ПФР принял ведомственный акт, которым определен порядок признания безнадежными к взысканию и списания финансовых санкций за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе ОПС сведений либо представление неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах, а также за несоблюдение порядка представления сведений индивидуального учета в форме электронных документов ( , зарегистрировано в Минюсте России 21 декабря 2017 года).

Согласно установленному порядку, органы ПФР должны признавать безнадежными к взысканию и списывать долги за непредставление сведений о застрахованных лицах в следующих случаях:

  • ликвидация организации;
  • признание банкротом ИП, признание гражданина банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ " ;
  • принятие судом акта, в соответствии с которым ПФР утрачивает возможность взыскания финансовых санкций в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесение судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании финансовых санкций;
  • исключение юрлица, фактически прекратившего свою деятельность, из ЕГРЮЛ;
  • вынесение судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. 3-4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ " ", если с даты образования задолженности по уплате финансовых санкций прошло более пяти лет и других случаях.

ПФР также утвердил перечень документов, которые необходимо предоставить для списания задолженности. При этом решение о признании безнадежными к взысканию и списании финансовых санкций, подлежащих уплате в бюджет ПФР, принимается территориальным органом фонда в течение 1 рабочего дня с даты оформления Справки о задолженности по финансовым санкциям.

Напомним, что за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах к нему применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица.
За несоблюдение страхователем порядка представления сведений в форме электронных документов – санкции в размере 1000 руб. (ст. 17 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ " ").

Сегодня долги по налогам в России числятся более чем за 40 млн человек, а сумма задолженности превышает 40 млрд руб., отметил на большой пресс-конференции в конце 2017 года Президент России Владимир Путин.

В конце 2017 года Госдумой обсуждены и утверждены изменения в действующее законодательство, которые позволят провести так называемую "налоговую амнистию" для граждан и предпринимателей. Депутаты поддержали пакет поправок в , включая изменения, направленные на списание долгов физических лиц и ИП по налогам и взносам. Для реализации указанных целей был принят Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 436-ФЗ " " (далее – Закон № 436-ФЗ), который вступил в силу 29 декабря 2017 года (за исключением некоторых положений, для которых установлен иной срок).

Что такое налоговая амнистия, и как она повлияет на положение ИП?

Под налоговой амнистией понимается освобождение лиц от обязанности уплатить определенный вид налога в казну государства, освобождение от ответственности за неуплату налога, а также образовавшихся в связи с неуплатой и штрафов. В настоящий момент у 3 млн ИП имеются долги по налогам и страховым взносам [около 15 млрд руб., о чем заявил Владимир Путин на пресс-конференции в декабре. – ГАРАНТ.РУ ]. Предприниматель обязан отчитываться перед государством, даже если не ведет деятельность, за невыполнение указанного обязательства предусмотрены штрафные санкции (). В предпринимательской среде нередки случаи, когда бизнес не оправдал ожиданий предпринимателя, оказался убыточным, в связи с чем его деятельность была прекращена. Однако от обязанности уплачивать в казну государства налоги и страховые взносы ИП не освобождается, в результате суммы долга увеличиваются, назначаются штрафные санкции вплоть до прекращения деятельности в качестве ИП и внесения соответсвующей записи в ЕГРИП. С принятием у предпринимателей появилась признанная законом возможность избавиться от финансового бремени, возникшего в связи с неуплатой налогов и взносов.

Какая задолженность ИП подлежит списанию?

В отношении ИП амнистия распространяется на:

    Налоги. Индивидуальные предприниматели применяют одну из пяти доступных систем налогообложения (ОСНО, ЕНВД, ЕСХН, УСН или ПСН) и уплачивают налоговые платежи в рамках выбранной налоговой системы. Безнадежными признаются и подлежат списанию недоимка по любым налогам, долг по штрафам и пеням, образовавшимся в связи с такой недоимкой на 1 января 2015 года за ИП и лицами, которые утратили статус ИП до даты принятия налоговым органом решения о списании (). Исключением являются акцизы, налоги, которые подлежат уплате при перемещении товаров через границу России, и налоги на добычу полезных ископаемых – на указанные платежи амнистия не распространяется.

Закон не ограничивает сумму долга, подлежащего списанию.

    Страховые взносы . Крупная задолженность у ИП могла образоваться в связи с неуплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. предусматривает возможность списания долгов ИП по страховым взносам, а также возникшим в связи с ними пеням и штрафам. Амнистия действует в отношении долга по взносам, образовавшегося до 1 января 2017 года и распространяется на действующих и прекративших деятельность ИП, нотариусов и адвокатов, других лиц, осуществляющих частную практику.

Долги по взносам вплоть до 1 января 2017 года будут списаны предпринимателям, которые не вели деятельность и не отчитывались перед государством, в таком случае взносы начислялись в максимальном размере, в соответствии со [закон утратил силу с 1 января 2017 года. – ГАРАНТ.РУ ]. Стоит отметить, что на основании указанной статьи ПФР мог начислять ИП, не передавшему в налоговую службу данные о полученных доходах, взносы по следующей формуле: 8 МРОТ х 26% (тариф страховых взносов) х 12 (количество месяцев в году). Таким образом, максимальная сумма взносов, начисленная ПФР, могла превышать 154 тыс. руб. в год, с принятием ИП избавятся от таких крупных сумм задолженности.

Важно отметить: если предприниматель своевременно уплачивал взносы вплоть до 2017 года и вовремя передавал по ним отчетность, но пропустил один или несколько платежей, претендовать на списание долга по амнистии он не сможет.

Как будет списываться задолженность?

Списывать задолженность действующих и бывших предпринимателей налоговые органы должны по месту их жительства. Подлежащие списанию суммы будут определены на основании имеющихся у госструктуры сведений. устанавливает, что решение об амнистии долгов может быть составлено в произвольной форме, с указанием фамилии, имени, отчества должника, его ИНН и данных о списываемом долге. При этом в законе прямо оговорено, что решение принимается госорганом без участия налогоплательщика ( -). Однако закон не определяет сроки, в которые налоговая служба должна принять решение о списании долга, такая неопределенность может спровоцировать затягивание процесса. Для получения сведений о списании долгов и скорейшего избавления от задолженности ИП может воспользоваться способами:

    Обращение с заявлением о списании долгов по взносам в налоговую службу

Устанавливает, что налоговая задолженность списывается без участия должника, а в отношении страховых взносов такого уточнения в тексте закона нет, соответственно, ИП может проявить инициативу и обратиться в госорган с заявлением о списании долга.

    Обращение в налоговую службу с просьбой разъяснить сроки и порядок принятия решения о списании задолженности

ИП вправе подать в налоговую службу заявление с просьбой разъяснить ситуацию по существующим задолженностям, срокам и порядке их списания.

После принятия заявления у налоговой службы есть 30 дней на рассмотрение обращения и направления заявителю ответа в соответствии со . Получив информацию из налогового органа о списании своих долгов, предприниматель сможет сориентироваться во времени, которое потребуется на налоговую амнистию в его случае.

Последствия изменений для государства и бизнеса

Налоговая амнистия имеет ряд положительных моментов для государства в целом и для конкретного предпринимателя.

    Экономия средств на взыскание долгов.

Государство несет крупные административные затраты на взыскание невыплаченных задолженностей. С этой точки зрения амнистия - это разумная мера прощения гражданам и предпринимателям долгов с целью предупреждения еще больших затрат государственной системы на их взыскание.

    Справедливая мера для бывших ИП, которые не справились с ведением предпринимательской деятельности, либо зарегистрировавшись, не осуществляли ее.

Даже если вывести бизнес на нужный уровень предпринимателю не удалось, и дело "не пошло", обязанность по выплате страховых взносов не исчезает. Как правило, долги, о которых сам ИП не всегда знает, копятся, вызывая последствия в виде крупных штрафов. Если бизнес не задался, налоговая амнистия будет цивилизованным механизмом выхода из предпринимательской деятельности без последствий в виде крупных задолженностей. В то же время если предприниматель принял решение восстановить бизнес, без выплаты долгов сделать этого он не сможет. Избавление от долгового бремени позволит части ИП вернуться к своей деятельности.

Однако не все оценивают нововведения с исключительно положительной стороны. Некоторые считают, что было бы справедливо разделить должников на категории и применять списание долгов исключительно к бизнесменам, предпринимательская деятельность которых не удалась, а начисленные налоги невозможно выплатить по объективным причинам.

В любом случае, налоговая амнистия благоприятно скажется на состоянии предпринимательского климата в России, что немаловажно в настоящее время. Так как предприниматели в процессе деятельности сталкиваются с множеством преград, в том числе финансового характера, поддержка государства в виде списания задолженностей по налогам и взносам избавит от долгового бремени и предоставит возможность стабилизировать ситуацию тем индивидуальным предпринимателям, кто в свое время не справился с налоговыми и страховыми обязательствами.

Списание долгов по налогам и страховым взносам налоговой инспекцией может осуществляться двумя способами:

  • в общем порядке, регламентированном ст. 59 НК РФ;
  • по специальным правовым актам, в рамках амнистии.

Рассмотрим, как в 2018 г. признаются безнадежными долги по страховым взносам и на основании каких нормативных актов

Списание страхвзносов в порядке амнистии

Последний случай налоговой амнистии был проведен в отношении задолженностей ИП по взносам «за себя», которые образовались по состоянию на начало 2017 года, в связи с отсутствием у ПФР сведений о доходе предпринимателя (п. 1 ст. 11 закона от 28.12.2017 № 436-ФЗ).

Списание долгов по страховым взносам ИП осуществляется по суммам, начисленным Фондом в максимальном размере: 8 МРОТ, умноженные на ставку страхового взноса и на количество месяцев в году (п. 11 ст. 14 ранее действовавшего закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). О факте снятия задолженностей уведомление налогоплательщика не производится, налоговые органы самостоятельно осуществляют все этапы отбора субъектов хозяйствования, попадающих под нормы об амнистии страховых взносов.

Списание долгов по страховым взносам 2018: обзор законодательных изменений

В стандартной ситуации речь о списании недоимки может идти, если:

  • имеется вступившее в силу судебное решение об отказе в удовлетворении требований контролирующих органов и снятии обязательств с налогоплательщика;
  • суд признал долг безнадежным;
  • субъекту хозяйствования присвоен статус банкрота;
  • наступила смерть предпринимателя;
  • закрыто исполнительное производство по причине невозможности взыскания недоимки.

Списание долгов по взносам ИП имеет особенности, обусловленные тем, что задолженность сохраняется за физическим лицом даже после прекращения ведения им коммерческой деятельности . Исключение делается для тех, кто соответствует требованиям об амнистии. Минфин в Письме от 16.03.2018 г. № 03-15-05/16588 указал, что решение о возможности проведения процедуры списания в отношении конкретного налогоплательщика принимается ИФНС по месту жительства физического лица.

Также ФНС разработала проект приказа, регулирующего списание долгов по страховым взносам (2018), возникших до 01.01.2017 г. и переданных налоговикам из ПФР и ФСС. Документ находится на завершающей стадии перед отправкой на рассмотрение в Минюст РФ. ]]> Отследить этапы рассмотрения ]]> правового акта можно на сайте Федерального портала проектов нормативно-правовых актов.

Предложенным проектом безнадежные к взысканию обязательства могут быть сняты с налогоплательщика, если такое решение примет налоговый орган по месту проживания физического лица или по месту фактического нахождения обособленных структур юридических лиц. Списание безнадежных долгов по страховым взносам возможно при наличии:

  • протокола, составленного комиссией ФНС, в котором указано, что налоговая служба утратила право на проведение взыскания по конкретной сумме недоимки;
  • справки, подтверждающей величину задолженности и ее тип (недоимка, штраф или пеня).

Недоимки по страховым взносам с пенями и штрафами могут быть признаны безнадежными, если на дату начала 2017 года:

  1. Эти суммы были переданы налоговикам, как составляющая часть сальдо расчетов с налогоплательщиком.
  2. Долги были определены в результате проверок фонда за срок до 2017 года при условии, что сама проверка состоялась после подписания акта передачи остатков между государственными ведомствами.
  3. Имеются экономические, социальные или юридические основания для признания долга безнадежным.

В первых двух случаях списание задолженности по страховым взносам (2018) будет осуществлять налоговая инспекция, во второй ситуации – списанием занимаются фонды. ПФР, ФОМС и ФСС при списании долгов ИП по страховым взносам и долгов юридических лиц должны руководствоваться обновленными порядками:

  • ФСС признает задолженность безнадежной в соответствии с приказом от 06.02.2018 г. № 35.
  • Пенсионный фонд – согласно постановлению Правления ПФР от 12.02.2018 г. № 49п.
  • Фонд медстрахования – приказ ФОМС от 30.03.2018 г. № 60.

Порядок списания задолженности по страховым взносам на «травматизм» в ФСС отличается от алгоритма действий других внебюджетных фондов, поскольку с началом 2017 года администрирование этих взносов не было передано ФНС. Приказ № 35 распространяется не на все недоимки в ФСС, а только на суммы долгов, сформированные на дату первого числа января 2017 года по взносам на случай нетрудоспособности и материнства. В части безнадежной недоимки по взносам на «травматизм», возникшей с 01.01.2017 г. применяется постановление Правительства РФ от 31.01.2017 № 108.

По страхованию на случай нетрудоспособности и материнства недоимку по взносам, пеням и штрафам территориальный орган ФСС может отнести в группу безнадежной, если на дату наступления 2017 года возможности ее взыскания были утрачены по причине истечения отведенных для этого сроков. Необходимость проведения процедуры списания подтверждается постоянно действующим комиссионным органом, который вправе принимать решения при наличии кворума. Отдельно для каждого плательщика страховых взносов оформляются справки о задолженности. Итогом заседания комиссии становится решение о суммах недоимки, признаваемых безнадежными.

Когда определены суммы безнадежных страховых взносов, списание задолженности происходит на основании справки о сумме недоимки , справки о мерах, принятых службой для взыскания долга, и подтверждающей документации по каждому взыскательному мероприятию. Документы готовятся и рассматриваются членами комиссии не дольше трех рабочих дней.

Согласно постановления № 49п, ПФР может признавать безнадежными и подлежащими списанию долги на 01.01.2017 г. по:

  • размеру выплат доплат к пенсиям;

Алгоритм действий, когда инициируется списание задолженности ИП по страховым взносам, аналогичен схеме действий ФСС. Создается комиссия, которая может принимать решения в присутствии на собрании более половины ее членов. По итогам каждого заседания составляется протокол, на основании которого готовится проект решения о признании недоимки безнадежной.

Основания для того, чтобы провести списание недоимки по страховым взносам на ОМС, ограничены таким списком ситуаций (Приказ ФОМС № 60):

  • документально подтвержденная смерть плательщика взносов;
  • ИП признан банкротом;
  • предприятие-должник было ликвидировано;
  • судебный пристав составил постановление о прекращении реализации исполнительного производства.

Списание недоимки по страховым взносам ИП и юрлиц осуществляется на основании решения внутренней комиссии ФОМС. В ее состав должно входить не менее пяти членов. На рассмотрение каждого дела отводится максимум 10 рабочих дней.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Налоговая амнистия предусматривает списание недоимки по страховым взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также предусматривается списание задолженности по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Кроме того, предусматривается списание недоимки по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2017, если сроки принудительного взыскания, установленные НК РФ, в отношении указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами.
В рамках налоговой амнистии также предусмотрено списание недоимки по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, задолженности по штрафам, образовавшихся за ИП на 01.01.2015.

Обоснование позиции:
Налоговая амнистия предусмотрена от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 436-ФЗ).

Задолженность по страховым взносам

Согласно Закона N 436-ФЗ признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды РФ за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в размере, определяемом в соответствии с Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями (ИП), адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством РФ порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус ИП или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством РФ порядке частной практикой.
Как разъясняет финансовое ведомство в Минфина России от 26.01.2018 N 03-11-11/4394, установленная для списания задолженность возникла не вследствие уклонения от обложения страховыми взносами, а из-за особенностей законодательства о страховых взносах, которое предусматривало, что в случае непредставления налоговой отчетности ИП (то есть даже если он не вел никакой деятельности и не получал никаких доходов) сумма страховых взносов рассчитывалась в повышенном размере - как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов. После передачи функций по администрированию страховых взносов налоговым органам и активизации работы по взысканию задолженности многие предприниматели, которые уже давно не вели никакой деятельности, обнаружили за собой долги по взносам в сотни тысяч рублей.
В целях списания, в том числе, упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда, был принят N 436-ФЗ.
Решение о признании вышеуказанных недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов ПФР, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности ( Закона N 436-ФЗ) (смотрите также Минфина России от 08.02.2018 N 03-15-05/7506, от 07.02.2018 N , от 06.02.2018 N ).
По нашему мнению, из прямого прочтения положений Закона N 436-ФЗ и представленных разъяснений Минфина России следует, что безнадежной может быть признана только недоимка по страховым взносам, исчисленным ПФР в соответствии с Закона N 212-ФЗ.
В отношении же недоимки по страховым взносам, исчисленным самим предпринимателем в общеустановленном N 212-ФЗ порядке (взносы которые ИП начислял на заработную плату своих сотрудников или фиксированные взносы (за себя), рассчитанные исходя из однократного размера МРОТ или 1% от 300 000 рублей и т.д.), но по каким-то причинам не уплаченным в бюджет (частично неуплаченным) до 2017, положения Закона N 436-ФЗ не применяются.
Данный вывод подтверждается и тем, что решение о признании недоимки безнадежной принимается, в том числе, на основании сведений из ПФР, подтверждающих основание возникновения недоимки и задолженности.
Фраза "В целях списания, в том числе упомянутой задолженности, рассчитанной из восьмикратного минимального размера оплаты труда...", приведенная в разъяснении финансового ведомства, на наш взгляд, означает, что N 436-ФЗ установлен еще ряд оснований для списания задолженностей по налогам и взносам.
В связи с этим, по нашему мнению, ИП может рассчитывать на списание по основанию, предусмотренному Закона N 436-ФЗ, только недоимки по взносам, исчисленным ПФР исходя из восьмикратного минимального размера оплаты труда, образовавшейся у ИП за периоды, истекшие до 01.01.2017. Также подлежит списанию задолженность по пеням и штрафам в отношении этой недоимки.
Подтверждается наше мнение и информацией, размещенной сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/).
Решение о списании недоимки и задолженности, указанных в Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика плательщика страховых взносов физического лица (ИП) и сведения о недоимке и задолженности по страховым взносам, подлежащих списанию ( Закона N 436-ФЗ).
Иными словами, решение о списании недоимки и задолженностей принимает налоговый орган без участия плательщика страховых взносов. Каких-либо заявлений предпринимателю для этого подавать не требуется. Однако сроки принятия решений о признании рассматриваемых недоимок и задолженностей безнадежными и сроки их списания нормы N 436-ФЗ не устанавливают.
Отметим также, что, Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ) с 29.01.2018 дополнена частью 3.1 ( , Закона N 436-ФЗ) следующего содержания: "В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами ПФР и органами ФСС РФ недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 01.01.2017, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами ПФР, органами ФСС РФ, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговым органом по месту нахождения организации (месту нахождения обособленных подразделений организации) или по месту жительства физического лица (месту учета ИП) в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов".
Из прямого прочтения нормы Закона N 243-ФЗ, на наш взгляд, следует, что недоимки по взносам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшиеся до 01.01.2017 и переданные фондами налоговикам, будут признаны безнадежными и списаны только в том случае, если установленные , НК РФ сроки принудительного взыскания указанных сумм истекли в период с 01.01.2017 до даты подписания акта приема-передачи сальдо между фондами и налоговыми органами ( Закона N 243-ФЗ), так как в этом случае налоговый орган утрачивает право взыскать недоимки, пени и штрафы (п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Как следует из проекта Приказа ФНС России "Об утверждении Порядка списания налоговыми органами недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в связи с истечением установленного срока их взыскания в период с 1 января 2017 года до даты подписания акта приема-передачи" (подготовлен ФНС России 16.03.2018), решение о признании недоимки и задолженностей, указанных в Закона N 243-ФЗ, будет принимать налоговый орган по месту учета ИП, на основании протокола комиссии налогового органа об установлении факта утраты налоговым органом возможности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам и справки налогового органа по месту учета ИП о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам, подлежащих списанию.
Положения Закона N 243-ФЗ, по нашему мнению, приняты в связи тем, что налоговый орган должен был уже с 01.01.2017 предпринимать попытки взыскать недоимки и задолженности по пеням и штрафам в принудительном порядке, но не мог этого сделать ввиду отсутствия у налогового органа соответствующей информации до подписания акта приема-передачи сальдо.
Что же касается иных сумм недоимок по страховым взносам и задолженностей по пеням и штрафам (не указанным в Закона N 436-ФЗ и Закона N 243-ФЗ), в том числе образовавшихся до 01.01.2017, то безнадежными они могут быть признаны только по основаниям, предусмотренным НК РФ, даже если налоговым органом утрачено право на принудительное взыскание этих недоимок ( Закона N 243-ФЗ, постановление Девятого ААС от 16.03.2018 N 09АП-5268/18, п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Обратите внимание, что сроков исковой давности для уплаты налогов и взносов НК РФ не установлено.
Одним из оснований для списания задолженностей по взносам и налогам является принятие судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам ( НК РФ).
Инициировать судебное разбирательство, по итогам которого может быть принят необходимый судебный акт, вправе не только налоговый орган, обращающийся в арбитражный суд в порядке, установленном АПК РФ, с исковым заявлением о взыскании обязательных налоговых платежей, но и налогоплательщик (плательщик страховых взносов), в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными к взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. Такое заявление плательщика страховых взносов подлежит рассмотрению судом по общим правилам искового производства ( Президиума ВАС РФ от 15.01.2013 N 10534/12, Пятнадцатого ААС от 04.09.2015 N 15АП-13462/15, Третьего ААС от 27.08.2015 N 03АП-4178/15, Десятого ААС от 04.09.2013 N 10АП-7188/13 (оставлено без изменения ФАС Московского округа от 11.11.2013 N Ф05-14349/13 по делу N А41-6350/2013), ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.06.2012 N Ф02-2259/12 по делу N А78-8254/2011, ФАС Северо-Западного округа от 27.01.2012 N Ф07-1486/11 по делу N А21-3041/2011, решение АС Свердловской области от 10.03.2011 N А60-43724/2010).
После вступления в силу решения суда налоговый орган должен немедленно исключить суммы задолженности из лицевого счета плательщика страховых взносов (абзац 4 п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).

Задолженность по налогам

Закона N 436-ФЗ установлено, что:
- признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии со Закона N 436-ФЗ решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням ( Закона N 436-ФЗ);
- признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу РФ), задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся на 01.01.2015, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии со Закона N 436-ФЗ решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам за ИП, а также за лицами, утратившими статус ИП до даты принятия такого решения ( Закона N 436-ФЗ).
Согласно Закона N 436-ФЗ решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч. и Закона N 436-ФЗ, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета ИП) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в ч. и Закона N 436-ФЗ, составляется в произвольной форме и должно содержать фамилию, имя, отчество, идентификационный номер налогоплательщика физического лица (индивидуального предпринимателя), сведения о сумме недоимки, задолженности по пеням и штрафам, подлежащей списанию ( Закона N 436-ФЗ).
Таким образом, могут быть признаны безнадежными к взысканию и подлежащими списанию недоимка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, а также задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, образовавшиеся за ИП на 01.01.2015.
Положения N 436-ФЗ не конкретизируют, что следует понимать под днем образования недоимки по налогам, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам.
В силу НК РФ N 436-ФЗ входит в состав законодательства РФ о налогах и сборах. В свою очередь, НК РФ предусмотрено, что для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах под недоимкой понимается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок ( Минфина России от 08.07.2015 N 03-03-06/1/39307).
Статус недоимки задолженность приобретает после наступления срока уплаты налога (смотрите также п. 50 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57).
Налог по УСН уплачивается ИП не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом ( , НК РФ).
В связи с этим полагаем, что положения Закона N 436-ФЗ могут распространиться на суммы Налога по УСН, подлежащие уплате за 2013 год (срок уплаты не позднее 30.04.2014) и ранее (2012, 2011 и т.д.).
Сроки принятия решений о списании недоимок по налогам N 436-ФЗ также не установлены.
На сайте ФНС России (https://www.nalog.ru/rn33/news/tax_doc_news/7207606/) сказано, что решение о списании недоимки, пеней и штрафов в указанных в N 436-ФЗ случаях будет приниматься налоговым органом самостоятельно без участия налогоплательщика после реализации соответствующего порядка списания.
При этом несмотря на то, что N 436-ФЗ установлено, что налоговые органы принимают решение о списании недоимки без участия налогоплательщика (плательщика страховых взносов), ИП вправе обратиться в налоговый орган с запросом о разъяснении причин несписания рассмотренных выше задолженностей.
Данное право установлено и НК РФ, согласно которым налогоплательщик (плательщик взносов) вправе получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц.пп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Налогоплательщик (плательщик взносов) имеет право направить в налоговый орган письменный запрос, который может быть представлен непосредственно в налоговый орган, направлен по почте, передан в электронной форме без электронной подписи через сеть "Интернет", например через личный кабинет налогоплательщика (п. 90 Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного Минфина России от 02.07.2012 N 99н, далее - Регламент).
Форма письменного запроса приведена в приложении N 6 к Регламенту. Индивидуальное информирование на основании письменного запроса осуществляется в течение 30 календарных дней со дня его регистрации в инспекции ФНС России (п. 93 Регламента).
При обращении по ТКС или через личный кабинет с использованием электронной подписи запрос подается по форме, приведенной в приложении N 7 к Регламенту.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Из-за технической ошибки тысячам бизнесменов в России доначислили платежи по социальным взносам. Издание The Bell составило инструкцию, что делать, если вы оказались в такой ситуации. Однако, по сведению "Клерка" вернуть таким образом деньги еще никому не удалось.

С 1 января 2017 года администрирование страховых взносов было передано от Пенсионного фонда налоговой службе. Но вскоре выяснилось, что при передаче базы данных в новое ведомство произошла ошибка: ФНС получила не всю информацию о налогах, уплаченных ИП и юридическими лицами, за период до 2017 года. В результате предприниматели начали , что их преследуют за несуществующие долги – списывают деньги со счетов или приостанавливают операции по ним. В сентябре на эту проблему главе ФНС Михаилу Мишустину я бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Масштаб проблемы

Точное число пострадавших в ФНС, ПФР и Фонде социального страхования не раскрывают. Речь идет о тысячах обращений, но массовый характер проблема не носит, утверждает источник в одном из ведомств. Всего в России зарегистрировано больше 4,6 млн юрлиц и свыше 3,7 млн индивидуальных предпринимателей. Представители деловых организаций «Опора России» и «Деловая Россия» подтверждают, что хорошо знакомы с проблемой – в их центральные офисы продолжают поступать десятки жалоб в месяц (число обращений в региональные отделения они оценить затруднились).
  • В каждом случае ошибочная задолженность составляет минимум 50-100 тыс. рублей, говорит замдиректора центра правового обслуживания «Опоры России» Лариса Науменко.
  • Многие ИП жалуются, что на время разбирательств их деятельность оказывается полностью парализована, добавляет вице-президент «Деловой России» Анастасия Алехнович.
  • Петицию с требованием разобраться с передачей данных на сайте change.org за месяц тысяча человек.
  • На списание или блокировку средств в отдельной петиции жаловались жители Крымска, о тысяче пострадавших предпринимателей в Татарстане писало региональное издание Бизнес Online.
The Bell пообщался почти с десятком предпринимателей, которые столкнулись с этой проблемой:
  • Один из пострадавших рассказал, что сумму мнимого долга списали не со счета ИП, а с его личных счетов в Сбербанке и в Тинькофф Банке.
  • Другая собеседница пожаловалась, что из-за несуществующего долга ей отказались открывать новый счет в российском банке.
  • Еще один предприниматель признался, что заплатил долг повторно – просто потому что устал разбираться и хочет работать дальше.
  • Несколько собеседников сообщили, что размер якобы неправомерных претензий ФНС оказался больше остатков на их счетах, поэтому счета заморозили целиком.
С начала года ведомства написали уже больше десятка писем с разъяснениями проблемы. Вооружившись ими, мы запросили дополнительные разъяснения в ФНС, получили ответ и составили короткую инструкцию.

Что делать, если у вас обнаружилась задолженность?

  • Если вы узнали от налоговых органов, что являетесь должником, хотя уверены, что обязательства перед ПФР и ФСС исполнены в полном объеме, вам следует обратиться в налоговую по месту учета;
  • Налоговая составит запрос и вместе с вашим заявлением отправит его в Управление ФНС по вашему региону (УФНС);
  • УФНС в течение трех рабочих дней должно отправить запрос в региональное отделение ПФР или ФСС;
  • Дальше у них есть 20 дней на то, чтобы сверить все данные по поводу ваших платежей и принять решение о том, нужно ли их корректировать;
  • В течение этого срока отделение фонда обязано в письменной форме уведомить о своем решении вас, и в электронной форме довести его до УФНС;
  • Если никаких разногласий у ведомств нет, налоговики должны в течение 7 дней внести изменения по поводу вашего долга в свои базы данных;
  • Таким образом, вся переписка, как предполагается, должна занимать не больше месяца (см.схему).

Что делать, если с вас уже списали несуществующие долги?

Здесь действует отдельный алгоритм. Согласно письмам ФНС, ПФР и ФСС от и октября, порядок ваших действий должен быть такой:
  • Обращайтесь в отделение ПФР/ФСС с заявлением о возврате средств;
  • В течение двух рабочих дней фонд должен отправить запрос в УФНС по вашему региону;
  • УФНС в течение трех рабочих дней должно предоставить фонду имеющуюся у него информацию по поводу ваших платежей;
  • После этого у фонда есть два дня на сверку этих сведений и принятие решения о том, нужна ли корректировка;
  • Если корректировка нужна, ведомства запускают процесс, описанный в схеме №1;
  • Дальше УФНС проверяет информацию в своих базах данных и в течение двух дней направляет подтверждение в отделение ПФР/ФСС;
  • Получив его, фонд наконец принимает решение о возврате средств и в течение одного дня отправляет его в УФНС;
  • УФНС в течение трех дней направляет заявку на возврат средств в орган Федерального казначейства (в какие сроки и как именно осуществляется возврат – в письме не сказано);
  • Орган Федерального казначейства исполняет заявку на возврат или оставляет без исполнения (в случае неверно указанных реквизитов);
  • О завершении процесса и возврате средств (или отказе в этом) ведомства должны информировать друг друга самостоятельно.

Работает ли эта схема?

На практике решить проблему корректировки удается не всегда, рассказывают предприниматели, с которыми мы пообщались.

Они жалуются, что при обращении Пенсионный фонд, ФСС и ФНС начинают перенаправлять пострадавших друг к другу. Другая распространенная проблема заключается в том, что в Пенсионном фонде предпринимателям часто предлагают выдать бумажную справку о том, что за ними нет задолженности. Но в бумажном виде ФНС такой документ не принимает, поэтому нужно в любом случае настаивать, чтобы ведомства вступали в переписку друг с другом.. Собственники готовы платить за управленческие отчеты больше, чем за налоговые. Дадим алгоритм настройки отчетов и покажем, как встроить их в ваш повседневный учет.

Обучение дистанционно. Выдаем сертификат. на курс «Все про управленческий учет: для бухгалтера, директора и ИП». Пока за 3500 вместо 6000 руб.