На Земле первобытные люди появились более 2 миллионов лет назад. Важной отличительной чертой людей от человекоподобных обезьян стало появление каменных орудий труда – обломков грубо обработанных камней. Именно наличие примитивных орудий труда дает возможность археологам отличать останки человекоподобной обезьяны от останков древнего человека. Эпоха существования первобытных людей стала называться палеолит – древнекаменный век.

10 интересных данные о жизни представителей палеолита.

  1. Одомашнивание животных началось с волка в ориньякский период. Животное приручалось для оказания помощи в охоте и значительно позже стало выполнять сторожевые функции. Первые доказательства совместного существования зверя и человека обнаружены в пещере Chauvet во Франции. Следы оставлены 26 тыс. лет назад. Следующими одомашненными животными стали муфлоны (овцы), козы, быки и бараны.
  2. Огонь первобытные люди научились добывать около 500 тыс. лет назад. Покорение огненной стихии началось с выработки навыков поддерживать некоторое время пламя, которое возникало во время природных пожаров, ударов молний. Если огонь потухал, вновь приходилось ждать появления его естественных источников. Так происходило до тех пор, пока случайно не была обнаружена закономерность — трение сухих веток или кусков кремния дают заветную искру. Ею можно поджечь сухую траву, листья. С этого момента использование огня первобытным человеком можно считать осознанным.
  3. Охота на мамонтов велась не ради добычи пищи. Интерес представляли бивни и кости, использовавшиеся для производства орудий труда. Исследование повреждений животных позволило ученым сделать вывод о существовании на тот момент писаных методов (инструкций) правильного ведения охоты. В бедренных и лопаточных костях мамонтов остались каменные наконечники, следы нанесения удара копьями. Угол следов доказывает, что люди подходили к добыче сзади с правой стороны, удары делали целенаправленно в грудную клетку. Археологи предполагают, что наскальные рисунки Руффиньяк с линиями на теле животного указывают область нанесения удара, то есть учат правилам охоты.
  4. Хижина с костром, обнаруженная в Ницце на горном склоне (Терра-Амата) – достояние людей неандертальского периода. Сооружение датируется 380 000 г. до н.э. Находка свидетельствует, что местом проживания древних людей были настоящие хижины, поделенные на зоны: кухня, спальня, мастерская.
  5. Танец для первобытного человека являлся способом жизни, основой разных обрядов: тотемных, охотничьих, военных. Танец по кругу был сопряжен с культами Луны и солнца. Хлопки, прыжки, дерганье – несли определенный смысл. Например, топанье, как движение, заставляло землю дрожать и покориться силе человека.
  6. Лук – изобретение людей, проживавших около 25 тысяч лет назад. В пещере Сальтадора (Испания) есть рисунок охотника, стреляющего дротиком из лука размером с человека. Лук и три дротика он держит левой рукой, а правой – отводит тетиву.
  7. Первобытным людям не было чуждо искусство. Его зарождение относят к эпохе мустье. Находки, возраст которых (150-30.000 лет) содержат примитивный орнамент в виде ямок, насечек, крестиков. Наскальные изображения эпохи палеолита окрашены охрой, оксидами металлов, древесным углем. Наиболее известен рисунок со сценой боя носорогов, выполненный около 32.000 лет назад на стенах пещеры Шове (Франция). Делаем вывод: предки любили и умели рисовать.<
  8. Погребения и магические ритуалы появились в среднем палеолите. Доказательством тому являются могилы неандертальцев в Хорватии. Их возраст – 130 тысяч лет. Кости погребенных содержат следы очистки от мышц, придания им определенного положения, то есть речь идет о первых культах и ритуалах.
  9. Флейта – древнейший музыкальный инструмент. Найденный археологами костяной образец относится к эпохе ориньякской культуры палеолита. Первые флейты датируются учеными 35-40.000 годами до н.э.
  10. В период верхнего палеолита становятся популярными украшения, выполненные из костей животных, их зубов, бивней мамонтов. Это обручи для волос, браслеты, бусы, подвески. В этот же период активно развивается вязание, плетение и даже ткачество. Первый текстиль, обнаруженный в Центральной Европе в месте стоянок первобытных людей, насчитывает 26 тысяч лет. Сырье для него – волокна крапивы и конопли.

Похоже на сказку? На самом деле изложенные факты – чистая реальность.

Интересные данные о первобытных людях кратко.

Как давно это было. Эволюция, теория Дарвина. Многие до сих пор не верят, что человек мог произойти от обезьяны. Как из древних полуобезьян могли получаться люди, которые со временем сделали кучу открытий, изобрели кучу полезных вещей и т.д. Ну вообще сейчас это не особо важно. Здесь мы собрались, чтобы рассказать вам интересные факты о первобытных людях, которые, мы надеемся, вам понравятся.

1. Первобытные люди очень долго не могли сами произвести огонь. Всё, что они могли сделать, это лишь поддерживать существующий огонь, который возникал из-за природных явлений. Но около 500 миллионов лет человек прямоходящий обнаружил, что если две сухие палки долго тереть друг о друга, то появляется огонь. Еще чуть позже они научились создавать огонь с помощью двух кусков кремня и сухой травы.

2. Первым животным, которое одомашнил человек был волк (предок ). Сначала эти животные использовались лишь для охоты, но чуть позже стали выполнять еще и сторожевые функции.

3. Первобытные люди, видимо, очень любили рисовать, так как в пещерах частенько находили древние рисунки, на которых в основном изображалась охота.

4. Древние люди часто охотились на мамонтов. Но несмотря на то, что мамонт — это огромное и мясистое животное, охота на него велась не ради мяса, а в основном ради бивней и кости, из которых они производили различные орудия труда.

5. 40000 лет назад люди уже играли на самодельных флейтах из слоновой кости. Это доказывают произведенные раскопки. А значит можно считать, что флейта — один из древнейших музыкальных инструментов.

6. Сколько зубов у здорового современного человека? Да, именно 32. А у первобытных людей их было аж 36. В то время пища была грубая и жесткая. И чтобы ее разжевать нужно было иметь большие и крепкие зубы. Но с умением готовить мясо на огне зубы стали уменьшаться, а некоторые вовсе исчезать со временем. Приготовленная пища становилась мягкой и нежной, поэтому в огромной челюсти больше не было необходимости и через поколения она подверглась изменениям.

7. Первобытные люди довольно быстро освоили украшения. Делали себе бусы из зубов хищников, амулеты из скорлупы, змеиная кожа и т.д.

8. У древних людей были свои орудия труда, которые являются прообразами современных инструментов. Например, существовал такой инструмент как «Рубило». Он имел заостренный конец и напоминал нечто среднее между ножом и топором. Но кроме того, чтобы резать и рубить, этот инструмент использовали еще и для дробления предметов и костей.

— Самые интересные факты обо всём на свете.

Древнейшие люди ещё очень напоминали обезьян — грубые лица с приплюснутыми носами, низкие и покатые лбы, выступавшие вперёд челюсти. При ходь-бе человек сильно наклонялся вперёд. Пальцы у него были неловкие, а тело покрывала шерсть. Люди ещё не могли говорить, а лишь издавали отрывистые звуки, предупреждая друг друга об опасности, призывая на по-мощь, выражая радость и гнев.

Древнейшие люди жили небольшими группами . Питались тем, что давала при-рода. Люди не умели выращивать злаки, овощи и фрукты, а собирали съедобные коренья, плоды, другие дары природы. Это занятие называется собирательством . Дру-гим их важнейшим занятием стала охота .

Тем не менее, это были люди, а не жи-вотные. Подобрав подходящий камень, они заостряли его край — ударяли по нему другим камнем и скалывали кусочки. Заострённый камень стал первым орудием человека. Это ру-било . Его острым краем строгали или рубили, а тупым — ударяли. С помощью рубила изготавливались другие орудия труда — палка-копалка для собирательства, а позднее — копьё для охоты.


Добывание огня. Современные рисунки

Овладение огнём

В природе случаются пожары — от удара молнии, извержения вулкана. Долгое время древнейшие люди боялись огня. Но они заметили, что огонь может приносить пользу. Он даёт тепло и свет, отпугивает хищников. Приготов-ленная на костре пища мягче и вкуснее сырой. В костре обжига-ли и заостряли наконечники копий.

Овладение огнём не только сплачивало людей, но и развива-ло их мышление. Людям необходимо было знать, что годится как топливо, сколько дров положить в костёр. Использовать огонь люди стали более миллиона лет назад.

Вначале люди только использовали огонь, но сами зажигать его не умели. Приходилось поддерживать костёр и днём и но-чью. Уходя на новое место, люди забирали с собой огонь. Внача-ле человек научился использовать огонь, потом — добывать его.

Значение охоты в жизни первобытных людей

Охота стала для древних людей более важным занятием, чем собирательство. Она дава-ла людям питательную мясную пищу. Успех на охоте во многом зависел от самих людей, ведь охотники могли совершенствовать приёмы охоты и своё оружие.

Первобытные люди охотились на крупных животных. Один крупный зверь обеспечивал пищей сразу всех, а мелких зверьков требовалось бы поймать очень много. Для охоты на них нужны капканы, которые люди ещё не умели делать. Победить большо-го зверя удавалось только общими усилиями охотников, поэтому первобытные люди охотились не в одиночку, а коллективно .

Люди гнали зверя или целое стадо животных к обрыву или к ловушке, а потом добивали камнями и копьями. Помогал и огонь — можно было поджечь траву и, напугав животных, по-гнать их в нужную сторону. Охота сплачивала и организовывала людей. Каждый знал своё место на охоте. Молодые охотники учи-лись у старших. Охота побуждала людей изобретать новые орудия труда. Охота стала самым важным занятием древнейших людей.

Орудия каменного века

За сотни тысяч лет люди научились мастерски обрабатывать камень. Они уже не делали грубых рубил, служивших и ножом, и молотком, и топором. Для всякой работы делался свой инструмент. Скребками снимали звериные шкуры и соскабливали с них жир. Каменными ножами шкуры разрезали.

Каменный наконечник привязывали кожаными ремешками к древку. Такое копьё намного лучше деревянного. Из костей и рогов вырезались шилья и иглы. Кость соединили с деревом, и получился гарпун — копьё с зазубренным костяным наконечни-ком. Им ловили рыбу.


1. Каменные ножи. 2. Каменные наконечники. 3. Костяные гарпуны

Но самым важным материалом оставался камень. Время, ког-да люди пользовались каменными орудиями труда, учёные на-зывают каменным веком .

Великое оледенение

Около 100 тысяч лет назад на плане-те наступило очередное похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник — огромный слой льда тол-щиной до 2 километров. Привыкшие к тёплому климату живот-ные — антилопы, бегемоты, львы — погибли или ушли далеко на юг. Вместо них появились другие, не боявшиеся холода — северный олень, бизон, шерстистый носорог, пещерный мед-ведь. А самым крупным и сильным животным был мамонт — громадный слон с рыжевато-бурой шерстью и длинными, изогнутыми бивнями.

Как же повлияло великое оледе-нение на жизнь и развитие чело-века? Человек не погиб. Он умел трудиться, у него был огонь. Он научился охотиться на очень круп-ных животных, даже на мамонтов. Но охота на них была трудным и опасным занятием. Одолеть таких больших зверей можно было толь-ко сообща, устраивая им ловушки. Мамонты были неповоротливы и проваливались в замаскированные ямы. Каждый мамонт оказывался настоящей «кладовой» мяса, кос-тей и шкур, ведь его вес достигал 6 тонн. На холоде мясо хорошо со-хранялось, поэтому люди смогли запасать его.

Оледенение вынудило человека позаботиться о постройке жи-лищ. Для сооружения землянок и хижин в ход шли кости и бивни мамонтов. Сверху жилище покрывали звериными шкурами. Лю-дям пришлось также придумать тёплую одежду. Её сшивали кос-тяными иглами из мохнатых шкур. Материал с сайта

Изобретение лука и стрел

Примерно 13 тысяч лет назад , после великого оледенения вновь наступи-ло потепление. Ледник таял и, отступая к северу, оставлял за со-бой озёра и реки. Природный и животный мир стал похожим на наш. Охотиться теперь стали на быстро бегающих животных не-большими группами или в одиночку. Для такой охоты требова-лось новое оружие.

Люди заметили, что согнутые гибкие ветви распрямляются с большой силой. Так были изобретены лук и стрелы , поражав-шие зверя на расстоянии сотни шагов. Наконечники стрел де-лали из камня.

Появились каменные ножи, со-стоящие не из одного куска камня, а из небольших каменных пластин с острыми краями, которые встав-ляли в рукоятки из кости или де-рева. Нож из каменной пластины на костяном держателе легко было отремонтировать, стоило только заменить сломанную пластину.

Прикрепив заострённый камень к деревянной рукоятке, люди сдела-ли топор . Через несколько тысяч лет они научились сверлить ка-мень полой костью, подсыпая на камень песок. Потом обух крепко насаживали на рукоятку.

Осваивая освобождаемую лед-ником территорию, люди изобре-ли плот, а затем из толстых ство-лов деревьев стали выдалбливать лодки .

Таким образом, изменения климата на планете — великое оледенение, а затем таяние ледника — заставляли человека всякий раз приспосабливаться к новым условиям, способство-вали его развитию.

Вопросы по этому материалу:

  • Что давала древнейшим людям охота?

  • Какое из орудий древнейших людей было наиболее полезным для них?

  • Как древнейшие люди использовали огонь?

  • Какую роль играли живот-ные в жизни людей?

  • Почему охоту можно считать более важным занятием первобытных лю-дей, чем собирательство?

  • Почему охота могла быть только коллективной?

  • В XIX в. остатков скелетов древнейших людей было известно очень мало. Самые древние найдены в Африке, поэтому считают, что именно на этом континенте эволюция человекообразных обезьян, продолжавшаяся много миллионов лет, привела к появлению человека. 3,5-1,8 млн лет назад по степям Африки уже бродили существа, которых назвали австралопитеками. У них были небольшой мозг и массивные челюсти, но они уже могли передвигаться в выпрямленном положении и держать в руках палку или камень.Учёные считают, что первые каменные орудия появились около 2,5 млн лет назад. Это были камни с острыми краями. Такими орудиями можно было срезать ветку, снять шкуру с убитого животного, расколоть кость или выкопать из земли корень. «Человек умелый» передвигался на ногах, а кисти его рук были приспособлены для того, чтобы не только держать палку или камень, но и изготавливать орудия. Говорить эти древнейшие люди ещё не умели; подобно обезьянам, они подавали друг другу сигналы криками, жестами, гримасами. Кроме растительной пищи они ели мясо животных, на которых, вероятно, охотились. Их группы были небольшими и состояли из нескольких самцов, самок с детёнышами и подростков.Около 1 млн лет назад появился новый вид - «человек выпрямленный». Это существо всё ещё напоминало своих предков - животных. Оно было покрыто шерстью, имело низкий лоб и сильно выдающиеся вперёд надбровные дуги. Но размер его мозга был уже довольно большим, приближаясь к размеру мозга современного человека. «Человек выпрямленный» научился делать различные орудия из камня - крупные рубила правильной формы, скребки, резцы. Такими орудиями можно было рубить, резать, строгать, копать, убивать животных, снимать с них шкуры, разделывать туши.Развитие трудовых навыков, способность мыслить, планировать свою деятельность позволили этим людям приспособиться к жизни в разных климатических условиях. Они жили в холодных областях Северного Китая и Европы, в тропиках острова Ява, степях Африки. Во время существования «человека выпрямленного» начался ледниковый период. Из-за образования ледников понизился уровень Мирового океана, между разделёнными прежде водой участками суши возникли сухопутные «-мосты», по которым люди смогли проникнуть, например, на остров Ява, где были найдены первые кости питекантропа.Стоянки располагались по берегам рек и озёр, в местах, где обитали большие стада животных. Питекантропы иногда жили и в пещерах, но не в глубине, где было опасно, а у выхода. Смелые охотники, добычей которых были крупные и сильные животные, загоняли стада оленей, быков, слонов на обрывы, в овраги или ущелья, где и убивали их копьями и камнями. Добычу делили между всеми. Первобытные люди начали пользоваться огнём, который согревал их, защищал от зверей и помогал охотиться. На огне начали готовить пищу, которую прежде ели сырой. Охота на крупных животных, защита от опасностей, переселение на новые территории - всё это требовало объединённых усилий многих людей. Их коллективы должны были быть достаточно многочисленными и сплочёнными. Усложнение образа жизни привело к тому, что старшие стали обучать младших, и подростки дольше, чем прежде, оставались с родителями и сородичами. Эти люди уже умели говорить. И всё же и их физическое развитие, и развитие культуры шло очень медленно: питекантропы, как и создававшиеся ими орудия, почти не изменяясь, просуществовали около 1 млн лет.

    Цели урока:

    1. дать учащимся представление о первобытных людях;
    2. развивать кругозор, речь и память уч – ся
    3. воспитывать интерес к истории.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Начинается урок,
    Он пойдет ребятам впрок,
    Постарайтесь все понять,
    Интересное узнать.

    II. Вступительная беседа.

    Сегодня мы приступим к изучению второй книги “Мир вокруг нас”. Откройте содержание и посмотрите, что мы будем изучать в этой книге? (Ответы детей. Историю)

    Крошка сын к отцу пришёл
    И спросила кроха:
    “Историю знать хорошо, или это плохо?”

    А что такое история? (Ответы детей. История - наука о прошлом. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили.)

    Слайд 1 “История – наука о прошлом”.

    История – это наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни, как и почему жизнь людей изменялась и стала такой, как сейчас. История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает “исследование, рассказ о событиях прошлого”.

    Слайд 2 “Древнегреческий учёный Геродот”.

    Почти 2,5 тысячи лет прошло с тех пор, как грек по имени Геродот впервые познакомил людей со своим научным трудом. Геродот назвал свой труд “История”, он стал первым учёным-историком, мы называем его “отцом истории”. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир.

    История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность.

    И сегодня мы начинаем наше путешествие по этой дороге.

    Слайд 3 “История человечества”.

    Историю человечества можно разделить на несколько больших эпох:

    Первобытная история;
    - история Древнего мира;
    - история Средних веков;
    - история Нового времени;
    - история Новейшего времени.

    III. Новая тема.

    Слайд 4. Начало истории человечества.

    Прочитайте тему урока. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Ответы детей. О наших предках, о первобытных людях.)

    Слайд 5. Первобытный мир.

    Сегодня мы отправимся в путешествие по первобытному миру. Предстоит узнать:

    1. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
    2. Найти отличительные черты первобытного человека от современного.

    А как люди узнали о первобытных людях? (Ответы детей. Ученые производят раскопки, извлекают из земли вещи древних людей, их кости.)
    - А кто знает, как называют ученых, которые производят раскопки? (Ответы детей. Археологами.)

    Археология – наука о древности. Она изучает историю общества по остаткам жизни и деятельности людей. Ученые считают, что древнейшие люди, “следы” которых обнаружены в Африке и Азии, жили более миллиона лет назад. По остаткам скелетов древнейших людей удалось установить, как они выглядели.

    Слайд 6-13. Первобытный человек, живший около миллиона лет назад.

    Древнейший человек сильно отличался от нас с вами - современных людей - и был похож на крупную обезьяну. Однако люди ходили не на четырех лапах, как ходят почти все животные, а на двух ногах, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, и он мог выполнять ими простую работу: хватать, ударять, рыть землю. Лбы у людей были низкие и покатые. Мозг у них был больше, чем у обезьяны, но значительно меньше, чем у современных людей. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

    IV. Физкультминутка.

    Просмотр видеосюжета “Происхождение человека”.

    Работа в группах. Первая группа “юные историки” получают задание.

    Рассмотрите рисунки на стр. 5. Найдите отличительные черты первобытного человека от современного.
    - Прочитайте текст на стр. 4-6 и постарайтесь ответить на вопрос. Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
    - Вторая группа (одарённые дети) . Составить рассказ о первобытном человеке.

    V. Закрепление изученного.

    Почему первобытные люди жили группами? (Ответы детей. В одиночку не возможно было справится с трудностями жизни.)
    - Почему им не нужно было заботиться о теплой одежде? (Ответы детей. Они жили там, где всегда тепло.)
    - Для чего строили жилища первобытные люди? (Ответы детей. Дома им были необходимы для того, чтобы защититься от палящих солнечных лучей, непогоды, хищников.)
    - Для чего они изготавливали орудия труда? (Ответы детей. Разделывать, разрезать шкуру животного)
    - Чем занимались мужчины? (Ходили на охоту, рыбалку.)
    - Чем занимались женщины? (Срывали плоды с деревьев, разыскивали яйца птиц, черепах, выкапывали съедобные корешки, собирали то, что давала им природа.)
    - Почему первобытные художники рисовали животных? (От удачной охоты на этих животных зависела жизнь людей.)

    Рассказ о первобытном человеке.

    Пример рассказа:

    Древнейший человек сильно отличался от современного, был похож на крупную обезьяну, но ходил на двух ногах. Руки были длинные, свешивались до колен. Лбы были низкие, покатые. Говорить древний человек еще не мог, он издавал лишь немногие отрывистые звуки, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь и предупреждали друг друга об опасности.

    Жили там, где всегда тепло. Поэтому им не нужно было заботиться о теплой одежде. Дома строили для того, чтобы защититься от непогоды и хищников. Большая часть времени первобытных людей уходила на поиски пищи. Женщины и дети срывали плоды с деревьев, находили съедобные корешки, разыскивали яйца птиц и черепах. А мужчины добывали на охоте мясо. В то время на земле жили мамонты.

    Какой же стала жизнь людей к концу первобытной истории? (Люди не только занимались охотой и рыболовством, но и стали заниматься земледелием, скотоводством. Они научи
    лись строить прочные дома, изготавливать орудия, шить одежду, изготавливать глиняную посуду).

    Охота и собирательство занимали очень большое место в жизни первобытных людей. Но успех охоты и собирательства зависит от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами и прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала людям съедобное зерно. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Догадались они, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна - получилось, да еще как: где упало одно зерно, вырос целый колосок, а то и несколько. Теперь уже можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте, например, дикую свинью, приносили домой и оставшихся от нее поросят. Помещали детенышей в загон, кормили их, растили, и оказалось, что теперь неудача на охоте не страшна людям: вот она, еда - в загончике возле дома. Так возникли земледелие и скотоводство, так люди стали меньше зависеть от капризов природы.

    VІ. Итог урока.

    Почему самая древняя эпоха истории человечества названа первобытной?
    - Чем отличается первобытный человек от современного?
    - Дети, что интересного вы расскажите близким о первобытном человеке?

    Домашнее задание: Составить рассказ о первобытном человеке.