Система управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую. Для осуществления функции управления управляющая подсистема должна располагать необходимыми ресурсами (материальными, трудовыми, финансовыми), обеспечивающими реализацию управленческих воздействий.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами: устройства связи, сигнализации, счетную технику и т.д. В первую очередь это линейное управление: президент АО, директор предприятия, его заместители, начальники цехов, мастера. Сюда также входят и функциональные, или штабные организации: служба заводоуправления и цехов. В каждом хозяйственном звене управление решается по-разному, т.е. количество ступеней и количество управляющих органов на каждой ступени определяется целями, задачами и функциями управления.

Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. В нее входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий и т.д. Их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено.

Управляющая и управляемая подсистемы образуют систему управления хозяйством.

Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы.

Каждая из подсистем самоуправляющаяся, однако, постоянно находящаяся под воздействием систем более высокого уровня. Они характеризуются наличием структуры, уровнем организации, способностью воспринимать воздействие от внешней среды и в свою очередь воздействовать на нее.

Под структурой понимают соотношение подразделений системы, их взаимосвязь и соподчиненность. Под организацией - создание подразделений, обеспечение их взаимодействия, функционирования и развития системы.

По функциональному признаку управляемая система подразделяется на ряд подсистем: техническую, технологическую, организационную, экономическую, социальную.

Техническая подсистема представляет собой взаимосвязанный, взаимообусловленный комплекс машин и оборудования, которые могут решать конкретные задачи. Для этого необходимо, чтобы отдельные их виды были расположены определенным образом на производственных площадях и сочетались друг с другом по мощности. Непосредственно на предприятии техническая подсистема - это производственные мощности. По сравнению с другими техническая подсистема менее подвижна. Подвижность ее определяется физическим и моральным износом, техническим прогрессом, средствами, выделяемыми на реновацию.

Технологическая подсистема - это ряд последовательно протекающих по определенным правилам и нормам процессов и стадий производства. Ее элементами являются предметы труда, отдельные операции и процессы. По сравнению с технической, технологическая подсистема под воздействием научно-технического прогресса изменяется быстрее, что позволяет более рационально и эффективно использовать оборудование, заводские площади и труд людей.

Современное производство многообразно, сложно, оно требует соответствующего обеспечения и обслуживания. Поэтому важнейшее место занимает организационная подсистема , которая заключается в единстве технических и экономических процессов и выражается в упорядочении всех процессов. Целью организации является обеспечение наивысшего производственного эффекта с наименьшими затратами труда.

Экономическую подсистему нужно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле ее представляют как подсистему общественного производства, т.е. совокупность производительных сил и производственных отношений. Основу ее составляет тип производственных отношений, который определяет характер связей между отдельными элементами подсистемы. Сами связи выступают в виде процессов производства, обмена, распределения и потребления. В узком смысле под экономической подсистемой подразумеваются производственные отношения, которые соответствуют данному способу производства.

Управляемая (производственная) подсистема может рассматриваться как трудовой коллектив бригады, участка, предприятия. Единство социальных отношений составляет социальную подсистему. Цели производства определяются социальной и экономической подсистемами, которые отражают социально-экономическую сторону управления производством.

Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единое целое. Признаки: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определенной структуры. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов. Бывают материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые, и т. д.

Организация в менеджменте - это объединение людей, совместно достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. Организация как система управления - одно из ключевых понятий теории организации.

Любая система управления должна иметь четыре основных элемента: вход основной системы; выход основной системы; канал обратной связи; блок управления, сравнивающий фактический и заданный выход и в случае необходимости вырабатывающий управляющее воздействие.

Подсистемы: структура управления; техника управления; процесс управления; методология управления. Методология включает цели и задачи, законы и принципы, функции, средства и методы, школы управления.Процесс – часть управленческой деятельности, включающая формирование системы коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, создание системы информационного обеспечения управления. Структура – совокупность устойчивых связей объектов и субъектов управления организации, реализованных в конкретных организационных формах. Структура управления включает функциональные структуры, схемы организационных отношений, организационные структуры и систему обучения или повышения квалификации персонала. Техника и технология включают компьютерную и организационную технику, офисную мебель, сети связи, систему документооборота.

Методология и процесс управления характеризуют управленческую деятельность как процесс, а структура и техника управления – как явление. Все элементы, входящие в СУ, также должны быть профессионально организованы для эффективной работы компании в целом.

Основными элементы СУ: ц ель – идеальный образ желаемого, возможного, необходимого и исторически приемлемого для компании. Процесс управления – последовательность этапов формирования и осуществления воздействия для достижения цели. Метод – способ воздействия на человека и коллектив. Выбирается исходя из приоритетов потребностей и интересов человека или коллектива. Коммуникации – процесс взаимодействия или противодействия в системе «человек – человек», «человек – компьютер» посредством передачи информации. Задача – конкретная проблема, вытекающая из цели, требующая разрешения. Закон – необходимое и устойчивое отношение между явлениями. Принцип – основное положение какой-либо теории, учения, мировоззрения. Организационные отношения – различные виды воздействий на человека, в том числе административные, функциональные, патронажные. Функция – порученная человеку работа, услуга или обязанность. Технология – совокупность способов и процессов для выполнения заданных функций. Решение – результат мыслительной деятельности человека, приводящий к выводу или действиям. Характеристики информационного обеспечения – параметры объема, ценности, достоверности, насыщенности и открытости информации. Функциональные структур – схемы взаимодействия функций, необходимых для успешной деятельности компании. Система документооборота – принятый в организации порядок передвижения входящих, исходящих и внутренних документов. Организационная структура – схема взаимодействия должностей, функций и подчиненностей.

Процесс управления — это воздействие на объект с целью изменения его состояния или формы.

Система управления делится на две подсистемы: управляемую и управляющую.
Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами. Управляемая подсистема осуществляет различные функции управления. В нее входят цеха, участки, бригады.

По функциональному признаку система управления подразделяется на подсистемы:

  • техническую (машины и оборудование);
  • технологическую (ряд процессов, стадий производства);
  • организационную;
  • социальную (единство социальных отношений);
  • экономическую.

Система управления включает:

  1. структурно-функциональную подсистему (реализует принцип единства структурных и функциональных элементов системы);
  2. информационно-поведенческую подсистему (обеспечение действий необходимой информацией);
  3. подсистему саморазвития (принцип самостоятельности, независимости развития отдельных элементов).

Субъект управления

Назначение субъекта управления — обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Управляемость — способность системы воспринимать управляющее воздействие и реагировать на него соответствующим образом.

Субъекты управления — центры активности, центры ответственности.

Субъект управления — это руководитель, коллегиальный орган или комитет, осуществляющий управленческое воздействие. Руководителем может быть как формальный, так и неформальный лидер коллектива. В свою очередь, субъект управления может быть и объектом у правления (для вышестоящих руководителей).

Главная цель функционирования субъекта управления — выработать управленческое решение, которое обеспечивает эффективность функционирования системы в целом.

Цели субъекта управления рассматриваются на 2 уровнях:

  1. на интегративном уровне — субъект управления функционирует для того, чтобы привести систему к поставленным перед ней целям, поэтому степень достижения целей системы в целом является критерием эффективности функционирования субъекта управления;
  2. на локальном уровне (на уровне самой системы).

Требования к субъекту управления:

  1. субъект управления должен реализовывать закон необходимого разнообразия (количественная сторона);
  2. система управления должна иметь все те свойства и характеристики, которые присущи кибернетической системе (данные требования характеризуют качественную сторону):
    • единство;
    • целостность;
    • организованность;
    • эмерджентность.
  3. субъект управления должен быть принципиально активным, который знает цели, знает пути их достижения и постоянно генерирует функции. Принципиально активная система состоит из активных элементов;
  4. система управления должна быть всегда центром ответственности;
  5. субъект управления должен быть законопослушным;
  6. субъект управления должен быть более высокого социально-культурного уровня по отношению к внешней среде, чтобы быть способным адекватно реагировать на воздействие внешней среды и влиять на развитие этого уровня;
  7. субъект управления должен иметь более высокий по отношению к объекту творческий и интеллектуальный потенциал.

В составе субъекта управления при рассмотрении аспекта элементов необходимо выделить следующие подсистемы:

  1. система целей управления;
  2. функциональная модель системы управления;
  3. структурная модель;
  4. информационная модель;
  5. модель коммуникаций (системы отношений);
  6. модель эффективности;
  7. механизм управления;
  8. операционная (технологическая) модель.

Объект управления

Объектом управления является социально-экономическая система и процессы, которые в ней протекают.

Объект управления — это отдельная личность или группа, которая может быть объединена в какое-либо структурное подразделение и на которую оказывается управленческое воздействие. В настоящее время всё больше распространяется идея партиципативного менеджмента, т.е. такого управления делами организации, когда в разработке и принятии наиболее важных решений участвуют все члены организации, в том числе и рядовые. В этом случае объекты управления становятся его субъектами.

Процесс управления в организации

Процесс управления — это определенная совокупность управленческих действий, которые логично связываются друг с другом, чтобы обеспечить достижение поставленных целей путём преобразования ресурсов на входе в продукцию или услуги на выходе системы.

Процесс управления — это совокупность действий, связанных с выявлением проблем, поиском и организацией выполнения принятых решений.

Все процессы управления делятся на две группы:

  1. постоянные процессы — представляют собой функциональные области человеческой деятельности по достижению текущих целей;
  2. периодические процессы — это активная форма управления, вызванная непредвиденными ситуациями и требующая выработки оперативных управленческих решений.

Основные этапы процесса управления изображены на рисунке.

Создание и этапы процесса управления определяют его элементы:

Цель — каждый процесс управления осуществляется для достижения конкретного результата, цели. Цели в процессе управления должны иметь операционный характер и трансформироваться в конкретные задачи. Они являются ориентиром для конкретизации использования необходимых ресурсов.

Ситуация — представляет собой состояние управляемой подсистемы.

Проблема — это несоответствие фактического состояния управляемого объекта желаемому или заданному.

Решение — представляет собой выбор наиболее эффективного воздействия на существующую ситуацию, выбор средств, методов, разработка конкретных управленческих процедур, осуществление процесса управления.

Стадии процесса управления:

  1. постановка конкретной цели;
  2. информационное обеспечение;
  3. аналитическая деятельность — это совокупность операций, связанная с оценкой состояния управляемого объекта, поиском путей улучшения существующей ситуации;
  4. выбор вариантов действий;
  5. реализация решений;
  6. обратная связь — осуществляет сравнение полученного результата от реализации решения с целью, ради достижения которой осуществлялся процесс управления.

Механизм менеджмента

Управление в организации осуществляется с помощью механизмов управления. Экономический механизм решает конкретные проблемы взаимодействия в реализации социально-экономических, технологических, социально-психологических задач, возникающих в процессе хозяйственной деятельности.

Механизм управления — это подсистема системы управления, назначение которой обеспечить свойство управляемости системы в целом.

Составляющие:

  • методология (закономерности, принципы, политика, правила);
  • органы, принимающие решения;
  • исполнительные органы;
  • выбранная точка воздействия;
  • метод воздействия;
  • защитные механизмы, которые встраиваются в любую систему (саморегуляторы);
  • инструменты воздействия;
  • обратные связи;
  • центры ответственности и центры контроля;
  • формы проявления влияния.

Экономический механизм менеджмента состоит из трёх уровней:

  1. внутрифирменное управление;
  2. управление производством;
  3. управление персоналом.

Внутрифирменное управление :

  • маркетинг;
  • планирование;
  • организация;
  • контроль и учёт.

Принципы внутрифирменного управления:

  • централизация в управлении;
  • децентрализация в управлении;
  • сочетание централизации и децентрализации;
  • ориентация на долгосрочные цели развития;
  • демократизация управления (участие работников в высшем звене управления).

Управление производством :

  • проведение НИОКР;
  • обеспечение развития производства;
  • обеспечение сбыта;
  • выбор оптимальной организационной структуры управления.

Управление персоналом :

  • принципы подбора и расстановки персонала;
  • условия найма и увольнения;
  • обучение и повышение квалификации;
  • оценка персонала и его деятельность;
  • формы оплаты труда;
  • взаимоотношения в коллективе;
  • вовлечение работников в управление на низовом уровне;
  • система мотивации труда работников;
  • организационная культура фирмы.

Методы воздействия в менеджменте

Менеджмент рассматривает методы управления как совокупность различных способов и приёмов, используемых администрацией фирм для активизации инициативы и творчества людей в процессе трудовой деятельности и удовлетворения их естественных потребностей.

Главная цель методов менеджмента — обеспечение гармонии, органического сочетания индивидуальных, коллективных и социальных интересов. Особенностью методов как инструментов практического управления является их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Методы менеджмента могут быть:

  1. экономические;
  2. организационно-распорядительные;
  3. социально-психологические.

Экономические методы воздействуют на имущественные интересы фирм и их персонала. В их основе лежат экономические законы общества, рынка и принципы вознаграждения за результаты труда.

Организационно-распорядительные методы базируются на объективных законах организации совместной деятельности и управления ею, естественных потребностях людей в определенном порядке взаимодействовать между собой.

Организационно-распорядительные методы делятся на три группы:

  • организационно-стабилизирующие — устанавливают долговременные связи в системах управления между людьми и их группами (структура, штаты, положения об исполнителях, регламенты деятельности, концепции управления фирм);
  • распорядительные — обеспечивают оперативное управление совместной деятельностью людей и фирм;
  • дисциплинарные — предназначены для поддержания стабильности организационных связей и отношений, а также ответственности за определенную работу.

Социально-психологические методы представляют собой способы воздействия на социальные и психологические интересы фирм и их персонала (роль и статус личности, группы людей, фирм, психологический климат, этика поведения и общения и т.д.). Они состоят из социальных и психологических и должны соответствовать морально-этическим и социальным нормам общества.

Функции управления

Функция управления — это вид трудовой деятельности человека, направленный на уравновешивание состояния организации с внешней средой, вступая при этом в систему управленческих отношений.

По этим признакам можно выделить две основные группы функций управления:

  1. общие функции управления — это функции, которые определяют вид управленческой деятельности независимо от места её проявления;
  2. конкретные функции — это функции, которые определяют направленность труда человека на конкретный объект. Они зависят от организации, направлений её деятельности. Конкретные функции управления возникают в результате горизонтального разделения труда.

К общим функциям управления относятся:

  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование — это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации для достижения общих её целей.

Назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий (подразделений), входящих в фирму. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку ресурсов, перспектив развития хозяйственной конъюнктуры.

Организовать — значит создать некую структуру. Существует множество элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели.

Поскольку в организации работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права для использования ресурсов организации. Эти субъекты делегирования принимают на себя ответственность за успешное выполнение своих обязанностей.

Координация как функция менеджмента представляет собой процесс, направленный на обеспечение пропорционального и гармоничного развития различных сторон (технических, финансовых, производственных и других) объекта управления при оптимальных для данных условий трудовых, денежных и материальных затрат.

По способу осуществления координация может иметь вертикальный или горизонтальный характер.

Координация по вертикали приобретает значение субординации — подчинение функций одних компонентов другим, а в менеджменте — служебное подчинение младших старшим, что основывается на нормах служебной дисциплины. Задача вертикальной координации — организация эффективной связи и сбалансирование структурных подразделений и их работников различных иерархических уровней.

Горизонтальная координация состоит в обеспечении сотрудничества руководителей, специалистов и других работников подразделений, между которыми нет отношений подчинения. В результате достигается согласованное единство взглядов на общие задачи.

Мотивация — процесс побуждения себя и других к действию для достижения общей цели. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленные планы и самая совершенная структура организации не имеют никакого значения, если кто-то не выполняет фактическую работу организации. Поэтому задача данной функции заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и согласно плану.

Контроль — это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигала своих целей. Обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководителем. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесён серьёзный ущерб, достижение целей будет поставлено под угрозу.

Подсистемы в системе управления

Крупные составляющие части сложных систем: организация, человек, сложная техника сами являются системами. Эти части называют подсистемами.

Подсистемы организации : уровни и подразделения управления, сами по себе играют важную роль в ней. Успех организации зависит от деятельности каждого уровня управления и функционального подразделения.

Подсистемы организма человека: кровообращение, пищеварение, нервная система и скелет действуют только в комплексе, без них невозможно существование самого организма. Они все взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом (пример, проржавевший проводок от аккумулятора не подает ток в электросистему автомобиля, из-за этого не может работать вся машина.)

Всякая система представляет собой некоторое целое, состоящее из независимых и взаимодействующих компонентов подсистем и элементов. Первичными компонентами систем служат элементы, которые группируются в субсистемы или вспомогательные подсистемы.

Субсистемы и элементы обладают некоторой определенной внутренней организацией.

Порядок соединения подсистем и элементов.

В каждой системе можно выделить две субсистемы: управляющая - субъект управления и управляемая - объект управления

При параллельном режиме связи подсистем операции и процедуры управления сопутствуют друг другу, то есть действуют одновременно.

При последовательном режиме соединения подсистем - операции и процедуры управления следуют одна за другой, то есть действуют разновременно.

Вход системы - восприятие внешних воздействий.

Выход из системы - влияние системы на внешнюю среду.

Качество субсистемы зависит от четкости дифференциации и интеграции отдельных подсистем, от четкости их взаимодействия. Эффективность любой системы зависит от того, насколько четко она организована и насколько оптимально управление подсистемами.

Связи подсистем элементов.

В теории систем выделяют три вида связей элементов:

  • а) взаимосвязь элементов
  • б) односторонняя зависимость элементов
  • в) элементы не находятся в отношениях друг с другом, но объединены в систему через сравнивающее устройство.

Типы и формы систем

Системы делятся на четыре крупных типа:

  • 1. организационные;
  • 2. технические;
  • 3. социотехнические;
  • 4. информационные.

Организационная - пример, система управления отраслью, подотраслью, объединением, ассоциацией, организацией (предприятием), значительно шире всех других.

Техническая - пример, автоматизированная система обработки данных(АСОД), автоматизированное рабочее место(АРМ) в организации, элемент организационной системы, значительно уже.

Социотехнические пример, система управления производством, которая имеет три аспекта: экономический, технический и социальный, так как в системе управления требуется обеспечить согласованность технологии и стимулов для персонала (любая организация является социотехнической системой).

Информационные - элемент организационной системы, но значительно уже ее. Сущность их не понимается однозначно, отправление и получение информации.

Упрощенная схема процесса управления: из объекта управления информация поступает в управляющую систему для выработки команд воздействия, которые затем исполняются. Управляющая и управляемая системы связаны посредством информации. Пример, автоматизированная система управления производством – АСУП.

Системы управления представлены в двух формах: открытые и закрытые.

Открытая система характеризуется параметрами:

  • 1) взаимодействие с внешней средой;
  • 2) способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде;
  • 3) проницаемые границы;
  • 4) не является самообеспечивающейся.

Менеджер занимается, в основном, открытыми системами, так как к ним относятся все организации (предприятия).

Закрытая система предполагает:

    отсутствие связи с внешней средой, обмена материалами, энергией и информацией,

    не зависит от внешней среды,

    имеет жесткие фиксированные границы,

4) самообеспечивающаяся система.

Не изучая внутренней структуры системы, варьируя только данными на входе можно получить достаточно полное представление о системе. Эта система имеет жесткие фиксированные границы. (Пример, электронные часы на батарейках не зависят от внешней среды пока действует батарейка.)

Два типа связей систем управления: замкнутые и разомкнутые .

Замкнутые - команды управления формируются на основании информации о возможных отклонениях управляемого параметра на выходе и его сопоставление с заданными условиями (между ОУ и СУ обязательна обратная связь).

Разомкнутые - информация о состоянии управляемого объекта не содержится, управляющие воздействия изменяются вслед за помехами, пока они не успевают повлиять на значение управляемой системы (обратная связь с ОУ и СУ отсутствует).

Отрицательная обратная связь : определяется цель функционирования объекта, идет управление величиной ошибки, сигналы от цели ограничивают выходы из системы управления. Подобный принцип лежит в основе любой системы управления, любой целенаправленной деятельности.

Пример. Передача производству сигнала о состоянии рынка цен на продукцию.

Положительная обратная связь. В функционировании СУ ОС расценивается как механизм регулирования поведения систем любого уровня.

  • а) система материального стимулирования на производстве, если не вся прибыль организации расходуется на нужды персонала, а часть ее идет на развитие производства;
  • б) обратные связи в системе внутриотраслевого баланса и т.д.

Менеджмент – целенаправленное воздействие на людей для достижения поставленных целей. Данное понятие является синонимом более понятного и привычного для многих термина « ».

Предметом воздействия менеджмента могут быть не только отдельные работники, но и сформированные определенным образом группы людей или какие-либо организации в целом.

Содержание и набор действий и функций, осуществляемые в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, военная, общественная и т.д.), от ее размеров, от сферы деятельности, от уровня управления – иерархии (высшее, средний , нижний управления), от функций внутри организации (закупки, бухгалтерия, кадры…) и многих других факторов.

Несмотря на многообразие, функции менеджмента удалось обобщить и сформулировать основные, общие функции менеджмента. Это сделал Анри Файоль – французский инженер в 1888г.:

  • техническая;
  • коммерческая;
  • финансовая;
  • правовая;
  • административная.

Он также сформулировал и 5 основных элементов, составляющих каждую функцию менеджмента: предвидение, планирование, организация, координирование, .

В настоящее время в процессе управления выделяют 3 этапа деятельности:

  1. Принятие управленческих решений. Данный этап состоит из целеполагания – установления целей и планирования – выделение этапов и определение сроков.
  2. Реализация управленческих решений

Включает в себя:

  • а) Организацию системы, выполняющей решения. Сюда входит формирование стратегии (определение способов достижения цели, планирование работы – определение задач и сроков исполнителям, мотивирование исполнителей.
  • б) Координацию и регулирование(согласование поведения элементов системы). Регулирование при этом рассматривается как ликвидация отклонений от плана. Регулирование происходит с использованием мотивации – вмешательства с целью ускорения.
  1. Контроль. Включает в себя контроль хода работ, учет и анализ результатов деятельности.

Результат процесса управления будет положительным лишь в том случае, если реализованы. Все эти функции.

управления делится на две подсистемы: управляющую и управляемую.

Управляющая посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является управляемой подсистемы и , поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы. Таким образом, управление возможно только в замкнутом контуре. Необходимое условие – наличие обратной связи от объекта управления.

Парадигма в экономической и управленческой науке определяется как система взглядов, вытекающих из основополагающих идей и научных результатов, определяющая тренд мышления исследователей и практиков.

С середины 20 в. вследствие бурного развития информационных технологий, предприятия и компании находятся в условиях, которые характеризуются тотальной конкуренцией, быстрыми переменами, растущими потоками информации и коммуникаций, увеличивающейся сложностью бизнеса и глобализацией. В результате сформировалась новая бизнес-среда, основными факторами развития которой являются:

  • знания – этот капитал стал стратегическим фактором
  • перемены – вызывают неопределенность и снижают предсказуемость развития событий
  • глобализация – раскрытие экономик, глобальная конкуренция.

Ответом на вызовы современных тенденций ведения бизнеса стал:

  • менеджмент знаний – приобретение и повышение эффективности использования интеллект. капитала компании;
  • менеджмент обучающихся организаций – способность не только наращивать производственно-хоз. деят-ть, но и наращивать интеллект. капитал.

А основной компетенцией менеджера на сегодня стала СПОСОБНОСТЬ К ПЕРЕМЕНАМ.

Подсчитано, что амортизация образования на сегодня составляет 10-15% в год. Появился термин обучение в течение всей жизни – постоянное наращивание своего интеллектуального потенциала.