Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть. Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества. В политологии выделяют следующие основные типы личности:
  • аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;
  • пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;
  • гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;
  • гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;
  • общественно-политический деятель;
  • профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;
  • политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.
При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

  • наличие системы политических ценностей;
  • относительная стабильность политических мотивов;способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.
* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

Политический статус личности

Политический статус личности - положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.

Все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод:

правом избирать и быть избранными

свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов

правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти

принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через двоих представителей.

Он является активным субъектом политического процесса.

Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и политические функции, роли .

Политические роли личности - политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение в политической системе.

Ее политическими ролями могут быть роли:

рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;

человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;

гражданина, состоящего на выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно по своей воле включенного в политическую жизнь общества, лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации.

профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источники существования, но и составляет смысл жизни;

политического лидера — человека, способного изменять политических событий и направленность политических процессом

Но личность не рождается с ранее усвоенным политические опытом, они приобретаются на продолжении всей жизни человека.

Политическая социализация личности - процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль

Этапы политической социализации:

1-й этап — детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;

2-й этап — период обучения старших классах школы, когда формируется информационная структура существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;

3-й этап — начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного объекта политики;

4-й этап — вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает политическую культуру.

В соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию .

1)Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества.

2)Вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.

Политическая социализация происходит как объективно, в включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе школы), общественными организациями, средствами массовой информации. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).

Типы участия личности в политике:

1) бессознательное (поведение человека в толпе)

2) полусознательное (политический конформизм) — понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней.

3) с ознательное участие в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение

2 вар. Политический статус личности

Личность является первичным субъектом политики. Как политический субъект, она характеризуется возможностью и степенью влияния на политические процессы в обществе, и главным образом на политическую власть.

Статус— совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах. Прежде всего, это право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это право на участие в политических партиях, движениях, объединениях, право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д. Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность — мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

В политологии выделяют следующие основные типы личности:

аполитичная личность—отчужденная от политического процесса и негативно относящаяся к своему участию в политике;

пассивная личность — с ничтожным интересом к политике, участвующая в ней только эпизодически или ограничивающаяся недостаточно компетентной критикой политических реалий;

гражданин-член общественной организации, участник общественного движения, частично включенный в сферу политической практики;

гражданин-член политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую деятельность;

общественно-политический деятель;

профессиональный политик, для которого политическая деятельность является основным, единственным или главным занятием;

политический руководитель — лидер высшей инстанции, высшего политического уровня.

При формальном равенстве политического статуса всех граждан государства реальный политический статус зависит от степени участия, вовлеченности личности в политическую деятельность. Степень этого участия обусловливается уровнем ее политического развития, степенью политической социализации*. В то же время общественное развитие, политическая социализация личности во многом определяются их вовлеченностью в политическую практику.

Результатом действия этих процессов и факторов выступает определенный уровень политического развития личности. Его критериями являются, в частности:

наличие системы политических ценностей;

относительная стабильность политических мотивов;

способность ставить реальные политические цели и добиваться их реализации.

* Политическая социализация — процесс усвоения определенных знаний, ценностей и норм, позволяющих личности стать полноправным участником политических отношений.

Категория «статус» (от лат. - положение, состояние) в ее применении к субъектам деятельности обозначает их место в системе общественных отношений. Общественные отношения многообразны. Это - экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, религиозные и т. д.

Рассмотрение статуса личности, в том числе ее социально-политического статуса, требует особого методологического основания. Таковым основанием выступает понимание социального статуса личности как компонент в системе социальных отношений, социальной структуре общества.

Прежде всего следует подчеркнуть, что обладание социальным статусом - неотъемлемое свойство каждой личности. Любой из нас, представляя свою профессию, национальность, пол, возраст, образование, занимает ту или иную ступеньку на социальной лестнице. Причем использование слова «ступенька» здесь - не случайно. Статус имеет иерархический характер.

Специфика социального статуса личности определяется ее включенностью именно в социальные отношения. Социальные отношения очень разнообразны. Комплексный характер социальных отношений находит свое отражение в структуре социального статуса личности,


складывающегося как совокупность соответствующих «подстатусов»:
социально-экономического, социально-культурного, социально-

политического.

Социально-экономический статус есть результат взаимодействия экономической и социальной систем общества. Это производственный, собственно экономический аспект деятельности. Его субъектами выступают промышленные предприятия, экономические ведомства, территориальные органы хозяйственного управления, банки, предприятия торговли и т. д. Подобные организации оказывают огромное влияние на социальную структуру общества. Оно осуществляется посредством характера и содержания труда, в который вовлечены люди.

Отношения в сфере культуры в ее общем понимании охватывает все общество, все его среды и системы. Однако при рассмотрении проблемы статуса личности применяется узкий подход к явлению, берется важнейшая часть культуры - сфера воспитательной и просветительной деятельности. Ее субъектами являются образовательные организации, средства массовой информации, воспитательные, культурно-просветительные, спортивные учреждения и т д. Будучи включенным в подобные организации, человек наследует, сохраняет, распространяет, осваивает общезначимые результаты, достигнутые обществом на данном этапе его развития. Связи, возникающие в процессе развития индивида, его нравственного и умственного совершенствования составляют социально-культурный статус личности. С этой точки зрения учитываются показатели образования, духовного облика людей, их приобщения к культурному наследию.



В свою очередь каждый индивид не только объективно включен в политическую систему общества. Удовлетворяя или недостаточно удовлетворяя свои потребности и интересы, он субъективно стремится прямо или косвенно приобщиться к управлению общественными процессами, устанавливает для этого связи с политическими институтами общества. Характер и совокупность подобных взаимосвязей и определяют социально-политический статус личности.

Определение социально-политического статуса личности позволяет сделать некоторые выводы. Во-первых, следует подчеркнуть тесную взаимосвязь всех подстатусов индивида. Высокие показатели социально-экономического статуса данной личности скорее всего будут способствовать достижению ею высоких показателей социально-политического статуса, и наоборот. А высокие показатели социально-культурного статуса являются непременным условием, своеобразным фундаментом подобного взаимовлияния социально-экономического и социально-политического статусов.

Структурными компонентами социально-политического статуса


личности являются:

1. Социально-политическое положение определяется сложившейся
системой политических отношений, в которую включены субъект политики
и его взаимосвязи в обществе. Формируемые в ней политические отношения
имеют объективный характер и складываются на продолжительный период
времени в ходе совместной политической деятельности. Социально-
политическое положение личности можно выяснить, опираясь на ряд
объективных показателей: характер включения человека в управление
общественными процессами, механизм связи с политическими институтами
общества, социально-политическую роль в обществе, политические права и
обязанности которые он имеет, степень политического влияния, уровень
авторитета.

2. Социально-политическая позиция как объективная сторона статуса
личности политика проявляется как его внутреннее самоопределение,
осознание, оценочное отношение к собственной Я-концепции, социально-
политическому положению и результатам своей политической деятельности.
Эта позиция проявляется не только в политической деятельности, но и в
поведении, взаимоотношениях, во всех реальных и формальных сторонах
политики. Социально-политическая позиция - это выбор индивидом
предпочитаемого социально-политического положения и путей его дос­
тижения.

3. СЩ^тш^ш^ШЩ1ЙВ&Ш^1ф^Я^^!то мотивация политической
деятельности
определяют направленность и заинтересованность в
выполнении различных обязанностей в сфере политики. При этом
профессионализм, или профессиональная компетентность политика
определяют его успешность в выполнении политических функций.
Социально-политический статус становится одновременно и элементом
психологической структуры личности политика, и его социальной моделью,
признаваемой обществом. В частности, каждый представитель какого-либо
демократического государства, открытого общества, имея общий образ
жизни и реализованность политических прав и свобод, подчиняясь
демократическим принципам и традициям поведения, ориентациям и
установкам, соответственно оценивает свою жизнь и деятельность, жизнь и
деятельность людей, находящихся в условиях тоталитарных, закрытых
обществ. Все это оказывает огромное политически-регулирующее воз­
действие на жизнь конкретного субъекта политики.

Зачастую одно и то же социально-политическое положение в обществе по-разному воспринимается, переживается, оценивается разными людьми. Этим объясняется различием в позициях, порой существующее у людей, обладающих одинаковыми социально-политическими показателями. Здесь сказывается в частности, духовность личности, ее мировоззренческие


установки, многообразные влияния со стороны иных социальных групп и политических организаций, социально-психологические особенности личности и т. д.

Социально-политическая ориентация личности имеет ряд сторон:

а) ретроспективную, складывающуюся по поводу политического
прошлого человека,

б) ситуативную, обусловленную существующим положением;

в) перспективную, связанную с планами развития социально-
политических показателей статуса личности.

4. Социально-политический престиж - это оценка положения личности в политической системе, но даваемая уже общественным мнением. Она имеет сравнительный характер и, если высока, наделяет соответствующее явление особой привлекательностью, вызывает у людей стремление приобщиться к нему. Это один из действенных регуляторов поведения.

Оценки социально-политической престижности даются, во-первых, на основании понимания социальной и политической значимости данного вида деятельности (законодательной, исполнительной, судебной, военно-политической, внутриполитической, внешнеполитической и т. д.); во-вторых, - на основании определенной системы ценностей, установок, идеалов, сло­жившейся в обществе. На их формирование влияет, кроме того, многообразная совокупность факторов, как формальных, так и неформальных. Сюда относятся официальная позиция государства и проводимая им на деле политика, целенаправленная деятельность различных политических и социальных сил, награды, премии, звания, а также уважение в обществе, признание авторитета и др. Санкции, воздействующие на динамику социально-политических престижных оценок, могут иметь и негативную направленность, снижающую их уровень.

Итак, каждая личность занимает определенное место в политической системе общества, приобретая тем самым социально-политический статус. Это ее соотносительное положение в политической системе общества, характеризующееся соответствующей ролью, правами и обязанностями, осознаваемое индивидом в качестве его социально-политической позиции и получающее престижную оценку в общественном мнении.

Политический статус личности – называют положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможность оказать влияния на политическую жизнь страны.

Статус – совокупность прав и обязанностей, определяющих юридическое положение лица, государственного органа или международной организации. Политический статус личности во многом определяется общим конституционным статусом граждан государства, которые наделяются политическими правами, позволяющими участвовать в управлении государством в различных формах.

Политические права и свободы личности :

1. Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2. Право на участие в политических партиях, движениях, объединениях.

3. Право быть государственным служащим (работником государственного аппарата), право быть назначенным на должность судьи, прокурора и т.д.

4. Проводить митинги, уличные шествия, демонстрации, пикетирования при условии предварительного уведомления властей.

5. Направлять личные и коллективные обращения (петиции) в государственные органы и должностным лицам.

Цель законодательных ограничений прав и свобод человека может быть только одна – обеспечение прав и свобод других и удовлетворение требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

Одним из главных критериев реального становления личности в качестве субъекта политических отношений является политическая активность - мера политической деятельности субъектов политики, показатель политизированности личности и общества.

Политическая культура – это передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп.

На формирование политической культуры оказывают влияние следующие факторы:

1. Цивилизационный фактор исторического развития.

2. Национально-исторический фактор.

3. Социально-экономический фактор.

Функции политической культуры:

1. Познавательная. Формирование у граждан необходимых для участия в политической жизни страны знаний, убеждения и взглядов.

2. Интегративная. Достижение на базе общепринятых политико-культурных ценностей общественного согласия в рамках существующей политической системы.

3. Коммуникативная. Установление различного рода связей между участниками политического процесса на основе общих для них ценностей, а также передача политического опыта от поколения к поколению.

4. Нормативно-регулятивная. Формирование политических качеств, политическая социализация личности.

Типологизация политических культур С. Вербы и Г. Алмонда:

1. Патриархальная политическая культура . Характеризуется полным отсутствием у членов сообщества интереса к политическим институтам, глобальным политическим процессам. Носители этого типа политической культуры ориентированы на местные проблемы, безразличны к политике, установкам и нормам центральных властей.

2. Подданническая политическая культура . Отличается ориентацией субъектов на политическую систему, деятельность центральных властей. Носители подданнической культуры имеют собственное представление о политике, но не принимают активного участия в ней, ожидая от власти либо благ, либо приказа.

3. Гражданская политическая культура . Присуща современным развитым демократическим государствам. Носители данной культуры не только ориентированы на политическую систему, но и стремятся быть активными участниками политического процесса. Они подчиняются велениям власти, но при этом воздействуют на принятие решений государственными органами.

Политическая социализация – процесс усвоения личностью социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, предпочтительных для существующей политической системы. Политическая социализация необходима для успешного и устойчивого функционирования политической системы. В результате политической социализации человек принимает на себя определенную политическую роль.

Политическая роль – это нормативно одобренный образ политического поведения, ожидаемый от каждого, кто занимает данное положение.

Типы политических ролей :

1. Рядовой член общества, не оказывающий никакого влияния на политику, не заинтересованный в ней и являющийся почти исключительно объектом политики.

2. Человек, состоящий в общественной организации или в движении, косвенно включенный в политическую деятельности.

3. Гражданин, состоящий в выборном органе или являющийся активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенный в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа.

4. Профессиональный политик, для которого политическая деятельность не только является главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни.

5. Политический лидер – человек, способный изменять ход политических событий и направленность политических процессов.

Информация к сведению :

1. Это надо запомнить : политический статус личности, политические права и свободы личности, политическая культура, типология политических культур, политическая социализация, политическая роль, типы политических ролей.

Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: Для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы: Учебное пособие. М.: Дрофа, 2002 год. (Возможны другие издания). Раздел VII, пункт 13.

Человек и общество. Обществознание. Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. В 2 частях. Часть 2. 11 класс. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф., Лазебникова А.Ю. и др. М.:Просвещение – АО «Московские учебники», 2002 год. (Возможны другие издания). Глава V, параграф 25.

3. Дополнительная информация из интернет:

Политическая культура:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0

Глава VIII. Право.

Под политическим статусом личности понимается положение человека в политической системе общества, совокупность его политических прав и обязанностей, возможностей оказать влияние на политическую жизнь страны.
Независимо от степени участия того или иного человека в политике, от его роли в политическом процессе все граждане демократических государств обладают целым рядом политических прав и свобод, позволяющих активно участвовать в политической деятельности: правом избирать и быть избранными, свободой слова, печати, собраний и митингов, союзов, правом направлять личные и коллективные обращения (петиции) в органы власти. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении государственными делами как непосредственно, так и через своих представителей, потенциально является активным субъектом политического процесса. В обществах с тоталитарными и авторитарными режимами личность реально, а иногда и формально лишена каких-либо политических прав, являясь объектом государственной политики.
Но для определения политического статуса личности важна не только социально-политическая реальность, в которую она включена, но и те политические функции, роли, которые она в ней выполняет. В политологии существует несколько классификаций политических ролей личности, под которыми понимаются политические функции, нормативно одобренные образы политического поведения, ожидаемые от каждого, кто занимает данное положение. В зависимости от степени вовлеченности личности в политику ее политическими ролями могут быть роли:
1) рядового члена общества, не оказывающего никакого влияния на политику, не заинтересованного в ней и являющегося почти исключительно объектом политики;
2) человека, состоящего в общественной организации или в движении, косвенно включенного в политическую деятельность, если это вытекает из его роли рядового члена политической организации;
3) гражданина, состоящего в выборном органе или являющегося активным членом политической организации, целенаправленно и по своей воле включенного в политическую жизнь общества, но лишь в той мере, в какой она отражается на внутренней жизни этой политической организации или органа;
4) профессионального политика, для которого политическая деятельность является не только главным занятием и источником существования, но и составляет смысл жизни;
5) политического лидера - человека, способного изменять ход политических событий и направленность политических процессов.
Но личность не рождается с заранее усвоенным политическим опытом и с заранее принятой ролью, они приобретаются на протяжении всей жизни человека. Процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль, называется политической социализацией личности. В этом процессе можно выделить несколько этапов:
1-й этап - детство и ранние юношеские годы, когда ребенок формирует свои первоначальные политические взгляды и образцы политического поведения;
2-й этап - период обучения в старших классах школы и в вузе, когда формируется информационная сторона мировоззрения, одна из существующих систем политических норм и ценностей трансформируется во внутренний мир личности;
3-й этап - начало активной социальной деятельности индивида, включение его в работу государственных органов и общественных организаций, когда происходит превращение человека в гражданина, становление полноценного субъекта политики;
4-й этап - вся последующая жизнь человека, когда он постоянно совершенствует и развивает свою политическую культуру.
Итогом политической социализации становится принятие и выполнение им какой-либо политической роли. Встречается и иная периодизация процесса политической социализации личности: в соответствии со степенью самостоятельности политического участия выделяют первичную и вторичную социализацию. Первая характеризует процесс политического просвещения детей и юношества, а вторая приходится на зрелый возраст и проявляется в активном взаимодействии личности с политической системой на основе полученных ранее ценностных установок и ориентации.
Политическая социализация происходит как объективно, в силу включенности человека в общественные отношения, так и целенаправленно, силами государственных институтов (в том числе и школы), общественными организациями, средствами массовой информации и пр. И сам человек может активно участвовать в политической социализации (политическое самовоспитание).
Наряду с политическими ролями политология выделяет и различные типы участия личности в политике: бессознательное (например, поведение человека в толпе), полусознательное (политический конформизм - понимание смысла своей роли при безусловном подчинении требованиям своей социальной среды как чему-то заданному, неоспоримому, даже в случаях расхождения во мнениях с ней) и сознательное участие (в соответствии со своим сознанием и волей, способность изменить свою роль и свое положение).

Экономическая жизнь испытывает на себе влияние всех сторон общественной жизни и в свою очередь влияет на них». Раскройте данное утверждение с помощью конкретных примеров и социальных ситуаций.

Общество представляет собой сложную динамическую систему, включающую в качестве подсистем несколько сфер общественной жизни. Экономическая сфера является важнейшей из них, она играет значительную роль в существовании общества: обеспечивает саму возможность жизни людей (производство необходимых благ), возможность «нехозяйственной» деятельности человека (научной, культурной и др.), участие так или иначе каждого члена общества в его хозяйственной жизни (труд в домашнем хозяйстве, потребление продуктов производства и т. п.). Как заметил один современный философ: «Эта сфера не только исторически первая, она же и «прародительница» всех остальных сфер жизнедеятельности общества - социальной, политической, духовной, экологической. Именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность». Наиболее обстоятельная разработка идеи о приоритете экономики в общественном развитии принадлежит немецкому мыслителю и общественному деятелю К. Марксу (1818-1883). Согласно марксистскому учению, изменения в производстве, отношениях собственности влекут за собой крупные социальные сдвиги.

Развитие общества и его экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и его часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной) в свою очередь также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Например, экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (так, экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.). В процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.). Большое влияние экономическая сфера общества оказывает на право, поскольку оно закрепляет экономические достижения общества и становится гарантом дальнейшего экономического развития. Задачи хозяйственного развития общества зачастую являются побудительным мотивом для изменения правовых основ общества.

Однако и другие сферы общественной жизни воздействуют на экономику. Так, с точки зрения немецкого социолога М. Вебера, исключительную роль в становлении экономики капиталистического общества сыграли религиозные ценности протестантизма. По его мнению, именно протестантизм, давший нравственное оправдание богатству, деловому успеху, открыл возможность для широкого развития предпринимательской деятельности - «мотора» новой экономики.

Таким образом, функционирование общества невозможно без сложного организованного взаимодействия основных сфер жизни общества, без выполнения ими определенных функций. Только слаженная работа всех сфер жизни общества позволяет ему достигать состояния самодостаточности