Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхательную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диффузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участвует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью
Значение носового дыхания для организма
Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глубоким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого количества кислорода
При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика черепа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утомляемости, ослаблению памяти
Стойкое затруднение носового дыхания может привести к расстройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей - эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи. Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искривляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.
При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очищение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.
Еще по теме Дыхательная функция носа. Значение носового дыхания для организма:
- Клинические методы исследования дыхательной функции носа
- ВНЕШНЕЕ ДЫХАНИЕ И ФУНКЦИИ ЛЕГКИХ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ЛЕГКИХ И ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ГИПОКСЕМИИ И ГИПЕРКАПНИИ
Елена Кудряшова
Конспект закаливания «Носовое дыхание» для дошкольников
В осеннюю холодную погоду и зимой, когда увеличивается опасность простудных заболеваний, правильному дыханию принадлежит далеко не последняя роль в профилактике этих заболеваний.
Очень многим детям, да и некоторым взрослым, необходимо научиться дышать носом . Только так можно эффективно защитить легкие от переохлаждения и постоянно адаптировать их к холодному воздуху. Итак, предлагаю комплекс упражнений.
1. Сделайте 10 вдохов-10 выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их большим и указательным пальцами.
2. "Выключите" ротовое дыхание поднятием кончика языка коверному небу. При этом вдох и выдох осуществляются через нос.
3. Сделайте спокойный вдох. На выдохе одновременно с постукиванием по крыльям носа произносите слоги : ба-ба-бу.
Советую вначале самим взрослым освоить эти упражнения, а потом обучать дошкольников .
Для закаливания и повышения местного иммунитета близких оболочек носоглотки можно рекомендовать также полоскание их 1,5%-ным раствором морской соли. Для получения такого раствора надо взять одну неполную столовую (детям -2 чайные ложки) морской соли на 0,75 литра кипяченой воды. Полоскании глотки надо проводить после завтрака и ужина, что "укрепляет" и небные миндалины, предупреждая ангину.
Примерные упражнения дыхательной гимнастики для детей
1. ЧАСИКИ : стоя, ноги слегка расставить, руки опущкены. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так» . Повторить 10-12 раз
2. ТРУБАЧ : сидя, кисти рук сжать в трубочку и поднять вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» . Повторить 4-5 раз.
3. ПАРОВОЗИК :ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух» . Повторить в течение 20-30 сек.
4. НАСОС : встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить «с-с-с-с» . Выпрямление – вдох, наклон.
Упражнения для детей с нарушением носового дыхания
1. Исходное положение стоя. Рот закрыт. Одну ноздрю закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (по 4-5 раз) через каждую ноздрю
2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч, руки поднять вперед и вверх- выдох, опустить руки вниз. Выполнять медленно до 5 раз.
3. Сделать вдох через нос, при этом рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить звук «м-м-м-м» (медленно до 8 раз)
4. Стоя, вдыхать через одну одну ноздрю и выдыхать через другую до 5-6 раз через каждую ноздрю.
Публикации по теме:
«Дыхание весны». Сценарий музыкально-литературной гостиной для старших дошкольников «Дыхание весны» Музыкально-литературная гостиная для старших дошкольников. Воспитатель: Кокоева И. Л. Музыкальный руководитель: Бесолова.
Картотека упражнений на дыхание для дошкольников Картотека упражнений на дыхание для дошкольников. «Ветер и листья». Ребенок на выдохе, раскачивая поднятыми руками, продолжительно произнести.
Конспект урока «Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы человека» Цель урока: сформировать представление о строении органов дыхательной системы человека в связи с их функциями: дыхательной, образования.
Конспект закаливания в старшей группе «Остров здоровья» Конспект закаливания в старшей группе «Остров здоровья» Цель: Способствовать повышению организма, укреплению иммунитета. Задачи: - Способствовать.
Консультация «О методах закаливания» Закаливание воздухом включает в себя проветривание помещения, прогулки на улице при любой погоде, воздушные ванны. Дружить со свежим воздухом.
При дыхании носом воздушная струя совершает своеобразный путь. Главная масса воздуха направляется дугообразно вверх, оттуда спускается вниз и кзади, к хоанам. При выдыхании воздух устремляется в обратном направлении по тому же пути, несколько заходя в обонятельную область. Такой путь прохождения воздушной струи подтверждается рядом опытов. Так, Паульзен(Paulsen) пропускал через нос пары осмиевой кислоты. Показателем пути прохождения воздуха, насыщенного этими парами, служили места побурения слизистой оболочки. В опытахКайзера(Kayser) путь прохождения воздуха был отмечен осевшей магнезиальной пылью.Франке(Franke) в опытах на трупах заменил носовую перегородку стеклянной пластинкой и через одну половину носа пропускал табачный дым. Наблюдая за движением дыма через стеклянную перегородку, автор судил о пути его прохождения. Все эти опыты вполне подтвердили указанный выше путь, который совершает вдыхаемый носом воздух.
Носовое дыхание является нормальным физиологическим актом, и нарушение его вызывает различные патологические состояния всего организма. Понижается газообмен в легких, вследствие чего уменьшается щелочной резерв крови. В частности,нарушается кислородный обмен,в результате чего уменьшается количество гемоглобина и эритроцитов. Наступает ослабление вентиляции легких,гипоксемияигиперкапния(Зауфер - Saufer, Ругони - Rugoni, М. Е. Гиндес, Е. Н. Павловский, И. И. Щербатов).
Выключение и затруднение носового дыхания отражается на работе сердца и артериальном давлении. Наступает слабость сердечной деятельности,уменьшается скорость кругооборота кровив легких, возникают патоморфологические изменения в нервных узлах и в мышце сердца,артериальное давление повышается(М. Ф. Цытович, Е. Н. Павловский, Н. Д. Королев, Б. Н. Луков, А. Г. Бондаренко и В. В. Громов).
Выключениеносового дыхания сопровождается снижением лимфодвижения, изменением внутриглазного, внутричерепного и спинномозгового давления (В. А. Александровская, М. В. Кочурова и А. В. Савельев, В. К. Трутнев и В. В. Громов, Л. Е. Комендантов), ослаблением вентиляции придаточных пазух носа и полостей среднего уха (М. Ф. Цытович), нарушением всасывательной способности слизистой оболочки носа (В. К. Трутнев и В. В. Громов, О. В. Урбах, А. А. Арутюнов), моторной и секреторной функции желудочно-кишечного тракта и функции печени (А. Г. Бондаренко, В. В. Громов, И. Д. Христофоров, П. Е. Ермолаев, Е. Н. Павловский).
При выключении носового дыхания изменяется морфологический состав крови и физико-химические свойства ее. Количество эритроцитов уменьшается, снижается содержание гемоглобина и увеличивается число лейкоцитов (Н. В. Белоголовов, В. Г. Ермолаев, А. Г. Лихачев), реакция оседания эритроцитов ускоряется (И. Д. Христофоров и В. В. Громов), наступает увеличение сахара крови (Р. И. Мошин), снижается уровень молочной кислоты в крови (М. Я. Шапиро), повышается количество кальция (Д. Н. Матвеев), уменьшается концентрация хлоридов (Н. Н. Ивановский и С. Н. Семенов), повышается остаточный азот крови (Н. А. Бобровский).
Разнообразие изменения многих функций возможно объяснить влиянием выключения носового дыхания на функцию центральной нервной системы. Это предположение подтверждается данными исследований многих авторов. При выключении носового дыхания наступает повышение внутричерепного давления (А. Я. Шапиро, Н. Д. Ходяков), расстройство мозгового кровообращения и движения мозговой жидкости, гиалиновое перерождение внутренней и средней оболочек мозговых сосудов (С. Ф. Гамаюнов), затруднение оттока цереброспинальной жидкости из полости черепа. Все эти расстройства крово- и лимфообращения в головном мозгу, по-видимому, и приводят к нарушению высшей нервной деятельности, следствием чего и является расстройство жизнедеятельности организма. В пользу этого мнения говорят исследования Е. С. Викторовой, которая методом условных рефлексов доказала, что выключение носового дыхания приводит к резкому угнетению коры головного мозга. В. А. Буков считает, что при нарушении носового дыхания расстройство жизнедеятельности организма как целого обусловливается выключением афферентных импульсаций, идущих с рецепторных полей слизистой оболочки носа.
Носовое и ротовое дыхание у детей
Почему важно носовое дыхание?
1. В случае нормального носового дыхания воздух, проходя через носовые ходы, согревается и очищается от пыли.
2. Свободное носовое дыхание необходимо для нормального газообмена крови, так как при дыхании через рот количество поступающего в организм человека кислорода составляет всего 75% от его нормального объема. В случае носового дыхания воздух, раздражая рецепторы слизевой оболочки носовых ходов, рефлекторно способствует расширению капилляров головного мозга и таким образом улучшает его функции и усиливает глубину дыхания. Длительный недостаток поступления кислорода в организм ведет к угнетению развития организма и анемии. У детей с затрудненным носовым дыханием нередко наблюдается состояние тревоги или угнетения, расстройства сна.
Причины «вредной привычки»
Причины затрудненного носового дыхания разнообразны. Самые частые: врожденная патология (челюстно-лицевые аномалии, искривленная носовая перегородка и т.д.), воспалительная патология (ринит, риносинусит, аденоидит), аллергическая патология.
Чаще всего привычка дышать ртом появляется у детей, как правило, в связи с частыми простудами. Дети младшего возраста не умеют сморкаться правильно: своевременно отсмаркиваться, пользуясь платком, сморкаться поочередно каждой ноздрей, при этом приоткрывая рот. Очень важно правильно лечить насморк у детей, не допуская его перехода в хроническую форму, т. к. при устоявшейся привычке дышать ртом в носоглотке нарушается нормальная вентиляция и образуются аденоиды – разрастания, затрудняющие свободное прохождение воздуха через нос.
Тревожные признаки.
1. Следует обратить внимание на дыхание ребенка во время сна. При затрудненном дыхании через нос ребенок спит с открытым ртом, иногда похрапывает.
2. Приоткрытый рот, вздернутая верхняя губа, вытянутый овал лица.
3. Дети с ротовым дыханием часто облизывают пересохшие губы, в результате чего может развиться хейлит (покраснение и шелушение каймы губ).
3. Аденоидный тип роста лицевых структур, характерный узкими ноздрями, широкой переносицей, уплощением подглазничных областей, двойным подбородком. Для детей с аденоидами характерны узкие плечи, впалая грудь и бледные щеки.
Как влияет привычка дышать ртом на формирование зубочелюстной системы и речевых навыков?
При ротовом дыхании мышечное равновесие челюстно-лицевой области нарушается, поскольку язык ребёнка лежит между зубными рядами, не поддерживает свод верхней челюсти, не уравновешивает давление щечных мышц на зубные ряды. При ротовом дыхании у ребенка происходит сужение носовых ходов и недоразвитие гайморовых пазух, которое замедляет рост костных структур верхней челюсти. Возникает сужение верхнего зубного ряда и скученность верхних зубов во фронтальном отделе. Низкое положение языка, смещение его вниз и назад, а также ослабление диафрагмы полости рта приводит к нарушению артикуляции и гнусавости.
Кроме того, у детей с привычным ротовым дыханием в результате ослабленного тонуса круговой мышцы рта затруднено смыкание губ, что ведет к задержке развития нижней челюсти. В силу инстинктивно сохраняемого организмом равновесия для осанки таких детей характерен передний наклон головы, который со временем ведёт к перегрузке височно-нижнечелюстного сустава, к лицевым мышечным болям, а также к нарушению осанки.
Следствие ротового дыхания:
изменение лицевого скелета (вертикальный «аденоидный» лицевой рост),
зубочелюстные аномалии (нарушения прикуса),
изменение формы грудной клетки,
различные нарушения осанки.
Что делать?
В первую очередь, необходимо обратиться к врачам: отоларингологу и ортодонту и следовать их советам.
Совет
Применение капель для носа при сформированной привычке дышать ртом, как правило, не даёт результата. Даже после удаления аденоидов у многих детей сохраняется привычка дышать ртом, которая сама по себе не устранится. В таких случаях необходимо заново учить ребенка дышать носом, для чего необходимо регулярно тренировать тонус круговой мышцы рта. При отсутствии патологической непроходимости носовых ходов эффективным средством тренировки и постепенного восстановления носового дыхания является эластичный трейнер и вестибулярная пластинка.
Тренировка носового дыхания с помощью этих простых средств, выполненных из эластичного гипоаллергенного силикона, не требует специальных навыков - достаточно поместить пластинку или трейнер в рот и мягко сомкнуть губы. Вестибулярный щит, располагаясь между зубами и губами, стимулирует смыкательный рефлекс губ, давая хорошую нагрузку на круговую мышцу рта и мышцы, поднимающие нижнюю челюсть. Трейнер имеет более сложную конструкцию, чем вестибулярная пластинка, но принцип их действия одинаков. Трейнер обеспечивает комплексное воздействие - специальный «язычок» в верхней части трейнера помогает языку ребенка «запомнить» своё физиологически правильное положение при глотании и произношении звуков, специальные массажные бугорки, располагающиеся на внешней стороне аппарата, снимают излишнее давление нижней губы, способствуя нормализации роста нижней челюсти.
Регулярное использование трейнера в возрасте 3-8 лет (в молочном и раннем сменном прикусе) позволяет достичь нормализации формы нёба, и даже носовой перегородки – дно полости носа опускается и нёбо приобретает нормальную форму. Его использование не занимает времени - ребенок может параллельно делать уроки, читать, играть. Нормализуя положение языка, тип дыхания и давление мышц, окружающих зубные ряды, трейнер не сдерживает естественного роста челюстей, а лишь направляет его. В результате заметно улучшаются черты лица ребёнка, нормализуется осанка и улучшается общее развитие детского организма.
Трейнер и вестибулярную пластинку ребенок использует два раза по полчаса днем и надевает на ночь. В первую-вторую неделю тренажер может выпадать ночью изо рта из-за слабого тонуса круговой мышцы, но тренировку нужно продолжать, дозируя нагрузку: три раза в день, начиная с максимального времени, которое ребёнок может удерживать трейнер губами, постепенно добавляя по одной минуте. Время напряжения мышц нужно чередовать с таким же по продолжительности временем их расслабления.
При плохой проходимости носовых ходов нужно начинать с минимального количества упражнений, затем с каждым разом необходимо увеличивать их количество.
В среднем курс лечения продолжается 3 месяца.
Вестибулярные пластинки выпускаются двух размеров. Пластинка размера I с красным (оранжевым) кольцом предназначена для детей с молочным прикусом, пластинка размера II с синим кольцом – для детей в сменном прикусе (5-7 лет).
Трейнер для малышей - модель T4I, трейнеры для детей 6-10 летнего возраста - модель T4K.
Дыхательная функция носа заключается в проведении воздуха (аэродинамике). Дыхание осуществляется преимущественно через дыхательную область. При вдохе из околоносовых пазух выходит часть воздуха, что способствует согреванию и увлажнению вдыхаемого воздуха, а также диффузии его в обонятельную область. При выдохе воздух поступает в пазухи. Около 50% сопротивления всех дыхательных путей приходится на долю полости носа. Давление воздуха на слизистую оболочку полости носа участвует в возбуждении дыхательного рефлекса. Воздух должен приходить в легкие с определенной скоростью
Значение носового дыхания для организма
Если дыхание происходит через рот, вдох становится менее глубоким, поэтому в организм поступает только 78% от необходимого количества кислорода
При нарушении носового дыхания нарушается гемодинамика черепа, что приводит (особенно у детей) к головным болям, быстрой утомляемости, ослаблению памяти
Стойкое затруднение носового дыхания может привести к расстройству нервной системы и ряду заболеваний: бронхиальная астма, у детей — эпилептиформные припадки, ночное недержание мочи.
Длительное нарушение носового дыхания в детском возрасте вредно влияет на развитие скелета грудной клетки. Оно приводит к деформации лицевого скелета: формируется высокое и узкое "готическое" небо, искривляется носовая перегородка, происходит неправильное прорезывание зубов.
При дыхании через нос происходит увлажнение, согревание, очищение от пылевых примесей, а также обеззараживание воздуха.
Related Posts
Нижняя стенка полости носа образована В формировании скАта носа участвует На латеральной стенке полости носа…
перфорация дна полости носа возможна при резекции верхушки корня зуба при хроническом полипозном этмоидите отсутствует…
Кровоснабжение полости носа происходит из a. sphenopalatina, аа. ethmoidales anterior et posterior, a. nasopalatina (ветвь…
Свежие комментарии
Свежие записи