О бунте непокорного сына и его последствиях, о смирении отца – царя Давида, о том, что нам делать, когда наши дети оказываются «между небом и землею», – протоиерей Олег Стеняев , продолжает свою беседу, комментируя библейскую историю об Авессаломе (2 Цар. 14–18).

Сказано в слове Господнем:

«Во время жертвоприношения Авессалом послал и призвал Ахитофела Гилонянина, советника Давидова, из его города Гило. И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома» (2 Цар. 15: 12).

Как безумны были эти люди! Они забыли подвиги , забыли, как Давид сокрушил в единоборстве Голиафа, забыли праведность царя, забыли, что самые любимые религиозные псалмы, которые пели люди, прославляя Господа, принадлежали ему, его поистине боговдохновенному языку. Сейчас они думали лишь об этом молодом человеке, они бежали за Авессаломом сломя голову.

Что же предпринимает Давид, когда возникает эта, как бы сейчас сказали, ?

Говорится:

«И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом. И сказали слуги царские царю: во всем, что угодно господину нашему царю, мы – рабы твои. И вышел царь и весь дом его за ним пешком. Оставил же царь десять жен, наложниц своих, для хранения дома. И вышел царь и весь народ пешие, и остановились у Беф-Мерхата» (2 Цар. 15: 13–17).

Царь Давид, остановившийся у Беф-Мерхата, я думаю, каждому русскому человеку напоминает другого царя-изгнанника – блаженной памяти государя нашего .

О государе Николае II говорили, что он никогда не держался за власть, и когда перед ним встал вопрос: или в стране будет развязана гражданская война, или он должен уйти, – он выбрал второе, отрекся от престола, чтобы не было гражданской войны, за себя и за своего сына отрекся от престола. Это было подлинно религиозное отношение к власти. Человек, который призывается к власти Господом, никогда не держится за нее так, как держатся за власть временщики. Царь Давид понимал, что царство дано ему из рук Господа, и если Господь захочет у него забрать это царство, то Он его заберет, зачем же развязывать бойню посреди Иерусалима, посреди столицы Израиля? А сейчас многие люди именно для того, чтобы удержаться у власти, готовы развязать любую бойню, пролить море крови. Давид так не поступает.

Давид – это образ истинно религиозного правителя, истинно верующего царя. Он оставляет все, пешком уходит из Иерусалима.

«И все слуги его шли по сторонам его, и все Хелефеи, и все Фелефеи, и все Гефяне до шестисот человек, пришедшие вместе с ним из Гефа, шли впереди царя» (2 Цар. 15: 18).

То есть те, кто были верны Давиду по-настоящему с самого начала, остаются и в трудный час верными своему правителю, своему царю.

Царская власть не достигается по воле человека – это власть, которая даруется от Господа

Но вот иные люди – огромная толпа – собираются вокруг Авессалома; они забыли, что царь Давид есть истинный помазанник Божий. Как можно выступать против той власти, которая учреждена действительно волей Господней?

Когда на просторах нашей земли уничтожалось само имя православного царя, то это было страшным грехом и страшным, диавольским коварством, потому что царская власть – это не та власть, которая достигается и осуществляется по воле человека, но та, что даруется с Небес, от Господа. Ибо как священника на высоту его служения возводят архиерейские руки, так же точно и царя архиерейские, патриаршие руки возводят на престол, руки, источающие апостольскую благодать. А современные деятели возносятся на высоту своего положения с помощью интриг, подкупа, предательства, посредством коварства, убийств, крови, насилия, за счет обнищания собственного народа.

Давид не хочет принимать участия в этом безумии, не хочет подыгрывать Авессалому, не хочет развязывать бойню посреди Иерусалима, он уходит – уходит пешком, потому что знает: если угодно будет Богу, то Он защитит его. И Авессалом, этот наглый юнец, входит в Иерусалим, объявляет себя царем и правителем, и начинается его, Авессаломово, царство.

Это был ужасный период в истории Израильского государства. Авессалом начинает свое «правление» с того, что восходит в шатер, где были собраны жены царя Давида, и совершает надругательство над ними на глазах всего Израиля. Что он хотел этим доказать? Желал оскорбить своего отца? Засвидетельствовать, что он теперь является истинным царем? Право же, Авессалом уже сам не знал, что с ним происходит. Человек, который получает власть из рук диавола – путем насилия, коварства, убийств, ценой нищеты своего народа, – сам становится лишь слепым орудием диавольских, бесовских, адских стихий. И Авессалом уже не принадлежал себе, им владел тот, кто показывает все царства мира во мгновение ока и дает их тем несчастным, которые, пав, поклоняются ему (см.: Мф. 4: 8–9). И народ увидел, с чего начинается его царство, увидел, что все слова, которые он говорил людям, были сплошным обманом. Он обещал, что будет справедливо судить людей, но не судил их справедливо. Он обещал, что будет помогать неимущим, но он не помог неимущим. Все, что он говорил, оказалось ложью, неправдой, и люди стали отходить от него, люди разочаровались в нем.

Давид все это время находился в скитаниях, находился в стороне от Иерусалима, и вокруг него стали собираться здравомыслящие люди. И даже те, кто сначала поверил Авессалому, вернулись затем к Давиду. Начинается война – между сторонниками Давида и людьми Авессалома. И в ходе этой войны Авессалом погибает.

«И встретился Авессалом с рабами Давидовыми; он был на муле. Когда мул вбежал с ним под ветви большого дуба, то Авессалом запутался волосами своими в ветвях дуба и повис между небом и землею, а мул, бывший под ним, убежал» (2 Цар. 18: 9).

Вы помните, у Авессалома были очень длинные волосы, за которыми он следил, которыми так гордился. И вот, когда он скакал на своем муле и въехал на нем под ветви большого дуба, то подул ветер, и волосы Авессалома, его огромные косы запутались в ветвях; мул выскочил из-под несчастного молодого человека, а Авессалом повис на своих волосах. Повис, как сказано в Библии, «между небом и землею» – между жизнью и смертью. Вот каким печальным может оказаться конец тех людей, которые пытаются чего-либо достичь в этой жизни не по воле Господа, а по воле своего честолюбия, властолюбия, корысти и зависти. Он повис «между небом и землею» , и увидел это некий воин – а армия Авессалома была разбита во время битвы. И донесли Иоаву, тому самому военачальнику Давида, у которого Авессалом сжег ячменное поле, что видели Авессалома висящим на дубе.

«И сказал Иоав человеку, донесшему об этом: вот, ты видел; зачем же ты не поверг его там на землю? Я дал бы тебе десять сиклей серебра и один пояс. И отвечал тот Иоаву: если бы положили на руки мои и тысячу сиклей серебра, и тогда я не поднял бы руки на царского сына; ибо вслух нас царь приказывал тебе и Авессе и Еффею, говоря: “сберегите мне отрока Авессалома”» (2 Цар. 18: 11–12).

Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им?

Да, во время этой войны Давид умолял своих полководцев: «Сберегите мне отрока Авессалома» (2 Цар. 18: 5). Для отца, который поистине любил своего сына, Авессалом был не бунтарь, не узурпатор, но отрок – его дитя.

Точно так же и мы относимся к своим детям: вокруг нас говорят, что наши дети пьяницы, что наши дети блудники, что наши дети воры, злодеи, мерзавцы, подлецы… А это – наши отроки и отроковицы. Если мы отречемся от наших детей в их грехах, то кто же поможет им? Но иногда бывает, что и наше доброе отношение к детям уже ничего не может изменить – когда они слишком далеко заходят в своих грехах, в своих беззакониях.

И вот Иоав отправляется, чтобы увидеть Авессалома. И берет в свои руки три стрелы и подъезжает к Авессалому, который все еще висит на дереве. Наверное, в тот момент Авессалом думал: «Зачем же я сжег его поле?!» Самые серьезные проблемы начинаются именно с мелочей – за

помните это. В тот момент, когда Авессалом был один на один со своим врагом Иоавом, он, наверное, думал: «Зачем я ослушался своего отца? О, если бы рядом со мной был сейчас мой отец, он простил бы меня, он сжалился бы надо мною!» Да, действительно, отец простил бы его, мы еще увидим реакцию Давида на смерть Авессалома и поймем из нее, что Давид продолжал любить сына, несмотря ни на что – несмотря на то, что он обесчестил его жен, несмотря на то, что он узурпировал его власть.

Но вот три стрелы вонзаются в этого красивого человека, о котором Библия говорит нам, что не было изъяна в его теле от темени головы до подошвы ног. И его прекрасные волосы, и его красота, и его крепкое здоровье – все это оказывается тщетою. Три стрелы Иоава вонзились в сердце, и беспомощный, мертвый Авессалом повис на древе.

Не дай Бог, если и наши дети повиснут «между небом и землею» , так и не найдут Церкви Божией, так и будут всю жизнь метаться, искать колесницы, искать удовольствий, славы, богатства и провисят между небом и землей до самой своей смерти. Не дай Бог, чтобы с нашими детьми случилось то, что случилось с Авессаломом, сыном царя Давида.

И вот бегут к Давиду, псалмопевцу Давиду, чтобы обрадовать его, чтобы сказать ему, что враг его убит. Но для него это не враг, это отрок его, сын его. В Священном Писании говорится:

«И сказал царь Хусию: благополучен ли отрок Авессалом?» (2 Цар. 18: 32).

А Хусий, один из сановников царских, уже знал судьбу Авессалома, и он отвечает Давиду:

«Да будет с врагами господина моего царя и со всеми, злоумышляющими против тебя, то же, что постигло отрока! И смутился царь, и пошел в горницу над воротами, и плакал, и когда шел, говорил так: сын мой Авессалом! сын мой, сын мой Авессалом! о кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом, сын мой, сын мой!» (2 Цар. 18: 32–33).

Но все было уже кончено, Авессалом погиб, погиб безвозвратно…

Как прекрасно начинается жизнь многих людей! Мы, священники, часто видим младенцев, которых приносят к нам в храм для того, чтобы крестить их. Какая их окружает радость, какая любовь! Мы погружаем этих детей в купель, помазуем их святым миром, сообщая дары Духа Святаго. И как приятно видеть, когда родители воспитывают своих детей в вере, наставляют их в благочестии, и они вырастают, крепнут, становятся красивыми, сильными, целеустремленными людьми. Но как ужасно, когда человек начинает коверкать все в своей жизни, забывает о том, что он крещен, забывает, что он православный, забывает, что его земля – это Святая Русь, и живет, идя путем греха!

Очень часто мне приходится слышать о том, как много погибает сейчас молодежи. Один мой знакомый работает на кладбище, изготавливает памятники для усопших, и он говорит: постоянно привозят, хоронят совсем молодых людей, которые оказались в разных преступных группировках. Убивают девятнадцати-, двадцати-, тридцатилетних, совсем молодых и юных – они сами убивают друг друга. Да, наша молодежь идет путем Авессалома, многие наши дети идут этим путем. И только по благости Божией, как чудо и как милость, дарованная от Господа, есть еще отроки и отроковицы, дети, юноши, молодые люди, которые не отделяют себя от своей Матери-Церкви. Их судьба – это славная судьба верующих людей, о которых сказано в Писании: «Наставь юношу при начале пути: и он не уклонится от него, когда состарится» (Притч. 22: 6).

Прекрасна юность, посвященная Господу. Однажды один проповедник произнес удивительные слова, которые потрясли меня; он говорил так: «Если вам принесут цветы, которые уже завяли, как вы к этому отнесетесь? Должно быть, вам радостно, когда вам приносят хорошие, благоухающие цветы?» И далее он сказал: «Так и Господь: наверное, Он очень радуется, когда молодые люди приходят в церковь». И я думаю, что каждый из посещающих храм очень любит смотреть на наших совсем юных алтарников; их маленькие фигурки в стихарях поистине украшают собой все богослужение. И как тяжело, выйдя из храма, видеть курящих детей, пьющих молодых людей, беззаботно носящихся на машинах, на своих колесницах, по городу, как ужасно слышать о преступлениях среди молодежи!

Пусть же эта беседа об Авессаломе, сыне царя Давида, станет призывом усилить молитвы за наших детей, потому что мы любим их, несмотря ни на что, как несмотря ни на что Давид продолжал любить своего сына, который всегда оставался для него просто отроком Авессаломом. Как он говорил, как восклицал: «Сын мой, сын мой Авессалом!..»

ДАВИД И АВЕССАЛОМ

Когда Саул умер, царём Израиля был выбран Давид. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами.

Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окружённый своими подданными. Все пели священные песни и играли на гуслях и арфах и восхваляли Господа за дарование победы. Давид был очень умный и талантливый. Он сочинил целую книгу священных песен. Эту книгу, дети, вы, наверное, знаете, она называется Псалтирь и часто читается в церкви.

Однако и Давид совершил однажды большой грех.

В его войске служил один воин. Он был беден, но имел красивую жену, которую сильно любил. Как-то раз Давид увидел эту женщину, и она ему очень понравилась. И Давид захотел отнять у него жену и сделать её своей женою. Он приказал военачальнику поставить воина в такое место во время сражения, чтобы неприятели его убили. Так и случилось. Воина убили, и царь взял себе его жену.

Господь очень прогневался на Давида за это злое дело и послал к нему святого пророка Нафана. Пророк явился к царю и сказал ему:

– Царь, рассуди такое дело: в одном городе жили два человека, богач и бедняк. У богача были большие стада овец, а у бедного была всего лишь одна овечка, которую он вырастил вместе со своими детьми и которая была ему как дочь. Но и ту овечку отнял у него богач.

Давид выслушал и, сильно рассердившись, закричал:

– Смерть бессовестному богачу, который так поступает!

Тогда пророк Божий сказал:

– Царь, это ты сам себя присудил к смерти. У твоего воина была одна добрая и милая жена, и ты забрал у него жену, а его самого погубил руками врагов. Так говорит Господь, – продолжал Нафан: «Я сделал Давида царём и всегда помогал ему, зачем же он так дурно поступает? Теперь Я должен наказать его и пошлю бедствия на его семью».

Гибель Авессалома

Скоро у Давида умерли дети, а один его сын, Авессалом, захотел отнять у него царство, чтобы самому сделаться царём. Он собрал солдат и пошёл воевать против отца.

Вы знаете, дети, что Господь велит любить и почитать родителей, и поэтому за такое греховное намерение Он наказал Авессалома. Авессалом имел красивые длинные волосы. Когда он воевал против отца, ему пришлось быстро ехать через лес. И вот, он зацепился волосами за сук, лошадь убежала, а он остался висеть на дереве. Один солдат из войска Давида нашёл Авессалома и заколол его копьём.

Давиду жаль было сына, он очень его любил. И когда ему сказали о смерти Авессалома, он со скорбью воскликнул:

– Сын мой, бедный мой сын Авессалом! Я стар и думал умереть прежде тебя, но Бог судил иначе!

Горько плакал Давид и просил у Бога прощения. Он сочинил много молитв, псалмов, в которых каялся Богу. Давид их пел, играя на разных инструментах. За его любовь к Богу, справедливость и смирение Господь простил Давида и дал обещание ему, что Спаситель мира будет из его рода. Теперь у Давида остался один сын, Соломон. Когда Давид состарился, Господь поставил Соломона царём над евреями.

Из книги Псалтирь автора Давид царь

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Авессалом От нескольких жён Давид имел много сыновей и дочерей, но более остальных он любил и выделял первенца своего Амнона, а также другого сына по имени Авессалом. У Авессалома была красивая единоутробная сестра Фамарь. И вот случилось так, что Фамарь приглянулась

Из книги Псалтирь (на цсл., гражданским шрифтом) автора

Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142 1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей 2 и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. 3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой,

Из книги Веянье звёздной управы автора Богачёв Михаил

Авессалом, прощай Тебя окликнули: Авессалом! Тебя отдали реки края,Египет раскаленный за спинойТянулся языками за тобой,Когда нудилась капелька, играя,В родной родник отеческой рукой,Свети свеча и путь мне освещай!Авессалом, Авессалом, прощай,Вот кров от крови, от ребра

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Авессалом мстит Амнону за Фамарь 23 Два года спустя, когда у Авессалома была стрижка овец в Баал-Хацоре, что рядом с границей земли Ефраима, он пригласил туда всех царских сыновей. 24 Авессалом пришёл к царю и сказал:- У твоего раба идёт стрижка овец. Не пойдут ли со мной царь

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Авессалом в Иерусалиме 15 А тем временем Авессалом и все исраильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними. 16 И когда аркитянин Хушай, друг Давуда, пришёл к Авессалому, он сказал ему:- Да здравствует царь! Да здравствует царь!17 Авессалом спросил Хушая:- Такова-то твоя

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Авессалом убивает Амнона 23 Два года спустя, когда у Авессалома была стрижка овец в Баал-Хацоре, что рядом с границей Ефрема, он пригласил туда всех царских сыновей. 24 Авессалом пришел к царю и сказал:- У твоего слуги идет стрижка овец. Не пойдут ли со мной царь и его

Из книги Путеводитель по Библии автора Азимов Айзек

Авессалом в Иерусалиме 15 А тем временем Авессалом и все израильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними. 16 И когда аркитянин Хусий, друг Давида, пришел к Авессалому, он сказал ему:- Да здравствует царь! Да здравствует царь!17 Авессалом спросил Хусия:- Такова-то твоя

Из книги Псалтирь пророка Давида (в русском переводе П. Юнгерова) автора Царь и Пророк Давид

Давид и Авессалом По смерти Саула все евреи просили Давида, чтобы он был их царём, Давид согласился. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами.Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окружённый

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Авессалом Предусмотрительность Давида в отношении дома Саула обеспечивала ему безопасное правление, но, когда пришла беда, она явилась с неожиданной стороны - из дома самого Давида.К несчастью, междоусобные войны, возникавшие из-за семейного соперничества, были обычным

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

142. Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, И не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг преследовал душу мою, смирил до

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Авессалом - в роли Лжедмитрия После сего Авессалом совсем оборзел. Вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у городских ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал, из какого тот города. Когда пришелец

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

Авессалом! Авессалом! В дворце своем, Объятом сном, Не спит один Давид. «Авессалом! Авессалом!» - Он без конца твердит. Не напевает он псалом, Струнами не бренчит, «Авессалом! Авессалом!» - Рыдает он навзрыд. И голова его в огне. «Зачем теперь корона мне, Когда мой сын

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Из книги автора

ДАВИД И АВЕССАЛОМ После смерти Саула все евреи просили Давида, чтобы он был их царем. Давид согласился. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами. Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окруженный

Из книги автора

«Авессалом, сын мой Авессалом!» Мы уже убедились: как и у многих восточных царей, у Давида было много жен и еще больше детей. Однако и платить за такое удовольствие ему приходилось недешево. Царевичи соперничали друг с другом за будущий престол, вели себя непристойно,

Первая книга Паралипоменон добавляет новые факты о мероприятиях Давида в Иерусалиме: устроении левитского и священнического служения при Храме и разделении домов священнослужителей на 24 череды, с тем, чтобы каждая череда несла свое служение в храме определенное количество времени. Поэтому, когда мы читаем, что священник Захария был из Авиевой чреды, то это распределение было установлено еще во времена Давида.

Кроме того, он из числа левитов установил судей и учителей по территории земли и, наконец, исполнил предписание Моисеево о предоставлении 48 городов левитам, из них 6 городов убежищ. Дело в том, что некоторые города, указанные Моисеем в качестве городов убежищ, до времени Давида вообще не принадлежали израильтянам, поэтому только при нем стало возможным окончательно исполнить это указание.

5.6. Грех Давида. Рождение Соломона

Поучительная история о грехе Давида с Вирсавией, женой Урии Хеттеянина, известна, на ее пересказе я не буду останавливаться. Происходит это в момент процветания, покоя и славы.

После того, как Давид вступил в преступную связь и устроил убийство Урии руками Иоава, он был обличен пророком Нафаном посредством притчи об овце бедняка. Когда Давид по этой притче произнес суд, то Нафан объявил ему, что суд этот он произнес сам на себя. Покаявшийся Давид был прощен, но пророк сказал: «Как ты этим делом дал повод врагам Господа хулить Его , то умрет родившийся у тебя сын » (2 Цар. 12:14). Весьма назидательно то, как вел себя Давид перед лицом этого наказания. Когда ребенок заболел, Давид молился, лежа на земле, и постился и отказывался есть, и так продолжалось семь дней до тех пор, пока ребенок не умер. Слуги боялись сообщить об этом Давиду, опасаясь, что если он так оплакивал болезнь, известия о смерти он не перенесет. Догадавшись о гибели младенца, Давид спросил об этом, ему ответили; после этого он к удивлению всех служителей встал, оделся, пошел и помолился в скинии, после чего вернулся домой и уселся за трапезу. Когда его спросили о странности такого поведения, он сказал, что до этого момента была надежда на то, что Господь смилуется и сохранит жизнь ребенку, но сейчас, как сказал Давид: «я пойду к нему, а не он возвратится ко мне », поэтому теперь нет нужды поститься и сетовать. Заметим, Давид не перестает надеяться на милосердие Божие даже после вынесения строгого приговора и не ропщет, когда его надежда осталась тщетной. В утешение ему, от Вирсавии родился второй сын, который получил имя Иедидиа, то есть «возлюбленный Богом», или Соломон - «миролюбивый».

Давид в этот период своей жизни обладал традиционной в восточном понимании полнотой почета, богатства и знатности. В частности, у него было много жен и было много детей. Соломон отнюдь не был самым старшим из них, помимо него еще было несколько сыновей, которые были старше его, и которые гораздо больше имели прав на престол. По крайне мере еще трое имели перед ним первенство старшинства.

5.7. История Авессалома

Первый и самый старший из царских сыновей Амнон погиб после своего преступления против сестры Фамари. Причем не просто так, а будучи убит своим братом Авессаломом. То, что Авессалом убил Амнона связано, по–видимому, не только с тем, что он желал отомстить за сестру, но и хотел тем самым избавиться от соперника, поскольку после этого убийства он становился самым старшим сыном. Здесь мы видим второе последствие греха Давида с Вирсавией. Почему? Потому что нравственное разложение среди сыновей одной из причин имело грех их отца.

Сам Авессалом после совершенного им убийства бежал за пределы царства Давида, в Гессур, и прожил там три года. После чего по ходатайству Иоава (Иоав и Авесса, как я говорил, были племянниками Давида, сыновьями его сестры, то есть Авессалом приходился Иоаву двоюродным братом), Давид возвращает Авессалома в Иерусалим. Однако, не встречается с ним, продолжая подчеркивать, что тот находится в опале.

Только через два года, наконец, Давид примиряется с Авессаломом, впрочем, себе на беду, поскольку честолюбие Авессалома было выше всех родственных чувств, и Авессалом начинает привлекать сердца израильтян к себе. Будучи очень красивым внешне и, видимо, человеком обаятельным, он, сидя у ворот, встречался с теми, кто шел к царю ради суда или ради решения каких–то вопросов, и говорил, что «дело твое доброе, справедливое, но у царя некому выслушать тебя… О, если бы меня поставили судьей в этой земле! ко мне ходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде… И так поступал Авессалом со всяким израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце израильтян » (2 Цар. 15:3–6) – еще одна вариация на тему Каина и Хама. Наконец, приобретя достаточное количество приверженцев, Авессалом, выйдя из Иерусалима и придя в Хеврон, объявляет себя царем. Давид оказывается к этому совершенно не готовым и не хочет верить, что это действительно так, но когда он получает подтверждение, то вынужден с ближайшими соратниками и слугами, пешком, срочно бежать из Иерусалима.

В бегстве Давида из Иерусалима и в действиях Авессалома открываются очень яркие пророческие черты. Начнем с того, что, хотя было много разных дорог, Давид уходит из Иерусалима через поток Кедрон, через гору Елеонскую, пеший, вместе со своими слугами и соратниками. На этой горе он узнает о том, что его ближайший соратник и советник Ахитофел перешел на сторону Авессалома и там Давид молится: «Господи, Боже мой, разрушь совет Ахитофела » (2 Цар. 15:31). ВспоминаетсяГефсиманская молитва Христа.

Затем Давид уходит дальше от Иерусалима, и некий Семей идет по склону холма, кидает камни в Давида, злословит его и кричит: «Уходи, убийца и беззаконник! Господь обратил на тебя всю кровь дома Саулова, вместо которого ты воцарился и предал Господь царство в руки Авессалома, сына твоего; и вот, ты в беде, ибо ты – кровопийца» (2 Цар. 16:7–8). Авесса предлагает Давиду немедленно пойти и убить этого злословящего человека, однако Давид ему запрещает и говорит: «Оставьте его, пусть он злословит, ибо Господь повелел злословить Давида… Может быть, Господь призрит на уничижение мое, и воздаст мне Господь благостию за теперешнее его злословие» (2 Цар. 16:10–12). Преподобный Ефрем Сирин проводит здесь параллель с тем, как Господь в Гефсиманском саду запретил апостолу Петру прибегнуть к оружию для Его защиты, а Семея уподобляет священникам и книжникам, которые хулили Иисуса Христа, изнемогавшего под бременем креста .

Обратим внимание на фигуру советника Давидова Ахитофела. Когда Авессалом занимает Иерусалим, около него оказываются два прежних советника Давида: добровольно перешедший к нему Ахитофел (кстати, дед Вирсавии) и Хусий, друг Давида. Последнего сам Давид попросил не идти с ним, а вернуться и тоже поступить на службу к Авессалому для того, чтобы помешать Ахитофелу давать свои советы. Ахитофел действительно, был искусным советником и представлял собой великую опасность для Давида, как человек давно его знавший, и могущий неопытного и молодого Авессалома наставить на весьма верные политические и военные решения. Так и произошло. «И сказал Ахитофел Авессалому: «Выберу я 12 тысяч человек, и встану, и пойду в погоню за Давидом в эту ночь. И нападу на него, когда он будет утомлен и с опущенными руками, и приведу его в страх; и все люди, которые с ним разбегутся; и я убью одного царя, и всех людей обращу к тебе. И когда не будет одного, душу которого ты ищешь, тогда весь народ будет в мире». И понравилось это слово Авессалому и всем старейшинам Израилевым » (2 Цар. 17:1–4). Это очень напоминает известный совет Каиафы (Ин. 11:50).

Реализация плана Ахитофела сулила гибель Давиду и его людям. Но Хусию удается отговорить Авессалома от подобных действий. Тогда Ахитофел понимает, что поскольку Авессалом его не послушался, не погнался за Давидом, и не убил его сразу, то дело его проиграно. Соответственно, проиграно и дело самого Ахитофела. Дальше происходит следующее. «И увидел Ахитофел, что не исполнен совет его и оседлал осла и собрался и пошел в дом свой и сделал завещание дому своему и удавился и умер » (2 Цар. 17:23). Это единственное место в канонических книгах Ветхого Завета, где говорится о подобном самоубийстве, поэтому оно значительно, и указывает на смерть Иуды, которая здесь изображается. Собственно, образ Ахитофела здесь толкуется как изображение сатаны, который вложил в сердце Иуды погубить Христа, и как прообраз самого Иуды, который предал своего Господина и Учителя.

О том, что все это восстание есть дело диавольское, свидетельствует не только то, что Авессалом клеветал на отца, но и то, что он при жизни поставил себе памятник (2 Цар. 18:18). Значит, не искание справедливости, а именно гордость была причиной его действий. Какой разительный контраст по сравнению с действиями Давида по отношению к Саулу. Притом, что Давид был помазанником, а Авессалом – нет.

После того, как Давиду удалось уйти за Иордан, он собрал вокруг себя верных людей, сгруппировал их в войско и дал сражение войскам Авессалома. Своим военачальникам и воинам он дал указание сохранить жизнь Авессалома, привести его живым. Несмотря на это, Иоав, который имел для этого полную возможность, хладнокровно Авессалома убивает. Узнав об этом, Давид был до крайности огорчен и устроил плач по погибшему сыну. Однако свою скорбь Давид вынужден был скрыть по требованию Иоава, который заявил, что царь, оказывается, больше заботится о своих врагах, чем о друзьях, и в тот день, когда мы одержали победу, царь устраивает день скорби. Тем самым он заставляет Давида выйти, приветствовать народ и поздравлять их с победой.

Сорок библейских портретов Десницкий Андрей Сергеевич

«Авессалом, сын мой Авессалом!»

Мы уже убедились: как и у многих восточных царей, у Давида было много жен и еще больше детей. Однако и платить за такое удовольствие ему приходилось недешево. Царевичи соперничали друг с другом за будущий престол, вели себя непристойно, надеясь, что все сойдет им с рук. Так, Амнон заманил к себе в дом и изнасиловал свою сестру Фамарь, дочь Давида от другой жены. За это брат Фамари, красавец Авессалом, выждав подходящий случай, убил Амнона на празднике, а потом бежал в чужую страну, подальше от царского гнева.

Со временем Давид простил Авессалома, но тот, кто однажды убил брата, захотел теперь свергнуть отца. Он вернулся в Иерусалим и стал вести умелую пропаганду среди израильтян: «Если бы поставили меня судьею в этой земле! Ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде». Популисты во все времена обещают именно это: немедленное удовлетворение всех требований, счастье для всех с завтрашнего дня! Добившись расположения народа, Авессалом поднял открытый мятеж. Давиду пришлось бежать из Иерусалима с немногими приверженцами, а его собственный сын захватил его столицу и на виду у всех вошел в его гарем, что было для восточного царя наивысшим оскорблением. Так сбылось пророчество о наказании Давида за его грех с Вирсавией и Урией, а в стране началась гражданская война.

Здесь Библия повествует о сторонниках Давида, помогавших ему во вражьем стане. За Авессалома выступил мудрый советник Ахитофел. Он предлагал ему сразу погнаться за Давидом и покончить с ним одним ударом, пока он не успел собрать войско и приготовиться к сражению, ведь он бежал из дворца в сопровождении немногих сторонников и совсем не был готов к войне. Видимо, в таком случае шансы Авессалома были неплохими. Но Давид подослал к Авессалому еще одного мудреца, Хусия, чтобы тот стал агентом Давида и смешал планы его противников. Он уговорил Авессалома сначала самому как следует подготовиться к битве – и так выиграл время для военных приготовлений Давида, а заодно и сообщил ему обо всех планах мятежников.

Ветераны былых сражений сошлись к своему царю, и кто теперь мог устоять перед их натиском? В решающей битве они разгромили мятежников. Авессалом бежал с поля боя верхом на осле, но запутался своей роскошной шевелюрой в ветвях раскидистого дерева, повис меж небом и землей и так попал в руки воинов Давида. Вопреки приказу царя, они немедленно убили главу мятежа. Но для Давида радость победы померкла перед известием о смерти любимого сына. Войско ликовало, Давид рыдал: «Авессалом! Сын мой Авессалом! О, кто дал бы мне умереть вместо тебя, Авессалом!»

К царю подступила старость. Теперь его дети боролись за его престол, его приближенные определялись, кто за какого претендента, а сам он уже даже не решал, с кем ему лежать в одной постели. Библия описывает, как старый царь постоянно мерз, и приближенные решили: «Пусть поищут молодую девицу, чтоб она предстояла царю и лежала с ним, – и будет тепло господину нашему, царю». Такую девушку по имени Ависага действительно нашли, и она стала прислуживать Давиду, но он так и не познал ее. Мы даже не знаем, как он отнесся к Ависаге, понравилась ли она ему, хорошо ли она за ним ухаживала: теперь он сам оказался в том положении, в которое некогда поставил Вирсавию. Зато именно Вирсавия теперь решала, кому быть царем после Давида…

Имя Давида носит самая большая книга Библии, Псалтирь. В этой книге, конечно, есть псалмы, которые сам Давид просто не мог написать (например, те, что говорят о вавилонском пленении иудеев), да и остальные не обязательно все написаны им. Вероятно, ему принадлежат лишь некоторые из псалмов, но «лирический герой» псалмов из всех героев Библии ближе всего именно к Давиду с его непростой судьбой и безграничной преданностью Богу. И каждый верующий, открывая «Псалтирь Давидову», вновь и вновь ставит себя на место этого царя и пророка, обращаясь к Богу:

Буду Господа восхвалять, доколе жив,

Богу моему петь, пока я есть!

Не надейтесь на знатных людей,

на сына Адама – в нем спасения нет.

Дух покинет его, вернется в землю он -

в тот день погибнут все замыслы его.

Блажен тот, кому в помощь – Иакова Бог,

кто надеется на Господа, Бога своего:

Он небо и землю сотворил,

море и все, что наполняет их!

Господи, Боже мой! Уповаю на Тебя,

От гонителей спаси меня, избавь!

Не то, словно лев, разорвут меня,

будут терзать, и никто не спасет.

Господи, Боже мой! Если сделал я что,

если на руках моих – грех,

и зло я творил тому, кто мирен со мной,

или беспричинно недруга обирал -

пусть настигнет меня погоня врага

пусть втопчет он в землю мою жизнь,

славу мою повергнет в прах.

Как стремятся лани на водопой,

так душа моя рвется, Боже, к Тебе!

Стремится душа моя к Богу, к живому Богу,

когда же смогу я пред Богом предстать?

Были моей пищей слезы день и ночь,

говорили мне что ни день: «Где твой Бог?»

Что изнываешь, душа моя,

что гнетет тебя? На Бога уповай!

Я и впредь буду славить Его,

Спасителя и Бога моего.

Из книги Псалтирь автора Давид царь

Из книги 100 великих библейских персонажей автора Рыжов Константин Владиславович

Авессалом От нескольких жён Давид имел много сыновей и дочерей, но более остальных он любил и выделял первенца своего Амнона, а также другого сына по имени Авессалом. У Авессалома была красивая единоутробная сестра Фамарь. И вот случилось так, что Фамарь приглянулась

Из книги Псалтирь (на цсл., гражданским шрифтом) автора

Псалом Давиду, егда гоняше его Авессалом, сын его, 142 1 Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей, услыши мя в правде Твоей 2 и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк живый. 3 Яко погна враг душу мою, смирил есть в землю живот мой,

Из книги Веянье звёздной управы автора Богачёв Михаил

Авессалом, прощай Тебя окликнули: Авессалом! Тебя отдали реки края,Египет раскаленный за спинойТянулся языками за тобой,Когда нудилась капелька, играя,В родной родник отеческой рукой,Свети свеча и путь мне освещай!Авессалом, Авессалом, прощай,Вот кров от крови, от ребра

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Авессалом мстит Амнону за Фамарь 23 Два года спустя, когда у Авессалома была стрижка овец в Баал-Хацоре, что рядом с границей земли Ефраима, он пригласил туда всех царских сыновей. 24 Авессалом пришёл к царю и сказал:- У твоего раба идёт стрижка овец. Не пойдут ли со мной царь

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Авессалом в Иерусалиме 15 А тем временем Авессалом и все исраильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними. 16 И когда аркитянин Хушай, друг Давуда, пришёл к Авессалому, он сказал ему:- Да здравствует царь! Да здравствует царь!17 Авессалом спросил Хушая:- Такова-то твоя

Из книги Моя первая Священная История. Учение Христа, изложенное для детей автора Толстой Лев Николаевич

Авессалом убивает Амнона 23 Два года спустя, когда у Авессалома была стрижка овец в Баал-Хацоре, что рядом с границей Ефрема, он пригласил туда всех царских сыновей. 24 Авессалом пришел к царю и сказал:- У твоего слуги идет стрижка овец. Не пойдут ли со мной царь и его

Из книги Псалтирь пророка Давида (в русском переводе П. Юнгерова) автора Царь и Пророк Давид

Авессалом в Иерусалиме 15 А тем временем Авессалом и все израильтяне вошли в Иерусалим, и Ахитофел был с ними. 16 И когда аркитянин Хусий, друг Давида, пришел к Авессалому, он сказал ему:- Да здравствует царь! Да здравствует царь!17 Авессалом спросил Хусия:- Такова-то твоя

Из книги Ветхий Завет с улыбкой автора Ушаков Игорь Алексеевич

Давид и Авессалом По смерти Саула все евреи просили Давида, чтобы он был их царём, Давид согласился. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами.Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окружённый

Из книги Мифы и легенды народов мира. Библейские сказания и легенды автора Немировский Александр Иосифович

142. Псалом Давида, когда его преследовал Авессалом, сын его Господи! Услышь молитву мою, вонми молению моему во истине Твоей, услышь меня в правде Твоей, И не войди в суд с рабом Твоим, ибо не оправдается пред Тобою никто из живущих. Ибо враг преследовал душу мою, смирил до

Из книги Библия в рассказах для детей автора Воздвиженский П. Н.

Авессалом - в роли Лжедмитрия После сего Авессалом совсем оборзел. Вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у городских ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал, из какого тот города. Когда пришелец

Из книги Библейские рассказы для детей с иллюстрациями. Ветхий Завет автора Воздвиженский П. Н.

Авессалом! Авессалом! В дворце своем, Объятом сном, Не спит один Давид. «Авессалом! Авессалом!» - Он без конца твердит. Не напевает он псалом, Струнами не бренчит, «Авессалом! Авессалом!» - Рыдает он навзрыд. И голова его в огне. «Зачем теперь корона мне, Когда мой сын

Из книги Иллюстрированная Библия для детей автора Воздвиженский П. Н.

ДАВИД И АВЕССАЛОМ Когда Саул умер, царём Израиля был выбран Давид. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами.Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окружённый своими подданными. Все пели

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Из книги автора

ДАВИД И АВЕССАЛОМ После смерти Саула все евреи просили Давида, чтобы он был их царем. Давид согласился. Он никогда не надеялся на свои силы и всегда молился Богу. За это Господь помогал ему одерживать победы над врагами. Каждый раз Давид возвращался с поля битвы окруженный

Из книги автора

«Авессалом, сын мой Авессалом!» Мы уже убедились: как и у многих восточных царей, у Давида было много жен и еще больше детей. Однако и платить за такое удовольствие ему приходилось недешево. Царевичи соперничали друг с другом за будущий престол, вели себя непристойно,

открывает самые страшные страницы его жизни: он теряет сначала сына, зачатого от Вирсавии, потом - двух старших сыновей: Авессалом убьет сводного брата Амнона, поднимет мятеж против родного отца и в результате сам погибнет позорной смертью.

Чтобы понять трагизм этой семейной драмы, надо вспомнить, во-первых, что царь Давид имел восемь жен и десять наложниц, что было прямым нарушением закона Моисея, запрещающего царям увеличивать количество жен. Именно между детьми от разных жен разыграется братоубийство.

Во-вторых, Авессалом был рожден от дочери языческого царя провинции Гессур, красавицы Маахи. Давид захватил ее в плен во время войны и она родила ему двоих детей дивной красоты - дочь Фамарь и сына Авессалома. Мааха не была еврейкой и родившаяся еще до обращения Маахи в еврейство Фамарь тоже не считалась еврейкой. Позднее мать с дочерью прошли обряд посвящения в еврейство - гиюр, аналогичной христианскому Таинству Крещения.

Рождение Авессалома от матери-язычницы при фактическом отсутствии отца, погруженного в политические и военные битвы, означало, что мальчик будет воспитываться в языческой традиции. Не случайно Талмуд предупреждает: кто женится на красавице, захваченной в плен во время войны, у того обязательно родится сын-бунтовщик.

Прямого запрета на такой брак нет, но, совершая этот шаг, мужчине следует помнить о его последствиях, которые позднее апостол Павел выразит так: «Всё мне позволено, не всё - полезно». Но Давид, соблазнившийся красотой принцессы Маахи, тогда вовсе не думал, чем это обернется лично для него.

Проводивший большую часть жизни в военных походах, царь вовсе не занимался воспитанием детей, полностью оставляя их на попечении своих жен. Когда же он достиг благополучия и мог наслаждаться спокойной жизнью в родном Иерусалиме, время для воспитания уже было упущено, влияния на детей он уже не имел.

Но Давид безумно любил своих сыновей, особенно Авессалома. Это был красавец, высокого роста, не имеющий недостатков. Обычно Библия не распространяется о красоте своих персонажей, но в данном случае - редкое исключение: подчёркивается исключительность его внешних данных:

«… во всем Израиле не было мужчины, столь славного красотою, как Авессалом: от стопы его до темени не было в нем изъяна. Когда стриг он голову свою - а стриг он ее каждый год, потому что она отягощала его, - то весили волосы головы его двести шекелей».

Сейчас самое время вспомнить о проклятии, которое от имени Бога произносит Давиду пророк Нафан. Придя к царю, чтобы обличить его в страшном грехе, совершенном в отношении Вирсавии, а затем - и ее мужа, посланного на верную смерть, Нафан говорит, что за это он поплатится смертью сына от Вирсавии.

Но это будет только первая смерть в череде последующих несчастий. Нарушив три заповеди (не пожелай жены искреннего своего, не прелюбодействуй и не убий), Давид поплатится за разрушение чужого семейного очага разрушением собственной семьи. Отныне меч и позор не отступят от дома Давидова вовек.

Следующий акт трагедии разыгрался не тотчас, а спустя некоторое время. Первенец Давида, сын Амнон, воспылал нечистой страстью к своей сводной сестре красавице Фамарь, единоутробной сестре Авессалома от Маахи. Они могли бы пожениться, т.к. Фамарь приняла еврейство и уже не считалась язычницей, но Амнон хотел немедленного удовлетворения своей страсти.

Он последовал совету своего друга притвориться больным и, когда придет к нему отец, попросить его прислать к нему сестру в качестве сиделки. Отец незамедлительно исполнил просьбу Амнона и прислал Фамарь. Когда она пришла, Амнон попросил испечь ему лепёшек, а потом отнести их во внутренние покои, где и совершил над ней насилие.

За изнасилование по закону Моисея полагалась смерть, но Давид, узнав о случившемся и не желая огорчать Амнона, только рассердился на него, и всё. Обиду и злость на отца и брата затаил Авессалом, родной брат Фамари, которая теперь жила в его доме. Надо было только дождаться удобного случая, чтобы отомстить обоим.

Однажды Авессалом устроил праздник по случаю стрижки овец, на который пригласил братьев. Напившись вина, Амнон ослабел и Авессалом приказал убить его, что те и исполнили. После убийства Авессалом бежит к своему деду в Гессур и скрывается там три года, пока не изгладился гнев Давида. За самосуд полагалась тоже смертная казнь, но и тут царь Давид нарушил закон, в конце концов простив своего любимца.

Возвращению Авессалома в Иерусалим способствовал главный военачальник царя Давида Иоав. Но согласившись на возвращение Авессалома, Давид поставил условие: сын не должен являться ему на глаза. Авессалом, спустя два года, посчитал, что этого времени достаточно, чтобы искупить свою вину полностью и уже может рассчитывать на встречу с отцом.

Он снова обращается к военачальнику Иоаву - устроить примирение с отцом. Иоав делает вид, что не слышит. Тогда Авессалом опять решил действовать силой: один раз у него это получилось, почему нельзя и второй раз. Он сжигает все поля Иоава и тот вынужден был прийти к Авессалому, чтобы узнать причину такого поступка.

Авессалом, как ни в чем не бывало, ответил, что у него не было другого пути обратить внимание на свою просьбу. Иоав вынужден был устроить встречу Давида с Авессаломом. Примирение состоялось, сын встал перед отцом на колени, прося у него прощение, и они помирились. Но оказалось, что примирение было только частью коварного плана Авессалома - свергнуть отца с престола и самому стать царём.

Оправдывал Авессалом это стремление тем, что ему уже исполнилось сорок лет и настало время царствовать и ему. Давид стал царем тоже в сорок лет. Кроме того, Авессалом узнал, что своим преемником Давид сделал младшего сына (от Вирсавии) Соломона, а не его - старшего, что было нарушением престолонаследия.

И Авессалом начинает действовать открыто, в полной мере проявляя жестокий и коварный характер. Чтобы осуществить свой план, он ведёт себя как царь: добывает в большом количестве лошадей и колесниц, заводит отряд оруженосцев и каждое утро ходит во дворец, заводя разговоры с теми, кто пришел на суд к царю Давиду, но проиграл его.

Он говорит, что никогда они не найдут правды у царя Давида, что только он, Авессалом, будет справедливым царем, если они его помажут на царство. Такими льстивыми речами он склонил на свою сторону многих жителей. План сработал. Прошло еще четыре года.

Однажды Авессалом стал проситься у отца отправиться в Хеврон, чтобы принести там жертву, обещанную еще во время бегства в Гессур. Ничего не подозревающий Давид, согласился. Авессалома сопровождали дввести сторонников, в числе которых оказался хитрый и умный советник Давида Ахитофел, дед Вирсавии, давно затаивший обиду на царя Давида за случившееся с его внучкой.

Прибыв в Хеврон, народ провозгласил Авессалома своим царем, помазав его на царство. Теперь оставалось только пойти в Иерусалим и занять царский трон. Давид, услышав об этом, сначала сильно удивился такой дерзости, потом страшно испугался и решил бежать из Иерусалима, чтобы избежать гражданской войны. Для содержания дворца он оставляет десять своих наложниц.

Давид вспоминает слова Нафана, что на него восстанет некто из царского дома и принимает это как наказание и смиряется. Он бежит босиком с преданной ему стражей. Даже когда священники предлагают взять с собой Ковчег Завета, Давид отказывается: если Богу угодно, то Он спасет его и без Ковчега и царь вернётся в Иерусалим. Никакие талисманы и обряды здесь не помогут.

Когда в него швыряли камнями и грязью, унижали и злословили, он молча принимал это, считая, что проклятия и унижения ему даны от Бога. Приняв позор и унижения, Давид рассчитывал, что Бог в конце концов простит его за такое смирение.

В это время Авессалом, войдя в Иерусалим уже как царь, прислушивается к совету Ахитофела окончательно сжечь за собой мосты: войти на ложе отца своего - к оставленным Давидом наложницам. Это будет означать, что он окончательно вступил в права царя. Тогда Авессалом ставит свою платку на крыше дворца и на глазах у всех насилует наложниц.

Чтобы закрепить успех, Ахитофел дает Авессалому еще один совет: выбрать двенадцать тысяч отборных воинов и догнать Давида, который сейчас ослаблен, а лошадей у него нет и его легко взять голыми руками. Это был мудрый совет, но Авессалом засомневался в успехе и пригласил Хусия, преданного Давиду, чтобы он рассудил их.

Хусий, чтобы отвести неминуемую смерть царя, дает другой совет: собрать войско побольше и самому Авессалому возглавить его. Потом ночью окружить Давида и убить. Авессалому этот план понравился больше. Ахитофел, оскорблённый, что его план не приняли, покончил жизнь самоубийством. Ему было всего 33-34 года. Первое же испытание было воспринято им как оскорбление, которое он не смог перенести.

Тем временем Давид переходит Иордан и уходит в горы. При этом он поет песни, а на вопрос, чему он радуется, отвечает: «Всё могло быть хуже. Если бы восстание возглавил раб, он был бы беспощаден, а здесь родной сын, и можно рассчитывать, что он не будет жесток к родному отцу. Поэтому за всё надо благодарить Бога".

Наконец, два войска встречаются. Битва была жестокой, в ней погибло двадцать тысяч. Авессалом спасается бегством через густой лес. На этом пути, он цепляется своими роскошными волосами за ветки дуба и повисает на них. Пока он доставал меч, чтобы обрезать волосы, его настиг военачальник Иоав и тремя стрелами в сердце убивает, нарушив тем самым просьбу Давида сохранить жизнь Авессалому.

Узнав об исходе битвы и о смерти своего любимого сына, царь Давид горько заплакал: «Авессалом, Авессалом! Лучше бы я умер, а не ты, сын мой!» И так плакал, пока Иоав не остановил его своим словом: «Если бы Авессалом остался жив, он всех бы убил, никого не пощадил, а потому, оплакивая его, ты, царь, любишь ненавидящих тебя больше, чем тех, кто тебя любит», но и это испытание для царя Давида было не последним...

Тина Гай