Прилетела Муха к Человеку и говорит:

— Ты хозяин над всеми зверями, ты всё можешь сделать. Сделай мне хвост.

— А зачем тебе хвост? — говорит Человек.

— А затем мне хвост, —- говорит Муха, — зачем он у всех зверей, — для красоты.

— Я таких зверей не знаю, у которых хвост для красоты. А ты и без хвоста хорошо живёшь.

Рассердилась Муха и давай Человеку надоедать: то на сладкое блюдо сядет, то на нос ему перелетит, то у одного уха жужжит, то у другого. Надоела, сил нет! Человек ей говорит:

— Ну ладно! Лети ты, Муха, в лес, на реку, в поле. Если найдёшь там зверя, птицу или гада, у которого хвост для красоты только привешен, можешь его хвост себе взять. Я разрешаю.

Обрадовалась Муха и вылетела в окошко.

Летит она садом и видит: по листу Слизняк ползёт. Подлетела Муха к Слизняку и кричит:

— Отдай мне твой хвост, Слизняк! Он у тебя для красоты.

— Что ты, что ты! — говорит Слизняк. — У меня и хвоста-то нет: это ведь брюхо моё. Я его сжимаю да разжимаю, — только так и ползаю. Я — брюхоног.

Прилетела к речке, а в речке Рыба и Рак — оба с хвостами. Муха к Рыбе:

— Отдай мне твой хвост! Он у тебя для красоты.

— Совсем не для красоты, — отвечает Рыба. — Хвост у меня — руль. Видишь: надо мне направо повернуть — я хвост вправо поворачиваю. Надо налево — я влево хвост кладу. Не могу я тебе свой хвост отдать.

Муха к Раку:

— Отдай мне твой хвост, Рак!

— Не могу отдать, — отвечает Рак. — Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий и сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. Шлёп, шлёп — и плыву, куда мне надо. Хвост у меня вместо весла.

— Отдай мне твой хвост, Дятел! Он у тебя для красоты только.

— Вот чудачка! — говорит Дятел. — А как же я деревья-то долбить буду, еду себе искать, гнёзда для детей устраивать?

— А ты носом, — говорит Муха.

— Носом-то носом, — отвечает Дятел, — да ведь и без хвоста не обойдёшься. Вот гляди, как я долблю.

Упёрся Дятел крепким, жёстким своим хвостом в кору, размахнулся всем телом да как стукнет носом по суку — только щепки полетели!

Муха видит: верно, на хвост Дятел садится, когда долбит, нельзя ему без хвоста. Хвост ему подпоркой служит.

Видит: Оленуха в кустах со своими оленятами. И у Оленухи хвостик — маленький, пушистый, беленький хвостик. Муха как зажужжит:

— Отдай мне твой хвостик, Оленуха!

Оленуха испугалась.

— Что ты, что ты! — говорит. — Если я отдам тебе свой хвостик, так мои оленятки пропадут.

— Оленяткам-то зачем твой хвост? — удивилась Муха.

— А как же, — говорит Оленуха. — Вот погонится за нами Волк. Я в лес кинусь — спрятаться. И оленятки за мной. Только им меня не видно между деревьями. А я им белым хвостиком машу, как платочком: «Сюда бегите, сюда!» Они видят — беленькое впереди мелькает, — бегут за мной. Так все и убежим от Волка.

«Ну, — думает Муха, — уж этот-то хвост мой будет».

Подлетела к Лисице, кричит:

— Отдавай хвост!

— Что ты, Муха! — отвечает Лисица. — Да без хвоста я пропаду. Погонятся за мной собаки, живо меня, бесхвостую, поймают. А хвостом я их обману.

— Как же ты, — спрашивает Муха, — обманешь их хвостом?

— А как станут меня собаки настигать, я хвостом верть! — хвост вправо, сама влево. Собаки увидят, что хвост мой вправо метнулся, и кинутся вправо. Да пока разберут, что ошиблись, я уж далеко.

Видит Муха: у всех зверей хвост для дела, нет лишних хвостов ни в лесу, ни в реке.

Нечего делать, полетела Муха домой. Сама думает: «Пристану к Человеку, буду ему надоедать, пока он мне хвост не сделает».

Человек сидел у окошка, смотрел на двор.

Муха ему на нос села. Человек бац себя по носу! — а Муха уж ему на лоб пересела. Человек бац по лбу! — а Муха уж опять на носу.

— Отстань ты от меня, Муха! — взмолился Человек.

— Не отстану, — жужжит Муха. — Зачем надо мной посмеялся, свободные хвосты искать послал? Я у всех зверей спрашивала — у всех зверей хвост для дела.

Человек видит: не отвязаться ему от Мухи — вон какая надоедная! Подумал и говорит:

— Муха, Муха, а вон Корова на дворе. Спроси у неё, зачем ей хвост.

— Ну ладно, — говорит Муха, — спрошу ещё у Коровы. А если и Корова не отдаст мне хвоста, сживу тебя, Человек, со свету.

Вылетела Муха в окошко, села Корове на спину и давай жужжать, выспрашивать:

— Корова, Корова, зачем тебе хвост? Корова, Корова, зачем тебе хвост?

Корова молчала, молчала, а потом как хлестнёт себя хвостом по спине — и пришлёпнула Муху.

Упала Муха на землю — дух вон и ножки кверху.

А Человек и говорит из окошка:

— Так тебе, Муха, и надо — не приставай к людям, не приставай к зверям, надоела.

Русский язык

21 из 24

1)Смеётся, заливается, хохочет мальчик... (2)Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. (3)В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обмётана чернолесьем; весной плешь острова начёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно-мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспененного черёмушника. (4)Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув в себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника...

(5)Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. (6)По оголившейся отлоге и пологим берегам налёт зелёного помета - цветёт малопроточная вода. (7)Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы: они вытоптаны или вырваны с корнем. (8)Лишь живучий курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

(9)Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. (10)Нынче сооружён здесь деревянный причал. (11)Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить на личных огородах и в теплицах редкую овощь, цветы, ягоды. (12)В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, «Ракета» за «Ракетой» прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

(13)Под бравую песню «То ли ещё будет...» расползаются они по затоптанному клочку земли, глядя на который ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь... (14)Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов.

(15)Оглохла земля, коростой покрылась. (16)Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко - изуродованное, пораненное, битое, обожжённое...

(17)Хохочет мальчик на берегу. (18)Увидел что-то не просто смешное, а потешное, вот и хохочет.

(19)Подхожу, обнаруживаю: возле вчерашнего, воскресного кострища, средь объедков и битого стекла, стоит узкая консервная баночка, а из неё торчит хвостик суслика и скрюченные задние лапки. (20)И не просто так стоит банка с наклейкой, на которой красуется слово «Мясо», на газете стоит, и не просто на газете, а на развороте её, где крупно, во всю полосу нарисована художником шапка: «В защиту природы...»

(21)Шапка подчёркнута не то красным ломаным карандашом, не то губной помадой, через всю полосу шатающиеся, промоклые красные буквы, из них составлено слово: «Отклик».-(22)Что же ты смеёшься, мальчик?! -(23)Хво... хво... хвостик! (24)Да, хвостик суслика смешон – напоминает он ржаной колосок, из которого выбито ветром зерно, жалкий, редкостный хвостик - не сеют нынче в заречье хлеба. (25)Дачными ягодами суслику не прожить, вот с голоду и подался крошки по берегу подбирать, тут его поймали весёлые гуляки и засунули в банку, судя по царапинам на обёртке, засунули живого. (26)И «отклик» на газете, догадываюсь я, написан не карандашом, а кровью зверушки.
(27)Смеётся, заливается, хохочет мальчик...
(По В. Астафьеву)

Показать текст целиком

К чему приводит жестокое и безответственное отношение человека к природе? Достигло человечество той черты, за которой грозит ему самоуничтожение или есть еще слабая надежда разбудить души и сердца людей для того, чтобы сохранить наш уникальный и неповторимый мир? Над этими и другим вопросами предлагает нам задуматься Виктор Астафьев в предложенном для анализа тексте, где поднимается проблема варварского отношения к природе.

Чтобы привлечь внимание читателей к данной теме, автор с грустью говорит о том, что «в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может». Отдыхающие от трудов люди даже не задумываются о последствиях их «гуляний». Хохочущий над зверски убитым сусликом мальчик поражает Астафьева. Писатель убеждается в том, что экологическая и нравственная катастрофа человечества действительно близка и в своём тексте пытается донести это до нас, повлиять на ситуацию.

Позиция автора по поднятой проблеме выражена ярко и однозначно. Астафьев подводит читателя к выводу о том, что современный человек не может, не имеет права варварски относиться к природе. Многое уже разрушено людьми, но у нас еще есть возможность изменить своё отношение к окружающему миру и сохранить Землю.

Нельзя не согласиться с мастером слова. Безусловно, бездушное и потребительское отношение к природе может привести лишь к одному – гибели всего человечества.

Многие писатели поднимали данную проблему в своих произведениях, и Борис Васильев –

Критерии

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2
  • образовательные
  • : учить “видеть” текст, отработать навыки работы с текстом; осмыслить рассказ; обобщить знания о предыдущих изученных произведениях, выстроив горизонталь.
  • ваоспитательные
  • : воспитывать гуманность, воспитывать любовь и бережное отношение к природе и ко всему живому; воспитывать эстетические взгляды, неприятие негативного, равнодушного отношения к природе.
  • развивающие
  • : развивать логическое мышление(применение знаний на практике, наблюдения, выделение главного), развитие словарного запаса (цинизм, затеси); развивать самостоятельность в поступках, принятии решения.

    Оформление доски.

    Тема записывается (заполняется) по мере работы на уроке.

    Эпиграф (расположен справа).

    “Зачем же история эта тихо и отдельно ото всего живет во мне и жжет мое сердце”. В. Астафьев

    Словарная работа: затесь, цинизм, манкурт, дисгармония.

    Раздаточный материал: “Глоссарий”, текст рассказа В.Астафьева “Хвостик”.

    I. Оргмомент.

    Наш урок пока без названия, тему мы сформулируем в течение урока.

    Наша задача:

    • вспомнить произведения В.П.Астафьева, выстроить горизонталь;
    • научиться “видеть, слышать, читать” текст;
    • осмыслить рассказ.

    II. Погружение.

    1. Мы с вами не первый раз встречаемся на уроках с произведениями В.П.Астафьева.

    1) - Как вы полагаете, какое опорное слово нужно для соединения материала в единое целое? (Память – появляется первое слово в теме урока)

    2) Повторение ранее изученных произведений.

    Какие истории помнит В.Астафьев и передает нам их содержание? (выстраиваем горизонталь)

    3) “Васюткино озеро”. (Память)

    Можно ли сказать, что Васютка был в тайге один? (Физически – один, а духовно его спасла культура, нравственные зарубки в памяти, во внутреннем мире. Значит, мы можем сказать, что с ним была память, зарубки в памяти)

    4) С памятью обратимся к памяти.

    С какими еще его произведениями и зарубками вы встречались? (“Конь с розовой гривой”, доброта)

    Что помнит главный герой, рассказывая о бабушке? (Добрая, помогает очиститься, понять свою вину. Муки совести героя. Значит, главное – доброта.) (История – жизненный урок – помогла заплатить за урок муками совести).

    5) “Фотография, на которой меня нет”.

    Чем стала для мальчика эта история? (Летописью детства; выстраданный нравственный урок приводит к обретению духовного богатства; от страдания к - к обретению)

    2. В памяти героев, как и в памяти писателя, остались зарубки.

    А что такое зарубки, затеси ? (Словарная работа). Их делали первопроходцы в тайге.

    Можно ли В.Астафьева назвать первопроходцем? (да, прошёл по духовной памяти)

    Почему В.Астафьев заинтересовался этой темой и собрал все рассказы в сборник “Затеси”? Ответ даёт нам сам автор: “Переменилась моя родная Сибирь. Все течет, все изменяется, – свидетельствует седая мудрость. Так было, так есть, так будет. Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем? Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное, поразившее воображение, интересные факты из жизни, истории или явлений природы. Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле жизни”, – так появилась удивительная книга “Затеси”.

    3. Рассказ “Хвостик” тоже из этого сборника.

    III. Анализ рассказа “Хвостик”.

    1) Работа над названием.

    Что вы представляете, прочитав рассказ? (Что-то очень маленькое, смешное – смеется, заливается, хохочет). И поэтому первая фраза … (Смеётся, заливается, хохочет мальчик)

    2) Веселье разливается в начале рассказа.

    Так ли это?

    3) 2 и 3 абзацы - это пейзаж.

    Как цветопись показывает, что пейзаж радостный. (Разноцветный: находим в тексте “цветные” слова)

    Какая деталь выступает в роли символа? (Голова)

    Присутствует ли движение в пейзаже? (Да: кружилась, метелила, вспыхивала, оробело останавливалась, утихала)

    В какое время года мы видим радостный остров? (В любое время года, то есть всегда, вечно).

    В описании присутствует народная лексика (темечко, зимушка).

    Озвучена ли картина? (Звенел венец)

    Вывод: Мы смеемся, потому что жизнь радостная.

    4) Мы хотим этой красоты, но действительность становится преградой.

    Каким словом в тексте подчеркивает это автор? (Зарегулировала). Наступает дисгармония.

    5) Докажите, что жизнь зарегулировала действительность. Найдите эти слова. (Откатилась вода – символ жизни, вечности; захудала трава; перестала цвести и рожать черёмуха: рожать – символ жизни)

    Одним моментом все испортилось в природе.

    А у людей? А для людей в любое время все было прекрасно.

    Как это показано в тексте? (Время (временное пространство) течет, его разделить нельзя, поэтому только и говорит Астафьев о народе: - “Валом валят” и тогда, и сейчас).

    В.Астафьев сам любит жизнь и отдает ее другим, поэтому в определении – жизнерадостный народ – проявляется авторская позиция.

    6) Народ судят по поступкам.

    Какие они, люди? (6 абзац, градация – гадят)

    Вывод: гармония нарушена, “оглохла земля”.

    Что значит “оглохла”? (Лишилась звука)

    7) И вдруг... снова “... Хохочет мальчик”

    Зачем? Ведь уже не до смеха.

    (Память тревожится, душа терзается. Астафьев достаточно строг. Есть действительность – от которой никуда не уйти)

    Можно рассказ закончить?

    Тогда о чем он? (Земля теряет надежду)

    Почему мальчик? (Ребенок: писатель заботится о том, кто вырастет, и потому эта история тихо и отдельно ото всего живёт и жжет сердце, тревожит память, не знающую покоя (эпиграф) - запись в тему “не знающая покоя”...)

    Вывод: Оптимизм мальчика перерастает не просто в жестокость, а в будничную жестокость.

    Уходят краски (осталась красная – цвет крови) .

    Мы ощущаем цинизм (словарная работа) в поступках тех, кто это сделал.

    9) Мы видим реакцию мальчика на цинизм.

    Какая она? (Будничная; здесь побывали “веселые гуляки”. – есть веселье? Радость? – нет осуждения)

    Засунули “живого” (отклик на призыв в “защиту природы”.

    В чём кощунственность ситуации? (Абзац 10, люди, точнее дети, равнодушны, циничны до жестокости).

    10) - Так все-таки почему же “Хвостик”? (Братья меньшие; позиция автора – боль, жалость; живое – то, что мы должны беречь; это крик. Многосмысловое название скрыто по принципу айсберга: мы – люди – дети – хвостик)

    А что осталось после этой истории в памяти у Астафьева? (Разрушение природы, разрушение человека в человеке - запись в тему “... от разрушения природы и человека в человеке”.)

    Каков же основной мотив рассказа? (Равнодушие к природе -> равнодушие к себе -> жестокость)

    IV. Художественное и идейное своеобразие.

    Определим своеобразие произведения:

    Тема памяти.

    Основная мысль – равнодушие, жестокость, разрушение природы, нравственности, человека в человеке.

    Многосмысловое название рассказа по принципу айсберга.

    Стилевой приём – градация.

    Двухчастная несоразмерная линейная композиция, построенная на антитезе.

    Разная роль многоточия.

    Движение – пространство постепенно сужается.

    Отсутствие положительного героя.

    Сочетание метафор, эпитетов со сниженной лексикой.

    1. Может быть поэтому и жжёт сердце писателя равнодушие, отсутствие милосердия. История оставила ещё одну зарубку в его памяти. Тяжело одному нести такую ношу. И автор исповедуется перед нами, всему миру, взывает к состраданию, милосердию, человеческому сердцу и памяти, чтобы не стали мы манкуртами , людьми без памяти.

    2. Память оставила затеси в жизни писателя.

    А у вас появились свои затеси?

    Есть ли у вас в памяти какой-нибудь эпизод, из которого вы вышли достойно?

    Зачем нам эти “Затеси”?

    А может быть можно прожить без всего этого, о чем мы говорили на уроке?

    Тема памяти поднимает нравственные проблемы: добра и жестокости, воспитания ребенка в семье, ответственности и долга перед тем, что нас окружает.

    Чтобы слышать боль каждого, нужно жить по правилу четырех “СО”:

    • cожалеть,
    • cочувствовать,
    • cострадать,
    • cопереживать.

    И тогда меньше будет зла на Земле, а больше радости.

    VI. Дома (задание по выбору).

    1. Видеома.

    2. Сочинение-миниатюра “Мои затеси”

    3. Какой нравственный урок (уроки) вы получили?

    4. Подобрать свой эпиграф и концовку в форме цитат, аргументировать свой выбор.

    Развитие критического мышления учащихся при изучении рассказов

    В.П. Астафьева из цикла «Затеси»

    Слесаренко Тамара Геннадьевна, учитель русского языка и литературы школы №143 Советского района г.Красноярска

    Шерстобитова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ Лицея №10 Октябрьского района г.Красноярска

    Современная литература богата различными именами, однако имя Виктора Петровича Астафьева особо дорого жителям Сибири. Каждое его произведение несет в себе глубинный смысл, рассказывает о загадочном сибирском характере, учит бережному отношению к природе. К сожалению, творчество данного писателя в школьной программе не изучается подробно, только несколько произведений предлагаются для изучения. Безусловно, творчество знаменитого сибирского писателя необходимо изучать в школе на уроках литературы, на уроках внеклассного чтения. Стиль В.В.Астафьева уникален и неповторим, в его произведениях много диалектных слов, характеризующих суровый быт сибиряков. Читать такие произведения нужно неторопливо, с остановками, проникая в сердце текста. Вдумчивому чтению художественных произведений способствует технология развития критического мышления через чтение и письмо.

    Данная технология появилась в российском образовании в 1997 году, однако авторами являются американские ученые Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл. Технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности независимо от конкретного предметного содержания . В данной технологии можно выделить фазы:

      Первая – вызов, когда ставится задача активизировать, заинтересовать учащегося, мотивировать его на дальнейшую работу. На данном этапе при изучении произведений В.П. Астафьева рекомендуем использовать прием «Выглядит, как…», так как он способствует развитию творческих способностей.

      Вторая – стадия осмысления, на которой идет непосредственная работа с текстом. При работе с произведениями малых форм лучше всего использовать такой прием, как чтение с остановками. Он также способствует более осмысленному чтению художественного текста.

      Третья – рефлексия, т.е. размышление над информацией, ее творческое переосмысление, интерпретация.

    «Метки к свету». Анализ рассказа «Хвостик» из книги

    «Затеси» В.П. Астафьева (6 класс)

    Анализируемое произведение заранее не объявляют учащимся, с его текстом они впервые знакомятся на уроке. Разделённый на шесть частей текст прочитывают и анализируют постепенно. Урок может быть проведён на завершающем этапе изучения творчества В. П. Астафьева.

    Цель: создать условия для формирования активной жизненной позиции, формирования УУДов через систему анализа и моделирования по средствам специально организованной творчески-активной среды, инициирующей и развивающей детские личностные отношения и действия, формирующей читательский вкус, умение понимать и осмысливать текст; воспитывать милосердие, чувство жалости и уважения ко всему живому на земле.

    Оборудование: отрывки текста миниатюры (раздают на каждую парту по ходу урока); портрет писателя; фотографии уголков природы, изуродованных деятельностью человека.

    Охотник, рыбак, знаток трав и лесов, зверей

    и птиц, он от природы наделен

    наблюдательностью,

    он переполнен любовью к многоцветному

    миру.

    Н. Н. Яновский

    ХОД УРОКА

    I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ этап, мотивация.

    II. СТАДИЯ ВЫЗОВА. Определение ТЕМЫ, постановка ЦЕЛИ УРОКА.

    (Учитель демонстрирует портрет В. П. Астафьева и сборник «Затеси» .)

    1. Слово учителя

    - Сегодня мы продолжаем изучение произведений писателя и знакомимся с книгой, которая называется «Затеси». Попробуем объяснить смысл заглавия сборника В. П. Астафьева.

    2. Справочное бюро

    Комментарий. Заранее подготовленный ученик приводит сведения из «Толкового словаря живого великорусского языка» В. И. Даля. Он сообщает, что слово «затесь» происходит от глагола «затесать» - «…зарубать или делать на деревьях затеси, метки, зарубки». Сам писатель пишет об этом так: «А затесь - сама по себе вещь древняя и всем ведома - это стёс, сделанный на дереве. Делали его первопроходцы и таёжники для того, чтобы белеющая на стволе мета была видна издалека, и ходили по тайге от меты к мете, часто здесь получалась тропа, затем и дорога, и где-то в конце возникало зимовье, заимка, затем село и город».

    Учитель. Зарубки обычно делают для памяти. Для Астафьева затеси - это его воспоминания, размышления, которые он хотел донести до читателя. И это слово имеет для писателя не только прямое значение. Отдельные стихотворения, как «затеси», указывают дорогу к вечным, вневременным ценностям.

    Какие затеси мог оставить писатель? (учитель фиксирует на доске ответы детей).

    Сегодня мы прочитаем одну из миниатюр, которая называется «Хвостик».

    Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? (учащиеся называют слова. На доске и в тетрадях делают запись некоторых из них .)

    Хвостик - маленький, хвост, зверёк, уменьшительно-ласкательное…

    Предположите, какую зарубку для нашей памяти сделает писатель этим рассказом.

    (Высказывают различные точки зрения .)

    О чем мы сегодня будет говорить на уроке? (ученики ставят цель – понять, о каких «затесях» говорится в произведении).

    III. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ. ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ.

    1. Чтение первого отрывка

    (Первый отрывок текста ученики читают про себя, затем слушают чтение учителя или подготовленного одноклассника .)

    Смеётся, заливается, хохочет мальчик…

    Как вы думаете, над чем смеётся мальчик? Запишите в тетрадь свои предположения. (Несколько человек озвучивают свои записи .)

    2. Чтение второго отрывка

    Овсянский остров напоминал когда-то голову - туповатую с затылка и заострённую, чубатую со лба. В любое время года была та голова в окладе венца - бледная зимняя плешь обмётана черноволосьем; весной плешь острова нечёсано путалась серо-свалявшейся отавой, взятой в кольцо багряно мерцающих тальников, которые не по дням, а по часам погружались в глубину вспенённого черёмушника. Пока черёмуха кружилась, метелила по берегам острова, в середине его вспыхивала и, стряхнув с себя рыхлый цвет, оробело останавливалась прибрежная гуща, утихали листом тальники, ольхи, вербы, черёмухи, отгородившись от пожара полосой небоязного к огню смородинника. В осени мелкий лист кустарников бронзовел, и выкошенный, чистый остров в ровной стрижке зелёной отавы победно возносил мачту над высоким стогом сена. И всю-то зимушку покрыто было боязливое темечко земли пухлой шапкой сена, и серебряно звенел венец, надетый на чело острова. Жёлтая птица кружилась и кружилась над зимним стогом. Ветер с Енисея гнал её встречь бурям, и алым флагом вспыхивало крыло высокой птицы под широкой зарёю в часы предвечерья.

    Где происходят описываемые события?

    Справочное бюро

    Отава - трава, выросшая в тот же год на месте скошенной.

    Тальник - небольшая ива, растущая по сырым местам.

    - Каким рисует остров Астафьев?

    Комментарий. В ответах звучат слова, говорящие о богатой растительности острова: черёмуха, тальник, ольха, верба, тучные травы. Писатель любуется островом, при описании использует весь спектр изобразительно-выразительных средств. В ходе беседы выписываются эпитеты, метафоры. Итак, этими словами писатель выражает своё отношение к изображаемому, он восхищён красотой острова.

    А есть ли в тексте указания на время? Существует ли красота сейчас, когда смеётся мальчик? (Нет, таким остров был когда-то .)

    - Почувствовали ли вы тревогу? Есть ли в тексте слова, которые заставляют нас насторожиться? (Боязливое темечко земли .)

    - Как вы понимаете эти слова?

    - Предположите, что нас ожидает в третьем отрывке.

    3. Чтение третьего отрывка

    Гидростанция зарегулировала реку, откатилась вода, и стал Овсянский остров полуостровом. Захудала на нём некошеная трава, усохли кустарники. По оголившейся отноге и пологим берегам налёт зелёного помёта - цветёт малопроточная вода. Перестала цвести и рожать черёмуха, обуглились, почернели её ветви и стволы; не полыхают более цветы - они вытоптаны или вырваны с корнем. Лишь живучей курослеп сорит ещё жёлтой перхотью средь лета, да жалица и колючий бурьян растут по оподолью бывшего острова.

    - Какие изменения заметили вы? (Скупые средства изображения: эпитеты, метафоры. Предложения стали короче, в них преобладают глаголы. Изменился и цвет острова : налёт зелёного помёта, почернела, жёлтый. Появляется лексика разговорного стиля с ярко выраженным негативным отношением : захудала, усохли, обуглились.)

    - Как относится автор к этим изменениям? Что стало их причиной?

    Комментарий. В ходе беседы выявляется причина главная: гидроэлектростанция зарегулировала реку. Овсянский остров стал полуостровом.

    - А люди там перестали бывать? Как вы думаете?

    4. Чтение четвёртого отрывка

    Прежде были в заречье деревенские покосы и пашни, но где они были - уже не найти. Нынче сооружён здесь деревянный причал. Валом валят на эти берега хозяйственные дачники, чтобы холить и выхаживать на личных огородах и в теплицах редкий овощ, цветы, ягоды. В субботу и воскресенье - пароход за пароходом, теплоход за теплоходом, катер за катером, ракета за ракетой прилипают к причалу и выделяют из себя жизнерадостный народ.

    Под бравую песню «То ли ещё будет…» расползаются они по затопленному клочку земли, глядя на который, ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения мусора и нечистот никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь. Берега и поляны в стекле, жести, бумаге, полиэтилене - гуляки жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят, и никто, никто не прибирает за собою, да и в голову такое не приходит - ведь они приехали отдыхать от трудов. Оглохла земля, коростой покрылась. Если что и растёт на ней, то растёт в заглушье, украдкой, растёт кривобоко - изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое…

    - Совпали ли ваши предположения с тем, что мы прочитали?

    Плохо ли, что люди едут отдыхать, работать в своих садах?

    Как относится к ним писатель?

    Сопоставьте этот отрывок со вторым. Что изменилось?

    Светлана ВЕДЕНЕЕВА

    Светлана Леонидовна ВЕДЕНЕЕВА (1961) - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 10 г. Новочебоксарска Чувашской республики.

    “Быть сопричастным всему живому”

    Урок по рассказу В.П. Астафьева «Хвостик»

    У рок провожу в 6-м классе после изучения произведений А.П. Платонова, М.М. Пришвина, Н.А. Заболоцкого, А.Я. Яшина. На мой взгляд, он позволяет логически завершить тему красоты и богатства нашей природы, бережного отношения к ней.

    Оборудование: распечатанный текст рассказа на каждого ученика, рисунки ученика с изображением острова до прихода человека и после него. Музыкальный фрагмент.

    На доске эпиграфы к уроку.

    “...И был бы человек счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и назначение его на земле - творить добро”.
    В.Астафьев

    Не то, что мните вы, природа:
    Не слепок, не бездушный лик -
    В ней есть душа, в ней есть свобода,
    В ней есть любовь, в ней есть язык.

    Ф.И. Тютчев

    Ход урока

    Вступительное слово учителя.

    Звучит музыкальный фрагмент с пением птиц, журчанием ручья; затем характер мелодии меняется, слышен звук выстрела, удары топора.

    О каждом новом свежем пне,
    О ветви, сломанной бесцельно,
    Тоскую я душой смертельно,
    И так трагично - больно мне.
    Редеет парк, редеет глушь,
    Редеют ёловые кущи...
    Он был когда-то леса гуще,
    И в зеркале осенних луж
    Он отражался исполином...
    Но вот пришли на двух ногах
    Животные - и по долинам
    Топор разнёс свой гулкий взмах.
    Я слышу, как, внимая гулу
    Убийственного топора,
    Парк шепчет:
    “Вскоре я не буду...
    Но я ведь жил - была пора”.

    С этих грустных строк поэта Игоря Северянина, уже известных вам, мне хотелось сегодня начать наш разговор. Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей, пламенные речи политиков, акции экологов... Но всё так же вырубаются и горят леса, “редеют парки”, уничтожаются редкие виды животных, загрязняются водоёмы... Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Современные поэты и писатели пытаются найти точные, не потускневшие от времени слова, чтобы достучаться до сердец читателей, чтобы, говоря словами Виктора Астафьева, “писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку”.

    Виктор Петрович Астафьев, известный вам по рассказу «Васюткино озеро», родился на Енисее, в селе с добрым названием Овсянка. По словам писателя, он “рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю” и не устаёт “удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте”. Поэтому как личную боль и обиду воспринимает писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Обо всём этом его книга с кратким названием «Затеси». Свою задачу автор книги видит в том, чтобы “учить понимать добро, утверждать его, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле”.

    Дома вы прочитали рассказ из этой книги «Хвостик». А сегодня на уроке мы поработаем над этим рассказом, попытаемся осмыслить прочитанное и понять замысел писателя.

    (Запись темы и эпиграфов в тетради.)

    Определите тему рассказа.

    (Тема рассказа - гибель природы по вине человека, жестокость взрослых людей и, как следствие, детей.)

    Как построен рассказ? На сколько частей он делится? Что помогло вам прийти к такому выводу?

    Давайте озаглавим каждую часть рассказа.

    В беседе выясняем, что наиболее удачные заголовки - это:

    1. «История Овсянского острова».

    2. «Оглохла земля».

    3. «Хвостик суслика».

    (Запись в тетради.)

    А теперь подумаем: рассказ называется «Хвостик», а о суслике, которому принадлежит хвостик, автор пишет только в последней, третьей части. Две трети рассказа - об острове. Почему? Над этим вопросом мы будем думать на протяжении всего урока. Он поможет нам понять идею рассказа. Прочитайте первое предложение рассказа.

    (“Смеётся, заливается, хохочет мальчик...”)

    Как вы думаете, почему в конце предложения стоит многоточие?

    Где ещё упоминается о смехе мальчика?

    (В конце второй части и в конце рассказа.)

    Что же получилось?

    (Описание острова, его история оказались между описаниями веселья мальчика, в кольце. Такая композиция называется кольцевой. Композиция рассказа строго продумана, имеет значение не только содержание каждой части, но и их последовательность.)

    Итак, что из себя представлял Овсянский остров? Какой приём использует автор в его описании?

    (Остров напоминал “голову” - “туповатую с затылка” и “чубатую со лба”, “в окладе венца”, “с зимней плешью, обметанной черноволосьем...”

    Голова, затылок, чуб, венец, плешь, волосы - всё это бывает у живого существа. Значит, автор относится к острову как к живому, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения.)

    (Автор показывает, как меняется остров в разное время года, какие приобретает оттенки: “бледная”, “черноволосье”, “серо-свалявшийся”, “багряно-мерцающие”, “рыхлый цвет”, “бронзовел”, “зелёная”, “серебряно-жёлтая”, “алый”... (Попутно объясняется значение слов “оклад”, “отава”, “оподолье”.) Весной краски самые яркие, летом от жары, солнца, пыли они “утихали”, чтобы новыми оттенками заиграть осенью и, наконец, уснуть, успокоиться зимой.

    Автор использует новые яркие эпитеты - “свалявшаяся отава, вспененный черёмушник, небоязный смородинник”, которые помогают лучше представить красоту природы; развёрнутые метафоры: “тальники погружались в глубину черёмушника”, “черёмуха кружилась, метелила, вспыхивала, стряхивала с себя рыхлый цвет”, “оробело останавливалась гуща”, “утихали листом тальники”, “остров победно возносил мачту”, “темечко земли” и др. )

    В каких словах передаются процессы, происходящие на острове? Назовите их. (Слова записываются на доске.)

    (Путалась, погружались, кружилась, метелила, вспыхивала, останавливалась, утихали, бронзовел, возносил.)

    Какой вы можете сделать вывод об отношении автора к природе?

    (Автор с большой любовью описывает остров, подбирая для этого самые точные слова, он относится к нему как к живому, знает его жизнь, чувствует настроение, уважает его законы, видит в них гармонию и взаимосвязь всех процессов. Здесь всё на своих местах, всё друг для друга.)

    Как звучат последние строки первой части?

    (Они звучат поэтично, величественно.)

    Вывешиваются и рассматриваются рисунки ученика с изображением весеннего и осеннего пейзажей острова.

    Что изменилось на острове после строительства гидроэлектростанции?

    (Остров стал полуостровом, жизнь его изменилась.)

    Назовите ключевые слова, характеризующие эти перемены. (Слова записываются на доске во вторую колонку.)

    (“Вода откатилась”, “Захудала некошеная трава”, “Усохли”, “Оголилась”, “Вода цветёт”, “Перестала рожать черёмуха”, “Обуглились ветки”, “Не полыхают цветы”, “Вытоптаны и вырваны”.)

    Законы острова, его процессы, гармония и красота - всё разрушено. Меняется ли речь, настроение автора?

    (Речь очень изменилась, стала резкой, обрывистой, почти пропали метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось и настроение автора: оно стало грустным, безысходным. Если первую часть можно было назвать гимном, то вторую - плачем по острову.)

    Вывешиваем и рассматриваем рисунок ученика с изображением умирающего острова.

    Кто же виноват в происшедшем?

    (Виноваты люди, их вмешательство в жизнь острова.)

    Но разве всё так плохо? Посмотрите, сюда “валом валят” хозяйственные дачники, кипит их деятельность. Может быть, это новая, современная жизнь острова, ставшего полуостровом? Может быть, так и должно быть и перемены естественны и необходимы? Нет. Взаимодействие человека и природы неизбежно, но оно должно быть разумным. Человек и природа должны мирно сосуществовать, а не уничтожать друг друга. Как, по-вашему, автор относится к дачникам? Что помогает вам почувствовать его отношение?

    (Автор использует разговорную лексику, чувствуется его ирония: “прилипают к причалу”, “валом валят“, “жизнерадостный народ”, “под бравую песню... расползаются они”, “холить и выхаживать на личных огородах”.)

    Как дачники относятся к природе?

    (Они “жгут костры, пьют, жуют, бьют, ломают, гадят”. Оставляют после себя “бумагу, полиэтилен, стекло, жесть, и никто не прибирает за собой”.)

    Найдите предложение, в котором заключена главная мысль второй части.

    (“Ещё раз убеждаешься, что в смысле выделения нечистот и мусора никто сравниться с высшим существом не может - ни птица, ни зверь”.)

    Как откликнулась земля на это “хозяйствование”?

    (“Оглохла земля”, “коростой покрылась” - она серьёзно больна. Может рождать только “кривобокое, изуродованное, поцарапанное, битое, обожжённое”, а не красивое, совершенное, благоухающее.)

    Итак, природа больна, она умирает, а человек весел, деятелен, не видит и не хочет видеть происходящее вокруг. Какой приём использует писатель для большей убедительности?

    (Астафьев использует антитезу - противопоставление человека и природы. Да, всё это очень грустно... А мальчик хохочет, ему весело.)

    Так что же рассмешило его? Давайте послушаем. (Чтение третьей части рассказа.)

    Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?

    (Дети делятся своими впечатлениями.)

    А сейчас самое время вернуться к вопросу: почему же две трети рассказа с названием «Хвостик» посвящены жизни острова? О чём этот рассказ? Чему учит нас Виктор Астафьев, о чём предупреждает?

    (Высказывания учеников. Объяснение значения слова “цинизм”.)

    То, как расправились люди с сусликом, их цинизм и жестокость, то, что смех мальчика вызван не смешным, а печальным событием, тем, над чем смеяться недопустимо, противоестественно, - всё это неслучайно, это только следствие отношения взрослых к природе, потому что большое зло начинается с малого: со сломанной ветки, с растоптанного цветка, со смеха над болью слабого, беззащитного. Как взрослый человек начинается с ребёнка, так и жестокость, бессердечие начинаются с простого равнодушия.

    В конце урока обращаемся к эпиграфам.

    Да, мир вокруг прекрасен, людям подарена красота. И нам нужно сделать совсем немного: просто сохранить эту красоту, “творить добро”, “быть сопричастным всему живому” Этому учит нас Виктор Петрович Астафьев. Помните об этом всегда. Спасибо за работу, за вашу искренность.

    Домашнее задание. Напишите небольшое сочинение «О чём меня заставил задуматься рассказ В.Астафьева».