О стрессе сегодня не говорит только ленивый. Этим термином обозначают любое событие, которое травмирует психику и выводит из равновесия. При этом не совсем понятно, что стоит за понятием, какова природа стрессового напряжения. различны, механизм его появления и влияния на человека имеет особое значение.

Определение стресса

Если понимать стресс буквально, то это напряжение, давление. Наука описывает это явление, как ответную реакцию организма на какое-либо воздействие извне. При этом реакция может отличаться по силе и зависит от уровня адаптивных возможностей человека.

Термин «стресс» связывают с именем Ганса Селье, именно он первым начал проводить исследования того, как влияют различные раздражители на человеческий организм. Его интересовали действия, то есть, как проявляют себя люди во время напряжения. Их реакции он и называл стрессом.

Селье выделил три стадии напряжения:

  1. Тревога – мобилизация защитных сил при чувстве опасности для жизни и психики.
  2. Сопротивляемость и адаптация– организм приспосабливается к новой ситуации.
  3. Истощение – личность не справляется с нервной нагрузкой, так как превышены адаптационные возможности.

В целом для жизни стрессы необходимы, но поведение и реакции человека зависят от их интенсивности. Мягкое стрессовое волнение помогает человеку стать более активным, придает силы для борьбы. В то время как сильный стресс приводит к депрессии и соматическим заболеваниям.

С течением времени явление стресса изучалось более глубоко, появились исследования о природе возникновения стресса и его значения для жизни.

Зарождение и природа стресса

Если понаблюдать за реакцией своего организма во время волнительных событий, то можно отследить общее изменение психологического и физического состояния. К примеру, потеют ладони или теряются все слова для ответа. Природа и причины стресса связаны между собой, одно явление плавно перетекает в другое. Стресс — это физиологические изменения в теле, являющиеся реакцией на влияние снаружи или изнутри.

Любое стрессовое влияние порождает следующие изменения в организме:

  • увеличение коры надпочечников;
  • уменьшение вилочковой железы;
  • прилив крови к слизистой ЖКТ.

Специалисты считают, что поняв весь механизм возникновения стресса, можно избежать появления многих болезней, например, гипертонии или язвы двенадцатиперстной кишки.

Причины возникновения стресса

У человека в стрессовой ситуации проявляются нетипичные для него в естественном состоянии реакции и виды ухудшения самочувствия. Например, головная боль или учащенное сердцебиение. Если знать причины стрессового напряжения, то можно начать работу над собой и сохранить эмоциональное и физическое здоровье. У каждого человека свой список причин, но специалисты систематизировали основные:

  1. Постоянные обязанности, которые человек делает через силу и они угнетают его.
  2. Регулярная нехватка времени.
  3. Проблемы со сном.
  4. Конфликты в семейной жизни, в кругу коллег.
  5. Неудовлетворенность текущей жизненной ситуацией.
  6. Комплексы неполноценности.
  7. Одиночество: нет близкого человека, друзей, поддержки.
  8. Нет самоподдержки и уважения к своей личности.

Помимо этого, причины могут быть связаны с радостными событиями в жизни: свадьба, рождение ребенка, переезд на новое место жительства.

Причины стрессового напряжения бывают внешние и внутренние. К внешним относится:

  • рабочие ситуации;
  • личная жизнь;
  • семья, дети;
  • денежные проблемы;
  • загруженность.

Внутренние причины:

  • пессимизм;
  • отсутствие настойчивости;
  • повышенные требования к себе и жизни;
  • отсутствие мотивации.

Современная классификация видов

Современные ученые расширили и дополнили работу Селье. Сегодня рассматривают несколько видов стресса, все они связаны с описанными выше причинами и зависят от личности человека:

  1. Ментальный стресс. При стрессовом влиянии все системы организма включены в работу. Но люди так устроены, что только после того, как мозг примет решение, что ситуация напряженная, начинается процесс мобилизации. Именно разум принимает решение, признавать ситуацию стрессовой или нет. Отсюда бывает разный подход у людей к разным жизненным событиям. Если индивидуум находится в состоянии ментального напряжения, то он не способен адекватно оценивать происходящее и принимать правильные решения.
  2. Психологическое давление. Для этого вида стресса характерна нервозность, эмоциональная перегрузка.
  3. Острый стресс. Он бывает как разовым, так и эпизодическим.
  4. Экологический. Люди подвергаются воздействию внешних факторов, например, неблагоприятных климатических условий или ядовитых веществ.
  5. Хронический. Это вид напряжения не имеет логического завершения. Он может привести человека к моральному истощению, различным болезням.
  6. Физиологический. Для человека характерно испытывать тревогу и перенапряжение во время физических перегрузок.
  7. Гипостресс. Появляется в моменты бездействия, ограничения своих возможностей. Бывает у людей, ежедневно выполняющих монотонную деятельность.
  8. Гиперстресс. Данный вид напряжения возникает, когда люди работают и существуют на пределе своих возможностей. Этому стрессы подвержены руководители, спортсмены, люди на военной службе.

Регулярно дополняются, появляются новые исследования о различных явлениях и их влиянии на людей. Для чего нужны эти знания? Благодаря выделенным разновидностям специалисты могут оказывать помощь, зависимую от состояния человека.

Факторы влияния на развитие стресса

Выделяют несколько основных факторов:

  • интенсивность;
  • продолжительность;
  • восприимчивость.

Ученые считают, что опасность вызывает длительное, растянутое во времени напряжение. Если стресс был сильным, но коротким, его влияние не так болезненно. Однако слабое, но постоянное, фоновое напряжение истощает организм.

Существуют факторы вызывающие стресс и влияющие на его протекание:

  1. Генетическая предрасположенность. Часть реакций на те или иные обстоятельства определяется генами.
  2. Протекание беременности. Тревожность матери передается и ее ребенку.
  3. Эмоциональные травмы раннего детского возраста. Например, разлука с матерью в младенчестве.
  4. Родительские установки. Семейные поведенческие паттерны передаются следующему поколению, из родительского сценария очень сложно выпрыгнуть.
  5. Характер человека, его приспособленность к жизни. Некоторые люди подвержены стрессу, в характере преобладает тревожность, раздражительность, негативные установки.

Не стоит исключать и факторы социальной среды и их значение в ситуации нервной нагрузки: хроническая усталость, дефицит времени, длительные ожидания, социальные перемены.

Многие люди испытывают стрессовое напряжение по причине нерационального питания, употребления алкоголя и курения.

Все рассмотренные выше причины и являются источником напряжения. Определив их, можно начинать работу по устранению препятствий. Психологи сегодня имеют хороший опыт по устранению стрессовых проблем. В случае отсутствия сил для самостоятельной борьбы с нервной нагрузкой, есть смысл обратиться к специалисту.

Видео: Дэниел Левитин «Как сохранять спокойствие, когда заранее известно, что стресс неизбежен»

Итог

Нельзя считать стресс просто обычным волнением в жизни. Это особая реакция организма, которая проходит несколько фаз и затрагивает эмоциональное и физическое самочувствие. При сложностях с адаптацией нужно найти в себе резервы и возможности для преодоления, а лучше обратиться за помощью к врачу.

Стресс – это состояние психического напряжения, возникающее у человека в наиболее сложных, трудных условиях как в повседневной жизни и трудовой деятельности, так и при особых обстоятельствах. Состояние эмоционального стресса, возникающее у человека в процессе деятельности, связано с экстремальными, особыми условиями труда (таблица 5.1). Применительно к профессиональной деятельности это ситуация, когда цель - есть, принята, но нет средств для ее достижения, для решения поставленной задачи. Да и результат (итог работы) практически не зависит от человека. Возникает чувство беспомощности работника в сложившихся условиях.

Понятие стресса (от англ. stress – давление, напряжение) ввел канадский физиолог Ганс Селье в 1936г. Стресс – это комплексный процесс, включающий непременно и физиологические и психологические компоненты. С помощью реакции стресса организм как бы мобилизует себя на защиту, на приспособление к новой ситуации. Вводятся в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление воздействию неблагоприятным человеку ситуациям и адаптацию к ним.

При анализе внешних причин возникновения стресса используется понятие стрессоров и экстремальных условий.

Стрессоры – это неблагоприятные, значительные по силе и продолжительности внешние и внутренние воздействия, ведущие к возникновению стрессовых состояний. Различают физиологические и психологические стрессоры. К физиологическим стрессорам относят сильные физические, кровопотери, большие физические нагрузки, инфекции, ионизирующие излучения, резкие изменения температуры и т.д. Психологические стрессоры связаны с психическими травмами; они воздействуют своими сигнальными значениями: угрозой, опасность, обидой. В трудовой деятельности, согласно данным, приводимым М.А. Котиком, наиболее сильными побудителями стресса являются следующие психологические факторы: неудовлетворенность работой, низкая мотивация к работе, депрессия и отсутствие самоутверждения [Котик, 1981]. К психологическим стрессорам относятся также такие факторы, как неуважение к личности исполнителя, отсутствие возможности действовать в свойственном ему стиле, нежелание нести возложенную на него ответственность.

Информационный стресс возникает в ситуации информационной перегрузки, когда человек не справляется с поставленной задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности за последствия принятых решений.

Рисунок 5.2 –Виды стресса

Эмоциональный стресс проявляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д. Формы его проявления, как и формы проявления психического напряжения, – различны. Это может быть активная форма (так называемый «стресс льва» – характеризует наиболее эффективную, конструктивную линию поведения), либо пассивная реакция (так называемый «стресс кролика»).

Известна точка зрения, [Бодров, 1998], согласно которой любая разновидность стресса (личностного, межличностного, семейного, профессионального и т.п.) является в своей основе информационной . Источником его служит сообщение, информация о текущем (реальном) и предполагаемом (вероятностном) воздействии неблагоприятных событий, их угрозе, или «внутренняя» информация в форме прошлых представлений, извлекаемых из памяти сведений о травмирующих психику событиях, ситуациях или их последствиях. Эти реакции, как правило, связаны с продуцированием негативных эмоций . В этих видах психологического стресса информация о неблагоприятном, опасном событии является пусковым моментом , определяющем угрозу его возникновения и формирующим чувство тревоги, психическую напряженность и т.д.

В зависимости от степени развития (в динамике) выделяют следующие фазы стресса :

1) Реакция тревоги – характеризует процесс мобилизации защитных свойств организма, повышение защитных свойств по отношению к травмирующему воздействию. Организм функционирует с большой нагрузкой. К концу первой фазы у большинства людей повышается работоспособность.

2) Фаза сопротивляемости (или резистивная фаза) – характеризуется сбалансированным расходом адаптационных ресурсов организма.

3) Фаза истощения адаптационных ресурсов организма.

Таким образом, в зависимости от фазы стресса и «полярности» его проявления, можно говорить о стрессах «хороших» и «плохих».

Как показали многочисленные исследования, стресс в трудовой деятельности, в зависимости от его уровня, порождает весьма различные, а порой даже противоположные результаты. Стресс проявляется во всеобщем адаптационном синдроме как необходимая и полезная вегетативная и соматическая реакция организма на резкое увеличение его общей внешней нагрузки. Эта реакция проявляется в росте биоэлектрической активности мозга, в повышении частоты сердцебиения, росте систолического давления крови, расширения кровеносных сосудов, увеличения содержания лейкоцитов в крови, т.е. в целом ряде физиологических сдвигов в организме, способствующих повышению его энергетических возможностей и успешности выполнения сложной деятельности. Поэтому, как подчеркивает М.А. Котик, «сам по себе стресс является не только целесообразной защитной реакцией человеческого организма, но и механизмом, способствующем успеху трудовой деятельности в условиях помех, трудностей и опасности» [Котик, 1981].

Однако зависимость между уровнем стресса и вытекающей из него активацией нервнойсистемы(НС), с одной стороны, и результативностью трудовой деятельности – с другой, является нелинейной. На это обратили внимание еще в начале XX века английские психологи Р. Йеркс и Дж. Додсон. Они экспериментально показали, что с ростом активации нервной системы до определенного уровня продуктивность поведения повышается, тогда, как с дальнейшим ростом активации она начинает падать.

Стресс оказывает положительное влияние на результаты труда (мобилизует энергетические резервы организма и способствует преодолению возникающих в труде препятствий) лишь до тех пор, пока он не превысил определенного критического уровня. Такой стресс, который повышает устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям, называют эустрессом. При превышении же этого уровня в организме развивается так называемый процесс гипермобилизации, который влечет за собой нарушение механизмов саморегуляции и ухудшения результатов деятельности, вплоть до ее срыва. Стресс, превышающий критический уровень, который в крайнем своем выражении может привести к болезни и гибели человека называют дистрессом.

Состояние психологического стресса (как и состояния психического напряжения) развивается в неблагоприятных условиях деятельности и экстремальных ситуациях. Для современного производства типичны экстремальные ситуации двух крайних типов.

Первый тип экстремальной ситуации возникает тогда, когда требования интенсивности работы и жесткие ограничения во времени вынуждают человека предельно напрягать силы и мобилизовать внутренние резервы. При этом экстремальность такого труда зачастую может повышаться вследствие негативного действия сильных внешних факторов - стрессоров (шум, вибрация и т.д.).

Второй тип экстремальной ситуации возникает, наоборот, из-за недостатка или неоднородности поступающей информации, недостатков межличностных контактов, а также низкой двигательной активности. В подобных условиях у человека развивается состояние монотонии. Необходимый уровень бодрствования, внимания в таких условиях человеку приходится поддерживать за счет волевых усилий.

Таким образом, для стрессовых ситуаций того и другого типа характерна одна общая черта - появление у человека острого внутреннего конфликта между требованиями, которые предъявляет к нему работа, и его возможностями. В первом случае этот конфликт возникает в основном в результате роста требований, предъявляемых к человеку. Во втором - из-за снижения возможностей человека по выполнению требований.

Способы снятия стресса:

Переложите ответственность

Чрезмерный груз ответственности является постоянным источником стресса, что в конечном счете может привести к тяжелой депрессии. И пока это бремя не уменьшится, снять стресс почти невозможно. Постарайтесь часть ответственности переложить на плечи другого человека. Ведь это вовсе не означает, что Вы безответственный человек или плохой работник. Слишком большая нагрузка в конечном счете отрицательно сказывается не только на Вашем психическом и физическом здоровье, но и на качестве работы. Если это невозможно, то надо откровенно поговорить с начальником, который нередко даже и не представляет нагрузку подчиненных (потому что еще никто не жаловался). То, что человек не берется за больший объем работы, чем может выполнить, означает, что к своим обязанностям он относится ответственно.

Старайтесь не переутомляться на работе, не берите на себя слишком большую ответственность и нагрузку. Кроме того, каждому человеку необходим регулярный и полноценный отдых.

Успокойтесь

Во многих сатирических произведениях изображен типичный чиновник, который пьет одну за другой успокоительные таблетки, и у него постоянно случаются приступы злобы. Если человек действительно стал таким, то он находится в постоянном состоянии стресса и уже не способен справляться со своими профессиональными обязанностями. Для того, чтобы хорошо выполнять свою работу, прежде всего необходимо успокоиться и сосредоточиться. Кроме того, желательно включить в свой рацион питания продукты с высоким содержанием магния (например, овощи, орехи, семечки). Улучшить настроение может кусочек шоколада или порция макарон. Регулярно позволяйте себе отдохнуть и восстановить силы, для этого смените обстановку. Можно съездить к морю или отдохнуть на природе у озера. Очень полезно отдохнуть в санатории или доме отдыха.

Обращайтесь за помощью для снятия стресса

Человек, постоянно страдающий от сильных стрессов, очень редко сам может решить все свои проблемы. Поэтому рекомендуется обратиться за помощью к опытному и квалифицированному психологу или психотерапевту и поговорить с ним о своих проблемах. Специалист вместе с пациентом попытается найти способ, как вырваться из заколдованного круга проблем и постоянных стрессов.

Витаминотерапия . Стрессовое состояние заставляет человеческий организм включать все внутренние резервы, чтобы поддержать его работоспособность употребляйте в пищу полезные продукты, насыщенные витаминами С (яблоки, помидоры, шиповник) и В (сухофрукты, капуста, свекла, миндаль, куриная печень, рыба и т.д.).

Ароматерапия. Еще с древних времен известно благоприятное воздействие ароматных эфирных масел. Успокаивающе действуют эфирные масла розы, лаванды, жасмина и кипариса.

Задушевная беседа , как способ снятия стресса очень эффективна. Иногда человеку в состоянии эмоционального напряжения просто необходимо выговориться, часто чтобы увидеть проблему под другим углом достаточно просто озвучить ее. В наших условиях помогут справиться со стрессом, заменив дорогие лекарственные препараты, близкие люди, лучшая подруга или друг.

Экстрим в борьбе с плохим настроением . Еще один из эффективных способов снятия стресса – подвергнуть организм новому виду стресса. Примите холодный душ, пройдите процедуру иглоукалывания, запишитесь на занятия экстремальными видами спорта, например, дампингом или прыжками с парашютом.

Займитесь спортом . Бороться со стрессовыми ситуациями помогают занятия спортом, а также они делают организм более устойчивым к эмоциональным воздействиям. Это прекрасный выход для многих - заняться физическими упражнениями. Причем, совсем не важно, какими. Возможно, это будет бег, отжимания, велосипед, силовые тренировки. Попробуйте и вы убедитесь, что это реально действует! Наибольший эффект будет от упражнений, где нужны регулярные повторения (например, бег) заставляет организм расслабляться. А это, в свою очередь, заставляет Ваше тело и мозг реагировать на стресс адекватно. Проще говоря, уменьшается частота сердечных сокращений, понижается кровяное давление, уменьшается напряжение в мышцах. Достаточно тридцати минут занятий на тренажере, чтобы снизить на 25% эмоциональное напряжение вызванное стрессом.

Древнейшая система – йога. При помощи йоги можно расслабиться, разобраться в себе, а также укрепить мышцы. Попробуйте медитировать. Закрыв глаза, дышите глубоко и медленно. На каждом вдохе и выдохе повторяйте какую-нибудь приятную фразу или слово. Это простое упражнение способно привести организм в равновесие, помочь расслабиться и снять стресс.

Будьте осторожны . Избегайте ситуаций, которые могут привести к эмоциональному расстройству.

Почаще улыбайтесь . Если улыбаться чаще, то можно вызвать хорошее настроение на подсознательном уровне. Хвалите себя. Это вроде бы просто, но многие из нас только усугубляют стрессовое состояние, заглушая внутренний голос. А вот исследования показывают, что положительные отзывы в свой адрес стимулируют выработку гормона кортизола, отвечающего за нейтрализацию стресса. В следующий раз, поймав себя на самоунижении, проговорите вслух, а еще лучше напишите о себе что-нибудь хорошее.

Состояние монотонии

Состояние монотонии возникает в том случае, когда человеку представлены только средства деятельности в виде исходного материала, оборудования, технологии, алгоритма работы. Однако чрезмерное упрощение операций, (либо, наоборот, чрезмерная сложность процесса или производимой продукции) зачастую приводит к тому, что работник отделен от действительной цели и не видит и не знает результатов своих трудовых затрат, степень их вклада в достижение общей (также неизвестной ему) цели. Как итог – отсутствие удовлетворения от воплощенных усилий.

Психическое состояние переживания монотонии вызывается действительным или кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием монотоннности действий (и в результате возникновения монотонии как психологического состояния) человек становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонии также отрицательно действует и на организм человека, приводя к преждевременному утомлению. На физиологическом уровне это проявляется в снижении частоты сердцебиения, частоты дыхания, скорости реакции.

Если в работе встречаются неизбежные однообразные движения или действия, человек с более высоким уровнем интеллекта, переживает чувство монотонности (состояние монотонии) в меньшей степени. Это связано с тем, что он, обладая более широким кругозором и способностью к анализу, лучше понимает необходимость этих действий для достижения общей цели. А это значит, что он может лучше активизировать свою работоспособность, усматривая в однообразном – многообразие. Возможность усматривать разнообразие в однообразном присуща высококвалифицированным специалистам. Малоквалифицированный работник не может уловить изменений кажущегося для него «однообразия» и становится жертвой безстимуловьного безразличия, проявляющегося порой в самых жестоких формах монотонии и на психологическом, и на физиологическом уровне.

Состояние тревожности

Тревожность – это многозначный психологический термин, описывающий как определенное состояние индивида в ограниченный промежуток времени, так и устойчивое свойство человека.

Состояние тревожности связано с особенностями производства и оказывает значительное влияние на успешность профессиональной деятельности. Ни в одном виде деятельности не удается регламентировать служебные обязанности, отношения, технологический процесс в целом, в такой степени, чтобы полностью исключить неопределенность. Работника зачастую преследует предчувствие неудачи в труде из-за неясно сформулированной цели поведения в сложившейся ситуации и недостаточной ориентации в средствах ее разрешения.

Под тревожностью понимается индивидуальная психологическая особенность, состоящая в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных ситуациях, в том числе и таких, объективные характеристики которых к этому не располагают. Тревожность - это свойство личности, которое проявляется в частоте, регулярности и пороге возникновения ощущений беспокойства и неуверенности в своих действиях, переживании реальных и предполагаемых «упущений» в совершаемых действиях или поступках, волнениях по поводу имевших место или возможных событий и т.д.

Различают личностную тревожность (РТ) и ситуативную, или реактивную (ЛТ) тревожность.

Личностная тревожность характеризует готовность человека к переживанию страха и волнения по поводу широкого круга субъективно значимых явлений. Личностная тревожность может рассматриваться, с одной стороны, как достаточно устойчивое свойство личности, а с другой стороны, как один из результатов «накопленного» личностью состояния «хронического» психического напряжения, возникающего в процессе взаимодействия личности и ее окружения.

Ситуативная (или реактивная) тревожность – это временное, преходящее состояние, являющееся формой эмоциональной реакции индивида на ситуацию, содержащую для него реальную или воображаемую опасность. Состояние реактивной тревоги характеризуется напряжением, беспокойством, озабоченностью, нервозностью.

Переживаемая тревожность в различной степени определяет эффективность различных видов профессиональной деятельности, успешность социальной и профессиональной адаптации. Следует понимать, что тревожность как таковая сама по себе не является негативным состоянием или чертой личности. Определенный уровень тревожности – это естественная и обязательная особенность активной, деятельной личности. При этом для каждого человека существует свой оптимальный уровень «полезной тревоги». Нормальный уровень тревожности необходим для эффективного и координированного поведения. Человек, у которого отмечается значительное отклонение величины показателей РТ и ЛТ от среднего, или умеренного уровня тревожности требует специального внимания.

Высокая тревожность, в частности, предполагает тенденцию к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его профессиональной компетентности. В этом случае руководителю необходимо несколько сместить акцент с внешней требовательности к работнику, категоричности в постановке профессиональных задач – на содержательное осмысление исполнителем предстоящей деятельности и конкретное планирование ее по подзадачам, а также помочь сформировать у исполнителя чувство уверенности в успехе. Чрезмерно завышенное, гипертрофированное развитие тревожности (как хронического, «накопленного» состояния психического напряжения и как свойство личности) может перейти в клиническую форму невроза.

Низкая тревожность, наоборот, требует от руководителя усилий по побуждению активности личности, большего внимания к мотивации деятельности, возбуждения заинтересованности исполнителя, акцентирования перед работником общественной и личной значимости и необходимости решения тех или иных задач.

Даже короткие эпизоды могут стать причиной тяжелого стресса, а привычные бытовые ситуации вызывать хроническую эмоциональную усталость. Стрессовые ситуации можно разделить на три категории:

1. Острые

Эти события не длятся долго, но могут иметь длительные последствия, если ситуация была психологически травмирующей.

2. Эпизодические

Также кратковременные стрессы, с которыми мы сталкиваемся регулярно, например, когда спешим на работу.

3. Хронические

1. Внешность

Кто из нас никогда не испытывал переживаний из-за морщин, веса или фигуры? Психолог Аллен Каннер и его коллеги разработали шкалу «взлетов и падений», в которой стрессы различаются по их влиянию на жизнь человека. Больше половины респондентов поставили обеспокоенность своим весом на первое место.

2. Работа

Около 40% россиян испытывают стресс на работе, в Западной Европе эта цифра чуть ниже – 36% (по данным конференции «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов», Сочи, 2016 год).

Профессиональные срывы влияют не только на самих работников, нанимателям они тоже дорого обходятся: со стрессом связано огромное количество отпусков по болезни.

3. Социальные факторы

Сюда входит стремление преуспеть в жизни, достичь растиражированного во всевозможных медиа идеала. Например, самоограничения ради совершенного тела могут вылиться в пищевые расстройства.

В группе риска также социальные меньшинства, часто подвергающиеся предвзятому отношению: исключение из общества, травля, дискриминация. Йен Мейер из Калифорнийского университета установил, что такие стрессы могут привести к проблемам с психическим здоровьем.

4. Здоровье

Страх за здоровье близких, опыт собственной болезни и потери контроля над происходящим может стать источником постоянного беспокойства. Более того, стресс, связанный с подобными опасениями, может в итоге привести к реальным проблемам со здоровьем.

5. Перемены в жизни

Необходимость приспосабливаться к новым обстоятельствам – еще один стрессовый фактор. Причем неважно, какие это перемены, к лучшему или к худшему.

Американские психиатры Томас Холмс и Ричард Рейх разработали оценочную шкалу трудности приспособления к социальным изменениям. Согласно ей, наиболее стрессогенные факторы – смерть партнера или развод, в шкале они занимают 1-е и 2-е место соответственно. А, например, переезд оказался на 28-м месте.

6. Финансы

Долги, счета, погашение кредитов, необходимость материально поддерживать других людей, отсутствие возможности жить в достатке и спокойно уйти на пенсию – все эти факторы приводят к чувству финансовой незащищенности, провоцирующему стресс.

Тут не существует универсального решения, хотя для облегчения финансовых стрессов лучше научиться управлять своими доходами и расходами.

7. Отношения

Даже самые счастливые отношения могут быть источником стресса для обоих партнеров. Когда люди начинают жить вместе, им нужно приспосабливаться к привычкам друг друга, к сокращению личного пространства.

Бытовые проблемы в итоге могут привести к разрыву. Зато хорошие отношения с партнером и друзьями – два наиболее существенных фактора по шкале Каннера, которые улучшают наше состояние и помогают бороться со стрессами.

Осознание чувств партнера, понимание, как ваши действия влияют на окружающих, – все это уменьшает риск стресса в отношениях. Но постоянный поиск компромиссов может иметь и обратный эффект.

8. Смерть близких

Шок от потери или страха потери близкого человека – очевидный стрессовый фактор. Забота об умирающем, организация похорон и другие ситуации, связанные с этим печальным событием, безусловно усиливают стресс. Кроме того, нужно время, чтобы приспособиться к отсутствию человека в вашей жизни.

9. Прошлое

Травма, вызванная событиями в прошлом, может сказываться долгие годы. Примерно у трети людей, попавших в травматическую ситуацию, впоследствии развивается посттравматическое стрессовое расстройство.

В современной психологии существует несколько концепций, предлагающих анализ влияния стрессовых факторов на человека. Согласно генетически-конституциональной концепции организм способен сопротивляться стрессу в той мере, в какой развиты его защитные стратегии, обусловленные генотипом, физическими, психофизическими характеристиками человека (внутренние факторы).

Психодинамическая модель предполагает следующее: во-первых, тревога возникает как реакция на предстоящую опасность, во-вторых, травматическое переживание может развиваться под влиянием бессознательного источника. Одним из факторов травматических переживаний, полагают ученые - приверженцы данной концепции, является сдерживание сексуальных побуждений и агрессивных инстинктов. Стрессовые реакции находятся в прямой зависимости от бессознательных установок, мотивов поведения человека и его отношения к ситуации.

Социально-психологическая концепция рассматривает противоречия между потребностями личности и внешними условиями окружающей среды (внешние факторы). В данном случае рассматривают в качестве причин стресса факторы устойчивости социальных отношений, распределения экономических услуг и благ в обществе, межличностное взаимодействие.

Под стрессорными понимаются, прежде всего, социальные по своей сути факторы, такие как экономические, социальные, семейные неудачи и т.п., то есть события, которые угрожают привычному образу жизни человека. Например, в последнее время стали появляться исследования условий тюремной изоляции как серьезного стресс-фактора (Е. Ермасов, Л. А. Китаев-Смык, В. С. Мухина, А. В. Пищелко, Д. В. Сочивко и другие).

Тюремный синдром Е. Ермасов выделяет в качестве комплекса специфических психологических переживаний у людей, находящихся в тюремной изоляции. Проявляется он на фоне нарушений ритма сна и бодрствования, монотонности существования, ограничения доступа информации, ограничения круга общения, изменения пространственно-временных параметров, скудных бытовых условий, наличия криминальной субкультуры. К числу стресс-факторов тюремной изоляции можно отнести и межличностные конфликты, физическое и психологическое насилие. В итоге тюремный стресс оказывает негативное воздействие на психику заключенного, способствует появлению психических расстройств и личностных девиаций, которые с течением времени приобретают устойчивый характер. Считается, что лишение свободы становится дистрессом, вызывающим такие сильные негативные психические состояния, как фрустрация (безысходность), конформность (подчинение, зависимость), дискомфорт (разрушение привычного образа жизни), нарастание тревоги, появление страхов, фобических расстройств. Отсюда четыре специфических синдрома, в которых проявляются данные психические состояния осужденных:

  • 1) фрустрационный синдром;
  • 2) синдром невинно пострадавшего;
  • 3) синдром ожидания;
  • 4) синдром тоски и скуки.

Переживание тюремного стресса имеет свою типологию. Так, Е. Ермасов выделяет агрессивный, аутистический, аддиктивный, просоциальный и аутодеструктивный типы реагирования на стресс . Агрессивный тип реагирования нацелен на активное удаление стресс-фактора и чаще наблюдается у лиц, имеющих криминальный опыт. Аутистический тип , сопровождающийся уходом от контактов, бегством от стресс-факторов, становится активной защитной эмоциональной и поведенческой реакцией. Аддиктив- ный тип , соответствующий пассивной защитной модели поведения для пережидания опасности, выражается в зависимом поведении, пассивнозависимых стратегиях поведения. Как правило, такой человек становится жертвой насилия со стороны других заключенных. Просоциальный тип , соответствующий модели конструктивного преодоления отрицательных воздействий стресс-факторов, сориентирован на соблюдение социально одобряемых норм поведения. Аутодеструктивный тип характеризуется мыслительной активностью, нацеленностью на самоновреждсния, суицидальные поступки. Таким образом, выделенные типы переживания стресса вынужденной изоляции различаются по формам адаптационной активности личности, используемым стратегиям преодоления (копинг-страте- гии и механизмы психологической защиты), выраженности негативных последствий для личности.

В одних и тех же трудных ситуациях поведение человека зависит от того, какова готовность субъекта к определенной активности, т.е. необходимо определить, каковы установки (аттитюды) субъекта в данный жизненный период.

Изучением установки занимались многие отечественные и зарубежные ученые (Д. Н. Узнадзе, А. С. Прангишвили, В. А. Ядов, Д. Дроба, X. Смит, Д. Креч, Р. Крачфилд и другие). По Д. Н. Узнадзе, установка является целостно-личностным состоянием настроенности (готовности) на поведение в той или иной ситуации, настроенности на удовлетворение определенной потребности .

Выявлены и основные функции установки (аттитюда).

Эгозащшпная функция позволяет человеку противостоять воздействию негативной информации о себе самом или о значимых для него объектах. Например, справиться с внутриличностными конфликтами, сохранить свою Я-концепцию или образ «Я» другого и т.п.

Адаптивная функция (утилитарная, инструментальная) помогает человеку достичь желаемых результатов (целей), избежать нежелательных действий. Традиционно представления о целях и стратегиях их достижения закладываются еще в детстве, приобретают окончательную форму в процессе приобретения жизненного опыта, в результате чего и формируется установка. Например, если у человека был хороший пример того, как другой или он сам достигает популярности, демонстрируя высокие результаты в искусстве, скорее всего, занятия этим видом деятельности будут играть ведущую роль для достижения признания.

Функция самореализации (функция выражения ценностей) помогает человеку определить, что он из себя представляет (образ своего «Я»), отношение к явлениям или объектам. Данная функция способствует пониманию образа своего «Я», отношения к другим людям и жизненным процессам (к миру в целом). Отношение к себе, людям, миру выстраивается на базе сложившихся установок, на основании которых человек может прибегать к критике, негодованию, принятию или непринятию тех или иных явлений, событий.

Функция знания помогает человеку объяснить события и явления. Знания, доставляемые аттитюдом, субъективны: у разных людей знания об одних и тех же объектах могут различаться. Данная функция способствует организации и интерпретации явлений окружающей реальности (о мире, самом себе, других людях). Вместе с тем, в силу субъективности знания и понимания, возникает большое количество проблем, которые разрешаются с трудом или не разрешаются вовсе. Отсюда возникновение стрессовых состояний разного уровня и сложности.

Проблема личностной детерминации уровня психологического стресса явилась предметом ряда исследований. Рассмотрим работы отечественных и зарубежных авторов, в исследованиях которых заложены идеи, позволяющие теоретически обосновать значимость индивидуально-психологических и личностных характеристик человека в стрессовой ситуации.

В отечественной психологии рассматривался вопрос о типологии личности в зависимости от характера, структуры и динамичности системы внутренней регуляции. Для определенной формы регуляции, названной А. Р. Фонаревым индивидной, характерно стремление к сохранению усвоенных форм действий, к поддержанию соответствия между человеком и требованиями решаемых им задач. Там, «где однажды найденные... способы жизнедеятельности начинают превращаться в очередные штампы - стереотипы, - писал Э. В. Ильенков, - в... мертвые каноны, личность умирает заживо: незаметно для себя она тоже превращается медленно или быстро в набор таких шаблонов, лишь слегка варьируемых в незначительных деталях» . По нашему мнению, активное движение к качественно новым задачам, требующим нового уровня психологической регуляции, даст возможность человеку эффективно преодолевать стрессовые ситуации. В том случае, когда человек утрачивает согласие с самим собой, у него возникает неуверенность в своих силах, неясность жизненных целей, происходит разрушение его жизненной устойчивости. Этот процесс будет усиливаться с нарастанием ощущения потери смысла жизни. Если же при прогрессивной форме регуляции, т.е. такой, при которой возникает новая ценностная система, человек стремится сохранить наличную форму бытия, то возникают различные виды психологических защит, которые создают иллюзию внутренней целостности. В результате функционирования защитных механизмов возникают психосоматические и невротические расстройства.

Анализируя человека как субъекта жизни, С. Л. Рубинштейн выделил два основных способа существования. Для первого характерно отсутствие рефлексии, когда человек не выходит за рамки непосредственных связей и требований ситуации и внешнего контроля. «Второй способ существования связан с понятием рефлексии, которая как бы поднимает человека над привычным ходом событий и позволяет проанализировать, оценить, осознать. Происходит философское осмысление жизни, и именно это целостное осознание и ценностное отношение становится регулятором и контролером конкретных поступков человека. Философское, обобщенное отношение к жизни определяет как характер поведения личности в конкретной ситуации, так и степень зависимости или свободы от этой ситуации» .

Рефлексию В. И. Слободчиков и Г. А. Цукерман также считают центральным феноменом субъективности, под которой понимают «специфическую человеческую способность, которая позволяет ему делать свои мысли, эмоциональные состояния, свои действия и отношения, вообще всего себя предметом специального рассмотрения (анализа и оценки) и практического преобразования...»

Эти положения приводят к выводу, что важнейшим фактором стресса являются ценностные ориентации, являющиеся одной из значимых психологических характеристик личности. Рассматривая эту проблему в контексте смысла человеческого существования, обратим внимание на воззрения А. Н. Леонтьева. Подходя к смыслу жизни как к необходимости ее психологической оправданности, автор пишет: «...ведущий мотив-цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом... Такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую оправданность его существования, которая составляет смысл жизни» .

В то же время, если обратиться к исследованиям Б. Г. Ананьева , который рассматривает ценности и ценностные образования как базальные, «первичные» свойства личности, определяющие мотивы поведения и формирующие склонности и характер, то становится ясным наличие регулятивной функции ценностных ориентиров субъекта в стрессовой ситуации.

Ценностные ориентации, являясь одним из центральных личностных образований, выражают сознательное отношение человека к жизни и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию, оказывая существенное влияние на все стороны жизнедеятельности.

У каждого человека может существовать своя система ценностей, и в ней ценности выстраиваются в иерархической взаимозависимости, представляя собой определенную структуру, которая меняется с возрастом и обстоятельствами жизни.

Ценностные ориентации включают не только оценочные суждения относительно объектов, но и определенный способ ориентировки, на основе которого формируются критерии ценностного выбора. Эти критерии образуют систему внутренних предпочтений, для которой свойственна актуализация объекта ценностного выбора ситуации, где ценностные представления выступали бы побудителем деятельности человека при преодолении стрессовых ситуаций.

Очевидно, что ценностные ориентации обеспечивают устойчивость личности, определенность и последовательность поведения, постоянство взаимоотношений человека с миром, следовательно, в значительной степени определяют процесс преодоления стрессов.

Значимым личностным фактором стресса является процесс самоактуализации как формы реализации жизненного пути, которая позволяет человеку не зависеть от обстоятельств, преодолевать стереотипы, раскрывать свой потенциал. Самоактуализация как форма реализации жизненного пути возможна при высоком уровне развития ассертивности субъекта. С целью более глубокого осмысления феномена «ассергивность» обратимся к основным положениям философско-антропологических теорий.

С точки зрения зарубежных психологов, понятие «уверенность в себе» происходит от латинского слова confidere , что означает доверие. Речь идет о вере в себя, вере в то, что человек обладает хорошим и достаточным потенциалом для встречи с различными неожиданностями и конструктивного взаимодействия с другими.

В истории философии проблема доверия человека к себе напрямую не анализировалась. В этико-философском эссе Р. У. Эмерсона заявлена идея бесконечности возможностей человека, что в некоторой степени отражает проблему доверия к себе. Человек стремится соответствовать себе самому, своим ценностным переживаниям. Без этого невозможны творческий характер жизнедеятельности, самопроектирование будущего, так как доверие к себе предполагает, прежде всего, отношение к себе как к ценности.

Анализ работ К. Роджерса и А. Маслоу позволяет говорить, что в предлагаемой ими теории личности выделяется феномен доверия личности к себе. Доверие к себе К. Роджерс понимает как доверие к своему жизненному опыту: если внутреннее чувство или интуиция говорят человеку о ценности чего-либо, то в это надо верить. Этот тип доверия он называет «целостным организмическим чувствованием ситуации» .

Таким образом, К. Роджерс выделял доверие человека к себе как важное условие конструктивного самоактуализирующегося поведения человека. При этом доверие к себе понималось им как условие сохранения целостности личности, заключающееся в успешной интеграции организмических влечений и потребностей с опытом «Я». Уровень доверия к себе участвует в процессе ценообразования, так как выбор цели определяется в субъективном плане способами достижения поставленной цели, которые нс противоречат его внутренним личностным смыслам.

Оптимальный уровень доверия к себе предполагает овладение способностью к самоорганизации своей жизни. Самоорганизация личности на субъективном уровне означает в первую очередь формирование у человека доверия к себе, как способность самостоятельно ставить цели и действовать в соответствии с ними, сохраняя адекватную критическую позицию по отношению к самому себе; способность предвосхищать результаты действий; самостоятельно выстраивать стратегию достижения целей; умение соотносить возникающие потребности с возможностями их реализации в конкретной ситуации и с присвоенными личностью социокультурными ориентирами.

Таким образом, доверие к себе позволяет человеку занять определенную ценностную позицию по отношению к самому себе, к миру и, исходя из этой позиции, строить собственную стратегию поведения в различных трудных, в том числе стрессовых, жизненных ситуациях. Способность проникновения в понятие «кто ты есть» является наиболее ценным средством осознания чувства уверенности в себе. Во-первых, потому что указанная способность помогает осознать, как неповторимо индивидуален каждый из людей. Во-вторых, осознание ролевых характеристик помогает определить, каким образом уверенность в себе может подавляться предъявлением слишком больших или слишком малых требований к себе.

В настоящее время специалисты в области прикладной психологии уделяют особое внимание изучению личностных особенностей, которые определяют индивидуальные поведенческие реакции, психические состояния, в конечном итоге особенности жизнедеятельности субъекта. В ряде исследований ведутся поиски психологических коррелятов предрасположенности человека к переживанию неблагоприятных психических состояний. Например, В. А. Бодровым обоснован психологический механизм личностной регуляции конкретной деятельности. Сущность этого механизма заключается в том, что регулятивное влияние личностной сферы проявляется через закономерности формирования и динамики отношения человека к ситуации. Раскрыть закономерности этого процесса можно на основе анализа сложных личностно-смысловых образований, характеризующих неразрывную связь определенных устойчивых индивидуально-психологических свойств личности с субъективно-оценочными суждениями по различным элементам ситуации .

В своей монографии М. А. Котик и А. М. Емельянов отмечают значение в формировании предрасположенности субъекта к более или менее надежному поведению таких относительно устойчивых характеристик, как особенности темперамента, когнитивного стиля, локуса контроля, уровня эмоциональной устойчивости .

Нельзя не учитывать значение типологических характеристик человека в стрессовой ситуации. В этом случае для нас важны заключения Е. П. Ильина, который экспериментально показал, что определенное сочетание типологических особенностей свойств нервной системы обусловливает ряд моментов, связанных с надежностью деятельности человека: возникновение неблагоприятных эмоциональных состояний, проявление волевых качеств и психомоторных способностей. Выявлено, что «устойчивость к неблагоприятным состояниям определяется комплексом особенностей проявления различных свойств нервной системы» .

Как видим, некоторые сочетания основных свойств нервной системы, их взаимосвязи с личностными характеристиками способствуют более выраженному проявлению ряда психических функций, которые можно рассматривать как значимые в стрессовой ситуации.

В целом факторы стресса психогенного характера можно разделить на следующие группы.

  • 1.Материальные факторы , которые являются объективными, действующими непосредственно на органы чувств. Это дискомфортная или опасная обстановка, неуправляемость ситуации и отсутствие или недостаток контроля, неизвестные или угрожающие жизни и здоровью человека явления, нестандартность ситуации, неожиданность и быстрота события.
  • 2. Социальные факторы , которые явились в определенной степени причиной возникновения угрожающей ситуации. Это возможные конфликты, нападения, необоснованные слухи; психические состояния, агрессивное поведение других людей (угрозы, преследование и т.п.; социальная изоляция; изменения норм поведения, традиций, взаимоотношений в коллективе).
  • 3. К социально-психологическим факторам могут относиться также характеристики отношений между людьми (чувства любви и ненависти, наличие или отсутствие достоверной информации, недоброжелательность, зависть и т.п.). Здесь могут быть рассмотрены страдания и смерть, призывы о помощи, страдания близких людей и т.п.; смена социальных ценностей.
  • 4. Личностные факторы : личностные особенности, индивидуально-психологические характеристики человека, затрудняющие процесс адаптации, снижающие деятельностную активность, сопротивляемость человека стрессовым жизненным ситуациям.
  • Ермасов Е. Типология переживания стресса в условиях изоляции // Развитие личности.2011. № 1.С. 92-118.
  • Крюкова Т. Л., Сааоровская М. ВКуфтяк Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними. СПб.: Речь, 2005.
  • Фонарев А. Р. Психология личного становления профессионала. М., 1998. С. 347.
  • Бодров В. В. Психология профессиональной пригодности: учеб, пособие для вузов. М.:ПЕР СЭ, 2001.
  • Котик М. А., Емельянов А. М. Природа ошибок человека-оператора. М., 1993.
  • Ильин Е. П. Стиль деятельности: новые подходы // Вопросы психологии. 1988. № 6.С. 85-93.

О стрессах сегодня говорят многие, а большое количество людей считают их причиной всех своих неудач, в том числе и проблемы с собственным здоровьем. Появлению стрессового напряжения способствуют различные неудачи и неприятности. Стоит заметить, что , добрые поступки, эфирные масла, физические занятия помогают минимизировать причины возникновения стресса.

Под воздействием стрессового состояния человек ощущает себя усталым, раздражительным, беспокойным и находится в постоянном напряжении. Ему не хочется спать или же, наоборот, он постоянно пребывает в полусонном состоянии. Может отсутствовать аппетит или, наоборот, постоянно хочется есть, что приводит к резкой потере веса или его набору. Но постоянно пребывать в стрессовом состоянии невозможно. После возбуждения начинают затормаживать все функции, что приводит к апатии и депрессии.

Существует пять разновидностей стрессового напряжения:

  1. Эмоциональный стресс. Обычно такой стресс возникает, когда нам угрожают критические, опасные ситуации, и они вызывает слишком сильные эмоции. Также могут возникать вследствие неожиданных и радостных событий.
  2. Психологический стресс. Основными причинами проявления такого состояния выступают неудовлетворительные и неблагоприятные отношения с обществом, и являются результатом психологического состояния.
  3. . Является следствием плохого питания, больших физических нагрузок или недосыпания.
  4. Управленческий стресс. Возникает тогда, когда существует большая ответственность за то решение, которое вы только собираетесь принять или уже сделали свой выбор.
  5. . Основной причиной такого состояния является отсутствие информации или слишком большое ее количество, что крайне затрудняет возможность принятия решения.

Факторы, провоцирующие стрессовое напряжение

Лимит времени создает напряжение в психике

Причины стрессового напряжения предопределяют ситуации, провоцирующие стресс. Подобные ситуации называют стресс-факторами. Невозможность контролировать себя является результатом накопления значительного количества факторов стресса, а одновременное воздействие таких факторов способствует возникновению психологического напряжения, от которого тяжело избавиться. Факторы стрессового состояния, отрицательные или положительные, провоцируют стресс в той мере, в которой вы этот фактор воспринимаете.

Существует две группы факторов провоцирующих стресс:

Личностный фактор:

  • смерть или болезнь близкого члена семьи;
  • развод или свадьба;
  • смена вида деятельности;
  • потеря всех сбережений;
  • увольнение.

Организационный фактор:

  • условия работы не соответствующие заявленным требованиям;
  • лимит времени для выполнения определенного задания или работы;
  • внедрение новшеств;
  • высокие требования именно к вам;
  • абсолютно неинтересная и очень скучная работа;
  • увеличение объема работ.

Ваши собственные проблемы часто заставляют вас испытывать стресс, поскольку они постоянно по жизни расставляют множество запретов, ограничений и ожиданий, заставляют делать одно и не позволяют совершать другое, формируя негативные эмоции и состояния. Постоянно идя на поводу у проблемы, можно с легкостью дойти до стресса, поскольку она заставляет беспокоиться, нервничать, и напрягаться.

Причины вызывающие стрессовое состояние и его виды

Бессмысленно перечислять все возможные причины стрессового состояния, потому что они все разные, а, значит, каждый из вас имеет свое мышление и модели поведения в той или иной жизненной ситуации. Именно из-за этого ситуаций психологического напряжения и стресса очень много.

Позитивные перемены в жизни, например рождение ребенка, также вызывают сильный стресс

Многие из нас отождествляют факторы стрессового состояния с не очень приятными событиями, которые часто случаются в жизни. Но к этим факторам важно относить и позитивные моменты, такие как повышение оплаты, за проделанную работу, получение разного рода наград, брак, ведь они тоже вызывают причины возникновения стресса.

Причины перенапряжения могут быть внешними и внутренними. Внешние причины – это различные изменения в жизни, которые пребывают под вашим личным контролем. Внутренние – находятся в вашем разуме и в большинстве случаев являются надуманными или плодом воображения.

Внешние причины:

  • материальные проблемы;
  • резкие перемены в вашей жизни;
  • работа;
  • высокая загруженность делами;
  • личная жизнь.

Внутренние причины:

  • пессимизм;
  • перфекционизм:
  • нереализованные ожидания;
  • отсутствие упорства, усердия и настойчивости;
  • негативный диалог с собой.

Перфекционисты испытывают стресс чаще из-за повышенных требований к себе и другим

Основные стрессоры

Психологи выделяют восемь наиболее распространенных причин стрессового возбуждения:

  1. Личные связи. Взаимоотношения с друзьями, родными, коллегами на работе или даже совершенно незнакомыми людьми нередко порождают стресс, поскольку всегда сопровождается эмоциональными состояниями.
  2. Финансы. Многие психологи считают, что финансовые отношения являются главной и основной причиной возникновения стрессового напряжения.
  3. Возможность самовыражения. Многие стараются самовыражаться, но это сделать получается не всем.
  4. Семья. Для любого человека напряженные и натянутые отношения с кем-либо из родственников могут стать одной из главных причин психологического напряжения, а в дальнейшем приведут к стрессу.
  5. Собственные проблемы. Человек все время хочет контролировать свою жизнь, а некоторые пытаются иметь контроль и над чужой. Когда подобный контроль ослабевает, вы подвергаетесь стрессам, поскольку человек хочет все контролировать.
  6. Безопасность и здоровье. Такие проблемы часто воспринимаются нами очень болезненно, поскольку реально несут вашей жизни угрозу.
  7. Работа. Она, как и финансы напрямую связана с источниками стресса. У одних занятость является абсолютным приоритетом.
  8. Смерть. Для каждого человека огромным стрессом является смерть любимого питомца, не говоря уже об утрате близкого и родного человека, что часто приводит к расстройствам психологического характера. Источником такого состояния также может являться само ожидание смерти.

Причиной психологического перенапряжения может быть все что угодно. подвержены как мужчины, так и женщины. У каждого есть свои характерные особенности. Если вы замечаете у себя или у кого-то , то стоит для начала выяснить причины такого состояния. Поскольку устранить последствия стрессового перенапряжения намного сложнее, нежели просто убрать его причины.

Два вида стрессового напряжения

Стресс имеет психически-эмоциональную или физическую природу. Психоэмоциональное стрессовое состояние свойственно как животным, так и людям. Часто возникает вследствие перемены окружающей среды и имеется высокая степень неясности и психологического напряжения. Они, в свою очередь, вызывают напряжение, что и является психологическим эмоциональным стрессом.

Иногда стрессовое перенапряжение вызываются определенными физическими явлениями или внешними раздражителями, такими как различные изменения погоды или даже инфекция, попавшая в организм. В любом из этих случаев реакция организма одинакова. Организму нужно уметь приспосабливаться и адаптироваться к новым условиям. Адаптация протекает за счет слаженной работы надпочечников гипофиза и головного мозга.

Заболевание — адаптация организма к новым условиям через стресс

Во время стрессового напряжения активизируются все механизмы приспособления вашего организма, повышая устойчивость психологического восприятия, работоспособность, активируются все реакции, и вы ощущаете прилив жизненных сил. Все это способствует адаптации к новым ситуациям, что благоприятно сказывается на выживании.

Организм имеет возможность сам устранять причины стресса, если его механизмы приспособления достаточно сильны. Но если такие механизмы ослаблены, то возбудители будут действовать на протяжении длительного времени. При происходит истощение и угнетение иммунной системы. Все системы организма реагируют на стрессовое перенапряжение в разной степени. В большинстве случаев стресс является основной причиной различных нарушений психологического характера, эндокринной системы и таких заболеваний, как язва желудка, гипертония, атеросклероз и инфаркт миокарда.

Чтобы спастись в минуты опасности человек способен на многое, чего ранее даже и не думал делать. Все ресурсы вашего организма направляются на борьбу и преодоление всех препятствий.

Доказано, что организму незначительные стрессы не только не вредны, а даже полезны. Поскольку они стимулируют вас находить выход из сложившихся затруднительных ситуаций. Развитие силы воли и самовоспитание не позволит перейти стрессу в более серьезную стадию – депрессию, и способствует поддержанию психологического равновесия.

В качестве итога

Каждый человек отличается своими психофизиологическими характеристиками. Некоторые люди с легкостью могут адаптироваться к стрессу и длительное время выдерживать огромные нагрузки. Других людей небольшая нагрузка попросту способна выбить из колеи, а бывают и такие, которые в стрессовых условиях работают с полной отдачей. Так что склонность к саморазвитию поможет справиться со стрессовым напряжением.