В феврале 1995 года в Бэдфордском океанографическом институте (Великобритания) был завершен химический анализ металлических образцов, взятых с затонувшего "Титаника". Данные оказались сенсационными: в металле "Титаника" обнаружено повышеное содержание серы, что сделало его недопустимо хрупким. Возможно, именно здесь кроется причина гибели лайнера.

В ночь на 15 апреля 1912 года гигантский лайнер «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в Атлантическом океане к юго-востоку от мыса Ньюфаундленд. Различные источники называют различное количество погибших - от 1490 до 1635.

Больше 70 лет подводники многих стран искали место гибели корабля.

В 1985 году затонувший лайнер обнаружила экспедиция Вудс-Холлского океанографического института (США). Через год с борта подводного обитаемого аппарата «Алвин» были проведены первые обследования «Титаника», получены видеозаписи и фотографии.

В 1987 году французская экспедиция с помощью аппарата «На-утил» подняла на поверхность 1400 предметов с «Титаника», многие из которых имеют большую историческую и художественную ценность.

Но самая крупная экспедиция к месту затопления «Титаника» состоялась в мае-августе 1991 года. Научно-исследовательское судно «Академик Мстислав Келдыш» с двумя глубоководными обитаемыми аппаратами «Мир-1» и «Мир-2» провело тщательное исследование металлических частей обшивки корабля, придонных течений и отсняло сразу несколько фильмов по заказу крупнейших кино- и телекомпаний мира.

Предстояло снять не обычный фильм, а широкоформатный с объемным изображением. При -этом картина возникает на параболическом экране площадью 2 тыс. кв. метров и у сидящих возникает эффект присутствия в глубоководном аппарате. Обработка изображения на компьютере показала, что каждый кадр такого фильма несет в тысячу раз больше информации, чем обычный кинокадр.

Идея создания подобных фильмов родилась в Канаде 25 лет назад. Тогда же была организована фирма «Имакс». Однако до сей поры не был снят объемный фильм, поражающий воображение зрителей. Фильм о «Титанике» стал первым...

Как только «Миры» подошли к «Титанику», оказалось, что у затонувшего судна имеется масса опасно выступающих предметов - тросы, мачты. Тем более, что кинокамеры были смонтированы в жилой части «Миров», так что пилотам приходилось управлять аппаратами, глядя в боковой иллюминатор (это все равно, что управлять автомобилем, глядя в боковое окно)... Малейшая неосторожность пилота могла обернуться трагедией.

И вот аппараты достигли «Титаника». Исследователи увидели, что гигантский лайнер, уходя под воду, развалился на две части: Носовая часть - длиной 180 метров. Кормовая часть около 100 метров. Сейчас они покоятся на расстоянии полумили (900 метров) друг от друга. А между двумя половинками - гигантское поле всевозможных предметов, вывалившихся из кают, - множество бутылок с коньяком и шампанским, разная,утварь, обувь, чемоданы, кухонные котлы, телеграфы, которыми управлялось судно.

Во время катастрофы, когда вода заполнила носовую часть судно встало вертикально. Средняя часть «Титаника» изобиловала пустотами - там располагались лифты, холлы и рестораны. Именно здесь металл не выдержал и гигант разломился (теперь после завершения химического анализа металла, мы, кажется, знаем точно от чего это произошло). В обломке носовой части исследователи увидели машинное отделение и разорвавшиеся котлы. Возможно, взрыв произошел, когда вода попала на раскаленные части котлов.

Но главная причина гибели «Титаника» - это, конечно, айсберг. До сих пор отчетливо видно место, где ледяная глыба пропорола обшивку судна. Известно, что лайнер был разбит на шесть отсеков. Если бы даже три отсека заполнились водой, «Титаник» держался бы на плаву. Но айсберг прочертил длинную рану вдоль борта до конца носовой части судна. Он вскрыл борт, как нож консервную банку, И все-таки два с лишним часа «Титаник» держался на воде.

За 20 дней экспедиции было совершено семнадцать погружений. Обнаружили двадцать четыре вида морских животных, которые обитают во чреве гигантского корабля. Вблизи затонувшего судна были исследованы «реки» ржавчины, которые разносят металл в близлежащие придонные районы. На «Титанике» эта ржавчина висит причудливыми коричневыми сосульками.

Перед погружениями российские исследователи обязались не поднимать ценностей с «Титаника». Были подняты только шесть металлических предметов: заклепка, детали палубы, бортика и часть корпуса.

Все эти предметы были отданы в Бэдфордский океанографический институт для проведения анализа металла. И вот итоги: в металле «Титаника» было обнаружено высокое содержание серы. Изделия из такого металла отличаются хрупкостью. Однако в документах завода-изготовителя корабля указан совсем другой состав металла! Возможно, потребуется специальное следствие по делу о погибшем судне спустя более 80 лет со дня его гибели.

«Титаник» - в начале XX столетия крупнейшее пассажирское судно, которое принадлежало английской почтово-пассажирской пароходной компании «Уайт Стар Лайн» - был построен в 1911 году. Водоизмещением 46328 тонн, длиной - 269 м, скорость - 25 узлов. Совершая свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года «Титаник», столкнувшись с айсбергом, затонул в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд. Численность погибших, по различным данным, составило от 1400 до 1517 человек (всего на борту было около 2200 человек). Страховые компании выплатили родственникам жертв катастрофы больше 14 миллионов фунтов стерлингов, в то время - астрономическая сумма. Гибель «Титаника» - одна из величайших морских катастроф XX столетия.

1985 год, 1 сентября – трое участников подводной экспедиции, возглавляемой профессором Робертом Баллардом, опустились в батискафе «Альбин» на глубину больше 4-х км и впервые через 73 года после катастрофы увидели на морском дне разломившийся на две части корпус «Титаника». Но его обследование не только не прояснило некоторых загадочных обстоятельств гибели Титаника, но и вызвало много новых вопросов.

Так, на протяжении всех этих лет считалось, что Титаник затонул оттого, что при столкновении айсберг распорол ему обшивку правого борта ниже ватерлинии на длину около 60 метров. Однако экспедиция Балларда обнаружила в обшивке корпуса лишь 6 сравнительно небольших разрывов, края которых были вывернуты наружу. Такие повреждения могли, к примеру, возникнуть в результате взрыва (или взрывов) внутри корпуса лайнера. Но отчего могли произойти эти взрывы и как они связаны с ударом об айсберг?

Может быть, события развивались так. Айсберг пробил бортовую обшивку ниже ватерлинии на уровне машинного отделения, и туда хлынула холодная морская вода, у которой была температура 2 градуса по Цельсию. Когда она начала заливать паровые котлы, в их раскаленных стенках из-за резкой разницы температур возникли колоссальные напряжения. Металл не выдержал, стенки лопнули, и котлы, давление пара в которых достигало 150 атмосфер, начали взрываться. Взрывы увеличивали размеры полученных при столкновении пробоин и создавали новые, выворачивая их рваные края наружу…

Факт столкновения «Титаника» с айсбергом сомнения не вызывает. Об этом свидетельствовали многочисленные пассажиры и члены команды, которым посчастливилось остаться в живых. Но почему, опять-таки по свидетельствам очевидцев, ни пассажиры, ни члены команды не почувствовали ничего, кроме легкого содрогания корпуса и как бы отзвука далекого взрыва? А ведь о гигантскую ледяную глыбу, имевшую твердость скалы, ударилось тело массой 66000 тонн, двигавшееся со скоростью 40 км/час!

Возможно, Титаник вовсе и не столкнулся с айсбергом, а только слегка коснулся его? А столкнулся он с чем-то совсем другим? Или это «что-то» намеренно столкнулось с лайнером, использовав айсберг в качестве «ширмы» и став истинным виновником гибели судна?


Ну а если все-же виновник - айсберг, то почему вообще произошло такое столкновение? Как могло случиться, что при ясной, безветренной погоде и полном отсутствии волнения на море - явлении удивительном для этих широт и этого времени года - вахтенным офицерам и матросам не удалось своевременно заметить опасность и принять меры к тому, чтобы избежать катастрофы? Тем более что, как выяснилось позднее, на пути следования «Титаника» роковой айсберг был единственным в радиусе нескольких десятков миль.

Не поддается объяснению и странная беспечность капитана Смита и его двух вахтенных помощников, Мэрдока и Лайтоллера. В свое время ее причиной были признаны ясная погода и полный штиль на море. Эта беспечность проявилась, в частности, в том, что матросы-наблюдатели в «вороньем гнезде» на мачте даже небыли снабжены биноклями. Они следили за окружающей обстановкой невооруженным глазом! Не было и вахтенного-впередсмотрящего на носу корабля. Когда неизбежность столкновения с айсбергом стала очевидной, роковую и непростительную для профессионала ошибку совершил старший помощник капитана Уильям Мэрдок. Если бы в тот момент он дал команду «Полный назад! Прямо руль!», то «Титаник» остался бы на плаву. Расчеты показали, что в этом случае при столкновении оказались бы разбитыми два носовых водонепроницаемых отсека, судно получило бы дифферент на нос, который можно было легко устранить заполнением забортной водой двух кормовых отсеков. Оставшиеся целыми остальные двенадцать отсеков обеспечили бы Титанику плавучесть, и если при этом он все же не смог бы своим ходом дойти до Нью-Йорка, то, по крайней мере, все пассажиры и члены команды были бы спасены.

К несчастью, Мэрдок скомандовал по-другому: «Полный назад! Лево руля!», подставив под удар айсберга весь правый борт лайнера. Результат этой роковой ошибки опытнейшего морского офицера известен…

Комиссия, которая расследовала обстоятельства гибели Титаника, пришла к заключению, что ближе всех от места катастрофы был пароход «Калифорниен» - единственное судно, которое, по мнению комиссии, могло бы прийти на помощь гибнущему гигантскому лайнеру, тем более что оба они находились один от другого в пределах прямой видимости. Следственная комиссия признала Стенли Лорда, капитана парохода «Калифорниен», одним из виновников гибели более чем 1 500 человек, находившихся на борту «Титаника». Обвинение в умышленном неоказании помощи людям, терпящим бедствие на море, является столь тяжким для любого моряка, и более того для капитана судна, что ставит крест на его профессиональной репутации и дальнейшей морской карьере.

На протяжении многих лет заключение комиссии не подвергалось сомнению, и только в 1968 году Американская ассоциация капитанов торгового флота, повторно изучив обстоятельства гибели «Титаника», пришла к выводу, что обвинение, выдвинутое против капитана Стенли Лорда 50 с лишним лет тому назад, было ошибочным. «Калифорниен» находился слишком далеко, с него не могли видеть тонущий «Титаник». Было доказано, что расстояние между этими двумя судами было настолько большим, что для них исключалась возможность видеть даже ходовые огни друг друга. Но вместе с тем выяснилось, что между гибнущим Титаником и лежащим в дрейфе «Калифорниен» оказалось еще какое-то судно, при этом с Титаника его принимали за «Калифорниен», а с «Калифорниен» - за Титаника. Название и принадлежность этого судна-призрака остаются загадкой до сих пор. Характер маневров таинственного судна (назовем его «Икс») удалось весьма точно установить по записям в вахтенном журнале «Калифорниен» и по показаниям членов его команды, а также людей, спасшихся с Титаника. Эти маневры представляются довольно странными.

«Икс», идущий курсом с северо-востока на юго-запад, попадает в поле зрения вахтенных на обоих упомянутых судах примерно в одно и то же время - в 22.25. Ровно в 23.40, то есть в тот момент, когда «Титаник» сталкивается с айсбергом, «Икс» стопорит машины и ложится в дрейф, а после… разворачивается на 180 градусов, будто намереваясь пойти обратным курсом! Но он этого не делает и до 02.05 продолжает дрейфовать, словно бы издали - с расстояния около 6-и морских миль - наблюдая за развитием трагедии «Титаника». После этого «Икс» запускает машины, вновь разворачивается на 180 градусов и уходит на юго-запад. В 02.40 его ходовые огни пропадают из поля зрения вахтенных на «Калифорниен».

Что же это был за «Икс» и почему он вел себя так странно? И если с него на протяжении двух с лишним часов безучастно наблюдали, как гибнет Титаник, то не причастен ли он к гибели лайнера? А может быть, «Икс» вовсе и не был судном?

(Материал В. Ильина)

Корабль, который прожил всего 4 дня, уже сто с лишним лет не может раскрыть тайну своей гибели. Какие только, на первый взгляд, безумные идеи не приходят в голову современных исследователей, начиная с нападения на корабль НЛО и заканчивая открытием временно-пространственных порталов.

Начнем с того, что множество гипотез сводится к одному и тому же: Титаник просто был обречен на свою гибель. И на это указывало сразу несколько предпосылок:

1. В первую очередь, название судно связано с могучими титанами, которые посмели пойти против богов Олимпа. Мало того, один из помощников капитана утверждал, что находится на корабле полностью безопасно, так как на тот момент он являлся самым непотопляемым кораблем.

Моряки сами по себе очень суеверны, поэтому многие из них считали, что это водяной дух или сам бог морей и океанов погрузил на дно гигантское судно. Бытует мнение о том, что и к кораблю, и к морю нельзя относиться пренебрежительно, иначе тот или другой обязательно вас погубит.


2. Ходили слухи, что во время ускоренного строительства «Титаника» в корпусе последнего был заживо замурован один из строителей, однако доказательства данного случая не были найдены.


3. Перед самым отплытием в одном из отделений судна начался пожар. Было принято решение о том, чтобы продолжить плавание. Появлялись заявления о том, что вспыхнувший пожар удалось потушить незадолго до столкновения с айсбергом (официальная и более популярная версия гибели корабля).


4. Совсем невероятным считается версия о том, что в серийный номер судна был вложен секретный антихристианский код. Это число состояло из следующих цифр. Если его прочитать на бумаге в зеркальном отражении, то явственно можно увидеть надпись «No Pope», что в переводе с английского означает «Нет Папе Римскому». Таким образом, «Титаник» стал жертвой божественного возмездия.

5. Некоторые из выживших пассажиров и членов экипажа утверждали, что за несколько дней до отплытия или во время рейса им снилось, что корабль пошел ко дну, а они пошли вслед за ним. По данной причине многие люди отказались от довольно дорогостоящей по тем временам поездки. Однако в числе везунчиков оказалось много очень состоятельных людей, знакомых друг с другом. Данный факт настораживает, и сама собой появляется мысль о чудовищном заговоре в кругу влиятельных людей.


6. Также есть предположение о том, что корабль попал во временно-пространственную дыру. О «кротовых норах» еще говорил легендарный физик Альберт Эйнштейн. Имелись также некоторые гипотезы, что именно в месте гибели «Титаника» могло возникнуть некое подобие Бермудского треугольника.


Пока что исследователи, поддерживающие подобную теорию, верят в такую возможность лишь по двум причинам: из-за появления фантома SOS-сигнала от «Титаника» и из-за неподтвержденных случаев о спасшихся пассажирах спустя несколько десятилетий. Одной из таких счастливчиков оказалась Винни Коутс, которую сняли с ледника в 1990 году.

Женщина утверждала, что она спаслась с Титаника этой ночью и нужно помочь остальным людям, потерпевшим бедствие. Однако, все источники, которые рассказывают эту историю, почему-то молчат, что на самом деле Винни Коутс умерла в 1960 году. Биографию женщины можно прочитать здесь.


7. Самая интересная версия гибели «Титаника» основана на том, что гигантский лайнер принял на свой борт опасный груз. По некоторым данным это было оружие и взрывчатка, из-за которых могли возникнуть взрывы, ускорившие затопление корабля.


Некоторые исследователи считают, что на самом деле «Титаник» перевозил драгоценности и золото. Джордж Морган, будучи руководителем американского банковского дома в последний момент отказался от поездки. В своих мемуарах последний описывал, что об опасном грузе знал капитан Эдвард Смит, несмотря на то, что в океанских водах ходили немецкие пираты.


А вот журналист Авраам Гольц согласился отправиться в рейс. Подозрительный товар был замаскирован оружием и боеприпасами. Во всех местных газетах сразу после трагедии писалось именно об этом виде груза. Однако Гольц в отличие от своих коллег заметил в письме капитана Смита небольшое упоминание о том, что груз обладал блеском, «навевающим смертельную тоску».

Что касается последнего пункта, то некоторые исследователи не согласны ни с оружием, ни с драгоценными металлами. Одни считают, что корабль перевозил урановую бомбу, созданную легендарным физиком Николой Тесла. Другие же придерживаются мнения о том, что возле капитанского мостика находилась гробница египетской жрицы-прорицательницы. Именно из-за ее чар капитан решил не снижать скорость в то время, когда все близлежащие суда твердили о приближении ледников.

Никола Тесла

Было ли это проклятье Египта или просто выдумка – мы об этом уже вряд ли узнаем. Только странно лишь одно: почему капитан, только что вышедший на пенсию, согласился идти в рейс на судне с таким странным названием. Да и еще решил погибнуть вместе с ним. Может это всего лишь дань традициям?


Если рассуждать о «кротовых норах», то данная гипотеза не совсем лишена смысла, так, например, на дне было найдено ружье капитана, которое было создано в 1928 году. Также был поднят чемодан, полный банкнот 1996 года выпуска. В 1991 году в водах Атлантики был поднят мужчина с седой бородой, называвший себя Эдвардом Смитом. Также в спасательном кругу с названием «Титаник» был спасен маленький ребенок. Однако насколько правдоподобны эти случаи – неизвестно.


Порой, выдвигаются версии о том, что судно было вспорото лазером инопланетян. Именно огни от прожекторов корабля пришельцев были видны спасшимся пассажирам. Однако кроме предположений мы не имеем никаких косвенных фактов о реальности этого случая.

Если самой популярной версией гибели «Титаника» является встреча корабля с огромным айсбергом, то вторым наиболее распространенным вариантом стоит считать атаку судна вражеской торпедой. Те, кто поддерживают такой исход событий, говорят о том, что если судно перевозило нечто ценное, то немецкие корабли именно по этой причине могли атаковать «Титаник». Кстати, что касается вышеуказанных огней, то они могли исходить от вражеского судна, скрывшегося во тьме. Тогда можно было бы объяснить ситуацию, в которой близлежащие корабли не пришли на помощь гибнущим людям.


В 2002 году после подводных исследований американцев было сказано о нескольких пробоинах в корпусе «Титаника», очень похожих на следы от торпед. Однако если вспомнить слова известного путешественника Жака Ив Кусто, то в них не было ни слова о таких повреждениях. Французский исследователь, наоборот, поставил под сомнение версию об атаке торпед, указав на характер нарушений корпуса. Края их находились снаружи, а не внутри. Тут больше нужно склоняться к взрыву, происшедшему изнутри судна.


Есть еще один момент, который стоит все-таки осветить в этой статье. Бытует мнение о том, что перед самой гибелью люди видели не только вещие сны, но и легендарный Летучий голландец, мирно дрейфующеий близ «Титаника». Как гласит легенда, тот, кто увидит этот корабль-призрак, очень скоро тоже погибнет в водной стихии. Еще раз отметим, что моряки, как правило, очень суеверны, поэтому многие из них подтверждают, что Летучий голландец для обреченных кораблей считается неким посланником смерти, и что появиться он может в любом районе морских путей.


Официальная версия о леднике также таит в себе немало тайн и загадок. Во время всего рейса опытными морскими офицерами было допущено столько роковых ошибок, что такое стечение обстоятельств можно смело назвать судьбой. Сначала рейс не отложили из-за возгорания, начавшегося перед самым отплытием. Такое решение было принято либо из-за ценности перевозимого груза, либо из-за приказа Джорджа Моргана, руководителя судоходной компании.

Д. Морган

Далее судно неслось на всех парах, нарушая все правила безопасности, даже в районе повышенного скопления ледников. Быть может, спешка была связана с пожаром, который в любой момент мог вызвать оглушительный взрыв на корабле. Возможно, столкновение было намеренным, чтобы скрыть бесчисленные нарушения членов экипажа.


Только недавно внучка Чарльза Лайтоллера – Луиз Паттен, выпустила свой роман под названием «Чистое золото». В нем она впервые раскрывает подробности гибели «Титаника». Исторически известно, что первым помощником капитана злополучного судна являлся Уильям Мердок, который не раз уже избегал столкновений с айсбергами на других крупных пассажирских судах. Именно он принял командование в ту решающую ночь. Лайтоллер, будучи вторым помощникам капитана, после дежурства находился в своей каюте в тот момент, когда произошло столкновение с глыбой льда.

Чарльз Лайтоллер

Правду о случившемся второй помощник узнал от капитана и Уильяма Мердока, когда те зашли за оружием, чтобы начать контролировать посадку людей в шлюпки. К сожалению, именно последних офицеров все эти годы винили в гибели непотопляемого лайнера и его 1517 пассажиров. На деле оказалось все совсем наоборот: Мердок, являясь очень опытным штурманом, отдал приказ повернуть налево от айсберга, чтобы избежать лобового столкновения с ним. Однако, рулевой Роберт Хитчинс, получивший команду, находясь в полной растерянности, повернул руль вправо, а не влево.

Роберт Хитчинс – рулевой

В принципе Мердок также допустил ошибку: он отдал приказ «на румпель», который использовался по всей Северной Атлантике. В этом случае руль поворачивается в обратную сторону названного направления. Рулевой же не работал на парусных кораблях, а был выучен на паровых теплоходах, поэтому по привычке выполнил приказ «на руль», в котором штурвал поворачивают в том направление, которое было озвучено капитаном.

У. Мердок – первый помощник капитана “Титаника”

Исправить ошибку было уже не возможно, хоть Мердок и пытался это сделать. На совершение нужного действия оставалось всего лишь 4 минуты. Но эта ошибка не была самой страшной.


Управляющий директор компании White Star Line Брюс Исмей не захотел портить репутацию детища его компании (или действительно, на борту был какой-то ценный груз), поэтому и приказал капитану не останавливать корабль и продолжать движение, не снижая скорости. Если бы экипаж отказался от выполнения такого губительного приказа, то корабль мог продержаться до прихода спасателей.

В итоге Мердок погиб, отрезая канаты последней спасательной шлюпки: его смыло в океан после удара огромной волной. Спасением людей первый помощник занимался вместе с Лайтоллером. Кстати, именно Мердок спас 75% всех выживших пассажиров, так как сажал в шлюпки не только женщин и детей, но и мужчин. Второй помощник капитана смог спастись и рассказать своим родственникам о тайне крушения лайнера.


Однако главной причиной гибели стольких людей нельзя назвать лишь нехватку спасательных шлюпок. Например, у впередсмотрящих не было биноклей, что помешало последним вовремя заметить айсберг, надвигающийся прямо по выбранному курсу. Бинокли были на корабле, но их не смогли достать из запертого ящика. Компания White Star Line при подготовке к рейсу сделала колоссальную пертурбацию всего состава экипажа. В результате офицер, у которого были ключи от ящика, остался на берегу.


Впередсмотрящим оставалось лишь надеяться на свои глаза. Однако надеяться на них было бесполезно. По данным исследователя Тима Малтина «Титаник» мог погибнуть из-за миража, возникшего на северных водах вследствие очень большой разницы в температурах.

Австралийский исследователь Т. Малтин

Все очевидцы происшедшего отмечают, что за полчаса до столкновения температура воздуха резко понизилась на 10-15 градусов. Это отметил даже Уильям Мердок, выйдя на вахту незадолго до начала трагедии. В это время Лабрадорское течение встретилось с теплым Гольфстримом.

В результате аномальной рефракции на горизонте прямо по курсу корабля образовалась густая дымка, которая и скрыла айсберг от глаз моряков, находящихся в «вороньем гнезде». Существует мнение о том, что айсберг оказался «черным», то есть перевернутым, в результате чего его темная нижняя часть оказалась на поверхности воды.


Если эта версия правдива, то близлежащие корабли тоже могли не заметить, как тонет самый гигантский лайнер в мире. В таких трудных погодных условиях было заметить сигналы SOS. Единственной надеждой корабля оставалась рация, однако радист «Титаника» – Джек Филлипс проигнорировал важное сообщение о приближении ледников, посланное радистом корабля «Калифорниэн». Джек сослался на занятость, и в итоге единственный шанс спастись был упущен.


Д. Филипс – радист

Как бы там не было, но при любом стечении обстоятельств, похоже, «Титаник» был на самом деле обречен на верную смерть. Взять хотя бы тот факт, что с завидной периодичностью в сто лет погибают пассажирские корабли. После «Титаника» на столетнюю годовщину напоролся на мель пассажирский лайнер Costa Concordia, и этот случай нелегко назвать простым совпадением. Складывается впечатление, что водная стихия требует от человечества все новых и новых жертв. Может быть, и правда в этом виновен Летучий Голландец, желающий поиграть с чужими судьбами.


Несмотря на это австрийский миллионер Клайв Палмер собирается построить практически полноценную копию погибшего лайнера и назвать свое творение «Титаник 2». Новый корабль спустится на воду к 2016 году, и отправится в то же время и по тому же маршруту, что его предшественник.


Исследователи убеждены, что эта идея ничем хорошим не кончится. Миллиардер вложил все свои сбережения в готовящийся проект. Предполагается, что будет снят новый фильм про гибель «Титаника». Но некоторые ученые сомневаются в искренности намерений Клайва Палмера. Обо всех догадках и предположениях последних вы можете узнать, просмотрев 3 серии документального фильма «Титаник: Секреты вечной жизни».

Катастрофа лайнера «Титаник», крупнейшего пассажирского корабля мира, произошедшая незадолго до Первой мировой войны, до сих пор служит предметом интереса историков, писателей, кинематографистов.

В своем первом трансатлантическом рейсе 14 апреля 1912 г. «Титаник» столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 мин затонул. Он имел на борту 1316 пассажиров и 891 члена экипажа, всего 2207 человек, из них выжило 706.

Спасшихся подобрало судно «Карпатия» и доставило в Нью-Йорк. К этому времени мир уже знал о катастрофе благодаря радио. Началось расследование.

Надо, конечно, учитывать, что свидетели - спасшиеся моряки «Титаника» - в своих показаниях стремились защитить свою компанию. Англичан вообще задело, что расследование проводит иностранное государство. Но из деталей постепенно складывалась общая картина. Оказалось, что в течение двух дней радисты «Титаника» принимали сообщения о большом скоплении айсбергов, но они затерялись в ворохе других радиограмм.

Однако капитан все же предупредил офицеров об опасности, а впередсмотрящим было приказано искать ледяные поля. Но когда в 23 часа 40 мин. впередсмотрящий Фредерик Флинтувидел прямо по курсу айсберг и поднял тревогу, было уже поздно - до ледяной горы осталось 460 м. Айсберг был «черным», то есть он недавно перевернулся в воде, и поэтому сторона, обращенная к кораблю, не давала отблеска. Вахтенный офицер Мэрдок попытался провести маневр. Он дал приказ рулевому «право руля», а в машинное отделение «лево руля». По терминологии 1912 г. это означало поворот кормы вправо, а носа влево. Одновременно Мэрдок включил механизм, закрывающий водонепроницаемые двери между отсеками, и приказал дать задний ход. «Титаник» стал медленно поворачиваться, но айсберг соприкоснулся с его правым бортом, и корпус судна получил многочисленные мелкие пробоины.

Существует мнение, что если бы Мэрдок не отдал приказ дать задний ход сразу же после команды «право руля», «Титаник» наверняка избежал бы столкновения. Но эту команду просто не успели выполнить, иначе «Титаник» испытал бы сильную вибрацию, но о ней никто не упоминает. Если бы руль не был переложен, нос судна вмялся бы на 25-30 м, но судно бы не затонуло. Погибли бы люди, находившиеся в носовой части. Но Мэрдок не мог измерить расстояние до айсберга и не могзнать, что предпринятый им маневр не удастся. После столкновения надо было готовиться к эвакуации. В эфир были посланы радиограммы о помощи, в 00 часов 45 мин выпущена первая сигнальная ракета, и спущена на воду первая спасательная шлюпка.

Правила Британского кодекса торгового мореплавания ставили количество спасательных шлюпок в зависимость от тоннажа судна, а не от количества пассажиров. Правила были установлены в 1894 г., когда тоннаж пассажирских судов не превышал 12 952 т, и все суда водоизмещением 10 000 т и выше попали в одну категорию. Для этой категории требовалось, чтобы в спасательных шлюпках было достаточно места для 962 человек. Тоннаж «Титаника» составлял 46 328 т. В шлюпках «Титаника» было 1178 мест, но и они оказались незаполнены. Капитан Смит приказал брать в шлюпки сначала женщин и детей. Второй помощник капитана Лайтоллер выполнил приказ буквально: он позволял мужчинам занимать места в шлюпках, только если нужны были гребцы и ни при каких других обстоятельствах. Члены экипажа не пускали мужчин-пассажиров в шлюпки, а выход на палубу для пассажиров третьего класса был открыт только в 1 час 15 мин. Поэтому многие женщины и дети так и не успели спастись. В 2 часа 18 мин «Титаник» разломался на три части и через две минуты затонул. Вместе с кораблем погиб и капитан, и конструктор судна Эндрюс. Почти все шлюпки не рискнули приблизиться к месту крушения, опасаясь попасть в водоворот от тонущего судна. Моряки также боялись, что едва державшиеся в ледяной воде сотни людей просто перевернут их суденышки. Только пятый помощник Гарольд Лоу, сумев собрать вместе несколько шлюпок, пересадил людей и сумел освободить одну шлюпку, на которой и подошел к месту катастрофы, сумев спасти еще девятерых. А утром все выжившие перешли на борт «Карпатии».

Трагедия «Титаника» вызвала множество самых разных гипотез и легенд. Одна из них связана с «близнецом» судна «Титаник» - лайнером «Олимпик». Этому кораблю не везло с самого начала. Во время ходовых испытаний в 1911 г. он столкнулся с крейсером, и получил повреждения, правда, недостаточные для того, чтобы получить крупную страховку. Возникла легенда, согласно которой компания-судовладелец «Уайт Стар Лайн» к тому времени уже несла финансовые потери, а страховка за корабль вполне могла покрыть все убытки, достаточно было лишь чтобы корабль получил еще большие повреждения. Появилась легенда, что у кораблей поменяли местами названия и в трагический рейс на самом деле направился «Олимпик». Плохо отремонтированный, он пошел ко дну при первом же столкновении с айсбергом. Но в 1985 г. специальная экспедиция на батискафе обнаружила место залегания «Титаника» на дне Атлантического океана на глубине 3750 м. С парохода подняли детали, на которых был отштампован строительный номер 401, принадлежащий «Титанику» (строительный номер «Олимпика» был 400).

В 1994 г. был подвергнут испытанию на вязкость кусок корабельной обшивки. Современная сталь выдержала проверку: в результате удара металлическая пластина лишь V-образно согнулась, а фрагмент «Титаника» был разбит на две части. Таким образом, сталь, использованная для обшивки корпуса «Титаника», была низкокачественной, с большой примесью фосфора, что делало ее очень ломкой при пониженных температурах, поэтому при ударе обшивка треснула и разошлась.

Много лет идут разговоры об удивительном совпадении, похожем на пророчество. В 1898 г. Морган Робертсон опубликовал книгу «Тщетность», где рассказывается о том, как огромное пассажирское судно «Титан» гибнет от столкновения в тумане с айсбергом во время плавания из Нью-Йорка в Великобританию. Но после гибели «Титаника» повесть была переиздана в 1912 г. под новым названием «Тщетность, или Гибель Титана». Все последующие переиздания «Тщетности» делались как раз по варианту 1912 г.

Но оказалось, что Робертсон во втором издании многие технические параметры своего мифического «Титана» подогнал к размерам реального «Титаника»! Например, поменял водоизмещение и мощность своего корабля и убрал паруса, которые присутствовали в первом варианте. А мистическое совпадение названий тоже нашло свое объяснение - во второй половине XIX в. у берегов США затонуло сразу три британских судна под названием «Титания». Неудивительно, что Робертсон дал своему кораблю похожее имя. И эта история служит еще одним примером того, какое впечатление на людей и сегодня производит эта трагедия, произошедшая в начале XX столетия.

106 лет назад, 14 апреля, в своей первый и, как оказалось, последний рейс отправился круизный лайнер "Титаник". Этот рейс должен был стать главным торжественным событием 1912 года, но вместо этого он стал наиболее трагическим в истории морского пароходства.

Когда "Титаник" столкнулся с айсбергом, оказалось, что эвакуацию организовать никто не смог, в результате полторы тысячи человек утонули в ледяных, темных водах Атлантики. Те семьсот, кому посчастливилось занять места на немногочисленных спасательных шлюпках, пережили кошмар, ожидая спасения под крики тонущих людей.

Катастрофа потрясла мир и вызвала споры, которые не утихают до сих пор. А началось все с того, что в голову владельца британской судоходной фирмы "Уайт Стар Лайн" Брюсу Исмею пришла идея создать лайнер лучше, чем у компании-конкурента. Незадолго до этого его главный соперник "Кунард Лайн" в 1906 году отправил в плавание свой самый крупный на тот момент корабль под названием "Лузитания".

Строительство "Титаника" началось в 1909 году. Над его созданием трудились около трех тысяч специалистов, было потрачено свыше семи миллионов долларов. Последние работы завершили в 1911 году, и в это же время состоялся долгожданный спуск лайнера на воду.

Корабль преследовали неудачи задолго до того, как на его борт поднялись 2207 пассажиров и членов экипажа. Во время строительства на верфях судостроительной компании "Харланд энд Вулф" погибло шесть рабочих, большинство из них от падения с высоты. 246 человек получили травмы, из них 28 - стали инвалидами. Как только корабль отчалил от пристани, в него едва не врезался пароход "Нью-Йорк".

Провидение посылало знаки "Быть беде!", но на них не обратили внимание. Получить билет на заветный рейс хотели тысячи людей разных сословий и достатка. И никто не подозревал, что уже через несколько дней после отплытия мировая общественность будет обсуждать только одно - сколько людей погибло на "Титанике".

Торжественное отплытие роскошного корабля стало самым ожидаемым событием 1912 года. Билеты были распроданы еще задолго до запланированного рейса. Но как позже выяснилось, тем, кто обменял или перепродал свои билеты, крупно повезло, и они не пожалели, что не оказались на корабле, когда узнали, сколько людей погибло на "Титанике".

Курс "Титаника" пролегал из Саутгемптона в Великобритании в Нью-Йорк. Северная Атлантика во все времена таила смертельную опасность для судов в виде айсбергов, откалывающихся от ледников на западе Гренландии, огромных льдин и целых ледяных полей, дрейфующих под влиянием ветров и течений.

В сезон наибольшей ледовой опасности корабли двигались по Южной трассе, но в 1912 году даже с нее одно за другим поступали тревожные сообщения об огромных айсбергах.

Сделаем небольшое отступление от первых часов трагического рейса. Можно сказать, что его исход был предсказан британским журналистом Уильямом Томасом Стедом в 1886 году. Он опубликовал вымышленный рассказ о крушении Своей публикацией автор хотел привлечь внимание общественности к необходимости пересмотра навигационных правил, а именно требовал обеспечить количество мест в корабельных шлюпках, соответствующее числу пассажиров.

Через несколько лет Стед снова вернулся к аналогичной теме в новой истории о крушении корабля в Атлантическом океане, которое произошло в результате столкновения с айсбергом. Гибель людей, находящихся на лайнере, произошла из-за отсутствия требуемого количества шлюпок. И это история уже оказалась пророческой. Ровно через 20 лет случилась трагедия "Титаника". Насмешкой судьбы наверно можно назвать тот факт, что на этом лайнере оказался и сам журналист. Спастись Томасу Стеду не удалось.

Итак, капитан "Титаника" получал сообщения об опасности столкновения с айсберном, однако они их игнорировал. Более того, последнее предупреждение, всего за 40 минут до столкновения с роковым айсбергом, и вовсе не получил от радиста.

А радист в этот момент оборвал радиообмен с кораблем "Калифорниан", который предупреждало о близкой опасности. Получить координаты айсберга она не успел: был занят отправкой платных телеграмм пассажиров первого класса.

В 23:39, на расстоянии всего 650 м прямо по курсу, был замечен "черный" айсберг, а через минуту произошло столкновение, в результате которого судно получило пробоины корпуса длиной около 100 м.

Айсберг начал таять, перевернулся и стал почти прозрачным - он был "черным", практически невидимым. Ночь была безветренной и безлунной, иначе впередсмотрящие увидели бы "барашки" вокруг льдины. На "Титанике" не было ключа от сейфа с биноклями, бинокли были только у некоторых членов экипажа, но у впередсмотрящих в "вороньем гнезде" их не было. Судно неслось вперед с огромной скоростью - по мнению исследователей, катастрофа была неминуема.

"Титаник" - один из трех кораблей класса "Олимпик", которые были заказаны компанией "Уайт Стар Лайн" судостроительной компании "Харланд энд Вульф". В длину он равнялся трем современным футбольным полям, в высоту - 18-этажному дому. Корабль был рассчитан на 3547 пассажиров и более 900 членов экипажа, но общая вместительность спасательных шлюпок составляла всего 1178 человек. В проекте предусматривалась установка 48 шлюпок, но потом их сократили до 20.

Когда в 00:05 был отдан приказ спускать шлюпки, пассажиры отказывались садиться в них, так как "Титаник" казался им непотопляемым - в шлюпке № 1 было занято всего 12 мест из 65. Экипаж даже не успел спустить все шлюпки на воду из-за того, что корабль тонул просто на глазах. Первая была спущена на воду в 00:45, последняя - в 02:05. Те, кому посчастливилось попасть в шлюпки, не спасали людей в воде и старались отплыть от места крушения, опасаясь, что их перевернут тонущие или шлюпки затянет в воронку, создаваемую тонущим судном.

У людей, которые попали в открытый океан, не было шанса выжить даже при наличии спасательных жилетов и навыков плавания. В ту ночь температура воды в Атлантическом океане опустилась до +2…+4 С. При такой температуре летальный исход наступает через 5-15 минут пребывания в воде. Из воды живыми было подобрано всего шесть человек из полторы тысячи.

Между тем достаточно близко от "Титаника" находились еще три судна. На борту подавали сигнал бедствия, но использовали сигнальные ракеты не красного, как было положено при кораблекрушении, а белого цвета - других ракет просто не было на судне…

Именно поэтому не пришел на помощь корабль "Калифорниан", который проходил по курсу всего в нескольких милях - там подумали, что на "Титанике" дают праздничный салют. Только в 5:30 радист получил известие о бедствии, но когда корабль прибыл на место крушения, всех выживших уже подобрали.

Столкновений с айсбергом произошло в 23:40, а уже в 02:18 "Титаник" разломился на две части, в 02:29 врезался в дно океана на глубине почти 4 тысячи метров. В 04:10 на помощь людям в спасательных шлюпках пришел корабль "Карпатия", который поднял 712 уцелевших пассажиров и членов экипажа на борт и в 08:50 взял курс на Нью-Йорк. Вместе с "Титаником" утонул и его капитан - Эдвард Джон Смит, самый опытный из капитанов компании "Уайт Стар Лайн".

Неорганизованная должным образом эвакуация людей до сих пор считается главной причиной массовой гибели людей. Факт того, сколько человек погибло во время крушения "Титаника", свидетельствует о полном отсутствии какого-либо контроля над этим процессом. В 20 спасательных шлюпках могло разместиться не менее 1178 человек. Но в начале эвакуации их спускали на воду заполненными наполовину, и не только женщинами и детьми, а также целыми семьями, и даже с ручными собачками. В результате этого наполняемость шлюпок составила всего 60 %.

Люди III класса смогли пробраться на палубу только к концу эвакуации, и поэтому даже членов экипажа в итоге спаслось больше. Многочисленные выяснения причин и фактов кораблекрушения подтверждают, что ответственность за то, сколько погибло на "Титанике" человек, полностью возлагается на капитана лайнера.

Как же случилось так, что корабль, который считался непотопляемым, затонул так быстро? Споры о причинах кораблекрушения продолжаются и по сей день.

Одна из последних гипотез - еще в порту в трюме загорелся уголь, но судоходная компания решила не откладывать рейс и корабль вышел в море с пожаром на борту. Очевидно, руководство рассчитывало на то, что команда справится с ним в пути, и боялось огласки проблем - строительство обошлось в рекордные $7,5 млн. Потушить уголь можно было только одним путем - забросив в топку, что и делали кочегары, разгоняя "Титаник" до немыслимой скорости. Но огонь не утихал, температура поднималась, сталь становилась хрупкой и попросту не выдержала столкновения с огромным айсбергом.

В ходе изучения причин катастрофы со дна океана была поднята на поверхность часть обшивки корабля. Кусок стали подвергли испытаниям, и учеными доказано, что металл, из которого сделан корпус лайнера, был низкого качества. Это послужило еще одним обстоятельством крушения и причиной того, сколько людей погибло на "Титанике".

Кроме того, был полный штиль, и идеально гладкая поверхность воды не позволила вовремя обнаружить айсберг. Даже небольшого ветра было бы достаточно, чтобы волны, бьющиеся о лед, позволили обнаружить его раньше, чем произошло столкновение.

Неудовлетворительная работа радистов, вовремя не сообщивших капитану о дрейфующих в океане льдах, слишком большая скорость движения, не позволившая быстро сменить курс корабля, - все эти причины вместе привели к трагическим событиям на "Титанике".

Факты, количество погибших, причины катастрофы удалось получить благодаря показаниям выживших пассажиров. Воспоминания некоторых некоторых их них были опубликованы и навсегда останутся в истории.