Гавриил Романович Державин известен как поэт, в творчестве которого нашли отражения несколько литературных направлений. Начиная как поэт-классицист, постепенно отказываясь от подражания образцам жанра, Державин обращается к человеческой индивидуальности, которая выступает на первый план в его произведениях. Так, в произведениях позднего периода, перед читателем предстает конкретный образ автора, происходит узнавание личности самого поэта.

Стихотворение «Признание» является одним из самых автобиографичных в творчестве Державина, об этом говорит и само название, и частое употребление в тексте местоимения «я». Написанное в 1807 году, произведение несет в себе итог жизни Державина, о котором он сам рассуждает, употребляя глаголы в прошедшем времени: «не умел», «любил», «думал». Лирический герой, который практически неотделим от личности самого автора, заявляет: «Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться И философа брать вид ». Для поэта было важно открыто заявлять о неправедности и неверности служащих отчизне, которые замечал: «Если где вельможам властным Смел я правду брякнуть в слух, - Мнил быть сердцем беспристрастным Им, царю, отчизне друг ». Однако не скрывает, что и сам является простым обывателем, способным на проявление слабости: «Если ж я и суетою Сам был света обольщен, - Признаюся, красотою Быв плененным, пел и жен ».

Державин определял себя поэтом, творящим во славу своей отчизны, неотделимым от нее, именно поэтому старался сохранить для потомков в своих произведениях образы великих правителей и полководцев: «Думал перелить в потомки Души их». В то же время, поэт тесно связан с простым народом, ему так же свойственны слабости и увлечения. Употребляя слова разговорной лексики «надуваться», «правду брякнуть», наравне со словами высокими «вельможам властным», «звуки посвящались Лиры моея царям», Державин обозначает свои эстетические принципы - внимание заслуживает и обыденный мир, индивидуальность каждого человека. Совершенно новое видение окружающего мира - вот то новшество, которое привнес в классическую литературу Державин.

Тема Бога находит отражение во многих произведениях поэтов-классицистов. Не стал исключением и Державин: «Если я блистал восторгом, С струн моих огонь летел, Не собой блистал я - богом; Вне себя я бога пел ». Поэт находит Бога не только в реальном мире, но и в каждом человеке, видит Бога в себе самом - именно это ведет поэта на творческом пути.

Державин стоит свое произведение как доверительную беседу, рассуждая с невидимыми собеседниками о том, что он собой представляет, признается в своих помыслах и желаниях, объясняя некоторые спорные моменты. Рассуждая о сделанном на протяжении жизни, поэт говорит: «Падал я, вставал в мой век». Действительно, поэт прожил сложную жизнь, которая была полна различными трудностями и радостями - назначениями на высокие посты, бурными спорами с властями. Жизнь поэта была достаточно сложной. Но всегда Державин находил в себе силы двигаться дальше. Ведь сила духа, которую он восхвалял в своих одических произведениях, посвященных героям отчизны, всегда присутствовала и в нем самом. В моменты же сомнений, когда красота и суета пленили поэта, он понимает, что ничто человеческое ему не чуждо - хоть он и поэт, творец, в то же время он обычный смертный: «Брось, мудрец! На гроб мой камень, Если ты не человек ».

Постепенно проявляющийся в текстах Державина образ автора, наконец, находит конкретное воплощение в стихотворении «Признание». Расширив тем самым границы классицизма, поэт обращается к личным характеристикам человека, находя в окружающих индивидуальность и особенность. Поэтому так искренне поэт рассуждает о том, что любит, чего хотел добиться, ради чего он творил. Ценным для Державина всегда были обычные человеческие качества, такие как ум, честность, порядочность, доброта «Ум и сердце человечье Были гением моим». Таким он и хотел быть для современников и потомков, которые смогут узнать его через его творчество.

"Признание" относится к произведениям позднего творческого периода поэта и написано, когда автору было уже около 65 лет - в 1807 году. Считается одним из самых автобиографичных стихотворений во всем творчестве Державина.

Основная идея произведения

Это стихотворение-самоанализ. Своеобразное подведение итогов. Автор словно со стороны оценивает свой творческий путь и анализирует прожитую жизнь.

Герой утверждает, что посвятил себя людям и отчизне. И именно это было главным для него стимулом. Поэт ощущает свою близость и тесную связь с людьми и государством.

Персонаж в легкой и незамысловатой форме рассказывает о своей прямоте характера, а также искренности и честности перед окружающими и родиной в целом. Он, как и остальные, не лишен пороков, но всегда старается действовать чистосердечно.

Идейная и структурная характеристика произведения

Размер стихотворения - двустопный хорей.

Можно смело утверждать о жанровой динамике и эклетичности творчества поэта. Изначально относя к себя к классицистам, поэт со временем отказывается от жанровых рамок и акцентирует внимание на человеческой индивидуальности, которая и выходит на передний план в его стихотворениях.

В большинстве поздних произведениях Державина, и в этом в том числе, автор склонен создавать конкретный образ персонажа, в лице которого выражает свою собственную личность, собственные принципы и воззрения. Именно данный факт отчасти свидетельствует об автобиографичности “Признания”.

Об этом же мы можем судить как по названию, так и по словесному наполнению произведения. В своих строфах поэт часто употребляет местоимение "я", а также глагольные формы в прошедшем времени: "любил", "смел", "думал", "не умел", "падал".

"Признание" принципиально отличается от многих других авторских произведений своей трехплановостью. В целом, можно выделить следующие уровни:

  1. Духовное осмысление действительности (мировоззрение и нормативно-ценностное наполнение);
  2. Сознание как отражение опыта;
  3. Мировоззрение как стимул к деятельности.

В этом контексте сознание персонажа является организующим началом всей структуры текста.

  • Эпитеты: "важным", "властным", "беспристрастным" и др.;
  • Повторы: "богом" - "бога" - "богам", "огонь" - "пламень";
  • Сочетание словоформ "высокого" и "низкого" стилей: "вельможа" и "сан" - "брякнуть" и "надуваться".

Особую экспрессивность и характер тексту задает высокая частотность местоимений и имен существительных.

Авторский посыл

"Признание" - это произведение-откровение. Откровение не только перед читателем, но и перед самим собой.

Державин пытается подвести общие итоги и итоги своей творческой и политической деятельности. Он делится своими размышлениями и косвенно обосновывает мотивы своих действий.

В более широком аспекте данное стихотворение является произведением о смысле жизни.

Созданное Г. Р. Державиным в старости стихотворение «Признание» как бы подводит итог всей его поэтической деятельности. Так его расценивал и сам поэт в «Объяснении на все свои сочинения»

Признание

Державин. Признание

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид:
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел.
Не собой блистал я – богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям,
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям,
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух,
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен,
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом, жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Другие материалы о жизни и творчестве Г. Р. Державина – см. ниже, в блоке «Ещё по теме…»

Читать стих “Признание” Державина Гавриила Романовича нужно как итоговое произведение. В нем великий поэт рассказывает о своих достижениях и принципах, которыми он руководствовался в своем литературном труде. И хотя смерть его наступит только спустя 9 лет (стихотворение написано в 1807), итоги уже подведены, ведь принципы эти были неизменны все годы активного творчества.

Поэт говорит совершенно искренне – в поэтических строках, которые изучаются на уроке литературы в классе, нет позы и притворства. Он не скрывает, что восхищался монархами, которые, по его мнению, были равны богам, а также того, что изначально идеалистические взгляды изменились под давлением обстоятельство. В то же время в тексте стихотворения Державина “Признание” говорится и о том, что поэт не склонен был к излишнему философствованию, а его приближенность к трону позволяла обличать многие проблемы государства.

Учить или прочесть его онлайн полностью стоит для того, чтобы понять, как сам творец видел свою роль в обществе и мире. Он считал, что упрекнуть его не в чем и что его литературная жизнь прошла достойно, хотя и не исключал, что найдется мудрец, который захочет кинуть камень на его гроб.

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я - богом;
Вне себя я бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, -
Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, -
Думал перелить в потомки
Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, -
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
Если ж я и суетою
Сам был света обольщен, -
Признаюся, красотою
Быв плененным, пел и жен.
Словом: жег любви коль пламень,
Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Признание

Не умел я притворяться,
На святого походить,
Важным саном надуваться
И философа брать вид;
5 Я любил чистосердечье,
Думал нравиться лишь им,
Ум и сердце человечье
Были гением моим.
Если я блистал восторгом,
10 С струн моих огонь летел,
Не собой блистал я - Богом;
Вне себя я Бога пел.
Если звуки посвящались
Лиры моея царям, -
15 Добродетельми казались
Мне они равны богам.
Если за победы громки
Я венцы сплетал вождям, -
Думал перелить в потомки
20 Души их и их детям.
Если где вельможам властным
Смел я правду брякнуть в слух, -
Мнил быть сердцем беспристрастным
Им, царю, отчизне друг.
25 Если ж я и суетою
Сам был света обольщён, -
Признаюся, красотою
Быв пленённым, пел и жён.
Словом: жёг любви коль пламень,
30 Падал я, вставал в мой век.
Брось, мудрец! на гроб мой камень,
Если ты не человек.

Примечания

Это стихотворение как бы подводит итог поэтической деятельности Державина. Так его расценивал и сам поэт: «Объяснение на все свои сочинения» (Об. Д., 722). Это и два следующих стихотворения написаны не позднее 1807 г., ибо они вошли в издание 1808 г., печатание которого началось в августе 1807 г. Первый том был отпечатан в декабре, а всё издание вышло в свет в феврале 1808 г.