Классный руководитель играл всегда очень важную роль в истории российской школы, ведь именно он имеет огромное влияние на становление личности школьников, раскрытие их творческого и интеллектуального потенциала. А ещё хороший классный руководитель всегда будет защищать права и интересы детей, строя воспитательный процесс на принципах гуманистической педагогики. Стать Человеком ученику поможет классный руководитель, если его деятельность будет носить развивающий характер. Читайте в нашей статье о содержании работы классного руководителя.

Функции и обязанности классного руководителя

Каково значение классного руководителя? Он - основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

Сегодня существует несколько видов классного руководства:

  • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
  • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
  • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
  • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

Функции классного руководителя:

  • воспитание
  • организация всевозможных видов деятельности в классе, способствующих всестороннему развитию учеников, становлению их личности, гармоничному существованию детского коллектива
  • координация, направленная на позитивное взаимодействие всех участников учебно-педагогического процесса (педагогами, учениками, родителями)
  • управление, способствующее контролю динамики развития личности учеников и ученического коллектива.

Классный руководитель - лицо, имеющее определённые права и обязанности:

  • быть проинформированным о состоянии здоровья каждого ученика
  • осуществлять контроль над успеваемостью учащихся и их посещаемостью занятий
  • взаимодействовать с администрацией школы, учителями, педагогами кружков и секций, библиотекарем, школьным психологом, медработниками, специальными службами делам детей, родителями учеников
  • вести воспитательную работу с учениками класса в разных направлениях и с помощью различных методов
  • содействовать рассмотрению администрацией школы предложений, согласованных в классе
  • получать помощь от коллектива сотрудников школы
  • вести индивидуальную работу с учениками и их родителями
  • не принимать к выполнению поручения, не касающиеся его прямых обязанностей
  • проводить экспериментально-исследовательскую работу по актуальным вопросам педагогики
  • организовывать воспитательные мероприятия, которые будут оптимальными для развития личностей учеников
  • помогать каждому конкретному ученику в решении проблем
  • осуществлять помощь родителям учащихся по вопросам воспитания.

«Совет. Хороший классный руководитель обязан достаточно глубоко знать основы детской психологии и педагогики, а также регулярно пополнять свои знания о новейших тенденциях в сфере образования».

Система работы

В последнее время одно из основных требований к организации и осуществлению грамотной профессиональной деятельности классного руководителя - ведение работы системного типа и с классом, и с каждым учеником в отдельности. Такая работа должна быть направлена на развитие индивидуальности каждого учащегося и, благодаря этому, неповторимости и успешности всего класса. Важнейшее задание классного руководителя - это забота о взаимопонимании между ним и учениками, благоприятном социально-психологическом климате в ученическом коллективе.

Классный руководитель ведёт системную работу на основе:

  • воспитательной программы (концепции), принятой в образовательном учреждении
  • анализа результатов деятельности, а также положительных и отрицательных проявлений жизни
  • педагогики
  • актуальных задач воспитания
  • принципа толерантности.

«А известно ли Вам, что хороший классный руководитель будет строить воспитательный процесс, принимая во внимание уровень воспитания учеников, их социальное и материальное положение, семейные обстоятельства?».

Система работы классного руководителя состоит из:

  • аналитической, прогностической, организационной деятельности в сфере воспитания;
  • контроля над повседневной жизнью класса
  • использования современных методов воспитательной работы.

Внедряя как общеизвестные, так и инновационные методы и формы работы с воспитанниками, классный руководитель должен понимать, что чем их больше и чем они интересней для учеников, тем лучше. Это могут быть беседы и обсуждения, дискуссии и дебаты, игры и тренинги, экскурсии и интересные встречи, конкурсы и турниры, разные формы общественно-полезного и творческого труда и прочее.

Успешная работа классного руководителя предполагает и тесную связь с родителями учеников. Работу с родителями можно осуществлять с помощью следующих форм:

  • родительское собрание
  • совместные мероприятия для учеников и родителей (праздники, соревнования, игры, турниры)
  • родительские лектории по актуальным проблемам педагогики.

Смотрите видео, в котором классрук делится опытом ведения воспитательной работы

Каким должен быть классный руководитель

Классный руководитель - это, прежде всего, профессиональный педагогический сотрудник, который является для учащихся:

  • духовным образцом человеческой культуры
  • защитником от безнравственности
  • инициатором сплочения ученического коллектива
  • фактором развития индивидуальности и самовыражения каждого ученика
  • помощником ребёнка
  • консультантом по вопросам повседневных ситуаций школьников
  • человеком, помогающим осмыслить ученику социально-экономическую и политическую жизнь общества
  • консультантом по профориентации
  • координатором совместных усилий учителей, родителей, общества по воспитанию школьника
  • человеком, позитивно влияющим нравственно-психологический климат в ученическом коллективе.
  1. Эффективно общаться с учениками, педагогами и родителями.
  2. Уважать детей, поддерживая их инициативу, развивая у них чувство ответственности.
  3. Правильно понимать и реализовывать цели воспитания.
  4. Планировать свою деятельность.
  5. Организовывать воспитательные мероприятия.
  6. Использовать методики психологической диагностики учеников, умело использовать их результаты в работе.
  7. Внедрять нравственно-эстетические технологии в педагогический процесс, направленные на развитие духовности учащихся.

Самообразование

«А знаете ли вы, что сущность самообразования заключается в умении организовать самостоятельную работу по совершенствованию себя, в том числе и в профессиональном плане?».

Классный руководитель может повышать уровень образования, используя такие формы :

  1. Курсы повышения квалификации, конференции, семинары.
  2. Самостоятельная образовательная работа.

Выбирая тему самообразования, классному руководителю следует выработать алгоритм работы , который должен включать в себя:

  1. Выбор тематики.
  2. Определение целей и задач работы, выделение объекта и предмета.
  3. Подробное изучение литературных источников по избранной тематике.
  4. Разработку последовательного плана деятельности.
  5. Практическое использование результатовсвоих опытов и экспериментальной деятельности.
  6. Анализ проведённой работы, формулирование выводов, рекомендаций, направлений дальнейшей деятельности.
  7. Оформление работы и презентация отчёта перед педагогическим коллективом.

Документы классного руководителя

Немаловажно умение классного руководителя работать с информацией, её систематизировать и хранить.

Общий список документов классного руководителя:

  1. Годовой план по воспитательной работе.
  2. Внесение информации в классный журнал.
  3. Таблица сведений о родителях.
  4. Перечень членов родительского комитета.
  5. Краткое описание содержания родительских собраний (протоколы).
  6. Расписание и содержание уроков учителей разных предметов (с целью изучения воспитательных моментов).
  7. Сценарии воспитательных мероприятий, классных часов.
  8. Диагностические методики.
  9. Сведения о проведении индивидуальной работы с проблемными учениками.
  10. Паспорт класса.
  11. Журнал проведения инструктажей по технике безопасности и правилам дорожного движения.
  12. Отчёты по воспитательной работе.
  13. Сведения о посещаемости учащихся, их успеваемости, прилежанию, состоянию здоровья.
  14. Информация о внеурочной деятельности учеников.
  15. Личные дела школьников.

Классный руководитель сегодня - это мыслящий педагог, беспрестанно развивающийся, ищущий ответы на вопросы, волнующие учеников и их родителей. Такой человек открыт для нового, способен позитивно повлиять на , формировать их души, вести к свету.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА

ВОРОШИЛОВСКОГО РАЙОНА Г.ВОЛГОГРАДА

Функции классного руководителя

Дубровченко Ю.А.,

социальный педагог,

педагог-организатор

Волгоград, 2015

1)Функции классного руководителя

Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностью ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководители! надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.

Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.

Функции классного руководителя:

    Организационно-координирующие:

    • обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей

      установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования)

      проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся

      взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения

      организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива

      организация воспитательной работы с обучающимися через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий

      стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей

      взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, класса в целом

      ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).

    Коммуникативные:

    • регулирование межличностных отношений между обучающимися

      установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися

      содействие общему благоприятному психологическому климату п коллективе класса

      оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.

    Аналитико-прогностические:

    • изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития

      определение состояния и перспектив развития коллектива класса.

    Контрольные:

    • контроль за успеваемостью каждого обучающегося; контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.

Формы работы классного руководителя

В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:

    индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.)

    групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.):

    коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).

И нструкции любого учреждения отражают определенный набор функций, среди которых важнейшими являются: аналитико–диагностическая; планово–прогностическая; организационно–координирующая; контрольно–корректирующая.

Аналитико–диагностическая функция реализуется, прежде всего, в процессе изучения индивидуальных особенностей школьников данного класса. В процессе наблюдений, бесед, совместной деятельности с учащимися классный руководитель постепенно выявляет определенные личностные качества детей, особенности их мышления, восприятия, памяти, речи и другие характеристики. В исследовании индивидуальных особенностей классному руководителю могут помочь беседы с родителями детей, учителями-предметниками.

Аналитико-диагностическая функция направлена так же на изучение условий и принципов семейного воспитания детей. Классному руководителю очень важно наладить тесную взаимосвязь с родителями учеников, что позволит ему определить особенности семьи, в которой воспитывается ученик, и влияние этой семьи на его развитие. Посещение семьи, беседы с родителями и ребенком позволят реализовать данную функцию. Одним из приемов регистрации полученных данных является «Карта семьи», которая представляет собой заполненную педагогом анкету. В анкете могут быть включены, помимо традиционных пунктов (ФИО ребенка, возраста, домашнего адреса, данных о родителях – возраст, образование, род занятий):
- сведения о составе семьи в целом,
- ее виде (полная/неполная, интегрированная/дезинтегрированная, многодетная/немногодетная и т.п),
- среднем доходе на участника семьи,

- жилищных условиях,

- семейном укладе (указание на возможные неблагоприятные факторы - алкоголизм, пристрастие членов семьи к наркотикам, тяжелых больных и т.д.),

- психолого-педагогической культуре родителей (наличии педагогических знаний, стремления учитывать интересы детей, умения анализировать мотивы ребенка, находить эффективные средства воспитания и т.п.),

- состоянии здоровья ребенка,

- уровне воспитанности,

- самооценке,

- увлечениях школьника,

- необходимой помощи семье и т.п.

Конкретные вопросы «карты семьи» может составить сам классный руководитель при необходимости прибегая к помощи психолога – специалиста в диагностике.

При реализации аналитико-диагностической функции важно также выявить коллектив класса, уровень его развития. От данного условия зависит характер и содержание работы классного руководителя с классом. В современных условиях очень важно также определить характер влияния окружающей среды на учащихся.

Без аналитико-диагностической функции успешная реализация планово-прогностической функции кажется весьма проблематичной. Как можно делать прогнозы, составлять планы работы, если не изучил хорошо детей, с которыми предстоит работать?

Планово–прогностическая функция включает определение целей деятельности классного руководителя в данном классе. Среди целей может быть развитие личности ребенка, формирование классного коллектива и т.д. Цели можно условно разделить на: образовательные (обучающие), воспитывающие и развивающие. Определив цели, классный руководитель составляет план своей работы, прогнозируя возможные результаты.

Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны. Главное - они должны помогать в организации воспитательной работы, быть удобными для использования, являться рабочими, а не формальными документами. На практике составляются самые различные планы, их можно классифицировать по разным основаниям.

Исходя из охвата содержания планы могут быть:
1)комплексными и охватывать деятельность во всех ее направлениях и видах;

2)тематическими, которые концентрируются на планировании одного направления или вида деятельности (например, план формирования детского коллектива, план работы с нравственному воспитанию);
3)предметный - планируется одно конкретное воспитательное дело (подготовка и проведение конкурса, огонька и т. д.);

По длительности планируемого периода планы могут быть следующих видов:
1) долгосрочные (перспективные) – определяют предполагаемую работу на длительный период времени (год и более);
2) этапный (периодический) план - планируется какой-то определенный этап дальнейшей перспективы (четверть, полугодие);
3) краткосрочный – определяется содержание воспитательной работы на небольшой промежуток времени (на месяц, на неделю);
4) оперативный – определяются действия на ближайшее время (план дня).

Перечисленные виды планов тесно взаимосвязаны: каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
Хорошо, если планирование осуществляется классным руководителем совместно с родителями, детьми, что позволяет учесть интересы всех участников педагогического процесса.

Организационно–координирующая функция направлена на непосредственную организацию разнообразных форм внеурочной деятельности школьников. На данном этапе реализуется план работы классного руководителя по тем направлениям, которые были определены, что не исключает внесение определенных корректив в сам план. Среди важнейших направлений:
- организация и проведения увлекательных воспитательных мероприятий, которые способствуют развитию личности ребенка;
- созданий условий для совместной работы семьи и школы;
- обеспечение взаимодействия классного руководителя с учителями-- предметниками для решения проблем учебной деятельности школьников;
- сотрудничество с внешкольными организациями, позволяющее повысить эффективность учебно-воспитательного процесса (музеи, дома культуры, исследовательские центры и т.п.);
- тесная связь с органами детского самоуправления (ученические комитеты, Совет школы, различные детские организации);
- организация питания детей, уборки школьной и пришкольной территории, кабинетов, трудовой практики;
- сотрудничество со специалистами – сотрудниками школы (психологами, врачами) для создания благоприятных условий воспитания и развития личности ребенка;
- ведение школьной документации (записи в журналах, дневниках, личных делах детей, составление планов работы).

Контрольно–корректирующая функция направлена на определение результатов работы своей деятельности и учеников класса. При анализе проведенной работы классный руководитель определяет не только результаты, но и условия, которые способствовали достижению таких результатов, средства, которые были использованы, мотивы, которые были актуализированы и повлияли на процесс и результат. Важно учесть проблемы, с которыми сталкивались классный руководитель и дети в процессе работы, определить их причины, учесть нереализованный потенциал и сделать выводы на будущее, скорректировав будущие цели и планы.

2)Основные направления деятельности классного руководителя с учащимися и их родителями. Воспитательная система класса

Основная задача классного руководителя – создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Классный руководитель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих учеников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности, как классный руководитель я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Первое направление – проблема физического здоровья учащихся, так как именно от качества здоровья зависят успехи в учебе и общего развития.

Второе направление – общение.

Общение – это воздействие, обуславливающее самое максимальное развитие личности ребенка, прежде всего этическое воспитание, направленное на формирование общепризнанных ценностей.

Решение проблемы общения приводит учащихся к пониманию общечеловеческих ценностей, они должны стать нормой для учащихся.

Третье направление – это познавательная сфера жизни ребенка. Защита ученика в этой области означает разъяснение всем учителям-предметникам индивидуальных особенностей школьника.

Четвертое направление – это семья, в которой растет, формируется, воспитывается ученик. Классный руководитель должен помнить, что. Воспитывая ученика, он влияет на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступают не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.

Учителю необходимо знать, какова сфера материального блага ребенка, его образ жизни, традиции и обычаи его семьи. Необходимо учитывать следующие пункты:

    изучение атмосферы в семье, окружающей ученика, его взаимоотношения с членами семьи;

    психолого-педагогическое просвещение родителей через систему родительских собраний, консультаций, бесед;

    организация и совместное проведение свободного времени детей и родителей;

    защита интересов и прав ребенка в “трудных” семьях.

Классным руководителем реализуется функция родительского просвещения (сведения о воспитательной функции школы, о методах воспитания, цели и задачи личностного развития ученика на данный период, духовное развитие ребенка, об особенностях школьной деятельности ученика, о взаимоотношениях в классе, о выявленных способностях).

2) Основные компоненты педагогического мастерства Мастерство – это высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог как мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство преподавателя – это комплекс профессиональных свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации педагогической деятельности через владение возможностями своей дисциплины для обучения и воспитания.

Педагогическое мастерство основывается на высоком профессионализме преподавателя, его общей культуре и педагогическом опыте. Чтобы овладеть мастерством, необходимо знать законы и принципы воспитания, уметь в совершенстве пользоваться эффективными технологиями учебно-воспитательного процесса, правильно выбирать их для каждой конкретной ситуации, диагностировать, прогнозировать процесс заданного уровня и качества.

Педагогическое мастерство включает следующие компоненты:

    Морально-духовные качества : гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность.

    Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения.

    Социально-педагогические качества : организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность.

    Психолого-педагогические умения : конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники.

    Педагогическая техника : внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами.

В качестве основных критериев педагогического мастерства выделяются следующие:

    гуманистическая направленность всей деятельности преподавателя, то есть уважение личности студента, утверждение моральных ценностей и норм поведения, позитивное влияние на молодежь;

    педагогические способности , а именно:

    дидактические (в доступной форме излагать материал, ясно преподносить проблему, вызывать познавательный интерес к предмету);

    академические (знание своего предмета и способности к научному поиску);

    перцептивные (психологическая наблюдательность, понимание внутреннего мира студента);

    организаторские (умение сплотить коллектив, воодушевить его на решение социально значимых задач);

    коммуникативные (умение установить целесообразные отношения со студентами, педагогический такт);

    речевые способности (умение выражать свои мысли и чувства с помощью речи, мимики и пантомимики);

    педагогическое воображение (предвидение последствий своих действий, воспитательное проектирование личности студентов);

    способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности.

    профессиональная компетентность , которая охватывает профессиональные знания (предметные, социальные, педагогические, психологические) и профессиональные умения и навыки (умения преподавать и воспитывать, мотивировать и оценивать поведение студентов);

    педагогическая техника (культура и техника речи, умение одеваться, способность к самоконтролю, самостимуляции и т. п.);

    коммуникативность, то есть профессиональная способность к продуктивному и комфортному общению со студентами.

Важное значение в повышении продуктивности педагогического труда имеет способность педагога выстроить свои отношения с учениками в рамках партнерской педагогики, создавать комфортную для всех участников образовательного процесса образовательную среду.

Развитию познавательной активности и вместе с тем комфортному эмоциональному состоянию обучающихся способствуют следующие характеристики процесса взаимодействия преподавателя и ученика:

    партнерские отношения преподавателей и учеников, стремление к общению на равных и реальное его осуществление;

    проблемность и дискуссионность обсуждения учебного материала;

    эмоциональная и содержательная поддержка учебной работы ученика и положительное оценивание любого продвижения в усвоении, при этом важно ориентирование на самооценку;

    адекватное содержательное отношение к ошибке , использование ее не в целях порицания, а для создания развивающей ситуации;

    направленность педагога в отношениях с учеником на его развитие и личностный рост;

    побуждения к работе , опирающиеся на доброжелательные, шутливые замечания; эмоциональность и неформальность разговора с обучающимися.

Современная школа нуждается в преподавателе высокой профессиональной квалификации, обладающем незаурядными интеллектуальными и умственными способностями, способном критически мыслить и творчески подходить к решению стоящих перед ним задач. Следовательно, помимо профессионально педагогических качеств преподаватель должен обладать еще другими качествами, способствующими его деятельности.

Функции классного руководителя. Педагог, выступающий в качестве руководителя детского коллектива, реализует свои функции относительно как класса в целом, так и отдельных учащихся. ()н решает задачи в соответствии со спецификой возраста детей, сложившихся между ними взаимоотношений, строя отношения с каждым ребенком с учетом его индивидуальных особенностей. Главное в деятельности классного руководителя - содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребенка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.

К первому уровню относятся педагогические и социально - гуманитарные функции, отнесенные к группе целевых.

Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку как в решении его актуальных личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить три, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя: воспитание учащихся; социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды; интеграция усилий всех педагогов для достижения поставленных воспитательных задач. Среди них приоритетной является функция социальной защиты ребенка.

Для достижения целей воспитания и социальной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация коллектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправления). Эти задачи определяют второй уровень его функций - социально-психологических, К которым относится, прежде всего организаторская.

Главное назначение организаторской функции - поддержки положительной детской инициативы, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников

Классный руководитель не столько организует учащихся, сколько оказывает им помощь в самоорганизации разнообразной деятельности: познавательной, трудовой, эстетической, а также свободного общения, являющегося частью досуга. Важной на этом уровне представляется функция сплочения коллект ива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя при этом является развитие ученического самоуправления.

Третий уровень функций классного руководителя выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления воспитательной деятельностью. Это - управлен ческие функции, к которым относятся: диагностическая, целеполагания, планирования, контроля и коррекции.

Реализация диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена, на исследование и анализ личности и индивидуальности ребенка, поиск причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива. Цели воспитательного процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребенка. Их можно подразделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребенок, а частные связаны с организацией деятельности учащихся.

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя - это обеспечение постоянного развитии воспитательной системы.

Реализация функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных результатов, а с другой - причин недостатков и возникающих в процессе воспитания проблем. Ни основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя - это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль с целью коррекции. Коррекция - это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование - это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочение педагогической деятельности, обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В планировании важно тесное сотрудничество классного руководителя с коллективом класса.

Формы работы классного руководителя с учащимися. В соответствии со своими функциями классный руководитель осуществляет отбор форм работы с учащимися. Все их многообразие можно классифицировать по разным основаниям:

По видам деятельности - учебные, трудовые, спортивные, художественные и др.;

По способу влияния педагога - непосредственные и опосредованные;

По времени проведения - кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов), продолжительные (от нескольких дней до нескольких недель), традиционные (регулярно повторяющиеся);

По времени подготовки - формы работы, проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку, и формы, предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся;

По субъекту организации - организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые; деятельность детей организуется на основе сотрудничества; инициатива и ее реализация принадлежит детям;

По результату - формы, результатом которых могут быть информационный обмен, выработка общего решения (мнения), общественно значимый продукт;

По числу участников - индивидуальные (воспитатель-воспитанник), групповые (воспитатель-группа детей), массовые (воспитатель- несколько групп, классов).

Классный руководитель - учитель, организующий учебно-воспитательную работу в порученном ему классе.

Институт классного руководства сложился очень давно, практически вместе с возникновением учебных заведений. В России до 1917 г. эти педагоги назывались классными наставниками, классными дамами. Их права и обязанности определялись Уставом учебного заведения - основополагающим документом в деятельности любой школы. Именно он очерчивал круг полномочии всех педагогов детского учреждения.

Педагоги-наставники подбирались очень тщательно. Наиболее высокие требования предъявлялись тем, кто выполнял обязанности, аналогичные обязанностям современного классного руководителя. Классный наставник, воспитатель обязан был вникать во все жизненные события вверенного ему коллектива, следить за взаимоотношениями в нем, формировать доброжелательные отношения между детьми. Педагог должен был быть примером во всем, даже его внешний вид являлся образцом для подражания.

Во времена Единой Трудовой Школы классный руководитель назывался групповодом.

Должность классного руководителя в школе была введена 16 мая 1934 г. Постановлением СНК СССР и ЦИК ВКП(б)

«О структуре начальной и средней школы в СССР».

Классным руководителем назначался один из учителей, на которого возлагалась особая ответственность за воспитательную работу в данном классе. Это был один из лучших учителей школы, утверждался он на эту должность директором. Обязанности классного руководителя рассматривались как дополнительные основной преподавательской работе.

В настоящее время возродились типы таких образовательных учреждений, как гимназии, лицеи и др. Изменилась деятельность классической средней общеобразовательной школы. Соответственно изменился институт классного руководства.

Сейчас имеется несколько типов классного руководства:

  • - учитель-предметник, одновременно выполняющий функции классного руководителя;
  • - классный руководитель, преподающий отдельную школьную дисциплину, Т.е. имеющий минимальную учебную нагрузку. Их также называют классными дамами, кураторами (лат.: попечитель; лицо, которому поручено наблюдение за какой-либо работой);
  • - классный руководитель, выполняющий только воспитательные Функции (освобожденный классный руководитель);
  • - в некоторых учебных заведениях введена должность классного наставника (вариант должности освобожденного классного руководителя), а также тьютора (лат.: защитник, покровитель" опекун). Тьютор может иметь минимальную учебную нагрузку.

В последнее время классного руководителя все чаще именуют классным воспитателем.

Функции, права и обязанности классного руководителя при всех версиях названия этой должности примерно одинаковы.

Поскольку деятельность школы регламентируется ее Уставом, то деятельность классного руководителя тоже основывается на этом документе.

Классный руководитель выполняет несколько функций: аналитическую, организационно-координирующую, коммуникативную.

Аналитическая функция включает в себя:

  • - изучение и анализ индивидуальных особенностей учащихся с помощью психолога (как правило, определяется тип личности, темперамент, акцентуация характера). Перед поступлением в 1 класс дети проходят тесты на выявление готовности к учебе и особенностей интеллектуальной деятельности. Тестирование проводит. психолог, школьный или специально приглашенный;
  • - Изучение и анализ коллектива учащихся в его развитии. Основой для этого служит беседа руководителей классов звена с учителями начальной школы, а руководителей X-XI-x классов с классными руководителями средней школы. В результате педагоги получают первоначальные сведения о коллективе и учениках. Изучение и анализ взаимоотношений в коллективе класса лучше поручить психологу, который составит психологическую i карту коллектива. Классный руководитель сам может организовать эту работу через наблюдение, беседы с учащимися, проведение специальных анкет, анализ творческих работ учащихся
  • (сочинение типа «Наш класс»);
  • - анализ и оценка семейного воспитания учащихся; такие данные есть у психолога, социального педагога. Если семья «неблагополучная», то сведения о ней есть и у администрации школы;
  • - анализ уровня воспитанности коллектива и личности. Выводы об уровне воспитанности коллектива и личности нужно делать с привлечением всех учителей данного класса, чтобы они (выводы) были максимально объективными.

Для успешной работы классный руководитель должен уметь. выявить воспитательный результат, оценить его и с учетом оценЮ1 результата корректировать профессиональную деятельность. Выявлять и оценивать результат надо через определенные промежутки времени: в начальной и средней школе - в конце каждой четверти (триместра), в старшей - через полгода (или в конце триместра). Подводить итоги и корректировать деятельность _ личную и учителей класса - надо с помощью психолога и педагогов, ранее работавших в данной классе.

Организационно-кооррдинирующая функция предполагает:

  • - установление и поддержку связи школы и семьи (лично, вместе с социальным педагогом, через социального педагога, вместе с психологом);
  • - организацию внеурочной деятельности детей (проведение различных мероприятий);
  • - работу с учителями данного класса, психологом,

педагогом, руководителями кружков, спортивных секций, для учителей начальной школы и V - VI (VII-х) классов - с воспитателями группы продленного дня;

Индивидуально-педагогическую работу с каждым учащимся и коллективом в целом с учетом данных психолога, социального работника и личных наблюдений.

Коммуникативная функция заключается:

  • - в формировании позитивных взаимоотношений между детьми, управлении взаимоотношениями в классе;
  • - в формировании оптимальных отношений в системе «учитель - учению>. Здесь классный руководитель высыпает как посредник в случае возникновения конфликта. Конфликты между учителями и учащимися бывают затяжными, когда обе стороны длительное время не могут прийти к соглашению. Тогда классному руководителю нужно предложить так называет: (компромисс Иггина» - третье решение, хотя бы в минимальной степени устраивающее обе стороны (конфликты чаще всего про""IСХОДЯТ из-за «несправедливой» оценки и нарушения дисциплины на уроках);
  • - в обучении школьников установлению положительных взаи1100тношений с людьми. Классный руководитель - административное лицо. Он имеет право:
  • - получать информацию о психическом и физическом здоровье детей;
  • - контролировать успеваемость каждого ученика;
  • - контролировать посещаемость учебных занятий детьми;
  • - координировать и направлять в единое русло работу учителей данного класса (а также психолога и социального педагога);
  • - организовывать воспитательную работу с учащимися класса через проведение «малых педсоветов», педагогических консилиумов, тематических и других мероприятий;
  • - выносить на рассмотрение администрации, Совета школы предложения, согласованные с коллективом класса;
  • - приглашать родителей (или лиц, их заменяющих) в школу; по согласованию с администрацией обращаться в комиссию по делам несовершеннолетних, в психолого-медико-педагогическую комиссию, в комиссию и советы содействия семье и школе на предприятиях, решая вопросы, связанные с воспитанием и обучением учащихся;
  • - получать помощь от педагогического коллектива школы;
  • - определять индивидуальный режим работа с детьми (свободно, т. е. исходя из конкретной ситуации);
  • - отказываться от лежащих за границами содержания его работы поручений.

Классный руководитель имеет право вести опытноэкспериментальную работу по проблемам дидактической (разрабатывать авторскую программу по своему предмету, если он является еще и учителем-предметником) и воспитательной (разрабатывать программу воспитательной работы) деятельности.

Обязанности классного руководителя заключаются в следующем:

  • - организация в классе учебно-воспитательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности учащихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
  • - оказание помощи ученику в решении острых проблем (предпочтительно лично, можно привлечь психолога);
  • - установление контактов с родителями и оказание им помощи в воспитании детей (лично, через психолога, социального педагога).

Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих обязанностей классному руководителю необходимо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, в частности, овладеть методиками воспитания.