В следующем году музей отметит свой полувековой юбилей. При этом его официальное открытие состоялось в сентябре 1980-го. Музей рассказывает об архитектуре исключительно Пермского края. Все деревянные строения - а их 20 ед., - перевозные, то есть нездешние. Крестьянский домЕму около 170 лет, и он типичен для региона образца середины 19 века. В то время еще старались возводить строения без единого гвоздя, ибо они (гвозди) ковались вручную, а потому были дороги. По своей архитектуре и обустройству пермские дома были во многом схожи с домами российского Севера.{{material_123241}} Дом состоял из 3 помещений. Главное - изба, то бишь сруб с печью, где крестьяне жили зимой. Напротив избы была клеть - летний сруб, без печи. Между ними - сени, или, выражаясь современным языком, прихожая. Внутри изба делится как бы на 4 основные части, причем без перегородок (этакая нынешняя квартира-студия). Стеклянные окна в большинстве крестьянских изб появились лишь во воторой половине 19 века. Печка стоит всегда в одном из углов, слева или справа от входа и смотрит вглубь избы. Вторая часть - куть (кухня). Третья - по диагонали от печи - красный (красивый) угол, самое почетное место, куда усаживали гостей, где был стол для трапезы и Божница. И четвертая часть - подпорожье (не путать с одноименным городом в Ленинградской области), где были палати, на которых спали (кроватей тогда не было). В избе обязательно была зыбка (люлька), крепившаяся на очупе (палке), ее, как правило, мать качала ногой, потому как руками работала - пряла нити. С очупом связаны поверья: мол, это как бы мост между небесами и землей, по нему спускались дети. Гладкий очуп - для той семьи, кому нужны были дети, неотесанные, с корой - если семья уже многодетная, и еще один оглоед был бы в тягость. Примета, говорят, не помогала… Здесь надо заметить, что на рубеже 19-20 веков младенческая смертность была огромной - порядка 50%. Да и сами люди, вопреки некоторым предубеждениям, были небольшого роста, потому и дверной проем в избе был невысокий. В каждой семье были тканые пояса. Пояс - обязательная часть народного костюма. Это как бы оберег от порчи и сглаза. Без него люди старались не выходить на улицу. Про того, кто показался на людях без пояса, говорили «распоясался». Термин, знакомый нам и по сей день. {{gallery_1215}} Трапезничать за стол садились всей семьей, по одному никто не ел. Почему? Да все очень просто. Печь - не микроволновка, растапливать для каждого едока ее не могли. И вторая причина: еды много не было, нужно было разделить съестное поровну на всех. Своих тарелок не было, ели с одного котла деревянными ложками. Отвлекаться во время трапезы было нельзя - вмиг останешься голодным. На столе стояла солонка - как признак довольства в доме. Чем она была крупнее, тем почетнее. А все потому, что соль в те годы стоила дорого. {{material_122888}} Крытый двор - непременный атрибут крестьянской усадьбы. В нем работали зимой, здесь же жили домашние животные - лошади, козы, свиньи, коровы, курицы и пр. Лошадь считалась главным животным, потому как слыла основной рабочей силой. Тут же, на крытом дворе, сушились морды - конусовидные ловушки для рыбы. Хороший дом покрывали тесаными досками, соломенных крыш, как на юге России, в Пермском крае не было. До появления лесопилок в конце 19 века доски считались дефицитом, потому как их тесали топором. Бревна дешевле были, из хорошего толстого бревна можно было натесать 2 доски. На открытом дворе были огороды и хозпостройки. Скажем, амбар для пищевых припасов. Магазинов в те времена не было - что выращивали, то и старались сохранить. Скоропортящиеся продукты определяли в ледники, этакий аналог сегодняшнего холодильника. Ледник представлял собой яму глубиной 2 -3 метра: лед весной привозили с реки, сваливали в яму, где он и пребывал до осени. Баня была у каждой семьи. Ставили ее вдали от дома, у реки: все же топили преимущественно «по черному», а потому возгорания были частым явлением. Культовые сооруженияГлавная здесь - Преображенская церковь клецкой постройки образца 1702 года. Состоит из клетей - прямоугольных срубов. Поставлена кораблем, то есть все части церкви стояли на одной линии, друг за другом. С виду - как плывущий корабль. Структурно церковь неоригинальна - алтарь (восточная часть), моленная по центру, трапезная и притвор (прихожая). Бревна из храма выпущены наружу и сверху на них поставлен притвор. Церковь двухэтажная, службы проходили на 2 этаже, а внизу подклет, использовавшийся как склад. Есть и другая причина такой архитектуры - зимы в регионе суровые, много снега, земля промерзает глубоко.{{gallery_1214}} Необычный элемент Храма - крещатая бочка, находится на клине кровли, под куполом. Две декоративные бочки вставлены друг в друга - крест накрест. Подобные бочки в России встречались, в частности, их можно увидеть в Кижах, Витославицах и т.п. Но там бочки - сама крыша. В церкви Хохловки крыша сама по себе, а бочки вмонтировали как бы отдельно. Чего ради, спросите, такое решение? Да просто так, красоты ради.{{material_122215}} Купола церкви Преображения - из осины. И тоже для украшения. Известно, что с возрастом осина приобретает серебристый цвет. Поэтому на фоне темного сруба купола выигрышно выделялись. В советские годы Преображенская церковь использовалась как зернохранилище. Святотатство, конечно, но благодаря этому, как ни странно, церковь дожила до наших дней. Равно как и вторая музейная церковь - конца 19 века. Соляное производствоКроме, как в Пермском крае, соответствующих памятников, связанных с солью, в России больше нет. Их 4 - все как бы одна производственная ячейка. Первое упоминание солеварения в Пермском крае приходится на 1430 год. Соляная мельница. Узнать ее непросто, так как не имеет ни лопастей, ни хвостовины, которая выступает в роли рычага для поворота лопастей. На 1 этаже мельницы работали жернова - перемалывали зерно. Хлеб в те времена был преимущественно ржаной, пшеницу почти не сеяли, климат не позволял. Солеваренный завод, представленный на территории музея, был построен в 80-х годах 19 века. Он стал последним в России заводом, который добывал соль старинным выворочным способом. Закрылся завод лишь 1 января 1972 года. Для организации производства нужно было найти земли, где на глубине оказывались залежи соли, и чтобы на эту соль в земле постоянно натыкалась грунтовая вода. Именно вода будет растворять соль и, таким образом, всегда будут соляные озера. В таких местах сооружали колодец, выкачивали соленую воду и выпаривали ее на большой сковородке. Это и есть выворочный способ. {{gallery_1216}} Копать скважину приходилось на глубине 200 метров. Над скважиной ставили рассолоподъемные башни. В них монтировали паровую машину-насос. Скважину копали ударно-поворотным способом. Брыли максимально длинное бревно с металлическим конусом на конце с прорезью. Втыкали в землю, проворачивали, в конус набивалась земля, вынимали и, надставляя бревна, вынимали землю. Проворачивали вручную. Обустройство одной скважины могло растягиваться на 6 лет. Насосом выкачивали соляной раствор под самую крышу. Далее самотеком по системе деревянных труб он расходился по заводу, и первым делом попадал в большую 100-тонную бочку-амбар. Из бочки сливали в варницу, где вываривали рассол. {{material_120613}} В варнице из раствора появлялась кристаллическая соль. Когда на сковородку выливали рассол, начиналось кипение. Под полом - огромная печь. Вода в виде пара уходила на улицу, а соль кристаллизовалась. Лопатами ее откидывали на полати, где она сохла. Далее соль насыпали в мешки, и соленосы уносили ее в амбары. В роли соленосов выступали даже женщины. Мешки носили не на горбу, а над головой. Они стояли на подставках-«козах». Вес «женских» мешков достигал 50 кг, мужики таскали 80-килограммовые мешки. Увы, работа опасная. Прежде всего, тем, что соль то и дело падала в уши - отсюда выражение: «Пермяк - соленые уши». Соль разъедала кожу, все болело, язвилось... Печь топили дровами вплоть до 1950-х, потом перешли на уголь. Печь длинная, кирпичная по причине безопасности. После каждого заклада соли ее чистили от золы, труд большой. {{gallery_1221}} 100-тонный ларь-бочку привезли в Хохловку водным путем без разборки. Просто не смогли разобрать - за век существования сруб сцементировался солью. Сегодня соль выделяется из ларя, и на вкус он соленый. К весне подобные амбары были забиты солью под завязку. Соль из них увозили в половодье на баржах. В основном караваны судов отправлялись в Нижний Новгород, на ярмарку. До 1740-х главная соль России - пермская, и до тех времен у нее не было конкурентов. Потом солеваренный завод был построен на территории нынешней Астраханской области. Там огромное соленое озеро, солнце само выпаривает соль. Пермские солевары сразу стали ориентироваться на местный рынок. Сегодня в регионе добывают преимущественно более дорогую калийную соль, это второе в мире месторождение по запасам. Залежи поваренной соли есть и по сей день, но ее добывать не столь выгодно.

Тяжело найти в наше время человека, который ни разу в жизни не слышал выражение "пермяк соленые уши". При этом сравнительно небольшое количество людей знает, что же оно означает, почему появилось и почему соленые уши именно у пермяка. И уж тем более далеко не каждый знает, что в нашей стране существует настоящий памятник "Пермяк соленые уши".

Это весьма необычная скульптура, которая очень быстро стала неотъемлемой частью культуры города. Да и выражение появилось не случайно, поэтому узнать его историю будет полезно каждому человеку, интересующемуся историей этих краев.

Откуда взялось это выражение

Итак, какова история памятника "Пермяк соленые уши"?

Дело в том, что в XVII веке соль была крайне дорогим товаром - многие бедные семьи не могли позволить себе подобных трат (возможно, именно тогда появилось суеверие: просыпать соль - к ссоре). Месторождений в европейской части России не существовало, поэтому залежи на Урале (в районе современного Соликамска) стали настоящим спасением. Купцы Строгановы, получив возможность разрабатывать эти месторождения, значительно увеличили свой и без того немалый капитал.

А вот простым людям, которые работали на добыче, приходилось очень нелегко хотя бы потому, что носить приходилось огромные мешки - по 2 пуда (32 килограмма) женщинам и по 4 пуда (64 килограмма) мужчинам. Так как даже примитивных тележек, не говоря о более прогрессивных приспособлениях, не было, таскали ношу на плечах, подкладывая под мешки тряпки. А вот уши защитить было нечем. В результате жесткая мешковина натирала их, нередко повреждая кожу. Соль, попадая в свежие раны, не только причиняла немалую боль, но и приводила к воспалению. В результате уши краснели и увеличивались в размере, поэтому работников соляного промысла было видно издалека. Их узнавали не только во всех пермских землях, но и далеко за их пределами. Так что можно с уверенностью сказать, что памятник "Пермяк соленые уши" поставлен именно этим труженикам.

Памятник в Перми

Выражение стало настолько популярным, что руководство города решило увековечить его в металле. Так и появился памятник в Перми "Пермяк соленые уши".

Композиция состоит из двух элементов. Первая - главная, хотя и имеет небольшие размеры. Это рамка на постаменте, которая по размеру как раз подходит, чтобы человек смог просунуть в нее лицо. По краям рамки торчат оттопыренные, огромные уши. Высота памятника составляет около полутора метров - просунуть туда лицо, чтобы почувствовать себя настоящим пермяком с просоленными ушами, может как ребенок, так и взрослый человек.

Вторая часть экспозиции находится метрах в 7 и символизирует человека, склонившегося к старинному фотоаппарату, какими пользовались в начале ХХ века. Он словно готов сделать снимок того, кто займет место возле рамки с ушами.

Конечно, памятник очень необычный - несколько лет назад он даже получил от журнала "Русский мир" звание самого странного памятника в России. Но он совершенно неповторим и позволяет людям ближе познакомиться со своей историей.

Как его найти

Наверное, любой коренной житель Перми без труда расскажет, где находится памятник "Пермяк соленые уши" - скульптура полюбилась многим, став знаковой. Она красуется на многих сувенирах города.

Расположен он неподалеку от гостиницы "Прикамье" на Комсомольском проспекте. Более точный адрес - Комсомольский проспект, дом 27. Стоя здесь, не заметить довольно крупную экспозицию будет сложно.

Заключение

На этом можно закончить статью. Вы выяснили значение широко известного выражения, узнали, что существует памятник "Пермяк соленые уши" и определили его местоположение. Так что, если будете в Перми - не забудьте наведаться сюда и сфотографироваться на память.

У многих народов мира есть свои полушутливые-полуоскорбительные прозвища, подаренные представителями других наций. Французов зовут «лягушатниками» из-за пристрастия к блюдам из лягушачьих лапок. Итальянцы с незапамятных времен - «макаронники». Что поделаешь, любят жители Апеннинского полуострова пасту, а главное, умеют ее готовить.

Аналогичные названия нередко встречаются и у жителей отдельных городов. На Руси их обычно давали по роду деятельности подавляющего числа горожан. Однако прозвища подбирали такие заковыристые, что догадаться об их происхождении порой было очень нелегко.

Пермяк «соленые уши»

Пермь издавна была промысловым городом. Еще в XV веке здесь устроили обширные солеварни. Добычей и производством соли занималось почти все трудоспособное население Пермского края. От наименования этого промысла приток реки Камы стал называться «Усолкой», а город в ее верховьях - Усольем-на-Камском.

Пермяки поставляли русичам половину всей соли, которую те использовали в хозяйстве. Естественно, о производителях этой ценной пищевой добавки знала вся Русь. Слава - штука капризная. Она не только выделяет героя в толпе, но и навешивает на него ярлыки. Пермяки тоже получили свое клеймо. Их стали звать «солеными ушами».

Происхождение этого прозвища очень простое. Раньше огромные мешки с солью в подводы грузили крепкие, дородные мужики. Работники солеварни закидывали мешки на плечи и так переносили их в нужное место. Во время этого процесса соль понемногу просыпалась сквозь отверстия холщового мешка и попадала носильщикам на загривок и уши.

Постоянный контакт с солью раздражал кожу, вызывал покраснение. Постепенно у самых опытных и умелых солеваров уши приобретали стойкий пунцовый цвет, который практически не менялся со временем. По этим огненно-алым «соленым» ушам пермяков и узнавали в любом уголке России.

Интересно, что свое неофициальное прозвище жители Перми очень любят. В 2006 году в городе даже была открыта скульптура, которая так и называется «Пермяк соленые уши». Она представляет собой овальную рамочку с огромными ушами. Любой желающий может вставить в эту рамку свое лицо и сделать фото на память. В чувстве юмора пермякам точно не откажешь.

«Кислогнездые» борисоглебцы

Та же история и с жителями Борисоглебска. Обитатели этого городка в Тамбовской губернии издавна зарабатывали выделкой шкур. Работа прибыльная, но очень вредная и грязная. По традиционной технологии шкуры животных обрабатывали ольховой стружкой, оленьим пометом, мочой и другими дурно пахнущими дубильными средствами.

Готовая натуральная кожа получалась мягкой и нежной. За такую нередко брали золотом. Однако скорняки - работники, занятые в кожевенном производстве, - приходили домой ужасно грязные и насквозь пропитанные запахами дубильных составов.

Мытье в борьбе с этим злом почти не помогало. Постепенно жилье скорняка приобретало стойкий кислый душок. Вот за него жители Руси и называли трудяг из Борисоглебска «кислогнездыми» (то есть гнездо - жилье - у них кислятиной воняет). Свое прозвище жители этого города не любят и памятников в честь него ставить не собираются.

Вы можете встретиться с различными скульптурами. Если памятник Пушкину в Перми символизирует выразить свое уважением русскому языку, а медведь – показать близость пермяков к тайге, то скульптура «Пермяк – соленые уши» символизирует род занятия Прикамья на протяжении уже не одного столетия. Соль, в широком понимание этого слова, одно из главных богатств Перми.

Пермяк – соленые уши начало туристического маршрута “Зеленая линия”

Пермяк соленые уши – скульптурная композиция, находящаяся в самом центре Перми, рядом с пересечением двух главных улиц Перми: Комсомольского проспекта и улицы Ленина. Композиция состоит из двух частей: скульптуры фотографа начала XX века и скульптуры ушей. Туристы и жители города очень любят сфотографироваться у этого места, вставив свое лицо в уши. Получается мило.


Скульптурная композиция Пермяк-соленые уши

Первоначальный смысл выражения «Пермяк-соленые уши» отходит к соляным промыслам в Верхнекамье. Люди, работающие на переносе соли имели больные уши. Соль носилась с помощью специальных деревянных приспособлений, которое крепилось к спине. Частички соли, выбиваясь из мешка, попадали на уши и разъедали их. Постепенно уши носильщиков соли становились красными и увеличивались в размерах (конечно, не как у скульптуры), поэтому пермяка можно было отличить по большим «соленым» ушам. С тех пор эта поговорка, относящаяся к XIX веку, стала крылатой и подчеркивала самобытность пермяков.


Солёные уши памятника

Скульптурная композиция “Пермяк-соленые уши” был открыт в 2006 году. Автор проекта – Рустам Исмагилов, самобытный пермский скульптор. После открытия композиции место стало одним из самых знаковых в Перми. И не случайно. Ее оригинальность говорит о высоком уровне таланта мастера. Практически любой путеводитель по Перми или передача про Пермь включает в себя посещение скульптурной композиции «Пермяк соленые уши».

В центральной части Перми, аккурат напротив отеля «Прикамье», расположена нетривиальная скульптура «Пермяк — солёные уши». Композиция состоит из двух частей: бронзовой фигурки фотографа с треногой и круглой рамки, обрамлённой большими ушами. Она служит тантамареской — стендом для фотосъёмки, в которую прохожие могут поместить своё лицо.

Для памятника характерно полное отсутствие монументальности, какого-либо постамента и подиума. Тем не менее, это позволило органично вписать скульптуру в городской ландшафт. Своим шуточным названием и видом композиция апеллирует к чувству юмора прохожих.

Жители и гости города с удовольствием примеряют «лопоухую рамку». Немало находится и тех, кто хочет попробовать себя в роли фотографа. О популярности памятника «Пермяк — солёные уши» свидетельствует характерный блеск бронзы, который образуется от частого контакта с руками посетителей.

В то время как одни видят в скульптуре лишний повод для улыбки, другие — считают местную достопримечательность банальщиной. Причинами недовольства также служат небольшая высота памятника, заставляющая желающих сделать снимок сгибаться, и фон в виде здания советского типа. Сами пермяки любят композицию и даже размещают её изображение на сувенирной продукции.

История скульптуры «Пермяк — солёные уши»

В уральском городе памятник появился не так давно: 1 апреля 2006 года. Авторство принадлежит уроженцу Перми Рустаму Исмагилову.

На счету художника и скульптора значится не один жанровый городской монумент. Так, благодаря его усилиям в преддверии 120-летия пермского городского водопровода на улице Пушкина установили памятник водопроводчику .

Проект «Пермяк — солёные уши» был полностью реализован за счёт средств коммерческого объединения «Бинбанк». А первым, кто сфотографировался с новой тантамареской, стал бывший мэр города Игорь Шубин.

Несмотря на непродолжительное существование, композиция уже удостоилась одной награды. В 2009 году журнал «Русский мир» признал достопримечательность самой странной из всех памятников страны.

На самом деле ничего странного в скульптуре нет: таким шутливым образом автор пытался воплотить прозвище жителей пермских земель. Как вы уже наверняка догадались, оно так и звучит: «Пермяк — солёные уши» (одна из народных форм в размере хорей: «Пермяк — солёны уши» ).

«Пермяк — солёные уши» на панораме Google Перми:

Истоки появления этого выражения уходят вглубь XV века. Дело в том, что на берегах реки Усолки в это время начали работу первые солеварницы. В начале следующего века населённый пункт стал известен как Усолье-на-Камском, позднее — Соль Камская. Спустя некоторое время город стал крупным центром по добыче соли. Работать на соляных варницах было тяжело: нужно было пробурить скважину, добыть раствор, высушить минерал и расфасовать его по мешкам, после этого погрузить готовый продукт на баржи.

Для работников соляной промышленности такая деятельность не проходила бесследно. Минерал въедался в кожу, вызывая зуд и аллергию. Из всех частей тела больше всего страдали уши: всегда были красного цвета с шелушащейся кожей. Именно по ушам и можно было определить людей, причастных к этому промыслу. С тех пор выражение закрепилось и пошло гулять по стране. Его даже можно повстречать в произведении Максима Горького «Детство».

Видеорепортаж о пермском памятнике «Пермяк — солёные уши»:

Как добраться

Городская скульптура расположена на левобережье Перми, на Комсомольском проспекте. С ней соседствуют памятники «Пермский медведь», «Кама-река». В силу того, что это центральная улица города, добраться до пункта назначения не составит труда. Из общественного транспорта можно доехать на автобусах или трамваях.

На автобусе : до остановки «ЦУМ» вас довезёт транспорт № 10, 14, 33, 41, 50, 60, 68. До достопримечательности идти примерно 100 метров.

На трамвае : этот вид транспорта курсирует не по Комсомольскому проспекту, а по ул. Ленина, которая пересекает проспект. Выходите, когда трамвай остановится у ЦУМа. Подходит транспорт № 4, 7, 11.

Пешком : в пешей доступности находятся железнодорожная станция «Пермь-1»,