Нашел интересную статью про иерархию в Советской армии. Предлагаю Вам посмотреть и вспомнить, какой путь должен был проделать новопризванный "дух" для того, чтобы стать "Дембелем".

А в этом деле нам помогут "старший заяц" Рома Абрамович и "черпак" Виктор Ющенко!)))

1. Солдат только призванный. Срок службы до полугода. Дух, боец, гусь, заяц, слоник, солобон и т.д.

Именно так должен выглядеть боец. Как лидер группы "Ария" Кипелов))

Стрижка только под ноль, или чуть более. Из наград возможен лишь комсомольский значёк "на иголке". Парадка или новая или "обмененная" в добровольно-принудительном порядке со старослужащими.
При принятии присяги возможны послабления. Можно посидеть и перекурить... Примерно как Мише Касьянову)

2. Солдат, отслуживший пол года. Тоже боец, гусила, старший заяц и пр.

Изменений в форме одежды не много, но они есть. Можно расстегнуть крючёк на воротнике, ослабить ремень.
Примерно как Олег Дерипаска на фото... Судя по всему выпускник сержантской школы.

Или как Рома Абрамович. Здесь у него застёгнут крючёк, но шапка говорит красноречиво, что он отслужил минимум пол года или больше. Чем она выше и чем более угловата, тем круче. Обычно в шапке делались надрезы с внутренней стороны, и туда вставлялись картонки (обложки от устава) или куски пластика. В идеале шапка должна быть абсолютно ведрообразной формы)

Судя по кокарде, Рома прослужил не больше года...

3. Солдат прослуживший год. Черпак, череп, кандидат, фазан, годок и т.д.

Здесь наступают радикальные перемены. Этим можно практически всё. Правда тут следует пояснить, что все послабления возможны лишь после официального перевода в черпаки. Это целый ритуал. У каждого бойца есть "свой" дед. Как наставник на производстве. Ночью в казарме происходит священнодействие, когда бойца кладут на табуретки и хлестают ремнём по заднице. Делает это либо "его" дед, либо несколько старослужащих. Хлестают хорошо, с силой, шесть ударов бляхой. При этом тот, кого переводят в черпаки должен кричать "Не еб**т!" Это имеет большое смысловое значение. С этого момента он становится "не**бучим". Т.е. его совершенно не волнуют какие то проблемы бытового плана. Всё ложится на плечи тех, кто прослужил меньше, и ещё прошёл эту торжественную процедуру. Естественно, вся эта процедура сопровождается пьянкой. Ответственным за мат.обеспечение является вновь переведенный в новый статус солдат.

Но, вернёмся к форме...

Теперь наш солдат может ходить с расстёгнутой пуговицей, носить кожаный ремень, который ему обязан передать "его" дед, при чём может носить его сильно расслабив. Он имеет право ушить форму, сделать выточки на х/б и парадке, имеет право загладить на спине горизонтальную стрелку, называемую "полоской борзости", может обрезать голенища на несколько сантиметров, либо замастырить гармошку. Допускается набивка каблука. Теперь можно носить вшивник - неуставной гражданский свитер под форсенным х/б.
Бляха на ремне должна изменить форму и стать более закрученной, как и кокарда. Воротничёк можно теперь подшивать "стоечкой".

Вообще, годки в армии это самая нарядная и фронтовитая часть солдатского сообщества.
Естественно, эти вольности дорогого стоят, и правильный черпак скорее пойдёт сидеть на губу, чем застегнёт крючёк или возьмёт в руки тряпку, лопату... Разве что если вокруг будут только деды, и перепоручить работу будет некому. Впрочем, тоже не факт. По закону его никто не имеет право принудить работать.
Вспоминаю как приболел и попал в санчасть. А в санчасти был такой порядок, что выздаравливающие должны идти в сторовую с термосами, и приносить пищу на всех больных. Но, надо же такому случиться - среди больных не оказалось ни одного молодого... Три дня никто не ходил за едой в столовую))
Свои бойцы приносили порцухи, и это позволяло не протянуть ноги. На третий день появился молодой воин с температурой 40...и тут же был послан в столовую обвешанный бачками...

Вот типичный черпак. Виктор Ющенко)


4. Солдат, прослуживший полтора года. Дед.

Можно всё. Ремень носится "на яйцах", пуговицы могут быть расстёгнуты хоть все, подшиваться можно чёрными нитками. Работать нельзя категорически. Гонять молодых - тоже моветон. Этим должны заниматься злые черпаки. Все мысли только о дембеле, все интересы - подготовка дембельского альбома и дембельской формы.

5. Дембель. Тот же дед, но после приказа.

Одет демонстративно неряшливо. Ремень деревянный, которые забирается у годка в обмен на свой кожанный. При этом бляха распрямляется полностью. Как и кокарда. Эта категория солдат считает себя как бы гражданскими, и проявляется это, например, в том, что дембель не есть своё масло на завтрак, а отдаёт его молодым.
Строем ходить в общей колонне дембелю уже в лом, и делает он это только в случае крайней необходимости. Носит что попало, почти как "партизан (гражданский, призванный на переподготовку) При этом в каптёрке висит с иголочки дембельская форма с галунами и в бархате, готов дембельский дипломат, альбом и т.д.

Здравствуй свобода! С другой шкалой внешних проявлений иерархии))

В армейской общине, как и в любой социальной структуре существует определенная иерархия неуставного порядка. Она подразумевает четкое разграничение военнослужащих, проходящих срочную службу, на группы, согласно сроку службы. В связи с тем, что срок службы был сокращен до 1 года, неуставные звания видоизменились, но не упразднились. Разница лишь в том, что сейчас весь цикл прохождения от «духа» до «дедушки» проходит в экспресс-варианте. Давайте подробно рассмотрим, как это происходит.

Запах

После того как солдата выбрали на распределительном пункте, он отправляется либо в учебную часть, либо в воинскую часть, но в отдельную роту на карантин, где проходит обучение.

Прибывая на место, вчерашний призывник становится «запахом». Это звание будет за ним закреплено до принятия присяги.

Карантин заканчивается не позднее двух месяцев службы в армии. Что означает это звание? Объяснение очень простое, вчерашние призывники еще не солдаты, они лишь запахи солдат. В это время «запахи» и «дембеля» похожи. Эти армейские ранги находятся одной ногой на гражданке. Пребывая в часть, многие ошибочно думают, что они автоматически становятся «духами», но это не так, до этого звания еще нужно дослужить.

Дух

После принятия присяги, когда рядовой уже имеет право носить оружие и на него возлагаются другие уставные обязанности, ему присваивается звание «дух». В этом почетном звании он будет служить до 100 дней службы. В этот период он познает все прелести армейской службы. Наряды через день, уборка и ПХД, это то, из чего состоит служба рядового в этом звании.

Уборка – это отдельный армейский ритуал. Искусству наводить порядок в казарме, духи обучаются с особой тщательностью, но зато приобретается такой нужный навык для жизни, как соблюдать чистоту в помещении, в котором живешь.

Военнослужащие в этом звании не имеют абсолютно никаких прав, а требования к ним повышенные. Особенно, что касается личной гигиены. Если часть находится в расположении, а не на полевом выходе, то солдат должен быть выбрит, обувь должна блестеть, голова должна быть аккуратно подстрижена. За этим очень строго следят, и к тем, кто не соблюдает эти требования, относятся с особым пренебрежением.

Узнай: Когда в России отмечается день железнодорожных войск

Особое внимание в это время уделяется заучиванию устава. Этот свод правил военнослужащий должен знать наизусть. Поэтому учить устав для «духов» является привычным занятием. В это время молодым солдатам лучше держаться вместе, тогда и пережить его будет легче.

Слон

После прохождения 100 дней службы, наступает новый период в жизни солдата. Из разряда бестелесных «духов», он переходит в звание «слона». Звание слон в армии дает право нагружать солдата всевозможными поручениями.

Хозяйственные работы в армии являются основой службы. Большую часть времени он занимается тем, что выполняет какую-то очень важную работу:

  • чистит снег на территории части;
  • подметает территорию в теплое время года;
  • капает ямы.

Слоны животные выносливые, поэтому и звание «слон» предполагает, что везти на себе придется много. Существует определенный ритуал, в котором «дембель» ударяет будущего слона по мягкому месту солдатским ремнем 3 раза, символизируя этим 3 месяца службы.

Это звание держится за солдатом от 100 до 160 дней. В зависимости от времени призыва, наступает такой момент, когда увольняются все старослужащие. В это время рядовой из «слонов» переводится в другое звание. Для него наступает период «деда». Это звание можно получить уже через полгода службы.

Дед

«Деды» в армии это солдаты, которые пришли с предыдущего призыва. Они становятся самыми старыми и остаются в этом звании до момента выхода приказа об увольнении в запас для всего призыва. Перевод в это звание производится по желанию военнослужащего. Обычно это сводится к битью табуреткой по тем же мягким местам.

В это время бывший «слон» проявляет все, что у него накопилось за время службы. Если негатива было скоплено много, то молодым солдатам достается все, на что только способен новоиспеченный «дед», но если он сумел сохранить свою порядочность и адекватное состояние, то служба проходит спокойно.

Некоторые солдаты к этому сроку службы имеют воинские звания и ответственность за личный состав. Следить за прохождением наряда, это его святая обязанность, ему ничего не остается делать, как наблюдать за работой молодых солдат и считать дни до приказа.

Приказ обычно приходит за 100 дней до окончания срока службы и бывает два раза в год. Хотя дедовщина уже не такая явная, как была в другие годы, но по сроку службы она все-таки сохранилась.

Узнай: С каких высот и самолетов прыгают десантники с парашютом

Дембель

Это внеуставное звание является самым высшим в армии на настоящий момент. Этот период начинается с момента приказа Министерства обороны для всего призыва. Продолжается до вручения военного билета в руки старослужащего, командиром батальона.

В некоторых воинских частях есть традиция заводить персонального «духа» до окончания службы. Курящие «дембели» изобрели своеобразный календарь. Каждый день «дух» приносит ему сигарету, на которой написано, сколько ему еще осталось служить.

Перевод в это звание своеобразный, он отличается от предыдущих периодов своей лояльностью. Вместо ремня и табуретки бывший «дед» получает тумаков ниткой, через слой матрасов. Он, конечно, делает вид, что ему безразмерно больно, но такой обычай есть не во всех частях.

Главная задача военнослужащих в этом звании достойно дослужить до окончания службы. Ему могут предложить сделать «дембельский аккорд», что-то полезное для роты или всей части, в которой он служил целый год. Еще одним важным делом для него является подготовка формы. Можно конечно поехать домой и в гражданке, но лучше приехать в красивой форме, со всеми знаками отличия. Поэтому они оставшееся время занимаются этим вопросом. Главная задача военнослужащего, находящегося одной ногой на гражданке, достойно отслужить это время и спокойно уехать на демобилизацию.

Дедовщина в армии была всегда. Но в конце 1960-х гг. она расцвела махровым цветом, и полностью ее не искоренили до сих пор. Расцвет ее связывают с введением закона о всеобщей воинской обязанности, когда в одну часть попадали физически выносливые крестьяне и вчерашние студенты, неграмотные жители Средней Азии и оленеводы с просторов Чукотки.

Дедовщина - это не просто набор садистских и порой странных приемов воздействия на новобранца, это еще и строгая иерархия, пренебрегать которой решались немногие.

От «дрыща» до «васьки»

Только что оторванный от семьи, обритый и неуверенный в себе новобранец в армии считался существом никчемным и прав не имел. До присяги он именовался «дрыщем», «карантином» или «бесплотным духом». Это длилось от двух недель до полутора месяцев, после чего он принимал присягу и становился «духом», салагой, «зеленым» или «ежом». Во внутренних войсках таких называли «SOSами» или «чеками», а в стройбате – «васьками». «Васька-дух» прав не имел, у него были только обязанности. Он должен был выполнять пожелания старослужащих, например, доставал водку, сигареты, изображал «поезд», рассказывал сказки или чистил сапоги. Если «зеленый» соглашался с правилами, получал одобрение, если шел против, его избивали, а если не помогало, начинали травить.

«Духи» бывают разными

В изданном в 1991 году сборнике аналитических статей «Дедовщина в армии» (издательство «Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН») отмечается, что «духи» бывают четырех типов. Солдат мог стать «исполнителем» (к таким относились хорошо социализированные молодые люди, принимающие правила игры) или «летуном» (это мягкотелые новобранцы, которых легко сломать, и бунтовщики, которые поначалу сопротивлялись, но потом были все-таки сломлены). Эти два типа «духов» были наиболее многочисленными.

Кроме них были «борзые» – те, кто несмотря на побои, отказываются подчиняться преступной системе. Если солдата не удавалось заставить повиноваться, обычно его оставляли в покое. Были и «стукачи» - в этот разряд попадали те, кто хоть раз пожаловался офицеру на издевательства. Избить стукача мог каждый, не взирая на срок службы. На них сваливали всю самую грязную работу, а в тех частях, где насаждались уголовные порядки, могли изнасиловать, и все два года службы человек оставался «опущенным».

«Слон» или «шнурок»?

Но проходило полгода и военнослужащий становился «слоном», «помозой», «шнурком», «моржом», «старшим бобром», во внутренних войсках таких называли «гусями», а в ВДВ – «воронами». Переход на новую ступень обязательно знаменовался ритуалом «перебивания». Солдата били пряжкой ремня, табуретом, часто по голове, правда, в этом случае можно было смягчать удар, закрываясь руками; были и другие не менее садистские приемы. Если солдат отказывался от прохождения этого обряда, он навсегда оставался "духом".

Новоиспеченный «слон» имел право бить тех, кто «моложе» его. Отказ от этой «почетной» обязанности рассматривался как бунт, и тогда «слон» мог легко стать «летуном».

Били меня, теперь бью я!

Через год после призыва положение солдат серьезно менялось. Они становились «черепками», «черпаками», «фазанами» или «котлами» и получали все права, которых были лишены. Теперь они сами могли избивать и унижать «духов» и «слонов». В соответствии с характером они становились либо «умеренными» – теми, кто понимает, что находится в особой системе, и кому нет нужды проявлять жестокость; либо «садистами», получающими удовольствие от мучений жертв. Могли стать «независимыми» - теми, кто вообще отказывается принимать участие в дедовщине (такие выпадали из социума, но их не трогали), или, наконец, «отверженными» - «стукачи» и «летуны», их статус не менялся до конца службы.

За полгода до демобилизации солдаты приобретали почетный статус «дедов» или «стариков». Они могли пренебрегать обязанностями, возлагая их на других, и отстраняться от унижения «черпаков» и «духов». Бывали и «черные деды» - бойцы, вернувшиеся в часть дослуживать после дисциплинарного батальона. После официального приказа о демобилизации солдаты переходили в разряд «дембелей».

Как это было на флоте

На флоте на небольших кораблях и подводных лодках дедовщины почти не было: все на виду, офицеров много. Однако на больших кораблях тоже зверствовали старослужащие. Если учесть, что служили на флоте три года, а не два, многоступенчатая иерархия была еще жестче. Прослужившие полгода превращались из «духов» в «карасей», год - в «борзых карасей»; полтора года - в «полторашников». После двух лет службы матроса называли «подгодо́к», после двух с половиной - «годо́к», ну а потом он становился «гражданским». Дедовщину на флоте именовали годковщиной, по названию морских «дедов». Ритуалы «перебивания» тут были особыми: "карасей" кидали за борт или окунали в прорубь, причем сделать это надо было неожиданно, а с «гражданского» нужно было в день приказа сорвать и разорвать в клочья всю одежду вплоть до белья.

Армейскую общину можно с уверенностью приравнять к самостоятельной социальной структуре, где существует определенная иерархия. И речь в данном случае идет не о должностях, присваиваемых военнослужащим на государственном уровне, а о неуставных званиях. Таким образом происходит разграничение военнослужащих на группы относительно срока их службы. Переломным моментом стало сокращение срока до 1 года. Однако это не привело к упразднению неуставных званий в армии – они лишь несколько видоизменились.

Построение армейской дедовщины основано на наличии жесткой неуставной иерархии, которая базируется на продолжительности службы с момента призыва. Сокращение срока службы в армии позволило практически полностью устранить дедовщину, однако определенная градация между ступенями иерархии осталась. И чтобы лучше вникнуть во все ее тонкости, следует рассмотреть каждую ступень более подробно.

Запах


Лишь после принятия присяги, новобранец становится “полноценным” военнослужащим

Это первая ступень иерархии, которая не учитывается большинством военнослужащих. После прибытия в часть, большинство военнослужащих ошибочно полагает, что они сразу становятся «духами». Однако это не так. Дело в том, что по армейским меркам призывник, пусть даже и прошедший распределение, еще не является солдатом. По определению, он лишь запах солдата.

«Запахи» во многом схожи с «дембелями», поскольку и те, и другие одной ногой находятся на гражданке. Однако последние пользуются значительно большим уважением у солдат.

После распределительного пункта, призывник может быть отправлен в следующие места:

  1. Учебная часть.
  2. Воинская часть. В данном случае новоиспеченные солдаты попадают в отдельную роту, так сказать, на карантин. Именно здесь будет проходить их обучение.

Как правило, период обучения продолжается не более двух месяцев. Переход на следующую ступень осуществляется лишь после принятия присяги, когда призывник станет полноценным солдатом.

Находясь на карантине, «запахи» приобретают следующие знания:

  • основы строевой подготовки;
  • нюансы прохождения службы;
  • прохождение первых нарядов;
  • обучение марш-броскам.

Духи


Солдат со статусом “Дух” служит не менее 3 месяцев

Статус «духа» бывший «запах» получает после того, как примет присягу. С этого момента он может считаться полноценным солдатом, он получает право на ношение оружия и определенные уставные обязанности.

Кроме представителей офицерского состава и старшин, правом командования духами обладают слоны, о которых речь пойдет ниже.

«Духи» носят данное звание в течение 100 дней. Иногда продвижение по иерархии наступает быстрее. В период пребывания в статусе «духа», солдат узнает обо всех «прелестях» армейской жизни. Речь идет об уборке, и ПХД, нарядах через день и т. д.

Следует заметить, что процесс уборки является отдельным армейским ритуалом. Умение наводить порядок в казарме считается целым искусством, которому духи обучаются с особой тщательностью. Но есть у этого и определенный плюс, ведь солдат на всю жизнь приобретает навык по наведению чистоты в жилом помещении.

Особенностью «духа» является наличие повышенных требований при полнейшем отсутствии прав. Высокие требования предъявляются к гигиене этих солдат. Если «дух» находится не на полевом выходе, а в расположении, то его обувь должна блестеть, он должен быть гладко выбрит и аккуратно подстрижен. За соблюдением данных требований в армии следят с особой тщательностью.

Значительное внимание уделяется и процессу заучивания устава. Речь идет о своде правил, который заучивается военнослужащим наизусть. Устав для «духов» является весьма привычным занятием. Опытные солдаты рекомендуют солдатам в данный период времени держаться вместе, что позволит им легче пережить его.

Слон


Уборка снега солдатами со статусом “Cлон”

По истечении 100 дней службы, солдат из бестелесного «духа» становится «слоном». Так начинается новый период в его армейской жизни. Подобное звание свидетельствует о том, что военнослужащего можно нагружать всевозможными поручениями. И основой несения службы в данный период являются хозяйственные работы. Речь идет о следующих действиях:

  1. Расчистка снега на территории части.
  2. Выкапывание ям.
  3. Подметание территории.

Звание «слона» в армии закрепляется за солдатом до достижения 160 дня службы. А поскольку слон является выносливым животным, то и поручений в данный период времени будет немало. Однако таким образом закаляется характер бойца.

Существует определенный солдатский ритуал, который осуществляется перед переходом солдата в стадию «слона». В ходе него, «дембель» трижды ударяет солдата по мягкому месту ремнем, что символизирует прохождение последним трех месяцев службы.

Рано или поздно в жизни каждого солдата наступает тот момент, когда происходит увольнение всех старослужащих солдат. Оно зависит от времени призыва и символизирует автоматический переход «слона» в «деда». В некоторых случаях данное звание получается уже спустя полгода после начала службы. Однако существует и промежуточное звание, которое «слон» получает в том случае, если увольнения предыдущего состава не наблюдается.

Черпаки или черепа


Во многих воинских частях неуставные звания “Черпак” и “Череп” уже упразднены

Приблизительно на 200 день службы, солдат становится «черепом». Другое название у данной должности – «черпак». Наименование выбирается в зависимости от установленных в части правил.

Этот период характеризуется облегчением жизни солдата. Он испытывает меньший контроль со стороны старослужащих, а его обязанности перед ними практически сводятся к нулю. Появляется личная свобода, а былые тяготы армейской жизни начинают переноситься все легче.

Ранее звание «череп» в Российской Армии было одним из основных, наряду с «дедом» и «слоном». Однако в 2008-м году, ввиду сокращения срока службы, прямая необходимость в нем попросту отпала. Поэтому на данный момент солдаты во многих частях становятся «дедами» сразу же после звания «слон».

Дед

В армии данное неуставное звание получают те солдаты, которые перешли с предыдущего призыва. Таким образом, они являются в казарме старожилами, оставаясь в этом звании вплоть до увольнения в запас.

Перевод в звание «деда» не может произойти без соответствующего желания военнослужащего. Обычно речь идет о битье табуретом по мягкому месту, потому отказ в данном случае может быть вполне обоснованным.

Некоторые солдаты становятся «дедами», дослужившись до определенных воинских званий и имея личный состав в подчинении. Считается, что если «дед» скопил за время прохождение службы много негатива, то это непременно отразится на прибывших в подразделение «запахах».

В большинстве случаев приказ приходит дважды в год, за 100 дней до того, как срок службы солдата заканчивается. И несмотря на то, что дедовщина в современной армии уже не является столь явной, как раньше, некоторые ее черты все же сохранились.

Дембель


Дембель – это самое долгожданное неуставное звание для солдата

Это своеобразная вершина армейской иерархии, действующая в современной армии. Солдат становится «дембелем» тогда, когда выходит соответствующий приказ Министерства обороны. Звание сохраняется до того момента, когда солдату вручается военный билет командиром батальона.

В некоторых частях имеется следующая традиция: «дембели» заводят себе персональных «духов» до окончания службы. Как правило, в обязанности последнего входит приносить «дембелю» сигару, на которой пишется количество дней до окончания службы.

При переводе в это звание также имеется своеобразный ритуал. Однако он куда более лояльный, чем в предыдущих случаях. Так, тумаки будущему «дембелю» наносятся нитью. Причем делается это через слой матрасов. При этом солдат должен изображать невероятную боль. Данный ритуал присутствует далеко не во всех частях.

Основной обязанностью «дембеля» является достойное окончание службы. Как правило, солдатам в данном звании предлагаются так называемые «дембельские аккорды». Речь идет о возможности сделать что-то полезное для части, в которой служил «дембель».

Очень важным этапом является подготовка формы. Никто не запрещает военнослужащему ехать домой в «гражданке», однако многие солдаты хотят предстать перед родными во всей красе, продемонстрировав им все знаки отличия.

Что изменилось в последние годы

На данный момент переход между званиями не является столь заметным. Объясняется это в первую очередь коротким периодом службы. Следует заметить, что в некоторых частях и вовсе отсутствует вышеописанный воинский жаргон, а подобным армейским традициям не придается особого значения.

Иногда взводы состоят исключительно из солдат одного призыва, руководство над которыми осуществляется сержантами-контрактниками. Таким образом, армейские традиции постепенно становятся пережитками прошлого. Однако в некоторых подразделениях солдаты, несмотря ни на что, остаются верны им.

Это слово означает вовсе не то, к чему привык наш слух на гражданке. Выражение «черпак» в армии означает такой этап в срочной службе бойца, когда уходит вторая смена дедов с момента его призыва, и он остаётся «у руля» вместе со старшим призывом, на который в бытность его «духанки» приходился основной объём работы, в том числе по обслуживанию дедов.

Психологически это выливается в следующую картину: первый год солдат живёт в атмосфере постоянного психологического давления как со стороны офицеров и прапорщиков, так и, что неизмеримо важнее, со стороны старшего призыва и сержантского состава. Ведь для солдата есть две жизни: под оком командования (день) и в казарме под оком коллектива (ночь); они здорово разнятся. Жизнь в казарме и среди своих обычно сопряжена с наибольшей нервотрёпкой, унижениями, лишениями. Если наказание от офицеров носит эпизодический характер и наступает зачастую далеко не сразу, то наказание от сослуживцев приходит немедленно, достаёт всегда и неизбежно даже за самый мелкий проступок (среди своих ты всегда на виду); оно неотвратимо, и может быть растянуто во времени, и бить по психике снова и снова. Но самое страшное, что наказание здесь даже за совершенно незначительные проступки вполне ощутимое. Однако поступки незначительны только с точки зрения здравомыслящего человека или человека гражданского, далёкого от армейской жизни. В армии человек лишён подавляющего большинства благ, поэтому самые незначительные с точки зрения зажравшегося обывателя блага, а также нестандартные усовершенствования наличных общедоступных объектов (особая большая подшива, нашивка на форму, татуировка) ввиду стандартизации всего окружающего, оказываются для него желанны и невероятно важны, становятся буквально смыслом жизни. За подобные мелочи жизни разворачивается чудовищная по жестокости и психологизму борьба.

Так что боец в армии в первый год службы пребывает в состоянии постоянного психологического напряжения: он лишён даже незначительных доступных в армии благ (печенье на обед забирают деды, новую форму забирают коптёры), ему не позволяют улучшать доступные вещи – любое улучшение встречается враждебно (мол, по сроку службы не положено); унижают, заставляя обслуживать дедов и обеспечивать им шикарную по армейским меркам жизнь; сильно наказывают даже за самые незначительные проступки и ошибки (наказание непропорционально сильнее проступка), причём, и с виной, и без вины. Да что там говорить, просто унижают и издеваются, бьют для предупреждения протеста. В общем, на человека оказывается сильное и постоянное психологическое давление.

И вот представьте теперь состояние такого человека, когда увольняется старший призыв, и он оказывается избавлен от этого постоянного психологического прессинга. Человек слишком к нему привыкает, становится очень пластичным, – на него легко надавить, поэтому он теперь попадает под нажим со стороны офицеров и прапорщиков, которые используют его как буфер при претворении приказа в жизнь. Стремление получить больше заменяется жаждой сохранить достигнутое, поэтому прессинг полностью не исчезает, но ослабевает и приобретает уже иную форму; солдат теперь не столь унижен и на фоне появившихся молодых ощущает себя королём. Но пока что он пребывает в шоке от свалившейся на него благодати и в спешном порядке начинает навёрстывать то, чего он был лишён так долго: черпать, черпать и ещё раз черпать – всеми фибрами души и всеми частями тела. Отсюда и это слово: «черпак».

Черпаки обычно ведут себя с молодыми хуже дедов, так как только-только дорвались до нового уровня социального статуса и ещё не успели к нему привыкнуть. Они и менее дисциплинированны, нежели деды, так как им далеко до дембеля, и они не озабочены ещё предстоящей проблемой увольнения и ожиданием гражданской жизни, тогда как деды, напротив, не только остепеняются, но ещё и стремятся выслужиться, чтобы их уволили хотя бы на несколько дней раньше положенного срока (командир части имеет право добавлять до 5 дней к отпуску).

Отдельная тема – взаимоотношения между дедами и черпаками. В целом, деды оберегают молодых от зверств черпаков, иногда даже схлёстываясь с последними. Поэтому черпаки, если и стараются озадачить чем-то молодых, то делают это очень осторожно, чтобы не попасться: сильный и уважаемый дедушка за такое нарушение субординации не даст спуска даже черпакам.

От работы черпаки всячески стараются уйти и остаются при этом по коллективным законам в своём праве; обычно они работают только тогда, когда работают сами дедушки.