К началу Великой Отечественной войны Германия превосходила СССР по общему объему промышленного производства в три-четыре раза. Поэтому первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. В это тяжелое время последствия использования директивной системы управления имели достаточно противоречивый характер. Так, в минимальные сроки под чрезвычайно жестким руководством Государственного комитета обороны (ГКО) была проведена эвакуация заводов, фабрик на восток и перевод гражданского сектора экономики на военные рельсы. Через неделю после начала войны правительство приняло «мобилизационный народнохозяйственный план» на третий квартал 1941 г. В августе был принят военно-хозяйственный план на четвертый квартал 1941 г. и на 1942 г. 26 июня 1941 г. вышел указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», согласно которому отпуска отменялись и вводились обязательные сверхурочные: рабочий день для взрослых – 11 часов при шестичасовой рабочей неделе. С февраля 1942 г. стала проводиться плановая мобилизация на промышленные предприятия и стройки среди трудоспособного городского населения, включая 14-летних подростков. Однако военная экономика, сопряженная с дефицитом сырья, кадров, неблагоприятной политической обстановкой и т. п. факторами, не могла функционировать в условиях чрезмерного централизма. Уже 1 июля 1941 г. вышло постановление правительства «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», которое фактически использовалось для расширения прав не только наркомов, но и руководителей крупнейших предприятий прежде всего в области распоряжения материальными ресурсами. В ноябре 1941 г. были воссозданы политотделы в МТС и совхозах, а также утвержден институт уполномоченных ГКО и парторгов ЦК ВКП(б) на предприятиях всех отраслей промышленности. Зачастую параллельное существование партийных и государственных органов управления осложняло экономическую жизнь страны, создавало неразбериху и суету, приводило к ошибкам, некомпетентным решениям и припискам. Вместе с тем в условиях военного времени реализация лозунга «Все для фронта» позволила обеспечить наибольшую (по сравнению с германской) эффективность экономики. Известно, например, что к концу войны в расчете на 1000 т выплавленной стали советская промышленность выпускала в пять раз больше танков и оружия, чем немецкая промышленность (табл. 17).
Таблица 17
Безусловно, основным источником развития военной экономики, обеспечивающей единство фронта и тыла, был трудовой героизм советских людей. Однако особую роль в монолитности СССР сыграла его тоталитарная сущность, ежедневное жестокое и государственное регулирование жизни отдельных людей и целых народов, террор против реальных и мнимых противников режима. За 1941–1945 гг. в ГУЛАГ прибыло 2,55 млн. человек, а убыло 3,4 млн. человек, в том числе в армию – 900 тыс. (в первые два года войны). За весь военный период в системе НКВД было добыто 315 т золота, 6,5 тыс. т никеля, 8,9 млн. т угля. В годы войны усилилась репрессивная политика по отношению к отдельным национальностям (немцам Поволжья, балкарцам, карачаевцам, калмыкам, крымским татарам и другим). В особенно сложных условиях развивалось сельское хозяйство: почти весь урожай колхозы и совхозы должны были сдавать государству в счет обязательных поставок. Между тем сбор зерновых в 1942 и 1943 гг. составил всего 30 млн. т по сравнению с 95,5 млн. т в 1940 г. Поголовье крупного рогатого скота сократилось вдвое, свиней – в 3,6 раза.
Важное значение в подготовке победы имел внешний фактор, а именно деятельность антигитлеровской коалиции. Усилению мощи Советского Союза способствовало выполнение подписанного 2 августа 1941 г. тройственного соглашения с Великобританией и США о снабжении Советской Армии оружием, военной техникой и материалами. Особое место имел закон о ленд-лизе, по которому происходила передача взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, продовольствия и др.
С 1943 г., по мере изгнания оккупантов, в СССР началось восстановление разоренной экономики. Помимо этих работ, предстояло провести конверсию промышленности.
Конверсия военного производства (реконверсия) – перевод предприятий, выпускающих военную продукцию, на производство гражданской, мирной продукции.
Однако конверсия в этот период носила частичный характер, т. к. одновременно с сокращением удельного веса выпускаемой боевой техники, боеприпасов и пр. происходила модернизация военно-промышленного комплекса, разработка новых видов оружия, включая атомное. Подобный характер имела и демобилизация. Личный состав вооруженных сил сократился с 11, 4 млн. человек в мае 1945 г. до 2, 9 млн. человек в 1948 г., а в начале 50-х гг. снова вырос до 6 млн. человек.
Стратегия послевоенного развития народного хозяйства заключалась не только в ликвидации нанесенного войной ущерба и достижении довоенного уровня народного хозяйства, но и в дальнейшем подъеме производительных сил. При переходе к мирному строительству руководство страны вновь вернулось к разработке пятилетних планов как основной формы планирования. Как и в годы первых пятилеток, основное внимание уделялось развитию тяжелого машиностроения, металлургии, топливно-энергетичес-кого комплекса. Легкая и пищевая промышленность финансировались по остаточному принципу, и их продукция не удовлетворяла даже минимальные потребности населения. Победа в войне, сохранив и упрочив независимость страны, одновременно укрепила командно-административную систему, распространив ее влияние и на так называемый социалистический лагерь.
Источники послевоенного экономического роста:
1. Внешние:
¦ репарации (4,3 млрд. долл.);
¦ труд 2 млн. военнопленных;
¦ вывоз промышленного оборудования;
¦ создание Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в январе 1949 г.
2. Внутренние:
¦ мобилизационный характер экономики;
¦ принудительные займы у населения;
¦ неэквивалентный товарообмен;
¦ увеличение налогов и сборов крестьянских хозяйств.
По имеющимся данным, послевоенный пятилетний план по развитию народного хозяйства был в основном выполнен, а по производству национального дохода, объему капитальных вложений, валовой продукции промышленности, машиностроения, основным изделиям других отраслей тяжелой индустрии, грузообороту железных дорог даже перевыполнен. Так, капиталовложения на восстановление и развитие народного хозяйства в 1946–1950 гг. в 2,3 раза превысили вложения довоенных лет третьей пятилетки. Такие масштабы инвестиций обеспечивали быстрое восстановление народного хозяйства. В эти годы в СССР не было экономических районов, где бы не осуществлялось крупное капитальное строительство. В целом в четвертой пятилетке было построено, восстановлено и введено в действие 6200 крупных промышленных предприятий.
В четвертой пятилетке восстанавливались текстильная, пищевая, швейная, трикотажная, обувная и другие отрасли легкой промышленности. Но их продукция увеличилась в 1950 г. по сравнению с 1940 г. лишь на 17 %. Основными причинами отставания производства предметов потребления являлись медленный рост сельского хозяйства, недостаточность сырья и финансирования для легкой и пищевой промышленности. Сказались огромные потери сельхозугодий, сильная засуха 1946 г., недостаточное количество трудоспособного населения, слабая техническая оснащенность и неэффективная организация сельскохозяйственного производства. В целях повышения отдачи от аграрного сектора экономики в 1948 г. был принят грандиозный Сталинский план преобразования природы, предусматривающий создание в определенных районах полезащитных лесных полос для задержания влаги на полях и уменьшения воздействия суховеев, а также строительство оросительной системы в Средней Азии и Волго-Донского канала. Однако главным результатом этих преобразований стало нарушение экологического баланса. В начале 50-х гг. было проведено укрупнение колхозов под предлогом усиления процесса механизации. В действительности, укрупнение колхозов упрощало государственный контроль за хозяйствами через МТС. Количество колхозов сократилось с 237 тыс. в 1950 г. до 93 тыс. в 1953 г. Сельское хозяйство развивалось очень медленно. Даже в относительно благоприятном 1952 году валовой сбор зерна не достиг уровня 1940 г., а урожайность в 1949–1953 гг. составила всего 7, 7 ц/ га (в 1913 г. – 8,2 ц/ га).
Население страны за этот период выросло на 30–40 млн. человек, поэтому продовольственная проблема оставалась очень острой. Отмену карточной системы удалось провести только в конце 1947 г. Одновременно был осуществлен переход к торговле по единым ценам. В результате сближения существовавших ранее карточных (пайковых) и коммерческих цен новые розничные цены выросли в среднем в 3 раза. Зарплата же увеличивалась медленно и за четыре послевоенных года выросла лишь в 1,5 раза. Параллельно в конце 1947 г. осуществлялась и денежная реформа.
Причины денежной реформы 1947 г.:
¦ инфляция военных расходов;
¦ большое скопление денег у населения;
¦ низкая покупательная способность рубля;
¦ существование фальшивых денег.
Денежная реформа проводилась следующим образом: наличные деньги в течение недели обменивались на новые в расчете 10:1, разменная монета обмену не подлежала и обменивалась по номиналу. Вклады в сберкассах и банках до 3 тыс. рублей оставались без изменения в номинале, вклады больше 3 тыс. рублей обменивались из расчета 3:2, а вклады сверх 10 тыс. рублей – 2:1. Одновременно проводилось объединение всех ранее выпущенных займов в единый новый двухпроцентный заем, а старые облигации обменивались на новые в соотношении 3:1, облигации свободно реализуемого займа 1930 г. – в соотношении 5:1. Таким образом, реформа приобрела в основном конфискационный характер. В ее ходе пострадали в большей степени сельские жители, которые, как правило, хранили денежные накопления дома. 28 февраля 1950 г. было принято решение о привязке рубля к золоту. Советский рубль получил золотое содержание в размере 0,222168 г. чистого золота. Госбанк мог покупать золото по цене 4 рубля 45 копеек за грамм; курс рубля повысился с 5,3 до 4 рублей за доллар. Установление золотого содержания было вызвано двумя основными причинами:
1) снижение цен увеличило меновую стоимость рубля;
2) создание социалистического лагеря – стремление придать рублю международный стоимостной уровень (рубль заменяет доллар в качестве клиринговой расчетной единицы).
Цены в государственной торговле по мере восстановления хозяйства и роста производства товаров снижались несколько раз, поэтому период 1947–1954 гг. обычно называют «золотым веком цен». Однако хотя по сравнению с 1947 г. цены 1954 г. составили 43 %, они были выше предвоенных на 1/3. К тому же снижение цен было связано с резким ограничением платежеспособного спроса крестьян и ограничением денежных доходов рабочих и служащих. Чтобы сопоставить правильное представление о положении советских и зарубежных рабочих, можно сравнить покупательную способность 1 часа затраченной работы. Если взять один и тот же объем продуктов, который мог купить рабочий СССР, за 100, то по другим странам получим такую картину:


Восстановление и последующее развитие народного хозяйства в послевоенный период происходило при дальнейшем усилении плановой хозяйственно-организаторской роли государства. ГКО был упразднен, т. к. он выполнил свои задачи в военный период. Но централизм и диктат центра во всей их полноте сохранились. Были расширены функции Совета Министров СССР и Госплана СССР. В это время проводились различные реформы управления, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. Так, в марте 1946 года наркоматы превратились в министерства. Во многих министерствах была введена обязательная форма для служащих. В 1947 г. были образованы Государственный комитет по снабжению народного хозяйства (Госснаб) и Государственный комитет по внедрению новой техники в народное хозяйство (Гостехника).
Таким образом, развитие экономики в первые послевоенные годы осуществлялось на основе тех же тенденций, которые имели место в 30-40-е гг., а именно: свертывание товарно-денежных отношений, укрепление монопольного положения государства в экономике, фактическое подчинение хозяйственного механизма государственно-политическому управлению.

#экономика #военноевремя #военнаяэкономика

Чтобы объективно оценить эффективность военной экономики, необходимо сравнить исходные показатели, т.е. ресурсы, которыми располагали противоборствующие стороны.
Данные свидетельствуют о том, что фашистская Германия к началу войны располагала более мощной промышленной базой, в 1,5 - 2 раза превосходившей промышленную базу Советского Союза.

Очевидное преимущество Германии в материальных ресурсах с учетом отлаженности ее военной экономики и двухлетнего опыта (до нападения на СССР) ведения войн в Европе и Африке не могло не сказаться на результате войны против СССР в начальный период, в течение которого наши войска вынуждены были отступать. Преимущество в ресурсах сохранялось до конца 1944 г. Однако перемены на советско-германском фронте в пользу Советского Союза наступили гораздо раньше, а именно переводом народного хозяйства на военный лад и обеспечением роста военного производства темпами, которые оказались непосильными для отлаженной военной экономики Германии.

В западной литературе экономика Германии конца 30-х и первой половины 40-х годов XX в. рассматривается как смешанная. Суть этой смешанности состоит в том, что государство управляет экономикой, базирующейся на частной собственности. Мобилизационные возможности такой экономики существенно превышали возможности либерально-рыночной экономики Франции или Англии. Это позволило полурыночной Германии в течение 40 суток вынудить к капитуляции рыночную Францию в 1940 г.

Экономическая организация Советского Союза обеспечила более рациональное использование материальных ресурсов и выпуск на этой основе большего количества вооружений, и к тому же лучшего качества.

Следует отметить, что существенным фактором в военной экономике Германии был рабский труд многих миллионов людей, угнанных в Германию из оккупированных стран, включая и временно оккупированные территории Советского Союза.

Весьма важным синтетическим показателем эффективности советской экономической организации является и то, что удельный вес затрат на войну в СССР составил 55% национального дохода, тогда как в Германии этот показатель равнялся 68%.

Таким образом, плановое централизованное управление позволило в сжатые сроки полностью перестроить экономику в соответствии с потребностями фронта и превзойти по объемам производства вооружений производственный потенциал практически всей Европы (65-68% всей произведенной продукции по натуральной форме было предметами военного потребления.). Война обусловила значительные сдвиги, как в структуре экономики страны, так и в размещении производительных сил. К концу войны объем продукции промышленности в восточных районах существенно возрос.

Экономика СССР в основном собственными силами решила задачи материально-технического обеспечения победы. Удельный вес импорта промышленной продукции составил 4% от объема отечественного производства, в том числе артиллерийских орудий - около 2%, самолетов - 12%, танков - 10%, продовольствия - 2,8%. Государственный бюджет СССР являлся основным финансовым планом формирования и использования денежных средств для удовлетворения потребностей фронта и экономики страны, через который государство проводило финансовую политику перераспределения национального дохода и денежных накоплений, расширения действующих и изыскания новых источников финансовых ресурсов для обеспечения нужд фронта и тыла. Все прямые военные затраты, подавляющая часть государственных расходов на перевод народного хозяйства на военный лад и усиление военно-промышленного потенциала страны финансировались из бюджета. Бюджет был также основным источником финансирования государственных мероприятий для обеспечения социально-культурного и бытового обслуживания воинов, их семей, рабочих, служащих. Доля расходов на эти цели даже в самые тяжелые годы войны снизилась незначительно, а к концу войны выровнялась с довоенными.

Временная оккупация ряда районов, передислокация предприятий на Восток и сокращение выпуска гражданской продукции обусловили снижение доходов бюджета.

Союзный бюджет – центральное звено финансовой системы, сыграл важнейшую роль в мобилизации ресурсов и финансировании потребностей вызванных войной. Была поставлена задача мобилизации средств для обеспечения военных расходов, финансирования хозяйства, покрытия расходов для перебазирования предприятий.

Централизация финансовых ресурсов привела к повышению роли союзного бюджета в бюджетной системе страны. Доля союзного бюджета и до войны была очень высокой (75,9% всех расходов Государственного бюджета СССР). В результате чрезвычайных мер, принятых в 1941 г., его удельный вес в расходах общегосударственного бюджета повысился в 1941 г. до 84%, а в 1942 г. – до 88%.

Поиск новых форм и методов мобилизации средств обусловили изменения в структуре доходов в бюджет. В годы войны через государственный бюджет распределялись: налог с оборота и большая часть прибылей предприятий, был введен военный налог, налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан и внесен ряд изменений в действующие налоги.

Можно заметить, что, несмотря на то, что удельный вес налоговых и неналоговых поступлений от населения в доходах бюджета повысился (с 12% в довоенный период до 25% в годы войны), доходы и накопления от социалистических хозяйств оставались главным источником ресурсов государственного бюджета (около 70%).

Патриотический подъем населения сделал возможным привлечение еще ряда источников: государственные займы среди населения и фонд обороны.

В этот период использовались 4 вида займов, поступления от которых составили – 113,8 млрд. руб. Хотелось бы отметить, что государство даже в тяжелые годы войны ни разу не нарушило взятые на себя финансовые обязательства по займам, укрепляя тем самым доверие граждан.
Фонд обороны и фонд Красной Армии – это средства особого рода, безвозмездный дар народа собственных средств армии и государству. За годы войны в фонд обороны населением добровольно было внесено 13 кг платины, 130 кг золота, 9,5 т серебра, на 4,5 млрд.руб. облигаций займов.

В результате принятых мер по мобилизации ресурсов стране удалось уменьшить дефицит бюджета, а с 1944 г. бюджет стал исполняться с превышением доходов над расходами, то есть с профицитом. Это явилось показателем устойчивости финансовой системы СССР.

Основным доходом государства был налог с оборота и отчисления от прибыли государственных предприятий, и только в 1942 – 1943 гг., когда значительная часть европейской территории СССР была оккупирована, и производство продукции сократилось, эти поступления в доход государства уменьшились. В ходе войны советской экономике был нанесен огромный ущерб (около 30% национального богатства), часть которого необходимо было восполнить еще до окончания войны. Требовались срочные меры для восстановления народного хозяйства, разрушенного жилищного фонда и обеспечения необходимого жизненного уровня населения. Уже на завершающем этапе войны страна готовилась к восстановлению народного хозяйства.

Таким образом, победа СССР над фашистской Германией является победой политической, военной и экономической. Она оказала решающее влияние на послевоенное устройство мира.

Великая победа Советского Союза над фашистской Германией оказалась возможной благодаря тому, что СССР превзошёл её не только в военном, но в экономическом и морально - психологическом противостоянии. Война потребовала максимальной мобилизации сил и средств на разгром врага.

На начало войны совокупная промышленная мощь Германии превышала советскую приблизительно в два раза. Первые полгода войны были самыми трудными для советской экономики. Промышленное производство сократилось более чем в два раза, прокат чёрных металлов - в три раза, цветных металлов - в 430 раз и т.д. Резко сократилось производство самолётов, танков, боеприпасов, поскольку в это время основные мощности перебрасывались на восток страны.

Под чрезвычайно жёстким руководством Государственного комитета обороны (ГКО), созданного 30 июня 1941 г., была проведена эвакуация заводов, фабрик и перевод гражданского сектора экономики на военный лад. Предприятия, вывезенные на восток, сравнительно быстро начали выпускать продукцию для фронта. "Вырастали" новые заводы, которые через 4 - 6 месяцев работали на полную мощность, а к середине 1942 г. удалось полностью запустить эвакуированное оборудование и обеспечить рост производства в отраслях тяжёлой промышленности.

В целом, к началу войны, советская экономика оказалась более эффективной, чем германская. За все военные годы в СССР было выпущено почти вдвое больше военной техники и вооружений.

Наряду с людскими потерями во время боевых действий, в годы войны продолжала действовать система ГУЛАГа, где пребывало огромное количество людей объявленных "врагами народа". Труд заключённых применялся в промышленности, строительстве, в шахтах, рудниках, на лесозаготовках. За 1941-1944 гг. в системе НКВД было добыто 315 т золота, 6,5 тыс. т никеля, 8,9 млн. т угля и т. д.

Поскольку основные материальные ресурсы шли на военные нужды, экономическое положение советских людей было очень тяжёлым. Карточная система снабжения, введённая в самом начале войны, обеспечивала городское население продуктами питания лишь в минимальной степени. Существовало несколько категорий при распределении продуктов. Наиболее высокие нормы были установлены для рабочих, занятых в добывающей и химической промышленности, металлургии, на военных заводах.

Они снабжались по первой категории: от 800г до 1-1,2 кг хлеба в день. В других отраслях производственные рабочие были отнесены ко второй категории и получали по 500г хлеба. Служащие получали по 400 - 450г, иждивенцы и дети до 12 лет - по 300 - 400г. По обычной норме в месяц выдавали на одного человека 1,8 кг мяса или рыбы, 400г жиров, 1,3 кг крупы или макарон, 400г сахара или кондитерских изделий. Существовали также повышенные и сверхповышенные нормы.

Военная перестройка советской экономики протекала в исключительно сложной политической обстановке. Осенью 1941 г. фашисты находились на подступах к Москве. В их руках оказались важнейшие экономические районы страны. На захваченной, к ноябрю 1941 г. территории, проживало около 40% населения. На долю этих районов приходилось 68% производившегося в стране чугуна, 63% добычи угля, 60% производства алюминия, 58% выплавки стали. Это были важнейшие районы производства с/х. продукции.

По этим данным можно сказать, что страна, к началу войны, потеряла половину своих мощностей. Из оккупированных районов вывозились промышленное оборудование, сырьё и продовольствие, исторические и художественные ценности. Большой урон был нанесён с/х. Оккупанты увезли в Германию или уничтожили 137 тыс. тракторов, 49 тыс. комбайнов. Они захватили 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота, 20 млн. свиней и т.д.

Потеря ряда важных экономических районов остро поставила вопрос об ускорении строительства новых промышленных объектов, установлении новых хозяйственных связей, добычи полезных ископаемых, создании новых энергетических мощностей, строительстве железных дорог и т.д.

Перед промышленностью, прежде всего, была поставлена задача, обеспечить резкое увеличение производства вооружения. В первые годы войны это достигалось, главным образом, путём перевода на производство военного снаряжения тысяч заводов и фабрик, ранее выпускавших продукцию мирного назначения. В июле военная продукция составляла 70-80% всей валовой продукции промышленности. Развернулось строительство новых промышленных объектов. За период с 1 июля 1941 г. по 1 января 1946 г. капитальные вложения в промышленность составили 75,9 млрд. руб., из которых 93% было направлено в тяжёлую индустрию. 11 сентября 1941 г. СНК ЧЧЧР принял постановление "О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени". Разрешалось сооружать здания производственного назначения временного типа, рассчитанные на сокращ1нные сроки эксплуатации. Это постановление позволило резко сократить сроки строительства "зданий производственного назначения", примерно эти сроки уменьшились в два - три раза. За годы войны было построено и восстановлено 30 доменных печей, 169 мартенов, 88 прокатных станов, 78 коксовых батарей.

В 1942 г. страна получила по сравнению с предыдущим годом 40% железной руды, 34% чугуна, 45% стали, 50% каменного угля. Но уже с 1943 г. Начался неуклонный подъём промышленности СССР.

За последние 2,5 года войны выработка электроэнергии увеличилась в 1,5 раза, добыча угля - почти в 2 раза, производство грузовых автомобилей - более чем в 2 раза. Однако в целом довоенный уровень промышленности достигнут не был.

Война также резко ухудшила положение с/х. В 1942 г. тракторный парк

уменьшился по сравнению с 1940 г. на 44%, количество зерновых комбайнов - на 34%, автомашин - на 89%.

За годы войны было сдано в эксплуатацию 9 тыс. км новых железных дорог общего пользования. В результате строительства ж/д. Линий увеличилась общая протяжённость сети железных дорог, было достигнуто более рациональное распределение грузопотоков на территории СССР, улучшилось снабжение промышленных предприятий сырьём и топливом. В первый период войны объёмы грузоперевозок резко сократились. В 1942 г. они составляли 53% к уровню 1940 г. Начиная с 1943 г. Наблюдается постепенное увеличение грузоперевозок. В 1945 г. объём грузоперевозок достиг 77% к уровню 1940 г. 3 января 1942 г. ГКО принял постановление "О восстановлении железных дорог". По мере освобождения советской территории масштабы восстановительных работ на ж/д-ом транспорте увеличивались.

К концу войны было возобновлено движение на всех дорогах.

Водный и автомобильный транспорт использовался для переброски войск, боеприпасов и продовольствия. Авиационный транспорт использовался не только в военных целях, но и для экономических связей с труднодоступными районами СССР и с зарубежными странами.

Карточная система охватила 80,6 млн. человек. Это позволило в сложнейших хозяйственных условиях военного времени обеспечить бесперебойное снабжение десятков миллионов работников тыла. По мере возможности государство стремилось распространить на всё больший круг населения различные формы дополнительного снабжения. Они использовались для стимулирования роста

производительности труда.

Для улучшения снабжения рабочих и служащих в середине 1942 г. при отделах рабочего снабжения (ОРСах) стали создаваться подсобные хозяйства. Это позволило получить дополнительные ресурсы мяса и

других продуктов. В 1945 г. на долю ОРСов приходилось около 1/3 всех

проданных товаров.

В годы войны повысилась роль общественного питания. Контингент потребителей, обслуживаемых предприятиями общественного питания, удвоился, а его оборот за 1942-1944 гг. увеличился на 56,5%.

Также война поставила перед советскими финансами чрезвычайно сложные и ответственные задачи. Необходимо было обеспечить финансирование военных мероприятий государства, покрыть расходы, вызванные переходом экономики на военный лад. Нужно было обеспечить финансирование народного хозяйства и социально - культурных мероприятий в специфических условиях военного времени. В 1942 г. общая сумма государственных доходов уменьшилась с 180 млрд. руб. (1940 г.) до 165 млрд. руб. (1942 г.), сумма которую страна получала в 1940 г. за счёт налога с оборота и отчислений от прибыли снизилась к 1942 году с 165 млрд. руб. до 81,3 млрд. руб.

Доходы и накопления народного хозяйства увеличивались на основе роста производительности труда, соблюдения режима экономии. Например, за годы войны экономия в промышленности дала стране 50 млрд. руб. Большую роль сыграли государственные займы. В результате принятых мер, доходы государства росли (за исключением 1942 года). За годы войны они увеличились со 1,77 млрд. руб. в 1941 г. до 302 млрд. руб. в 1945 г. Увеличение государственных доходов позволило полностью обеспечить финансирование нужд фонда, а также повысить расходы на развитие народного хозяйства и социально - культурные мероприятия.

В 1941-1945 г. на военные цели было израсходовано 582 млрд. руб., или 50,8% всех расходов бюджета. Бюджетный дефицит покрывался за счёт эмиссии бумажных денег. За годы войны количество бумажных денег в обращении увеличилось в 3,8 раза. Но даже в 1942-1943 гг. когда денежная эмиссия достигла наивысшего уровня, советский рубль был относительно устойчивым. Это обусловливалось прочностью советской

экономики, государственной политикой цен (сохранением твёрдых цен на нормируемые товары, неизменностью заготовительных цен на с/х-ые продукты), ограничением выпуска бумажных денег. Уже в 1944 г. государство добилось бездефицитного бюджета и отказалось от использования денежной эмиссии как метода финансирования.

Говоря о факторах, сыгравших главную роль в победе, нельзя обойти молчанием и внешний фактор - это создание антигитлеровской коалиции "Большая тройка" (США, Англия, СССР) и её помощь в войне (закон о Ленд-лизе, поставка вооружения, боеприпасов, продовольствия.). Всего же за время войны СССР получил от союзников 18,7 тыс. самолётов, 10,8 тыс. танков, 9,6 тыс. артиллерийских орудий, 44,6 тыс. металлорежущих станков, 517,5 тыс. т цветных металлов, 1860 паровозов, 11,3 тыс. железнодорожных платформ, большое количество консервов, медикаментов, одежды и т.д.

Таким образом, можно сказать, что неимоверными усилиями Государственных органов и народа, страна в самые минимальные сроки сумела справиться с потерями и даже в военное время поддерживать экономику (народное хозяйство) на устойчивом уровне.

Экономика войны - экономическая отрасль, которая занимается вопросами оборонной промышленности и военного дела. Военная экономика - одна из учебных дисциплин, которая изучает закономерности в экономическом обеспечении военной отрасли и является основной частью всей военной науки.

Экономика в период войны - это хозяйственная деятельность страны в период ведения военных действий. Особенности - перевод экономики страны на «военные рельсы», активное производство военной техники и снабжения нужд армии, непосредственное влияние политики на хозяйственную деятельность страны, максимальное использование природных и экономических ресурсов в военных целях.

Экономика в период войны , как правило, характеризуется ростом производства в промышленной сфере с одной стороны и уроном для сельского хозяйства с другой. На фоне занятости предприятий и людей в военном секторе появляется острый дефицит различных товаров, в том числе и продуктов питания.

Сущность экономики войны

Развитие экономического потенциала напрямую связано с усилением военных позиций государства, его способности, быстро реагировать на агрессию и перестраивать экономику на покрытие потребностей вооруженных сил в любое время (как мирное, так и военное).

Суть военной экономики заключается в формировании мощной оборонной промышленности на территории страны, активизации производственных мощностей, определении географического расположения оборонных предприятий, а также налаживании между ними связей для полноценного функционирования всех «ветвей». Военная экономика работает на освоение новых технологий в сфере военного производства, подготовку энергетических ресурсов, развитие основных сфер жизнедеятельности страны (энергетики, сельского хозяйства, государственной связи, транспорта и так далее).

В мирное время военная экономика существует наравне с гражданской. Это значит, что военные предприятия могут выпускать саму различную продукцию - как военного, так и бытового назначения. К примеру, в сфере военного обеспечения фабрика может производить военную и гражданскую одежду и обувь.

Экономика войны подчиняется рынку, что обуславливает ее зависимость от спроса и предложения. Но наравне с этим у военных предприятий всегда есть один большой заказчик - система военной организации, отвечающая за обороноспособность страны.

Экономика войны и ее структура

В период войны экономика стран-участниц приспосабливается к текущей ситуации и направляется исключительно на покрытие нужд защитников страны. В частности, функциональную структуру экономики войны может разбить на три условных сектора:

1. Изготовление военной продукции.
2. Изготовление специальных средств, необходимых для дальнейшего производства военной продукции.
3. Изготовление необходимого оборудования длю людей, которые работают в секторе военного производства.

Подобная структура отличает военную экономику от других направлений хозяйственной деятельности в обычной жизни. В период войны страна производит почти весь ассортимент военной продукции, который используется армией, как для ведения военных действий, так и в мирных целях.

Все товары военного производства можно условно разделить на несколько групп:

1. Оружие для ведения боевых действий, оборудование для вооруженного противостояния, а также специальная боевая техника. Такое производство является основой для достижения победы в войне.

2. Продукция, которая необходима для личного состава армии и обеспечения его жизнедеятельности. К таковому можно отнести предметы обмундирования, снаряжение, медицинские препараты, продукты питания и так далее. Особое место занимают средства для ведения вооруженного противостояния. Для их производства требуется привлечение людей, имеющих высокую квалификацию, а также обеспечение максимальных производственных мощностей.

Даже в мирное время тенденция на увеличение ассортимента товаров военного назначения остается в силе. Каждая сильная страна должна быть готова к нападению, что стимулирует «закулисную» гонку вооружений. При этом наименование продукции военного назначения, количество и качество производимой техники постоянно меняется. Самое страшное, что ведется активная гонка ядерных вооружений, которая сегодня только набирает оборотов.

Во многих странах мира на фоне жизни в мирных условиях заметна тенденция к снижению численности вооруженных сил, сокращению бюджетов на военные расходы, уменьшению объемов производимой продукции военного назначения. Особое внимание уделяется разработке более технологичных вооружений, способных эффективней противостоять врагу с минимальным использованием человеческих ресурсов.

Законы экономики войны

С самого начала боевых действий хозяйственная деятельность страны направляется только в военное русло. При этом итоговый результат войны во многом зависит от соблюдения основных законов:

1. В войне выигрывает тот, у кого используются более современные виды оружия и боевой техники. Разница в эффективности вооружения часто оказывает решающую роль в вопросе победителя. История показала, что в большинстве случаев армия с эффективным и более современным оружием побеждала своих оппонентов. К такому выводу пришел еще Ф. Энгельс. Он утверждал, что в войне побеждает производитель более эффективных орудий насилия. А здесь как раз главную роль отыгрывает военная экономика и ее слаженость.

2. Второй закон - закон производства в прибавочной экономике. Суть проста. В экономике войны определенная часть бюджета должна выделяться на укрепление обороноспособности страны. Здесь важно перестроить экономику таким образом, чтобы укрепление обороны было не в ущерб производству товаров военного назначения, то есть оружия и боевых машины.

3. Еще один закон - качественная взаимосвязь различных секторов экономики. Его смысл - соблюдение количественно-качественных пропорций. Если увеличиваются масштабы производства какой-либо продукции, то в остальных секторах должны происходить аналогичные изменения. Сроки реализации этого закона могут быть различными, но чем быстрее перестраивается экономика и налаживается взаимосвязь, тем эффективнее ведутся боевые действия и тем больше шансов на победу.

Экономика СССР в годы второй мировой войны

Для достижения победы в войне СССР пришлось приложить поистине титанические усилия, как в сфере экономики, так и относительно человеческих ресурсов. Инженеры, крестьяне, рабочие, конструктора и прочие специалисты - все работали на решение одной главной задачи. Только полная мобилизация позволила обеспечить полное и безоговорочное поражение фашистской Германии.

До начала войны экономика СССР была одной из самых крупных. Первое место в Европе по добыче "черного золота", развитие новых отраслей промышленности, первоме место по добыче синтетического каучика, руды и маргнаца. На тот период доля СССР в мировой экономике (промышленном производстве) составляла почти 10%.


Снижение экономического потенциала, перенос нескольких тысяч предприятий в восточной части страны, большие разрушения в народном хозяйстве и огромные человеческие жертвы - все это привело к сильному сокращению производства в стране. Уже к концу 1941 года объем ВВП уменьшится почти в два раза. В таких условиях руководству СССР приходилось принимать жесткие меры для укрепления тыла и массово проводить мобилизацию людей. Гражданское население буквально «выхватывали» из мирной жизни и отправляли на фронт.

В 1942 году началась массовая мобилизация среди сельских жителей. При этом брали абсолютно всех - в том числе подростков и женщин. Уже к концу 1942 года больше 60% в сфере сельского хозяйства было задействовано более 60% женщин. Возникла острая проблема квалификации кадров. В тех предприятиях, которые были перенесены, оставалось не более трети специалистов и рабочих.

В 1941 году началась реализация планов по обучению и подготовке кадров. За небольшой период было подготовлено почти 4,5 миллиона человек. Но несмотря на эти усилия, численность людей, задействованных в производстве, все равно снижалась. В 1940 году на заводах работало около 34 миллионов человек. В то время, как в 1942 году этот показатель снизился до уровня 18,5 миллионов.

Основной задачей ставилось полное обеспечение армии военной техникой, обмундированием, оружием. Активизировался выпуск боевых самолетов, танковых машин новых типов, новых боеприпасов. Инженера объединили все усилия, чтобы обеспечить армию наиболее качественной и дееспособной техникой. Но этого все равно не хватало. В конце 1941 года потребности флота и армии были удовлетворены только на 70%. Основной проблемой была острая нехватка стали, которая нужна была для производства самолетов и боевой техники.

Из-за переноса многих заводов пришлось изменить технологию производства на многих предприятиях. При этом ведущую роль взял на себя Урал, где концентрировался практически весь оборонных сектор страны. Из-за потери Донбасса появился острый дефицит угля.

Серьезный урон в годы Второй мировой войны понесло и сельское хозяйство. Объем заготовки зерновых культур к концу 1941 года резко снизился. Основными поставщиками продукции стали юго-восточные и восточные районы страны. В частности, ведущую роль взяли на себя Средняя Азия, Казахстан, Сибирь, Поволжье и прочие. Уже к 1942 году титанические усилия СССР позволили наладить эффективную экономику войны, где все работало эффективно и слаженно. Уже в 1943 году начался резкий рост производства.

Этот же период можно охарактеризовать, как переломный для государственного бюджета страны, грузооборота в транспортной сфере, продуктовых сферах деятельности. В 1943 году началось активное перевооружение флота и армии, появилось новое вооружение и техника. В распоряжении армии поставляются новые образы артиллерии, оружия, авиации, брони.

1944 год - кульминация всей военной экономики страны. Уровень тяжелой промышленности достиг небывалых высот. При этом увеличение мощностей объяснялось восстановлением старых и строительством новых заводов в тех районах, которые были освобождены от фашистской Германии. Уже в 1943 году удалось существенно увеличить объем продукции сельского хозяйства, был налажен товарооборот, увеличились капиталовложения.

Одну из главных ролей в производстве стали играть восточные регионы СССР. Налаживался выпуск металла в южной и центральной части. В 1945 году результаты плавления стали выросли почти вдвое, если сравнивать с 1943 годом. Выросло производство цветных металлов, стали, проката, возросла добыча угля.

Но, несмотря на некоторые успехи в промышленности, потери в войне были колоссальными - разрушено более полутора тысяч городов, уничтожены десятки тысяч деревень, выведены из строя более тысячи шахт, взорвано более трех тысяч заводов и фабрик, уничтожено около 65 тычяч километров ж/д путей. Все это не считая огромные потери человеческих ресурсов

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Как известно, «экономика» в переводе с греческого языка означает «домостроительство». В условиях войны люди дома не строят. В лучшем случае роют окопы и сооружают оборонительные заграждения. А также переводят в срочном порядке действующие предприятия на выпуск оружия и боеприпасов (мобилизационные мероприятия). Защищают свой общий дом, который принято называть Родиной. Понятия «экономика», «экономист», «экономический» во время войны приобретают условный смысл. Они относятся к защите и мобилизации той экономики, которая создавалась в довоенное время. Многие сегодня уже признают, что против России ведется необъявленная война. Пока, слава Богу, не «горячая», а экономическая, информационная, идеологическая. Впрочем, в российском воздухе явно уже попахивает порохом. Признав это, мы должны твердо и последовательно говорить не о «рыночной» экономике, а об экономике «военной», «оборонной», «мобилизационной». «Рыночная» и «мобилизационная» типы экономик – антиподы. Не может не радовать то обстоятельство, что Президент РФ В.В. Путин всячески поддерживает программу модернизации наших вооруженных сил, для чего из бюджета страны запланировано выделение триллионов рублей. Но одновременно с вершины властной пирамиды продолжают исходить мантры про «рыночную экономику» и «интеграцию в мировую экономику». А это заставляет сомневаться в искренности (или вменяемости) нашего руководства. Попытаемся обрисовать некоторые задачи и принципы защиты нашего дома – экономики – в условиях необъявленной войны против нас (точнее, интервенции). Они могли бы быть разделены на три блока: а) защита внешних активов; б) противодействие иностранному капиталу в экономическом пространстве России; в) ликвидация офшорного характера российской экономики. Предлагаемые наброски могли бы стать основой для разработки национально-патриотическими силами России целостной программы экономической обороны страны. Очевидно, что реализация этой программы не может начаться раньше, чем к власти придет правительство, действительно ориентированное на национальные интересы. Было бы и наивно, и вредно пытаться реализовывать программу через нынешнюю колониальную администрацию. А что касается дискуссий по выбору наилучших для России моделей экономического развития, то их мы предлагаем перенести на послевоенное время.

Еще по теме Экономика в условиях войны.:

  1. Регулирование внешнеэкономических связей в условиях открытой экономики
  2. Этапы развития аудита и его роль в условиях рыночной экономики
  3. Методика корректировки показателей бухгалтерской отчетности организации в условиях инфляционной экономики