Разделы: Логопедия

Цель: Обучение грамоте.

Задачи:

1. Уточнить артикуляцию звука [П].

2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.

3. Познакомить с буквой П.

4. Обучать чтению слогов с буквой П.

5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование: предметные картинки, схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка) , картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук ), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.

2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.

Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.

Давайте надуем шарики с помощью щёк:

Надуваем быстро шарик.
Он становится большим.
Вдруг шар лопнул,
Воздух вышел -
Стал он тонким и худым.

Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).

Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.

3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)

Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:

П! – мы губы сложим вместе.

Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).

Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

Звук [П?] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.

Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [П?].

Выставляются картинки с пальмой и письмами.

Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].

Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:

Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).

Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П?].

Звук [П?] – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).

4. Игра “Будь внимательным!”

У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.

Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П?] - поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит слоги, затем слова.

Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;

Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.

5. Игра “Живые звуки”.

Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.

Назовите первый звук, второй,...

Звук [П] мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?

6. Физминутка “Мы похлопаем, мы потопаем”.

Мы похлопаем сейчас столько раз(логопед показывает цифру 3)

Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)

А теперь мы повернёмся

И друг другу улыбнёмся.

В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

На что похожа буква П? (Ответы детей).

Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.

Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

8. Работа с разрезной азбукой.

Найдите в разрезной азбуке букву П.

9. Чтение слогов и слов с буквой П.

Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.

А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.

Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).

Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.

Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.

Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).

10. Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Какой это звук?

Почему звук [П] согласный?

Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].

Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки ).


П п Отгадай загадки: Набитый перьями мешок, Сон сладкий я на нём увидеть смог. (подушка) Это что же- хлопья снега? Или вата кружит в небе? – Закружил снег летом вдруг И укрыл он всё вокруг. Лёгким покрывалом стелется Белая метелица. (тополиный пух) Какой 1-й звук в словах-отгадках?
















Рассмотри в зеркало артикуляцию мягкого звука [П " ] Артикуляция звука Губы сомкнуты и раскрываются под напором выдыхаемого воздуха. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка выгнута. Горло не дрожит, нет голоса. Произнеси звук [П " ] Есть ли преграда, когда мы произносим звук П? Где воздух встречает преграду? Значит, какой звук П – гласный или согласный? Дрожит ли при произношении звука горлышко? Значит, звук звонкий или глухой?


ЗАПОМНИ: Звук [П " ] – согласный, глухой, мягкий.


Дифференциация (различие) звуков [П] и [П " ] Одинаково ли произносятся звуки [П] и [П " ]? При произношении какого звука кончик языка прижат к нижним зубам? При произношении какого звука спинка языка выгнута? При каком звуке губы больше напряжены?

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Звуки [ п ], [ п `], буквы П, п. 48 урок, стр.54 Коптягина Светлана Сергеевна Учитель начальных классов МБОУ СОШ №12 Г.Сургут

а о у ы и ба бо бу бы би га го гу гы ги ва во ву вы ви б г в за зо зу зы зи З ла ло лу лы ли л ра ро ру ры ри р

Уп – уп – уп – я готовлю папе суп.

Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей Нет сочней...

Белый ворот, чёрный фрак. Кто забрёл в наш зоопарк? Это житель южных льдин, Называемый...

На что похожа буква?

па по пи пы пу по-ни па-па па-на-ма пал-ка по-вар пи-ла пол-ка пи-лот па-рус пи-рат пав-лин пу-пок пас-та па-рик Тропа налево повела, на порт.

Физминутка

Раньше всех петух встает, Солнцу песенку поёт.

Панцирь носит черепаха, Прячет голову от страха. П

Интернет ресурсы. http://images.yandex.ru/yandsearch?text= картинки%20овощей& img_url =http%3A%2F%2Fimg1.liveinternet.ru%2Fimages%2Fattach%2Fc%2F0%2F38%2F998%2F389980 –картинки http://images.yandex.ru/yandsearch?text=% D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B1%D1%83%D0%BA%D0%B2%20%D0%B0%D0%BB%D1%84%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B0&uinfo=sw-1349-sh-643-fw-1124-fh-448-pd-1 - буквы Использован материал Перминовой Натальи Валерьевны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

Согласные звуки [ м ] , [м\"], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м.Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте, письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках [ м ] , [м\"], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Редактировать Рабочие листы к урокам обучения грамоте по темам "Звук [и], буквы И, и". "Звуки [р], [р\"], буквы Р, р"

Данный материал может быть использован учителем, как во фронтальной, так и в индивидуальной работе на уроках обучения грамоте при изучении гласного и согласных звуков и букв, которые их обозначают. - ...

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок обучения грамоте "Знакомство со звуками [ п ], [ п "] и буквами П, п " Подготовила учитель начальных классов Баранкова Ольга александровна

От цветка к цветку летает, Мёд душистый собирает. Раньше всех стаёт, “Ку-ка-ре-ку!” поёт. Посадим зёрнышко, Вырастит солнышко. Хвост крючком, Нос пятачком. Он круглый и красный, Как глаз светофора. Среди овощей нет сочней… Новый дом несу в руке, Дверцы дома на замке. Там лежат в порядке Книжке и тетрадки.

Уп – уп – уп - какой же вкусный суп; - пу – пу – пу - мы включили лампу; - па – па – па - раздавил щенок клопа. Пу – пу – пу, попугай клюет крупу. Па – па – па, на пол сыплется крупа. Пы – пы – пы, больше нет у нас крупы.

Дома букву П найдём, Заглянув в дверной проём. “П” - турник. На нем гимнаст Подтянулся сорок раз. Подтянись попробуй ты И не бойся высоты! Говорил недавно кто-то: П похожа на ворота

Арка Турники На хоккее, на футболе Буква П –ворота в поле.

Петр I Алексеевич Великий - первый Император всероссийский, родился 30 мая 1672 года. Увлекался огнестрельным делом, кораблестроением, много времени проводит в немецкой слободе. Основал город Санкт Петербург.

загадка Он бревно отешет ловко, Стены сделает, навес. У него смолой спецовка, Как сосновый пахнет лес. ПЛОТНИК

У Павла У Веры У Полины У Виктора

П Л К А П Л К А П Л К А П Л К А П Л К А У Ы О А И


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный урок разработан по программе "Школа 2100", авторы учебника Бунеев Р. Н., Бунеева Е.В., Пронина О. В. Интегрированный урок, в элементы содержания которого вошли: 1) выделение различий...

Интегрированный урок обучения грамоте в 1 классе. Программа 1-4 «Школа России». Тема: Звук [ш]. Письмо строчной буквы ш.

Цели: Познакомить детей с новыми буквами и звуком. Формировать навыки чтения, учить работать с текстом. Развивать мелкую моторику рук, фонематический слух, внимание, память, речь. Воспи...

Урок строится на проблемно-диалогической технолгии, технологии оценивания учебных действий учащихся....