1

В настоящее время в контексте парадигмы непрерывного образования все больший интерес ученых и педагогов-практиков привлекает проблема разработки технологий дистанционного обучения. Такая форма организации обучения позволит решить множество проблем, перед которыми бессильны другие формы образования. Получить первое или второе высшее образование, повысить свою квалификацию, обменяться опытом, получить консультацию специалиста, активно участвовать в профессиональном общении, не покидая семью, работу, - эти проблемы, которые касаются большого числа граждан любой страны, тем более такой огромной, как Россия. По данным аналитического исследования, проведенного ЮНЕСКО, в России 8 миллионов человек желали бы получить образование или повысить свою квалификацию дистанционно. Многие страны уделяют пристальное внимание развитию системы образования и единой системы непрерывного образования. неотъемлемой частью которой является дистанционное обучение.

Какие же преимущества дает такое обучение и почему оно является таким привлекательным для огромного числа людей? Особое значение развитие системы дистанционного обучения приобретает в вузовском образовании. В России уже более 200 университетов имеют дистанционную форму обучения. Дистанционное обучение в сфере высшего профессионального образования способно обеспечить:

Предоставление возможности обучающимся с ограниченными возможностями здоровья без ущерба для себя получать знания, общаться с преподавателем, получать своевременную методическую помощь со стороны тьютора или других преподавателей вуза;

Построение индивидуального плана освоения учеб6ых дисциплин с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучающихся, их потребностей и интересов;

Возможность получить консультацию по интересующему вопросу не только со стороны закрепленного за данной специальностью (или конкретной учебной группой) тьютора, но и любого преподавателя вуза;

Рациональное распределение времени, затрачиваемого студентом на изучение учебных дисциплин согласно учебного плана подготовки по выбранной специальности; студент самостоятельно определяет, сколько времени он затратит на изучение той или иной учебной дисциплины, например, по принципу «погружения в учебный предмет», «обучение быстрым темпом» и т.д.;

Оперативное получение студентом информации об уровне своей подготовленности за счет использования специальных программ для дистанционного электронного тестирования уровня освоения студентом содержания учебной дисциплины (аналогично применению Интернет-тестирования в системе среднего профессионального и высшего профессионального образования);

Свободный и быстрый доступ студентов к электронным базам данных учебного заведения, содержащим учебную и методическую литературу по различным учебным дисциплинам;

Одаренным студентам более углубленно изучить интересующую их учебную дисциплину;

Активное участие в различных электронных форумах и конференциях, которые проводятся вузом в режиме on-line.

В настоящее время происходит изменение требований к выпускнику высшего учебного заведения, будущему специалисту. На смену одним ценностям приходят другие, обусловленные изменившимися социально-экономическими, технологическими, информационными условиями развития современного общества. Для нынешнего специалиста недостаточно иметь прочные, фундаментальные знания. Многие знания быстро устаревают, поток информации настолько стремительно возрастает, что приобретенных в вузе знаний не хватает. Поэтому работа с информацией, умение самостоятельно добывать знания, повышать свою квалификацию - показатель профессионализма. А система дистанционного обучения как никакая другая форма максимально ориентирует будущих специалистов на работу в автономном режиме, непосредственно формирует нужные качества.

Кроме того, ценным является умение специалиста-профессионала принимать взвешенные, аргументированные решения, брать ответственность на себя за результаты своей деятельности. В дистанционном обучении доля самостоятельности максимальна. Студент знает, что он в такой же степени несет ответственность за результаты своего образования, за качество знаний и умений, как и преподаватель, а часто даже в большей степени. Конечно, он может рассчитывать на помощь со стороны тьютора, но, тем не менее, своим успехам он будет обязан себе самому, своему терпению, собранности, ответственности, познавательной активности, рациональному распределению сил и времени на освоение содержания образования.

В дистанционном обучении немаловажную роль играет и возможность установления конструктивного общения между педагогом и обучающимся, позволяющего обеспечить индивидуальный стиль взаимодействия. Учесть особенности каждого, осознать и понять точку зрения партнера. Опираясь на принципы гуманистической психологии, можно сказать, что взаимопонимание, к которому стремится человек и которое является необходимым условием его развития, достигается только в процессе общения, и в первую очередь доверительного, между педагогом и обучающимся.

Личностно-ориентированный подход, который лежит в основе дистанционного обучения, способствует раскрытию потенциала каждого студента. Дистанционное обучение дает студенту возможность личностного роста, развития, раскрытия индивидуальности.

Автономность личности в образовании - это социально-психологическое качество, позволяющее человеку действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности

Внедрение дистанционной формы обучения в практику высшего профессионального образования, на наш взгляд, обеспечит формирование автономности студентов, так как ее развитие тесно связано с необходимостью проявления познавательной активности, самостоятельности, инициативности, ответственности, свободы выбора, навыков самоконтроля, мотивации к овладению новыми знаниями и способами действий.

Работа представлена на научную международную конференцию «Проблемы высшего и профессионального образования», 8-15 августа 2007 г. Коста Брава (Испания). Поступила в редакцию 05.06.2007.

Библиографическая ссылка

Сырцова Е.Л. ВОЗМОЖНОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТОВ // Фундаментальные исследования. – 2007. – № 10. – С. 103-104;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=4530 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» Использование возможностей дистанционного обучения

В информационном обществе в роли ведущих требований при оценке уровня подготовки выпускников выступают ключевые компетентности. Под компетентностью понимается общая способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению. Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести:

    Мультимедийная технология.

    Дистанционные образовательные технологии.

Формированию информационно-коммуникативных компетентностей способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.

Модернизация общего образования требует от учителя высокого уровня преподавания с использованием различных методик и технологий обучения. В условиях вариативности и разноуровневости образования умение применять инновационные технологии и их элементы помогают преподавателю добиваться высокого качества обучения. Они способствуют рациональному проектированию учебного процесса и эффективной реализации намеченных целей и задач обучения.

Использование ЦОР и ЭОР предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя.

ИКТ интересны и тем, что данные технологии постоянно развиваются. Познакомилась и внедряю на практике методику web – квестов. Данная методика универсальна и очень проста, для ее применения необходим лишь компьютер с выходом в Интернет.

Web – квесты представляют собой мини – проекты, основанные на поиске информации в сети Интернет.

Алгоритм работы с web – квестом отражает последовательность мыслительных операций в процессе исследовательско–ориентированной деятельности: постановка проблемы, ознакомление с заданиями web – квестов, выполнение задания на основе ресурсов сети Интернет, оформление работы, обсуждение результатов деятельности.

Задания web – квестов представляют собой отдельные блоки вопросов и перечни адресов сайтов в Интернете, где можно получить необходимую информацию.

Учащиеся знакомятся с заданиями web – квестов, выполняют задания на основе ресурсов Интернета, оформляют результаты деятельности в виде презентации Power Point.

Вопросы web – квестов подбираются учителем так, чтобы на них не было прямого ответа в учебнике, чтобы при посещении сайта ученик был вынужден произвести отбор материала, выделив главное из той информации, которую он находит. Работа над вопросами должна углублять знания учащихся, расширять их кругозор и развивать эрудицию.

В ходе выполнения задания ученики по согласованию с учителем могут расширить рамки своей работы. Весь накопленный материал (в том числе необходимые для презентации рисунки, схемы, уравнения реакций) учащиеся помещают в созданные ими папки.

На этапе оформления работы ученики отбирают из накопленного материала самую значимую информацию и представляют её в виде презентации Power Point.

Учитель выполняет роль консультанта, поскольку надо научить каждого правильно и достойно представить результаты своей деятельности. Это конструктивный подход к обучению. Ученики не только собирают и систематизируют информацию, полученную не от учителя, а из Интернета, они направляют свою деятельность на поставленную перед ними задачу. Интернет здесь является средством, которое делает урок более продуктивным, а работа учащихся превращается в творчество.

Например: домашнее задание по теме «Соли серной кислоты», 9 класс: выполните задание по web-квесту:

Это интересно

в заливе Кара-Богаз-Гол в воде содержится 30% глауберовой соли при температуре +5°С эта соль выпадает в виде белого осадка, как снег, а с наступлением тёплого времени соль снова растворяется. Так как в этом заливе глауберова соль то появляется, то исчезает, она была названа мирабилитом, что означает «удивительная соль». Какая формула мирабилита?

Почему можно перевозить концентрированную серную кислоту в стальных цистернах?

Реагирует ли концентрированная серная кислота с неметаллами? Докажите.

Что такое олеум?

Как образуются «кислотные дожди»?

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) стал основной формой итоговой государственной аттестации всех выпускников школ Российской Федерации, инструментом, с помощью которого можно оценить знания обучающихся. По результатам ЕГЭ осуществляется приём абитуриентов во все российские ВУЗы.

Как подготовить ученика к успешной сдаче ЕГЭ? Как достичь той вершины, когда ученик уверен в своих силах и без страха идет на ЕГЭ?

Я работаю в общеобразовательных классах. Изучение химии в нашей школе идет на базовом уровне. Известно, что заниматься учащийся начинает в основном за год до проведения экзамена, в лучшем случае за два. Бывают даже случаи, что, к сожалению, не редкость, когда родители ребенка «хватаются за голову» за несколько месяцев до экзамена. Для того чтобы помочь ученикам качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ использую возможности дистанционного обучения .

У дистанционного обучения есть свои положительные стороны. Обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию более яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия ученика и учителя. Доступность и открытость обучения - возможность учиться удаленно от места обучения, не покидая свой дом. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, совмещая с основной деятельностью. Обучение в любом месте в любое время позволяет выработать индивидуальный график обучения.

Дистанционное обучение носит более индивидуальный характер, оно более гибкое, так как обучающийся сам определяет темп обучения, может по несколько раз возвращаться к отдельным урокам, тестам, заданиям. Такая система обучения заставляет заниматься самостоятельно и получать навыки самообразования и самоконтроля.

Направления дистанционного обучения школьников:

    углубленное изучение тем, разделов школьной программы или вне школьного курса;

    ликвидация пробелов в знаниях, умениях учащихся по определенным темам;

    подготовка учащихся, не имеющих возможности посещать школу в течение какого-то периода времени;

    дополнительное образование по интересам;

    подготовка учащихся к экзаменам.

Для создания и функционирования информационно-образовательной среды использую платформу АИС «Сетевой город. Образование» и образовательный портал для подготовке к экзаменам "Решу ЕГЭ". Эти системы имеют все необходимые средства для реализации дистанционного обучения, включая:

    средства коммуникации, в том числе личные сообщения и форумы;

    базы данных преподавателей, обучающихся, информационных и учебных материалов;

    средства размещения информационных и учебных материалов;

    электронные журналы успеваемости обучающихся;

    средства совместной проектной деятельности обучающихся, например, сервис Wiki (вики), портфолио проектов;

    средства контроля выполнения заданий обучающимися, в том числе тестирование.

Кроме АИС и "Решу ЕГЭ". при использовании ДОТ используем вспомогательные технологии и средства:

    видеоконференцсвязь, например, систему TrueConf или Skype;

    сайт школы или учителя.

Механизм организации дистанционного обучения на сайте "Решу ЕГЭ":

    Учитель составляет тест из необходимого количества случайно выбранных системой заданий по той или иной теме. Можно так же создать тест из подобранных заданий, указав их номера по каталогу или добавив в систему свои собственные задания.

    Для каждой работы система выдает индивидуальную ссылку, содержащую номер варианта, который учитель сообщает учащимся. Учащиеся (дома или в школе) вводят полученную ссылку, проходят тестирование и сохраняют результаты.

    Можно заранее создать группу учащихся и добавить в них учащихся, зная их логины (электронные адреса) в системе. Но необходимости предварительно вводить в систему фамилии и имена учащихся нет: их результаты появятся в системе автоматически, как только они выполнят и сохранят составленную учителем работу.

    Система автоматически проверяет решения заданий частей А и В, а также выводит на экран учителю загруженные учащимися решения заданий части С. Учитель может просмотреть, оценить и прокомментировать их.

    Сводные результаты выполнения работ по каждой созданной учителем группе учащихся автоматически заносятся в классный журнал. Если учащиеся несколько раз выполнят одну и ту же работу, в журнал будут внесены все их результаты. Результаты можно экспортировать в электронные таблицы Эксель.

Результативность и эффективность дистанционного обучения при подготовке к ЕГЭ:

    Повышение среднего балла ЕГЭ по химии с 52,8 (2014г) до 61,86 (2015г.).

    Совершенствование информационно-коммуникативных компетентностей учащихся и педагогов.

    Развитие самостоятельности и самосовершенствования.

Зам. по УВР: _____________________/ Батыршина А.М./

Эссе: «Технологии дистанционного обучения»

Развитие дистанционного обучения помогает решить ряд задач:

Повышение уровня образованности общества и качества образования;

Реализация потребностей населения в образовательных услугах;

Повышение социальной и профессиональной мобильности населения, его социальной активности, уровня самосознания, расширение кругозора;

Сохранение и приумножение знаний;

Развитие единого образовательного пространства в рамках России, СНГ, всего мирового сообщества, подразумевающее обеспечение возможности получения образования в любой точке образовательного пространства.

На сегодняшний день существует большой выбор технических средств, который помогает решать эти задачи. Наиболее популярными являются: электронная почта, блог, видео- и голосовая связь.

Использование электронной почты в дистанционном обучении.

Возможности использования электронной почты:

с помощью электронной почты преподаватель может немедленно распространить ответы на наиболее часто возникающие вопросы, причем не только тем, кто спрашивал, но и всем остальным;

электронная почта позволяет снять барьеры, мешающие обучаемому задать вопросы, связанные с проблемами, лежащими вне изучаемой дисциплины;

электронная почта может качественно изменить управление учебно-воспитательным процессом, давая возможность заблаговременно распространять результаты аттестации, распоряжения и другую информацию административного характера;

с помощью электронной почты обучаемые могут объяснить причины своего отсутствия на занятиях, посылать уведомления о болезни, текущие отчеты о практике, проходящей в отдаленных местах, и т.п.;

возможность встраивания доступа к электронной почте в обучающие программы, с тем чтобы обучаемый имел возможность если и не получить консультацию, то хотя бы задать своему педагогу вопрос в случае возникновения затруднений.

Возможности Skype в дистанционном обучении.

Skype - это возможность дистанционно обучаться по любой дисциплине и получать ценные навыки.

Появляется возможность видео- и голосовой связи с учеником, что максимально приближено к очному общению и в основном носит индивидуальный порядок. Возможность заниматься в любое удобное время. У учителя появляется возможность составить индивидуальную программу для каждого обучающегося, опираясь на его уровень знаний, задачи и цели.

Использование данной программы подразумевает повышенные требования к интернет соединению.

Информационно-образовательная среда vacad.ru

Основная цель ИОС – обеспечение перехода образования в новое качество: в состояние соответствующее информационному обществу.

Дистанционное обучение организуется с помощью специализированной информационно-образовательной среды (ИОС), которая представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения,

ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей

пользователей.

Информационно-образовательная среда vacad.ru – это е диный информационный ресурс, позволяющий организовать дистанционное обучение.

Учебно-методические материалы и практические задания для самостоятельной работы расположены на сервере Центра и доступны для

работы. Использование сетевых технологий позволяет не только представлять обучающимся учебный материал в различных формах и видах, но и организовывать управляемый учебный процесс, осуществляемый под руководством преподавателя.

В свой блог преподаватель может поместить следующие материалы:

Учебный план обучающегося,

Программу учебного предмета (дисциплины),

Учебник по учебному предмету (дисциплине),

Практикум или практическое пособие,

Тестовые материалы для контроля качества усвоения материала,

Учебные дидактические пособия и задачники - позволяющие обеспечить освоение и реализацию образовательной программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация и педагогические возможности дистанционного обучения в ходе исследовательской деятельности обучающихся

В настоящее время границы современного образовательного пространства расширяются. Сегодня педагоги используют Интернет, который выполняет многообразные функции: информационную (поиск, получение,...

Информация об использовании возможностей дистанционного обучения в урочной и внеурочной деятельности по английскому языку

Вовлечение учащихся в систему дистанционного обучения, в том числе осваивающих программы заочных школ, Интернет-школ и т.п. Ресурсы сети Интернет:- Творческие конкурсы исследовательских раб...

«Электронные средства обучения как возможность дистанционного обучения учащихся»

В статье представлена роль дистанционного обучения как способа обучения учащихся в современной школе....

О ходе реализации личной методической темы: «Мотивация самостоятельной учебной работы студентов через совершенствование возможностей дистанционного обучения в техникуме»

Студенты СПО должны формировать соответствующие компетенции не только на уроках, но и в процессе внеаудиторной самостоятельной работы. В процессе апробации различных форм самостоятельной работы был сд...

Совместная научная статья преподавателей ОБПОУ "КМТ" и ФГБОУ ВО "КГУ"Сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции "ФГОС ОВЗ: опыт, проблемы, перспе...

Статья в сборнике регионального научно-методического журнала "Педагогический поиск", №7-8 июль-август 2019 "Использование возможностей социальных сетей при реализации элементов дистанци...


В ближайшие годы образовательный рынок будет претерпевать радикальные изменения. Уже сегодня экспертами отмечается повышенный интерес пользователей всемирной сети интернет к дистанционному образованию.

Система дистанционного обучения – это одно из самых перспективных учебных направлений у миллионов человек по всему миру. Ведь у каждого появляется уникальная возможность получить высшее образование, освоить новую профессию или повысить квалификацию. При этом не имеет значения ни фактическое место работы и проживания, ни физические возможности, ни возраст или семейный статус. Такой способ получения знаний позволяет самостоятельно планировать график занятий, выбирая для этого удобное время. Получать дополнительное образование можно удаленно, не покидая дома или рабочего места.

В мире уже давно практикуют данный вид обучения, тогда как в России это становится прорывом только сейчас. Развитие дистанционной формы образования в нашей стране тормозит неповоротливость государственной системы и затяжной пересмотр образовательных стандартов. Тем не менее дистанционное обучение становится все популярнее.

Интерес к подаче информации в такой форме подтверждают также растущие цифры подписчиков образовательных каналов на YouTube. Заинтересованные в своем образовании лица готовы черпать знания удаленно, слушая лектора с экрана по интересующей теме, порой даже независимо от подачи и языка носителя информации. Безусловно, для подобного способа получения знаний необходима самодисциплина, ответственность и понимание, зачем это нужно. Кроме того, дистанционное обучение именно для России становится решением территориальной проблемы в получении образования для людей удаленных населенных пунктов.

Как проходит дистанционное обучение?

Виртуальное пространство – это и есть площадка для дистанционного образования. Для обучения требуется лишь компьютер или смартфон и доступ в интернет. Учебное заведение осуществляет образовательный процесс посредством телекоммуникационных средств, компьютеров дистанционных и мультимедийных технологий, предоставляя слушателям самые актуальные учебные материалы.

Любое дистанционное обучение, как правило, проходит в три этапа:

  1. Выбор учебного заведения (подача документов и оплата)
  2. Обучение (доступ в личный кабинет, изучение материалов, прохождение тестов)
  3. Получение документов (удостоверение или диплом установленного образца, сертификат и пр.)

Для чего нужно учиться дистанционно?

Возможности получения знаний увеличиваются в разы благодаря этому формату обучения. При этом слушатели получают неоспоримые преимущества:

  • экономия времени и денег;
  • нет необходимости присутствовать на лекциях и, следовательно, отвлекаться от основной деятельности;
  • поступление без экзаменов, дистанционно и быстро.
  • обучение в комфортных условиях за домашним компьютером, планшетом или мобильным телефоном;
  • возможность выбора графика и темпа обучения;
  • любые вопросы оперативно помогут разрешить специалисты учебного центра;
  • информация представлена на учебном портале в современном аудио-, видео- и текстовом формате;
  • доступность – обучение из любой точки России;
  • компактность и содержательность программ дистанционного обучения – получаемая информация максимально применима на практике.

Дистанционное обучение – оптимальное решение для амбициозных и целеустремленных людей, которые хотят учиться и совершенствоваться в своей профессиональной сфере.

Кабина Боинга 777

Скандально-известный гражданский журналист , который ранее публиковал результаты собственных расследований гибели самолетов кампании Malaysia Airlines, пишет о скрытых возможностях по дистанционному управлению самолетами американской корпорации Boeing...

Что известно о самолетах серии Боинг 777? Дело в том, что самолеты эти уникальные. Их спроектировали по электронной схеме, без использования бумажных чертежей. Поэтому ещё на стадии проекта были сделаны существенные модернизации. Так Кабина экипажа оснащена новейшей системой Electronic Flight Bag (EFB), созданной компанией «Боинг».

Система EFB содержит данные, переведенные в электронную форму, которые необходимы пилотам для управления самолетом. Управление механизмами крыла, двигателями и шасси самолета полностью электромеханическое. Управление содержит электронные блоки, каждый из которых обслуживает группу модулей приводов самолета (В-777), в которую могут входить модули приводов различных каналов управления (тангаж, крен, курс). В другом варианте структуры каждый модуль привода имеет свой блок управления и контроля. Для сокращения числа электронных блоков модулей привода, возможно их объединение в единый электронный блок, обслуживающий все модули привода конкретного органа управления (например, элерона или интерцепторов).

То есть поясняю. Этот самолет не имеет механических приводов. Для изменения высоты полета, угла наклона машину (крен) и направления полета (курса) используется компьютер. Данные о маневрах пилотов поступают с органов управления самолета непосредственно на память бортовой ЭВМ. То есть штурвал самолета на самом деле это джойстик компьютера. Он связан только с бортовой вычислительной машиной. Сигнал обработанный ЭВМ виде электрического импульса передается непосредственно на механизмы самолета. Поэтому для управления полетом пилоты, в общем и целом, не нужны абсолютно.

Самолет по заданной программе может самостоятельно взлетать, следовать курсом, менять высоту и скорость полета, садится на посадку. При этом все данные полученные от диспетчеров направления, от датчиков самого самолета, поступают и обрабатываются все тем же компьютером. Поэтому машина может реагировать на все изменения полета. На этом принципе работают автопилоты самолетов серии Боинг 777−200. Напомню, что автопилот устаревших моделей самолета раньше был способен только держать курс и заданную высоту полета. Работал этот прибор по принципу гироскопа.

Гироскоп (от гиро… и…скоп), быстро вращающееся твёрдое тело, ось вращения которого может изменять своё направление в пространстве. Г. обладает рядом интересных свойств, наблюдаемых у вращающихся небесных тел, у артиллерийских снарядов, у детского волчка, у роторов турбин, установленных на судах, и др. На свойствах Г. основаны разнообразные устройства или приборы, широко применяемые в современной технике для автоматического управления движением самолётов, морских судов, ракет, торпед и др. объектов, для определения горизонта или географического меридиана, для измерения поступательных или угловых скоростей движущихся объектов (например, ракет) и многое др.

Но функциональные способности автопилота Боинга 777 намного выше. Поэтому можно сказать, что самолет может управляться роботом. Полетная информация поступает по спутниковым каналам, или получается с датчиков самолета. Она выводится в обработанном и проанализированном виде на специальный планшетный компьютер iPad. Связь с оборудованием самолета можно поддерживать по интерфейсу Bluetooth или Wi-Fi. Bluetooth обеспечивает обмен информацией между такими устройствами как персональные компьютеры (настольные, карманные, ноутбуки), мобильные телефоны, принтеры, цифровые фотоаппараты, мышки, клавиатуры, джойстики, наушники, гарнитуры на надёжной, бесплатной, повсеместно доступной радиочастоте для ближней связи. Это беспроводная сеть с ограниченным радиусом действия.

Wi-Fi - то же беспроводная сеть. Но ограниченная небольшим радиусом действия. Все эти интерфейсы в самолете Боинг 777 защищены паролем. Для того, что бы избежать преднамеренного вмешательства в управление самолетом. На этом и была основана теория пропажи самолета Боинг 777 в марте 2014 года. По словам экспертов кто - то вмешался в систему управления. Отключил приборы слежения и радиосвязи. А затем управляемый извне самолет взял курс на остров Диего-Гарсия. Ну или в Афганистан, это как кто придумает. Главное никто из пишущих не знает, что дистанционное управление было в этом самолете всегда. Оно было предусмотрено ещё на стадии проекта. Обычно пишут про то, что после 2001 года США внедрили систему дистанционного управления (которая активируется с земли по команде диспетчеров). Но все гораздо сложнее чем кажется…

Напомню, самолет управляется компьютером. Именно связка «компьютер-человек» позволяет самолету находиться в воздухе. Для работы компьютера нужны разнообразные программы. Но не все программы безопасны для компьютера. Ряд программ направлены именно на уничтожение самого компьютера, или его памяти или аппаратной среды. Среди подобных программ, в первую очередь, следует упомянуть компьютерные вирусы. Однако имеются вредоносные программы еще одного класса. От них, как и от вирусов, следует с особой тщательностью очищать свои компьютерные системы. Это так называемые программные закладки, которые могут выполнять хотя бы одно из перечисленных ниже действий:

  • вносить произвольные искажения в коды программ, находящихся и оперативной памяти компьютера (программная закладка первого типа);
  • переносить фрагменты информации из одних областей оперативной или внешней памяти компьютера в другие (программная закладка второго типа);
  • искажать выводимую на внешние компьютерные устройства или в канал связи информацию, полученную в результате работы других программ (программная закладка третьего типа).

Программные закладки можно классифицировать и по методу их внедрения в компьютерную систему:

  • программно-аппаратные закладки, ассоциированные с аппаратными средствами компьютера (их средой обитания, как правило, является BIOS - набор программ, записанных в виде машинного кода в постоянном запоминающем устройстве - ПЗУ);
  • загрузочные закладки, ассоциированные с программами начальной загрузки, которые располагаются в загрузочных секторах (из этих секторов в процессе выполнения начальной загрузки компьютер считывает программу, берущую на себя управление для последующей загрузки самой операционной системы).
  • программные закладки (иногда их называют вирусами) могут изменить всю информацию о полете. Активировать включение автопилота (который пилоты выключить не смогут никогда). Набрать высоту и задать курс полета. По видам закладок очень интересны так называемые исполняемые закладки, ассоциированные с исполняемыми программными модулями, содержащими код этой закладки (чаше всего эти модули представляют собой пакетные файлы, т. е. файлы, которые состоят из команд операционной системы, выполняемых одна за одной, как если бы их набирали на клавиатуре компьютера);
  • закладки-имитаторы, интерфейс которых совпадает с интерфейсом некоторых служебных программ, требующих ввод конфиденциальной информации (паролей, криптографических ключей, номеров кредитных карточек);
  • замаскированные закладки, которые маскируются под программные средства оптимизации работы компьютера (файловые архиваторы, дисковые дефрагментаторы) или под программы игрового и развлекательного назначения.
С учетом замечания о том, что программная закладка должна быть обязательно загружена в оперативную память компьютера, можно выделить резидентные закладки (они находятся в оперативной памяти постоянно, начиная с некоторого момента и до окончания сеанса работы компьютера, т. с. до его перезагрузки или до выключения питания) и нерезидентные (такие закладки попадают в оперативную память компьютера аналогично резидентным, однако, в отличие от последних, выгружаются по истечении некоторого времени или при выполнении особых условий).

Понятно, что без помощи пилота сделать это было бы невозможно. Мне кажется, что это мог сделать тот пилот, что долго тренировался на тренажере дома, отрабатывая посадку на острова Индонезии. А именно Захари Ахмед Шах. При этом мне понятно, что «отрабатывал» Захари на своем дорогом авиационном тренажере. По результатам компьютерных «полетов» Захари Ахмад Шаха и была «написана» эта программа. Именно Захари отключил транспондеры в кабине и трюме самолета. А потом принудительно активировал программную закладку изменившую курс полета Боинга. Мне кажется, что ювелирно проделать многократно отработанную на тренажере посадку Захари побоялся. Доверился техническому прогрессу. Думаю этот шаг и привел самолет к катастрофе. Потеряв управление над самолетом, пилоты вынужденно взирали на то, как неисправный Боинг вместо полета по курсу начинает терять высоту. Падая в воды Индийского океана (ну или куда там ещё он мог упасть).

Не учел Захари Ахмед Шах ещё одного. У всех программных закладок (независимо от метода их внедрения в компьютерную систему, срока их пребывания в оперативной памяти и назначения) имеется одна важная общая черта: они обязательно выполняют операцию записи в оперативную или внешнюю память системы. При отсутствии данной операции никакого негативного влияния программная закладка оказать не может. Ясно, что для целенаправленного воздействия она должна выполнять и операцию чтения, иначе в ней может быть реализована только функция разрушения (например, удаление или замена информации в определенных секторах жесткого диска). То есть если найти самолет, или его черные ящики, то можно будет найти записи о преднамеренном изменение курса. Кроме того, думаю, речевой самописец так же зафиксировал попытки экипажа вернуть управления самолетом себе. Так, что доказательства есть обязательно. Ну, а кто, или для чего это сделал, узнать будет несложно. Думаю все дело в страховке. Так как самолет застрахован на огромную сумму денег, то желающие получить свою долю найдутся обязательно. Ну, или, как вариант, месть одного из программистов или инженеров авиакомпании. Так, что загадок будет ещё очень много. Найти бы сам самолет…

Схема управления самолетом.


Схема управления Боингом 777.