Всего 41 фото

Это продолжение моего рассказа о Московском подворье Свято-Троице Сергиевой Лавры, что в Троицкой слободе. В первой части мы коснулись истории Патриаршего подворья. По большому счету - это основа для моего подробного рассказа о Подворье - его прошлом и настоящем. Здесь же будут опубликованы фоторафии Троицкого храма и краткая его история. Эти фотки - с двух съемок этой замечательной церкви - в мае 2013 и декабре 2015 годов. Так вы увидите Троицкий храм в двух основных контекстах - летнем умиротворенном и зимне-осеннем, немного напряженным и, все равно, - устремленным в горние выси.

С церковью Живоначальной Троицы история Сухаревского подворья была связана теснейшим образом: во-первых, сам лаврский двор изначально образовался поблизости от нее; во-вторых, на протяжении многих лет, до тех пор, пока не появились митрополичьи палаты с домовым храмом, эта церковь являлась приходской не только для лаврской слободы, но и для самого Подворья. И потому, рассказывая о Подворье, нельзя обойти вниманием этот старый приходской храм.

02.

Ранее на этом месте находилась деревянная церковь. В 1631 году она уже существовала. В 1688 году осенью от бывшего большого пожара, начавшегося от Ильинских ворот в Стремянном полку, эта деревянная церковь сгорела. В каком точно году на ее месте возникла новая, каменная, сохранившаяся до наших дней, точно не известно. В клировой ведомости церкви за 1825 год сообщается, что каменный храм построен "по благословению Святейшего Иоакима, Патриарха Московского в 1688 году тщанием прихожан вместо сгоревшей деревянной". Вероятнее всего, что в 1688 году церковь была заложена, а к 1696 году отстроена окончательно, хотя, существуют и другие предположения. Строителем этой каменной церкви был, судя по всему, «…священник Иоанн Алексеевич - первый иерей ее…, который служил при сей церкви более 30-ти лет…».
03.

С 1721 года настоятелем Троицкой церкви являлся благочинный священник Авксентий Филиппович Малиновский. Прослужил он при ней 44 года и по кончине, последовавшей 17 декабря 1765 года, был погребен в приделе подле столпа на западной стороне. Именно по его прошению Екатерине II церковь разрешили реконструировать в мае 1726 года.

04.

Портрет А.Ф. Малиновского - историка, архивиста, археографа,
писателя, автора путеводителя "Обозрение Москвы".

Неизвестный художник. Вторая четверть XIX в.


Отца Авксентия сменил испрошенный им первоначально в качестве помощника сын - "протоиерей благочинный и ордена Святой Анны 2-го класса кавалер Феодор Авксентьевич Малиновский". Пять с лишним лет прослужил он викарным при отце и затем без малого 33 года настоятелем. Впоследствии протоиерей Феодор был переведен в московский придворный Благовещенский собор.

Всего в приходе Троицкой церкви проживали 280 мужчин, 264 женщины; духовных: протоиерей, 3 дьякона, дьячок, пономарь и певчие; военные: штат-, обер- и унтер-офицеров, солдат - 13; дворовых людей - 99; поселян - 12; раскольников - 7 с семьями. Здесь, на окраине Москвы, селились в основном люди среднего достатка. Так, в 1739 году, когда отцу А. Малиновского был всего один год, в слободе в основном жили ремесленники, крестьяне, сторожа Неглинских прудов, "фабришные" люди и один обер-офицер. А к 1745 году среди населения слободы преобладали военные…

05.


Священник Феодор Малиновский провожал деда А.С. Пушкина в последний путь и сделал в метрической книге запись об этом печальном событии: "Умре по христианской должности в покаянии октября 24 дня артиллерии подполковник Лев Александрович Пушкин...".

В продолжение многих лет священники Троицкой церкви происходили из одной семьи: сначала Авксентий Малиновский, начавший служить в 1721 г., потом его сын Федор, определенный в помощь отцу в 1760 г. У последнего здесь родился сын известный архивист А.Ф. Малиновский. Другой сын - Василий - был дипломатом, первым директором Царскосельского лицея, писателем и автором одного из первых проектов освобождения крестьян

Сама же Троицкая церковь, хоть и не была в отличие от лаврского Подворья сожжена пожаром 1812 года, пострадала все-таки достаточно сильно. "Она была разграблена и лишилась своих богатых сокровищ, приобретенных в продолжение многих лет*, но спасена была от поругания и осквернения, какому подверглись многие другие церкви, которые неистовыми врагами обращены были в конюшни. В приделе преподобного Сергия оставшимся священником отправляема была служба с дозволения французского начальства; а в трапезе жили многие разоренные, которые, по причине сгоревших домов их, находили здесь убежище от холода. Настоящий храм, по изгнании неприятеля, освящен августа 30 дня 1813 года, а придельный, по причине совершавшейся в нем службы, освящен не был, и таких храмов в Москве находится немного".


При церкви было создано три богадельни: первая - в 1759 году, «Остермановская» - в 1804 году и третья - в 1825-м. Это как раз первая богадельня - одна из двух сохранившихся до наших дней.
06.

Она была устроена около 1759 г. женой московского купца В. В. Суровщикова при Троицкой церкви. Татьяна Ильинична часто посещала основанное ей заведение и своими щедрыми подаяниями весьма благодетельствовала его обитательницам. «В бедственный 1812 год богадельня выгорела и исправлена потом прихожанами от добровольных их приношений. Богаделенки занимают одну половину, а в другой устроена овощная лавочка, от отдачи которой получает ныне церковь 308 рублей ассигнациями в год. При богадельне имеется дворик, разделенный также на две половины, огороженный с левой стороны от погоста, а с задней от двора просвирни дощатым забором».
07.

Здание Троицкой церкви, выстроенное с использованием декоративных приёмов московского барокко, первоначально обладало традиционной для приходских церквей своего времени несимметричной композицией, состоявшей из храма с апсидой и трапезной с северным приделом Сергия и Никона Радонежских.
08.

В 1726 с запада была пристроена колокольня, в 1851 расширена трапезная: её северный придел перестроили полностью, а с юга возвели новый симметричный придел, освящённый во имя иконы Владимирской Богоматери.
09.

В оформлении фасадов храма, принадлежащего к типу восьмерик на двухсветном четверике с трёхчастной скруглённой апсидой, сочетаются первоначальные декоративные формы и детали, появившиеся в ходе поновлений в XVIII-XIX вв.
10.

Оконные наличники с навершиями в виде парных волют и колонки на углах восьмерика храма характерны для рубежа XVII-XVIII вв., несколько архаичны для этого времени перспективные арочные порталы с дыньками и капителями, обрамляющие входы на боковых фасадах четверика. В середине XVIII в. на окнах восьмерика появились замечательные по насыщенности рисунка лепные наличники, выполненные в стиле зрелого барокко. В интерьере трапезной сохранилась барочная лепная отделка XVIII в. Церковный участок обнесён оградой конца XVIII в. Церковь была закрыта в 1930-х гг. - 1993. Реставрирована в 1979-80 гг. перед Олимпиадой в Москве.

А это Северные врата Троицкой церкви. Сюда - со стороны жилых домов рекдко кто заходит - обычно подобных фоток церкви нет в сети.
13.


14.

Это как раз граница территории церкви. Правее вы видите здание второй богадельни при церкви, "что на погосте" - Остермановской, о которой я еще расскажу.
15.


16.

10 августа 1911 года Московская Духовная Консистория обратилась к Императорской Археологической комиссии № 195 1911 года об устройстве воздушного отопления и вентиляции в Троицкой церкви , что в Троицкой слободе, в Москве. В приложении к делу есть метрика об этой церкви - там много интересного. Давйте полюбопытствуем, ознакомившись с выдержками оттуда.

17.

"На церкви три главы: одна большая над настоящей церковью и две малые над придельными алтарями, все покрыты листовым железом - позолоченные, и еще одна, четвертая, над колокольней, из белой жести, некрашенная". "Кресты железные четырехконечные с полулунием на подножии, вызолоченные. На главной церкви у креста есть цепи". "Пол во всей церкви плитяной из подольского мрамора".
18.

"Алтарь. До 1865 года помост алтаря возвышался от храма на 5 ступеней, а в 1865 году при возобновлении церкви и устройстве нового иконостаса помост алтаря опущен на две ступени и в то же время расширены окна, дабы сделать алтарь более открытым и светлым". "Престол деревянный, от помоста не возвышен; в ширину и длину - 1 аршин 8 вершков; а в вышину - 1 аршин 6 вершков, никакими металлическими листами не обложен".

"Иконостас устроен весь вновь в 1865 году, столярной резной работы с колоннами, сплошь позолоченный, о пяти ярусах. Царские двери из створов одинаковой резьбы с иконостасом; в них шесть клейм, <...> форма верхушек дверей полукруглая".

19.

"Все иконы в иконостасе, кроме 4 икон святых пророков и апостолов, написанных в 1865 году, - XVII в. Писаны, как некоторые заключают, знаменитыми иконописцами, известными под названием "Бароновских" или "Строгановских". Две иконы: "Нерукотворенный Убрус" и "Казанская икона Божией Матери" писаны, как полагают знатоки, Симоном Ушаковым. Все иконы в ризах и в деревянных рамах; надписей на них не видно. Дальнейшее их сохранение обеспечено. Есть местночтимая как чудотворная, икона Спаса Исцелителя, или Спасителя, исцеляющего при овчей купели расслабленного".
20.

"Стены настоящей церкви в 1865 году вновь оштукатурены и расписаны живописью художниками Мячковым и Колесовым. Фресок не было. Снаружи, на восточной стороне церкви в верхнем ярусе вместо окна живописное изображение Святой Троицы ".

"Колоколов семь. На первом надпись: "1826-го отлит сей колокол к церкви Живоначальной Троицы, что в Троицкой, из прежнего большого разбившегося колокола, весом 159 пудов, литого 1768 года из придачи малого разбившегося колокола, весом 8 пудов; перелил завода содержатель и мастер купец Михаил Астраханцев, вес 193 пуда 37 фунтов". На втором: "1783 года апреля 12 дня, 86 пудов". На третьем: "Вылит сей колокол в Москве в заводе майорши Анны Петровны Венкович, весом 33 пуда 15 фунтов". На остальных 4-х малых колоколах надписей нет".

"Церковь имеет наружное сходство с церковью святого Иоанна Воина, что на Божедомке".
21.


Еще кое-что любопытное. "Главная церковь с фасадов - южного, северного и восточного - сохранилась удовлетворительно, южный и северный порталы сохранились и интересны в художественном, архитектурном и археологическом отношениях. Внутри церкви на сводах приделов и трапезной красивые плафоны с скульптурными рамами вокруг священных изображений; кажется, что эти украшения сделаны в одно время с картинами, то есть примерно в 1865 году, однако интересны в художественном отношении..."

"...По словам священника, прихожанин этой церкви В.М. Васнецов (известный художник), высказывался за сохранение этих плафонов, когда возникал вопрос о расширении церкви; теперь мне сообщено предположение о расширении приделов путем смещения алтарей к востоку, но этим исказились бы боковые фасады, закрылись бы интересные порталы; расширение возможно бы сделать в южную сторону, но для этого необходимо умело обрисованный проект, так как вид с юго-востока на церковь, стоящую на возвышении, очень хорош...".

П. Покрышкин. 16 ноября 1911 года.
22.

Комплекс главной лестницы входа в Троицкую церковь необычен и очень красив.
23.


24.

В это время в храме было больше смотрительниц, чем посетителей, - поэтому я сделал только одну фотку на камеру своего смартфона для общего представления

Конечно же, нет ни одной одинаковой по ощущениям церкви. Троицкая церковь оставила строгое, легкое и умиротворенное впечатление. Бывает - чувствуешь как церковь только начинает возрождаться, но в Троицкой церкви присутствовала "живая", плотная и смиренно-возвышенная энергетика.Такое ощущение, что церковь полна прихожан, несмотря на их реальное отсутствие в настоящий момент на физическом плане. В общем, только пожелаю от души побывать здесь. Сам еще раз собираюсь, потому как планы по съемке и временной график не дали побыть здесь подольше.

Храмовые иконы церкви.
26.

Икона Божией Матери, именуемая "Достойно есть". Храмовая,
особо почитаемая икона, афонского письма. Конец ХХ века.

Преподобный Сергий, игумен Радонежский, всея России чудотворец.
Храмовая икона с житийными клеймами. Конец ХХ века.


Сейчас мы находимся в церковном дворе Троицкой церкви. Для входа он обычно перекрыт)
28.

Это дом притча Троицкого храма. 2-й Троицкий переулок, дом 6А, строение 2.
29.

Так он выглядит со двора Надвратного корпуса дома номер 6.
30.

Первая богадельня Троицкой церкви. Вид с церковного двора.
31.


32.

В 1804 году при Троицкой церкви возникла еще одна богадельня - Остермановская, называвшаяся так по имени устроителя и попечителя ее графа Ивана Остермана. Задумав осуществить столь богоугодное дело, он получил на это благословения митрополита Платона. На Делегатской улице сохранился дом графа И.А. Остермана, видного государственного деятеля времен Екатерины, которого очень чтил А.В. Суворов. Его дом в 1844 году казна выкупила под Московскую духовную семинарию. Теперь там Музей декоративно-прикладного искусства.

Построена Остермановская богадельня была каменной, одноэтажной, "мерою по улице на 5, а по погосту на 10 сажен, разделена кухней на две половины, мужескую и женскую. Позади богадельни есть дворик, простирающийся до двора просвирни, в длину имеет 7, а в ширину 5 сажен".

В 1812 году она так же, как и приходская, выгорела, но вскоре была восстановлена наследником фамилии и всего имения покойного Ивана Андреевича, его двоюродным внуком генералом от инфантерии графом Александром Ивановичем Остерман-Толстым. А впоследствии, уже в 40-х годах XIX столетия, как пишет священник Иоанн Орлов, "принял особенно попечение о богадельне, вместе с управлением всем имением графа Остерман-Толстого, племянник его камергер, статский советник и кавалер князь Леонид Михайлович Голицын, и его попечением богадельня в 1842 году вся переделана внутри и исправлена в лучшем виде". В 1901-1902 годах Остермановская богадельня была капитально перестроена; на втором этаже ее разместилась церковно-приходская школа.

Современный адрес этого охраняемого исторического объекта - Троицкий 2-й пер., дом 8/10, строение 4.
33.


Позднее в приходе Троицкой церкви устроилась еще одна, третья по счету, богадельня: она была открыта в 1825 году в доме, который проживавший неподалеку от церкви "коммерции советник и почетный гражданин Андрей Петрович Петров" уступил несколько ранее Московскому Цеховому обществу. "При начале ее богаделенных было мужчин 40, женщин 41. В 1837 году дом распространен еще прикупкой двух смежных домов мещан Сырова и Белкина, и Главный корпус увеличен новой пристройкой при цеховом главе Семене Печкине. По всей видимости эта богадельня не сохранилась, по крайней мере в "объектах культурного наследия" указаны только две.

Когда церковь была закрыта, на ее территории разместили объект НКВД, просуществовавший здесь до 1952 г. Это подтверждается и списком репрессированных жителей дома № 6а, в котором большинство жильцов было сотрудниками НКВД.

Через несколько лет после ареста патриарха Тихона были закрыты все храмы подворья, в том числе и Троицкая церковь. Кресты с нее сбили, а помещение переделали под новые нужды. Храм был разделен на три этажа, в нем были комнаты и кабинеты Государственного симфонического оркустра, разместившиеся также и в помещении алтаря. Накануне Олимпиады-80 исчезла и старинная застройка Троицких переулков. Здесь проложили Олимпийский проспект, а территорию Троицкой слободы застроили многоэтажными домами, совершенно изменив облик этого уголка столицы.
37.

Лишь в 1993 году Троицкий храм вернули Церкви. В те же годы было восстановлено и подворье лавры. На первых порах, пока организации освобождали помещения, богослужения шли в наскоро приспособленном под храм здании остермановской богадельни: именно здесь на Пасху 1993 года состоялаяь первая литургия.
38.

Первое богослужение в возвращенном Троицком храме состоялось 24 июля 1993 года, на праздник равноапостольной княгини Ольги. Уже в 2000-м году храм, обретший свое второе рождение, был освящен Святейшим Патриархом Алексием.

Вид Троицкой церкви со стороны юго-восточных ворот.

39.

Издательство Московского подворья Свято-Троицко-Сергиевой лавры. 2009.
Энциклопедия «Академик» об архитектуре Троицкой церкви.

Vladimir d’Ar

Другие мои публикации о Московском Подворье Свято-Троице Сергиевой Лавры в Москве.

Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры (еще называют Троицким подворьем, Московским подворьем или Московским подворьем Троицкой лавры) — культурный и религиозный памятник с многовековой историей.

Стены храма буквально пропитаны духом тех событий, которые навсегда войдут в историю. Бунты, крещение членов царской семьи, революция, советское время. Мы погрузимся не только в прошлое, но и расскажем, чем живет Московское подворье сейчас.

Панорама комплекса подворья, Google Maps

Расписание богослужений Московского подворья в 2019 году

Службы в Московском подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры проходят ежедневно.

В будние дни полунощница начинается в 06:30, литургия — в 08:00, в 17:00 — вечерня, в выходные и праздники в это же время — всенощная. Более подробная информация о богослужениях размещена на сайте подворья.

Структура Московского подворья Троице-Сергиевой лавры

На территории Московского подворья есть не только храм, куда приходят прихожане, и где проходят богослужения. Московское подворье — целый комплекс, включающий в себя храм Троицы Живоначальной и домовый храм, помещения для воскресной школы и библиотеки, музейные комнаты.

Структура подворья:

  • храм Троицы Живоначальной — здесь проходят богослужения;
  • домовый храм — там расположены кельи. Стены украшают фрески, на которых изображен преподобный Сергий Радонежский;
  • воскресная школа — занятия в ней проводятся регулярно по выходным. В школу ходят дети от 4 до 13 лет;
  • хоровая школа — в Московском подворье есть занятия по хоровому пению для детей и подростков от 5 до 15 лет, а также для мужчин и женщин;
  • театральная студия — в постановках и организации выступлений принимают участие дети, их родители и другие прихожане. У студии есть свой художественный руководитель. Для постановок берутся сюжеты из духовной и русской классической литературы;
  • библиотека — фонд насчитывает около 18 000 экземпляров книг, журналов, газет, аудио- и видеозаписей;
  • музейные комнаты — в них регулярно проходят тематические выставки;
  • отдел тканей и облачений — в Московском подворье есть собственная швейная мастерская, где изготавливают на продажу рясы, стихари, подризники и т. д.;
  • издательство , которое существует с 1995 года. Выпускаемая литература разнообразна — богослужебные книги, жития святых, православные календари и многое другое.

Также в комплекс Московского подворья входит склад для утвари и церковная лавка. Рядом с храмом разбит небольшой сад.

История Московского подворья

История Московского подворья Троице-Сергиевой лавры началась в XIV веке: обитель была основана еще при жизни святого Сергия Радонежского.

Первое летописное упоминания монастыря (комплекс носил этот статус до 1744 года) относится ко времени строительства каменной Богоявленской церкви — 1460 году. Возведенный храм не уступал существовавшим шедеврам зодчества. Вскоре монастырь официально стал Богоявленским — по престолу его главной церкви. В 1661 году на территории возведена и освящена церковь Феодора Стратилата.

На протяжении XIV-XIX обитель часто оказывалась в центре событий государственной важности: в монастыре Сергия Радонежского часто бывали государи, в нем крестил своего сына Василий III, именно здесь в 1607 году произошло и всенародное покаяние горожан в госизмене. Те, кто ранее признали Лжедмитрия, пришли к обители, чтобы покаяться в грехе. С подворьем связано и начало царствования династии Романовых.

В 1764 году монахи были вынуждены покинуть обитель: императрица Екатерина II подписала указ о передаче земли государству, а монастырь был выселен. Там разместились Судный приказ и Комендантский дом.

Через какое-то время в храме снова стали проходить богослужения. До революции подворье не раз посещали царствующие особы — Александр II и Мария Александровна, Николай II.

В советское время на территории подворья размещался детский сад, затем мюзик-холл, проходили репетиции симфонического оркестра. С уходом советской власти подворье восстановили и в 1992 году передали РПЦ.

Сейчас в Московском Троицком подворье регулярно проходят службы. Главная святыня обители — икона Божией Матери «Достойно есть».

Как добраться

Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры находится в Троицкой слободе в Москве. Адрес: 2-й Троицкий переулок, 6, строение 9.

Автобусы

Ближайшая автобусная остановка расположена на Олимпийском проспекте (остановка общественного транспорта называется «1-й Троицкий переулок»). До нее ходят автобусы № 24 ,

Такси

Через мобильные приложения вы можете вызвать авто от Яндекс. Такси, Uber, Maxim или Gett.

Московское подворье Троицкой лавры на видео

Подворье на углу Ильинки и Карунинской (Биржевой площади) принадлежало Троице-Сергиевой обители с 1535 года. Его пожаловал подворью «московский гость» Иван Антонов (по некоторым предположениям, он был потомком купца Симеона Антонова, который родился по пророчеству преподобного Сергия). Называли его Ново-Троицким подворьем, а в монастыре оно значилось Стряпческим домом. На подворье останавливались монастырские стряпчие, которые улаживали дела монастыря с вотчинами и крепостями. Здесь был двухэтажный каменный дом. Внизу находились маклерские конторы, лавки и греческие кофейные. Вверху были трактиры и сдающиеся в наем помещения. В состав подворья входила и церковь Живоначальной Троицы, которая была снесена в 1787 году.

Несколько лет в XVIII веке подворье полностью сдавалось в наем разным учреждениям, таким как Канцелярия приема драгунских лошадей и Главная провиантская канцелярия. В конце XVIII века монастырь отдал все подворье в наем купцу Сысалину, с условием выстроить вместо ветхих строений новые здания. На углу с площадью он построил новый дом с трактиром, кофейней, лавками и опять же, помещениями для найма. Тут были и книжная лавка А. Ширяева (знакомца А.С. Пушкина), мануфактурный магазин Титова, шляпный – Стужина, суконный – Шестовых, разные маклерские конторы. Трактир, который размещался на углу подворья, тоже имел название Троицкий и был очень известен в Москве. Он славился своими расстегаями, поросятами и рыбными блюдами. Здесь также постоянно сбирались за чаем купцы и заключали сделки, решали вопросы, «били по рукам». Трактир показывали как московскую достопримечательность: сюда водили иностранцев, приезжающих в Москву, отведать блюда настоящей русской кухни.

В 1874 году Лавра перестраивает старые строения в новый пятиэтажный «доходный дом». Для этого был нанят известный в то время архитектор П.П. Скоморошенко. Он построил интересное, украшенное деталями русской архитектуры здание с угловой шестиэтажной башней. В то время это была самая высокая постройка в Москве. Троицкий трактир на углу сохранился, но ему пришлось переехать в подвал. На первом этаже были лавки, выше располагались конторы, сдаваемые в наем. Со стороны Биржевой площади была Ново-Троицкая гостиница. Из контор, располагавшихся тут в разное время, наиболее известны: Банк 2‑го Общества Взаимного кредита, Среднеазиатское торгово-промышленное товарищество (которое первым начало засевать Среднюю Азию хлопком).

В советское время здание занимали разные конторы. Примерно до 2000‑х годов на углу сохранялся наследник знаменитого трактира – кафе-ресторан, который, к сожалению, был закрыт. Сейчас это здание принадлежит Торгово-Промышленной палате РФ.

Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского.В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние.

Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского.В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние.

В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом.Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья.

Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглиннойвыросло новоеблагоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенныхархимандричьих(позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободкы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского. В 1815 году оно становится постоянной резиденцией московских митрополитов - настоятелей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поэтому и в документах, и в литературе Троицко-Сухаревское подворье часто называлось Митрополичьим. Первым здесь поселился архиепископ Августин (Виноградский) - духовный писатель и блестящий проповедник. В 1819 году его сменил митрополит Серафим (Глаголевский). А с 1825 года на долгие 46 лет хозяином Подворья становится митрополит Филарет (Дроздов). Он пожертвовал значительную сумму денег на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви.В 1868 году сюда переезжает новый Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов), просветитель Алеутских островов и Аляски.При нем восточной стороны домовой церкви Митрополичьих палат был достроен второй придел.17 сентября 1875 года его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.

В 1898 году на Московскую кафедру вступает митрополит Владимир (Богоявленский) - строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник. При нем над домовым храмом возводится световой барабан, сооружается купол и устраивается колокольня. 1 сентября того же года митрополит Владимир в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) совершил полное переосвящение храма.

Святитель Макарий (Невский), ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет занимал московскую кафедру с 1912 по 1917 год. При нем в 1913-1915 годах возводится трехэтажный надвратный корпус.

До революцииТроицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович,последний императорНиколай II, великая княгиня Елизавета Федоровна.

5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован.После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академияьобновленческой Церкви.В 1929 году ее сменил детский сад.Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр...

В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь.Первая Литургия на Подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершилна Подворье БожественнуюЛитургию.

Сейчас при Троицком подворье работает воскресная ихоровая школы, театральная студия, молодежный клуб, книжное и музыкальное издательство, паломнический центр, приходская библиотека, иконописная мастерская, а также мастерская по пошиву церковных облачений.Завершена реставрация храмаЖивоначальной Троицы. Его Великое освящение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в 2000 году на празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных его приделах - во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев.

Одна из наиболее почитаемых икон Подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее - столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года.Еще одна святыня - икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году.На Подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.

Первое подворье Троице-Сергиевой лавры в Москве появилось еще при жизни преподобного Сергия Радонежского.В начале XIV века благоверный князь Димитрий Донской пожаловал монастырю землю в Кремле под церковь и кельи. В 1460 году здесь была поставлена каменная церковь в честь Богоявления Господня с приделом преподобного Сергия Радонежского, во имя которого позднее соорудили одноименный храм с крытыми переходами к царскому дворцу. Во второй половине XV века Троицкое подворье в Кремле стали называть Богоявленским монастырем. С ним связаны важнейшие события в истории России. В 1532 году государь московский Василий Иоаннович крестил здесь своего новорожденного сына Юрия. В 1607 году горожане, предавшие царя Бориса Годунова ради самозванца Лжедмитрия, принесли на подворье свое покаяние.

В 1764 году по Указу императрицы Екатерины II земля, отведенная под Троицкое подворье, была передана в пользу государства. В зданиях монастыря разместился Судный приказ и Комендантский дом.Через полвека на этом месте начнется строительство Оружейной палаты Кремля. Так закончилась история первого подворья.

Спустя два года после указа императрицы настоятелем Троице-Сергиевой лавры стал архимандрит Платон (Левшин). Его трудами на берегу реки Неглиннойвыросло новоеблагоустроенное Троицкое подворье. 18 августа 1767 года архимандрит Платон освятил в только что отстроенныхархимандричьих(позднее митрополичьих) палатах домовый храм во имя святых апостолов Петра и Павла.

Эти земли царь Василий Шуйский пожаловал Лавре еще весной 1609 года в память героической обороны монастыря от польско-литовских войск. В 1630-х годах здесь образовалась лаврская слободка. Ее приходским храмом стала деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с приделом преподобных Сергия и Никона, игуменов и чудотворцев Радонежских. По пути из обители в столицу в этих местах останавливались насельники Лавры: Троицкая дорога проходила как раз мимо Троицкой слободкы. В начале дороги в 1695 году была выстроена знаменитая Сухарева башня. И в XVIII веке Подворье получило название Троицко-Сухаревского. В 1815 году оно становится постоянной резиденцией московских митрополитов - настоятелей Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Поэтому и в документах, и в литературе Троицко-Сухаревское подворье часто называлось Митрополичьим. Первым здесь поселился архиепископ Августин (Виноградский) - духовный писатель и блестящий проповедник. В 1819 году его сменил митрополит Серафим (Глаголевский). А с 1825 года на долгие 46 лет хозяином Подворья становится митрополит Филарет (Дроздов). Он пожертвовал значительную сумму денег на устройство благотворительного учреждения при Троицкой церкви.В 1868 году сюда переезжает новый Московский митрополит Иннокентий (Вениаминов), просветитель Алеутских островов и Аляски.При нем восточной стороны домовой церкви Митрополичьих палат был достроен второй придел.17 сентября 1875 года его освятили в честь Иверской иконы Божией Матери.

В 1898 году на Московскую кафедру вступает митрополит Владимир (Богоявленский) - строгий и мудрый архипастырь, пламенный проповедник. При нем над домовым храмом возводится световой барабан, сооружается купол и устраивается колокольня. 1 сентября того же года митрополит Владимир в сослужении наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрита Павла (Глебова) совершил полное переосвящение храма.

Святитель Макарий (Невский), ревностный миссионер, просветитель алтайского края, молитвенник и аскет занимал московскую кафедру с 1912 по 1917 год. При нем в 1913-1915 годах возводится трехэтажный надвратный корпус.

До революцииТроицкое подворье не раз посещали царствующие особы. Здесь бывал император Александр II с супругой императрицей Марией Александровной, наследник престола Николай Александрович,последний императорНиколай II, великая княгиня Елизавета Федоровна.

5 ноября 1917 года на Троицком подворье митрополит Московский и Коломенский Тихон (Белавин) получил весть об избрании его на Патриарший престол. Здесь же в мае 1922 года святитель был арестован.После этого на Подворье ненадолго разместилась Московская богословская академияьобновленческой Церкви.В 1929 году ее сменил детский сад.Домовую церковь разорили, а ее купол и шатровый верх звонницы снесли. Храм Живоначальной Троицы власти превратили в склад, потом в него вселился Мюзик-холл, Московский академический симфонический оркестр...

В 1992 году Троицкое подворье было возвращено Церкви. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, возродил здесь монашескую и приходскую жизнь.Первая Литургия на Подворье была отслужена на Пасху 1993 года. А в 1995 году состоялось первое патриаршее богослужение. Святейший Патриарх Московский Алексий II в сослужении Духовного Собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры во главе с отцом наместником, архимандритом Феогностом (Гузиковым) и лаврским хором под управлением архимандрита Матфея (Мормыля) совершилна Подворье БожественнуюЛитургию.

Сейчас при Троицком подворье работает воскресная ихоровая школы, театральная студия, молодежный клуб, книжное и музыкальное издательство, паломнический центр, приходская библиотека, иконописная мастерская, а также мастерская по пошиву церковных облачений.Завершена реставрация храмаЖивоначальной Троицы. Его Великое освящение Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил в 2000 году на празднование Похвалы Пресвятой Богородицы. Сейчас богослужения совершаются в трех восстановленных его приделах - во имя Живоначальной Троицы, в честь Владимирской иконы Божией Матери, во имя преподобных Сергия и Никона, Радонежских чудотворцев.

Одна из наиболее почитаемых икон Подворья – образ Божией Матери «Достойно есть» афонского письма. Это список чудотворной афонской иконы, находящейся в соборном храме Протата в Карее - столице Афона. Он был привезен на Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 16 июня 1999 года.Еще одна святыня - икона Живоначальной Троицы, написанная на доске из Мамврийского дуба и освященная на Гробе Господнем. Она была подарена Свято-Троицкой Сергиевой Лавре Русской Духовной Миссией в Иерусалиме в 1912 году.На Подворье также хранятся два креста-мощевика, в которые заключены более двух десятков мощей почитаемых в России святых.