Эрик Берн
Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)
Сексуальные игры

Люди играют в сексуальные игры, чтобы дать выход своим сексуальным влечениям или побороть их. Все эти игры по своей сути представляют собой извращение сексуальных инстинктов, так как источником удовлетворения становится не половой акт, а критические трансакции, представляющие собой кульминацию игры. К сожалению, это не всегда можно продемонстрировать с должной убедительностью, поскольку в такого рода игры люди играют в интимной обстановке, так что клинические данные о них мы получаем из вторых рук, и не всегда удается удовлетворительно оценить, в какой мере они искажены из-за пристрастности информанта. Например, психиатрическая концепция гомосексуальности весьма перекошена, так как более агрессивные и успешные игроки нечасто обращаются к психиатрам и последние в основном располагают сведениями об их пассивных партнерах.

В этот раздел включены следующие игры: "А ну-ка, подеритесь", "Извращение", "Динамо", "Чулок" и "Скандал". В большинстве случаев "водит" женщина. Это объясняется тем, что тяжелые формы сексуальных игр, в которых главное действующее лицо - мужчина, находятся на грани преступления (нередко переходят эту грань); поэтому их лучше отнести к следующему разделу: "Игры преступного мира". С другой стороны, часть игр может быть с одинаковым основанием отнесена и к сексуальным, и к супружеским играм. Здесь мы описываем только те из них, которые в одинаковой мере доступны и для супружеских, и для неженатых пар.


1. "А ну-ка, подеритесь" (АНКП)


Тезис . АНКП может быть маневром, ритуалом или игрой. Во всех случаях в основе лежит женская психология В силу своей драматичности и выразительности АНКП легла в основу множества произведений мировой литературы, как хороших, так и плохих.

1. Это маневр, но он очень романтичен. Женщина ловко сталкивает двух симпатизирующих ей мужчин, давая понять или даже пообещав, что будет принадлежать победителю. По окончании "сражения" она выполняет свое обещание. Это честная трансакция. Предполагается, что отныне дама и ее партнер "будут жить долго и счастливо".

2. Ритуал, исход которою скорее трагичен. Двое мужчин могут сражаться за женщину даже тогда, когда она этого не хочет или уже сделала свой выбор. Если побеждает не ее избранник, то она все равно может достаться победителю. В этом случае АНКП начинает не женщина, а окружающие ее люди. Если женщина не против этой борьбы, то трансакция будет честной. Если же она не желает состязания или разочарована его исходом, то ситуация открывает перед ней большой простор для игр, например "Давай надуем Джо".

3. Игра АНКП относится больше к разделу комических. Женщина, устраивая состязание между двумя соперниками, чаще всего пока они "сражаются", исчезает с третьим возлюбленным. Для нее и ее избранника внутреннее и внешнее психологическое "вознаграждение" следует из их позиции: честное состязание - для глупцов И это комическое происшествие составляет основу для получения ими внутреннего и внешнего социального "вознаграждения".


2. Извращение


Тезис . Гетеросексуальные извращения, такие, например, как садизм, типичны для Ребенка, находящегося в состоянии тревожности, поэтому подходить к исправлению этого явления надо соответствующим образом.

Трансакционная сторона, как видно из реальных ситуаций сексуальных контактов, вполне поддается воздействию путем анализа игр. Это открывает возможность социального контроля, поэтому даже тогда, когда извращенные сексуальные влечения остаются неизменными, они все же нейтрализуются на стадии действия.

Люди, страдающие слабой формой садизма или мазохизма, обычно занимают некоторую примитивную позицию, в основе которой лежит принцип необходимости в душевном равновесии. Они ощущают в себе сильный сексуальный потенциал и чувствуют, что длительное воздержание может привести к серьезным последствиям. Оба эти вывода совсем необязательно соответствуют действительности, но они образуют основу для игры "Калека" с девизом "Что же вы хотите от такого сексуального человека, как я?"

Антитезис . Он состоит в том, чтобы распространить принципы обычной вежливости на взаимоотношения со своим интимным партнером, то есть воздерживаться от словесного и физического бичевания и ограничиться более традиционными формами половой близости. Если Уайт действительно склонен к извращениям, то это выявит второй элемент игры (он часто находит свое выражение в сновидениях) сам по себе половой акт представляет для него лишь минимальный интерес, истинное удовлетворение он получает только от предшествующего половому акту унижения. Возможно, он не хотел признаться в этом даже самому себе. Но теперь ему становится ясно, что его основная жалоба состоит в том, что после всех предварительных трудов, ему приходится еще и заниматься любовью. Этот этап более благоприятен для начала конкретного психотерапевтического лечения. Сказанное выше чаще всего относится к так называемым "сексуальным психопатам" и не имеет отношения к преступным извращениям или к людям, ограничивающим свои сексуальные проявления фантазиями.

В некоторых странах игра, связанная с гомосексуализмом, детально разработана до такой степени, что представляет собой определенный ритуал. Многие случаи половой недееспособности людей, связанных с гомосексуализмом, возникают именно потому, что они превратили свою жизнь в игру. Гомосексуалист напрасно тратит огромное количество времени и энергии, которые можно было бы использовать в других целях. Анализ игр может помочь ему и его партнеру наладить свою жизнь так, чтобы наслаждаться всеми ее благами, а не посвящать себя собственной версии игры "Подумайте, какой ужас!"


3. "Динамо"


Тезис . В эту игру обычно играют мужчина и женщина. Более точным названием для нее, особенно для менее серьезных вариантов, наверное, было бы "Катись отсюда" или "Благородный гнев". Игра может вестись с разной степенью интенсивности.

1. "Динамо" или "Катись отсюда" первой степени популярна на вечеринках и состоит, в основном, из легкого флирта. Женщина (Уайт) демонстрирует свою доступность, затем с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только он показал свое небезразличное отношение к ней, можно считать, что игра закончена. Если женщина вежлива, она, возможно, вполне искренне скажет ему: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо" и отправится на поиски следующей жертвы. Если она не столь благородна, то может просто бросить его и исчезнуть. Женщина, достаточно искусная в этой игре, может играть в нее на протяжении всего вечера, так что мужчине приходится прибегать к довольно сложным маневрам, чтобы следовать за ней, не привлекая к себе слишком большого внимания.

2. В игре "Динамо" или "Благородный гнев" второй степени Уайт (женщина) получает удовольствие от домогательств Блэка лишь попутно. Главное ее удовольствие состоит в том, чтобы отвергнуть его (поэтому игра иногда называется "Отвяжись, нахал"). Уайт заставляет Блэка скомпрометировать себя гораздо более явно, чем при легком флирте (в игре первой степени), а затем, оттолкнув его, наслаждается его замешательством. Несомненно, сам Блэк совсем не так беспомощен, как кажется; ему пришлось затратить довольно много усилий, чтобы оказаться в подобной ситуации. Как правило, он играет в разновидность игры "Бейте меня".

3. "Динамо"третьей степени - это жестокая игра, которая может иметь тяжелые последствия, вплоть до суда, убийства или самоубийства. Уайт (женщина) склоняет Блэка к компрометирующему интимному контакту, а затем заявляет, что он изнасиловал ее или причинил ей какой-то невосполнимый ущерб. В наиболее циничном варианте Уайт начинает свою атаку сразу после близости с мужчиной фальшивым воплем: "Насилуют!" Если женщина хочет выдать случившееся за изнасилование, она может найти союзников, либо за деньги, либо из числа любителей покопаться в мрачных историях (представителей прессы, полиции, адвокатов и родственников). Однако иногда эти сторонние наблюдатели могут предать женщину, так что она потеряет инициативу и станет орудием в их играх.

В некоторых случаях посторонние наблюдатели могут выполнять другую функцию. Они навязывают Уайт игру, к которой она совсем не скромна, потому что у них на уме другая игра. "А ну-ка, подеритесь". Они ставят ее в ситуацию, при которой, чтобы сохранить репутацию или избежать позора, ей приходится кричать "Насилуют!". Это особенно часто происходит с молодыми девушками. Они не имеют ничего против продолжения любовной связи, но из-за того, что интимные отношения стали предметом широкого обсуждения, они вынуждены превратить свои роман в игру "Динамо" третьей степени.

В одной библейской истории осмотрительный Иосиф Прекрасный отказался участвовать в этой игре, после чего жена Потифара проделала совершенно классическое переключение на игру "А ну-ка, подеритесь". Это превосходная иллюстрация обычной реакции заядлого игрока на антитезис, а также тех опасностей, которые подстерегают людей, отказывающихся играть в игры.

Сочетание этих двух игр образует игру "Шантаж". В ней женщина, соблазнив Блэка, кричит: "Насилуют!", после чего в игру вступает ее муж, который шантажом вымогает у Блэка деньги.

У игры "Динамо" тот же детский прототип, что и у игры "Фригидная женщина": девочка побуждает мальчика унизиться или запачкаться, а потом смеется над ним. Это прекрасно описал Моэм [Моэм, Уильям Сомерсет (1874-1965) - английский писатель.] в книге "Бремя страстей человеческих" и Диккенс в "Больших ожиданиях". Здесь это игра второй степени. Более серьезная форма игры, приближающаяся к третьей степени, встречается в трущобах.

Антитезис . Способность мужчины избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем зависит от его умения отличить выражение истинных чувств от хода в игре. Если он умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта в игре "Катись отсюда".

С другой стороны, трудно придумать какой-нибудь безопасный антитезис к маневру жены Потифара - разве что спешно отбыть в неизвестном направлении.

В 1938 году автор этих строк познакомился с неким пожилым "Иосифом", который тридцать два года тому назад, бросив все, поспешно уехал из Константинополя после того, как во время делового визита в гарем одна из жен султана загнала его в угол. Ему пришлось оставить свою лавку и, прихватив с собой запас золотых франков, навсегда уехать из Константинополя.

Родственные игры . Варианты игры "Динамо", где главным действующим лицом является мужчина, приобрели печальную известность в коммерческих ситуациях: "В постели режиссера" (а потом она так и не получает роли) и "Сядь ко мне на колени" (а потом ее все-таки увольняют).

Анализ , приводимый ниже, относится к игре "Динамо" третьей степени, поскольку в ней все элементы игры выражены особенно наглядно.

Цель : злонамеренная месть.

Роли : Соблазнительница, Волокита.

Иллюстрации . 1) "Я на тебя пожалуюсь, грязнуля противный"; 2) обесчещенная женщина.

Социальная парадигма :Взрослый - Взрослый; Взрослый (мужчина): "Извините, если я зашел дальше, чем вам бы хотелось". Взрослый (женщина): "Вы оскорбили меня и должны поплатиться за это в полной мере".

Психологическая парадигма : Ребенок - Ребенок; Ребенок (мужчина): "Видишь, как я неотразим"; Ребенок (женщина): "Ну что, попался негодяй!"

Ходы :

  1. женщина - обольщение; мужчина - контробольщение;
  2. женщина - капитуляция; мужчина - победа;
  3. женщина - нападение; мужчина - крах.

"Вознаграждения ":

  1. внутреннее психологическое - выражение ненависти и проекция вины;
  2. внешнее психологическое - избегание эмоциональной сексуальной близости;
  3. внутреннее социальное - "Ну что, попался негодяй";
  4. внешнее социальное - "Подумайте, какой ужас!"; "Судебное разбирательство", "А ну-ка, подеритесь";
  5. биологическое - обмен сексуальными и агрессивными трансакциями;
  6. экзистенциальное - "Меня не в чем упрекнуть".

4. "Чулок"


Тезис . Эта игра относится к той же группе, что и "Динамо". Ее наиболее очевидное свойство - эксгибиционизм, который по своей природе близок к истеричности. Например, женщина приходит в незнакомую компанию, и, еще не успев освоиться, вызывающе приподнимает ногу, привлекая к себе всеобщее внимание, и восклицает: "Ах, боже мой, у меня чулок пополз!" Это делается с расчетом возбудить сексуальный интерес у мужчин и разозлить остальных женщин. Конечно, на любые замечания относительно ее поведения Уайт отвечает протестами, призванными свидетельствовать о ее невинности, или же встречными обвинениями. Это делает игру похожей на классический вариант "Динамо". Отличительной чертой является отсутствие у Уайт умения адаптироваться в ситуации. Она почти никогда не стремится понять, что за люди ее окружают, или дождаться подходящего момента для своего маневра. Поэтому ее ход сразу же бросается в глаза как неуместный и ставит под угрозу ее взаимоотношения с другими членами группы. Несмотря на некоторую поверхностную "утонченность", она так всю жизнь и не может понять, что с ней происходит, так как судит о людях слишком цинично. Ее цель - показать, что окружающие ее люди похотливы, причем ее Ребенок и Родитель надувают ее Взрослого и не дают ему заметить ее собственное вызывающее поведение и здравомыслие большинства окружающих ее людей. Следовательно, эта игра саморазрушительная.

Женщины с более ярко выраженной патологией, имеющие большой бюст, часто сидят, заложив руки за голову, чтобы привлечь к нему внимание. Иногда они дополнительно привлекают внимание, упомянув о размере бюста или о какой-нибудь своей болезни, например, опухоли.

Смысл Игры состоит в том, что женщина демонстрирует своим поведением сексуальную доступность. Поэтому игра может приобретать и более символический вид, когда в нее играют недавно овдовевшие женщины, неискренне демонстрирующие свое положение вдовы.

Антитезис . Характерной чертой женщин этого типа является не только плохая адаптация, но и неприятие антитезисного поведения. Если подгоговленная психотерапевтическая группа игнорирует игру таких женщин или противодействует ей, то они могут перестать посещать консультацию В этой игре особенно следует разграничивать антитезис и "репрессии", ибо последние означают победу Уайт. В игре "Чулок" женщины более изобретательны по части контрходов, чем мужчины, которые, впрочем, мало заинтересованы в том, чтобы игра прекратилась. Таким образом, лучше всего оставить антитезис на усмотрение женщин.


5. "Скандал"


Тезис . Классический вариант этой игры обычно разыгрывается между авторитарным отцом и дочерью подростком. Причем мать в такой семье чаще всего сексуально заторможена. Отец приходит с работы и начинает придираться к дочери, а она в ответ грубит. Первый ход может сделать также и дочь. Нагло разговаривая с отцом, она вызывает придирки с его стороны. Постепенно и голоса становятся громче, и ссора набирает силу. Исход зависит от того, на чьей стороне инициатива. Существуют три возможных исхода 1) отец уходит в свою комнату, хлопнув дверью; 2) дочь уходит в свою комнату, хлопнув дверью; 3) оба расходятся по своим комнатам, хлопнув дверью. В любом случае конец игры "Скандал" отмечен хлопаньем дверью. "Скандал" является мучительным, но эффективным способом решения сексуальных проблем, которые возникают в некоторых семьях между отцом и дочерью-подростком. Они могут жить под одной крышей, только если постоянно злятся друг на друга и периодически хлопают дверью, что для каждого из них подчеркивает, что они спят в разных комнатах.

В испорченных семьях игра может принять мрачную и отталкивающую форму: отец поджидает дочь, ушедшую на свидание, чтобы после ее возвращения тщательно осмотреть дочь, ее одежду и убедиться в том, что она осталась невинной. Малейшее подозрительное обстоятельство нередко вызывает ужасный скандал, в результате которого дочь могут выгнать из дому среди ночи. В конце концов события развиваются в худшем для семьи направлении и подозрения отца оправдываются. Тогда он устраивает скандал и выкладывает все матери, которая беспомощно наблюдала за развитием событий.

В "Скандал" могут играть два любых человека, стремящихся избежать сексуальной близости. Например, игра "Фригидная женщина", как правило, кончается именно этим. Игра "Скандал" относительно редко встречается между мальчиками-подростками и их родственниками, поскольку мальчикам легче вечером уйти из дому, чем любым другим членам семьи. В более раннем возрасте братья и сестры могут получить некоторое удовлетворение с помощью драки. Эта схема поведения в разном возрасте имеет различные мотивации. В США она приобрела, на наш взгляд, полуритуальную форму, санкционированную как телевидением, так и официальными педагогами и педиатрами. Среди английских "высших классов" драка считается (или считалась раньше) дурным тоном, поэтому не нашедшая выхода энергия расходуется в регулируемых строгими правилами "Драках" на игровом Поле.


"...некоторые женщины играют в сексуальную игру, которую Эрик Берн назвал «Динамо»? Женщина флиртует с мужчиной, завлекает его. Вы скажете: и нормально. Так делают почти все женщины. Да, но у игруньи несколько иная цель, чем у барышни, которая стремится к близости. Игрунья не хочет счастья, она хочет оставить мужчину в дураках. Игрок, играя в любую игру, именно такую цель перед собой и ставит.
На протяжении нескольких лет я наблюдала, как одна очаровательная женщина-девочка реализовывала, ни на йоту не отступая от предписанных Берном правил, второй вариант игры «Динамо» – «А ну-ка подеритесь!». Она подсознательно подстраивала ситуацию так, чтобы её любовники встретились. Хотя, как вы понимаете, этого можно было запросто избежать. Но игрок, который играет в такие «злые» игры, произвольно выйти из игры не может. Ведь если ты останешься только с одним, то тебя ждёт близость. А ты этого боишься больше смерти. Но не осознаёшь. Почему боишься? Потому что в раннем детстве, когда ещё и сознания у тебя толком не было, кто-то из родителей тебе в этой близости отказал. Ты пережила жуткую, непереносимую для ребёнка боль. Но ты выжила. О предательстве родителя забыла, даже и боль тебя не тревожит. Остался только неосознаваемый страх: близость – страшная боль. Её нужно избегать. А ещё лучше отомстить, оставить в дураках того, кто потенциально может тебе эту боль причинить.
Мужчины, пережившие такую катастрофу в детстве, избирают свой путь бегства от близости. Это сексуальный сценарий Дон Жуана или Казановы. Донжуаны и казановы ведь не за женщинами бегают, а от женщин. Длительные отношения могут привести к близости. Когда ты любишь, то беззащитен перед другим человеком. Именно любимый может причинить самую сильную боль. Он может ранить твою душу, а может даже психологически убить. Как можно защититься? Верно – убежать от любви.
Славятся своими бесконечными победами на любовном фронте и те дамы и господа, которым в юности показалось, что они «гадкие утята». Как бы талантлив и красив ни был «лебедь», выросший из гадкого утёнка, всё равно червь сомнения будет точить его. Такому «лебедю» необходимо постоянно самоутверждаться. Кстати, милые дамы, многие мужчины не по своей воле подписались на роль покорителей сердец. Таким образом они заглушают в себе воспоминания о неудавшихся в юности романах.
Эрик Берн, который первый описал игры, в которые играют люди, полагал, что эти игры в большой степени программируются родителями. И программирование это жёсткое. Вот почему и самим игрунам, и их жертвам бывает так невесело от этих игр.
Но встречаются, как говорит Берн, и хорошие игры. Например, игра «Кавалер». Цель игрока – соблазнить женщину, доставить ей удовольствие. Женщинам тоже не возбраняется в неё поиграть с благой целью, поднять самооценку мужчине, показать его значимость. Например, барышня может играть с друзьями и коллегами в игру «Какой ты замечательный». Восхищаться тем, что мужчина делает, но не делать комплименты по поводу внешности. «Хорошие» игры отличаются от «плохих» целью. Повторю ещё раз: цель невротической игры – оставить партнёра в дураках, цель здоровой игры – доставить партнёру удовольствие."
Автор статьи Г.Б.
Речь идет о книге Эрика Берна "Игры, в которые играют люди".
(Перевод книги «Games People Play»).

Кто такие мужчины? Кратко - сложные существа с железной логикой. Будь это бизнес, этикет или футбол, все в жизни мужчины вертится по определенным правилам в определенной последовательности. Отношения - не исключения. А теперь подумаем, что можно ожидать от женщин - непредсказуемых существ, надеющихся даже в конце порнографического фильма увидеть свадьбу? Правильно, всего чего угодно. Конечно, нет одинаковых мужчин, как нет и одинаковых женщин. Но кто-то седой и бородатый или лохматый и веселый много лет назад придумал, что отношения между мужчинами и женщинами будут строиться по определенному ритуалу ухаживания. За встречей последуют ухаживания, конфетно-букетный период, любовь-морковь со всеми втекающими и вытекающими и иногда даже что-то со страшным названием брак. Хороший это ритуал или нет решать не нам, он негласно существует и, что самое интересное, большинство мужчин стараются строить свои отношения именно так. Но бывает такая ситуация, что мужчина готов к игре и готов играть по правилам, но в противниках у него женщина-динамщица. Кто она такая, и что из всего этого выйдет?

Мужчина VS Женщина

Раздается свисток, и мужчина вступает в игру. Готовый к бою, вооруженный, но не опасный, он так или иначе стремиться забить свой гол. На его поле сегодня все просто: он "Реал Мадрид" и вступил в поединок один на один с вратарем. Как прорваться к воротам - быстро и не задумываясь или хитро маневрируя, взять ли их штурмом или в дополнительное время забить потрясающе эффектный и ожидаемый гол - все зависит только от него, и он не волнуется. Хитро перемигиваясь с вратарем, он не сомневается: гол выгоден им обоим.

Что же творится на поле женщины?? Она сегодня вратарь и точно знает, что не подпустит вас к своим воротам, как бы сладко не улыбалась и как бы кокетливо не поправляла гетры.

Вариант 1. Ринат Дасаев.

Она точно знает, зачем вы пришли на поле. Игры происходят так часто, что для нее не важно, идет чемпионат мира или товарищеский матч, она - вратарь с потрясающей техникой и уравновешенной психикой. Ты и сам не заметишь, как будешь водить ее в дорогие рестораны и кино, заваливать цветами и подарками. За милым и невинным существом прячется неуязвимый победитель, который цинично поставит новый кубок на полку. Здесь игра идет до победного. Пока ты не отдашь ей все, что она хочет, пока не станешь ей неинтересен, ты будешь в игре. Причем не исключено, что игра будет идти у самых ворот, это тоже маневр. Конец прост - тебя банально удалят с поля.

Метод обнаружения и борьбы: такой вратарь жаждет продолжения игры; твое желание взять тайм-аут, попытаться перестать потакать ее прихотям очень быстро сведет ее интерес к тебе как к лакомому куску на нет. Можно попросту несколько раз забыть дома кошелек и попросить ее оплатить счет. Или, в качестве финальной точки, пригласить ее в ресторан, поназаказывать всего и по-тихому оттуда слинять. После этого на глаза ей лучше не попадаться, но это очень хороший урок!

Вариант 2. Девушка с веслом.

Ты никогда не встречал никого более милого и обаятельного. И в жизни бы не заподозрил ничего неладного, если бы не обнаружил у нее в подвале целую галерею мужских фотографий, истыканных дротиками. И твоя фотография был в их числе.

С детства ей не везло с мужчинами. Ее папа кричал на маму, физрук был просто уродом, а прыщавые сверстники кинули в портфель дохлую мышь. А может быть кто-то, страшно похожий на тебя, разбил ее сердце, и она принялась тягать гантели, читать про подвиги Клары Цеткен и разрабатывать хитрый план мести, который и был применен к тебе. Дядюшка Фрейд и прочие психоаналитики весело машут тебе с трибун....

Метод обнаружения и борьбы: конечно, такой феминизм является в первую очередь нездоровым. Поэтому, если ты вдруг заметил, что девушке ты не только не симпатичен, но она каким-то образом старается тебе навредить или делает что-то явно назло или из вредности, стоит насторожиться и поинтересоваться, где и в каком состоянии сейчас находятся предыдущие ухажеры.

Вариант 3. «Вне игры»

И вот ты бежишь по полю, она стоит на воротах такая красивая и веселая и приветливо машет, но не тебе, а пробегающим мимо вторым нападающим Рональдо и Оуэну... «Да, это не день Бэкхема», - думаешь ты, а все так хорошо начиналось.

В общем, у такой динамщицы в игре весь «Реал Мадрид». По понедельникам и средам ты методично допускаешь к воротам на безопасное для нее расстояние. Ты можешь быть хоть тридцати трех пядей во лбу, но из полузащитника в нападающего она тебя не переквалифицирует, потому что у нее все на своих местах, и на воротах она, уж не сомневайся, не скучает. На трибунах, как обычно, миллионы подруг, для которых ты являешься очередным поводом для насмешек.

Метод обнаружения и борьбы: она с тобой не везде и не всегда. У нее появляются неотложные дела и частые проблемы у подруг, нуждающихся в том, чтобы в два часа ночи она срочно поехала к ним для оказания психологической помощи. Она кормит тебя обещаниями, но в определенное установленное время с удовольствием принимает твои знаки внимания. Ее можно поймать на ошибке - рано или поздно она назовет тебя другим именем, перепутает дни недели или ты встретишь ее в клубе, когда она якобы учит дома материалы для зачета... Такое коллекционирование, скорее всего - период детства, когда хочется попробовать всего и сразу, хотя у многих девушек это затягивается очень надолго и заканчивается нахождением одного единственного и неповторимого. Если ты попал в число прочих членов ее тайного клуба, должна тебя огорчить - президентом тебе не стать. Что делать с этой полигамной динамщицей, решай сам.

Вариант 4. Абрамович

Представьте, что вы отчаянно продвигаете мяч к воротам, цель уже близко и кажется, что человек на воротах явно участвует в игре, но… это далеко не вратарь «Челси». Неторопливо покуривая, он останавливает ваш мяч и удивленно вскидывает брови: «А у нас тут разве игра? А я думал мы так, покурить вышли».

Тот, кто девушку ужинает, тот ее и танцует - это, конечно, хорошо, но иногда ты девушку и ужинаешь, и обхаживаешь, а потом выясняется, что вы просто друзья и на самом деле она замужем. Такой вид динамщиц встречается очень часто. Она никогда не откажется от приглашения, но на крайний случай у нее всегда будет железное алиби вроде того что «я тебе ничего не обещала», «а с чего ты решил?» и т.д.

Метод обнаружения и борьбы: такие девушки и сами не знают, чего хотят. Ты вроде бы и нравишься, и не нравишься. Может быть она когда-нибудь решит подпустить тебя к воротам, а может быть навсегда оставит про запас, в виде сильного плеча, в которое можно поплакать и которым воспользоваться в нужный момент. Они бояться вопросов «в лоб», не любят ничего определять или обещать. Если вы попробуете ее когда-нибудь упрекнуть в том, что вы за нее платили, а друзья поступают несколько иначе, ее логика сведется к тому, что ее время стоит денег, что она отдавала вам взамен свое драгоценное общение. С такими девушками-псевдодрузьями лучше сразу ставить все точки над «i», чтобы потом глупо не остаться с мячом перед пустыми воротами.

На самом деле вариантов женского динамо гораздо больше. Но поспешу сказать в защиту девушек, что не всегда затягивание игры обязательно значит динамо. Иногда девушка сомневается, иногда хочет растянуть удовольствие или проверить чувства без всякой корысти. Но в любом случае, мужчины, помните: женщины такие же существа, как и вы! Если вы им нравитесь, они тоже хотят, чтобы гол был забит, в противном случае стоит задуматься зачем и по каким правилам идет игра.


Психологическая игра «Динамо» знакома многим.

Она была исследована психологом Эриком Берном еще в 60-х годах, но до сих пор будоражит умы и сердца людей.

Посмотрим на нее еще разок.

Иногда человек обнаруживает, что с самого детского сада его отношения с противоположным полом были построены на основе «Динамо». И продолжают строиться по этому принципу.

«Динамо» игра бессознательная. Игроки находят друг друга, один бессознательно начинает, другой - бессознательно подхватывает. Никто из них не отдает себе отчет в происходящем.

Берн описывает ходы в игре схематично так:

1) Она - обольщение; Он - контробольщение;

2) Она - капитуляция; Он - победа;

3) Она - нападение; Он - крах.

Берн описывает и разные степени игры.

«Динамо» первой степени состоит из легкого флирта. Она демонстрирует свою доступность, с удовольствием принимает ухаживания мужчины. Как только Он показал свое небезразличное отношение к ней, игра закончена. Она: "Мне очень приятны ваши комплименты. Большое спасибо".

«Динамо» второй степени. Она получает удовольствие от его домогательств, но главное ее удовольствие - отвергнуть его. Она заставляет его действовать смелее, чем при легком флирте (в «Динамо» первой степени). Когда он делает ей недвусмысленное предложение, она отталкивает его. И наслаждается его замешательством.

«Динамо» третьей степени может иметь тяжелые последствия. Она склоняет его к близости, а затем заявляет, что он изнасиловал ее.

Берн описывает «Динамо» как женскую игру. Однако она является обоюдной. «Динамо» можно сравнить с догонялками. Сначала я убегаю, ты догоняешь. Потом ты убегаешь, я догоняю. И мы нашли друг друга - оба любим догонялки. Здесь уже не важно, кто начал игру. Главное, что один сделал предложение к игре, а второй его принял.

Яркие эмоции от игры не дают человеку оценить ситуацию критически. Он распознаёт «Динамо», когда игра близка к краху, а иногда и много позже - спустя несколько лет. По моим наблюдениям, «личностно растущие» играют более изящно - грубые ходы в игре для них очевидны. И чтобы поиграть, они вынуждены обмануть сами себя и «придумать» что-то затейливое.

Приведу примеры своих Клиентов:

«Динамо» первой степени : они давно знакомы как коллеги и много лет не виделись, живут в разных городах. Случайно встречаются на концерте. Он спрашивает, почему она не позвонила, когда приехала (приглашение к игре). На вопрос, где сейчас работает, она передает ему визитку (приглашение принято). Он тут же присылает СМС со своего телефона: "Это я" (обольщение) Они общаются в антракте (контробольщение). После концерта она как будто не ищет его в фое, а он присылает СМС: "Рад был встрече, еще увидимся" (капитуляция и победа), на ее ответное СМС с предложением пообедать (нападение) он отвечает, "Да, обязательно!" и пропадает (крах).

«Динамо» второй степени : они - коллеги, вместе работают над проектом. По ходу проекта она им искренне и эмоционально восхищается (приглашение к игре). Они "случайно" берут одну из частей проекта для совместной работы (приглашение принято). В ходе работы он допускает нечаянные прикосновения, знаки внимания, комплименты. Она как будто пропускает эти знаки или отвечает улыбкой (обольщение, контробольщение). Ходы в игре становятся все смелее - он уже открыто приглашает ее к себе домой, она сводит все к шутке. Она приглашает его присоединиться к ее компании на выходные (капитуляция), но он не приезжает (победа). По завершению проекта он приходит сообщить, что уезжает, она демонстрирует спокойствие и равнодушие, прощание он откладывает, но добавляет, что ей "от прощания не отвертеться" (нападение). Он уезжает не попрощавшись (крах).

«Динамо» третьей степени: они коллеги, обращаются друг другу на «Вы». Начало похоже на «Динамо» второй степени - знаки внимания, комплименты, случайные прикосновения. Но когда он приглашает ее домой, она соглашается (капитуляция и победа). На следующее утро после близости она демонстрирует исключительно деловой подход в работе, не флиртует и игнорирует его знаки внимания, продолжает общаться на «Вы». Через несколько дней, он предлагает ей отношения (нападение), на что она отвечает, что ей был интересен секс на одну ночь, отношения же ей не нужны (крах).

Берн придерживался мнения, что выгода в игре заключается в том, чтобы избежать сексуальной близости, но получить сексуальные трансакции, при этом заявив "Меня не в чем упрекнуть".

Задачу получить сексуальное удовлетворение, не замаравшись, можно трактовать и несколько шире. Игроку важно получить признание со стороны партнера, ему нужна победа. И если ради этой победы нужно дойти до секса, он готов.
Иными словами, чтобы получить комплимент, восхищение и признание, игрок провоцирует ситуацию или пользуется случаем и принимает приглашение к игре. Ему нужно подтвердить свою самооценку, выполнить программу «Я+, если нравлюсь другим». Когда он видит, что партнер эмоционально вовлечен в игру - это «победа». После нее он теряет интерес и переключается на следующего.

Цель - получить восхищение, выполнить «Я+, если нравлюсь другим» . До секса он будет доводить дело с сильным партнёром, мнение которого особенно важно. Секс - инструмент, чтобы довести сильного партнёра до краха, и получить от него восхищение. Он не хочет любви, он хочет сожрать. Если соперник слабый, то, возможно, будет достаточно пары ходов, и без слов будет ясно, что победа уже одержана.

«Динамо» игра очень азартная и, потому опасная. В ней легко и быстро удовлетворяется голод на признание и достижения. И человек вместо того, чтобы достигать реальных успехов, ищет их в «Динамо». У него возникает иллюзия успеха, чувствует себя энергичным и востребованным. Работает тот же механизм, что и в нестабильной самооценке. На пике уверенности, получив внимание от партнера, игрок представляет сцены счастья - миллион алых роз, признания в любви, страсть, которую невозможно обуздать, семейный уют. На пике неуверенности он теряет все - розы, признания, страсть и уют, и видит, как партнер высмеивает его, втаптывает в грязь, возможно публично. В моменты протрезвления, он понимает неэффективность такого поведения, но отказаться от легкого способа почувствовать себя успешным оказывается тяжело.

Таким образом, он оказывается в психологической и эмоциональной зависимости - раз, тормозит свой рост и развитие - два, привыкает к такой модели отношений и рискует навсегда лишить себя искренних и открытых отношений - три.

«Динамо» может прямо сказаться на карьере. Увольнение коллеги, с которым сотрудница была в игре «Динамо», спровоцировало ее увольнение и переезд в другой город, где у нее были незавершенные отношения, так же основанные на «Динамо». Потеряв источник восхищения и энергии, она нашла способ его восполнить - снова в рамках игровых отношений.

Берн пишет, что выходом из игры может быть способность игроков избежать вовлечения в игру или хотя бы удержать ее под контролем. Для этого важно отличать выражение истинных чувств от хода в игре. Если человек умеет держать ситуацию под контролем, он может получить большое удовольствие от легкого флирта. На мой взгляд, разница между «Динамо» и флиртом - в силе эмоций при победе или поражении. Если партнеры переходят с флирта на деловой лад не может быть фрустрации, застреваемости на партнере и потери самооценки. Берн добавляет, что часто в «Динамо» разумнее развернуться и бежать как можно скорее.

М.Е. Литвак в своих книгах предлагает целый арсенал для выхода из «Динамо» в стиле психологического айкидо. Рекомендации можно так же получить на тренинге Б.М. Литвака «Новый уровень мышления» и «Мужчина и Женщина». ()

Тезис. В эту игру, как правило, играют один мужчина и одна женщина. Максимально четким названием для нее, в особенности для менее серьезных вариантов, наверняка, было бы «Иди отсюда» или «Благородный гнев». Игра может проходить с разным уровнем интенсивности.

1. Игра Динамо или «Иди отсюда» первого уровня популярна на вечеринках и заключается, в основном, в легком флирте. Женщина показывает свою доступность, потом с удовольствием готова принимать ухаживания мужчины. Стоит ему показать свое заинтересованное отношение к ней, то можно считать, что игра завершена. Если женщина достаточно вежлива, она, вполне возможно, искренне ему скажет: «Мне чрезвычайно приятны ваши комплименты. Благодарю» и пойдет на поиски другой жертвы. Если она не так благородна, то может просто его бросить и скрыться. Женщина, достаточно умелая в этой игре, может легко играть в нее в течение всего вечера, так что мужчина пользуется довольно сложными маневрами, чтобы за ней следовать, не привлекая при этом к себе слишком много внимания.

2. В игре «Динамо» или «Благородный гнев» второго уровня женщина испытывает удовольствие от домогательств мужчины лишь мимолетно. Главное же удовольствие заключается в том, чтобы отвергать его (поэтому игра порой может иметь название «Отвяжись от меня, нахал»). Женщина вынуждает мужчину скомпрометировать себя более явно, чем при простом флирте (в игре первого уровня), а затем, оттолкнувши его, будет наслаждаться его замешательством. Без сомнений, что сам мужчина совсем не так уж и беспомощен, как кажется вначале; ему пришлось потратить достаточно усилий, чтобы оказаться в похожей ситуации. Обычно он играет в вариант игры «Бейте меня».

3. «Динамо» третьего уровня — жестокая игра, имеющая тяжелые последствия, даже до суда, самоубийства или убийства. Женщина сама склоняет мужчину к компрометирующему сексуальному контакту, а потом заявляет, что он будто бы ее изнасиловал или причинил ей невосполнимый ущерб. В самом циничном варианте игры женщина начинает свои атаки сразу после близости с мужчиной лживым воплем: «Насилуют!» Если женщина хочет выдать это происшествие за изнасилование, то она достаточно легко может найти союзников, либо за некую сумму денег, либо из числа любителей посплетничать о мрачных историях (адвокатов, представителей прессы, полиции и родственников). Но иногда эти сторонние ротозеи могут предать женщину, так что она та же легко может потерять инициативу и стать орудием в их играх.

В некоторых случаях такие ротозеи могут выполнять иную функцию. Они навязывают женщине игру, к которой она абсолютно не скромна, так как у них на уме совсем другая игра. «А ну-ка, подеритесь». Они ставят ее в такую ситуацию, при которой, чтобы избежать позора или сохранить репутацию, ей приходится выкрикивать «Насилуют!». Это довольно часто происходит с незамужними девушками. Они не против продолжения любовной связи, однако, из-за того, что сексуальные отношения стали достоянием широкого обсуждения, вынуждены обернуть свой роман в игру «Динамо» третьего уровня.

Сочетая эти две игры, можно получить игру «Шантаж». В ней женщина, соблазнивши мужчину, восклицает: «Насилуют!», а затем в игру вступает ее супруг, который методом шантажа вымогает у обидчика деньги.

Антитезис. Умение мужчины избегать вовлечения в игру или просто удержание ее под контролем зависит от его способности отличать выражение настоящих чувств от ходов в игре. Если он может контролировать ситуацию, то тогда он получит больше удовольствия от легкого флирта в игре «Иди отсюда».

Похожие игры. Вариации игры «Динамо», где главную роль играет мужчина, приобрели грустную известность в той или иной коммерческой ситуации: «В постели режиссера» (а затем она так и не получит роль) и «Садись на колени ко мне » (а затем ее все равно увольняют).