Благородство, откровенность, сдержанность, гордость составляют сокровенные свойства души человека. Благородство так тесно бывает связано с бескорыстием, что эти два качества характера нередко трудно отличить друг от друга. Порой благородство проявляется в тайном самопожертвовании, не думающем заявлять громко о своем подвиге и не требующем ответной благодарности. В другом случае благородство принимает вид особого внимания к несчастным и отверженным. Оно же побуждает прощать нанесенные обиды, отвечать добром на зло и отказываться в пользу других от своих прав.

Порядочный человек не будет злословить в отношении отсутствующих и говорить о людях за глаза то, чего нельзя сказать им прямо в лицо. Верность данному слову обязана своим происхождением тому же началу. Во имя благородства человек, которому присуще это качество, никогда не позволит себе грубого обращения с лицами, с которыми ему пришлось разойтись вследствие идейных убеждений или интересов. Он деликатно оберегает самолюбие даже своих врагов и удерживается от причинения им вреда и неприятностей: доверяет иной раз таким людям, которым нельзя по-настоящему оказывать доверие; наконец, все то же чувство благородства удерживает его в границах умеренности при пользовании наслаждениями и удовольствиями.

Самым великодушным человеком следует признать только того, кто, несмотря па веские основания быть недовольным своими ближними, все-таки остается расположенным к ним и даже жертвует собой во имя их блага.

Благородство иной раз способно выразиться под формой гордости, хотя этот его вид не всегда принимается окружающими. История знает немало примеров такого благородства. Так, Сципион, будучи бездоказательно обвиненным в Римском сенате в лихоимстве, разорвал свой оправдательный вердикт в знак того, что считал ниже своего достоинства даже одно только подозрение в подобном поступке.

К чести женщин нужно сказать, что, будут совершенно равными с мужчинами в великодушии, они превосходят их в утонченности проявления этого качества. Женское предупредительное внимание и такт в мелочах жизни, как правило, бывают недоступны для мужчин. Женское благородство проявляется даже во внешней манере обращения: спокойствие души выражается веселостью, а чистота души - искренностью тона и разговором, свидетельствующими о том, что им нечего скрывать или чего-либо бояться.

Симпатии и привязанности сами себя выдают нежностью и лаской во взглядах и жестах, а вся внешность женщины непременно наводит на заключение о благородстве души, причем заключение это редко бывает ошибочным.

Откровенность является следствием чистоты человеческой души, не боящейся обнаружить свои качества, или следствием твердости характера человека, уверенного в правоте своих взглядов и потому мало заботящегося о том, что о нем будут думать и говорить другие.

К сожалению, современные понятия людей о хорошем и плохом сильно искажены, а доброжелательность к людям во многих столь мало заметна, что откровенность зачастую является опасным качеством для тех, кто ею обладает.

Наблюдательному человеку часто бывает нетрудно обнаружить под маской слов и поступков истинные, вызывающие их причины. Одни уверяют, что добиваются каких-либо общих целей, а в сущности хлопочут лишь о своей личной выгоде. Другие кажутся идущими по вполне определенному пути, а между тем их случайно можно встретить совсем на другой дороге.

Чем прямее человек, тем менее боится он откровенно высказывать свои убеждения.

Разговор со многими людьми очень часто бывает невыносимым потому, что они не решаются высказывать откровенно то, что хотят. Трусливые и льстивые люди обыкновенно считают честных и откровенных людей неблагоразумными и даже действующими против своих интересов.

Откровенность запечатлена характером силы, достоинства и доброжелательства. Ей нечего бояться быть заподозренной в чем-то дурном. Она чужда всякой принужденности, поскольку казаться тем. кто ты есть в действительности, гораздо легче, чем притворяться, играть не свою роль. Возбуждая доверие, откровенность способствует взаимопониманию в деловых и межличностных отношениях и нередко выводит из затруднительных положений тем, что рисует прямо и истинно как хорошие, так и негативные стороны ситуации, в которой мы находимся, ничего не скрывая и не приукрашивая. Она в то же время красноречива и убедительна, потому что идет всегда рука об руку с правдой; ее путь, прямой и твердый, гораздо лучше и скорее приводит к цели там, где хитрость теряется в лабиринтах окольных обходов, которые, как известно, никогда не удаются людям, не обладающим достаточным рассудком, и оказываются ненужными для тех. кто обладает действительными способностями.

Как внутренняя черта характера откровенность нередко ищет проявления в чем-нибудь твердом или даже жестком во внешнем выражении.

Откровенность не должна быть чужда и некоторой благоразумной сдержанности. Если, с одной стороны, нехороши скрытность и притворство, то, с другой стороны, излишняя доверчивость или грубость также способны принести вред. В откровенности надо уметь остановиться на той точке, когда она может перейти в неприятную для окружающих неделикатность или даже дерзость. Причем этого правила особенно целесообразно придерживаться в тех вопросах, которые не имеют для вас большой важности.

Необходимо также помнить, что один из лучших видов откровенности составляет признание своих собственных недостатков.

Природа в достаточной мере наделила большинство людей готовностью считать себя выше других. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на своих сослуживцев, знакомых и близких: мы непременно увидим, что каждый из них ценит себя выше того, что стоит в действительности. Это непременно приводит к мысли о том, что и мы сами не свободны от этого недостатка. Однако не следует приходить в отчаяние от столь неутешительного вывода, а, напротив, мобилизовать себя к тому, чтобы стремиться завоевывать общественное уважение исключительно только истинными заслугами.

Если считать гордость прямым следствием слишком высокого мнения о себе, то едва ли найдется хоть один человек, кто не был бы заражен ею. Каждый из пас непременно смотрит на себя как на замечательного в каком-то смысле человека. При этом предмет собственного почитания могут составлять как черты своего характера, поведения, образа жизни, так и деловые или профессиональные качества, которые отличают или выделяют нас из нашего окружения. Как бы много ни было на свете людей ничтожных или глупых, ни один из них наверняка добровольно не поставит себя в этот ряд. Заносчивый часто отличается от скромного только тем, что говорит громко то, что тот думает, и выставляет напоказ то, что скромный скрывает.

Есть вид гордости, которой дают название благородной. Гордые в этом смысле люди ставят выше всяких похвал собственное внутреннее сознание исполненного долга, тогда как люди пустые гоняются за похвалами окружающих. Первые хотят, чтобы их дела и поступки действительно заслуживали похвалы, вторые же довольствуются тем, чтобы они только казались заслуживающими похвалы; первые стараются проявить себя в чем-то действительно достойном, вторые - в мелочах.

Горд не тот, кто хочет казаться таковым: последний, пожалуй, может достичь своей цели, но он скоро собьется с этой роли.

Ибо лишь прочное, внутреннее, неколебимое убеждение в своих превосходных качествах и своей особенной ценности делает человека действительно гордым. Даже если убеждение это ошибочно и основано на чисто внешних и условных преимуществах - это не вредит гордости, если только она существует в действительности и серьезно.

Злейшим врагом гордости служит тщеславие, которому сначала нужно добиться одобрения других, чтобы основать на нем собственное высокое мнение о себе; между тем как гордость предполагает, что такое мнение уже вполне прочно в нас утвердилось. Гордость часто вызывает против себя осуждение, исходящее от тех, у кого пет ничего, чем бы он мог гордиться.

Человек, обладающий отличительными достоинствами, поступает правильно, сохраняя их у себя на виду, чтобы не давать им прийти в полное забвение. Ибо тот, кто простовато игнорирует свои достоинства, рискует получить аналогичное же отношение к себе самому со стороны окружающих. Недаром прекрасная арабская пословица гласит: «Пошути с рабом, и он скоро повернет тебе зад». Нужно помнить слова Горация: «Являй гордость, заслуженно добытую».

Самолюбие принадлежит к числу тех черт нашего характера, которые нуждаются лишь в хорошем направлении, но отнюдь не в искоренении. Думать о себе и о своих делах больше, чем они этого заслуживают, полезно в том смысле, что тем самым поддерживается энергия к деятельности и стремление к достижению цели. Всякий новый вид деятельности вызывается, как правило, горячей верой в то, что будет получено нечто лучшее в сравнении с уже существующим. Не будь этого, люди бы только машинально повторяли уже достигнутое. Твердая уверенность в своих силах служит вернейшим залогом успеха в новом начинании. Вера в себя особенно похвальна в юности. «Если успеха могли добиться другие, то почему этого не могу сделать я?»-таково правило, которого следует придерживаться каждому. Мы должны подражать стрелку, который, дабы попасть в цель, целится обязательно чуть выше.

Самолюбие и уверенность могут быть залогом многого хорошего, если только эти качества не перерастают тех достоинств, которыми человек обладает в действительности. В противном случае они способны сделать его только смешным в глазах окружающих. Что же касается внутреннего влияния на нас самих, то самолюбие, развитое выше присущих нам достоинств, превращается во вредоносный яд, подтачивающий наши душевные силы.

Человек, считающий себя выше того, что он заслуживает в действительности и потому ожидающий от других гораздо большей благодарности и больших знаков уважения, чем их получает, проводит всю свою жизнь среди терзаний и беспокойств. Противоречия и неудачи мучают его гораздо сильнее, чем обычного человека, поскольку каждая допущенная в отношении него несправедливость кажется ему имеющей гораздо большее значение. Напротив, скромность нас успокаивает, смягчает неудачи и увеличивает значение радостей.

Самолюбие и гордость, существующие без подкрепляющих достоинств, должны рассматриваться как пороки нашего характера. Даже если эти черты сочетаются с другими положительными качествами, тем не менее окружающие люди даже в этом случае выносят их в нас неохотно в силу того, что каждый человек, тайно или явно, непременно обладает собственным самолюбием и потому не очень-то склонен к признанию хороших качеств в других.

Что касается самолюбия, развивающегося на базе более или менее высокого занимаемого официального положения, то здесь нередко бывает, что это самолюбие переходит в глупое высокомерие, причем тем чаще, чем сомнительнее достоинства этого человека.

Если же кто-то пользуется своим высоким положением для притеснения своих подчиненных, то такого человека нужно признать общественно вредным и низким существом. Сдержанность в высказывании собственных достоинств часто придает этим достоинствам особо выгодный для нас блеск, увеличивает их значение и, показывая немного, заставляет предполагать существование большего. Человек, одаренный талантом, будет держать себя скромно в кругу равных ему по уму людей. Человек ничтожный будет задаваться среди личностей еще более ничтожных. Людское самомнение доходит иной раз до того, что многие люди, даже признавая превосходство других над собой в уме, знаниях и твердости характера, тем не менее стараются доказать, что люди эти склонны ошибаться в тех или иных случаях. Талантливые люди вообще обладают более страстной натурой и потому чаще увлекаются даже в мелочах. И вот тут-то, в этих ничтожных ошибках, их и стараются поймать личности, хотя и уступающие им по уму, но более хладнокровные в выводах.

Бывают ситуации, в которых человек, даже скромный по натуре, может заразиться самомнением более, чем того стоит. Это случается, когда окружающие почему-то отказываются признавать те его достоинства, которыми он действительно обладает. Возникает чувство оскорбленного самолюбия, заставляющего человека заняться самооценкой даже выше существующих достоинств. В таких случаях возвращение к природной скромности происходит сразу же после того, как истинные достоинства человека будут оценены по заслугам. Но чтобы это случилось, недостаточно только иметь те или иные достоинства, надо еще уметь выставлять их напоказ в таком виде, чтобы они, в свою очередь, не оскорбляли ничьего самолюбия. В противном случае, если ваши качества будут колоть людям глаза, вы возбудите к себе только зависть и ненависть. Последние же действуют тайно и рано или поздно найдут случай унизить вас в свою очередь. Все средства для этого будут употреблены, а если не хватает фактов, в дело пойдет и клевета. Ваши мелкие недостатки будут раздуты, вас будут преследовать и карать с такой беспощадностью, что вы сами будете не в состоянии понять, чем вы их заслужили. Напрасны будут все ваши жалобы на несправедливость ваших врагов и на то, что вас дурно понимают. По этой причине возникает и та бездна булавочных уколов, которые выносит всякий человек, заявивший себя стоящим чем-то выше своего окружения. Человек скромный и не старающийся первенствовать во что бы то ни стало и потому не оскорбляющий ничьего самолюбия, напротив, мирно живет в кругу своих знакомых, не гоняясь за славой. Скромность в этом случае составляет лучшее лекарство против всех бед, порождаемых излишними порывами страсти. Однако и в выражении скромности не должна быть перейдена известная грань. Излишняя скромность не только бесполезна, но и положительно вредна. Слишком робкий и уступчивый человек никогда не поднимется выше уровня обыденной посредственности. Господствующими во всех отношениях личностями всегда были те, кто умел смело и прямо, без излишней скромности, проводить в жизнь свои взгляды и настойчиво добивался достижения поставленных целей.

Время на чтение: 2 мин

Благородство – это качество личности, отражающее сочетание высокого уровня развития таких черт, как нравственность, честность и самоотверженность. Значение слова благородство часто используется синонимично рыцарству и святости, подчеркивая уникальность и ценность личностных проявлений не только для самого человека, но и для окружающего социума.

Изначально слово употреблялось для характеристики целого набора качеств, присущих человеку из знатного рода или высокого происхождения, и обусловливалось это тем, что люди данных сословий проходили специальное обучение, развивающее эти черты. Подобное воспитание было необходимо для достойного несения ими выбранной службы или соответствия поступков высокому званию, где благородство было неразрывно с понятием чести. Сейчас благородные черты не обусловлены родом, ведь знания и воспитания стали доступны, поэтому они могут быть присущи человеку любого сословия, что зависит от личностных устремлений зрелости, моральных выборов и внутренних ценностей, однако связь с понятиями чести и честности, веры и преданности осталась.

Что такое благородство

Во многих источниках появление и сами принципиальные позиции благородства объясняются христианским влиянием и определением Бога, как источника данного качества, но, даже обойдя религиозные конфессии, понятие благородства является одинаковым в своем проявлении в различных странах, для него не существует разницы национальной и социальной, так и в уровне образования.

Благородство имеет определенный перечень своих проявлений и правил, относительно которых оценивается поступок человека, как нравственный или нарушающий понятия чести. Характерно также и наличие примеров из истории или личной жизни, на которые можно равняться (наиболее ярко подобные тенденции отражаются в рыцарских орденах, имеющих свой свод правил, а также выдающихся персонажей, о которых уже даже слагаются легенды).

Видимое благородство качество личности, возвышающее человека духовно, независимо от веры или атеизма, поскольку подразумевает искренние добрые поступки, совершаемые под руководством внутренних убеждений, а не под влиянием созданных законов и необходимостей.

Благородство качество личности, отражающее глубоко внутреннее, не обусловленное внешними факторами, стремление человека к совершению благих поступков и твердую волю в достижении своих устремлений. Благородного человека невозможно уговорить поступить иначе, поскольку тогда его поведение нарушит его же внутренние устои. Такие люди разделяют добро и зло без полутонов и оправданий, проводя между ними четкую границу, они не будут рассматривать предательство, как оправдывающее поведение при определенных обстоятельствах, для них это всегда останется предательством. Часто находясь перед выбором собственного благополучия и выгоды, благородные люди совершают ради других, и речь идет не только о великих подвигах спасения жизни, но также о более мирских вещах, таких как отдать самый вкусный кусочек, укрыть другого теплым одеялом, отказаться от выгодной сделки, если известно, что это кому-то навредит. Подобное принесение себя в жертву часто оправдано самим понятием и подразумевает отдачу своего времени и душевных сил, отодвигание собственных желаний на второй план и благотворительные пожертвования (от открытия фондов до того, чтобы отдать свою одежду или приготовить обед для бездомных).

Качество это не является врожденным или генетически обусловленным, оно приобретается в процессе воспитания и своим наличием и степенью проявления обязано окружающим ребенка людям, их ценностям, идеям, приемам и способам воспитания, морально-этическим качествам. Даже значение слова благородство имеет в себе данную информацию, отмечая, что такой характер был унаследован из благого рода, что ранее было возможно в аристократических семьях, причастных к духовенству или рыцарству, правлению. Сейчас это является неотъемлемой характеристикой культурного человека, независимо от его классовой, духовной, возрастной или образовательной принадлежности.

Понятие благородства настолько широко, что описать его при помощи пары синонимов не представляется возможным. Так, помимо действий, приносящих благо другим, оно включает еще и внутренние аспекты сопереживания и сочувствия, понимания других людей и непредвзятости в своем отношении, как проявления душевной чистоты.

Благородный человек не ставит себя выше другого и не станет считать какое-то внешнее проявление более значимым, вообще судить людей не является благородным поступком, но вместе с тем есть соблюдение кодекса чести и правил, определяющих достойное поведение. Руководствуясь подобным сводом правилам или ориентирами своей совести, благородный человек вполне может наказать преступника, пойти войной на врага или отказать в поддержке тому, кто лицемерен. Все благие поступки совершаются из искренности и душевной чистоты, но это не значит, что это добряки, которых можно вечно использовать в качестве покровителей, наоборот воля таких сильна, и они не будут потакать чужому растлению, резко, но достойно отваживая от себя людей с корыстными помыслами и недостойным поведением.

Признаки благородства

Несмотря на широту понятия и многоаспектность проявления благородства, можно выделить основные признаки или черты характера, позволяющие определять человека, как благородного. Сюда относится следование своим словам и поддержка их делами (соблюдение клятв и обещаний, строгое следование договоренностям, без внесения самостоятельных изменений, а только после обсуждения), поэтому они не подведут, даже если чтобы сдержать обещание придется пожертвовать собственным комфортом или планами.

Благородные люди имеют четкое понятие о справедливости, ценят это качество в окружающих и сами стремятся поступать по справедливым законам. Вы не увидите, как они отдают большую долю от совместной прибыли тем, кого любят, они разделят все в соответствии с вложенными усилиями каждого, а если понимают, что не могут объективно оценить ситуацию, то обратятся за помощью и советом, но не поддадутся на чувствами и провокации иного рода.

Обычно благородные достаточно сильны, и не столь физически, сколько духовно и интеллектуально, но свою силу и навыки они никогда не используют с целью подчинения других или указания на их недостатки. Наоборот, знания и сила используются, чтобы помочь окружающим в их развитии и преодолении трудностей, а высокое развитие душевных качеств помогает не делать покровительственно и свысока, вместо этого оставаясь с человеком на равных и проявляя одинаковый уровень уважения и к королям и к бездомным.

Благородство заставляет совершать добро другим, не скупясь ни на собственное время, ни на материальные блага. В своих проявлениях такие люди не боятся оказаться странными и выделяющимися, а вот чего опасаются, так это совершить недостойный поступок или влекущий за собой беды других.

Сила духа позволяет видеть в других только лучшее и поддерживать в человеке эти задатки, они не будут постоянно делать замечания и тыкать в ошибки, сделают вид, что не заметили, указав на то, какие достойные черты человек может развивать. Эта же внутренняя сила уберегает их от жалоб и нытья, заставляя бороться с трудностями, а не останавливаться. Благородные люди легко прощают других и практически никогда не прощают себя, строгость оценивания и требования к себе у них всегда максимальны.

Благородство и верность

Верность имеет много схожего с благородством в своих характеристиках, но это различные качества, хотя и идущие всегда рядом. Невозможен благородный человек, попирающий законы верности, как и верность, является отражением благородства духа. Само понятие верности также является одним из морально-этических компонентов личностного проявления и характеризует неизменность человека в своих выборах и чувствах, исполнение наложенных обязательств и долга, несмотря на происходящие изменения. Само слово верность является производным от веры и говорит о незыблемости человеческой веры, подтверждаемой неизменностью приверженности. Это может быть вера в Бога и тогда верность проявляется неукоснительным соблюдением законов писания, или вера в человека, и тогда верность будет проявляться в соблюдении чистоты и постоянства отношений, а возможно проявление веры в идею и верность ей через развитие и претворение в жизнь. Как благородство требует от человека неукоснительного выполнения своих слов, так и верность требует неукоснительного и постоянного следования выбранному пути.

Основываются понятия верности и благородства на схожих вещах: честности, смелости, уверенности, неизменности, твердости духа, уверенности в собственных решениях, а также следовании благому (не исключительно для себя, но в понимании человечества). Одним из проявлений рыцарского благородства (как основного примера и образа, приходящего при произнесении слова) является верность своему королю, делу и своей женщине. Если хотя бы в одном из моментов верность была нарушена, сомнению подвергался весь моральный облик человека, вплоть до лишения звания. Сейчас рыцарство имеет несколько иной вид, но благородство человека, не проявляющего верность немыслимо до сих пор, причем верность не только внешним фигурам (начальнику, делу, женщине, идее), но и самому себе и своим внутренним принципам.

Никак не идёт у меня из головы история из далёкого детства…

Лето, дача. Было нам, юным дачникам, лет по 8-9, не больше. Я была безусловным лидером, главной, командиршей. Вся большая компания крутилась вокруг меня, вокруг моих бесконечных фантазий и идей. Но я была жёстким, недемократичным лидером. Дисциплину держала - ой-ёй!)) И чего меня слушались? Почему подчинялись? Думаю, потому что со мной всегда было ИНТЕРЕСНО. Я беспрестанно придумывала небанальные игры и занятия, устраивала концерты и спектакли, под моим предводительством мы ходили в кино, а потом обсуждали и фонтанировали фантазиями. Я была лучшим рассказчиком и сочинителем «страшек» и «смешинок».

Своё лидерство я воспринимала как нечто само собой разумеющееся. По-другому никогда, собственно, и не было. Так должно быть, так заведено. Кем, с какой стати? - этих вопросов девочка Катя себе не задавала. Она просто была уверена, что только так и может быть. Ведь она - дочь своей Великой Матери! Эта мать рассказывала ей часто, как она всегда была самой главной и центровой во всех компаниях с самого детства… как она умела «держать аудиторию» и подчинять всех себе. Она этим гордилась. Поэтому я собой гордилась тоже: я умела держать любую детскую аудиторию и подчинять всех себе. Мои друзья никогда не гуляли без меня: в первую очередь они с самого раннего утра бежали к нашему домику, и если «королева» изволила завтракать, то вся ватага теснилась на ступеньках нашего крыльца - ждала свою королеву. Ребята без меня не играли и никуда не ходили. Да, так и было…

Я гордилась, мама тоже гордилась. И ни разу, ни единого раза она не объяснила мне одной простой, но Самой Важной Вещи…

Но прежде - о мальчике... Он появился в нашей компании ненадолго, буквально на пару месяцев, наверное. Я плохо помню, что и как там было, но отчего-то мы его не очень приняли. Вот… попыталась свалить на всех - написала «мы». Нет уж, милая, раз ты была лидером - бери ответственность на себя! Да, конечно, это было моё «дурное расположение духа» по отношению к мальчику, но попробовал бы кто-нибудь пикнуть!

И стали мы его… как-то от себя отгонять, что ли… А он, прилипчивый и упорный, всё ходил за нами, ходил… И часто почему-то пытался сесть или идти рядом со мной… А однажды мне почудилось, что кто-то провёл рукой по моим длинным волосам. Я вся вскинулась и испепеляюще зыркнула на мальчика… А потом было ещё что-то и ещё… Не помню. Но вот однажды он страшно «провинился»: случайно наступил на мышонка. О, это был прекрасный повод навсегда поставить неприятного мальчика на место! Ух, как мы… Я, Я! - раздухарилась по этому поводу! Во-первых, мы устроили мышонку пышные похороны. И установили памятник из кирпича с цветами.

А во-вторых… Ну, убейте меня, сукой я была, знаю - мы под моим предводительством пошли к мальчику домой и что-то сказали его маме, типа, «ваш сын - живодёр». Помню, как куда-то убегал и громко плакал бедный мальчик… и как грустно сказала мне его мама, стоявшая на крыльце: «Что ж ты, Катя, ты ж ему так нравишься…» Помню, как кровь бросилась мне в голову, и я подумала, что за такой позор просто убью мальчишку. Я чуть ли не кулаками потрясла в ответ и, гордо вскинув голову с пунцовой от гнева физиономией, пошла прочь, топая ногами и уводя за собой мою свиту…

У меня слёзы сейчас наворачиваются на глаза, когда я вспоминаю того мальчика! Мне так стыдно за себя и так его жалко! До слёз - без преувеличения. Как бы я сейчас хотела попросить у него прощения, как покаялась бы! И вот, что сказала бы ему в оправдание той восьмилетней жестокой девочке…

Понимаешь, мой милый мальчик, я была Главной. В школе была командиром «звёздочки» и командиром отряда, отличницей и самой первой во всём. На даче абсолютное лидерство тоже было моё. Была жёсткой и даже жестокой. Но не понимала этого… В меня было вложено матерью стремление к тому, чтобы быть самой-самой, но ни на грамм не было вложено понятие БЛАГОРОДСТВА силы и власти! Ни единого раза никто не объяснил мне, что тот, кто сильнее, должен быть добрым и благородным, щедрым и широким душой. Иначе грош цена этой силе и этой власти. Мать радовалась, глядя на все эти мои «успехи» и не учила благородству. Потом я буду наказана за это и сама, своей шкурой дойду до этих элементарных понятий и понимания. Но тогда ещё этого не было.

Понимаешь, мальчик, моя мать всей своей жизнью до самого конца доказывала, что тот, кто сильнее, может пользоваться своей силой без оглядки на что бы то ни было: на чью-то боль, на чьи-то страдания, на то, что все - разные, на другое мнение, в конце-то концов! Моя мать до самой смерти топтала тех, кто не в её свите, кто смеет иметь своё мнение или чем-то отличаться от тех, кто безусловно «припадает» и слушается. Или даже просто - НЕ НРАВИТСЯ. Иррационально - не нравится, и всё. Это страшно, мальчик… И тебе тогда было страшно и обидно, непонятно и больно. А я не снисходила до того, чтобы хотя бы пожалеть, потерпеть, поговорить, попытаться найти что-то общее между нами! Наверное, для маленьких детей это непосильная задача, но уж быть добрыми и благородными они должны уметь хотя бы на уровне понимания того, что так себя вести - это правильно и хорошо. Но этому нужно учить, детей надо воспитывать! Когда даже необходимые слова не произносятся в процессе воспитания, откуда что возьмётся?

Прости меня, мальчик! Я виновата перед тобой, но мне тогда было так мало лет, а в душе не было всего того хорошего, что должны были вложить родители. Они не могли этого вложить - у них самих этого не было.

Считаю, что мне удивительно повезло! Я сумела, пусть не с самого начала, пусть через жуткие испытания, но всё-таки понять, какая огромная сила есть у благородства сильного! Какие возможности у того, кто имеет силу и власть, но при этом ласков с людьми, жалеет их и понимает их боли. Поэтому я не повторила путь своей матери - грустный, некрасивый, с печальным финалом. И не повторю уже…

Мне бывает горько наблюдать за сильными людьми, которые радостно размахивают своей палицей-властью и крушат вокруг себя всё, каждый раз доказывая, что они - сильные и владеют миром. Это иллюзия. Чуть только тигр Шерхан ослабеет, те же шакалы тут же сами набросятся на него и сожрут. А рядом не окажется никого или почти никого, кто на самом деле любит и готов быть до конца рядом. И вся эта сила-власть окажется пшиком… Но нынешние сильные, пока сильны, не думают об этом, возможно, не знают, не понимают. Им тоже мама не рассказала.)) А своего опыта пока нет. Что ж, печальные открытия у них впереди.

Сила - это повод опекать слабых. Сила - это возможность помогать кому-то. Сила - это умение слушать других и воспринимать их точку зрения. Всё остальное - это дурная палица в руках у идиота-культуриста.

Конечно, сила даёт огромное преимущество в борьбе за свои права и в наказании тех, кто его заслуживает. Но если речь не о врагах, то сила должна быть доброй и благородной. Иначе в ней нет никакого смысла.

Если бы это мог прочесть тот мальчик!..


Писатель, публицист Дмитрий "Гоблин" Пучков посетил Russia Arms Expo в Нижнем Тагиле, "поглазел", как он сам выразился, на танк нового поколения "Армата" и заявил: "Не надо стесняться!" Он убежден, что Россия должна быть сильной страной, и производство оружия – та отрасль, в которой мы преуспели и должны наращивать превосходство. "Да какое благородство? Сила должна быть!" – заявляет он. Ну, а с развитием патриотизма в стране все просто – достаточно в армии послужить.

Вопрос: Вы в первый раз на выставке, что успели посмотреть?

Дмитрий Пучков: Обилие техники удивляет. Многие думают, что у нас ничего не делается. Но вот, пожалуйста, здесь представлена масса моделей.

Вопрос: Согласитесь ли с тем, что такие выставки - элемент "мягкой силы", что они нужны для демонстрации силы государства?

Дмитрий Пучков: В моем понимании, оружие денег приносит больше, чем продажа наркотиков. Оружие - это то, что мы умеем делать хорошо. У нас не получаются БМВ и "Мерседсы", личный автотранспорт, а вот танки и системы залпового огня получаются, как следует. Поэтому, это наша поляна, мы можем на ней зарабатывать успешно, можем продавать. Естественно, такие выставки нужно проводить. И в моем понимании, это делается не для того, чтобы людям показывать, а для того, чтобы продавать. Здесь масса иностранцев, которые жаждут эту технику купить.

Вопрос: Вчера было подписано соглашение о том, чтобы в Нижнем Тагиле развивать военно-технический туризм и военно-патриотический кластер. Видите ли Вы перспективу?

Дмитрий Пучков: Развлекуха должна быть, но я думаю, это комариный укус по сравнению с тем, что на самом деле может делать эта техника.

А вообще – в армии надо служить. Там накатаешься до упаду. Ствол два раза почистишь – и так патриотизм окрепнет, как ни от чего другого. Тут, на мой взгляд, другое. Это не совсем туристический проект, мне это не совсем понятно – через полстраны проехать, чтобы тут на танке покататься. Наверное, это лучше делать вокруг Москвы, Питера, Новосибирска, других крупных городов, а сюда ехать тяжело. Но дело, безусловно, полезное.

Вопрос: Сейчас много обсуждают, что в торговлю оружием все больше вмешивается политика. Стоит ли подобные выставки расценивать как способ политического продвижения интересов на международной арене?

Дмитрий Пучков: Мега-держава США продает своим союзникам вооружение, а мы своим. Они, например, продают в Латвию, Литву, Эстонию, которые глубоко антисоветские, а, значит, антирусские режимы, а мы китайцам, индусам и прочее, тем, кто с нами дружит. Политический аспект, конечно, есть. Нам не надо стесняться, надо везде лезть, везде предлагать. А цена до сих пор имеет решающее значение. Одно дело, например, супер-пупер снайперская винтовка, которая стоит 10 тыс. баксов, и крайнее нежна, крайне точного боя, пыль с нее надо кисточкой смахивать. Другое дело СВД, роняй ее в грязь, она все равно будет стрелять, и стоит в 20 раз меньше. Мне кажется, этот фактор очень важен, не зря же автомат Калашникова размещен на флагах многих стран.

Вопрос: Так и Т-90 может появиться на флагах?

Дмитрий Пучков: Дороговат. Танк сам по себе дороговат.

Вопрос: Вчера гендиректор УВЗ Олег Сиенко сказал, что мы все время по правилам себя ведем, это делают слабые и благородные, и наше благородство зашкаливает. Есть у Вас такое ощущение?

Как-то в школе предстояло праздничное мероприятие, на которое пригласили родителей и прочих родственников. Я пришла раньше времени и нарвалась, вероятно, на момент, когда ученики, устав от очередного урока, вырываются из классов и шумно выражают свои «любезности» друг другу: кто-то бросился играть в догонялки, кто-то начал ставить бегающим подножки, кто-то толкал всех подряд. Лишь более спокойные разошлись по углам чтобы им не мешали болтать между собой или звонить по телефону.

Девочки не отставали от мальчиков не только в физических развлечениях, но и в выражениях слов, в том числе и с нецензурной бранью.

Но вскоре всех пригласили в зал. Когда по программе мероприятия начали проходить игры и учительница бойко пригласила смелых учеников поучаствовать в игре, смелых почему-то не оказалось - среди мальчиков вообще, и лишь две девочки добровольно вызвались поучаствовать в игре. Остальных участников учительнице пришлось называть пофамильно и под напором нужных слов...

И тут мне вспомнился один случай, свидетелем и невольным участником которого я стала.

Как-то иду через микрорайон к подруге. Впереди, прямо на дорожке, стояли пятеро ребят, приблизительно 9-10классов. Они активно обсуждали свою проблему, смачно приправляя её матами. На моё приближение к ним они совершенно ни как не прореагировали. Даже после моей фразы: «Что, мальчики, в русском языке слов не хватает для речи?» - речь их продолжалась в том же духе.

У подруги я была не долго. Иду назад по той же тропинке. Стоят те же ребята, но на сей раз они так были увлечены дружным пением (кстати, вполне пристойной песни), что не заметили, как я приблизилась к ним. Но увидев моё приближение, они тут же замолкли, и нужно бы видеть их!!! Сама СКРОМНОСТЬ спустилась с Небес и осенила всех пятерых своей благодатью. Опустив головы, ребята отвернулись, поникли и стали выжидать, когда я пройду.

Получилось, что петь песню при незнакомой женщине им стало очень СТЫДНО, а вот выражать нецензуру (при той же женщине), было само собой разумеющимся.

Ладно, это лишь пять мальчишек, но ведь подобные моменты извращённого понимания хорошо- плохо, можно-нельзя, красиво-безобразно, полезно-вредно, сегодня наблюдаются ВЕЗДЕ. Это извращение царствует всюду и им страдают как зрелые люди, так и дети. То есть, нагрубить, нахамить, почему-то большинству гораздо легче, чем выразить благородство, благодарность, красоту в своём поступке - выразить чистую радость (без атрибутов пошлости), приятные эмоции и т. п..

Последнее время стало очень заметно, как люди теряют ориентиры в том, ЧТО? такое ХОРОШО, а ЧТО? такое ПЛОХО. Нагрубить, обозвать друг друга в общественном транспорте или в магазине, где-то в очереди, на работе или дома, не составляет труда многим. А в интернете и того больше. Иногда прочтёшь чей-нибудь комментарий и думаешь, хорошо, что рядом нет оскорбителя, и хорошо, что ещё не придумали, как на расстоянии расколотить компьютер обидчика. А то пострадали бы ох как многие!!!

И не лучше ли демонстрировать друг другу не свои животные привычки и страсти, а человеческие, которые показывают на сколько мы можем быть Человечнее, то есть, благородными, культурными, легко прощающими обиды и невежество других.

Вспомните, разве лично Вам не помогало Ваше благородство в жизни и разве не было приятно, когда его Вы ощущали от других?