Это первый советский жилищно-строительный кооперативов, памятник деревянного зодчества, самоуправляемая община.

8 августа 1921 года В.И. Ленин подписывает декрет о кооперативном жилищном строительстве.
Суть его: те, кто имеет средства — рабочие, специалисты, творческая интеллигенция, —
могут строить жилье сами.
В Москве к этому времени велась разработка генерального плана ее развития. Возглавили эту работу архитекторы И. Жолтовский и А. Щусев. План так и назывался: "Новая Москва".

Кооперативное товарищество "Сокол" было создано в марте 1923 года. Почему такое название — Сокол?
Дело в том, что первоначально поселок планировали строить в Сокольниках, в московской Швейцарии, как тогда называли этот окраинный район столицы. Однако изыскательские работы показали, что почва здесь для малоэтажного деревянного строительства непригодна.


Жилой дом (арх. Н. В. Марковников)

Стали подбирать другой участок. Выбор пал на восточную окраину Москвы. А поскольку к этому времени уже была изготовлена какая-то документация, имелся штамп и эмблема товарищества (летящий сокол с домиком в лапах), название его не стали менять, а лишь подсократили. И получилось — Сокол. Впоследствии Соколом будет названа станция метрополитена, а затем — и административный район столицы.

В товарищество вошли люди, в общем-то, зажиточные, так как предусматривались значительные денежные взносы: 10,5 золотых червонца вступительных, 30 — при выделении участка и 20 — при начале строительства коттеджа. Стоимость каждого коттеджа составляла около 600 золотых червонцев. Деньги по тем временам немалые. Закреплялся также срок пользования жилплощадью: 35 лет — без изъятия жилья и уплотнения его. К сожалению, норма эта не была выдержана: позже последовали и изъятия, и уплотнения…
Кто же они, первые застройщики? Сотрудники наркоматов, ученые, художники, архитекторы, техническая интеллигенция. Часть паев предназначалась для рабочих в строящихся многоквартирных домах.

В проектировании поселка участвовали выдающиеся русские зодчие А. Щусев, братья Веснины, Н. Марковников, Н.Дюрнбаум, Н. Колли, И. Кондаков, А. Семилетов, художники-графики В. Фаворский, Н. Купреянов, П. Павлинов, Л. Бруни, живописцы К. Истомин, П. Кончаловский, скульптор И. Ефимов. Строился поселок десять лет.


Здание территориальной общины и музея.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.
Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.
Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.
Особое внимание — поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.
Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли — под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно — по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это — рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.
Типичный дом — односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.
Двухсемейный дом — изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.


«Вологодская изба» (арх. братья Веснины)

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит — спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

По мере заселения домов складывалась и социально-бытовая инфраструктура поселка: магазины, столовая, библиотека, детский сад и даже клуб-театр. Благо этому способствовали так сказать внутренние ресурсы. В числе застройщиков были архитекторы, художники, экономисты, инженеры, агрономы, снабженцы, учителя, врачи, зоотехники… Такой профессионально разнообразный состав товарищества позволял большую часть вопросов решать своими силами и, конечно же, на общественных началах. Дух коммуны проявлялся в реализации простого принципа: от каждого по способностям. Это сплачивало, пробуждало энтузиазм.
Корчевали пни, засыпали рвы и колдобины, в складчину закупали дрова, заготавливали овощи. Этот начальный этап в жизни поселка поистине отмечен мощнейшей энергией созидания.

Большое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения: физическому развитию (свои спортивные площадки, свой, в летнее время, пионерский лагерь), развитию творческих способностей: музыкальных, художественных. Этому опять-таки способствовали благоприятные условия: тут же рядом мастерская скульптора Н. Крандиевской, домашняя школа графики П. Павлинова, школа музыки А. Шимановского.

В поселке до сих вспоминают детский сад тех времен, где на добровольных началах была создана группа по изучению немецкого языка. Действовала масса кружков: авиамодельный, кружок садоводов и цветоводов (Общество друзей зеленых насаждений) и даже кружок птицеводов.

Художники в Соколе — тема особая. Поселок привлекал к себе художников всей Москвы. Центром притяжения был дом П. Павлинова. Здесь часто собирались его друзья, коллеги по ВХУТЕМАСу П. Флоренский, В. Фаворский, И. Ефимов, Н. Купреянов, К. Истомин, Л. Бруни. Часто наезжали скульпторы И. Шадр, П. Коненков, архитектор И. Жолтовский. Целая плеяда в будущем ведущих русских художников — Кукрыниксы, Ю. Пименов, В. Цигаль, Л. Кербель, Ю. Коровин, К. Дорохов и другие — получили здесь, в атмосфере красоты и гармонии, первые уроки художественности.

8 мая 1935 года на поселок рухнул самолет-гигант "Максим Горький". К счастью, никто из жителей не пострадал…

В 1937 году правительственным постановлением в стране сворачивается кооперативное жилищное строительство, а уже имеющиеся строения передаются в собственность государства в лице местных органов власти. Такая же участь постигла и поселок Сокол: весь его жилой и нежилой фонд стал собственностью Моссовета.
Коснулись поселка и репрессии. Многие проживавшие в нем выдающиеся ученые и профсоюзные деятели были арестованы. На памяти старожилов и времена, когда коттеджи перепланировали (потеснитесь, мол) и приспосабливали их под коммуналки, общежития.

В начале 50-х, поселок вообще оказался на грани сноса. По соседству развернулась ударно-показательная стройка, поглотившая территорию летного поля Центрального аэропорта до самой Песчаной улицы (теперь улица Алабяна).
Поселок, говорят, спас Сталин: во время посещения стройки он якобы высказался против сноса поселка. Возможно, это легенда. И, тем не менее, красивая, спасительная.
Но по-прежнему Сокол оставался лакомым кусочком. В октябре 1958 года появилось распоряжение исполкома Моссовета о предоставление части земли Сокола (естественно, со сносом ряда коттеджей) Управлению делами ЦК КПСС. Четыре года длилось противостояние соколян с городскими властями. И добились-таки своего. Распоряжение было отменено.

Однако успокаиваться, как оказалось, было преждевременно. В кабинетах уже зрел план сноса 54 коттеджей (из 119). Определен был даже дом для отселения жильцов. Желающих покинуть Сокол не нашлось. Напротив, соколяне все как один стали на защиту своего поселка. К их голосу — не допустить разрушения поселка как единого градостроительного и архитектурного комплекса — присоединились Министерство культуры, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, союзы архитекторов, художников, ряд других организаций. Целостность поселка снова удалось отстоять. Наверное, тогда и придумали ту самую легенду, мол, сам Сталин сказал: поселок не трогать!
Более того, удалось добиться решения Мосгорисполкома о придании поселку как уникальному архитектурно-градостроительному комплексу статуса памятника градостроительства. Это означало, что отныне на поселок не только никто не смет посягнуть, но он всячески будет охраняться государством, в данном случае городской и районной властью.

К сожалению, ожидаемых мер по сохранению поселка-памятника не последовало. Поселок же все более терял свой первозданный вид.
К этому времени (1988-1990 гг.) Моссовет, понимая, что многие местные вопросы ему не решить без участия самих жителей, стал пропагандировать идею формирования территориального общественного самоуправления. Соколянам эта идея пришлась по душе, ведь их домком, по сути, уже был органом самоуправления. Поэтому на общем собрании 14 июля 1989 года постановили: восстановить в поселке самоуправление. Каким оно было в 20-х годах. Утвердили Устав поселка (в соответствии с Положением об общественном самоуправлении, утвержденном решением Моссовета от 22 июня 1989 года), избрали его руководящие и контролирующие органы. Основную же задачу видели в том, чтобы, воссоздав прежний вид Сокола, сохранить его как памятник градостроительства. И снова — в райисполком, в Моссовет. И получили «вольную».

Это был дар свободы. Но и бремя ответственности: не только сохранить памятник-поселок (жилищный фонд, нежилые помещения, скверы и прочее, прочее), но и обеспечить нормальный быт жителей: отопление, водоснабжение и все другое сопутствующее. Не получая при этом ни копейки из районной и городской казны.

В 1928 году улицы посёлка были названы в честь русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» стал известен также как «Посёлок художников».

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А. Н. Челинцева засажена определённой породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова — клёны татарские, на улице Кипренского — клёны остролистные (разновидность schwedleri), а на улицах Шишкина и Врубеля — ясени. На широкой улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные. Малый Песчаный переулок и улица Саврасова обсажены тополями.


«Сторожевая башня» (арх. братья Веснины)


Местная школа.

В 1990-е и 2000-е годы многие жители посёлка стали продавать свои дома, так как их стоимость стала очень высокой. Несмотря на то, что статус памятника архитектуры обязует владельцев домов согласовывать все строительные работы с Москомнаследием, некоторые старые дома посёлка были снесены, а на их месте возведены элитные особняки. Отдельные здания входят в список самых дорогих домов Москвы по версии журнала Forbes.

В феврале 2010 года после скандала со сносом нескольких домов в московском посёлке «Речник» префект Северного административного округа Москвы Олег Митволь обратился в прокуратуру для проверки законности строительства 30 новых домов посёлка «Сокол». Вскоре в посёлке состоялся митинг, на котором собравшиеся требовали сохранить исторические постройки. Ситуация вокруг посёлка «Сокол» широко освещалась в прессе, но тем не менее никакого развития она не получила, и новоделы сносить не стали.


Дом «Инь-Ян» (архитектор Владислав Платонов)


Дом-мастерская Александра Герасимова.

Сокол - первый в Москве кооперативный жилой посёлок, основан в 1923 году. Идея поселения, которое сочетало бы в себе лучшие свойства города и деревни, была выдвинута англичанином Эбенизером Говардом ещё в конце XIX века. В 1903 году появился проект строительства в Москве на Ходынском поле подобного города-сада, но идея не была реализована. Уже в советское время московские окраины предполагалось застроить коттеджными посёлками со своими библиотеками, клубами, спортивными и детскими площадками, детскими садами.




Вероятно, через пару лет до поселка Сокол можно будет доехать на электричке, от станции надо будет пройти всего метров двести. С начала прошлого века здесь проложены железнодорожные пути Малого кольца МОЖД, в 1908 году построили станцию Серебряный Бор с вокзалом, казармой, пакгаузами, будками централизации стрелок. Некоторые постройки сохранились, утратив детали оформления фасадов. Окружная железная дорога протяжённостью 54 километра была задумана как транспортная развязка для переброски грузов на основные радиальные магистрали. В разные годы кольцо использовалось и для перевозки пассажиров.


Станция. 1990-1995 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/105962


1907-1908 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/85707


Будка централизации стрелок. 1907 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/22866

С 2012 года Правительство Москвы реализует программу реконструкции этой железной дороги, с осени 2013 года проводится замена путей.


Неопознанная постройка начала прошлого века


1925-1935 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/20369

В августе 1921 года Ленин подписал декрет о кооперативном жилищном строительстве, согласно которому кооперативным объединениям и отдельным гражданам предоставлялись права застройки городских участков. Спустя два года в свежеобразованное товарищество Сокол вошли сотрудники наркоматов, экономисты, художники, учителя, агрономы, техническая интеллигенция. Паевые взносы были довольно высоки, хорошо иметь домик в деревне на столичной окраине, но накладно.

Из нескольких версий происхождения названия самая распространённая связана с районом Сокольники на противоположном конце города. Там действительно было много дачных участков и новый посёлок якобы должен был к ним присоседиться. Но что-то пошло не так, строительство перенесли в село Всехсвятское. Но на уже изготовленной печати товарищества был изображён сокол, отсюда и название.

Дома на площади в 21 гектар строились по индивидуальным проектам архитекторов Николая Марковникова, братьев Александра, Виктора и Леонида Весниных, Ивана Кондакова, Алексея Щусева. На каждый участок приходилось примерно 9 соток. К началу 1930-х годов было возведено 114 жилых домов, два продовольственных магазина, детский сад, открылись столовая и библиотека.


Улица Поленова, 8. 1930-1950 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/3581


"Сторожевая башня" Весниных. 1924 год: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/14060


Улица Сурикова, 22. 1923-1928 гг.: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/8270

Поселок разрезают на участки несколько улиц, которые с 1928 года стали носить имена русских художников: улица Брюллова (с 1923 по 1928 год - Столовая), улица Венецианова, улица Верещагина (Уютная), улица Врубеля (Центральная), улица Кипренского (Вокзальная), улица Крамского, улица Левитана (Парковая), улица Поленова (Большая), улица Саврасова (Чайковского), улица Серова, улица Сурикова (Телефонная), улица Шишкина (Школьная). Переименование было инициировано художником Павлом Павлиновым для увековечивания памяти великих русских живописцев. С тех пор Сокол получил неофициальное название - Поселок художников.


Современная схема посёлка Сокол:
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Poselok_Sokol_plan.jpg?uselang=ru

Каждая улица посёлка по предложению специалиста по садоводству профессора А.Челинцева засажена определённой породой деревьев. На улице Сурикова растут липы крупнолистные, на улице Брюллова - клёны татарские, на улице Кипренского - клёны остролистные, на улицах Шишкина и Врубеля - ясени, на улице Поленова высажены в два ряда клёны серебристые и липы мелколистные, на улице Саврасова - тополя.

18 мая 1935 года в небе над Соколом произошла авиакатастрофа. Крупнейший советский самолёт того времени АНТ-20 "Максим Горький", который пилотировал Николай Журов, буквально рассыпался в воздухе после столкновения с истребителем сопровождения. Виновником трагедии считали пилота И-15 Николая Благина, взявшегося выполнять фигуры высшего пилотажа и не справившегося с управлением. Вскоре органы НКВД выяснили, что лётчик совершал манёвры вокруг гиганта с санкции руководства ВВС, чтобы кинооператор с другого самолёта зрелищно запечатлел этот демонстрационный полёт. Так или иначе погибли 11 членов экипажа, 38 пассажиров АНТ-20 и летчик-испытатель Благин. Они с почестями были похоронены на Новодевичьем кладбище. Среди жителей посёлка жертв не было.


Обломок фюзеляжа упал на дом № 4 по улице Левитана: http://www.oldmos.ru/old/photo/view/30586


"Красный пантеон" Новодевичьего кладбища

В 1936 году кооперативное строительство было свёрнуто и окрестности стали застраиваться многоэтажками. Таким образом, улица Врубеля, изначально задуманная как центральная, стала границей поселка Сокол.

Многоквартирные дома на улицах Врубеля и Саврасова

В 1938 году в центре поселка возвели родильный дом № 16, который до сих пор используется по назначению. Во дворе постоянно можно увидеть взволнованных пап, ожидающих пополнения в своих семьях.

В деревенскую идиллию вторглись и несколько многоквартирных домов, возведенных в 1920-1930-е годы согласно новой концепции - строительства рабочих городков.

После войны поселок подключили к общегородской канализации, многие дома капитально отремонтировали, большинство бревенчатых домов обили досками и покрасили. Тогда же провели замену печного отопления на местное водное с использованием водонагревательных котлов, работавших на каменном угле. В 1963-1964 годах в посёлок провели газ.

Градостроительная задумка выглядела следующим образом: свободная планировка, нестандартные пространственные решения, взаимосвязь жилищ с окружающей средой. В пространственных решениях использованы дерзновенные, поистине новаторские идеи выдающегося русского философа П. Флоренского и художника-графика В. Фаворского. Здесь и ломанная улица (ощущение ее удлиненности). Так, самая широкая улица в поселке, улица Поленова (сорок метров), проходя через главную площадь, «ломается» под углом в сорок пять градусов, оттого и воспринимается как бесконечная.

Здесь и членение улицы-линии на равные отрезки (поперечными заборами), опять-таки она визуально удлиняется. Здесь и «лестница Микеланджело»: сужение улицы. Улица как бы удлиняется в перспективе. Эффект усиливается размещением в конце ее сада: она как бы растворяется в зелени. Но если взглянуть на улицу с другого конца, она, на удивление, покажется короткой.

Здесь и «выпадание» из общего рисунка перекрестка углового дома (проваливание его вглубь участка), благодаря чему встречная улицы кажется длиннее. Удлинению пространства (взгляд скользит мимо) способствуют и безоконные торцы некоторых домов.

Особое внимание - поворотной улице. Для усиления ощущения поворота дома стоят под углом к ней, а фасады состоят из трех разновеликих секций. Громоздкий дом как бы вращается.

Все эти хитрости преследовали одну цель: на небольшой территории, которую занимает поселок (20 гектаров), создать впечатление его огромности, пространственного величия.

Строительство поселка началось в августе 1923 года, и уже к осени 1926-го под внутреннюю отделку было сдано 102 коттеджа. Всего же предполагалось построить 320 домов. Но осуществить удалось только половину из задуманного. В начале 30-х годов у поселка изымают половину арендованной им земли - под строительство многоэтажных домов.

Первоначально улицы поселка назывались весьма прозаично: Большая, Школьная, Телефонная, Уютная, Столовая. Новые названия (исключительно - по именам художников) появились позже, когда поселок уже заселялся. Топонимику их разработал один из застройщиков, художник-график, профессор ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских) П. Павлинов.

Теперь о самих коттеджах. Это - рубленные избы с широкими свесами, избы-башни (образ сибирских казачьих крепостей), каркасно-засыпные, подобно английским коттеджам, кирпичные дома с мансардами по типу немецких особняков.

Типичный дом - односемейный: мансарда, четыре жилые комнаты, гостиная, кухня и большая терраса с выходом в сад. Крыша высокая, двускатная. Варьируется число комнат, типы и виды эркеров, балконов, оконных фонарей. Двух похожих домов не найти.

Двухсемейный дом - изба-пятистенок. Есть и ряд многоквартирных домов. Застройщиками были люди разных кругов и классов, поэтому при проектировании коттеджей учитывалась и их стоимость.

Поселок стал испытательным полигоном не только для архитектурно-планировочных решений. При его строительстве использовались новые материалы, передовые инженерные технологии. Так, впервые был применен фибролит - спрессованная с цементом древесная стружка. Новой была и конструкция фундамента: бетонная чаша с особой системой вентиляции.

Озеленение поселка также тщательно продумано: широкие зеленые артерии, внутриквартальные скверы, парк. Особо подбирались породы деревьев: красный клен, ясень, мелколистная и крупнолистная липа, американский клен, тополь альба. В поселке высаживалось и разводилось около 150 уникальных декоративных растений, многие из которых занесены в Красную книгу.

Был разработан и свой тип ограждения: невысокий забор с единым ритмом штакетин, накрываемых слегой-крышей. Облик уличных фонарей, скамеек и прочих малых форм усиливал целостное впечатление от архитектурно-градостроительного комплекса.

Москвофилы меня иногда обвиняют: «ты ругаешь Москву», ну или так: «каждый видит, что хочет, а Москва – разная, она не только плохая». Да, вот что Москва разная – это истинная правда, с этим я охотно соглашаюсь.
А посему я эту столичную серию фотопостов решил начать с Москвы нестандартной, которую многие вряд ли видели вживую – с деревенского посёлка почти в самом центре столицы, у метро Сокол. А то шокировать вас с самого начала серии отснятыми шедеврами Кепкастроя и правда, как-то не очень правильно, нужен постепенный переход:)
Идею мне подсказал камрад observer_7 , а vasser поддержал, и в результате хорошо погуляли, аккурат в день Светлой Пасхи.


Далее будет почти полная малоэтажность, много весны и зелени. Этот район ещё называют "посёлком художников".

Поселок Сокол находится совсем недалеко от метро "Сокол", однако если гуляешь по улочкам в центре посёлка, Москвы не очень чувствуется.

Итак, немного из истории посёлка (Википедия):
В 1921 году группа энтузиастов под руководством председателя профсоюза «Всекохудожник» Василия Сахарова объединилась в рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество «Сокол». Изначально планировалось, что участок под застройку кооператива будет выделен в районе Сокольников (отсюда и название поселка). Но в итоге кооператив получил землю вблизи села Всехсвятское.
Над планировкой поселка работали выдающиеся архитекторы - Н.В. Марковников, В.А. Веснин, И.И. Кондаков и А.В. Щусев. Всего было построено 114 домов со всеми удобствами. В поселке имелся свой продовольственный магазин, детский сад, летний городской лагерь, библиотека, клуб, спортивные площадки.
Здесь жили художник А.М. Герасимов, скульптор А.П. Файдыш, график П.Я. Павлинов, изобретатель автоматического стрелкового оружия генерал В.Г. Федоров, народовольцы Иван Бибиков и Василий Фролов, агроном-селекционер Н.И. Любимов, геолог В.В. Тихомиров и др.
В 1936 году кооператив был ликвидирован, а все построенные дома перешли в собственность города. Несколько раз поселок находился под угрозой сноса, но в 1979 году он был взят под государственную охрану как памятник градостроительства первых лет советской власти.

Буйство весны.

Между домами и улицами - достаточное промежуточное пространство.

Сохранилось очень много домов начального этапа застройки (20-х годов XX века).

Интересные факты (тоже из Википедии):
Все улицы поселка названы в честь знаменитых русских художников: Левитана, Сурикова, Поленова, Врубеля, Кипренского, Шишкина, Верещагина и др. Поэтому «Сокол» известен также, как «Поселок художников».
Каждая улица поселка засажена определенной породой деревьев. Так, на улице Сурикова растут липы, на улице Брюллова - красные клены, на улице Шишкина - ясени.

И еще (от меня): как раз на этот посёлок упал после катастрофы в воздухе легендарный гигант "Максим Горький".

Сейчас мы - на улице Брюллова.

Ещё один привет из 1920-х.

Порой создаётся совершенно сельское ощущение.

Еще деревянный домик.

Но порой выходишь на улочки, которые находятся на оси "Триумф-Паласа", и тогда сразу понимаешь, что ты - в Москве.

А это вид - в сторону северо-запада. Тоже проглядывается вдалеке многоэтажка.

Телеграфные столбы - аутентично-деревянные.

Доска обьявлений посёлка.

На улице Поленова.

Памятник "соколянам", погибшим на Великой Отечественной войне.

Видимо, и такие услуги тут востребованы:)

Детская площадка.

Неплохая придумка.

Но оригинальные дома сохранились не везде, кое-где есть и весьма солидные особнячки, видимо, современной постройки. А один из них, белоснежный и особенно мощный, я не стал снимать: охранник (или житель) с балкона смотрел на меня в упор.

На улице Шишкина.

Однако, если подойти близко к любому краю посёлка, спокойная и безмятежная аура мгновенно рассеивается.

Сколько здесь стоит даже простой домик, просто затрудняюсь предположить:)
Но погулять просто для релаксации тут - очень хорошо, этот посёлок не огорожен и не изолирован, что даже удивительно для столицы.

Продолжение следует.

Поселок художников на Соколе. Часть 1.

Я долго думала - писать ли о поселке художников, о нем и без меня достаточно написано. С другой стороны, он для меня такой родной, я родилась и выросла рядом с ним (об окрестностях поселка и моем родном доме я писала в серии постов ). Это место наших детских игр, с ним связано много воспоминаний, поэтому обойти совсем вниманием поселок художников я не могу. Кроме того, у меня есть надежда, что кто-то из его жителей прочтет эти посты и, возможно, дополнит их своими историями или поделится семейными фотографиями.
Поселок художников. Ул. Поленова.

И еще один аргумент, с каждым годом поселок художников стремительгно меняется, он все меньше похож на тот, который помню я. Многие его старые дома не сохранились не только в натуре, но нет даже старых фотографий некоторых прежних домов. Из интернета даже пропали фотки домов, первоначально стоящих на "звездочке", так мы называли единственную площадь поселка, где сходится несколько улиц, а еще несколько лет назад, я их видела, т.к. задумала написать о нем довольно давно. В итоге я решила об истории поселка художников не писать совсем , кто не знает ее, найдет информацию о нем в интернете и в книгах, а я лишь попытаюсь составить нечто вроде своей энциклопедии , где будет рассказ о каждой улице поселка (в алфавитном порядке ), а также рассказ обо всех старых и новых домах и, по возможности, об их жителях. Постепенно я буду добавлять новые сведения о поселке, которые мне удастся разыскать. При этом, буду надеяться, что и старые фото, недостающих снесенных домов со временем появятся в сети.

Улица Алабяна.
Фото отсюда .


Частично об улице Алабяна я уже писала , в этом же посте речь пойдет только о трех ее домах, стоящих на этой улице и относящихся к поселку художников.

Прежде эти дома числились по Песчаной ул., но в 1950-х годах последняя ее часть была переименована в ул. Алабяна. Когда на этой, тогда тихой, Песчаной улице селились первые, не бедные, поселенцы, они и не предполагали, что в последствии их дома окажутся рядом с шумной трассой, какой сейчас является ул. Алабяна. Вступительный взнос в кооперативное товарищество составлял 10,5 золотых червонца, при выделении участка надо было заплатить еще 30 и затем еще 20 при начале строительства коттеджа. Стоимость самого коттеджа составляла почти 600 золотых червонцев, деньги по тем временам немалые.
Улица Алабяна. Вид сверху. Слева от нее отходит ул. Левитана, а справа ул. Сурикова.

Нельзя не упомянуть, что на фото выше дом №4 , стоящий на изломе ул. Левитана, это то место, куда 18 мая 1935 г. упал самолет "Максим Горький", а его обломки разлетелись чуть ли не по всему поселку, но подробнее об этом мы поговорим в соответствующем месте, а пока об ул. Алабяна.
В книге "Памятники Москвы", в разделе, посвященном поселку художников, представлен план поселка от 24.VIII.1926 г. с отмеченными на нем уже построенными домами. Из этого плана следует - первые дома в поселке появились на ул. Сурикова и Алабяна (тогда Песчаная ул. ), на последней, к этому времени, были уже построены все три дома.
Все коттеджи на этой улице, как и большинство домов в поселке возводились по проектам архитектора Марковникова (Морковникова) Николая Владимировича , кроме того, он и сам был жителем поселка (дом не сохранился, о месте, где он стоял я расскажу на соответствующей улице, поэтому тут уместно разместить его фото и коротко написать из какой семьи он происходил, т.к. далеко не во всех источниках, об этом рассказано.
Марковников Н.В. (1869 - 1942 гг.) - русский и советский архитектор, археолог, реставратор и преподаватель, родился в высокообразованной семье - его отец знаменитый русский химик Марковников Владимир Васильевич , а мать Любовь Дмитриевна Рычкова (внучка оренбургского историографа П.И. Рычкова). Его родной брат - доктор медицины Александр Владимирович Марковников, а сестра Наталья Владимировна - преподаватель.
Прочитать же дальнейшую его биографию можно во многих источниках, например, .
Марковников Николай Владимирович

Первоначально, он же занимался и разработкой плана поселка-сада, но, впоследствии, с привлечением в эту работу В. Веснина и других архитекторов, проект был изменен в пользу так называемой свободной планировки, в основе которой были теория восприятия пространства, разработанная Павлом Флоренским. Использовались также и другие идеи, возникшие в стенах ВХУТЕМАСа.
Дом №8В и №8Б (прежние номера №43 и №? ) - жилые дома, расчитанные на одну семью. Два из них, те что на втором верхнем фото справа, видны на фото ниже.
Вид с ул. Левитана на дома дома №8Б и №8В по ул. Алабяна. Фото 1924 г.



В одном из этих домиков жила приятельница моей бабушки, в каком точно - не помню, я в нем не была. Знаю, что это были две сестры, обе незамужние, в годы перестройки им не раз предлагали продать дом и даже угрожали, они, хотя и очень боялись, но покидать родное жилище не желали. Как сложилась их дальнейшая судьба не знаю, возможно, кто-то из "соколян", так называют себя жители поселка, напишет.
Дом №8В - жилой дом, 1924 г. постройки. Памятник архитектуры, как и все сохранившиеся старые дома в поселке.

Дом №8Б. Этот жилой дом (1923 - 1924 г.г. постройки) во всех источниках тоже числится как памятних архитектуры. На плане (этот план выложил уважаем ый m_i_s_t_e_r_x_1 ), на который я ориентируюсь, претензий к этому дому нет ни у чиновников, ни у Архнадзора. Однако, на единственом современном фото с ним (крайний справа ), которое мне удалось найти, его размеры, отличаюися от дома, представленного на старом фото 1924 г., поэтому пока поставлю его подлинность под вопрос (?).


Вот еще фото, где видны слева направо дома №8А\2, №8Б, а также дом №8А.

Дом №8А - жилой дом, 1925 г. постройки, снесен. Фотографии подлинного дома не сохранилось. Сейчас на его месте другой коттедж, в котором находится ресторан с незатейливым названием "Дом 8А"
Вид на новый коттедж со стороны бывшего сада, на месте которого теперь плитка.


Один из залов ресторана.


Может комуто-то тут и понравится, но к поселку, который помню я, это уже не имеет никакого отношения.

Улица Брюллова.
Прежнее название этой улицы - Столовая ул, переименована в 1928 г. Первоначально все улицы поселка носили имена, привязанные к постройкам на них - Вокзальная, Телеграфная или по месту расположения - Центральная, Парковая и т.д. А потом, по предложению художника Павлинова, улицы переименовали в честь русских художников и музыкантов, но в связи с тем, что застроена была только половина поселка художников () улицы с именами музыкантов исчезли, хотя, в справочниках 1920-х - начала 1930-х годов, можно встретить и ул. Чайковского, и ул.Глинки и др.
В моих детских воспоминаниях ул. Брюллова была самой тихой и безлюдной, вся заросшая высокой травой. Обычно я попадала на нее, а чаще въезжала на велосипеде, со стороны ул. Врубеля, где с одной стороны была стена сплошного высокого деревянного забора, то ли там был пункт приема стеклотары, то ли что-то еще (сейчас на этом месте серая многоэтажка и библиотека ), а с другой стороны глухая стена зеркальной фабрики. По ней не то, что машины не ездили, но мне казалось, что и люди не ходили. Для того чтобы улица Брюллова казалась длиннее, при ее проектировании архитекторы дом № 25 по соседней улице Сурикова расположили в глубине участка.
Для большинства не секрет, что на каждой улице экспериментального поселка были высажены деревья определенной породы. Так вот, на улице Брюллова высадили клёны татарские .

Все первоначальные дома и коттеджи на ул. Брюллова были построены по проекту того же архитектора Марковникова, за исключением дома №4, о его архитекторе я напишу ниже.
Дом №2\22 . Про этот жилой дом, 1927 г. постройки, стоящий на углу ул Сурикова (по ней он №22 ) и ул. Брюллова (по ней он №2 ), известно совсем немного, хотя он и является одной из визитных карточек поселка и часто встречается на старых фотографиях.

В 1920-х годах в этом доме находился экспериментальный детский сад, в котором работала лишь одна воспитательница, а остальную работу выполняли по очереди мамы детей.

При детском садике, в тех же 1920 - 1930-х годах, была группа изучения немецкого языка: педагоги Сицилия Францевна и Надежда Петровна по несколько часов гуляли с детьми по незастроенным тогда окрестностям, разрешая детям разговаривать между собой только на немецком.
Детсад поселка "Сокол". Фото 1927 - 1928 гг.


Дом №4. Жилой дом, 1928 г., архитектор Дюрнбаум Николай Сергеевич

Удивительно, но об этом архитекторе, практически нет никакой информации, не известны даже годы его жизни, хотя он автор нескольких домов в поселке Сокол. Единственное, что мне удалось о нем узнать, это то, что он был профессором и доктором технических наук, а также автором учебника и ежегодника по архитектуре и др. книг. Правда, на сайте упоминается некий Дюрнбаум Николай Сергеевич (1889 - 1953 гг.), эти даты совпадают с выходом книг архитектора, там даже есть его фото, но сказать с уверенностью, что это тот самый человек я пока не могу.

А вот о некоторых новшевствах, примененных Дюрнбаумом Н.С. в поселке художников, мы поговорим в соответствующем месте.
В этом доме провел детство и юность заслуженный архитектор и заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Федотович Животов, по его проектам построены многие жилые кварталы САО столицы, а также жилые кварталы в Н. Новгороде, Екатеринбурге и др. городах РФ.

Дом №6. Жилой дом, 1926 г. постройки.
Удивительно, но дом за последние, почти 70 лет, совсем немного изменился. Вот фото 1950-х годов этого же дома из книги Цапенко М.Н. "О реалистических основах советской архитектуры". М. 1952.


Во время войны, 30 декабря 1941 года, два коттеджа на улицах Сурикова и Брюллова были разрушены (о них я напишу в следующем посте ), между ними упала бомба, а осколки разлетелись по ближайшим окрестностям. К счастью, никто из жителей не пострадал.

Прогуливаясь мимо этого дома обратите внимание на калитку, в нее вмонтированы остатки снарядов времен ВОВ, возможно, те самые,что упали рядом. Ну а сам дом охраняет верный пес, лежащий на крылечке.

Дом №8. Жилой дом построен из лиственницы в виде русской рубленной избы (по одним данным 1924 г., по другим 1926 г. постройки ).

В нем проживала семья инженера Льва Абрамовича Радуса . Образование Радус получил в Германии по специальности инженера-механика, принимал участие в строительстве лесопильных заводов в СССР, всего построил 12, имел ряд изобретений в своей области. Его сын - Иосиф Львович инженер-конструктор, также имеет ряд изобретений. Последние годы в доме проживала жена И.Л. и их дочь. Иосиф Львович часто вспоминал поселок первых лет - в предвоенный период здесь был теннисный корт, отличные волейбольная, баскетбольная, футбольная и легкоатлетическая площадки и площадки для игры в городки, крокет и лапту.

Веранда к дому, вероятно, была пристроена позже.


Уважаемые "Соколяне" и жители окрестностей, если у Вас сохранились старые фото поселка или Вы захотите поделиться своими воспоминаниями, добавляйте их в комментариях или пишите мне в личку и я вставлю Ваши рассказы и старые фото в свой пост.