Подвиг юродства или блаженства — один из самых непростых духовных путей в христианстве. Люди идут им ради Бога, но под тайным духовным руководством опытных наставников-монахов, духовных отцов.

Подвиг юродства

Слово блаженный — принятое в Русской Православной Церкви название святых христианской Церкви до Великой Схизмы, разделения на Католическую и Православную (например, блаженный Августин)

Лишь в Древней Руси «блаженными» стали именовать юродивых святых людей. Юродство – это духовный подвиг добровольного, с целью спасения и угождения Христу, отречения от мира, наслаждений и удовольствий, но не в монашестве, а нахождения «в миру», но без придерживая общепринятых социальных норм. Юродивый принимает на себя вид безумного или неразумного, наивного человека. Многие люди ругаются, насмехаются над такими юродивыми — но блаженные всегда терпят лишения и издевательства смиренно.
Цель юродства — достижение внутреннего смирения, побеждение главного из грехов, гордости.

Однако юродивые со временем, достигнув определенной духовной меры, в иносказательной форме обличали грехи в мире (словесно или действием). Это служило средством смирения себя и смирения мира, улучшения других людей.

Интересно, что подвиг юродства ради Христа был несколько распространен в Византии, но расцвет подвига блаженных произошел на Русской земле, причем не только в древние времена, но и позже. Известен святой Андрей юродивый, видевший в Византии Богородицу — так появился праздник Покрова; известен святой Василий блаженный — московский чудотворец. Известны и современные юродивые — Матронушка, Матрена Босоножка Минская, Саратовские блаженные; очень известна святая блаженная Ксения Петербургская, жившая в 18 веке.


Андрей юродивый

С именем святого Андрея юродивого связан праздник Покрова. Он установлен в Х веке. Это было тяжелое время для Византии: Константинополь, столица империи, был взят в кольцо язычниками-варварами. Большинство горожан, полагая, что они на пороге страшной смерти, пришли помолиться Заступнице рода человеческого, Богородице, под своды одного из столичных храмов — здесь находилась великая святыня, часть Ее одеяния.

Пришел сюда и юродивый Андрей, известный в Константинополе своей праведной жизнью. Изображая безумие ради Бога, живя на улицах, питаясь подаянием и непрестанно молясь Богу, он удостоился видеть многие чудеса Божии. После смерти святой Андрей был прославлен и канонизирован Церковью. По житию юродивого Церковь и установила праздник Покрова.

Молясь в храме, святой Андрей вместе с Епифанием, его учеником, увидели, что стены храма как бы раздвинулись и над молящимися явилась Пресвятая Богородица. Она сошла с небес, опустилась перед Царскими вратами на колени и молилась Сыну Своему о спасении несчастных людей. Ее окружали Силы Небесные и все святые, в руках же она держала омофор (покрывало, часть верхней одежды) и словно накрывала им молящихся константинопольцев. Святой Андрей и его ученик вместе увидели это чудесное явление и ужаснулись, не в ночном видении, но воочию увидев давно отошедшую на Небеса Божию Матерь, стоящую, как живая, над ними.

Сразу же после богослужения они поведали константинопольцам о видении. Обнадеженные, горожане с твердой верой в спасение разошлись по домам и местам службы. И почти сразу враги-язычники без единого сражения отступили от столицы.


Святой Василий блаженный

И россиянам, и гостям нашей страны известна одна из главных достопримечательностей Москвы — храм Василия Блаженного на Красной площади.

Святой Василий жил в 15-16 веках, при Иване Грозном. По словам свидетелей, он ходил по улицам в любую погоду босым и почти обнаженным, терпя стужу и зной. Странным была не только его внешность и поведение, но и поступки. Известно, что он часто проливал продаваемый квас или опрокидывал лотки с товарами купцов в торговых рядах — словно нарочно, желая быть избитым. После побоев же он благодарил Бога и радовался. Лишь позже оказывалось, что именно эти товары или напитки были испорчены, возможно, специально торговцами.

С годами москвичи узнали и полюбили Василия блаженного, при жизни считая его святым.

Святой Василий призывал людей к милосердию, помогал нуждающимся и стыдящимся просить о помощи.

Так, святой отдал подаренные ему самим государем вещи приезжему заморскому гостю, купцу-иностранцу, который, казалось, был богат, но по трагическим обстоятельствам потерял все свое имущество. Он был голоден, однако не мог даже попросить подаяния — на нем была дорогая одежда. Василий же Блаженный провидел, что ему нужна помощь.

Также Василий Блаженный осуждал людей, подававших милостыню ради вида и славы, а не из милосердия.

Интересно, что святой посещал корчмы — кабаки, притоны. Сюда не мог прийти священник или монах, его бы обвинили в грехе, а вот юродивый утешал многих опустившихся грешников, видя, словно Сам Господь, в их душах добро.

Святой Василий имел дар прозорливости. В 1547 году он предсказал великий московский пожар, а молитвой на расстоянии потушил пламя пожара в Новгороде.

Житие святого свидетельствуют, что он бесстрашно обличал самого царя Ивана Грозного, например, сказал ему, что вместо молитвы за богослужением царь думал о строительстве царского дома на Воробьевых горах.

Святой Василий умер 2 августа (по старому стилю) 1557 года. Его погребение совершил Московский митрополит Макарий в сонме духовенства — столь широко был известен блаженный. Святого похоронили у Троицкой церкви — на ее месте и был возведен Покровский (Василия Блаженного) собор.

Спустя 31 год, 2 (15) августа, святой Василий был канонизирован Архиерейским Собором во главе с Патриархом Московским Иовом.


Ксения блаженная — святая Ксеньюшка

Ксения Блаженная — одна из самых почитаемых и любимых народом святых. «Ксеньюшка» — ласково звали ее многие при жизни, зовут и сейчас, когда она с Неба помогает нам своими молитвами. Она жила сравнительно недавно — в XVIII веке (ведь многие почитаемые святые, которым молится вся Церковь жили в первые века нашей эры, на заре христианства).

Блаженная Ксения в Санкт-Петербурге XVIII века была очень известна. После смерти мужа Андрея. певчего Андреевского храма на Васильевском острове, она раздала все имущество и изобразила сумасшествие — стала называться именем мужа. В действительности она не хотела, чтобы ее, молодую вдову 27 лет, родные выдали замуж, и только заботилась о загробной участи горячо любимого мужа. Она молилась об их совместной жизни на Небе, о том, чтобы Господь принял ее горячо любимого мужа в Царство Небесное. Ради любви к мужу и к Богу она приняла подвиг нищеты и юродства (мнимого безумия), получила от Господа дар пророчества и целительства.

Ксения Блаженная исполняла волю Божию, помогая другим людям — открывая им будущее в иносказательной форме, направляя на добрые дела. Уже при жизни петербуржцы считали ее святой. Перед смертью она многим обещала помогать и с Небес.

И действительно, на ее могилу на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга шли и ехали за помощью со всей России. После ее канонизации всей Православной Церковью в ХХ веке о блаженной Ксении узнали во всем мире. Несколько раз разбирали по камушку ее надгробие. Наконец, над местом ее захоронения на средства почитателей Ксеньюшки была построена часовня.

Со временем появилась традиция особой молитвы для тех, кто хочет обратиться ко Ксеньюшке со своей большой бедой или особым желанием. Нужно прийти на Смоленское кладбище к часовне, где находится могила блаженной, помолиться и приложиться к ней (там бывает очередь, но и в очереди можно читать молитву; кроме того, у могилы постоянно совершаются молебны с акафистом блаженной). Затем трижды обойти вокруг часовни, мысленно молясь Ксеньюшке, написать свое желание на листке и вставить в одну из щелей часовни, а затем поставить свечу у ее восточной стены. Поскольку Ксения блаженная много лет страдала от одиночества без умершего мужа и утешалась только благодатью Божией, то она знает эту беду и помогает всем, кто просит о счастливом браке и избавление от тоски.

Со временем появилась традиция особой молитвы для тех, кто хочет обратиться ко Ксеньюшке — так ее ласково называют петербуржцы — со своей большой бедой или особым желанием. Нужно прийти на Смоленское кладбище к часовне, где находится могила блаженной, помолиться и приложиться к ней (там бывает очередь, но и в очереди можно читать молитву; кроме того, у могилы постоянно совершаются молебны с акафистом блаженной). Затем трижды обойти вокруг часовни, мысленно молясь Ксеньюшке, написать свое желание на листке и вставить в одну из щелей часовни, а затем поставить свечу у ее восточной стены. Поскольку Ксения блаженная много лет страдала от одиночества без умершего мужа и утешалась только благодатью Божией, то она знает эту беду и помогает всем, кто просит о счастливом браке и избавление от тоски.


Матронушка — святая Матрона Московская

Матронушка, блаженная Матрона, святая Матрона Московская — все это имена одной святой, почитаемой всей Православной Церковью, любимой и родной для православных христиан всего мира. Святая родилась в XIX веке, а скончалась уже в 1952 году. Есть многие свидетели ее святости, видевшие Матронушку при жизни. К ней за духовным советом и утешением приходили даже монахи из Троице-Сергиевой лавры.

Она появилась на свет абсолютно слепой, родители хотели даже оставить ее в приюте, но во сне ее мать увидела слепую белую птицу, севшую к ней на грудь, и решила, что это знак от Господа. С раннего детства она много времени проводила в храме, на богослужениях и в свободное время, и уже в юности у нее открылся дар прозорливости. Господь открывал ей прошлое, будущее и настоящее — так, однажды ночью она внезапно сказала о смерти крестившего ее священника, жившего в соседней деревне и действительно скончавшегося в это время.

Слава о маленькой святой разошлась по многим губерния России, к ней приезжали многие, но были и завистники: в 17 лет у нее внезапно отнялись ноги. Как говорила Матронушка — Господь попустил это по злобе одной женщины. Однако святая, словно взамен от Господа, получила дар целительства.

После революции святая вместе с подругой поехала в Москву, где много лет скиталась, живя у добрых людей, скрываясь от гонителей Православия и принимая всех, просящих ее помощи. Каждый день к ней приходили за помощью около 40 человек, ночью она проводила в молитве, дремала лишь изредка. Со смирением она несла тяжелый крест телесных немощей и не роптала, а принимала волю Божию о себе. Она принимала многих, помогала всем пророческим советом, а ночью молилась обо всех. Умерла она в 1952 году.

По традиционным меркам святая Матрона Московская была канонизирована вскоре после смерти — в 1999 году. Почитание святой Матроны благословила Церковь. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II 8 марта 1998 года были обретены ее святые мощи, которые находятся в Покровском монастыре Москвы и к которым ежедневно люди стоят в очереди, зная о чудесах от святыни. Матронушка была канонизирована в лике блаженных.

Матронушка и сегодня помогает молящимся, есть множество свидетельств о чудесах после молитв перед ее иконами и мощами в храме Матроны на Таганке и о явлениях блаженной Матроны во сне верующим людям.

Да хранит вас Господь молитвами всех святых юродивых!

Юродивый (увидел Бориса Годунова): — А а а а а а!

Борис! А, Борис!
Обидели юродивого!
Борис (останавливается перед Юродивым): — О чём он плачет?
Юродивый: - Мальчишки отняли копеечку, вели-ка их зарезать,

как ты зарезал маленького царевича.

Юродство как качество личности – склонность намеренно стараться казаться юродивым, глупым, безумным; склонность к бессмысленным, безумным, нелепым поступкам, который мог бы совершить только юродивый человек.

XVI век, Москва. «В 1521 году при царе Василии Иоанновиче в одну ночь блаженный пришел к кремлевскому Большому Успенскому собору и, став против дверей его, долго молился со слезами вместе с некоторыми благочестивыми людьми об избав­лении Москвы от грозящей опасности. Вдруг все они с ужасом услышали большой шум: двери соборные отворились, раздался в соборе голос, обличавший Москву в беззакониях, чудотворный образ Владимирской Божией Матери двинулся с места, и послышались слова: «Икона со святителями хочет удалиться из града». В это же вре­мя во всем соборе показался огонь, и его пламя, выбивавшееся из окон и дверей собора, ярко осветило сосед­ние храмы. Узнав об этом видении, Москва с тревогой ожидала какой-нибудь беды. И беда не заставила себя долго ждать: в том же году татарский хан Магомет-Ги­рей неожиданно подступил к Москве, выжег ее окрест­ности и привел ее в ужас; - столица готовилась к гибе­ли и только Божия помощь спасла ее: устрашенный чу­десным видением, хан отступил от Москвы. В 1547 году при царе Иоанне Васильевиче Грозном, июня 20, бла­женный Василий пришел в Воздвиженский монастырь (ныне Воздвижения на Воздвиженке) и стал здесь горько плакать. Никто не понял в этот день, о чем плакал бла­женный, но зато на следующий день причина слез объ­яснилась: 21 июня загорелась в Воздвиженском монасты­ре деревянная церковь, огонь, усиливаемый бурей, рас­пространился на соседние здания. Вскоре вспыхнул Кремль, Китай-город и Большой Посад; вся средняя часть Москвы сделалась жертвою огня; царские палаты, соборы, церкви приходские и монастырские со всею каз­ною и сокровищами - все сгорело. О спасении их нече­го было и думать, когда от огня железо рдело, как в гор­ниле, и расплавленная медь текла по земле, как вода. Одних взрослых (не считая младенцев) сгорело тогда 1700 человек. Вот какое страшное бедствие оплакивал накануне блаженный» (Кузнецов И. Московский По­кровский и Василия Блаженного собор. М., 1914. С. 45-47).

Василий Блаженный предсказал и наследника царя. Как известно, после Ивана Грозного на трон должен был взойти его старший сын Иоанн. Когда Василий Блажен­ный умирал, царь вместе с обоими сыновьями и дочерью Анастасией пришел проститься и просить его помолиться за них. На смертном одре блаженный неожиданно обра­тился к младшему сыну царя Федору и ему, а вовсе не старшему, предрек принять царство. Так и случилось, хотя в тот момент ничто не предвещало сыноубийства. Когда трон опустел, на него вступил младший - Федор.

В лютый мороз и под палящим солнцем Василий ходил обнаженным и босым по московским улицам. Святой подчас опрокидывал лотки с товаром и с радостью принимал побои торговцев. Однако потом обнаруживалось, что поступал он так по Божиему Промыслу, так как товар, опрокинутый им, был негодным. И вскоре стало ясно, что Василий - человек Божий. Многие москвичи обращались к блаженному за советом. Несмотря на невзгоды и лишения, Василий достиг глубокой старости и скончался 2 августа 1557 в возрасте 88 лет.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона дает следующее определение: «Юродиевые - люди, принимавшие на се­бя из любви к Богу и ближним один из подвигов хри­стианского благочестия - юродство во Христе. Они не только добровольно отказывались от удобств и благ жиз­ни земной, от выгод жизни общественной, от родства са­мого близкого и кровного, но принимали на себя вид бе­зумного человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего иногда соблазнительные действия. Эти сподвижники не стеснялись говорить правду в глаза сильных мира сего и утешали людей благочестивых и богобоязненных». Таким образом, юродиевые не были безумны в обычном понимании, но принимали соответствующий вид и под личиною юродства совершали такие гражданские подвиги, на которые не решались люди обыкновенные из страха перед сильными мира сего или из житейских расчетов.

Юродство в Святой Руси является одним из самых удивительных и трудных подвигов христианского благочестия. В основе его лежит пламенная любовь к Богу в сочетании с великим самоотвержением, чрезвычайным беспристрастием к себе, терпением поруганий, презрения со стороны народа, перенесением голода, жажды, зноя и других лишений, связанных со скитальческой жизнью. Этот святой подвиг открывает человеку дар благодати Божией - духовную мудрость для обращения бесславия в славу Божию, не допуская в смешном ничего греховного, в неблагопристойном - соблазнительного, в обличении - ничего несправедливого.

Святое юродство, утвердившись в человеке, приближает его к пророческому служению. Постоянное самонаблюдение, зоркая бдительность над малейшими движениями своего внутреннего мира, нравственная чистота, истинные духовные совершенства создавали предпосылки святого видения.

Юродство, как правило, проявлялось, как намеренное старание казаться глупым, безумным. Целями мнимого безумия (юродства Христа ради) объявляются обличение внешних мирских ценностей, сокрытие собственных добродетелей и навлечение на себя поношений и оскорблений. Во всех источниках подчеркивается, что безумие юродивых было притворным. Об Аммоне сказано: «Старец притворился дураком». Авва Ор рекомендует следующее: «Или дальше убегай людей, или скрывайся от мира и людей, представляя себя безумным во многих случаях». Заголовок повествования об Исидоре гласит: «О разыгрывавшей безумие». Затем следуют слова: «В этом монастыре была сестра, которая разыгрывала безумие». О монахе аввы Сильвана сказано, что «он притворялся безумным» и «разыгрывал безумие». По поводу Марка Александрийского уточняется, что «этот брат притворялся безумным», да и он сам, рассказывая о своем прошлом, следующим образом излагает то, как задумывал свой подвиг: «…я сказал сам себе: «Теперь иди в город и сделайся безумным»». Иоанн Эфесский говорит о Феофиле и Марии, что они разыгрывали «без конца шутки и буффонады», что они были одеты: она - как куртизанка, он - как мим. При этом Иоанн замечает, что они так себя вели, «чтобы обмануть зрителей». Автор жития Симеона многократно подчеркивает, что его безумие было притворным, например, он пишет: «Симеон все совершал под личиной глупости и шутовства. <…> То он представлялся хромым, то бежал вприпрыжку, то ползал на гузне своем, то подставлял спешащему подножку и валил его с ног, то в новолуние глядел на небо, и падал, и дрыгал ногами, то что-то выкрикивал, ибо, по словам его, тем, кто Христа ради показывают себя юродивыми, как нельзя более подходит такое поведение». Но в то же время, когда Симеон находился наедине со своим другом Иоанном, он «никогда не показывал себя юродивым, но говорил с ним так разумно», что, «как уверял этот почтенный Иоанн: «Я не мог поверить, что это тот, кто недавно казался юродивым»».

Авторитет юродивых (Божьих людей) настолько велик, что многие мошенники поняли – на этом можно заработать большие деньги, повлиять на политические решения, оказать нужное влияние на неорганизованные массы. Мошенники при соответствующем обучении научились прикидываться дурачками, обучились напускать на себя дурь, выдавая в своих якобы бессознательных поступках скрытый глубокий смысл, предчувствие или предвидение. Что для манипулятора и жулика притвориться глуповатым, чудаковатым, безумным человеком? Пара пустяков. Зато рентабельность этой метаморфозы может превысить все самые невероятные ожидания.

Петр Ковалев 2014 год

Юродивый — это подвижник Православной Церкви, принимавший на себя подвиг юродства, то есть внешнего, кажущегося безумия. Основанием для подвига юродства послужили слова Апостола из первого послания к Коринфянам: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для них спасаемых, – сила Божия» (1Кор. 1:18), «Ибо, когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21), «а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23), «Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, то будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18).

Юродивый Христа ради, отказывался ради Христа не только от всех благ и удобств земной жизни, но также часто и от общепринятых норм поведения в обществе. Зимой и летом юродивые ходили босиком, а многие и вообще без одежды. Нарушали часто юродивые и требования морали, если смотреть на нее как на выполнение определенных этических норм. Многие из юродивых, обладая даром прозорливости, принимали подвиг юродства из чувства глубоко развитого смирения, чтобы люди приписывали их прозорливость не им, а Богу. Поэтому они часто говорили, употребляя внешне бессвязную форму, намеками, иносказаниями. Другие юродствовали, чтобы потерпеть унижения и бесславия ради Царства Небесного. Были и такие юродивые, называемые в народе блаженными, которые не принимали на себя подвига юродства, а действительно производили впечатление слабоумных благодаря своей оставшейся на всю жизнь детскости.

Если объединить мотивы, побуждавшие подвижников принимать на себя подвиг юродства, то можно выделить три основных момента. Попрание тщеславия , весьма возможного при совершении монашеского аскетического подвига. Подчеркивание противоречия между истиной во Христе и так называемым здравым смыслом и нормами поведения. Служение Христу в своеобразной проповеди не словом или делом, а силой духа, облеченной во внешне убогую форму.

Подвиг юродства – специфически православный. Католический и протестантский Запад не знает подобной формы подвижничества.

Юродивые по большей части были мирянами, но мы можем назвать и несколько юродивых – монахов. Среди них святая Исидора, первая по времени юродивая († 365), инокиня Тавенского монастыря; святой Симеон, преподобный Фома.

Наибольшую известность из юродивых получил святой Андрей Христа ради юродивый . С его именем связан праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен в память события, происшедшего в Константинополе в середине Х века. Городу угрожала опасность от сарацин ов, но однажды юродивый Андрей и ученик его Епифаний, молясь во время всенощного бдения во Влахернском храм е, увидели в воздухе Пресвятую Деву Марию с сонмом святых, распростершую свой омофор (покров) над христианами. Ободренные этим видением, византийцы отбили сарацинов.

Особенно распространено и почитаемо народом было юродство Христа ради на Руси. Его расцвет падает на XVI столетие: в XIV веке – четыре почитаемых русских Юродивых, в XV – одиннадцать, в XVI – четырнадцать, в XVII – семь.

Подвиг юродства – один из тяжелейших подвигов, который принимали на себя во имя Христа отдельные лица ради спасения своей души и служения ближним с целью их нравственного пробуждения.

В Киевской Руси еще не было подвига юродства Христа ради как такового. Хотя отдельные святые в известном смысле и юродствовали какое-то определенное время, но это скорее был аскетизм, принимавший по временам формы, очень сходные с юродством.

Первым юродивыми в полном смысле этого слова был на Руси Прокопий Устюжский († 1302). Прокопий, согласно житию, смолоду был богатым купцом «от западных стран, от латинска языка, от немецкой земли». В Новгороде он пленился красотой православного богослужения. Приняв Православие, он раздает бедным свое имение, «приемлет юродственное Христа ради житие и в буйство преложися». Когда его начали ублажать в Новгороде, он ушел из Новгорода, направился «в восточные страны», шел по городам и селам, непроходимым лесам и болотам, принимал благодаря своему юродству побои и оскорбления, но молился за своих обидчиков. Праведный Прокопий, Христа ради юродивый, избрал для своего жительства город Устюг , «великий и славный». Жизнь он вел настолько суровую, что с ней не могли сравниться предельно аскетичные монашеские подвиги. Юродивый Христа ради спал под открытым небом «на гноище» нагой, впоследствии на паперти соборной церкви, молился по ночам о полезном «граду и людем». Питался он, получая от людей до невероятности ограниченное количество пищи, но никогда не брал ничего у богатых.

То, что первый русский юродивый прибыл в Устюг из Новгорода, глубоко симптоматично. Новгород был поистине родиной русского юродства. Все известные русские юродивые XIV века связаны так или иначе с Новгородом.

Здесь «буйствовали» в XIV веке Христа ради юродивый Николай (Кочанов) и Федор . Они устраивали между собой показные драки, причем ни у кого из зрителей не возникало сомнения, что они пародируют кровавые столкновения Новгородских партий. Никола жил на Софийской стороне, а Федор на Торговой. Они переругивались и кидались друг в друга через Волхов. Когда кто-нибудь из них пытался перейти реку по мосту, другой гнал его назад, крича: «Не ходи на мою сторону, живи на своей». Предание прибавляет, что нередко после таких столкновений блаженные возвращались часто не по мосту, а по воде, яко по суху.

В Клопском Троицком монастыре подвизался преподобный Михаил , почитаемый в народе за юродивого, хотя в его житиях (три редакции) мы и не находим типичных черт юродства. Преподобный Михаил был провидцем, в его житиях собраны многочисленные пророчества, по-видимому записывавшиеся иноками Клопского монастыря.

Прозорливость святого Михаила выразилась, в частности, в указании места для рытья колодца, в предсказании близкого голода, причем старец просил кормить голодных монастырской рожью, в предсказании болезни посаднику, ущемлявшему иноков, и смерти князю Шемяке . Предсказывая смерть Шемяке, преподобный старец гладит его по голове, а, обещая владыке Евфимию хиротонию в Литве, берет из его рук «ширинку» и возлагает ему на голову.

У преподобного Михаила, как и у многих других святых, была особая связь с нашими «меньшими братьями». За гробом игумена идет он в сопровождении оленя, кормя его мохом из своих рук. В то же время, обладая высоким даром Христовой любви к ближним и даже к твари, старец сурово обличал сильных мира сего.

Современник преподобного Михаила Ростовского юродивый Исидор († 1474) живет на болоте, днем юродствует, а по ночам молится. Его заушают и смеются над ним, несмотря на чудеса и предсказания, заслужившие ему прозвище «Твердислов». И этот юродивый, подобно праведному Прокопию Устюжскому , «от стран бе западных, роду римского, языка немецкого». Точно так же другой ростовский юродивый Иоанн Власатый († 1581) был пришельцем с Запада. Иноязычное происхождение трех русских юродивых свидетельствует, что они настолько глубоко пленились Православием, что и форму подвижничества избрали специфически православную.

Первым московским юродивым был блаженный Максим († 14ЗЗ), канонизованный на Соборе 1547 года. К сожалению, житие блаженного Максима не сохранилось,

В XVI веке пользовались всеобщей известностью в Москве Василий Блаженный и Иоанн Большой Колпак . Помимо жития святого Василия память народная сохранила и предание о нем.

По преданию Василий Блаженный был в детстве отдан к сапожнику в ученики и тогда уже проявил прозорливость, посмеявшись и прослезившись над купцом, заказавшим себе сапоги. Василию же было открыто, что купца ожидала близкая смерть. Уйдя от сапожника, Василий вел в Москве бродячую жизнь, ходя без одежды и ночуя у одной боярской вдовы. В юродстве Василия характерно обличение общественной несправедливости и грехов различных сословий. Однажды он уничтожил товары на рынке, наказав недобросовестных торговцев. Все его, казавшиеся взору обычного человека непонятными и даже абсурдными, поступки имели тайный мудрый смысл видения мира духовными очами. Василий швыряет камни в дома добродетельных людей и целует стены домов, где творились «кощуны», так как у первых снаружи виснут изгнанные бесы, тогда как у вторых – плачут Ангелы. Подаренное царем золото он дарит не нищим, а купцу, потому что прозорливому взору Василия ведомо, что купец потерял все свое состояние, а просить милостыни стыдится. Питие, поданное царем, юродивый Христа ради выливает в окошко, чтобы потушить пожар в далеком Новгороде.

Василий Блаженный отличался особым даром раскрыть беса в любом обличье и всюду его преследовать. Так, он узнал беса в нищем, который собирал много денег и в награду за милостыню устраивал людям «привременное счастье».

В разгар опричнины он не боялся обличать грозного царя Ивана IV , за что пользовался в народе огромным моральным авторитетом. Интересно описание обличения Василием Блаженным царя во время массовой казни в Москве. Святой обличает царя в присутствии огромного скопления народа. Народ, молчавший во время казни бояр, в то же время, когда разгневанный царь готовился пронзить юродивого копьем, зароптал: «Не тронь его!.. не тронь блаженного! В наших головах ты волен, а блаженного не тронь!» Иван Грозный вынужден был сдержать себя и отступить. Погребен был Василий в Покровском собор е на Красной площади, который в сознании народа навсегда соединился с его именем.

Иоанн Большой Колпак подвизался в Москве при царе Феодоре Иоанновиче . В Москве он был пришельцем. Родом из вологодских краев, он работал водоносом на северных солеварнях. Все бросив и переселившись в Ростов Великий, Иоанн построил себе келью около церкви, покрыл тело веригами и тяжелыми кольцами, выходя же на улицу, всегда надевал колпак, отчего и получил свое прозвище. Иоанн часами мог смотреть на солнце – это было его любимое занятие – помышляя о «праведном солнце». Дети смеялись над ним, но он не сердился на них. Юродивый Христа ради всегда улыбался, с улыбкой он и прорицал будущее. Незадолго перед смертью юродивый Христа ради Иоанн переселился в Москву. Известно, что умер он в мовнице (бане), погребли его в том же Покровском соборе, в котором погребен Василий. Во время погребения блаженного поднялась страшная гроза, от которой многие пострадали.

В XVI веке обличение царей и бояр стало неотъемлемой принадлежностью юродства. Яркое свидетельство такого обличения дает летопись о разговоре псковского юродивого Николы с Иоанном Грозным. Пскову в 1570 году грозила участь Новгорода, когда юродивый вместе с наместником Юрием Токмаковым предложили псковитянам ставить на улицах столы с хлебом-солью и с поклонами встречать московского царя. Когда после молебна царь подошел к святому Николаю за благословением, тот поучал его «ужасными словесы еже престати велия кровопролития». Когда же Иоанн, несмотря на увещевание, велел снять колокол со Святой Троицы, то в тот же час у него пал лучший конь по пророчеству святого. В сохранившемся предании рассказывается, что Никола поставил перед царем сырое мясо и предложил есть, когда царь отказался, сказав «я христианин, и в пост мяса не ем», Никола ответил ему: «А кровь христианскую пьешь?»

Очень поражали юродивые иностранцев-путешественников, находившихся в то время в Москве. Флетчер в 1588 году пишет:

«Кроме монахов, русский народ особенно чтит блаженных (юродивых) и вот почему: блаженные… указывают на недостатки знатных, о которых никто другой и говорить не смеет. Но иногда случается, что за такую дерзкую свободу, которую они позволяют себе, от них тоже отделываются, как это и было с одним, двумя в предшествовавшее царствование, за то, что они уже слишком смело поносили правление царя». Флетчер же сообщает о Василии Блаженном, что «он решился упрекнуть покойного царя в жестокости». Об огромном уважении русского народа к юродивым пишет также Герберштейн : «Их почитали пророками: явно обличаемые ими говорили: это по грехам моим. Если они что брали в лавке, торговцы еще благодарили».

По свидетельству иностранцев, юродивых. в Москве было очень много, они составляли по существу как бы некий отдельный орден. Канонизована из них весьма незначительная часть. Есть глубоко почитаемые до сих пор, хотя и неканонизованные местные юродивые.

Таким образом, юродство на Руси по большей части не подвиг смирения, а форма пророческого служения, соединенного с крайней аскезой. Юродивые обличали грехи и несправедливость и таким образом не мир смеялся над русскими юродивыми, а юродивые смеялись над миром. В XIV- XVI веках русские юродивые были воплощением совести народа.

Почитание народом юродивых привело, начиная с XVII века, к тому, что появилось много лжеюродивых, преследовавших свои корыстные цели. Случалось также, что за юродивых принимали и просто душевнобольных людей. Поэтому Церковь всегда очень осторожно подходила к канонизации юродивых.

Богословско-литургический словарь.

разряд святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, т.е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни и служения Христу через свидетельствование о внеположности Христова пути мирской мудрости и мирскому величию. Юродство как путь святости реализует то противоположение мудрости века сего и веры во Христа, которое утверждает апостол Павел: "Никто не обольщай самого себя: если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтоб быть мудрым. Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом, как написано: уловляет мудрых в лукавстве их " (I Кор. 3. 18-19), ср. еще: "Мы безумны Христа ради" (I Кор. 4. 10). Юродство как особый род аскезы возникает в среде восточного монашества около V в. Палладий в Лавсаике (см. патерик) рассказывает о монахине в одном из египетских монастырей, которая делала вид, что она безумна и одержима бесами, жила обособленно, выполняла всю грязную работу, и монахини называли ее salh позднее обнаруживается ее святость, и Палладий указывает, что она воплотила в жизнь те слова из Послания к Коринфянам, которые цитировались выше. Евагрий (ум. 600 г.) рассказывает в своей Церковной истории о травоядцах, аскетах, которые питались травами и растениями; эти аскеты вернулись из пустыни в мир, но в миру продолжали аскетический подвиг - ходили в одних набедренных повязках, постились и притворялись безумными. Их поведение было исполнено соблазна, и это демонстрировало то совершенное бесстрастие ((((((((), неподверженность соблазнам, которых они достигли своим аскетическим подвигом. Из этой среды, согласно житию, написанному Леонтием Неаполитанским (середина VII в.), выходит Симеон, юродивый из Эмесы в Сирии, который, прикрываясь безумием, обличал грешников, творил чудеса; после его кончины жители Эмесы убеждаются в его святости. Таким образом, юродство как определенный путь святости складывается к VI-VII вв. Юродство предполагает внешнее безумие (бесноватость) как крайнее средство изничтожение гордыни, способность к прорицанию, осуществляемому под видом безумия и лишь постепенно постигаемому людьми, смиренное приятие поношений и побоев как следования Христу, обличение грешников и способность видеть бесов, их окружающих, ночные тайные молитвы и демонстративное неблагочестие днем и т.д. Юродство как тип поведения использует, видимо, ту модель, которая была задана бесноватыми, жившими у мощей святых. В V-VI вв. около церквей, построенных на могилах святых (мартириумы), образуются общины бесноватых, которые периодически подвергаются экзорцизму, а в остальное время живут при церкви, выполняя различные работы в церковном хозяйстве. Бесноватые участвуют в церковных процессиях и могут выкриками и жестами обличать власть имущих в грехах и неблагочестии; их обличения воспринимаются как вещие слова, исходящие от обитающего в них беса (убеждение в том, что обитающие в бесноватых демоны могут открывать истины, скрытые от людей, основано на евангельских примерах бесов, исповедающих Сына Божия, ср. Мф. 8. 29; Мк. 5. 7). Вместе с тем в житиях юродивых часто повторяется мотив восприятия их как одержимых бесами, а их пророчеств и обличений как исходящих от демонов (в житии Симеона Эмесского, в житии Андрея, юродивого цареградского и т.д.). Подвиг юродства не получает значительного распространения в Византии или, во всяком случае, лишь в редких случаях удостаивается признание в форме санкционированного церковью почитания. Ряд святых прибегают к юродству лишь в течение определенного времени, посвящая, однако, большую часть своей жизни аскезе другого типа. Период юродства отмечается, например, в житиях преп. Василия Нового (X в.), преп. Симеона Студита, учителя Симеона Нового Богослова, святителя Леонтия, патриарха Иерусалимского (ум. 1175 г.) и др. В византийских источниках, однако, содержатся многочисленные рассказы о "божиих людях", принимавших облик безумцев, ходивших нагими, носивших вериги и пользовавшихся исключительным почитанием византийцев. Иоанн Цеце (XII в.) говорит, например, в своих письмах о знатных константинопольских дамах, которые в своих домашних церквях вешают не иконы, а вериги юродивых, заполнивших столицу и почитаемых более, чем апостолы и мученики; Иоанн Цеце пишет, однако, о них с осуждением, равно как и некоторые другие поздневизантийские авторы. Такого рода осуждение было, видимо, характерно для церковных властей этой эпохи и связано со стремлением утвердить общежительное монашество, живущее по уставу и не практикующее нерегламентированные формы аскезы. При этих условиях, естественно, почитание юродивых как святых официальной санкции не получало. Если в Византии почитание юродивых носит ограниченный характер, то в России оно приобретает весьма широкое распространение. Первым русским юродивым следует считать Исаакия Печерского (ум. 1090 г.), о котором рассказывается в Киево-Печерском патерике. Далее сведения о юродивых отсутствуют вплоть до XIV в., на XV - первую половину XVII в. приходится расцвет подвижничества, связанного с юродством, в Московской Руси. Русские юродивые ориентировались прежде всего на образец Андрея, юродивого цареградского, житие которого получило исключительно широкое распространение в России и вызвало многочисленные подражания (житие было написано в Византии, видимо, в Х в. и вскоре переведено на славянский; время жизни Андрея отнесено к V в., многочисленные анахронизмы и иного рода несообразности побуждают думать, что Андрей является вымышленной фигурой). К числу почитаемых русских юродивых относятся Авраамий Смоленский, Прокопий Устюжский, Василий Блаженный Московский, Максим Московский, Николай Псковский Салос, Михаил Клопский и др. В их аскетическом подвиге отчетливо опознаются те черты, которые характерны и для византийской традиции юродства: внешнее безумие, дар прорицания, соблазн как принцип поведения (перевернутое благочестие), обличение грешников и т.д. В Московской Руси юродивые получают большую социальную значимость, они выступают как обличители неправедной власти и глашатаи Божией воли. Юродство воспринимается здесь как полноправный путь святости, и многие юродивые почитаются еще при жизни.


Смотреть значение Юродивый в других словарях

Юродивый — безумный, божевольный, дурачок, отроду сумасшедший; народ считает юродивых Божьими людьми, находя нередко в бессознательных поступках их глубокий смысл, даже предчувствие........
Толковый словарь Даля

Юродивый — и (обл.) , юродивая, юродивое. 1. Глуповатый, чудаковатый, безумный. У каждого свой сказ про юродивого помещика. Некрасов. 2. в знач. сущ. юродивый, юродивого, м. Христианский........
Толковый словарь Ушакова

Юродивый — Это слово, имеющее значение "блаженный" или "психически ненормальный", одного корня с существительным урод, что несколько проясняет его смысл.
Этимологический словарь Крылова

Юродивый — I.
Толковый словарь Кузнецова

Василий, Юродивый Сольвычегодский — (по рукописн. святц. память 3

Георгий, Юродивый Новгородский — память 3
Большая биографическая энциклопедия

Георгий, Юродивый Шенкурск. — чудотворец, † 23 апр. 1392
Большая биографическая энциклопедия

Иоанн, Св., Блажен. Юродивый Московск. — "водоносец, большой колпак"; † 3 июля 1569
Большая биографическая энциклопедия

Иоанн, Св., Юродивый — чудотвор. устюжский; представ. 29 мая 1494 г.; празднование памяти его 29 мая установлено Московск. собор. 1547
Большая биографическая энциклопедия

Иоанн, Юродивый Московский — - блаженный, юродивый московский, род. в Вологде, умер 3 июля 1589 г. в Москве. В молодости он был водоносом при одной соловарне. Затем, приняв на себе подвиг юродства, жил........
Большая биографическая энциклопедия

Иоанн, Юродивый Устюжский — - святой, юродивый устюжский; род. близ города Устюга; по смерти матери, бывшей игуменьей Орловского женского м-ря, стал юродствовать в г. Устюге. Умер 29 мая 1494 г. На его........
Большая биографическая энциклопедия

Юродивый — - центральный персонаж трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов» (1825). Юродивыми на Руси называли блаженных, отказавшихся «Христа ради» от земных благ и ставших «печальниками»........
Литературные герои

Михаил, Христа Ради Юродивый — сольвычегодский, когда жил, неизв. (стр. 15 кн. Верюжского "Вологодские
Большая биографическая энциклопедия

Никола-юродивый — † 8 марта 1629 г. (по синодику новгородского Софийского собора № 1550 в библиотеке СПб. дух.
Большая биографическая энциклопедия

Парфений Юродивый — (или Уродивый) - писатель-полемист, житель гор. Суздаля; жил в первой половине XVI века. Известны два его труда: "Канон св. архангелу Михаилу" и "Послание к неизвестному........
Большая биографическая энциклопедия

Прокопий, Св. Христа Ради Юродивый — в гор. Устюге Великом; † 1303 г. 8 июля (Св.
Большая биографическая энциклопедия

Феодор, Новгородский Юродивый — - новгородский юродивый XIV в.; родился в Новгороде и в юных летах был обучен чтению книг. Он рано начал любить благочестие - в среду и пятницу строго постился и постоянно........
Большая биографическая энциклопедия

Фома, Христа Ради Юродивый — сольвычегодский, жив. в нач. XVI
Большая биографическая энциклопедия

Юродивый — разряд святых подвижников, избравших особый подвиг – юродство, т. е. облик безумия, принимаемый ради "поругания миру", радикального отвержения ценностей мирской жизни........
Философский словарь

ЮРОДИВЫЙ — ЮРОДИВЫЙ, -ая, -ое. 1. Чудаковатый, помешанный (разг.). 2. юродивый, -ого, м. Безумец, обладающий даром прорицания. || ж. юродивая, -ой (ко 2 знач.).
Толковый словарь Ожегова

Один из самых известных университетских профессоров, читая свои лекции по богословию, не без иронии замечал, что такие понятия, как «грех» или «бес», вызывают смущение образованной публики, – так что напрямую, без культурологических оговорок, использовать их в серьезном разговоре с интеллигентными людьми практически невозможно. И рассказывал следующий анекдот: некий миссионер, выступая с проповедью в техническом ВУЗе, вынужден был отвечать на вопрос о том, как у человека впервые появляется мысль о преступлении. Пытаясь говорить с аудиторией на ее языке, он сформулировал такую фразу: «Мысль о преступлении человеку телепатически транслирует трансцендентально-ноуменальное тоталитарно-персонализированное космическое зло». Тут из-под кафедры высовывается голова изумленного беса: «Как ты меня назвал?»

Дело в том, что истина не боится спора. Истину нельзя уничтожить. Поэтому мир придумал эффективный способ ее утилизировать – как некий опасный радиоактивный материал, который запаивают в непроницаемый свинцовый контейнер и закапывают на отдаленном пустыре. Сначала истины, добытые великими умами в мучительной борьбе, становятся привычными и обыденными. То, что было долгожданным трофеем для отцов, становится игрушкой для детей, наподобие дедовых медалей и орденских планок. Люди привыкают относиться к истинам как к чему-то само собою разумеющемуся. Затем привычное становится банальным и от него пытаются отделаться посредством цинизма, иронии и кавычек. «Нет, брат, это все распущенность, пустота! – говорит тургеневский Базаров. – И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество». В конечном итоге осмеянная и окарикатуренная истина под видом фольклора вообще выводится из дискурсивного поля. Добро и зло начинают ассоциироваться исключительно с «избушкой на курьих ножках», а такие вещи как подвиг и предательство без кавычек сохраняются разве что в детском обиходе – наравне с «бабаем» и «доброй феей».

«Христиане верят, что Иисус из Назарета, якобы одним словом исцелявший больных и якобы воскрешавший мертвых, якобы и Сам воскрес на третий день после смерти». Только так, в смирительной рубашке кавычек, в окружении слов-санитаров евангельская Истина и может войти в «просвещенное» собрание светских людей.

Горделивый ум оказывается неспособен сделать Истину даже предметом критики. «Что есть истина?» – иронически вопрошает иудейский прокуратор и, не дожидаясь ответа, проходит мимо Того, Кто Сам есть Истина и Жизнь.

Этот процесс чутко отображает литература. В предисловии к сборнику «Русские цветы зла» Виктор Ерофеев прослеживает пути отечественной литературной традиции, отмечая, что в новый и новейший период «разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена... между положительными и отрицательными героями... Любое чувство, не тронутое злом, ставится под сомнение. Идет заигрывание со злом, многие ведущие писатели либо заглядываются на зло, завороженные его силой и художественностью , либо становятся его заложниками... Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к "грязному" слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между "черным" отчаянием и вполне циничным равнодушием. Сегодня мы наблюдаем вполне закономерный итог: онтологический рынок зла затоваривается, бокал до краев наполнился черной жидкостью. Что дальше?»

«Не подниму руки на брата моего» – говорили великие русские святые Борис и Глеб. В культуре феодальной раздробленности «брат» – синоним слову «конкурент». Это тот, из-за кого у тебя меньше земли и власти. Убить брата – все равно, что победить конкурента, – дело достойное настоящего князя, свидетельство его сверхчеловеческой натуры и привычный образ мужества. Святые слова Бориса, впервые прозвучав в русской культуре, несомненно, казались загадочным бредом юродивого.

Юродство принято считать специфической формой христианской святости. Однако к этому средству возвращения истин из «культурного архива» часто прибегали еще древнегреческие философы. Антисфен посоветовал афинянам принять постановление: «Считать ослов конями». Когда это сочли нелепостью, он заметил: «Ведь вы простым голосованием делаете из невежественных людей – полководцев. Когда его однажды хвалили дурные люди, он сказал: «Боюсь, не сделал ли я чего дурного?»

Когда один развратный чиновник написал у себя на дверях: «Да не внидет сюда ничто дурное», Диоген спросил: «А как же войти в дом самому хозяину?» Некоторое время спустя, он заметил на том же доме табличку: «Продается». «Я так и знал, – заявил философ, – что после стольких попоек ему будет нетрудно изрыгнуть своего владельца».

Сим, казначей тирана Дионисия, был отвратительным человеком. Однажды он с гордостью показывал Аристиппу свой новый дом. Оглядев пышные комнаты с мозаичными полами, Аристипп откашлялся и сплюнул в лицо хозяину, а в ответ на его ярость сказал: «Нигде не было более подходящего места».

Юродство, помимо прочего, делает человека маргиналом и потому способно быть весьма действенным лекарством против тщеславия. Ложная честь побуждает нас казаться перед людьми лучше, чем мы есть. Именно поэтому рассказать о своем грехе на исповеди оказывается труднее, чем его совершить. В этом случае нам может помочь пример мудрецов и святых, исполнивших слова Христа: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою, ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится».