто-то рассказывал о знаменитом афинском правителе Солоне следующее. «Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах прекращались. Отец за это сердился на него, считая его лодырем.» Насколько правдив этот рассказ? Какие ошибки он содержит?
Текст с ошибками
"Афинские мальчики начинали учебу с семи лет. Все ученики, и старшие и младшие, писали на папирусе с помощью тростинок. В школах учили только читать и писать. Каникулы были зимой. Для девочек были специальные школы, где они изучали то же самое, что и мальчики. С 12 лет мальчики посещали гимнасии, где занимались борьбой, бегом, прыжками и т.п. Афинские школы были бесплатными". Вопрос: Какие новые знания вы приобрели на уроке? Можете ли вы утверждать, что получение образование остаётся значимым в настоящее время.
Игра в красноречие
: два ученика одновременно хвалят или ругают друг друга, не оскорбляя, в течение 1 – 2 минут.
5.Домашнее задание
П.38,вопросы и задания Составьте расписание уроков: I вариант – в греческой школе II вариант – в палестре





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Форма урока: игра “Путешествие в прошлое. Афинская школа”.

Тип урока : изучение нового материала.

Цели:

Методические :

  1. способствовать развитию информационной культуры;
  2. продолжить знакомство с возможностями компьютера на уроках;
  3. развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках истории.

Обучающие :

  • сформировать представления о сущности образовательного процесса в древнегреческой школе, о её особенностях, достоинствах и недостатках;
  • выявить общие черты и отличия её от современной школы;
  • формировать умение применять полученные знания на других предметах.

Развивающие :

  • продолжить работу по формированию навыков сравнения, установления причинно-следственных связей, изложения собственного мнения, участия в дискуссии, развитие логического мышления.

Воспитательные :

  • воспитание художественного вкуса, эстетической культуры;
  • воспитание уважения к труду учителя.

Оборудование урока:

  • Истории Древнего мира 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С Свенцицкая, - 18-е изд. - М.,: Просвещение, 2011 г.;
  • презентация “В афинских школах и гимнасиях”;
  • компьютер;
  • проектор;
  • “слепая карта”;
  • таблички с географическими названиями для “слепой” карты:
  • древнегреческий алфавит.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Вступительное слово преподавателя.

3. Воспитание детей в афинских семьях.

4. На уроках в греческой школе.

5. Посещение палестры.

6. В афинских гимнасиях.

7. Закрепление полученных знаний.

8. Подведение итогов.

9. Рефлексия.

1. Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку.

2. Вступительное слово преподавателя.

Тема нашего урока “В афинских школах и гимнасиях”. Слайд 1.

План урока. Слайд 2.

Мы сегодня с вами узнаем, чему обучались в школах афинские дети, какие предметы они изучали, сравним с обучением в современных школах. Проведём урок необычно. Мысленно перенесёмся в Древние Афины и представим себя в роли древнегреческих учеников.

Постановка проблемного задания.

Древнегреческий философ Аристипп писал: “Детей надо учить тому, что пригодиться им, когда они вырастут”.

Проблемные задания:

Итак, путешествие начинается.

До семи лет дети воспитывались в семье.

Они беззаботно играли: катали обруч, строили из песка домики, кораблики…

Но с семи лет жизнь детей менялась. Девочек начинали обучать мамы умению вести домашнее хозяйство: шить, вышивать, ткать, играть на музыкальном инструменте, петь, танцевать, и если умела сама, то читать и писать. Главное для них – не получать образование, а стать покорными жёнами и хорошими матерями.

А вот мальчика отбирали от женщин и передавали педагогу.

Греческий педагог - не учитель. В переводе с греческого это слово означает “сопровождающий ребёнка”.

Посмотрите на Древнегреческую статуэтку и предположите, кто мог выполнять обязанности педагога?

Выслушиваются ответы учащихся.

Да, ребята, вы правы роль педагога выполнял раб.

Как выглядел раб-педагог?(Он стар, ворчлив, неопрятен, не способен выполнять другие работы). Один из знаменитых афинян, Перикл, как- то сказал о рабе, который сломал ногу: “Вот ещё одним педагогом больше”.

Раб - педагог сопровождал в школу мальчика и нес сумку с письменными принадлежностями.

Педагоги учили мальчиков правилам поведения. Эти правила соблюдаете вы в нашидни.

Как нужно вести себя за столом? (Выслушиваются мнения ребят. Не брать ничего самому. Сидеть прямо, не болтать ногами, не опираться подбородком на руки. Хлеб надо брать левой рукой, аостальную пищу - правой…)

Как надо вести себя со взрослыми?(нельзя заговаривать со взрослыми первым, если в комнату входят взрослые, то надо встать…)

Педагог суров: розга - его главный аргументы и основной метод воспитания. Да и от родителей мальчику часто попадало.

Рано утром педагог ведет мальчика в школу. Школ в Греции было много, но они были частные и за обучение надо было платить. Но, не смотря на это, в V в. до н. э. среди афинян не было неграмотных. Правда, бедняки учились недолго.

Как вы думаете почему?(детям из бедных семей надо было помогать родителям похозяйству).

А “сыновья богатых идут в школу раньше всех и позже всех перестают её посещать”.

Мы подошли к школе. Педагогов, взрослых туда не пускали. Начинаются уроки.

Тихонечко проходим и садимся.

Посмотрите, чем отличался класс в греческой школе от современного класса?(в одном помещении проводится одновременно несколько уроков, не было доски, парт, тетрадей …)

Какие предметы могли изучать в афинской школе? (письмо, чтение, игра на музыкальных инструментах).

Мы попали с вам на урок письма.

Достанем письменные принадлежности.

Перечислите, пожалуйста, что вы достали из своих сумок? (дощечки, натёртые воском, тростниковое перо, стиль, чернильницу.)

Перед вами греческий алфавит.Скажите, а с какой письменностью вы уже знакомы?

(египетскими иероглифами, китайскими, алфавитом финикийцев.)

В чем была трудность прочтения финикийского письма? (нет гласных).

Скажите, что нового появилось в греческом алфавите? (гласные буквы).

Скажите, есть ли знакомые вам буквы в греческом алфавите?

Какой вывод можно из этого сделать?(Основой русского алфавита является греческий.)

Для упражнений мальчики писали прописи. В Берлинском музее есть дощечка, на котором рукой учителя написано: “Будь прилежен мальчик, чтобы тебя не драли”. И рукой ученика эта надпись четырежды повторена на той же дощечке.

Давайте и мы попробуем написать слово народ по-гречески (Демос. Обучающиеся часто пишут греческими буквами слово народ, а это неверно. ) Работа учеников оценивается, а первый, написавший правильно, пишет это слово на доске.

Учитель : А знает ли кто - нибудь из вас о том, откуда произошло его имя и что оно означает? (если ребята затрудняются ответить, учитель помогает).

С принятием на Руси христианства, у нас по христианскому обычаю стали называть детей греческими именами.

Александр-защитник людей.

Андрей - человек мужества

Кирилл - господин

Дмитрий - посвящённый Деметре.

Учитель : Урок письма закончился, а теперь урок географии.

Перед вами бюст Эратосфена, которого греки нарекли “отцом географии”. Мы сейчас проверим, как хорошо вы знаете карту Древней Греции. Подходите по очереди к доске и прикрепляйте по одной табличке на “слепую” карту.

Учитель оценивает ответы ребят.

Молодцы, вы хорошо справились с заданием, даже некого наказать плёткой из бычьего хвоста, которой наказывали непослушных учеников, лодырей. Нет у нас сведений как поощрялись ученики греческих школ. Может быть, учитель хвалил усердного ученика,а лодырю говорил: “Невежа - самое дикое из существ на земле”.

А нас уже ждут на уроке математики. Как вы думаете, зачем мне эти предметы? (камешки, ракушки…) Ребята высказывают предположения (для счёта). Молодцы, правильно. Это нам понадобиться для счета. Ученики обычно при счёте повторяли хором: “Один да один - два. Два да два - четыре”. Учитель показывает камешки, а ученики должны повторить хором.

Великим математиком в Греции был Пифагор. Он подготовил для нас задачки. Давайте решим их.Первый ученик, правильно выполнивший задание, пишет решение на доске, а остальные проверяют правильность решения.

Учитель оценивает результаты учащихся.

(Если времени достаточно, то можно решить еще одну задачку. Написать 5 одинаковых цифр, сложив которые можно в сумме получить 14. (11+1+1+1=14)

Учитель : Следующий урок - литература.

Кого из известных поэтов, писателей Греции вы знаете? Назовите их произведения. (Ученики называют известных им писателей, поэтов.)

Молодцы! Греки многие произведения заучивали наизусть: “Илиаду”, “ Одиссею” и гордились этим. Учили хором, повторяя много раз за учителем. Скажите, пожалуйста, о чём поэма Гомера “Илиада?”(Ответ: О Троянской войне.) Почему же она называется “Илиада”?(Древнее название города Троя “Илион”)

Вы назвали имена Аристофана и Софокла. Расскажите трагедию “Антигона”. Слушайте внимательно, чтобы любой мог продолжить.

Затем пересказываетсясюжет комедии Софокла “Птицы” (Если времени достаточно, то можно выразительно прочитать стихи Софокла и ответить на вопросы по учебнику стр. 181) . Ответы учащихся оцениваются.

Кто мог написать такие строки:

“Мать черная, земля многострадальная,
С которой сбросил я позорные столбы,
Рабыня раньше, а теперь свободная,
На родину в Афины, в наш прекрасный град,
Вернул я многих на чужбину проданных.
Освободил и здесь на милой родине
Рабов дрожавших перед волею господ”.
(Солон.)

(Учитель оценивает правильные ответы).

Учитель : А теперь мы отправимся в школу расположенную неподалёку - это палестра. Мальчики начинали её посещать с 12 лет. Занятия проходят на открытом воздухе, а проводит их педотриб. Что вы видите? (борьбу, один мальчик смазывает тело маслом) Зачем мальчики заниматься спортом? (чтобыучаствовать в Олимпийских играх, быть сильным, ловким, защищать Родину). Правильно. С 18 лет афинские мальчики 4 года служили в армии.

Как вы думаете, зачем в палестре устанавливались статуи атлетов работы великих скульпторов? И почему атлеты изображены обнажёнными? (Скульпторы показывали, каким должен быть каждый юноша: физически сильным, прекрасным. Готовым к подвигам.)

Кто вспомнит имена победителей Олимпийских игр и расскажет об одном из них? (Милон, Полидам, Феоген. Оценивание ответов.)

Учитель : Греки считали, что без любви к музыке, танцам нельзя стать настоящим человеком.

Этому и посвящен наш следующий урок. Обучал их этому искусству кефарист. Мальчики играли на лире, кефаре, флейте, разучивали религиозные гимны.

А также учились танцам. Прошу вас выйти, встать полукругом. Учитель с ребятами разучивает несколько движений танца “Сиртаки”. (самые простые 2-3 движения). Затем ребята пробуют исполнить выученные движение под музыку.

Учитель оценивает учащихся.

К 16 годам обучение в школе заканчивалось, но юноши могли посещать 1 из 3 гимнасиев, расположенных за городом. Там они могли заняться спортом послушать лекции великих ученых, ораторов,

обучиться красноречию - умению красиво говорить, философии.

Наше путешествие подошло к концу. Возвращаемся.

Закрепление знаний полученных на уроке.

Перед вами текст. Заполните пропуски в нём.

Ответы оцениваются учителем.

Попробуйте ответить на вопросы проблемного задания.

- Чем отличается афинская школа от современной школы?

Почему образование в Греции считалось лучшим в Древнем мире?

Как знания, полученные в школе, помогали греческим гражданам в жизни?

Вывод : В школах Греции мальчиков воспитывали всесторонне образованными людьми, чтобы потом они могли управлять государством, а так же сильными, ловкими, смелыми, чтобы они могли защитить Родину.

Закрепление понятий.

Домашнее задание.

  • Напишите небольшое сочинение на тему: “Я на занятиях в палестре”.
  • Подготовь выступление оратора на тему: “Почему детей надо учить тому, что пригодиться им в жизни”.
  • Понятия – наизусть.

Выставление оценок за работу на уроке.

Слайд 27.

Слайд 28.

Молодцы!!! Спасибо за урок.