- Только у покойника нет проблем…

(с) моя бабуленька

- Странно… *опа есть, а слова такого нет


В детстве нам говорили: «Не плачь. Не дуйся. Чего раскричался? Ты что злишься? Плохо! Это все плохо! Хорошие дети так себя не ведут». И мы слушались своих родителей, мы им верили. Мы хотели быть хорошими детьми, потому что: «Ах, какой ты добрый! Как же мы тебя любим!» Мы очень-очень хотели, чтобы нас любили, мы очень нуждались в их любви.


Мы послушно выполняли их инструкции. Мы твердо усвоили, что хорошие чувства это хорошо, нас за это любят и хвалят. А плохие… Плохо. Только куда девать это «плохо»? Если оно есть в нас и постоянно лезет наружу?

И мы старательно затыкали и засовывали свои чувства обратно, запихивали, законопачивали, закрывали и продолжали быть хорошими. Не выплакивали горе и боль, когда этого требовал наш организм. Когда было больно и обидно.

Мы узнали, что наш выплеск гнева расстраивает маму, маму вызывают в школу, отчитывают, ругают и она начинает плакать. Мы, абсолютно любящие дети, и мы не могли допустить, чтобы любимый человек плакал из-за нас.

Мы терпели гнев, мы сдерживали гнев. Мы терпели боль, мы держали боль в себе. Мы испытывали обиду, но не показывали ее никому, мы скрывали обиду глубоко внутри.


Мы узнали, что наши чувства это плохо. И их нельзя показывать. Они никому не нравятся и никомуне нужны. За них ругают и за них перестают любить. И мы, со своими чувствами увы, становимся не нужны.

Такие какие мы есть - не нужны. Да. Слова нет, а опа есть…
Но, позвольте вас спросить. Что живое отличает от мертвого? Отличает живое от не живого?

Верно! Способность чувствовать. Чувствовать всю гамму своих ощущений, эмоций и чувств.

Чувствовать свои чувства.

Простим наших родителей, их родители так же блуждали в страстях своих чувств и не знали, как с ними обходится. И разрешим себе быть живыми.

Итак

Я живой? - Да.
Я имею право чувствовать? - Да.
Я имею право чувствовать всю гамму чувств, что заложено во мне природой? - Да.

Родители, запрещающие выражать мне мои чувства, были неправы? - Да.
Родители живые? - Да.
Родители имеют право на ошибку? - Да.
Нет разделения на плохие или хорошие чувства? - Да.
Есть неуместность и неумение проявлять свои чувства? - Да.
В моих ли силах научится распознавать, раскрывать и исцелять чувства? - Да. Да. Да.

Потратьте на разбор ваших заблокированных чувств достаточное и необходимое количество времени (это одно из проявлений любви и заботы к самому себе).

Разморозьте, разблокируйте свои чувства. Уже можно наконец-то признать себя живым.

Я жив и имею право чувствовать.

Я чувствую итаким меня сотворила природа.

Как можно отвергать то, что было задумано и дано?

Начните с самого ужасного чувства, например, злости или гнева. Начните с того, что вам больше всего не нравится в себе. Трусость? Страх? Обидчивость?

Исцелите это чувство, просто признав , что оно у вас есть. Это 90% исцеления. Просто признать, что это чувство у вас есть. И вы не плохой, не гадкий, когда злитесь или боитесь. Вы просто живой и чувствующий.

Представьте чувство отдельным от себя существом, которое живет в вас. Путем признания, вы выказываете уважение к части себя и вы даете чувству сообщить вам, что оно хочет, к чему призывает, от чего бережет вас и что хочет сообщить.

Текст примерно следующий, но вы можете составить личное обращение к своему отвергнутому чувству:

Мой гнев. Ты есть во мне. Я признаю тебя и ты мое чувство! Моё чувство гнева.Ну, здравствуй, родной. Я сожалею, что так долго затыкал тебя в себе, не признавая тебя, как часть меня. Часть меня, которою вложил в меня создатель.То, что всегда было по природе заложено, но мной отвергалось. Гнев мой, ты есть и имеешь право быть, т.к. я живой. Иди ко мне, сообщи мне, что ты хочешь мне сказать, сообщить. Для чего ты мне и как я могу с тобой быть в гармонии?

Пройдитесь по всем своим чувствам. Послушайте, что они вам скажут. Что они всегда хотели вам сообщить. У вас будут инсайты (подробно записывайте их и это будет вам в дополнительную помощь к исцелению) когда то или иное чувство вам запретили или под влиянием обстоятельств вы его в себе подавили и купировали. Когда и при каких обстоятельствах вы узнали, что его необходимо запереть в себе и не обращать на него внимание.

***

Кстати, знаете из чего произрастает алкогольная зависимость? Одна из основных причин? Это нехватка внутренних сил пережить ту или иную эмоцию или гамму чувств. Чувства и эмоции настолько поглощают и захватывают человека, что их легче подавить и заблокировать в себе, чем прожить, прочувствовать, выразить, осознать и сделать правильные выводы.

Если в детстве ребенку пришлось туго, и по каким-то причинам рядом не оказалось человека, который бы помог пережить эти трудности, разделив чувства и эмоции ребенка, объяснив происходящее и дав свою защиту и утешение, - ребенок вынужден блокировать в себе те чувства, пережить которые пока не имеет ресурсов.

Так возникает пресловутое «замораживание» - полное отсутствие реакции в травматических обстоятельствах. Блокировать переживание чувств совсем несложно, каждый из нас это когда-либо делал: достаточно напрячь те мышцы, которые связаны с их выражением. Например, сжать зубы и не заплакать!

Механизм блокирования чувств

Всем известно, что горе выражается слезами. Также всем известно, что нужно сделать, чтобы не заплакать: нужно сжать зубы покрепче, напрячь мышцы вокруг глаз, и дышать как можно менее глубоко. Чем поверхностнее дыхание - тем слабее доступ к любым чувствам вообще; полная остановка дыхания, очевидно, приведет к тому, что человек вскоре уже ничего не будет чувствовать. Ибо совсем ничего не чувствуют только мертвые. Тем не менее, столкновение с непереносимыми чувствами нередко вызывает затруднения, а то и ощутимую по времени остановку дыхания: об этом так и говорят: «перехватило дыхание от отчаяния/испуга/ужаса/и т.п.»

Вообще-то подобное напряжение призвано предохранить человека от эмоций и чувств, которые он (по каким-то причинам и часто бессознательно) считает для себя непереносимыми или недозволенными. Эти чувства часто остаются неназванными и неузнанными, и, разумеется, всегда - непережитыми, отчего как будто консервируются в теле.

Но и это ещё не всё: те области тела, которые оказались напряжены для того, чтобы не дать чувствам вырваться на волю, тоже лишаются тонкой чувствительности, становятся неспособны переживать удовольствие.

Механизм этого прост. Попробуйте сжать руку в кулак и проведите им по другой руке. Обратите внимание на ощущения в сжатой руке, опишите их для себя и запомните. Было ли в этом какое-нибудь удовольствие? А теперь разожмите кулак, расслабьте руку, сделайте её мягкой - и проведите ею по тому же месту. Сравните ощущения. В каком случае удовольствия больше?

Возникновение телесных блоков

Если взрослый человек блокирует переживание чувств единожды - то, вероятно, это не оставит никакого следа на его внешности. Психика человека способна к самовосстановлению, и даже если сознательно он ничего не будет делать для переживания заблокированного чувства - есть ещё сны, они помогают переработке дневных впечатлений.

Но если делать такое с самого детства, раз за разом, если какое-то из напряжений оказывается привычным для психики… тогда во взрослом возрасте его можно будет увидеть буквально невооруженным взглядом. Привычно напряженные желваки на скулах - это цена за то, что «мальчики не плачут».

Привычно напряженные плечи, втянутая в них шея - это попытка скрыть от себя самого и не чувствовать свой страх. Напряженный живот и заблокированные бедра - плата за возможность не чувствовать сексуальное возбуждение. Ну и так далее.

Чаще всего подобные телесные блоки возникают ещё в детстве, когда сознательные возможности переживания чувств ребенком ещё слабы: когда родители не пришли на помощь, а сам справиться не можешь, «законсервировать» опасное чувство до лучших времен выглядит весьма разумной стратегией. Правда, это сказывается на развитии тела, возникает так называемый «мышечный панцирь», который привычно защищает от определенных чувств, ну да тут о выживании речь: лучше в панцире, но живым.

К счастью, в отличие от типа телосложения, который изменить невозможно (да и не нужно, это же ваши сильные качества! ими нужно пользоваться и гордиться) - от этого мышечного панциря можно избавиться, вернуть чувствительность собственному телу. Эта дорога не всегда проста, но её осилит идущий.

Изучаем собственное тело

Это упражнение лучше всего делать, например, в душе, где вы могли бы исследовать всё своё тело без помех. Включите тёплую приятную воду, и, направляя её на разные участки своего тела, исследуйте всё богатство их ощущений. Делая это, можно доброжелательно поговорить с исследуемым участком: «Я рада тебе, моя правая лопатка, привет!» - не столь важно, что конкретно вы скажете, сколько намерение. Нужно обеспечить благожелательность самоисследования, чтобы оно проходило в атмосфере доброжелательного внимания, а не злобной инспекторской проверки.

Замечайте всё, что происходит при исследовании какого-либо участка: есть ли в нем чувствительность вообще? Вы заметите, что на разных участках чувствительность разная: где-то чувствуется каждая капелька воды, а где-то только общее давление или вообще ничего не чувствуется.

Замечайте, что и как конкретно ощущается: только струи душа, или, может быть - внутренняя боль, напряжение? Как прогрессируют ощущения? Возможно, возникает желание сделать какое-либо движение? Какие эмоции вы испытываете, исследуя разные участки? Где-то будет чистая незамутненная радость узнавания своего тела, а где-то вы можете почувствовать раздражение, печаль или даже страх.

Возможно, при исследовании каких-то участков всплывут воспоминания, придут на ум какие-либо образы - всё это (ощущения, движения, эмоции и воспоминания/образы) можно записать по выходу из душа, создать карту своего тела.

Почему эти телесные блоки опасны?

Потому что именно они являются тем самым механизмом, который в итоге может привести к психосоматическим расстройствам. Не за месяц, и даже не за год... Но если год за годом заставлять себя не чувствовать и не реагировать, то раньше или позже упорство будет вознаграждено.

Но это не та награда, за которую стоит бороться.

Многократно повторяемая однотипная ситуация позволяет говорить об устойчивом поведенческом паттерне, а он в свою очередь приводит к возникновению паттерна двигательного.

Эволюция блока в теле такова. Поначалу это совершенно инородная структура, таковой она и ощущается, человек испытывает дискомфорт, спазм или боль, четко различает границы блока и способен вообразить его в виде инородного предмета, как то нож, гвоздь, камень или льдинка.

С определенного момента блок из инородного становится симбионтом, человек перестает его ощущать. Это означает, что произошло вытеснение события или привыкание к нему. Так мы свыкаемся с обстоятельствами личного характера, привыкаем к невыносимым ситуациям, терпим в отношениях унижение и боль и т.д.

За блоком такого рода может стоять страх или черта характера, которую человек знает за собой, расценивает как негативную, но ничего с ней делать не собирается, не считая это возможным или просто привыкая к ней. В теле такие блоки ощущаются как привычное слабовыраженное напряжение, постоянно напоминающее о себе.

Если после психотравмы человек вырабатывает убеждение или отношение, которое в дальнейшем будет влиять на всю его жизнь, со временем блоки встраиваются в систему личности. Кроме того, как правило, блоки крайне редко живут одни, предпочитая «селиться колониями». Каждый из них выполняет свою, строго определенную задачу, а все вместе они образуют „сетки” - формообразующие конструкты личности.

Блоки непосредственно связаны с характером действия и характером реагирования, т.е. блоки появляются там, где произошла блокировка импульса а не занимают первое освободившееся место.

Так, если вы хотели высказаться, но не высказались, у вас появится специфическое напряжение шеи, гортани, нижней челюсти, скул, окологубного участка и губ. Если вы хотели заплакать и не заплакали, у вас напрягутся лоб, скулы, напряжение распространится на носогубные складки, глаза, и сожмет грудную клетку. Если вы хотели отказаться от дела, но не отказались, движимые чувством – тоскливо заноют плечи и напомнит о себе живот.

В результате получения первого негативного опыта сдерживания или переживания появляется напряжение, на которое будет накладываться новый слой напряжения все последующие разы, когда человек будет испытывать то же самое. Таким образом, блок больше всего похож на многослойный пирог, где каждый следующий слой связан с проблемой, аналогичной предыдущей.

Таким образом, работа психолога с блоками представляет собой не просто грубое разминание напряженных тканей, а установление причины, по которой они возникли и обращение именно к ней, и в телесной терапии для решения всех проблем имеется адекватный способ помощи.

Мы так наполнены страхом отвержения и претензиями, что едва ли понимаем, то ли мы себя обманываем, то ли доверяем себе. Большую часть времени мы играем роли, избегая соприкосновения с нашими чувствами. Бессознательный (совокупность психических процессов и состояний, обусловленных явлением действительности, во влиянии которых субъекты не отдают себе отчета) страх отвержения не дает нам построить отношения с партнером, который нам нравится. Из-за чего мы боимся? И как влияет на наше здоровье подавление собственных чувств? В этой статье мы попытаемся ответить на эти вопросы, для основы возьмем американского психиатра и психотерапевта, создателя биоэнергетического анализа (от греч. bio - "жизнь" + energeia - "деятельность" и analysis - "расчленение", разновидность психотерапии) А.Лоуэна.

В данной статье целесообразно опираться на определение эмоции страха, как отрицательное эмоциональное состояние, появляющиеся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного или преувеличенного прогноза). Для человека как социального существа страх часто становится препятствием для достижения поставленной им цели (К. Изард).

Наши чувства проявляются по-разному, часто мы даже их не осознаем и не умеем правильно выражать. Во многих случаях мы их вообще не проявляем, а давим и обращаем внутрь себя, а это основная причина психосоматических расстройств (психологические заболевания, обусловленные психологическими факторами), страдают сердце , желудок и спина , в некоторых случаях появление лишнего веса . Такое деструктивное не проявление, блокирование своих чувств (основной вид эмоций, характерных для человека, они являются врожденными) и эмоций (непосредственное, временное переживание какого-нибудь чувства) идет родом из детства, скрываясь во взрослой жизни в неприступном бункере.

В детстве формируется отношение к своим собственным чувствам, ребенок до определенного времени, когда социализация еще не наложила свой отпечаток, искренне проявляет свои эмоции, он свободно и легко делится со всеми, потом постепенно под влиянием внешней среды, он учиться сдерживать свои чувства, а иногда начинает скрывать эмоции даже от самого себя. Давайте рассмотрим возникновения нарушения, блокирования своих чувств. По мнению А. Лоуэна, одна из причин - это потеря любви одного из родителей ребенка, оставляет отпечаток на всю жизнь.

Например: мама из-за недостатка сил и времени, загруженная, какими то делами или появлением второго ребенка, не уделяет время первому, а он из-за этого испытывает тоску по вниманию матери, такая не доступность приводит к первому в жизни переживанию «разбитого сердца». Возникает печаль (состояние душевной горечи, которое вызывается разлукой, чувством одиночества, неудачей в достижении цели, разочарованием, несбывшейся надеждой. Главной причиной является утрата чего-то значимого для человека) и подавляется, а это остается в теле и запоминается в нем.

Такая тоска порождает развитие жесткого грудного панциря грудной клетки, который защищает сердце. Ребенок не понимает что у мамы другие дела, он хочет получить свою потребность, и тогда он, впоследствии всячески не теряя надежду, хочет получить эту любовь и решает быть хорошим, хорошо учится, постоянно достигать успехов, при этом испытывая чувство вины ( сочетание чувств страха, автоагрессии и защиты от этой внутренней агрессии, которая налагает на себя сам человек вследствие мыслей или поступков, нарушающих его внутренний запрет. Самоощущение при чувстве вины - «Я - плохой/плохая», часто сопровождаемое такими соматическими ощущениями, как напряжением мышц в различных участках тела, непроизвольной мимикой лица, нарушением дыхания, учащением сердцебиения, изменением уровня кровяного давления и др. Идет из области бессознательного).

А.Лоуэн в своих работах пишет о происхождении чувства вины у ребенка: «....чувство вины рождается из допущения, что мы недостойны любви, пока не заслужим ее хорошими поступ-ками. Тот факт, что мы ощущаем злость по отношению к тем, кто причинил нам боль, и ненавидим тех, кто предал нашу любовь, не делает нас плохими людьми. Такие реакции биологически естественны, поэтому к ним надо относиться как к морально приемлемым. Однако детей, которые зависят от родителей и других взрослых, можно легко убедить, что на самом деле всё по-другому. Ребёнок, который чувствует, что его не любят, думает, что произошла какая-то ошибка, так как в его сознании не умещается мысль, что мать и отец, давшие ему жизнь, могли бы его не любить. Если он начнет сомневаться в них, родителям нетрудно убедить его, что это "плохо", когда он ощущает по отношению к ним злость или ненависть. Если "хорошее поведение" гарантирует ему любовь, ребенок сделает всё, что в его силах, чтобы быть "хорошим", вместе с подавлением "плохих" чувств. Таким образом, чувство вины программирует его поведение на всю жизнь, запрещая ему негативные чувства по отношению к телу, кого надо любить. Это вызывает состояние хронического мышечного напряжения , особенно в верхней части спины . Напряжение в мышечной системе зависит от нашей воли, контролируемой эго (по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром), которая часто действует вопреки же-ланиям сердца. Боясь отвержения, мы отдёргиваем руку, которая хотела до кого-то дотронуться и кого-то обнять; губы, которые хотели бы целовать или сосать (как бывает у младенцев); или отводим глаза, которые хотели бы смот-реть.....»

Но при этом, желая любви и признания, мы делаем все, чтобы привлечь к себе внимания, «...скрываясь за фасадом нарциссизма (низкая самооценка; компенсаторное высокомерие; тревожность; страх провала; страх успеха; потребность быть всегда правым; трудности в принятии решений; отсоединение от собственных чувств; потребность в непрерывном восхищении; страх близости) , цель, которого с одной стороны - получение одобрения и восхищения, а с другой - компенсация и отрицание внутренних чувств неполноценности, отчаяния и печали. Хорошим примером личности этого является мужчина, который развивает мышцы для того, чтобы произвести впечатление силы, мужественности и власти. В большинстве случаев за фасадом «мачо» скрывается потерянный ребенок. Расщепление между внешним видом культуриста и внутренним чувством одиночества расщепляет внутреннюю интеграцию его личности.

В такой культуре как наша, ориентированной в основном на такие ценности эго (лат. ego — «я»), как власть и успех, в структуре личности большинства людей есть доля нарциссизма. Основным вопросом здесь является то, до какой степени человек остается в контакте со своими глубокими чувствами и со своим телом.....» .

Таким образом, приукрашивая свой внешний облик, надевая маску уверенности и обаяния, в то время как сердце находится в бункере, мы даже не осознаем, что такое положение вещей имеет очень серьёзные последствия для здоровья, так как сердце теряет свою жизненность . Мы все хотим любви, но избегаем ее, так как боимся отвержения, бессознательный страх закрывает дорогу к сердцу. Детская травма оставила глубокий след, которая делает преграду к губам, которые хотели бы целовать. И глазам, на которые мы бы хотели смотреть.

В заключение можно сделать выводы мы живем и принимаем фальшивые ценности эго, и не осознаем этого. Возможно причин, деструктивного не проявления, блокирования своих чувств и эмоций очень много, и все они индивидуальны, связаны с личными установками, и работать над этим лучше в кабинете специалиста. Прежде всего нам необходимо осознать, что голова - служит не для добывания денег, половые органы - не для развлечения, сердце - не изолированно от головы и удовлетворения плоти, не утратило связь с миром, а все взаимосвязано и функционирует вместе. Осознав это, мы сможем контролировать появление в нашей душе эмоции страха, и наша жизнь станет счастливее, от того что мы принимаем чувство любви и себя такими какими есть. Открывая бункер, где спрятали свое сердце, к свободе и любви .

Список литературы:

  1. Лоуэн А. Секс, любовь и сердце: психотерапия инфар-кта/Пер, с англ. С.Коледа — М.: Институт Общегума-нитарных Исследований, 2004 — 224 с.
  2. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела/ Пер. с анг. С.Коледа - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2007 - 256с.
  3. Яро Старк, Тонн Кей, Джеймс Олдхеймс С 77 Техники Гештальт - терапии на каждый день: Рискните быть живым / Пер. с анг. Родред. Г.П.Бутенко. - М.: Психотера-пия, 2009. - 176 с..

В переводе с английского понятие «психологическая защита» означает систему регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта.

Когда возникает такая необходимость? Ученые доказывают, что психологическая защита как реакция возникает при реальной или мнимой угрозе целостности личности, ее идентичности или самооценке. В конечном итоге психологическая защита направлена на сохранение стабильности самооценки личности, ее образа Я и образа мира, которая достигается:

Устранением из сознания источников конфликтных переживаний;

Трансформация переживаний таким образом, чтобы предупредить возникновение конфликта;

Возникновение специфических форм реагирования, поведения, которые снижают остроту переживаний угрозы или внутриличностного конфликта.

Родоначальником исследования психологической защиты является З.Фрейд, который рассматривал ее как формы разрешения конфликта между бессознательными влечениями и интернализированными социальными требованиями и запретами. Его дочь, Анна Фрейд усматривала в механизмах психологической защиты и способы разрешения внешних конфликтов, способы адаптации к социальному окружению. Согласно А.Фрейд, механизмы психологической защиты являются продуктом индивидуального опыта и научения. Таким образом, психологическая защита рассматривалась как процесс восприятия и трансформации угрожающего или конфликтогенного объекта. На этой основе было описано около 20 видов механизмов психологической защиты. Основными из них являются:

- Вытеснение – устранение из сознания неприемлемых влечений и переживаний;

- реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное;

- регрессия – возврат к более примитивным формам поведения и мышления;

- идентификация – бессознательное уподобление угрожающем у объекту;

- рационализация – рациональное объяснение человеком своих желаний и действий, истинные причины которых коренятся ив иррациональных социально или личностно неприемлемых влечениях;

- сублимация – преобразование энергии сексуального влечения в социально приемлемые формы активности;

- проекция – приписывание другим людям собственных вытесненных мотивов, переживаний и черт характера;

- изоляция – блокирование отрицательных эмоций, вытеснение из сознания связей между эмоциональным переживаниями и их источником.

Психологическую защиту нельзя однозначно рассматривать как полезное или как вредное явление. Она позволяет достичь более или менее устойчивого состояния личности на фоне дестабилизирующей ситуации, травмирующих переживаний и способствует успешной адаптации к данным условиям. Вместе с тем, психологическая защита не позволяет человеку активно воздействовать на причину, источник дестабилизирующей ситуации. В этом смысле альтернативой психологической защиты может быть либо реальное вмешательств в ситуацию и преобразование ее. Либо, либо самоизменение, адаптация к ситуации за счет преобразования самой личности. Полезный, адаптивный эффект психологической защиты в большей степени проявляется, когда масштаб конфликта, угрожающего целостности личности, относительно невелик. Исследуя данный аспект психологической защиты, Д.А.Леонтьев утверждает, что при существенном конфликте, требующем устранения его причин, психологическая защита играет скорее негативную роль, затушевывая и снижая его эмоциональную напряженность и значимость для личности. Следовательно, психологическая защита имеет ограниченную, вспомогательную роль на определенных этапах конфликтных ситуаций, но разрешает конфликт и не преобразует личность.