1. АДАПТАЦИЯ (adaptation) — приспособление организма к нагрузкам.
  2. АНАЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (anaerobic exercise) - тренинг силового направления. «Анаэробный» означает кратковременный интенсивный всплеск энергии.
  3. АМПЛИТУДА ДВИЖЕНИЯ (amplitude of movement) — это величина траектории движения снаряда по отношению к телу спортсмена.
  4. АТЛЕТ (athlete) – это человек располагающий атлетическим телосложением, занимающийся (атлетикой) физической культурой.
  5. АТРОФИЯ (atrophy) – это снижение веса и разрушение мышечных тканей.
  6. АЭРОБНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ (aerobic capacity) – это уровень общей выносливости человека.
  7. АЭРОБНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (aerobic exercise)– умеренные и длительные упражнения.
  8. БЕГ (running) – это быстрое передвижение человека на определенные дистанции за определенное время или без него.
  9. БЕДРО (hip) – это часть ноги от таза до коленного сустава.
  10. БЕЛОК-ПРОТЕИН (protein) – это сложные (азотосодержащие вещества), в состав которых входят аминокислоты. Это главный «строительный материал» для тканей и органов организма человека.
  11. ВИС – это положение тела спортсмена на снаряде, где плечи должны находится ниже «точки хвата».
  12. ВИТАМИН(vitamin) — это целая группа (низкомолекулярных) веществ, которые нужны для биохимических реакций.
  13. ВЫНОСЛИВОСТЬ (endurance) – это способность в течение большого промежутка времени выносить нагрузки. Характеры нагрузок: общая, скоростная и силовая.
  14. ГЕЙНЕР (Gainer) – это добавка в состав которой входит большое кол-во углеводов, с небольшим составом белка (и возможны витамины).
  15. ГИБКОСТЬ (flexibility) – это способность суставов спортсмена выполнять определенные движения, амплитуда которых максимальна. Она бывает: пассивная и активная.
  16. ГИПЕРСТЕНИК (hypersthenic) – это человек, имеющий мощный костяк и как правило рыхлую мускулатуру.
  17. ГИПЕРТРОФИЯ (hypertrophy) — это рост мышечных клеток в объеме, путем внешних воздействий на них.
  18. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ – это автоматизированный способ управления движениями.
  19. ДВИГАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ – это управление движениями (неавтоматизированные).
  20. ДЕСИНХРОЗ – это нарушение биоритма человека, приводящие к ухудшению работоспособности и остальных негативных последствий для организма.
  21. ДЕЛЬТЫ- небольшая мышца (плеч) которая делится на три пучка (задний, передний и средний).
  22. ДОПИНГ (dope)– это запрещенные искусственные фармакологические вещества, используются для стимуляции физических нагрузок.
  23. ЖИРЫ (fats) — это липиды, группа масел, разных жировых субстанций.
  24. ЗАКАЛИВАНИЕ — это система тренировки механизма терморегуляции организма, направленное к устойчивости организма человека к перегреванию и переохлаждению.
  25. ЗАМИНКА — это термин, она используется для плавного перехода в спокойное состояние организма, для снижения сердцебиения и дополнительного растяжения мышц или возвращения их в первичную длину, в зависимости от типа тренировки. Т.е. заминка должна замедлять ваш пульс. Всегда делается в конце тренировки.
  26. ЗДОРОВЬЕ (health) — состояние здорового организма прим полном выполнении свои функции и отсутствием всяких заболеваний.
  27. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (Healthy Lifestyle) – это целый комплекс действий (мер) направленных на улучшение и сохранение здоровья. Благодаря правильному питанию, нагрузкам и морального настроя.
  28. КАРДИО тренировка (cardio) — это тренировка на укрепление (аэробная нагрузка) сердечно-сосудистой системы.
  29. КООРДИНАЦИЯ (coordination) – (взаимоупорядочение) процесс согласной работы активности мышц тела.
  30. ЛОВКОСТЬ (agility) – это физическое качество, способность быстро координировать движения.
  31. МИОЗИТ (myositis) – это процесс воспаления мышц.
  32. ОБРАТНЫЙ ХВАТ (нижний) – это когда ладони смотрят на вас.
  33. ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА (Musculoskeletal system) – это структуры образующие каркас, который дает форму и опору организму, для защиты и передвижения органов.
  34. ОСАНКА — привычная позиция мышечно-скелетного каркаса.
  35. ПОВТОРЕНИЕ (repetition) - повторное выполнение движения упражнения (в одном сете).
  36. ПОДХОД (approach) - непрерывная серия повторений.
  37. ПОДЪЁМ (выход) — переход положения тела из виса (ниже точки хвата) в положение тела в упоре.
  38. ПЕКТОРАЛЬНЫЕ МЫШЦЫ — это область грудных мышц.
  39. ПРЕДПЛЕЧЬЕ (forearm) - часть руки от локтевого сустава.
  40. ПРЕСС – это мышцы живота в сокращенном названии.
  41. ПРИСЕД (squatting) – это движение тела от прямых до согнутых ногах.
  42. РАВНОВЕСИЕ (balance) – устойчивое положения тела в пространстве.
  43. РАЗГИБАНИЕ – это приводящее движение в суставе за счет мышц, к увеличению угла между конечностями.
  44. РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – это грамотное соотношение применения продуктов по калорийности и энергоемкости и содержанию питательных веществ.
  45. РЕЖИМ ДНЯ (mode of the day) – это распределение определенных действий на целый день.
  46. РОСТО- ВЕСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ — это соотношение между длинной тела и его массой.
  47. САМОВОСПИТАНИЕ (self-education) — это работа воспитательного характера над самим собой.
  48. САМОКОНТРОЛЬ (Self Control) — это процесс управления действиями и эмоциями человеком.
  49. СИЛА (power) — это способность за счет мышц преодолевать сопротивления и противодействия за счет усилий.
  50. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ (specialization) – это освоение элементами спортивной дисциплины.
  51. СПОРТ — это упражнения которые ведут к укреплению организма, а также соревновательная система.
  52. СПОРТИВНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ (sports classification) – единая установка по всем видам спорта.
  53. СПОРТИВНАЯ МАГНЕЗИЯ (magnesia) — это порошок, который служит для большего укрепления хвата (вызывает подсушивающий эффект).
  54. СТРЕТЧИНГ(Stretching) – это целая система упражнений которые ведут к растяжению мышц и суставов вашего тела и его гибкости.
  55. ТЕСТОСТЕРОН (testosterone) — является основным мужским половым гормоном.
  56. ТРАВМА (injury) – внешнее воздействие на ткани организма повреждая их.
  57. ТРЕНИРОВКА (training) – это модель активного обучения, направленная на физическое развитие.
  58. УГЛЕВОДЫ (carbohydrates) — это природные органические соединения и главный источник энергии для спортсмена.
  59. УПОР – это положение тела при котором плечи спортсмена находятся выше точки опоры.
  60. УЛИЧНАЯ (ДВОРОВАЯ) ГИМНАСТИКА (Street (yard) Gymnastics) — разновидность гимнастики, ей как правило, занимаются непрофессиональные спортсмены для общей гибкости, ловкости, гибкости суставов и развития или поддержания мышечного тонуса.
  61. УТОМЛЕНИЕ (fatigue) – сопровождается ощущением усталости в следствии длительной деятельности (умственной или физической).
  62. ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА (physical qualities) – это совокупность качеств таких как: (гибкость, сила, выносливость, быстрота, координация).
  63. ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА (exercise stress) – это размер воздейст­вия физических тренировок на организм спортсмена.
  64. ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ - это механические действия, которые направлены на реализацию физических качеств человека.
  65. ХВАТ – это прием удерживания снаряда в процессе выполнения упражнений.
  66. ШПАГАТ (twine) – это упражнение, при котором расставлены ноги в противоположных направлениях находятся на одной линии.
  67. ШРАГИ (Shrugs) – упражнение для «накачки» трапеций (пожимания плечами).
  68. ЯДРО (core) — снаряд для метания в атлетике (лёгкой).
  69. Z ГРИФ — это специально изогнутый гриф, для тренировки мышц рук.

направление психологии, изучающее закономерности проявления и развития психики, а также взаимодействий групповых в условиях спортивной соревновательной и тренировочной деятельности. Как и многие другие направления психологии, стало интенсивно развиваться в 60-70-е гг. XX в., причем сперва основные исследования сосредоточивались на изучении различий индивидуальных спортсменов (-> психология дифференциальная), способностей и возможностей действовать в стрессовых условиях соревнований (-> стресс), способах повышения эффективности тренировок.

Позднее спектр разрабатываемых вопросов существенно расширился. Применительно каждого вида спорта с учетом достижений психологии общей, педагогической, возрастной и социальной разрабатываются программы специальных тренировочных комплексов, направленных на повышение физической и психической тренированности спортсменов, их эмоционально-волевой, этической, морально-нравственной и коллективистской подготовленности.

В отечественной психологии спорта достаточно детально исследованы закономерности эффективного формирования двигательных навыков и умений, способы достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости и координированности движений, основанные на концепции уровней построения движений. Изучаются пути и способы формирования специализованных восприятий спортсменов - чувства времени, чувства дистанции, изменения скорости движения объекта, предвосхищения мгновенного развития событий (-> антиципация; интуиция), "чувство мяча", "чувство воды" и пр. Уделяется внимание развитию методов улучшения наблюдательности, воображения, стратегического и тактического мышления, согласованного взаимодействия в групповых играх и пр. Углубление исследований идет и в области изучения способностей спортсменов и их специального отбора психологического на разных возрастных стадиях, и в области воспитания и формирования этих способностей в ходе тренировочной деятельности.

Особую проблему составляют такие направления психологии спорта, как саморегуляция психическая, управление своим состоянием в предстартовый период, в ходе соревнований и после выхода из соревновательной ситуации. Этим вопросам, как и отношению спортсменов к своим победам и поражениям, в последних исследованиях уделяется все больше внимания.

Основные задачи психологии спорта следующие:

1) повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений;

2) развитие специализованных видов восприятия (чувства времени, дистанции);

3) подготовка к соревнованиям;

4) произвольная психическая регуляция;

5) формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером. Задача современной психологии спорта состоит не только в содействии достижению высоких спортивных результатов, но и во всестороннем развитии личности спортсмена, в повышении его общей и психологической культуры.

В отдельное направление выделяются исследования социально-психологические, рассматривающие:

1) проблемы формирования команд;

2) отношения межличностные в них;

3) приемы и способы повышения сплоченности и ценностно-ориентационного единства;

4) вопросы взаимоотношений с тренером или тренерским коллективом;

5) вопросы взаимоотношений с болельщиками, в том числе с "фанатами";

6) проблемы межкомандных взаимоотношений (-> отношение межгрупповое), и пр.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Психология спорта
Психология спорта — область психологической науки, изучающая закономерности проявления и формирования психологических механизмов в спортивной деятельности. Основными задачами психология спорта являются следующие: 1. Повышение эффективности тренировки спортсмена за счет формирования двигательных навыков и умений, создания психологических условий для достижения высоких показателей силы, выносливости, ловкости движений, развитие специализированных видов восприятия (чувства времени, дистанции); 2. Подготовка к соревнованиям; 3. Произвольная психическая регуляция; 4. Формирование личности спортсмена в коллективной деятельности в командах, при общении с тренером.

Список случайных тегов:
,
Гомофобия - Гомофобия — нерефлексируемая, иррациональная неприязнь к гомосексуалистам, часто обусловленная страхом перед собственными сексуальными фантазиями и побуждениями.
,
Ценность - ЦЕННОСТЬ - значимость для людей тех или иных материальных, духовных или природных объектов, явлений. Субъективное отражение в сознании ценностей окружающей действительности необходимо для формирования ценностных ориентации личности. Специфичность осознания объектов, явлений действительности как ценности предполагает и наличие особых психологических механизмов их освоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и освоение объективно содержательной стороны предмета, явлений, но и на оценку их свойств с точки зрения необходимости, полезности, приятности и т. п. В результате происходит осознание личностью ценности объекта, явления окружающего мира и тем самым формируется особый вид отношения к нему - ценностное отношение.
,
Холотропная терапия - Холотропная терапия (от греч. holos – целый и tropos – направление, поворот) — психотерапевтическая методика, разработанная С. и К. Гроф, основанная на результатах психоделических исследований, в которых были выявлены некоторые уровни человеческой психики. К таким уровням были отнесены сенсорный опыт, который образован сильными переживаниями, не имеющими личностного значения; психодинамический, или биографический, опыт, представленный личностно значимыми событиями; перинатальный, или добиографический, опыт, содержание которого соответствует переживаниям умирания, смерти и повторного биологического рождения; и, наконец, трансперсональный, или сверхбиографический опыт, который связан с расширением сознания и переживания филогенетического опыта. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки и работу с собственным телом.

Словарь терминов спортивной психологии

АБАЗИЯ (от греч. а - отрицат. частица + basis - ходьба) - нарушение способности ходить при сохранности др. движений ног; встречается чаще при истерии.

АБСОЛЮТНАЯ ШКАЛА (англ. absolute scale) - вариант шкалы, предназначенный для измерения непрерывных свойств объекта, для которой выполняются все 4 типа отношений.

АБСОЛЮТНЫЙ ПОРОГ (англ. absolute threshold) - вид сенсорного порога.

АБУЛИЯ (от греч. abulia - нерешительность) - психопатологический синдром, характеризующийся вялостью, отсутствием инициативы и побуждений к деятельности.

АВЕРСИВНАЯ ТЕРАПИЯ (от лат. aversatio- отвращение) - общее название группы терапевтических методов, основанных на применении неприятных (аверсивных) стимулов.

АВТОИДЕНТИФИКАЦИЯ, АУТОИДЕНТИФИКАЦИЯ (англ. Self-identification) - самоопределение, идентификация (отождествление) себя с другим или другими (группой).

АВТОМАТИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ (англ. Movement automatization) - один из способов формирования ответной реакции оператора, характерный для последнего этапа обучения.

АВТОМАТИЗМ (англ. automatism) - фоновая координация в нижних уровнях построения движений, создаваемая и активируемая вышележащим уровнем.

АДАПТИВНОСТЬ (неадаптивность) - тенденции функционирования системы целеустремленной, определяемые соответствием или несоответствием ее целей и достигаемые в ходе деятельности результатов.

АКТИВАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ - продолжение активации физиологической. Связана с расшифровкой внешних сигналов, зависимой от уровня бодрствования и от состояния сознания, а также от потребностей, вкусов, интересов и планов человека.

АКТИВАЦИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ - связана с функцией центров, находящихся у основания головного мозга. В этих центрах заключены механизмы пробуждения; именно на этом уровне собираются и классифицируются сигналы, идущие от мира внешнего и от самого организма, прежде чем они - при их достаточной важности - отправляются в кору большого мозга. Происходящая в результате этого активация высших центров позволяет организму бодрствовать и внимательно следить за сигналами от окружения, что обеспечивает ему сохранение физиологического и психического равновесия.

АКТИВНОСТЬ ПСИХИЧЕСКАЯ: БИОРИТМ (биоритмы психической активности человека) - периодическое чередование состояния напряжения и расслабления в психической деятельности человека.

АЛЕКСИТИМИЯ - неспособность пациента называть эмоции, переживаемые им самим или другими людьми, т.е. переводить их в вербальный план.

АСКЕЗА - античное понятие, означающее подготовку атлетов к спортивным состязаниям. В дальнейшем получило расширенное толкование и стало означать борьбу с пороками и стремление к добродетельной жизни. Так, для пифагорейцев аскеза являла собою свод правил, необходимых для достижения истины.

ВАЛИДНОСТЬ - одна из важнейших характеристик психодиагностических методик и тестов, один из основных критериев их качества. Это понятие близко к понятию достоверности, но не вполне тождественно.

ВЕГЕТОТЕРАПИЯ - вид терапии телесно-ориентированной, основанной В. Райхом. По его представлениям, любое сдерживание энергии приводит к формированию «мышечных панцирей»; поскольку душа и тело едины, «распуская» эти панцири, можно помочь клиенту высвободить сдержанную, застоявшуюся энергию и тем облегчить душевные страдания. Основные приемы вегетотерапии связаны с массажем и дыханием, а также с двигательными и голосовыми упражнениями разного типа.

ВЕРБАЛЬНЫЙ - в психологии - термин для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.

ВЕРИФИКАЦИЯ - при проверке научных понятий - доказательство или иная убедительная демонстрация того, что явления, включенные в объем и содержание данного понятия, действительно существуют и соответствуют определению понятия. Это же предполагает наличие методики опытной проверки явления, описываемого понятием. Проверка выполняется посредством соответственной психодиагностической процедуры.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АНАЛИЗАТОРОВ - одно из проявлений единства сферы сенсорной. Особенно полно изучены изменения функционального состояния одного анализатора в результате стимуляции другого. Выявленные закономерности нарушения взаимодействия анализаторов применяются в диагностике заболеваний.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГРУППОВОЕ - процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами. Выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур.

ВЛИЯНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНО-РОЛЕВОЕ - вид влияния, характер, интенсивность и направленность коего определяются не личностными особенностями партнеров по взаимодействию, а их ролевыми позициями. В отличие от влияния индивидуально-специфического происходит благодаря трансляции образцов активности, регламентированных ролевой расстановкой сил, и за счет демонстрации определенного набора способов действия, не выходящих за пределы ролевых предписаний.

ВНИМАНИЕ - сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на некоем реальном или идеальном объекте - предмете, событии, образе, рассуждении и пр. Вниманием характеризуется и согласованность различных звеньев функциональной структуры действия, определяющая успешность его выполнения (например, скорость и точность решения задачи). Внимание занимает особое место среди явлений психических.

ВНУШАЕМОСТЬ - повышенная податливость по отношению к побуждениям.

ВНУШЕНИЕ ПОСТГИПНОТИЧЕСКОЕ (внушение послегипнотическое) - феномен поведения, когда заданная в гипнотическом состоянии задача затем беспрекословно исполняется в нормальном состоянии, причем сам факт наличия задачи не осознается.

ВОЗБУДИМОСТЬ - свойство живых существ приходить в состояние возбуждения под влиянием раздражителей или стимулов - с сохранением его следов на некое время.

ВОЛЯ - способность человека достигать поставленных им целей.

ВЫТЕСНЕНИЕ - форма психологической защиты.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ - форма психологической защиты.

ИЗОЛЯЦИЯ В ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ - форма психологической защиты.

ИМПУЛЬСИВНОСТЬ - черта характера, выражающаяся в склонности действовать без раздумий.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ (от лат. indiduum - неделимое, особь) - понятие, обозначающее в индивидуальный темп и ритм психических процессов, степень устойчивости чувств.

ИНСАЙТ - момент озарения, схватывания тех или иных отношений и структуры ситуации в целом, не выводимый из прошлого опыта субъекта.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся в абстрагировании от психотравмирующих переживаний.

ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, при которой непреодолимые препятствия отвергаются как «нежеланные».

ИНТРОЕКЦИЯ - противоположность проекции, замещение внешних объектов их внутренними образами, играющими важную роль в формировании "сверх-Я", совести и пр.

ИНТРОСПЕКЦИЯ - метод психологического анализа, наблюдение собственных психических процессов без использования каких либо инструментов или эталонов.

ИНТУИЦИЯ - неформализуемые знания, основанные на опыте.

ИСТЕРИЯ - патохарактерологическое нарушение, связанное с чрезмерной склонностью к внушению и самовнушению, а также слабостью сознательного контроля за поведением.

КАТАРСИС (абреакция) - эмоциональное отреагирование на ранее подавляемые тягостные переживания.

КАТЕКСИС - направленность психической энергии (либидо) на объект и фиксацию на нем. В качестве объекта может выступать реальный предмет, идея, форма поведения

КОМПЛЕКС - совокупность представлений (сознательных и бессознательных), оказывающих влияние на поведение человека. (Эдипов комплекс и др.).

КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ - теоретическое понятие в индивидуальной психологии.

КОНВЕРСИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся в соматизации психопатологических проявлений.

КОНТРПЕРЕНЕСЕНИЕ - «перенесение» в процессе терапии отношения врача к пациенту (и наоборот).

ЛИБИДО - совокупность «жизнеутверждающих» инстинктов (в узком смысле слова -половое влечение).

МАЗОХИЗМ - феномен, охватывающий широкий спектр способов получения удовольствия от страдания: нормального или патологического, физического или морального.

МЕЛАНХОЛИК - темперамент в классификации Гиппократа.

НАВЯЗЧИВОСТИ - состояния, когда неконтролируемо непреодолимо воспроизводятся мысли, воспоминания, страхи, влечения, действия, чувства, приводящие к нарушению деятельности.

НЕВРОЗ - психогенный аффект или симптом расстройства личности, являющийся символическим проявлением конфликта, коренящегося в детской психике субъекта и представляющего собой компромисс между желанием и защитой от него.

ОБЪЕКТ - предмет, используемый для снятия эмоционального напряжения в процессе психотерапии.

ОТРЕАГИРОВАНИЕ - адекватное осознание ранее «вытесненной» психотравмирующей ситуации с целью снятия эмоционального напряжения. В психоаналитической ситуации создаются безопасные условия для этого.

ОТРИЦАНИЕ - форма психологической защиты, заключающаяся в полном или частичном отказе от осознания психотравмирующей ситуации; бессознательное игнорирование событий во внешнем и внутреннем мире.

ПЕРЕНОС/ТРАНСФЕР - эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе. Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например, родителям

ПЕРЦЕПТИВНАЯ ЗАЩИТА - форма психологической защиты, проявляющаяся в бессознательном «затруднении» восприятия психотравмирующей информации.

ПОДСОЗНАНИЕ - термин, объединяющий предсознательное (факты, которые могут быть осознаны) и бессознательное.

ПОЛОВАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - осознание индивидом своей половой принадлежности.

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ - форма «психического образа» (сознательного или подсознательного).

ПРИВЯЗАННОСТЬ - комплекс положительных чувств, исключающий сексуальность.

ПРОЕКЦИЯ - форма психологическиой защиты, неосознанное наделение другого собственными чертами и свойствами.
Проекция(от лат. projectio - бросание вперед) - психологический механизм.

ПСИХОАНАЛИЗ - основан З. Фрейдом в конце XIX в вначале как метод изучения и лечения истерических неврозов; в дальнейшем вылился в теорию, в центре внимания которой движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структурная схема психики определяется как 3-уровневая: сознательный, подсознательный, бессознательный. Изучение и осознание отношений между уровнями в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

ПСИХОДИНАМИКА - одна из психоаналитических теорий, описывающих человеческое поведение и мотивацию.

ПСИХОЗ - общее психическое расстройство, характеризующееся дезинтеграцией личности и неспособностью соотносить себя с другими.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА - система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности. Подобные конфликты могут провоцироваться как противоречивы-
ми установками в самой личности, так и рассогласованием внешней информации и сформированного у личности образа мира и образа Я.

ПСИХОЛОГИЯ - наука о закономерностях, механизме и фактах психической жизни человека и животных.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты, проявляющаяся стремлением к «разумному» объяснению собственных неправильных или бессознательных действий.

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты.

РЕВЕРСИЯ - «обращение» инстинкта в противоположный по знаку.

РЕГРЕССИЯ - «возвращение» к более инфантильному реагированию.

РЕПРЕССИЯ - форма психологической защиты, подавлении, изгнании из памяти неприятных, вызывающих боль и неудовольствие воспоминаний, образов, мыслей.

РЕФЛЕКСИЯ - анализ собственного психического состояния; принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.

РИГИДНОСТЬ - неготовность к изменениям программы действия в соответствии с новыми ситуационными требованиями.
Ригидность (от лат. rigidus - жесткий, твердый) - неготовность к изменениям.

САДИЗМ - половое удовлетворение путем причинения страданий или унижения сексуальному партнеру.

САМОУТВЕРЖДЕНИЕ - стремление индивида к достижению и поддержанию определенного самоутверждения.

САНГВИНИК - темперамент в классификации Гиппократа.

СГУЩЕНИЕ - один из бессознательных психических процессов, определяющий возникновение сна.

СИМВОЛИЗАЦИЯ - один из бессознательных психических процессов, определяющих «искажение сновидений».

СОЦИАЛИЗАЦИЯ - процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

СУБЛИМАЦИЯ - форма психологической защиты, при которой инстинктивные влечения, неприемлемые для сознания, направляются на социально- и личностно- допустимые цели.

ТРАНСФЕР/ПЕРЕНОС - эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе. Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. Бывает позитивный и негативный.

ТРЕВОГА - отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чего-то опасного, несвязанные с конкретными событиями.

ТРЕВОЖНОСТЬ - личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги.

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ - мысль (действие), снимающая эмоциональное напряжение. ФЛЕГМАТИК - темперамент в классификации Гиппократа. ФОБИИ - навязчиво возникающие состояния страха.

ФРУСТРАЦИЯ - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей.

ХОЛЕРИК - темперамент в классификации Гиппократа.

ЧУВСТВА - эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего мира.

ЭГО (Ид) - понятие, характеризующее «разумную» («инстинктивную») деятельность.

ЭКСТЕРНАЛИЗАЦИЯ - форма психологической защиты (противоположная интернализации), при которой непреодолимые препятствия осознаются как «вынужденные», обусловленные внешними факторами (по К.Хорни).

ЭМПАТИЯ - способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Адаптация (латadaptatio-приспособление) - процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды; как международный термин означает приспособление организма к общеприродным, производственным и социальным условиям.

Акклиматизация - процесс приспособления организма к новым климатогеографическим условиям. Физиологическая акклиматизация состоит в выработке организмом приспособительных реакций, направленных на поддержание его нормальной жизнедеятельности.

Активность - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу. Активность в дидактическом плане выступает как предпосылка, условие и результат сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Антропометрические показатели - степень выраженности антропометрических признаков: саматометрические- длина и масса тела, диаметры, окружности(грудной клетки и др.); физиометрические показатели- жизненная емкость легких, ручная и становая динамометрия и др.; соматоскопические- состояние опорно-двигательного аппарата(форма грудной клетки, позвоночника, ног, спины, развитие мускулатуры), степень жироотложений и т.д.

Антропометрический профиль - графическое изображение результатов оценки показателей физического развития по стандартам.

Аспект - угол зрения, под которым рассматривается объект(предмет) исследования.

Быстрота - способности человека выполнять большое количество движений с максимальной скоростью- характеризуется увеличением подвижности нервных процессов, быстро следующих друг за другом, давая возможность быстрой смене сокращений и расслаблений мышц, направляя и координируя движения и уменьшая латентный(скрытый) период двигательной реакции.

Восстановление - процесс, происходящий в организме после прекращения работы и заключающийся в постепенном переходе физиологических, биохимических и психических функций к дорабочему состоянию.

Врачебный контроль - комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов.

Выносливость - способность выполнять какую-либо деятельность длительное время, не снижая ее эффективности- характеризуется противостоянием организма человека утомлению.

Гибкость - это способность человека выполнять движения с большей амплитудой. Различают гибкость динамическую, статическую, активную и пассивную.

Гиподинамия (греч. - понижение плюс относящийся к силе) - пониженная подвижность вследствие уменьшения силы движения.

Гипокинезия (греч. - понижение плюс движение) - вынужденное уменьшение объема движений вследствие малой подвижности. Вызывает ряд болезненных явлений.

Гипоксия и гипероксия (греч. hypo - приставка, означающая: 1) под, ниже; 2) понижение, уменьшение, недостаточность + лат. oxygenium - кислород) и гипероксия(греч. huper - приставка, означающая: 1) над, сверх, сверху; 2) чрезмерное повышение, увеличение чего-либо+ лат. oxygenium - кислород) - соответственно недостаточное и повышенное содержание кислорода в среде обитания, крови и тканях организма. То и другое явление существенным образом определяет реакции функциональных систем организма, обеспечивающих кислородный обмен.

Гипотеза - научное предположение, выдвигаемое для объяснения каких-либо явлений; предварительное суждение о закономерной(причинной) связи явлений, требующее проверки и доказательств; форма развития науки.

Градация интенсивности физических нагрузок. В зависимости от лучших индивидуальных результатов занимающихся можно определять и использовать на занятиях уровень градации интенсивности физической нагрузки навыносливость(малая, средняя, большая, предельная) в процентах по отношению ко времени и к скорости достигнутых при установлении личного рекорда на данной дистанции.

Гомеостаз (homestasis, греч. homois - подобный, сходный+ stasis - стояние, неподвижность) - относительное динамическое постоянство внутренней среды и некоторых физиологических функций организма, обеспечивается сложной системой координированных приспособительных(адаптивных) механизмов, направленных на устранение или ограничение воздействия факторов внешней и внутренней среды организма.

Двигательная активность - понятие, связанное с воспроизведением общего количества движений. Применительно к человеку это понятие обусловливается особенностями труда, быта и отдыха. Рост или снижение уровня двигательной активности связаны с естественной потребностью организма в оптимальном двигательном режиме. Чрезмерная мышечная работа(гипердинамик, гиперкинезия) приводит к переутомлению, перенапряжению и перетренированности; недостаточная(гиподинамия, гипокинезия) - к различного рода физической детренированности.

Двигательное умение - владение техникой действия, которое отличается повышенной концентрацией внимания на отдельные составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано и действия отличаются высокой надежностью.

Диагностика состояния здоровья - краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля после диспансеризации.

Дипломная работа - самостоятельная письменная квалификационная работа студентов по профилирующей дисциплине.

Доклад - форма предварительно подготовленного ответа по заданной теме.

ДЮКФП - детско-юношеский клуб физической подготовки.

ДЮСШ - детско-юношеская спортивная школа.

Закаливание - повышение устойчивости организма по отношению к неблагоприятным факторам окружающей среды посредством систематических дозированных физических нагрузок, а также воздействий солнца, воздуха, воды.

Здоровье - нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной жизни культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.

Здоровый стиль - определенный тип поведения личности или группы жизни людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.

Зоны физических нагрузок - это режим нагрузки, ограниченный в выполнении упражнения какими-то показателями: физиологическими(пульс, частота дыхания, потребление кислорода, накопления лактата в крови и др.) или педагогическими(скорость, темп, усилия и др.).

Исследование - процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых, общественно значимых знаний.

Курсовая работа - обязательное письменное квалификационное исследование студентов, выполняемое по установленной учебным планом дисциплине и предполагающее самостоятельный поиск, переработку и представление научной информации теоретического характера.

Ловкость - координационная сложность усвоенного движения, точность выполнения пространственных, временных, силовых, ритмических характеристик, изменение двигательной деятельности в соответствии с изменившейся обстановкой.

Максимальное потребление кислорода(МПК )- показатель мышечной деятельности организма в аэробных(кислородных) условиях, т.е. максимальное количество кислорода, которое может быть доставлено в ткани за1 мин при работе такой интенсивности, когда минутный кислородный запрос не превышает уровень кислородного потолка, т.е. функциональных возможностей организма в условиях достаточного поступления кислорода. Существенно отличается у тренированных и нетренированных лиц.

Метаболизм (metabolismus; греч. metabole - изменение, превращение) - обмен веществ в организме, совокупность процессов анаболизма(anabolismus; греч. anabole - подъем) - создания и превращения живой материи, и катаболизма(греч. catabole - сбрасывание вниз) - процессов распада тканевых, клеточных структур и сложных соединений для энергетического и пластического обеспечения процессов жизнедеятельности. В более узком смысле метаболиз - это промежуточные превращения определенных веществ(белков, жиров, углеводов и др.) внутри клеток с момента их поступления до образования конечных продуктов обмена веществ.

Метод исследования - способ научного познания действительности; способ применения старого знания для получения нового знания. Является орудием получения научных фактов.

Методические принципы физического воспитания - это принципы, которые выражают методические закономерности педагогического процесса и в силу этого обязательны при осуществлении образовательных и воспитательных задач: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенного повышения требований.

Методы физического воспитания - это способы работы, преподавателя, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества, формируется мировоззрение. В практических целях все методы условно делят на три группы: словесные, наглядные и практические.

Мотивация выбора - личная причина(обоснование) выбора каждым обучаемым систем физических упражнений для регулярных занятий.

Номограмма - график геометрических величин, применяемый при различных расчетах.

Общая физическая подготовка(ОФП) - процесс совершенствования физических качеств(силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости), направленный на всестороннее физическое развитие человека.

Объект исследования - процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Онтогенез - индивидуальное развитие организма, охватывающее все изменения от рождения до окончания жизни. Рассматривается в единстве с фил-генезом.

Организм - биологическая система любого живого существа. Организм человека- это высокоорганизованная биологическая система, обладающая всей совокупностью основных жизненных свойств, но характеризующаяся еще и способностью к самоорганизации, самообучению, восприятию, передаче и хранению информации; совершенствованию механизмов управления биологическими процессами через социальные факторы.

Педагогический контроль - процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.

Переутомление - накопление(кумуляция) утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают- начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.

Планирование оперативное предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т.п.

Предмет исследования - все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.

Прикладные знания - приобретаются в процессе регулярных занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Прикладные виды спорта - те виды(или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.

Прикладные психические качества - те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы и воспитаны в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом.

Прикладные физические качества - это те качества(сила, выносливость, быстрота, гибкость), которые имеют наибольшее значение для качественного и эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Прикладные умения и навыки необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.

Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки.

Профессионально-прикладная физическая подготовка - специальнонаправленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности(общепринятая аббревиатура- ППФП).

Профессиональная направленность физического воспитания - совокупность средств, форм, методов и приемов воспитательной деятельности в вузе, обеспечивающей формирование личности будущих специалистов.

Психофизическая подготовка - процесс формирования физических и психических качеств человека для решения конкретных жизненных и профессиональных целей.

Работоспособность - потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться какмаксимальная, оптимальная, сниженная.

Резистентность (латresistentia - сопротивление, противодействие) - устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды, реализуемая на основе общебиологического принципа гомеостаза.

Рекреация - отдых, необходимый для восстановления сил после трудовой деятельности.

Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее вследствие снятия напряжения после сильных переживаний, физических нагрузок и др. Может быть не произвольной(например, при отходе ко сну) и произвольной, вызванной путем принятия спокойной позы, представления состояния, обычно сопутствующего покою, расслаблению мышц, вовлеченных в различные виды активности.

Рефлекс (лат. reflexus - повернутый назад, отраженный) - ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при посредстве центральной нервной системы. Рефлексы делятся на безусловные(врожденные) и условные(приобретенные в процессе жизнедеятельности), осуществляются с помощью рефлекторной дуги и образования так называемых временных связей механизма, взаимодействия различных корковых и подкорковых областей центральной нервной системы.

Самоконтроль - регулярные наблюдения занимающихся физкультурой и спортом за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов. утомление

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором ее поведения.

Саморегуляция - целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.

Самочувствие - ощущение физиологической и психологической комфортности внутреннего состояния.

СДЮСШОР - специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва.

Сила - способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.

Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Специальные прикладные качества - способности человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды(низкие и высокие температуры, укачивание, недостаточное парциальное давление кислорода в горах идр.).

Социально-биологические основы физической культуры - сопряженное понятие о принципах взаимодействия закономерностей социальных(общественных) и биологических(связанных с функциональными особенностями организма) в процессе овладения ценностями физической культуры.

Социально-экологические факторы - понятие о комплексном воздействии живой и неживой природы на организм человека в конкретных условиях окружающей среды, обитания, производственной деятельности и общественных отношений.

Современные системы физических упражнений - совокупность специально подобранных физических упражнений, регулярные занятия которыми могут комплексно или акцентировано содействать укреплению здоровья, повышению функциональных возможностей отдельных систем организма, изменению психического состояния, овладению отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками.

Стратегия спортивная - совокупность общих закономерностей подготовки спортсмена и ведения соревновательной борьбы. Стратегический план учитывает различные варианты построения подготовки, соревновательной борьбы, а также формы, средства и способы достижения результата. Может относиться как к системе соревнований, так и к отдельному состязанию, турниру

Стретчинг - растягивание, включает в себя комплекс поз, способствующих повышению эластичности различных мышечных групп. Для правильного выполнения упражнений стретчинга следует придерживаться следующих требований: прежде чем выполнить упражнение, надо знать, какую конкретную группу мышц оно помогает растягивать; при выполнении упражнений не следует пытаться скопировать движение более гибкого товарища, все движения должны находиться в определенных пределах, индивидуального диапазона подвижности суставов, вначале следует применять«легкий стрейчинг» при положении сустава в крайне разогнутом, согнутом, отведенном или приведенном положении не покачиваться, растягивать связки и мышцы только за счет статического давления, находясь в неподвижном состоянии; в процессе выполнения упражнений дышать спокойно и ритмично; при появлении острых болевых ощущений прекращать выполнение упражнений. Этот вид гимнастики широко используется как вспомогательное средство в различных видах спорта.

Структура подготовленности занимающегося - отдельные стороны подготовленности спортсмена, определяющие уровень спортивных достижений, а именно: физическую, техническую, тактическую и психическую подготовленность.

Суперкомпенсация - это явление превышения исходного уровня в процессе восстановления после снижения, вызванного выполнением физической работы.

Тактика спортивная - совокупность приемов и средств, применяемая для достижения конкретно поставленной в соревнованиях цели и основанная на расчете реальных возможностей спортсмена и его соперников.

Тест - неспецифическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.

Техника спортивная - система движений, действий и приемов спортсмена, наиболее целесообразно приспособленная для решения основной спортивной задачи с наименьшей затратой сил и энергии в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Трудоспособность - способность человека к труду, не ограниченная заболеваниями или телесными недостатками.

Туризм - 1. Разнообразные по форме, содержанию и длительности путешествия, совершаемые в свободное от основной деятельности время. Один извидов активного отдыха. 2. Вид спорта, цель которого участие в походах, имеющих 4 категории сложности в зависимости от продолжительности похода в днях или километрах. Различают пешеходный, лыжный, горный, водный, конный, велосипедный, мотоциклетный, автомобильный туризм, спелеотуризм. Самым массовым является пешеходный туризм. Во время похода под влиянием активной мышечной работы и естественных природных факторов улучшается деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышается интенсивность процессов обмена веществ, кроме того, обилие впечатлений и положительные эмоции благотворно влияют на нервную систему.

Усталость - комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами слабости, вялости, ощущениями физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов(памяти, внимания, мышления и др.).

Утомление - временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.

Физиологическая и функциональная система организма - под физиологической системой понимают наследственно закрепленную, регулируемую систему органов и тканей(кровообращения, дыхания, пищеварения и т.д.), которые функционируют в организме не изолировано, а во взаимодействии друг с другом. Функциональная система организма формируется в процессе его жизнедеятельности на наследственной и приобретенной основе с учетом интегральных нейрогуморальных механизмов регуляции и образует взаимосвязь органов, тканей, физиологических систем, обеспечивая в итоге достижение цели в определенном виде деятельности.

Физическая культура - часть общей культуры общества. Отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для

культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Физическая культура личности - характеризует качественное, системное и динамичное новообразование, определяющее ее образованность, физическую подготовленность и совершенство, отраженное в видах и формах активной физкультурно-спортивной деятельности, здоровом стиле жизни.

Физическая подготовленность - процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.

Физические(двигательные) качества - это определенные стороны двигательных способностей человека - сила, выносливость, быстрота(скоростные возможности), гибкость, ловкость(координационные возможности).

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

Физическое образование - приобщение человека к физической культуре, в процессе которого личность овладевает системой ценностей, знаний, творчески развивает физические способности, мировоззренческие, психические, эстетические и поведенческие качества.

Физическое развитие - закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Физическое совершенство - процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.

Формы самостоятельных занятий - система организации занятий физическими упражнениями, обусловленная определенным их содержанием.

Функциональная подготовленность - результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечнососудистой, нервной и других систем организма.

Функциональная проба - дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.

Функциональное состояние - интегральный комплекс характеристик тех качеств и свойств организма, которые прямо или косвенно определяют деятельность человека; системный ответ организма, обеспечивающий адекватность требованиям его деятельности или неадекватность(когда организм работает на излишне высоком уровне функционального напряжения).

Ценности физической культуры - значимые явления, предметы, процессы и результаты деятельности в сфере физической культуры, ориентация на которые стимулирует поведение и проявление физкультурно-спортивной активности.

Эксперимент - род опыта, имеющего целенаправленно исследовательский характер и проводимого в искусственных, воспроизводимых условиях путем их контролирующего изменения.

Энергозатраты при физической нагрузке - это количество энергии, израсходованное организмом за определенный промежуток времени во время работы