Современный этап технологического развития обусловил беспрецедентные возможности для создания принципиально новых и более эффективных методик и способов обучения. Вместе с этим оригинальные подходы имеют место и в научной среде, где активно используются последние разработки. Однако далеко не всегда внедрение новых концепций и программ, способствующих развитию, охотно принимается ответственными лицами. Но не только этим объясняются проблемы современного образования и науки, которые делают невозможным дальнейшее развитие. Стагнации педагогической деятельности, к примеру, способствует несколько факторов, виновниками которых являются и учителя, и сами учащиеся, и малоэффективный Для более полного представления о сегодняшнем положении в секторах образования и науки следует подробнее рассмотреть их проблемы и способы выхода из непростой ситуации.

Проблемы финансирования

Отечественная долгое время считалась одной из лучших в мире. Причиной этого можно было назвать энтузиазм преподавательских составов, которые качественно и с любовью к подопечным выполняли свои обязанности. Однако в наше время качественное образование невозможно без финансирования. И речь идет не только о должном уровне оплаты труда учителей, среди которых и сейчас немало по-настоящему преданных своей работе людей. Дело в том, что распределение денег планируется из расчета на количество учеников. Но такой подход сегодня является неэффективным и рождает другие, не менее образования, в числе которых сложности контроля посещения школ учениками. Для этого в некоторых учреждениях практикуется введение специальных комиссий, которые в дальнейшем составляют отчеты о фактическом количестве учащихся. Связано это с тем, что выделяемые деньги не всегда соответствуют намеченным задачам именно по причине расхождений в цифрах, относящихся к количеству учащихся. Впрочем, есть и альтернатива такой системе финансирования, которая предполагает поступление денежных средств непосредственно от родителей. По крайней мере, наиболее острые проблемы технического состояния школ решаются именно таким образом.

Нехватка молодых специалистов

Старение профессорско-преподавательского состава является одной из главных проблем современных вузов. Казалось бы, это нормальный и естественный процесс, так как на смену старшему поколению всегда приходят молодые педагоги и учителя. Но с каждым годом становится все очевиднее снижение темпов «воспроизводства» молодых кадров. Усугубляется ситуация тем, что от безысходности руководители учреждений вынуждены брать на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает и Кстати, в науке существуют проблемы такого же характера, но со своей спецификой. Надо сказать, что многие молодые специалисты начинают свой путь в науку именно с преподавательской деятельности. Затем следует проведение исследований, написание статей и т. д. Но для стимуляции таких процессов не хватает участия государства. Опять же, многое упирается в отсутствие достаточного обеспечения преподавательских составов материальными средствами.

Отсутствие института профориентации

Как показывают опросы учеников старших классов, большинство из них даже на последних этапах получения основного образования не имеют четкого представления о выборе будущей профессии. Конечно, можно назвать несколько специальностей и ниш, которые пользуются спросом в наше время, но в условиях быстро меняющегося рынка и технологического развития сложно сказать, какие профессии могут пригодиться лет через 5. Соответственно, проблемы образования в России в определенной мере выражаются и неуверенностью школьников в целях получения ими конкретных знаний.

По мнению специалистов, ученики должны иметь представление о возможном направлении своего дальнейшего развития с точки зрения образования. Разумеется, это нисколько не отменяет необходимость получения широкого спектра знаний. Решением подобных проблем на Западе становится привлечение успешных людей, сделавших карьеру в той или иной сфере. Как правило, это признанные специалисты, которые делятся своим опытом со школьниками и студентами.

Отсутствие практической ориентации образования

Из обозначенной выше проблемы вытекает и другая нерешенная задача - практическая ориентированность образования. Даже если учащийся определит для себя направление дальнейшего развития на ранних этапах, у него не будет возможности максимально освоить практические навыки в процессе обучения. Российская система образования скорее ориентирована на выпуск молодых ученых с теоретической базой. Такие проблемы образования в России проявляются в будущем, когда выпускники не могут органично вписаться в условия реальной деятельности. И речь идет даже не столько о получении практики в традиционном ее понимании. Гораздо важнее на этапе обучения уметь ориентироваться на рынке профессий и услуг, понимая, где и как могут быть востребованы конкретные навыки.

Ограничение возможностей одаренных детей

Пресловутая «уравниловка» по-прежнему входит в список основных проблем отечественного образования. К сожалению, даже современная система не дает детям подниматься выше, чем основная масса одноклассников. Пятибалльная система, в частности, не позволяет поощрять учеников, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что работа по типовым программам и методикам - это общие проблемы современного образования и науки, которые тормозят развитие в обеих областях. Оригинальность мышления, конечно, находит свои пути выражения, но школа и университет должны всячески поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря об отсутствии практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые гораздо эффективнее стандартных методик, сглаживающих личные особенности учащихся.

Проблемы высшего образования

Последние 20 лет наблюдалась целая череда изменений, которые значительно трансформировали Главным итогом реформ стала коммерциализация вузов и предоставление им полной свободы от государства. Большая часть современных университетов представляет собой едва ли не коммерческие организации, которые берут деньги за свои услуги со стороны студентов. Конечно, такое положение обуславливает другие проблемы современного образования и науки, которые, кроме прочего, выражаются в низком уровне получаемых знаний. Начинаются же подобные проблемы с доступности высшего образования. Теоретически его может получить любой выпускник школы. Далее следуют нюансы кадрового формирования вузов. Рост их количества на фоне дефицита профессиональных педагогов также не позволяет обеспечить подготовку специалиста на должном уровне.

Причины проблем образования

Как уже отмечалось, одной причиной объяснить современные проблемы в образовании нельзя. С одной стороны, можно назвать слабые позиции государства, которое не участвует в поддержке вузов, недостаточно финансирует школы и практически не стимулирует школьников и студентов к получению новых знаний. Но проблемы в системе образования объясняются не только государственной политикой. Нежелание преподавательских составов внедрять новые технологии в процессы обучения обуславливает отсталость российских школ и университетов на фоне европейских учебных заведений. Например, одной из самых громких новинок последних лет стали интерактивные средства, которые активно внедряются во многих западных школах. Но в России даже крупные учебные заведения неохотно воспринимают подобные новшества. Конечно, нельзя среди причин, обуславливающих проблемы отечественного образования, игнорировать и нежелание самих школьников и студентов учиться. Но и эти факторы тесно переплетаются с отсутствием стимулов и в целом понимания пользы от знаний.

Основные проблемы науки

Многие из проблем образования характерны и для науки. Прежде всего это недостаток финансирования. Деятельность в данной сфере требует немалых вложений - только в этом случае можно рассчитывать на высокие результаты исследований и новых разработок. Но проблемы отечественной науки связаны не только с техническим обустройством лабораторий. По словам многих экспертов, отечественной науке не хватает четкого обозначения целей и задач. В итоге наблюдается непоследовательность деятельности и, как следствие, неспособность реализовать инновационные приоритеты.

Пути решения проблем

Большинство концепций, предлагающих создание условий для естественного решения проблем образования, предполагает изначальную ориентацию на учащихся, а не на разработку и постоянное совершенствование новых правил и стандартов. Иными словами, школа должна не заставлять и контролировать, а стимулировать заинтересованное развитие. С этой точки зрения решение проблем образования происходит через побуждение к самостоятельному поиску ответов на вопросы. Со своей стороны, учителя и педагоги должны оценивать предлагаемые решения с учетом неординарности использованных подходов. Немаловажным в этом процессе является и мотивационная составляющая, которая вызывает интерес у школьника или студента к дальнейшим исследованиям.

Перспективные направления развития

И в системе образования, и в науке отмечается огромный разрыв между теорией и практикой. Школа практически никак не связана с рынком труда, механизмами которого и являются знания с навыками специалиста, а не учитывает интересы финансовых групп. Поэтому наиболее перспективным направлением, движение по которому может решить проблемы развития образования и научной отрасли, является сращивание теоретической мысли и жизнеспособных сегментов рынка. При этом эффективность этого слияния возможна только при поддержке государства. Все-таки без должного финансирования невозможно говорить о реализации перспективных знаний и проектов, разработанных на их основе.

Заключение

Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее попытки внести изменения пока не современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу.

Жгучие проблемы нашей школы и пути их решения

Изменения в ценностном подходе к содержанию образования

Изначально необходимо если не договориться, то принять во внимание некоторые аксиоматические гипотезы оценки реальности, в которой предстоит жить тем, кто сегодня ходит в школу и дает нам кредит доверия:

* содержание и результат образования являются товаром на рынке труда, за который школьник (или студент) расплачивается, если не родительскими деньгами, то временем, психологической и биологической энергией собственной отнюдь не бесконечной жизни, вхождением или не вхождением в актуальную культуру и индивидуальное бытие. Более того, время, затраченное на получение образования не компенсирует ограниченность приобретаемого жизненного и трудового опыта, реальной социализации и адаптации к изменяющимся условиям жизни;

* так называемое научное знание растет в геометрической прогрессии, тогда как эффективность современных дидактики и педагогических технологий, в лучшем случае, растет в арифметической прогрессии, а способности растущей личности осваивать объемы учебной информации за последние 15О лет существенно не прогрессируют. Более того, внешкольные информационные потоки явно увеличились на один-два порядка и поглощают огромные количества энергии на их восприятие;

* современные информационные технологии обесценивают попытки нагружать память - во многом - справочными данными, знанием процедур, которые многими способами можно запросить в информационном банке (компьютеры, Internet и др.);

* нельзя продолжать мерить образование по затратному принципу - сколько часов, лет ушло на образование. Для примера, если увеличить количество часов на литературу или математику вдвое, то качество филологической или математической подготовленности контингента школьников вряд ли возрастет, по оптимистическому прогнозу, более чем на 1О-15 процентов;

* точно определить, какой именно банк знаний понадобится для продолжения образования, в первую очередь профессионального, а также для будущей профессиональной деятельности более чем на десять лет вперед в современном меняющимся мире труда практически невозможно, а действовать по принципу "чем больше, тем лучше" или "кашу маслом не испортишь", во-первых, накладно, во-вторых, может оказаться мимо цели, которая, в конечном счете, определяется ростом экономики и улучшением качества жизни, в-третьих, позиция "это должен знать каждый культурный человек" может быть волюнтаристской и ошибочной.

Грядущее информационное общество настоятельно требует отказа от информационного образования в пользу методологического, которое, с позиций педагогической кибернетики, можно представить как овладение интеллектуальными технологиями преобразования данных (сведений, сигналов) в информацию. Отсюда можно принять, что информация-структурированные с заданными целями данные, а процесс структурирования является индивидуальным творческим актом познания.

В свою очередь, информация трансформируется в знания путем размышления как над содержанием информации, так и над опытом, пробами (что, наверное, главное) применения знаний в конкретной практической многообразной деятельности.

Заметным прорывом в гуманитарную педагогику является выращивание личностно ориентированной педагогики , сущность которой-индивидуализированная система научных знаний и практических умений, оказывающих влияние на поведение человека с целью его изменения.

К сожалению, в условиях нарастающих информационных потоков, обрушивающихся на школьников (и студентов), известной непредсказуемости развития возможных сценариев изменений социальной жизни реальностью становится отчуждение содержания образования от актуальной жизни. Навязчивая тенденция “учить всех всему”, с одной стороны, приводит к дефициту доверия системе образования, с другой стороны, в силу невостребованности такой образовательной услугу отторгает значительную часть контингента от необходимости получения действительно необходимого современному человеку уровня образованности.

Родители не понимают института школы

Есть основания считать, что родители не могут понять, что двадцатилетний (в среднем) лаг со времени их обучения и окончания школы заметно изменяет цели и содержание образования, так как появляются новые общественные потребности. В известной мере родители рассматривают школу как “камеру хранения”, пребывание в которой почти автоматически должно обеспечивать приобретение, получение знаний. При этом процесс приобретения знаний идентифицируется с запоминанием информации и образов действий, что часто приводит к неприятию новых педагогических технологий, построенных на активных методах не столько передачи знаний, сколько их получения, сотворения..

Распространена критика родителями содержания образования, учебных требований, методики или манеры преподавания, достоверности оценок, личных и деловых качеств учителей. Правомерность такой критики очевидна: во-первых, родители являются заинтересованной стороной и хотят “как лучше”, во-вторых, за критерии истинности они принимают лишь собственный опыт школьного ученичества, в-третьих, известная закрытость школы создает дефицит информации, сказывающийся на превалировании интуитивных и эмоциональных оценок школьных явлений.

В подавляющем числе случаев родители за критерий благополучия/неблагополучия школьного детства принимают “отметки”, хотя отношение к ним дифференцируется по школьным предметам. При этом весьма болезненно относятся к психолого-педагогической диагностике воспитательно-образовательного процесса, считая целесообразным разделение функций, когда школа учит и дает знания, а семья воспитывает, развивает в пределах своих возможностей. Обычно родители не могут в полном объеме справиться с учебными заданиями детей, многое забыли или считают ненужным. Вынужденное оказание помощи вызывает раздражение, а вменяемый школой контроль выполнения домашних заданий порой усиливает рассогласование школы и семьи.

“Отметки” вообще становятся яблоком раздора и причиной цепи конфликтов. Вместе с тем, в действительности, родители не оповещаются о критериях оценивания успешности выполнения учебных заданий, учения в целом. Кстати, безотметочное обучение обычно не принимается родителями, качественная оценка их не устраивает, они больше доверяют количественной.

Довольно низкий престиж учителей в обществе и довольно высокий, в среднем, образовательный (чаще профессиональный) уровень родителей создают дефицит кредита доверия школе. Родителей может не устраивать возраст, пол, образование, интеллигентность, личные данные, даже уровень материального положения учителей, что особенно усугубляется при нововведениях в учебный процесс.

Часть родителей относится к школе как заложнице вузов, более того готова принять школу любой, если она гарантирует поступление выпускников в те вузы, которые соответствуют рейтингу родителей.

Слова о школе развития, о воспитании, о педагогике сотрудничества, даже о жизненном и профессиональном самоопределении растущей личности родительский корпус в целом воспринимает как, в лучшем случае, педагогические декларации или как, в худшем случае, посягательство на личную жизнь, на частную жизнь семьи. При этом родители не считают нужным познакомиться с современной педагогической литературой и прессой. Правда, в некоторых случаях у них нет такой возможности. Так “Закон об образовании”, проекты модернизации 12-летней школы и другие важные документы были опубликованы только в педагогических газетах, которые не бывают в поле зрения населения страны.

Социологические исследования показывают, что набор учебных предметов, принятых в наших школах, не совпадает с интересами молодых людей.

Важной социальной задачей является педагогизации общества в целом: выпуск научно-популярной психолого-педагогической литературы, видеофильмов; использование возможностей СМИ; воссоздание родительских университетов; включение психологии и педагогики в качестве обязательных предметов в учебные планы всех видов послешкольного образования; увеличение количества психолого-педагогических факультативных курсов в средней школе; расширение сети психолого-педагогических консультаций для всех групп населения на базе педагогических университетов и факультетов; увеличение приема в высшие и средние специальные педагогические учебные заведения, подготовка учебными заведениями средствами малой полиграфии различных информационных и методических листовок, дайджестов, релизов.

Образование в постиндустриальном обществе

В известной мере постиндустриальное (информационное) общество может быть названо достигшим апогея развития индустриальное общество, основными характеристиками которого являются:

*бурное развитие информационной “суммы технологий” как способ дальнейшего повышения эффективности всех видов производств, так как их технико-технологические возможности достигли своего естественного предела;

*сохранение и повышение уровня эффективности общественного производства, которое становится все более науко- и энергоёмким, дорогостоящим и безлюдным, безотходным и высокопроизводительным;

*повсеместное распространение гибких автоматизированных производств, цехов и заводов-автоматов, высокий уровень информатизации и компьютеризации производств, автоматизация умственного труда работников и др. приводят к отмиранию профессий и появлению “универсального работника”;

*существенное изменение структуры занятости-перераспределение работников из материального производства в сферы информатизации, культуры, здравоохранения, образования, сервиса, досуга и др.;

*значительные затраты “рабочего” времени на саморазвитие и самосовершенствование человека-вероятно, “самым полезным для общества временем становится свободное время индивида”;

*отказ от информационного обучения в подготовке кадров в пользу методологического, когда работник умеет самостоятельно находить и рационально использовать необходимую информацию; новые информационные педагогические технологии существенно сократят сроки освоения образовательных “стандартов”, а традиционное профессиональное образование будет утрачивать свою актуальность;

*интеллектуализация всех видов трудовой деятельности, когда успех ее существенно определяется общекультурным уровнем работника, как личности и индивидуальности;

*процессы интеграции и дифференциации научного знания, интеграции технического и гуманитарного знания будут заменяться структурированием банков данных и знаний, созданием гипертекстов; при этом доступ к ним будет открыт для подавляющего большинства населения путем умелого формирования запроса;

*в структуре личности незначительное место занимают профессиональная специализация и уровень квалификации работника, а главенствующее место занимает овладение ключевыми компетенциями и приобщение к общечеловеческим ценностям;

*высокие технологии и техника общественного производства интенсивно проникают в домашнее хозяйство и повседневный обиход, особенно в части информатизации семьи, быта;

*преодолевается отчуждение человека от процесса и результатов труда, имеющих самоценность для развития и самореализации человека в жизни;

*расширяется общественный сектор науки, когда занятие научной деятельностью становится возможным для любого желающего и подготовленного человека-все большее количество людей вовлекается в выполнение и квалифицированное использование результатов научных исследований, ориентированных на решения практических задач.

* все большую долю занимает образование по индивидуальным планам, учитывающим психолого-физиологические, генетические и др. качества человека, что будет требовать от учителя не столько дидактической, сколько управленческой (менеджерской, модераторской) компетенции.

Нынешнее общее (школьное) образование обслуживает, в основном, приобщение растущего человека к знаниевой культуре и весьма слабо ориентировано на жизненное и профессиональное самоопределение растущей личности. Продолжается отчуждение школьников от содержания образования, которое не дает адекватной мировоззренческой картины, не позволяет составить представлений обо всем пространстве труда людей, не дает необходимой информации для построения обоснованных жизненных и профессиональных планов.

Школа как таковая существенно, уже в первой трети ХХ1 века, изменится: информационные педагогические технологии электронными конференциями, обучающими программами снимут необходимость посещения школы; обучающие и образовательные функции со школы будут сняты; основной задачей школы станет коммуникативно-воспитательная, восполняющая дефицит живого человеческого общения между людьми одного и разного возраста.

Гуманизация и гуманитаризация образовательных систем предполагают отказ от “лоскутности” картины мира, создаваемой дублированием научных дисциплин и банков научных данных в многочисленных учебных предметах, отказ от избыточных сведений и знаний в базовом компоненте образования, создание вложенности знаний на принципах вариативности и индивидуальной востребованности.

Трудовое отучение, трудовое воспитание или профессиональное самоопределение? На пути преодоления “синдрома Емели”

К сожалению, содержание общего образования, закрепляемое, в частности, образовательными стандартами, до сих пор ориентированно на передачу “основ наук”, а не на конструирование целостной мировоззренческой картины бытия. Психологическая и социальная невостребованность знаний, потеря в представлениях школьников престижности квалифицированного сложного труда, заметная тенденция образование (и успеваемость) считать заложницей вступительных экзаменов в ВУЗы приводят к формированию социальной зрелости с обратным знаком и потерям жизненных ориентиров, позитивных устремлений и мотивов.

Очевидно, что все преобразования в воспитательно-образовательных системах всегда направлены на развитие личности, способной реализовать себя в продуктивной трудовой деятельности. В известной мере идеи создания трудовой школы, расширение трудового начала школы отражали стремление приобщить подрастающее поколение к реальным знаниям. Сегодня задача существенно усложнилась, во-первых, необходимостью вооружения знаниями для выживания в условиях постоянного выбора, во-вторых, выпускникам школ, вероятно, понадобятся те знания, которыми поколения учителей владеют не в полной мере. Такая ситуация характерна для открытых воспитательно-образовательных систем в нетрадиционных обществах.

Таким образом, допрофессиональное и профессиональное образование должно быть направлено на увеличение жизненных шансов в изменяющихся условиях жизнедеятельности личности и индивидуальности. Другими словами, образование обеспечивает встречу человека с самим собой , в том числе через приобретение именно своей профессии, которое вполне можно считать частью человеческого счастья-когда свободный человек утверждает, что его профессия, специальность самые лучшие.

Успешность допрофессионального и профессионального образования сегодняшних школьников очевидно определяет место России в современной цивилизации и культуре, положение страны в мировом разделении труда, создает предпосылки для выращивания новых производительных сил и производственных отношений. Все это потребует не только финансово-материального, но и интеллектуального инвестирования всего общества, разумеется, начиная с государства.

Изменения в характере труда работающих, в первую очередь, в связи с интеллектуализацией, компьтеризацией, автоматизацией всех видов трудовой деятельности, по всему миру подняли волну пересмотра содержания образования в сторону актуализации знаний и умений до уровня функциональной грамотности в современном понимании, связи образования с жизнью, насыщения учебного процесса различными формами продуктивной деятельности. При этом генеральной линией ставится подход к образованию как к средству социальной безопасности, способу выживания в условиях постоянного выбора-познай свои возможности, развивай свои способности, научись их реализовывать на всех стадиях проектирования и закрепления на этапах собственной деловой карьеры.

Однако трудовое образование не должно быть детерминированным, однозначно заданным и полностью поглощающим личность. Оно не должно быть подготовкой “профи”, а предполагает свободу человека быть другим , тем более, что трудовая деятельность в современных условиях делает реальной смену профессий несколько раз за трудовую жизнь человека, что в прошлом было скорее исключением, а не правилом.

В традиции информационного трудового образования была тенденция экстенсивного увеличения знаний, когда их спонтанный (можно сказать, искусственный) рост отождествлялся с ростом квалификации. В информационном обществе объективно снижается ценность знаний, которые современные пользователи легко могут заполучить из компьютера, которые легко могут быть доставлены электронными сетями и почтами. Зато возрастает ценность умения понимать, какие именно знания нужно заполучить, как их обработать, как их использовать в решениях актуальных задач, как сформулировать запрос на информационную и интеллектуальную поддержку решений нестандартных задач.

Вместе с тем, трудовое образование в сознании многих людей обычно ассоциировалось с практическим обучением. Однако основное количество современных профессий-это профессии речевые. Существует (по акад. Ю.В. Рождественскому) только восемь видов труда (здесь нет противопоставления труда работе), определенных по степени сложности:

1)физический труд, 2)торговый труд, 3)труд финансиста, 4)труд управленца, 5)труд, обеспечивающий рекреацию, здоровье и самосохранение (развлечения, спорт, медицина, военное и полицейское дело, юриспруденция), 6)труд изобретателя (инженера, проектировщика, архитектора, дизайнера), 7)труд человека, занимающегося культурой (в частности труд информатика), 8)труд педагогов. Физический труд представлен только на производстве и частично в торговле, спорте. Остальные виды-речевой труд. Это значит, что общество строится на языке, о есть на изобретении мыслей, выраженных в речи.

Трудовое образование и воспитание школьников имеет сложные социально-педагогические задачи:

Во-первых, оно должно показать место и роль школьных предметов в структуре всех профессий. Более того, оно должно интегрировать школьные учебные предметы в актуальное знание, необходимое для эффективной трудовой деятельности;

Во-вторых, оно позволяет детям и подросткам выполнить большую серию различных проб в системах “человек-техника”,”человек-природа”,”человек-знак”,”человек-образ”,”человек-человек”и получить некоторые представления о своих возможностях и предпочтениях;

В-третьих, оно имеет диагностическую функцию, позволяющую наблюдениями, тестами, интервьюированием и другими способами определять динамику развития индивидуальности и личности,в том числе, в части информационной обеспеченности, функциональной грамотности, технологической умелости, интеллектуальной и волевой подготовленности;

В-четвертых, оно предоставляет возможность сформировать образы эффективного труженика и эффективного труда, достойного уважения человека и благополучной трудовой карьеры;

В-пятых, оно позволяет заинтересовать детей и подростков проектированием версий жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней.

В связи с приведенными задачами можно утверждать о недопустимости профильного общего среднего образования школьников, которое следует рассматривать как рудимент монотехнического трудового обучения и как негативный фактор в системе политехнического и эргономического развивающего образования, ограничивающий расширение мировидения растущего человека в концентрах:

1.Предметный мир: создание, производство, потребление;

2.Мир профессий: человек –труд -общество;

3.Образ “Я”: чего я хочу и что я могу.

Информационное обеспечение среды самоопределения школьников

Информационное обеспечение профессионального самоопределения осуществляется, в первую очередь, школьными предметами, которые предоставляют значительное количество разных проб для выяснения своих отношений, предрасположенности, способностей и желаний заниматься (или не заниматься) тем или иным видом деятельности.

Информационное обеспечение профессионального самоопределения должно включать:

* знакомство с видами деятельности при выполнении ручных, машинных и автоматизированных технологических операций;

* опыт выполнения простых и сложных операций, требующих и не требующих интеллектуального напряжения, рутинных и творческих;

* представления о характере работы рабочих, техников, специалистов в различных областях создания материальных и нематериальных ценностей;

* классификации профессий;

* различия условий работы;

* особенности и виды заработной платы работников разной квалификации;

* знакомство с системой профессионального образования, правилами приема, условиями и содержанием образования;

* конъюнктурные представление структуры рынка труда;

* представления о службах психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения, содержании банков психологического тестирования;

* справочные материалы по профориентации, психологии труда;

* учебные видеофильмы о различных видах трудовой деятельности;

* проспекты учебных заведений и фирм.

Очерки модели выпускника средней общеобразовательной школы

Во-первых, Модель не тождественна “паспорту”, “стандарту человека”, обычно описывающих, в первую очередь, некоторый набор знаний, умений и навыков (ЗУНов) и параметры “социального характера” (Э. Фромм), что позволяет в “культурах полезности” (А.Г. Асмолов) от имени и по поручению общества, а точнее государства, не только формировать “социальный заказ”, но и закладывать их в фундамент проектируемых образовательных систем, вплоть до конкретных учебных заведений.

Такие подходы характерны для тоталитарных культур “ковки нового человека”, в которых нивелирование личности подгонялось под нужды определенного устройства общества.

В нашем понимании Модель представляет собой “пучок векторов” приобщения человека к актуальной культуре, возможных для развития в существующих социально-экономических условиях средствами образования.

Во-вторых, Модель является вероятностно-статистической, так как ее построение базируется на развитии уникальной индивидуальности, формирующей запросы поддержки и помощи со стороны образовательных систем и общества в целом. Другими словами, количество и величина векторов в упомянутом “пучке векторов” сохранения и развития индивидуальности оказываются принципиально различными. “Сфера индивидуальности” в пределе становится подобной сфере многообразия жизни во всей ее полноте-тогда вполне можно говорить о приобретении человеком свободы как идеала своего сущностного бытия.

Таким образом, Модель включает известную модель всесторонне развитой гармонической личности, но не сводится к ней-последняя является лишь некоторой частью “сферы индивидуальности”, частью, которая уравновешивает интересы человека и социума, сглаживает их неизбежные противоречия.

Отсюда можно неоднозначно принять, что своей личностью человек “откупается” от социума, что личность-играющая по внешним правилам индивидуальность, обученная избегать отклонений от нормативного "социотипичного" поведения.

Заметим, что тоталитарная культура средствами образования и воспитания культивировала именно личность, можно сказать, как “обструганную” в интересах “культуры полезности” индивидуальность.

В-третьих, Модель имеет не характер “проектного задания” для выполнения, в первую очередь, профессионалами образования, а скорее характер конвенционного документа для консолидации усилий - учащихся и учителей - при выполнении общего дела.

Реализация такой Модели предполагает конструктивную деятельность, направленную на проектирование условий эволюционного развития общества, улучшения качества жизни. Другими словами, обеспечивается позитивное влияние образования на социум, а не воспроизводство вчерашних стандартов жизни. Если угодно, такая Модель направлена на подвижки в ментальности, на улучшение качества разумения, на расширение границ мировидения и миропонимания.

В-четвертых, Модель строится в предположении ухода от “образования преподаванием” к “образованию изучением” (П. Друкер), то есть в отказе от оценивания эффективности образования по “затратному принципу”-по продолжительности, затратам времени, объёму учебных дисциплин в часах. Морфология Модели допускает гибкую систему профессионально-технологических проб, имеющих неформальные структурно-логические связи и простроенные содержательные линии, что позволяет выйти на со-творение, со-здание интегративного знания как характеристики уникальной индивидуальности.

В-пятых, Модель ориентирована на “турбулентность” жизни и индивидуального бытия, на их неопределенность и непредсказуемость, когда прогресс отождествляется с последовательным приближением к известному положению-“свободное развитие индивида является условием развития всех”.

С другой стороны, инвариантным ко времени и изменениям мира остается стремление каждого человека к счастью, которое можно определять как осознанное жизненное самоопределение. Развитие способности к жизненному и профессиональному самоопределению становится ядром Модели.

Вклад содержания образования в жизненное самоопределение

Проектирование профессиональных планов выпускниками школ опережает появление жизненных планов, что вполне можно расценивать как некоторые издержки воспитания. Если угодно, это социально-педагогическое явление характеризует отставание воспитания духовности от создания мысленной прагматической (материалистической) картины мира и собственного будущего.

Однако социализация личности растущего человека предполагает актуализацию проектирования именно жизненных планов, которые должны включать деятельное отношения к таким параметрам собственной жизни как:

*личное и семейное благополучие;

*здоровье личное и близких;

*стремление к полноценной жизни и приобщение к культуре;

*качество жизни (достаток, отдых, досуг);

*праведность, добропорядочность и опрятность жизни;

*законопослушность и социальная бесконфликтность;

*сохранение и приумножение материальных, духовных и культурных ценностей семьи, рода и народа;

*эффективность как работника;

*общественное и культурное предназначение;

*воспитание будущих детей.

Отсюда легко можно сделать вывод, что достойная жизнь предполагает постоянное активное проектирование жизненных планов, одним из средств реализации и достижения которых является проектирование профессиональных планов, ибо в современном обществе жизненный уровень индивида в значительной мере определяется успешностью профессиональной карьеры, выбором профессии.

Однозначно, что духовное неблагополучие народа складывается из духовного неблагополучия конкретных людей, живущих в неблагополучном обществе. Как измерить духовное неблагополучие, которое появляется в детстве, культивируется (или нет?) в школе, поддерживается в вузе или армии, усугубляется на каждом рабочем месте? И уж совсем драматичный вопрос-какова степень духовного благополучия учительства?

Что понимать нам под духовностью? Или без этого понятия можно ли проектировать педагогические системы? Вообще-то, можно, но тогда это можно назвать педагогическим варварством.

ДУХОВНОСТЬ (в педагогическом контексте!) - ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЗНАНИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА, СВЯЗАННАЯ С ПОИСКОМ СМЫСЛА ЖИЗНИ И СВОЕГО МЕСТА В НЕЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЕМ КРИТЕРИЕВ ДОБРА И ЗЛА, ОЦЕНКИ ПО НИМ ЛЮДЕЙ И СОБЫТИЙ, ФОРМИРОВАНИЕМ МОТИВОВ ПОВЕДЕНИЯ В СОГЛАСИИ ИЛИ ПРОТИВОРЕЧИИ С ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ ПРИНЦИПАМИ НРАВСТВЕННОСТИ.

Духовно благополучным предлагается считать тип деятельности, соответствующий общечеловеческим заповедям, закрепленным народной мудростью для оптимального существования и развития человека и общества. Противоположные мотивы деятельности относятся к сфере духовного неблагополучия. В этой связи неправильно, как принято сейчас, говорить о бездуховности населения. Духовность присутствует в обществе всегда, но может быть позитивной (“благостной”), либо негативной (“греховной”).

Социальным предназначением человека вполне можно признать улучшение качеств своих и будущих поколений, улучшение при своей жизни и для потомков условий и качества жизни.

Здесь представляется правомерным вопрос- как почти три тысячи школьных дней “работают” на формирование умений заниматься именно этой деятельностью? Какие школьные предметы ее обслуживают- литература, история, экономика с предпринимательством, технология или граждановедение? Или правопреемница НВП странное ОБЖ?

Социальная зрелость, создаваемая допрофессиональным общим средним образованием, проявляется, в том числе, в умении учащихся отвечать себе на вопросы типа “За что получают заработную плату... токарь высокой квалификации, спортсмен, артист, профессор вуза, учитель, милиционер и т. д.?”.

Информационный фон разумения школьников

Следует признать проблематичными попытки оценивать изолировано знания и качества разумения учащихся по каждому учебному предмету. Более того, оказывается неэффективным преподавание вычлененных предметных знаний, которое лишь увеличивает мозаичность представлений и не преодолевает известные недостатки многопредметности.

При применении различных диагностик (в первую очередь, психологических) креативности, способности к творчеству необходимо учитывать, что информационная обеспеченность учащегося оказывает влияние на их достоверность, как бы смазывает надежность показателей. Для педагогических практики и менеджмента остается актуальной задача определения информационного фона, на котором происходит аддитивное включение новой информации и создаваемых размышлением на их основе новых знаний. Другими словами, есть необходимость оценивания того, что учащиеся знают вообще, о чем имеют ясные представления, насколько они интегрированы в современную культуру- то есть каков у них информационный фон разумения.

Учащимся 8-11-ых классов было предложено ответить на вопросы анкет (анкет создано три, по 15вопросов каждая, однако учащиеся могут выбрать те 10, ответы на которые, по их мнению, могут быть наиболее успешными). Вопросы не предполагают проверки школьных знаний и скорее требуют высказывания собственных мнений, суждений, представлений. Для примера:

1.1.Какие достижения техники и технологии уходящего века Высчитаете самыми значимыми для человечества?

1.6.Какие книги, каких писателей отражают развитие научных идей, техники, технологии и производства?

2.8.Какими ключевыми словами Вы могли бы охарактеризовать: инженерную медицину? космическое право? технический шпионаж? Internet? Polaroid?

2.13.Какие технические достижения способствовали развитию современного спорта?

3.10.Что Вы понимаете под гуманитарной образованностью технического специалиста? А под технической образованностью гуманитария?

Тестирование более двухсот учащихся было проведено в 8-11-классах московских школ, выполнена статистическая обработка результатов. Однако, главной целью предъявления этих и подобных вопросов является актуализация любознательности учащихся.

В исследовании нашло подтверждение предположение, что на уровень усвоения содержания основных школьных предметов (проверялся традиционными и эвристическими контрольными работами), на уровень способности к профессиональному и жизненному самоопределению (проверялся стандартизованным тестом), на успешность проектной деятельности существенное влияние оказывает информационный гуманитарный фон разумения. Настораживает, что средний уровень качества ответов (информационного фона разумения) существенно не отличается у учащихся 9-ых и 11-ых классов, а провалы информационной обеспеченности практически совпадают. Как и ожидалось, более 60процентов лучших работ выполнены девушками.

Что будет, если ничего не предпринимать?

Ни завтра, ни даже через год ничего существенного и трагичного не произойдет.

В экологии принята модель катастроф: представим себе пруд, падающие в который листья с деревьев приводят к заболачиванию. В каждый следующий отрезок времени площадь заболачивания увеличивается в два раза, то есть по геометрической прогрессии-сегодня метр, завтра два, послезавтра четыре, после-послезавтра восемь... Но что для огромной площади эти ничтожные квадратные метры? Процесс идет медленно и еще долго можно наблюдать прозрачную воду, чистое дно. Катастрофа станет реальностью, когда заболоченная часть приблизится к половине. В следующий момент пруд перестанет существовать-будет болото.

Если продолжать “полировать” совершенствованием методик преподавания, процедурами оценивания и тестирования, созданием новых учебников по сути средневековое (академическое, энциклопедическое, знаниевое) содержание общего среднего (в перспективе и профессионального) образования, если четко и однозначно не развести цели и средства образования, если не модернизировать банк педагогических технологий с учетом изменения объемов информации, способов их восприятия и разумения новых генераций, то:

l Есть реальная опасность обречь Россию на занятие второстепенных мест в мировом разделении труда, что увеличивает экономическую зависимость от других стран;

l Уменьшаются шансы силами и трудом народа обеспечить улучшение качества жизни большинства населения при сохранении популяции;

l Проблематичным становится сохранение и развитие уникальной национальной культуры;

l Будет продолжаться материальное и интеллектуальное расслоение населения;

l Катастрофическим станет отчуждение детей, подростков и молодежи от образования, от актуальной культуры;

l Произойдут необратимые деформации в трудовом начале жизни, потери престижности квалифицированного продуктивного труда, нарушится воспроизводство трудовых ресурсов;

l Даже возрастающие затраты (в том числе бюджетные) на образование перестанут давать социально-экономический эффект при создании валового национального продукта, что приведет к сокращению национального богатства;

l Будет спонтанно увеличиваться количество неудачников, социопатов, проявлений девиантного и агрессивного поведения детей и подростков.

Другими словами, вопрос, почему Джон ездит на Ford, Ганс – на BMW, а Иван на трамвае иностранного производства, станет раз и навсегда риторическим.

Павел С. Лернер

Все мы в нашей жизни связаны со школой - все мы прошли через нее как ученики, у многих из нас есть дети, которые или уже учатся в школе, или скоро будут в ней учиться; многие из нас работают в школе, а многие хотели бы туда пойти. В нашей стране очень много разговоров об образовании, о школах, о формах выпускных экзаменов - школьная тема одна из важнейших в нашей жизни. А что важно в самой школе?

Чтобы там ни говорили, важнейшее в школе - это учащиеся, то есть те, для кого школа создана. Представим, что все школьники, следуя советам некоторых учителей, бросили учиться и пошли работать - школу можно будет закрывать, потому что она просто перестанет быть нужной. При этом многие учащиеся совершенно не хотят учиться, что, вполне закономерно, раздражает многих учителей. Но почему дети не хотят учиться? Причин этому много.

Во-первых, многие педагоги неправильно относятся к своей работе и к детям. Учителя считают, что как бы ни было ребенку неинтересно, его нужно заставить знать учебный предмет (при этом каждый учитель считает свой предмет самым важным). Но учителя часто совершенно не считаются с индивидуальными особенностями своих учеников, некоторые из которых, по причине личностного склада не в силах хорошо учиться по данному предмету. Учителя же делают обобщенный вывод - «этот ученик плохой», хотя по другим предметам он вполне может быть одним из лучших. Учителя могут обвинять учеников в том, что они не хотят учиться; говорить, что будут работать с этим учеником только тогда, когда он захочет научиться. Но если он в самом деле захочет научиться этому предмету - он сам сможет добыть нужную информацию, и учитель не будет ему нужен. Задача учителя - увлечь учащихся своим предметом, а не «вдолбить» его в них против их воли.

Во-вторых, школьное обучение сильно оторвано от жизни. В школе в ребенка вкладывается одно, но на улице и дома он сталкивается совсем с другим. Подавляющее число знаний, полученных в школе, не находят применения в жизни, и в том числе поэтому знания эти быстро забываются. Часто к ученикам предъявляются не соответствующие возможностям их возраста требования, поэтому их сложно выполнить. А домашние задания могут отнимать очень много времени, и у человека не останется времени на свободную жизнь, а она тоже нужна - нельзя замыкаться в школе. Обучение в школе очень формализовано, и не все могут уложиться в установленную форму, что тоже создает проблемы для учащихся, обладающих более стихийным складом личности. Все это вызывает ненависть учеников к школе, превращая ее в каторгу. И учиться в школе трудно и неинтересно, поэтому задача, если не облегчить, то хотя бы сделать обучение в школе интересным и соответствующим жизни.

В-третьих, у нас не совсем понятно, чем именно должна заниматься школа. Кто-то считает, что она должна учить (но не понятно, конкретно чему); кто-то считает, что она должна воспитывать (но не понятно, что именно), но точного ответа, что делает школа, никто не может дать. А школа - это фундамент жизни каждого человека; многие именно в школе получили то, что позволило им впоследствии выстроить на этой основе всю свою жизнь; но точно так же многие были сломлены школой и лишены возможности чего-либо добиться. Что же должна делать школа? На наш взгляд, задачи школы следующие:

  1. Показать учащимся мир во всем его многообразии и предложить интересы в этой жизни.
  2. Дать человеку шансы попробовать реализовать себя в том, что он нашел для себя интересным.
  3. Помочь человеку раскрутить себя в сфере своего интереса хотя бы на начальном уровне.

То есть школа должна помочь человеку найти и реализовать себя в жизни. Школа должна сделать так, чтобы ученику было интересно в ней учиться и интересно жить в целом. Но чтобы сделать это, нужна большая и системная работа по улучшению школы, как общественного института. Что же можно сделать в этой области?

Мы выдвигаем несколько предложений:

  1. Сократить число учебных предметов до 7 - 9. При этом сходные по содержанию предметы - объединить в один. Преподавать основы науки, постепенно углубляя сложность подачи материала. Нами предлагается следующий список учебных предметов:
    1. Физкультура.
    2. Русский язык.
    3. Иностранные языки (не менее двух).
    4. Точные науки (математика, физика, химия).
    5. Гуманитарные науки (история, литература и т.п.).
    6. Естественные науки (география, биология и т.п.).
    7. Искусства (музыка, МХК, рисование и т.п.).
    8. Прочие факультативные занятия.
  2. Каждый учебный предмет является обязательным. Каждый предмет может изучаться на одном из двух уровней - углубленном и стандартном. При этом один предмет обязательно изучать на углубленном уровне, и этот предмет ученик выбирает сам.
  3. По каждому предмету сдаются экзамены. Форм экзаменов несколько, и учащийся сам выбирает форму сдачи экзамена. В случае неудовлетворительной оценки - разрешается пересдача экзамена по другим формам, и учащемуся ставится лучшая оценка.
  4. Не допускается мучение учебой. Возможно, учеба длится 4 дня в неделю (в младших классах - обязательно). Количество уроков в день - не более 7 даже в старших классах. Длительность урока - 40 или 45 минут. Длительность осенних и весенних каникул - не менее 10 дней; длительность зимних каникул - не менее 16 дней; летние каникулы - с 26 мая по 1 сентября.
  5. Помимо основных школьных занятий обязательными являются занятия в художественной студии и занятия в спортивной секции. По каждому из этих направлений учащийся должен пройти не менее 53 недель занятий не менее 2 раз в неделю (всего 106 занятий по каждому направлению). Но в случае высоких результатов по одному из направлений, второе направление разрешается не проходить.

Эти преобразования, на наш взгляд, помогут улучшить качество обучения, работы школы, и дадут ученикам новые и широкие возможности для построения своей будущей жизни.

Итоги статьи:

  1. Главное в школе - учащиеся.
  2. Проблемы и зачади школы:
    1. Проблема: неправильное отношение учителей к работе. Задача: учитель должен увлекать учащиеся своим предметом.
    2. Проблема: оторванность обучения от требований жизни. Задача: сделать обучение в школе приближенным к реальной жизни.
    3. Проблема: неясность относительно направления деятельности школы. Задача: помочь учащимся найти себя в жизни.
  3. Основная задача школы - помочь человеку построить основу для своей будущей жизни, которая должна быть успешной и интересной одновременно. Школа не должна давать и заставлять - она должна помогать человеку самому находить себе интересы, занятия и знания.
  4. Нашей школе желательны некоторые преобразования, которые сделают обучение в ней более продуктивным, что поможет решить основную задачу школы. Предложения по этим преобразованиям в нашей статье представлены.

1. Общее эмоциональное неблагополучие

Современные школьники имеют практически все, что захотят, однако в большинстве своем гораздо менее счастливы, чем мы в их возрасте. Виной тому — кризис современной семьи. Огромное количество разводов, поиски родителями новых партнеров, замена живого общения с родителями современными игрушками, отсутствие должного внимания к личности ребенка. Как результат — неврозы, чувство одиночества, негативная самооценка.

2. Информационная перегруженность

Современные дети плавают в огромном количестве информации, льющейся на них с экранов телевизоров, мониторов компьютеров, учебников, книг, журналов. Дети рано усваивают, что хранить в голове какую-либо информацию практически бесполезно, ведь ее в любой момент можно «нагуглить» в Интернете. Как результат – снижение памяти, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте. Ведь вокруг столько всего интересного!

3. Несамостоятельность, избалованность

Детоцентризм давно уже стал реальностью современного общества, серьезно влияя на отношения в семье. Наблюдается интенсивное соучастие родителей во взрослении ребенка. Родители стремятся «привязать» его к себе, делая его центром своего маленького мира, удовлетворяя малейшие его прихоти, решая за него все проблемы. Итог: позднее взросление, неумение контролировать свои прихоти, нежелание делать самостоятельный выбор.

4. Погоня за успехом

Современное общество и родители чрезмерно настроены на успех. С первого класса ребенок зациклен на достижении результатов. Современные школьники вынуждены расти в условиях, где их постоянно с кем-то сравнивают. Под влиянием общества, СМИ родители давят на детей, требуя от них высоких результатов, забывая о других общечеловеческих ценностях и о том, что находиться в условиях непрекращающейся гонки постоянно невозможно.

5. Высокая конкуренция

Причем конкуренция эта относится не только, и не столько к учебной стороне школьной жизни, сколько к межличностным отношениям в кругу сверстников. Какое место я занимаю в своей группе? Как я могу повысить свой статус? Как мне завоевать популярность среди одноклассников? На эти вопросы каждый школьник мучительно ищет ответ в зависимости от шкалы ценностей группы, к которой он себя относит.

6. Проблема разрешения конфликтов

Конфликты в школе были всегда. У современных школьников появилась проблема их разрешения, которая связана с развитием виртуального общения. Ведь в Интернет-пространстве ты как бы есть, а как бы и нет. В любой момент ты можешь прекратить общение, просто выйдя из сети. В итоге современный школьник не умеет ни мириться, ни идти на компромиссы, ни сотрудничать, ни объясняться.

7. Социальное расслоение

Школа — невероятно достоверная иллюстрация нашего общества. Дети несут в школу не только учебники, но и стереотипы, сформированные в родительской среде. А стереотипы зачастую просты — ты то, что ты можешь себе купить. И, доставая из портфеля дорогой планшет, ребенок достает вместе с ним часть своего статуса в школьной группе. Количество детей, отказывающихся ходить в школу из-за отсутствия дорогих гаджетов, неуклонно растет.

8. Дефицит времени

С первого класса у детей в расписании бывает 5 уроков в день. Старшеклассники не удивятся, увидев 8 занятий. По всем школьным предметам существует домашнее задание. Плюс спортивные секции, музыкальные, художественные школы, — ведь ребенок должен быть всесторонне развит в нашем конкурентном обществе. И не забываем про заманчивый мир социальных сетей, ежедневно съедающий от двух до пяти часов. Стоит ли удивляться, когда школьники порой признаются в том, что просто мечтают выспаться?

9. Рост ответственности за свой выбор

В современной школе широко распространено профильное обучение. Школьнику после 9 класса, а то и раньше, предлагают определиться с предметами для более глубокого изучения, полагая, что в этом возрасте ребенок вполне способен сделать самостоятельный выбор. Вынужденно школьники его делают, но зачастую не представляя, какие мотивы должны ими двигать. А уж при упоминании аббревиатуры ЕГЭ только совсем уж «пофигистически» настроенный школьник не расширит от страха глаза. И родители, и педагоги, начиная с первого класса, постоянно задают своим детям сакраментальный вопрос: « А ЕГЭ как сдавать будешь?»

10. Слабое здоровье

Статистика Минздрава указывает на прогрессивное ухудшение состояния здоровья всего населения, и в частности детского. Современный школьник с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, эндокринной системы, анемией. Причина столь глобальных изменений – изменение питания и отсутствие достаточных физических нагрузок.

Мы узнали мнение и самих ребят. Анкетирование на тему «Проблемы современного школьника» проводилось с обычными учащимися 12-16 лет обычной рыбинской школы.
И вот какие проблемы отметили наши дети:
1. Страх перед выбором послешкольного обучения – 100% школьников.
2. Боюсь не сдать ЕГЭ! — 95% школьников.
3. Вражда между сверстниками – 73% школьников.
4. Нехватка времени на личную жизнь, все время отнимают уроки – 70% школьников.
5. Конфликты со взрослыми (педагогами, родителями) – 56% школьников.
6. Слишком много ненужных предметов в расписании – 46% школьников.
7. Введение школьной формы – 40% школьников.
8. Маленький ассортимент в школьных столовых – 50% школьников.
9. Мало времени на сон – 50% школьников.
10. Невзаимная любовь, проблемы в личной жизни – 35% школьников.
Мир вокруг изменился, общество стало более сложным, требовательным, непредсказуемым. Изменились и дети, но они все же дети. Влюбляются, дружат, волнуются, мечтают. Как и мы лет 20 назад.

Инесса РОМАНОВА

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .


Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения.


Проблема №1: Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

  • Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования;

  • Отсутствие механизма комплектования профильных классов. Неразработанность содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки;

  • Неготовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах;

  • Приоритет традиционных форм организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения;

  • Недостаточное методическое обеспечение новых учебно-методических комплексов.

Пути решения проблемы:


  • Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности;

  • Разработка механизма комплектования профильных классов. Изучение заказа на профильное обучение и создание соответствующих профилей. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней. Разработка системы элективных курсов;

  • Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки;

  • Апробация и внедрение современных образовательных технологий.

Проблема №2: Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса
а) Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы


  • Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик;

  • Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты

Пути решения проблемы:


  • Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно- экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов;

  • Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита.

б) Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив


  • Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности;

  • Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.

  • Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы.

Пути решения проблемы:


  • Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения, проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения;

  • Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни;

  • Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг.

Проблема №3: Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства


  • Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий;

  • Отсутствие материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся;

  • Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательном процессе;

Пути решения проблемы:


  • Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей;

  • Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной информационной грамотности учащихся;

  • Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов.

Проблема №4: Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение социальной поддержки учащихся.


  • Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготовленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников;

  • Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников;

  • Неготовность социально-психологической службы школы участвовать в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом.
Пути решения проблемы:

  • Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения;

  • Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника;

  • Повышение профессионального методического уровня педагога- психолога и социального педагога в школе через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, научно-практических конференциях, создание программ исследований
Возврат на главную страницу