Машиностроение - «кит», на котором стоит по большей части вся промышленность практически любой страны, в этом числе и России. Для такого крупного государства как наше машиностроение является отраслью, определяющей уровень и пути развития всей экономики.

Специальность машиностроение делится на авиастроение, судостроение, автомобилестроение, энергетическое машиностроение, станкостроение и даже производство сельскохозяйственной техники.

Прежде чем окончательно остановить свой выбор на профиле машиностроения или технологии машиностроения следует проанализировать свои желания и возможности.

Необходимо оценить умения в математике и физике, необходимо осознать, насколько интересно будет посвятить большую часть времени процессу черчения.

Поступив на первый курс института или техникума, первым делом начинающий машиностроитель приступит в изучению начертательной геометрии, сопромата, теормеха, теплотехники, физики.

После первого курса отчисляются студенты, не выдержавшие испытание линейки и карандаша, поэтому чтобы не потерять впустую год своей жизни стоит уделить внимание особенностям выбранной специальности, сделав выводы.

Если сопромат, черчение и физика – не являются словами, вызывающими страх и трепет, можно смело подавать документы в машиностроительный вуз.

Технология машиностроения специальность

Специальность технология машиностроения в общероссийском классификаторе специальностей обозначена под кодом 151901, по окончанию вуза дает право носить статус инженера, открывает перспективы по различным направлениям.

Технология машиностроения специальность техник, техник-технолог машиностроения – специалист, который контролирует качество производимой предприятием продукции и отвечает за выполнение всех связанных с этим необходимых расчетов. А вот станочник стоит за станком и вручную вытачивает детали.

Существует должность оператора станка ЧПУ, где сотрудник только задает команду программе, а уже она делает всю работу автоматически.

Инженер по наладке и испытаниям следит за исправностью оборудования на предприятии, несет ответственность за планировку и проведение ремонта, осуществляет помощь станочникам в настройке станков, а также ведет расчет рекомендуемых настроек станков. Кроме того, за инженером закреплена обязанность, заключающаяся в оформлении технической и нормативной документации по оборудованию, которое попадает в его зону ответственности.

Специальность "Технология машиностроения" помимо прочего изучает методы усовершенствования деталей и оборудования. Все это обязанности инженера-конструктора. Многие промышленные предприятия имеют свое конструкторское бюро, в котором инженеры-конструкторы отвечают за изобретение новых видов конструкций для машиностроения.

Технология машиностроения специальность СПО

Закончив специальность 15.02.08 технология машиностроения, кстати, это можно сделать как после средней школы, так и после основной, на руках останется диплом среднего профессионального образования. Специальность технология машиностроения – колледж или машиностроительный или металлургический техникум – учебные заведения, которые позволяют получить желаемое образование.

Учебная практика по специальности технология машиностроения

Во время практики учебное заведение предоставит возможность ознакомиться с будущей профессией вплотную. Лицом к лицу студент на втором курсе столкнется со слесарным делом, а на третьем курсе пройдет механическую практику, где впервые станет за станок, попробует то, с чем придется иметь дело всю жизнь.

Машиностроение специальность - ВУЗы

Известно, что существует общероссийская классификация специальностей, согласно которой код специальности машиностроение – 150700. Окончить обучение по профилю можно в любом технологическом вузе. Пятерку самых престижных вузов в машиностроении открывает Московский технологический университет (МИРЭА , МГУПИ , МИТХТ ). Следующую позицию в рейтинге занимают Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ ) и Московский государственный технологический университет «СТАНКИН ». На этом варианты для поступления по специальности машиностроение не ограничиваются. Почти каждый город может похвастаться наличием технического вуза.

Особенность состоит в специфике каждого региона. Так, в Сибири в машиностроительных вузах делают упор на сферу добывающей и обрабатывающей промышленности, а, например, Центральный федеральный округ ориентирован на конструирование и эксплуатацию машин в авиастроении, создании космической техники, двигателестроении, автомобилестроении, станкостроении. Одним словом, в каждом регионе - собственная специфика.

По окончании четырех курсов обучения, сдачи госэкзаменов и, традиционно, защиты выпускной работы студент получает диплом о присвоении ему квалификации бакалавра. При желании возможно продолжать повышать уровень своего образования в магистратуре.

Работа по специальности машиностроение

Освоив специальность машиностроение, «кем работать?» возникает правомерный вопрос у каждого выпускника. Преимущество образования в сфере машиностроения в наличии огромного количества вакансий в любом городе, лишь бы были знания и желание работать по специальности. Кроме того, особенностью такого технического образования является то, что выпускник машиностроительного вуза без преувеличений сможет работать в совершенно разных сферах и направлениях из-за огромной базы полученных знаний и широкого круга изученных дисциплин.

Выпускники бакалавриата найдут себе работу в должности технолога, техника или младшего инженера на предприятиях машиностроительного комплекса. По большей части отвечают они за безопасность на предприятии, контролируют соблюдение технологий, руководят работой младших сотрудников, отвечают за соблюдение всех норм и регламентов на предприятии, ответственны за ремонт оборудования.

Специальность машиностроение довольно общее понятие, поэтому вопрос о зарплате довольно неоднозначен. Как известно, отрасли промышленности в России находятся на разных этапах развития, в соответствии с этим и заработные платы на предприятиях кардинально разные.

В России сегодня наиболее оплачиваемым трудом является сфера добывающей промышленности (нефтяная и газовая). Надежду на успешную карьеру и достойную оплату труда дают автоконцерны, где выпускники могут занимать должность механика или наладчика оборудования.

Абсолютно невозможна без использования самых разнообразных энергоресурсов, которые люди научились активно добывать как из недр земли, так и из других источников. Так было всегда и так есть сейчас. Вместе с тем вопрос развития вспомогательных устройств и механизмов, помогающих осуществлять подобную деятельность людям, и сегодня стоит особо остро. Над разработкой силовых агрегатов работают целые научно-исследовательские институты и профильные предприятия. Поэтому неудивительно, что энергетическое машиностроение остается в приоритете для многих стран мира, в том числе и России, ведь развитие данного стратегически важного направления способно вывести государство на принципиально новый уровень технологического и

Краткий обзор отрасли

Энергетическое машиностроение - мощнейший дивизион промышленности, специализирующийся на создании деталей, узлов и агрегатов для атомной энергетики, различных электростанций, котельных и прочих подобных установок.

Примечательно, но даже в условиях жесткого экономического кризиса эта отрасль продолжила свою работу, хотя и несколько снизила объемы производства. Этот факт не вызывает удивления, поскольку потребность в технике данного направления остается на прежнем уровне.

Российская мощь

Энергетическое машиностроение Российской Федерации представлено достаточно большим количеством предприятий (более 50). Работа отечественных машиностроителей, конечно же, испытывает некоторые трудности с наличием стабильных технологических связей и недостатком модернизации, однако работы в этом направлении ведутся достаточно активно и можно даже сказать успешно. Наличие переобучение старого персонала и подбор молодых и энергичных специалистов, выход на контакт с зарубежными партнерами - всё это в сумме позволяет проводить перспективное планирование развития отрасли с твёрдой уверенностью в ее стабильном прогрессе.

Кадровый потенциал

На территории страны функционирует несколько вузов, в которых "энергетическое машиностроение" - специальность, которой обучаются тысячи студентов. Учебный процесс ориентирован на изучение ведущих новинок мирового создания энергогенерирующих объектов. Лучшие студенты проходят практику за границей. Множество молодых инженеров-энергетиков по окончании учебного заведения становятся сотрудниками машиностроительных предприятий, внося свой посильный вклад в их прогрессирование.

Подмосковный гигант

Чеховский завод энергетического машиностроения расположился в 70 км южнее Москвы. Его история как предприятия началась еще в сентябре 1942 года. Завод оказал существенное влияние на процесс восстановления послевоенных ТЭС, которые практически все были разрушены и не могли выполнять свои функции. Основными векторами деятельности этого стратегически важного объекта являются:

Чеховский завод энергетического машиностроения разрабатывает и выпускает комплектующие для рабочих сред «пар» и «вода», помогая тем самым развиваться химической, нефтегазовой и другим отраслям промышленности. Рабочее давление арматуры завода способно выдерживать до 400 атмосфер, температуру до 650 градусов Цельсия.

В числе производимых деталей значатся:

  • Задвижки.
  • Клапаны обратные.
  • Предохранительные клапаны.
  • Импульсные клапаны.
  • Дроссельно-регулирующая аппаратура

Весь список комплектующих, сходящих с конвейера завода, проходит жёсткий технический контроль и находится в соответствии с международными стандартами.

Партнер нефтяников и газовиков

Пензенский завод энергетического машиностроения активно сотрудничает с гигантами российской экономики: "Роснефтью", "Лукойлом", "Башнефтью" и другими. Кроме того, продукция завода эксплуатируется в металлургии, на химических предприятиях и прочих энергоемких объектах.

В целом Пензенский завод энергетического машиностроения - это выпуск широкого спектра оборудования, а именно:

  • Различных емкостных аппаратов, рассчитанных на давление в пределах 200 атмосфер.
  • Емкостного оборудования.
  • Оборудования для разнообразных резервуаров.
  • Запорной трубопроводной арматуры.

Работа предприятия ориентирована не только на внутренний рынок, но и на заказчиков из-за рубежа.

Промышленный двигатель Алтая

Барнаульский завод энергетического машиностроения является на сегодняшний день одним из самых современных и развитых предприятий Алтайского региона. Завод поставляет тягодутьевые машины (дымососы и вентиляторы). Качество выпускаемой продукции предприятия подтверждено международными сертификатами качества, а также соответствующим разрешением Ростехнадзора.

Барнаульский завод энергетического машиностроения имеет широчайшую географию поставок производимого оборудования, которое, кроме России, поставляется в Таджикистан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Украину, Испанию, Германию, Финляндию, Мексику, Армению, Индию, Голландию, США, Великобританию, Польшу, Швейцарию, Бельгию, Грецию.

Номенклатура предприятия включает в себя такие товары:

Дымососы различной специализации (для горячих газов, мельничные, специальные и прочие).

Вентиляторы.

Эксгаустеры.

Станции жидкой смазки.

Змеевики.

Коллекторы.

Нестандартные изделия и запчасти.

Руководство завода прилагает усилия, дабы ассортимент выпускаемых агрегатов максимально расширялся, а обновление основных фондов проходило регулярно.

Авторитет российских инженеров

Известно, что энергетическое машиностроение - специальность, востребованная в инженерной среде. И потому становится понятным тот факт, что высококлассный специалист в данной сфере всегда будет обеспечен хорошо оплачиваемой работой. Отечественные разработчики прекрасно зарекомендовали себя в кругу профессионалов и пользуются вполне заслуженным уважением среди иностранных коллег. Некоторые новинки российского производства сегодня являются лидерами, которые не имеют аналогов в мире.

Любой российский завод энергетического машиностроения в условиях современности считает для себя особо важным и возможным внедрять абсолютно новые производственные мощности для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Такие шаги неизменно приводят к получению позитивного результата.

Государственные приоритеты

Отметим, что энергетическое машиностроение - источник доходов государственного бюджета, вклад которого сложно переоценить. Благодаря реализации продукции за границу формируются валютные поступления, позитивно сказывающиеся на платёжеспособности и экономической мощи страны. Руководство государства уделяет пристальное внимание развитию отрасли, поддерживая ее прогрессивную динамику принятием важнейших нормативных актов. Так, 15 апреля 2014 года было утверждено постановление правительства РФ, в котором были озвучены основные тезисы и направления повышения уровня технического перевооружения и выхода на новый виток модернизации старого оборудования.

    Оценивая современное состояние отечественного энергетического машиностроения, в первую очередь следует отметить изменение статуса российских производителей на отечественном рынке по сравнению с началом 90-х годов. В то время большинство предприятий отрасли находилось в кризисном состоянии, что создало транснациональным компаниям, выпускающим энергооборудование, благоприятные условия для закрепления на рынке России. Такие мировые гиганты, как Siemens, ABB, General Electric, Westinghouse Electric, практически полностью захватили рынок энергетического оборудования, поставляя свою продукцию для строительства новых и реконструкции действующих ТЭЦ, ГЭС, АЭС. В подобных условиях российскому энергомашино-строению отводилась роль вспомогательного производства. Среди основных причин этого можно назвать отсутствие у предприятий достаточных инвестиционных ресурсов для модернизации технологического оборудования и повышения качества продукции, а также разрыв традиционных связей с партнерами.
    В последние годы наблюдается перелом создавшейся ситуации в пользу отечественных предприятий: иностранные концерны все чаще признают российские компании достойными конкурентами и вступают с ними в партнерские отношения. При этом им приходится инвестировать в российское энергетическое машиностроение. Так, в рамках инвестиционной программы Ленинградский металлический завод (ЛМЗ) получил от фирмы Siemens, участвовавшей в его приватизации, 20 млн долл., а - 12 млн долл. Более того, в последнее время связка ЛМЗ - Siemens уже пытается работать не только на российском рынке, но и в Китае, странах Восточной Европы и в Финляндии.
    Главную роль в оздоровлении ситуации в отрасли сыграло объединение ведущих производителей энергооборудования в единую организационную структуру - финансово-промышленную группу (ЭМК), которая сегодня полностью контролирует отечественное энергомашиностроение и борется за получение заказов не только на территории России и стран СНГ, но и на мировом рынке.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ОТРАСЛИ

    Энергетическое машиностроение России в целом насчитывает более 50 предприятий (из них около 30 - участники ЭМК). Однако, на наш взгляд, реальный интерес для оценки картины в отрасли представляют в основном стабильно функционирующие крупные компании (рис. 1). К ним в первую очередь относятся предприятия - лидеры ЭМК, расположенные в Санкт-Петербурге:

  • АО (ЗТЛ).
        Вторую группу образуют менее известные участники ЭМК (их около 27):
  • АО, Белгород;
  • АО, г. Подольск Московской обл.;
  • АО, г. Чехов Московской обл.;
  • АО, Екатеринбург;
  • АО, Ростовская обл.;
  • АО, Барнаул, и др.
        Третью группу составляют предприятия, не входящие в ЭМК, но стабильно работающие и представляющие интерес:
  • АО, Ростовская обл.;
  • АО, Новосибирск;
  • АО, г. Калуга;
  • АО, Санкт-Петербург;
  • АО, Санкт-Петербург, и др.
        В структуре энергетического машиностроения можно выделить следующие виды производственной деятельности:
  • производство турбинного оборудования (ЛМЗ, Завод турбинных лопаток, Калужский турбинный завод);
  • выпуск электрических машин и электротехнического оборудования (, Уралэлектротяжмаш, Элсиб);
  • производство котельного оборудования (Подольский машиностроительный завод, Белэнергомаш, Сибэнергомаш);
  • производство трубопроводов, арматуры, труб и их элементов для энергетики и других отраслей промышленности (Чеховэнергомаш, Белэнергомаш, Сибэнергомаш, Завод турбинных лопаток, Невский завод);
  • производство уникального насосного оборудования, тягодутьевых машин (ЛМЗ, Невский завод, Сибэнергомаш, Уралгидромаш);
  • металлургическое производство (ЛМЗ, Завод турбинных лопаток, Пролетарский завод и др.);
  • выпуск специального оборудования для АЭС (ЭМК-Атоммаш, Петрозаводскмаш, Подольский машиностроительный завод);
  • комплексное проектирование электроэнергетических объектов (ЭМК в целом).

    ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА

        На состояние производственной сферы большинства российских предприятий энергетического машиностроения негативное влияние оказывают следующие факторы:

  • высокая степень износа технологического оборудования, не позволяющая удерживать качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов;
  • отсутствие достаточных собственных средств для модернизации производственной базы;
  • нестабильность технологических связей в рамках некогда единого производства.
        В последние годы наметились серьезные предпосылки к коренному изменению состояния отраслевого производства в сторону улучшения. Определяющим фактором здесь стало объединение в середине 90-х годов ведущих российских производителей энергооборудования в финансово-промышленную группу. Последнее обусловлено главным образом необходимостью создания единой технологической цепочки, в рамках которой эффективность деятельности ее участников значительно возрастает.
        В результате у компаний, объединенных в ЭМК стабильными технологическими связями, появились возможности для получения крупных комплексных заказов на энергетическое оборудование со стороны как отечественных, так и зарубежных предприятий. Кроме того, участие в инвестиционных программах, финансируемых ЭМК, позволяет компаниям-участникам модернизировать производственное оборудование, что существенно расширяет их экспортный потенциал, увеличивая шансы на победу в международных тендерах на поставку энергооборудования. Функционирование в рамках ФПГ также позволяет получать более выгодные условия финансирования, что особенно важно при конкуренции с мощными европейскими промышленными корпорациями, имеющими высокий международный кредитный рейтинг.
        Динамика объемов выпуска продукции ведущих предприятий энергетического машиностроения характеризуется прежде всего прекращением спада производства, что на фоне общего кризиса промышленности положительно характеризует состояние отрасли. Общей тенденцией 1997 г. стало стабильное увеличение объемов производства. В частности, производственная программа предприятий ЭМК в целом выросла на 21%. При этом потенциал реального роста в будущем далеко не исчерпан. Среди лидеров по темпам прироста объемов товарного выпуска в 1997 г. следует выделить АО, увеличившее производство до 612 млрд неденоминир. руб. (53,4%), а также АО, объем его выпуска возрос на 30,2% - с 430,2 млрд руб. в 1996 г. до 560,3 млрд в 1997 г.
        Перспективы развития производства российского энергомашиностроения, на наш взгляд, - в специализации производственной базы каждого отдельного предприятия на определенной группе продукции. Подобная политика активно разрабатывается и начинает применяться Энергомашкорпорацией для своих компаний.
        В настоящее время производственные программы большинства отечественных производителей энергетического оборудования относительно высоко диверсифицированы (рис. 2). Такие крупнейшие предприятия, как ЛМЗ, Уралэлектротяжмаш, выпускают оборудование практически для всех типов энергопроизводств.
        Планы 1998 г. предусматривают реорганизацию производственных сфер деятельности основных компаний - участников ЭМК с целью их узкой специализации. Это позволит отечественным предприятиям конкурировать не между собой, а, ориентируясь на комплексные заказы, оказать достойную конкуренцию мировым лидерам машиностроения - Siemens, ABB, Inexa, General Electric и др. Вместе с тем подобная специализация делает необходимым жесткий контроль за целостностью и согласованностью единой технологической цепочки, что довольно трудноосуществимо в современных экономических условиях.
        Ликвидация дублирующих производств путем обмена производственными участками также позволит предприятиям энергомашиностроения в 1998 г. существенно снизить постоянные расходы и увеличить объем продукции на 1 кв. м производственных площадей. В частности, АО станет производственным подразделением ЭМК по выпуску турбо- и гидрогенераторов, передав остальные виды производств на Подольский машиностроительный завод, Петрозаводскмаш, и Завод турбинных лопаток. В то же время производство генераторов будет прекращено на Уралэлектротяжмаше. Литейное производство ЭМК планируется сконцентрировать на Петрозаводскмаше.

    СБЫТ И КОНКУРЕНЦИЯ

        Спрос на продукцию отрасли формируется отечественными и зарубежными предприятиями как электроэнергетики, так и нефтегазодобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, металлургической и других отраслей.
        Оценивая величину внутреннего спроса, прежде всего необходимо отметить значительный износ основных фондов российского энергетического комплекса, а следовательно, огромные потребности в реконструкции оборудования большей части ТЭК, высокий уровень отечественного спроса на продукцию энергомашиностроения.
        На территории России расположено более 300 тепловых, 40 гидравлических и 9 атомных электростанций, ежегодная выработка проектного ресурса которых значительно опережает темпы ввода новых мощностей. Монополия на их производство и обслуживание принадлежит Энергомашкорпорации. Об устойчивости положения ЭМК на внутреннем рынке свидетельствует структура оборудования, установленного на электростанциях России (рис. 3).
        Главным партнером российских энергомашиностроителей выступает РАО. В РАО разработана перспективная программа строительства новых энергомощностей на ближайшее десятилетие, предусматривающая строительство до 2005 г. около 44 электростанций и сооружение примерно 10 тыс. км новых линий электропередач. Однако в результате неплатежей и прекращения бюджетного финансирования ежегодный ввод в эксплуатацию новых и замещающих энергомощностей сократился за последние несколько лет в 2-3 раза, что отрицательно сказывается на величине внутреннего спроса.
        Принимая во внимание низкую платежеспособность российских заказчиков, все более важным стратегическим направлением в развитии сбытовой деятельности энергомашиностроительных компаний становится увеличение объемов экспорта в страны дальнего зарубежья. Среди предприятий отрасли наибольшую долю экспорта в структуре реализации имеют ЛМЗ, Завод турбинных лопаток и - она превышает 40% товарного выпуска. Политика сбыта АО в меньшей степени ориентирована на экспорт: на долю зарубежных заказчиков приходится около 36% от общей суммы заказов (табл. 1). В целом по ЭМК доля экспортируемой продукции составляет около 29% от совокупного выпуска при географии экспорта в более чем 68 стран мира.

    Объем продаж, млрд руб.

    Объем экспорта в 1997 г.

    Объем про-даж/численность персонала, млн руб.

    1997 г. 1998 г. % млрд руб. 1997 г. 1998 г.
    723,31 821,28 47 580 94,55 149,32

    "Электросила"

    640 831,17 36 230,4 123,08 184,7

    Завод турбин-ных лопаток

    183 524 45 82,35 129 374
    641 1500 19,6 126 93,95 375

    Уралэлектро-тяжмаш

    327 360 7,8 25 71,57 120

    ЭМК-Атоммаш

    184,7 500 19,9 36,9 29,62 100

    Белэнергомаш

    727 1100 11 80 88,43 157,14

    Чеховэнерго-маш

    255 500 7 18 86,56 250

    "Красный котельщик"

    546 н. д. 43 235,04 42,05 н. д.

    Калужский тур-бинный завод

    220,06 н. д. н. д. н. д. 35,78 н. д.

        Наиболее перспективны азиатские рынки сбыта, особенно Китай, традиционно размещающий заказы на производство энергооборудования на российских предприятиях. В декабре 1997 г. между правительствами РФ и Китая было подписано соглашение о строительстве атомной электростанции в провинции Дзянсу, оценочная стоимость проекта составляет 3 млрд долл. Российские энергомашиностроительные предприятия - участники ЭМК - планируют освоить заказов более чем на половину этой суммы.
        Анализ динамики объемов реализации продукции отрасли в 1997 г. позволяет говорить об общей тенденции к их росту. Абсолютным лидером по темпам прироста объема продаж является АО, увеличившее реализацию на 87,4% в основном за счет резкого расширения экспорта. На втором месте - АО, у него гораздо более низкое значение прироста - 14,2%. У лидера 1996 г. - АО - реализация в 1997 г. возросла лишь на 6,3% (в 1996 г. - на 124,2%). Совокупный портфель заказов ЭМК увеличился на 23,1% - с 16 трлн до 19,7 трлн руб. Важную роль здесь сыграл рост заказов, поступающих на.
        Проблема конкуренции в отрасли касается прежде всего соперничества с иностранными производителями энергомашиностроительного оборудования, так как отечественные предприятия производят в основном смежную продукцию и участвуют в крупных производственных проектах не как конкуренты, а в качестве партнеров.
        Отрицательным фактором, существенно снижающим шансы российских производителей на победу в международных тендерах, выступают сравнительно высокие расценки, устанавливаемые из-за невозможности получить выгодное финансирование со стороны коммерческих банков, в то время как основные конкуренты - мощные европейские промышленные корпорации - имеют высокий международный кредитный рейтинг.
        В результате в последние годы крупнейшие мировые энергетические компании (ABB, Siemens, General Electric), предлагая более низкие цены, стали активно осваивать новые рынки, вытесняя с них российских производителей. В первую очередь это страны Азии (Иран, Ирак, Индия и Китай), на которых предприятия России традиционно занимали ведущие позиции и фактически являлись монополистами. Причина, заставившая западные фирмы искать новые рынки сбыта, - мировой спад в потреблении новых энергетических мощностей, наступивший вследствие внедрения энергосберегающих технологий.
        В подобных условиях для поддержания внутреннего спроса именно на отечественное энергооборудование необходима мощная государственная поддержка, обязывающая российские предприятия электроэнергетики при техническом перевооружении делать выбор в пользу отечественной продукции. Эта поддержка предусматривается промышленной политикой правительства РФ, направленной на развитие отраслей второй группы, включающей энергетическое машиностроение.
        Перспективы увеличения объемов продаж российских предприятий энергомашиностроения обусловлены существенным износом основных фондов российской энергетики, а также ростом энергопотребления в будущем, сопровождающим ожидаемый подъем промышленного производства (рис. 4). При этом можно прогнозировать рост использования гидроресурсов для производства электроэнергии, что создаст благоприятные условия для увеличения производства и сбыта соответствующего типа энергооборудования. В настоящее время гидравлические турбины и оборудование к ним выпускаются только на ЛМЗ, Уралэлектротяжмаше и Уралгидромаше.

    РАЗВИТИЕ И МОДЕРНИЗАЦИЯ

        Модернизация оборудования и освоение новых технологий, ввиду необходимости вести конкурентную борьбу с ведущими мировыми производителями, играют ключевую роль в развитии предприятий энергомашиностроительного комплекса.
        Среди основных направлений развития, характерных для всей отрасли, можно выделить:

  • обновление ассортимента выпускаемой продукции;
  • техническое перевооружение путем запуска инвестиционных программ;
  • освоение принципиально новых видов продукции как результат сотрудничества с предприятиями других отраслей;
  • введение современных систем контроля за качеством продукции. Система ISO 9000, отвечающая самым жестким международным стандартам качества, действует на, Заводе турбинных лопаток и ряде других предприятий;
  • рост удельного веса сервисного обслуживания уже поставленного энергооборудования.
        Наиболее значимым из названных направлений в настоящее время является осуществление инвестиционных проектов, направленных на обновление основных фондов и освоение новейших технологий . В начале 1998 г. Энергомашкорпорация объявила о новой программе развития до 2001 г., предусматривающей привлечение инвестиций на свои предприятия в размере 2 млрд долл. Ее главная цель - путем модернизации технологического оборудования добиться повышения конкурентоспособности продукции.
        В качестве источников финансирования предполагается использовать:
  • Прямые кредиты отечественных и зарубежных банков. Подписано соглашение о долгосрочном сотрудничестве ЭМК с ОАО. Осенью 1997 г. Завод турбинных лопаток получил от Инкомбанка кредит в размере 8 млрд руб. на пополнение оборотных средств сроком на три месяца. Ведутся переговоры об участии в инвестиционной программе с ОАО. В 1998 г. под гарантии Инкомбанка ЭМК планирует получить 210-220 млн долл., в 1999 г. - 500-700 млн долл.
  • Закупку оборудования в лизинг. Первым из предприятий ЭМК, где был применен данный способ , стал Завод турбинных лопаток - поставку оборудования осуществила швейцарская фирма Starr AG.
  • Часть прибыли Энергомашкорпорации.
        Кроме того, привлечению инвестиций будет способствовать перевод предприятий, входящих в ЭМК, на единую акцию при сохранении их юридической самостоятельности. Ожидаемая сумма дополнительной эмиссии - 850 млрд неденоминир. руб. по номинальной стоимости.
        В 1998 г. предприятиями ЭМК планируется привлечь около 220 млн долл. инвестиций. Большую их часть предполагается направить в Северо-Западный регион на модернизацию технологической базы компаний - лидеров ЭМК: ЛМЗ, Завода турбинных лопаток.
        Долгосрочной стратегией ведущих энергомашиностроительных предприятий предусматривается активное расширение сферы деятельности, в частности, освоение принципиально новых видов продукции в результате сотрудничества с предприятиями других отраслей. Здесь можно отметить производство АО совместно с авиационными предприятиями Пермской области газоперекачивающих агрегатов нового поколения (по заказу РАО) и энергетических газотурбинных установок для электростанций (по заказу РАО). Кроме того, созданы инжиниринговые центры, специализирующиеся на подготовке технической документации по строительству электростанций с последующим их комплексным сервисным обслуживанием. Сегодня в условиях, когда действующие энергетические мощности перекрывают потребности основных потребителей, сервисное обслуживание становится определяющим в портфеле заказов предприятия. Среди ближайших проектов строительства, готовящихся ЭМК, - строительство электростанции в Архангельске и Щекинской парогазовой ТЭЦ.

    ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ

        Оценка финансового состояния предприятий российского энергомашиностроения (табл. 2) позволяет указать на ряд общих особенностей:

    Объем выручки от реализации, млрд руб.

    Прирост выручки от реали-зации, %

    Балансовая прибыль, млрд руб.

    Прирост балан-совой прибыли,%

    Чистая при-быль, млрд руб.

    Прирост чистой прибыли, %

    1996 г. 1997 г. - 1996 г. 1997 г. - 1996 г. 1997 г. -
    680,6 723,3 6,28 79,64 185,5 132,99 79,4 185,5 133,77

    "Электро-сила"

    372,5 640 71,82 101 66,53 -34,11 20,4 49,75 143,86

    Завод турбинных лопаток

    176,1 183 3,94 19,94 н. д. н. д. 19,19 н. д. н. д.

    "Красный котельщик"

    467,5 546 16,92 74,5 84 12,75 56,8 н. д. н. д.
    136,8 158 15,46 31,69 27,33 -13,75 25,8 18,95 -26,49

    Калужский турбинный завод

    162,4 220,1 35,55 30,12 21,88 -27,36 22,2 14,11 -36,51
  • ведущие предприятия отрасли по годовым итогам являются стабильно прибыльными. Промежуточные убытки в большинстве случаев запланированы ввиду реализации наиболее рентабельных видов продукции во второй половине года;
  • тенденция к увеличению дебиторской задолженности вытекает из низкой платежеспособности заказчиков, характерной для всей отечественной промышленности. Необходимо учитывать, что полный цикл выполнения обязательств по контрактам составляет 1,5-5 лет. В ряде случаев предприятия, производящие стратегически важную для страны продукцию, вынуждены предоставлять заказчикам отсрочки в платежах, что увеличивает цикл исполнения контрактов до 10 лет;
  • рост долгов перед кредиторами, а также перед бюджетом обусловлен прежде всего крайне низкой долей денежных платежей в структуре расчетов. При этом проведение оплаты путем взаимозачетов имело в 1997 г. тенденцию к увеличению в среднем до 70-80%. Основная масса средств поступает от экспорта в страны дальнего зарубежья.
  • общей тенденцией является также сокращение численности персонала по всем крупнейшим предприятиям отрасли (в среднем на 30%), позволяющее снижать расходы и несколько повышать уровень заработной платы.
        Анализируя финансовые результаты отрасли в 1997 г., прежде всего необходимо отметить рост объемов средств, поступающих от реализации продукции. По темпам прироста объемов выручки лидером было АО. Предприятию удалось увеличить объем реализации более чем на 71,82% при запланированном уровне прироста в 74,5%. Значительного роста размеров выручки добилось также АО (35,55%).
        Все крупнейшие предприятия отечественного энергомашиностроения являются стабильно прибыльными.
        В 1996 г. лидерство по величине балансовой прибыли принадлежало АО. В 1997 г. как в абсолютном выражении, так и по темпам прироста первое место, бесспорно, заняло АО, балансовая прибыль которого увеличилась более чем на 132,99%, при том, что финансовые результаты ряда крупнейших предприятий проявили тенденцию к снижению.

    РЫНОК АКЦИЙ

        Рынок акций энергомашиностроительных предприятий России находится в стадии первоначального развития. Бумаги абсолютного большинства эмитентов, за исключением ЛМЗ и, являются низколиквидными.
        Интересно отметить сходство динамики котировок акций крупнейших предприятий отрасли (, ЛМЗ, Завода турбинных лопаток). Это вызвано тем, что данные предприятия связаны кооперацией в области производства энергетического оборудования и входят в ФПГ. Соответственно рынки их акций подвержены влиянию одних и тех же фундаментальных факторов развития.
        В 1997 г. среди предприятий Санкт-Петербурга акции ЛМЗ и были одними из лидеров по росту курсовой стоимости. В середине августа котировки достигли своего пикового значения - свыше 20 долл. (в начале года находились на уровне менее 1 долл.). Бурный рост рынка акций энергомашиностроительных компаний наблюдался в середине августа: менее чем за две недели бумаги подорожали в несколько раз при ежедневных высоких объемах торгов.
        На рост котировок акций энергомашиностроения повлияли в основном общий подъем рынка во второй половине июля 1997 г. и высокая вероятность победы российского консорциума, включающего, ЛМЗ, ЗТЛ и других отечественных производителей энергооборудования, в китайском тендере, общая сумма заказов которого оценивалась в 740 млн долл. Повышенная чувствительность рынка акций эмитентов отрасли к подобного рода известиям свидетельствует о его достаточно высокой прозрачности.
        Поражение российской стороны в тендере привело к снижению курсовой стоимости акций, однако оно не было столь стремительным, как подъем. Новый курс оказался существенно выше предшествующего росту, в результате чего инвесторы практически не понесли убытков.
        Общая кризисная ситуация на российском фондовом рынке в конце 1997 г. оказала незначительное по сравнению с blue chips влияние на рынок акций энергомашиностроительных компаний. Однако вся последующая динамика котировок характеризовалась понижательным трендом при одновременном снижении ликвидности бумаг.
        Среди определяющих факторов воздействия на протяжении всего периода падения курсовой стоимости можно выделить только общее состояние рынка. Вместе с тем отсутствие специфического интереса инвесторов к бумагам предприятия неудивительно в условиях финансового кризиса, учитывая принадлежность акций к категории.
        Оценивая инвестиционную привлекательность российского энергомашиностроения, следует отметить сильную недооцененность отечественных предприятий по сравнению с западными компаниями (табл. 3). Наиболее значительна она по показателю P/E, что свидетельствует о наличии у российских производителей энергооборудования существенного потенциала роста рыночной стоимости.

    Предприятие

    Торговая площадка

    МСАР, млн долл.

    ЛМЗ РТС-2 67,2 0,5 2,1 2,1 2,7

    "Электросила"

    РТС-1 50,6 0,5 5,8 4,3 1

    Завод турбинных лопаток

    Внебиржевая 28,6 0,9 н. д. н. д. н. д.

    "Красный котельщик"

    РТС-2 35,2 0,4 н. д. 2,4 н. д.
    РТС-2 19 0,7 5,7 4 2,4

    Калужский турбинный завод

    Внебиржевая 15,7 0,4 6,3 4,1 5,2

    Чеховэнергомаш

    " 11,2 0,2 н. д. н. д. н. д.

    В среднем по российcким компаниям

    - - 0,5 5 3,4 2,8
    - 33,9 0,6 23,2 2,5 н. д.

    General Electric

    - 240,3 2,8 29,4 7,1 н. д.

    Westinghouse Electric Corp.

    - 21,3 2,1 - 3 н. д.
    - 24,7 0,7 61,3 1,9 н. д.

    В среднем по западным компаниям

    - - 1,6 38 3,6 -

    Среднее по Западу/среднее по России

    - - 3,1 7,6 1,1 н. д.

        К наиболее высоко оцененным рынком энергомашиностроительным предприятиям в первую очередь относятся, Элсиб, ЛМЗ, Калужский турбинный завод.
        Перспективы развития рынка акций крупнейших эмитентов российского энергетического машиностроения главным образом связаны с их развитием в рамках Энергомашкорпорации, предоставляющей своим участникам необходимые для успешной деятельности условия. В первую очередь это касается программ по модернизации технологического оборудования, финансируемых ЭМК. Для закрепления технологических связей и привлечения инвестиций Энергомашкорпорация планирует в ближайшие годы добиться по меньшей мере 75%-го участия в уставном капитале своих компаний.
        Принимая во внимание планы ЭМК по масштабному развитию отрасли, а также сильную недооцененность отечественных эмитентов - производителей энергооборудования по сравнению с западными компаниями, можно делать выводы о высокой привлекательности энергетического машиностроения России как объекта для долгосрочного инвестирования.

  • Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу: программы обучения, специальности, профессии, статьи. Вернуться к полному содержанию сайта можно отменив эту настройку.

    Эта настройка позволит отфильтровать весь контент сайта по вузу.

    • НИУ ВШЭ

      Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики

    • ИГСУ

      Институт государственной службы и управления

    • ВШФМ

      Высшая Школа Финансов и Менеджмента

    • Филиал в Санкт-Петербурге

      Филиал в Санкт-Петербурге

    • РГУП

      Российский государственный университет правосудия

    • ИБДА

      Институт бизнеса и делового администрирования

    • Нижегородский филиал

      Филиал в Нижнем Новгороде

    • Пермский филиал

      Филиал в Перми

    • СГЭУ

      Самарский государственный экономический университет

    • ВШКУ

      Высшая школа корпоративного управления

    • СПбГУП

      Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

    • НИ ТГУ

      Национальный исследовательский Томский государственный университет

    • Горный университет

      Санкт-Петербургский горный университет

    • СПбГАСУ

      Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет

    • КГАСУ

      Казанский государственный архитектурно-строительный университет

    • РГУТИС

      Российский государственный университет туризма и сервиса

    • ЛГУ им.Пушкина

      Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина

    • НГПУ им. К. Минина

      Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

    • Московский Политех

      Московский политехнический университет

    • ДВФУ

      Дальневосточный федеральный университет

    • РГСУ

      Российский государственный социальный университет

    • МГРИ-РГГРУ им. Серго Орджоникидзе

      Российский государственный геологоразведочный университет имени Серго Орджоникидзе

    • КалмГУ

      Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова

    • МФЮА

      Московский финансово-юридический университет

    • ЮГУ

      Югорский государственный университет

    • МИП

      Московский институт психоанализа

    • Университет при МПА ЕврАзЭС

      Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕврАзЭС

    • ИГУМО и ИТ

      Институт гуманитарного образования и информационных технологий

    • СЗТУ

      Северо-Западный открытый технический университет

    • СПбУТУиЭ

      Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики

    • МБИ

      Международный банковский институт

    • МФТИ

      Московский физико-технический институт (государственный университет)

    • ПСПбГМУ им. ак. И.П. Павлова

      Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

    • РЭУ им. Г. В. Плеханова

      Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова

    • РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва

      Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова, Москва

    • МГИМО

      Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

    • СПбАУ РАН, Академический университет

      Санкт-Петербургский национальный исследовательский Академический университет Российской академии наук

    • Московский кампус

      Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, Москва

    • Дипакадемия МИД РФ

      Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации

    • СПбГУ

      Санкт-Петербургский государственный университет

    • НИЯУ МИФИ

      Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ"

    • РАНХиГС

      Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

    • РАНХиГС, Москва

      Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва

    • ВАВТ

      Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития России

    • МГУ имени М. В. Ломоносова

      Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

    • МГУ им. Ломоносова, Москва

      Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Москва

    • СЗГМУ им. Мечникова

      Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова

    • Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина

      Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина

    • МГМСУ им. А.И. Евдокимова Минздрава России

      Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова

    • Университет ИТМО

      Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

    • РГУП, Северо-Западный филиал

      Российский государственный университет правосудия, Северо-Западный филиал

    • РНИМУ

      Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. Пирогова

    • СПбГПМУ

      Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет

    • ВГМУ им. Н.Н. Бурденко

      Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко

    • Санкт-Петербургский институт (филиал)

      Санкт-Петербургский институт (филиал)

    • МГЛУ, Лингвистический университет

      Московский государственный лингвистический университет

    • Финансовый университет

      Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

    • ГБОУ ВПО КубГМУ Минздрава России

      Кубанский Государственный Медицинский Университет Минздрава России

    • КГМУ

      Казанский государственный медицинский университет

    • НГЛУ

      Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н. А. Добролюбова

    • КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого

      Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого

    • РГАИС

      Российская государственная академия интеллектуальной собственности

    • КГК им. Н.Г. Жиганова

      Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова

    • Литературный институт имени A. M. Горького

      Литературный институт имени A. M. Горького

    • НГУ

      Новосибирский национальный исследовательский государственный университет

    Технология машиностроения – это направление, на котором зиждется экономическая стабильность многих развитых и развивающихся государств, в т.ч. и России. Специалисты, занятые в этой сфере, изготавливают детали для машин, проектируют и создают оборудование, изучают способы сокращения производственных затрат при условии сохранения качества. Так кем же и в каких секторах могут работать люди, избирающие машиностроение делом своей жизни?

    Историческая справка

    Научные знания, являющиеся основой данной профессии, начали собираться человечеством с давних времен – так, сам термин «техника» впервые появился в Древней Греции («techne»), где он обозначал искусство, мастерство, умение. Несмотря на то, что начальные технические достижения быстро и прочно вошли в жизнь населения (например, в виде ремесел), уже в эпоху Средневековья здесь произошло резкое торможение, ведь против новых разработок выступала Святая Инквизиция.

    Обществу понадобилось дождаться наступления 15-16 веков, когда в Европу, а затем и на другие территории пришло Возрождение с его бурным развитием техники и появлением оригинальных инструментов. Положительные сдвиги наметились в военном и особенно артиллерийском деле, гидротехнике, архитектуре и строительстве. Было пересмотрено само отношение к техническому опыту, созданию оборудования, строительству аппаратов – все это начало рассматриваться как благо, приносящее ощутимую пользу в «житейских делах».

    Людям стало недостаточно простого ремесленного труда. Возникла необходимость в возведении крупных и, как правило, централизованных производств с разделением обязанностей. Так в итальянских городах были построены первые мануфактуры, проекты которых затем перекочевали к англичанам, голландцам, французам. Появление этих коллективных мастерских сделало возможным дальнейшее развитие машиностроения.

    Профессия в современности

    Фактически по специальности «технология машиностроения» подготавливаются инженеры-технологи различных профилей. Выбор того, кем можно работать, у них просто огромный: конструкторы в авиационной, железнодорожной, судостроительной и других типах промышленности, операторы станков и оборудования с числовым программным управлением (ЧПУ), механики на предприятиях машиностроительного, металлургического, ракетно-космического, оборонного комплексов и т.д.

    В целом сама сфера подразделяется на 3 крупных блока – это машиностроение:

    1. Трудоемкое, где создаются приборы, техника, станки, сельскохозяйственные машины и аппараты, автомобили, самолеты, истребители и пр. Отличительная черта трудоемких производств – это зависимость от наличия квалифицированных и компетентных сотрудников, поэтому обычно такие комплексы располагаются в крупных городах с высокой концентрацией населения (в РФ это Москва, Казань, Самара).
    2. Металлоемкое, нуждающееся в больших запасах металлов и обслуживающее производства тяжелой промышленности (металлургические, энергетические, горно-шахтные и пр.). Здесь специалисты подготавливают инструменты для металлургов, горняков, кузнецов, нефтяников, а также разрабатывают сложные автоматические конструкции больших размеров: лифты, подъемные вышки, грузоподъемные краны, конвейеры, тяжелые экскаваторы.
    3. Наукоемкое, требующее опоры на достижения передовой науки. Инженеры наукоемких направлений стоят буквально на передовой, ведь в их задачи входит выпуск инновационной электрической, атомной и космической продукции. Большинство российских заводов, базирующихся на производстве ультрасовременных машин, располагаются вблизи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска и т.н. подмосковных «наукоградов» – Жуковского, Зеленограда, Дубны, Королева, Обнинска.

    Куда поступать

    Чтобы понять, что представляет собой профессия «технология машиностроения», молодой человек может поступить на эту или смежную с ней техническую специальность как в среднее специальное, так и высшее учебное заведение. Средний срок обучения составляет 3 года 10 месяцев для СПО (согласно государственному образовательному стандарту номер 15.02.08) и 4 года для ВПО (согласно стандарту номер 15.07.00).

    Наиболее перспективными вариантами считаются именно институты и университеты, а не техникумы и колледжи. Хотя последние и позволят выпускнику быстрее реализовать собственные амбиции в работе, все же эксперты советуют получить диплом бакалавра в одном из престижных ВУЗов.

    Среди них можно выделить:

    1. МФТИ – Московский физико-технический институт.
    2. МГУ – Московский государственный им. М.В. Ломоносова.
    3. РГУ – Российский государственный университет нефти и газа им. И.М. Губкина.
    4. МИФИ – Национальный ядерный университет.
    5. ВШЭ – Национальный университет «Высшая школа экономики».

    Учебный процесс по специальности «технология машиностроения» выстраивается точно так же, как и по всем другим техническим направлениям:

    1. На 1 курсе студенты изучают общеобразовательные предметы и получают начальные знания о профессии.
    2. На 2 курсе происходит углубление в профильные научные области. Так, к общей физике, высшей математике, информатике добавляется техническая механика, теория резания, менеджмент, металловедение или другие предметы, предусмотренные программой. В процессе обучения и прохождения практик у ребят складывается понимание того, кем они хотят и будут работать в будущем. Если практиканты хорошо проявят себя, предприятия могут взять их на дальнейшую стажировку или частичную занятость.
    3. На 3 и 4 курсах молодые люди изучают только узкоспециализированные предметы. Это может быть электротехника, основы технических процессов при изготовлении машин и деталей, теория и практика экономического анализа.

    Обязанности и требования

    Становится понятно, что такая профессия, как технология машиностроения, подойдет далеко не каждому. Человек должен обладать техническим и аналитическим складом ума, высоким уровнем внимания и концентрации, хорошей памятью, пространственным воображением. Успешно доводить до конца сложные процессы помогут дисциплинированность, усидчивость, аккуратность. В связи с тем, что инженерам-технологам часто приходится сталкиваться с большими объемами работ, им необходимо уметь грамотно организовывать собственное время, чтобы извлекать из него максимальную пользу.

    В обязанности инженера-технолога входит:

    1. Разработка и внедрение новых технологических процессов в изготовление деталей машин.
    2. Взаимодействие с конструкторской, отчетной и иными видами документации (их использование, анализ, дополнение графиками выработки, оформление и пр.).
    3. Проектирование путей создания составных частей и блоков.
    4. Использование специализированного программного обеспечения для упрощения своей деятельности (например, компьютерных утилит «Компас» и «AutoCAD», которые позволяют моделировать любые приспособления в режиме 3D).
    5. Расчет производственных мощностей с целью получения данных о материальных затратах и экономической выгодности проекта.
    6. Организация и проведение патентных исследований.
    7. Выявление брака, установление причин его появления и принятие мер по устранению недочетов в выпускаемой продукции.
    8. Контроль над соблюдением стандартов и норм при использовании оборудования сотрудниками.
    9. Своевременное выявление систем и комплексов, нуждающихся в ремонте, и оповещение об этом своего непосредственного начальника.
    10. Обеспечение общей технологической безопасности предприятия.

    Перспективы: трудоустройство, заработная плата, карьерный рост

    Профессия технолог машиностроения является стабильной и хорошо оплачиваемой, ведь практически каждый цех или производство нуждается в универсальном квалифицированном специалисте подобного профиля. Средний уровень зарплаты составляет 30000-35000 рублей, причем у сотрудника есть все шансы увеличить данную цифру путем повышения собственного разряда. В будущем достаточный уровень квалификации обеспечит ему место начальника цеха или заведующего производством.

    В учебных заведениях молодые люди получают такой большой багаж знаний, что впоследствии могут позволить себе устроиться на любую из следующих должностей:

    • заточник;
    • зуборезчик;
    • шлифовщик;
    • наладчик автоматических линий и станков;
    • слесарь;
    • токарь;
    • фрезеровщик;
    • станочник широкого профиля;
    • техник-ядерщик;
    • техник жилищно-коммунальных хозяйств и пр.

    Вакансии для технологов машиностроения не иссякают, а лишь появляются снова и снова, причем их предлагают как отечественные, так и заграничные работодатели.

    Острая нехватка представителей этой прикладной профессии в промышленных секторах экономики обеспечивает таким инженерам уверенность в завтрашнем дне, ведь без работы они точно не останутся.

    Абсолютно невозможна без использования самых разнообразных энергоресурсов, которые люди научились активно добывать как из недр земли, так и из других источников. Так было всегда и так есть сейчас. Вместе с тем вопрос развития вспомогательных устройств и механизмов, помогающих осуществлять подобную деятельность людям, и сегодня стоит особо остро. Над разработкой силовых агрегатов работают целые научно-исследовательские институты и профильные предприятия. Поэтому неудивительно, что энергетическое машиностроение остается в приоритете для многих стран мира, в том числе и России, ведь развитие данного стратегически важного направления способно вывести государство на принципиально новый уровень технологического и

    Краткий обзор отрасли

    Энергетическое машиностроение - мощнейший дивизион промышленности, специализирующийся на создании деталей, узлов и агрегатов для атомной энергетики, различных электростанций, котельных и прочих подобных установок.

    Примечательно, но даже в условиях жесткого экономического кризиса эта отрасль продолжила свою работу, хотя и несколько снизила объемы производства. Этот факт не вызывает удивления, поскольку потребность в технике данного направления остается на прежнем уровне.

    Российская мощь

    Энергетическое машиностроение Российской Федерации представлено достаточно большим количеством предприятий (более 50). Работа отечественных машиностроителей, конечно же, испытывает некоторые трудности с наличием стабильных технологических связей и недостатком модернизации, однако работы в этом направлении ведутся достаточно активно и можно даже сказать успешно. Наличие переобучение старого персонала и подбор молодых и энергичных специалистов, выход на контакт с зарубежными партнерами - всё это в сумме позволяет проводить перспективное планирование развития отрасли с твёрдой уверенностью в ее стабильном прогрессе.

    Кадровый потенциал

    На территории страны функционирует несколько вузов, в которых "энергетическое машиностроение" - специальность, которой обучаются тысячи студентов. Учебный процесс ориентирован на изучение ведущих новинок мирового создания энергогенерирующих объектов. Лучшие студенты проходят практику за границей. Множество молодых инженеров-энергетиков по окончании учебного заведения становятся сотрудниками машиностроительных предприятий, внося свой посильный вклад в их прогрессирование.

    Подмосковный гигант

    Чеховский завод энергетического машиностроения расположился в 70 км южнее Москвы. Его история как предприятия началась еще в сентябре 1942 года. Завод оказал существенное влияние на процесс восстановления послевоенных ТЭС, которые практически все были разрушены и не могли выполнять свои функции. Основными векторами деятельности этого стратегически важного объекта являются:


    Чеховский завод энергетического машиностроения разрабатывает и выпускает комплектующие для рабочих сред «пар» и «вода», помогая тем самым развиваться химической, нефтегазовой и другим отраслям промышленности. Рабочее давление арматуры завода способно выдерживать до 400 атмосфер, температуру до 650 градусов Цельсия.

    В числе производимых деталей значатся:

    • Задвижки.
    • Клапаны обратные.
    • Предохранительные клапаны.
    • Импульсные клапаны.
    • Дроссельно-регулирующая аппаратура

    Весь список комплектующих, сходящих с конвейера завода, проходит жёсткий технический контроль и находится в соответствии с международными стандартами.

    Партнер нефтяников и газовиков

    Пензенский завод энергетического машиностроения активно сотрудничает с гигантами российской экономики: "Роснефтью", "Лукойлом", "Башнефтью" и другими. Кроме того, продукция завода эксплуатируется в металлургии, на и прочих энергоемких объектах.

    В целом Пензенский завод энергетического машиностроения - это выпуск широкого спектра оборудования, а именно:

    • Различных емкостных аппаратов, рассчитанных на давление в пределах 200 атмосфер.
    • Емкостного оборудования.
    • Оборудования для разнообразных резервуаров.
    • Запорной трубопроводной арматуры.

    Работа предприятия ориентирована не только на внутренний рынок, но и на заказчиков из-за рубежа.

    Промышленный двигатель Алтая

    Барнаульский завод энергетического машиностроения является на сегодняшний день одним из самых современных и развитых предприятий Алтайского региона. Завод поставляет тягодутьевые машины (дымососы и вентиляторы). Качество выпускаемой продукции предприятия подтверждено международными сертификатами качества, а также соответствующим разрешением Ростехнадзора.

    Барнаульский завод энергетического машиностроения имеет широчайшую географию поставок производимого оборудования, которое, кроме России, поставляется в Таджикистан, Казахстан, Киргизию, Узбекистан, Азербайджан, Украину, Испанию, Германию, Финляндию, Мексику, Армению, Индию, Голландию, США, Великобританию, Польшу, Швейцарию, Бельгию, Грецию.

    Номенклатура предприятия включает в себя такие товары:

    Дымососы различной специализации (для горячих газов, мельничные, специальные и прочие).

    Вентиляторы.

    Эксгаустеры.

    Станции жидкой смазки.

    Змеевики.

    Коллекторы.

    Нестандартные изделия и запчасти.

    Руководство завода прилагает усилия, дабы ассортимент выпускаемых агрегатов максимально расширялся, а обновление основных фондов проходило регулярно.

    Авторитет российских инженеров

    Известно, что энергетическое машиностроение - специальность, востребованная в инженерной среде. И потому становится понятным тот факт, что высококлассный специалист в данной сфере всегда будет обеспечен хорошо оплачиваемой работой. Отечественные разработчики прекрасно зарекомендовали себя в кругу профессионалов и пользуются вполне заслуженным уважением среди иностранных коллег. Некоторые новинки российского производства сегодня являются лидерами, которые не имеют аналогов в мире.

    Любой российский завод энергетического машиностроения в условиях современности считает для себя особо важным и возможным внедрять абсолютно новые производственные мощности для обеспечения конкурентоспособности предприятия. Такие шаги неизменно приводят к получению позитивного результата.

    Государственные приоритеты

    Отметим, что энергетическое машиностроение - источник доходов государственного бюджета, вклад которого сложно переоценить. Благодаря реализации продукции за границу формируются валютные поступления, позитивно сказывающиеся на платёжеспособности и экономической мощи страны. Руководство государства уделяет пристальное внимание развитию отрасли, поддерживая ее прогрессивную динамику принятием важнейших нормативных актов. Так, 15 апреля 2014 года было утверждено постановление правительства РФ, в котором были озвучены основные тезисы и направления повышения уровня технического перевооружения и выхода на новый виток модернизации старого оборудования.

    Специалист энергетического машиностроения является профильным мастером, который разбирается в технологии производства конструкционных деталей, метрологии и термодинамической стандартизации. Занятость в энергетическом секторе сулит неплохими доходами. Поэтому опытные работники ценятся на высоком уровне.

    Так сколько получает эксперт энергетического машиностроения?

    Почем платят экспертам в Российской Федерации?

    Энергетическая сфера является одной из самых ключевых в России. Профессионалы данного профиля заняты на заводах, в крупных компаниях. Квалифицированные техники, инженеры и наладчики имеют среднюю зарплату в размере 25 000 рублей / 430 долларов . Опытный мастер зарабатывает 35-40 тыс. руб. / 560 баксов .


    Для наглядности проанализируем жалованье работников АО «Атомэнергомаш »:

    • главный юрисконсультант – 55 250 рублей / 824 доллара;
    • помощник руководителя – 40 000 RUB / 597 баксов;
    • специалист отдела экономики и анализа хозяйственной деятельности – 36 850 ₱ / 550 у.е.;
    • профессионал по расчету себестоимости – 36 850 руб. /550 USD;
    • эксперт по экономической безопасности – 60 тыс. rub / 895 $;
    • инженер-сметчик – 70 000 рублей / 1044 баксов;
    • инженер-программист АСУТП – 69 300 ₱ / 1034 у.е.;
    • оператор по эксплуатации энергетического оборудования – 40 000 RUB / 672 / 597 у.е.;
    • эксперт по метрологической экспертизе – 45 000 руб. / 672 USD;
    • специалист по комплектации – 57 000 ₱ / 850 доллар;
    • фрезеровщик 6-го разряда – 60 000 Rub / 895 / баксов;
    • эксперт отдела по образованию цены – 130 000 рублей /
    • регулировщик РЭА и приборов – 50 000 ₱ / 1940 у.е.;
    • такелажник – 45 000 rub / 672 $.

    Сколько стоит инженер-конструктор?

    Наиболее востребованной специальностью в сфере энергетического машиностроения является должность инженера-конструктора. Усредненная зарплата профильного работника в государстве составляет 50 000 рублей / 746 долларов .


    Больше всего такие специалисты получают в республике Калмыкия по другим регионам страны картина прайса следующая:

    • Ленинградская область – 47 667 рублей;
    • республика Северная Осетия – 50 000 RUB;
    • Московский регион – 49 500 ₱;
    • Камчатский край – 61 440 руб.;
    • республика Саха – 63 333 ₱.

    Преимущественно работодатели готовы платить мастерам оклад в размере 24-48 тыс. RUB / 537 долларов . В мегаполисах и городах федерального значения опытные специалисты на вес золота.


    Рассмотрим список выручки экспертов по некоторым городам:

    • Отрадное – 65 000 рублей;
    • Москва – 60 000 RUB;
    • Зеленоград – 59 850 руб. ;
    • Одинцово – 59 800 ₱;
    • Астрахань – 55 000 rub;
    • Мытищи – 54 680 рублей;
    • Архангельск – 50 000 rub;
    • Архангельское – 49 800 ₱;
    • Балашиха – расценка 49 500 ₱;
    • Домодедово – 49 300 руб.

    Коллеги специалиста по разным направлениям конструирования могут рассчитывать на следующую прибыль:

    • технадзор – ценность в 70 667 руб.;
    • разработчик РЭА – 66 667 RUB;
    • геотехник – 60 000 ₱;
    • мебельное конструирование – денежное вознаграждение в месяц 50 000 рублей;
    • ведущий инженер – 49 тыс. Rub;
    • мастер по оснастке – тариф 41 333 руб.;
    • машиностроение – 40 000 ₱;
    • инженер ПГС – 39 850 rub;
    • профессионал КМД – 39 600 рубл.;
    • технолог конструктор – ценность в 37 500 RUB.

    Престижные организации для трудоустройства

    Иногда на поиски престижного рабочего мест уходит много времени. Как правило, работодатели готовы платить большие деньги только опытным профессионалам.

    Однако существуют компании, где молодые специалисты имеют возможность постепенного карьерного роста.

    Рассмотрим некоторые варианты:

    • ПАО «Мегафон » (Якутск ) – от 65 000 RUB / 970 у.е. в месяц. В обязанности специалиста входит введение систем энергоснабжения и проведение аварийно-восстановительных работ. Наличие высшего образования и опыта работы от 3-х лет обязательно;
    • концерн «Энергомера » (Ставрополь ) – от 30 000 ₱ / 447 долларов. Специалист должен обеспечивать своевременные работы на объектах, диагностировать ремонтное оборудование и знать особенности работы электрических станций;
    • АНО ДПО ИПК «ТЕХНОПРОГРЕСС » (Москва ) – от 60 000 рублей / 895 USD ежемесячно. Эксперт по сертификации энергоаудита по нормам ФЗ №261. Профессионал должен анализировать информацию, составлять паспорта, писать отчеты и создавать программы планирования.

    В сегменте автомобилестроения тарификация труда также является высокой. Ведущие инженеры конструкторы могут рассчитывать на месячную прибыль в диапазоне 50-120 тыс. рублей . Авиастроение не отстает – от 45 000 ₱ / 671 у.е.