Ну вот что удалось нарыть:
Боевые кличи воинов.

"Клич" происходит от глагола "кликать", т.е. звать, призывать. Формы и звуковые сочетания боевого клича у разных народов, как мы знаем, разные. У греков "Элелеу", у эскимосов "Ира!", чукчей "Ыгыыч!", "Ав-ач!", у латинян "Хурра!", у курдов "Хо-хой!", зулусов "Сигиди!" и т.д. Кличи делятся на родовые и личные. Что до их происхождения, то в большинстве случаев никто никогда не расскажет о его природе. И это правильно, ибо личный боевой клич - интимное дело того, кому он даётся. Будучи не к месту озвученным, он теряет свою силу.

Правда, общие закономерности появления клича, в целом, известны. Как правило, он передается племени богами-прародителями или пророком. Обычно это происходит либо в сновидениях, либо в видениях, либо когда человек пребывает в состоянии измененного сознания (гипнотический транс, наркотическое опьянение, тяжёлая болезнь и т.п.). В любом случае, действенный боевой клич - это не что-то взятое "с потолка". Он не выдуман "книжниками" и не изобретен специалистами военного дела. Боевой клич - это пароль, по которому выкликающий получает непосредственный доступ к божеству войны. Это громко и ритмически правильно произнесённое секретное имя божества, не отозваться на которое оно не может.

Боевой клич - личная принадлежность только того, кому он был дарован, либо группе родственников или побратимов. Он в принципе не может быть использован другим человеком. То, что мы сегодня понимаем под термином "боевой клич", в действительности - жалкая попытка имитации призыва тех, кому он действительно был доверен божеством. Малейшее искажение тональности, ритма, длительности звучания - и клич превращается просто в громкий выкрик, которым кричащий, в лучшем случае, поддерживает себя морально.

Повторимся: чтобы боевой клич был действенным, обязательна личная передача - либо самим божеством, либо, с его разрешения, по цепи ученической преемственности от знающего к не знающему. Боевой клич - громкий призыв во время боя, призванный подбодрить товарищей, устрашить врага или обратиться за поддержкой к высшим силам. С каким боевым кличем воины разных стран и народов шли в атаку?

Русские воины - кричали "Ура!", заимствованное тюркское слово, переводиться как "бить!", "ударять!".

Половцы (кипчаки) - "Алла билэ!" ("Бог с нами!".

Римские солдаты (времен Византийской Империи) - "Nobiscum Deus!" - "Бог с нами!"

Волжские разбойники - "Сарынь на кичку!", буквально: "Чернь на нос судна!", т. е., всем лежать, пока разбойники грабили судно.

Российская Империя - "За Бога, Царя и Отечество!"

СССР - "За Родину, за Сталина!"
Воины ислама - "Аллах акбар", что означает «Бог велик».
Испанские конкистадоры кричали "Сантьяго!" («Святой Иаков»).

Средневековые крестоносцы (на латыни) - "Caelum denique!" - Наконец-то в рай!
Японцы орут "Бандзай" - сокр. от "Тэнно: Хэйка Бандзай" - "10 000 лет" (жизни) - пожелание императору.

Гуркхи, народность Непала - «Jai Mahakali, Ayo Gorkhali» - «Слава Богине Войны, идут Гуркхи!».

Русская морская пехота - "Полундра!" от голландского "пал ундер", дословно: падает вниз (рангоут на палубу парусного судна).
Индейцы - делавары кричали "Хи-юп-юп-юп-хия!" (не переводимый диалект?).

Еврейский боевой клич (на иврите) - Ахарай! - означает "За мной!"

Англичане - "Godemite!" (God Almighty!, то есть Боже Всемогущий!).

Французы (в Средние века) - "Монжуа!" (сокр. от "Mont-joie Saint-Denis" - "Защита наша Святой Дионисий".

Пруссия - "Форвартс!" - "Вперед!".

Индийцы (сикхи) - " Bole So Nihal, Sat Sri Akal" - "Победа за тем, кто повторяет имя Всевышнего!"

Болгары - "На нож!" (перевод нужен?).

Мексиканцы - "Tierra y Libertad!" - "Земля и Воля!"

США, 101-я Воздушно-Десантная Дивизия - "Geronimo!" ("Джеронимо", имя индейского вождя апачей).

Американские рейнджеры (ВВС США) - "Hooah!"

Немецкие пилоты Люфтваффе - "Хорридо!" (по имени святого Хорридуса, покровителя лётчиков).

Румынские пограничники - "Бранзулетка"!

Итальянцы (Времен Второй Мировой войны) - "Савойя!" (в честь правящей династии).

Штрафбат, Красная Армия, (ВОВ) - "За Родину! За ставили!"

Римские легионеры шли в бой с криком: «Да здравствует смерть!»

Английские и французские войска в средневековье вопили: «Dieu et mon droit» (что означало «Бог и мое право»).

Германцы кричали: «Forvarts!» , что означало «Вперед». Войска Наполеона - «За императора!»

Цитата:

Ураны боевые кличи казахов

У большинства казахских племен, наряду с родовой тамгой, имеется и свой собственный ұран – боевой клич.
Ералы Оспанулы, «World Discovery Kazakhstan».

«И пусть будет боевым кличем «Көк бөрі» - сивый волк».
(«Легенда об Огуз-кагане», ХІІІ век. Рукопись эпического содержания, единственный список, написанный уйгурским письмом. Хранится в Национальной библиотеке в Париже),

У большинства казахских племен, наряду с родовой тамгой, имеется и свой собственный ұран – боевой клич. Большинство кличей сегодня знакомо лишь узкому кругу людей, ведущих свою родословную от одного предка и представляющих один конкретный род. Но нередки случаи, когда одной тамгой и одним общим ураном пользуются несколько родов, считающих себя потомками одного далекого пращура. Такие ураны можно было бы назвать обычными или стандартными. Но в истории казахского народа были и необычные, можно сказать, великие ураны, как, например, общенародный боевой клич – Алаш. Не менее важными когда-то являлись и ураны трех известных казахских племенных союзов – Старшего жуза, Среднего жуза и Младшего жуза, соответственно: Бақтияр, Ақжол…

Роль последних для рядового степняка была намного важней и значительней, чем его собственный родовой уран, потому что они помогали ему в тяжелую минуту ощутить единение не только со своими близкими сородичами, но и всем народом, что могло вдохновить на совершение небывалых подвигов. Но нужно отметить, что в степи, вопреки сложившемуся стереотипу, не шли беспрерывные вооруженные столкновения с иноземцами, когда казахи то и дело вынуждены были собираться под знамена жузов или стекаться под всенародный стяг. Оттого и востребованность великих уранов не была рядовым явлением. В казахской степи большие войны сами по себе были крайним явлением. Джунгарское нашествие - скорее исключение, чем правило. К тому же оно произошло в эпоху заката Казахского ханства и его распада на три обособленных, устойчивых, конкурирующих за влияние племенных союза. Доказательством этого служит тот факт, что Младший жуз почти не пострадал от нашествия джунгар, Средний жуз был затронут частично, в то время как основной удар джунгарских полчищ пришелся на Старший жуз, отчего максимальный урон выпал на долю казахов, кочующих на юге страны. О том, какие усилия после этого потребовались для изгнания захватчиков, может свидетельствовать тот факт, что оккупация Семиречья и обширных территорий вдоль Каратауских гор длилась целых три десятилетия.

Если остановиться несколько подробней на вопросе стратегии ведения больших войн кочевниками, то нужно отметить, что здесь на первый план выступает вопрос о роли конкретной личности в сообществе. Для успеха в таких походах в среде номадов должен был появиться настоящий лидер, способный всеми доступными средствами и способами, объединить народ. Вожак, способный сплотить всех в один мощный кулак. А сделать это в кочевой среде всегда было архисложно, потому что многочисленные племена, где верховодили консервативно настроенные старейшины, ревностно относящиеся к своему высокому положению, всегда были враждебно настроены к любым посягательствам на их власть. Вожди вроде Модэ, Культегина, Чингисхана или Тамерлана рождались ведь не так часто. А в долгие эпохи безвременья, когда в степи погодные условия благоприятствовали нормальному ведению хозяйства, кочевники, согласно своей нехитрой природе, были довольно инертны и предпочитали вести праздный образ жизни.

Не случайно это отмечают почти все путешественники средневековья – «Пока тянется кумыс, они не заботятся о другой пище» (Гильом де Рубрук, «Путешествие в восточные страны», ХІІІ век).

Но не надо думать, что казахи вообще сидели сложа руки. Номад, наверно, как никто другой понимал, что крупные военные походы требуют больших затрат и таят в себе большие опасности, отчего он отдавал предпочтение распространенной, привычной барымте – угону лошадей у своих соседей. Помимо кражи скота, часто отправлялись красть девушек и женщин, что избавляло от тягостной платы калыма, также не гнушались грабить караваны. Все это, конечно, не способствовало сближению разрозненных племен и скорому сложению в единый народ, и, в конце концов, привело к тому, что великие ураны постепенно вовсе вышли из употребления. Одним словом, пик великих уранов, зародившихся на заре становления кочевых общин, пришелся и был максимально востребован в эпоху взлетов, расцвета и небывалого могущества номадов – саков, хунну и гуннов, тюрков, Золотой Орды, когда некоторые боевые кличи собирали под одним стягом десятки, а то и сотни тысячи вооруженных всадников. Вероятно, в те времена и зародился древний общеказахский уран – Алаш. А вот после распада империи Чингисхана, роль великих боевых кличей стала неуклонно снижаться и медленно сходить на нет. Первопричиной этому послужило появление в степи большого количества слабых правителей, поспешивших разделить могучее государство на отдельные вотчины.

И чем больше их становилось, тем глубже они погрязали в борьбе за власть. Все эти бесконечные внутренние конфликты и дрязги не могли способствовать процветанию и приумножению военной мощи кочевников. Наоборот, довольно скоро некогда крупные племенные союзы стали разбиваться на части и переходить от одного хана или султана к другому. Именно в такое безвременье, во второй половине XV века, недовольные султаны Керей и Жанибек увели с собой от хана Абулхайыра часть его подчиненных, которые позже составили костяк будущего Казахского ханства. При этом, в местах их прежних кочевок осталось немало их соплеменников с теми же родовыми тамгами и теми же уранами. Спустя сто лет в этот разноплеменной состав ушедших «казаковать» кочевников, влилась большая группа мангытов (их потомками являются сегодняшние ногайцы). У них тоже были свои тамги и ураны. Отсюда в составе многих тюркских народов появились роды с одинаковыми названиями и схожими тамгами. В эту эпоху упадка и безвременья вряд ли могли появиться новые, значимые для большинства, боевые кличи. Думается, тогда кочевникам пришлось больше пользоваться своими родовыми уранами или какими-то кличами, временно подменяющими прежние.

Давайте остановимся несколько подробнее на вопросе использования кочевниками своих уранов. До наших дней дошла рукопись «Бабурнаме», написанная правнуком самого Тамерлана – правителем Самарканда эмиром Бабуром. Там есть такие любопытные строки: «Хан и те, кто стоял подле него, тоже повернули лица к стягу и плеснули на него кумыса. И тут же заревели медные трубы, забили барабаны, а выстроившиеся в ряд воины стали громко повторять боевой клич. От всего этого вокруг поднялся невообразимый шум, который вскорости затих. Все это повторилось трижды, после чего предводители вскочили на своих коней и трижды объехали стан…». Из этого следует, что ураны многократно выкрикивались во время смотра войск еще до выступления в поход. Такое своебразное средневековое троекратное «Ура!». Думается, что ураны выкрикивались и непосредственно перед началом сражения, когда противоборствующие стороны выстраивались в боевом порядке лицом к лицу. А вот вступали в сражение кочевники уже иначе: с протяжным многоголосым криком «Ұ-ұ-ұр!!!», что означает, причем в буквальном смысле, русское «Бей!». Кстати, отсюда берет свои корни и знаменитое славяно-русское – «Ура-а!!!». Позже, наступая на противника, ратники также стали кричать «Ұ-ұ-ұр!», а уже вгрызаясь в передовые ряды ощетиневшегося врага, с силой выдыхали протяжное «а-а-а...». От слияния этих двух слогов и образовалось одно, привычное сегодня каждому жителю постсоветского пространства слово «Ура!». Наверно, тут нелишне будет сказать, что корнем самого тюркского слова «ұран», является – ұр (бей).

Примечательно, что русское «Ура!» уже успело глубоко укорениться в сознании сегодняшних казахов. Произошло это еще после того, как вместе с крушением крупных племенных союзов и раздроблением сильных кочевых сообществ, их великие ураны отошли на задний план или вовсе были преданы забвению. В этой ситуации роль обычных родовых боевых кличей вышла на передний план и стала намного значительней. Конечно, когда лихие джигиты угоняли в кромешной тьме табуны лошадей своих соседей, они старались держать языки за зубами, но незадолго до того, когда они только собирались выступить на барымту, наверняка, подбадривали себя произношением родового урана. Боевые кличи также произносились во время разного рода сходок. Например, во время большого тоя или тризны, устроенного потомками какого-то крупного феодала или старейшины. В это время проводились конные скачки – бәйге или көкпар – козлодрание. На таких сборищах устраивались и другие состязания вроде күреса – борьбы или қыз қуу – догони девушку. Нередко соревновались между собой и обжоры на предмет, кто больше выпьет кумыса или съест мяса. И, конечно же, во время этих состязаний и забав, моральный дух соревнующихся поддерживали не чем иным, как громким выкрикиванием, а еще лучше – перекрикиванием родового урана.

В завершение хочется привести редкий случай использования степняком не своего родового урана, а особого боевого клича, придуманного в тяжелый час им же самим для самого себя. Это поможет пролить свет на то, как в среде номадов одни ураны сменялись другими. Этот необычный факт сохранился в преданиях о великом казахском хане Абылае. Как известно, Абылай хан при рождении был наречен другим именем – Әбілмансұр (Абильмансур). Так уж случилось, что его родных вырезали сарты (ныне их принято называть узбеками) и он, будучи тогда лет девяти, чудом спасшись от рук злодеев, оказался в казахской степи. Там ему надолго пришлось забыть о своем благородном происхождении и наняться батраком к знаменитому бию Старшего жуза – Төле би. В то время его окликали не иначе, как Сабалақ – лохматый, вшивый пес. С этой презрительной кличкой будущий хан и отправился в поход рядовым ополченцем против ненавистных джунгар. В первом же сражениии Сабалак решает принять вызов известного вояки, отрубившего голову не одному казаху, джунгарского нойона Шарыш-бахадура. К удивлению своих соплеменников, перед вступлением в единоборство он произносит не один из многочисленных родовых уранов, а совершенно другое слово, доселе никем неслыханное - «Абылай!». С этим боевым кличем ему чудом удается сразить бывалого воина, и когда после побоища, устроенного казахами над своим заклятым врагом, его разыскивают и спрашивают откуда у него этот уран, Сабалак признается, кто он на самом деле. А уран «Абылай» он взял себе в память о своем деде, которого сарты прозвали за беспощадность «Қанішер Абылай» – Кровопийца Абылай.

Сородичи признают его своим султаном и со временем самого же Абильмансура начинают звать не иначе как Абылаем. Так однажды имя превратилось в уран, а уран трансформировался в имя. Правда, история умалчивает о том, пользовался ли Абылай хан своим необычным боевым кличем до конца жизни или по прошествии какого-то времени, решил сменить его на исконный уран төре-чингизидов – Архар. Но это уже не столь важно, главное, что ураны могли со временем легко исчезать, уступая место новым, более на тот момент значимым, как это произошло однажды в степи с презренным пастухом Сабалаком...

Добавлено:
И еще небольшое дополнение больше для понимания и для тех, кто любит "зреть в корень".

Боевой клич

" - Знаешь ли ты его? - спросил Айлиль Фергуса
- Воистину да, - отвечал тот, - этот воин - это
разжигатель раздоров, всезатопляющая бурная
волна. Море, рвущееся через преграды. Это
Мунремур - воин-обладатель трёх кличей…"

"Похищение быка из Куальнге"

"Клич" происходит от глагола "кликать", т.е. звать, призывать. Формы и звуковые сочетания боевого клича у разных народов, как мы знаем, разные. У греков "Элелеу", у эскимосов "Ира!", чукчей "Ыгыыч!", "Ав-ач!", у латинян "Хурра!", у курдов "Хо-хой!", зулусов "Сигиди!" и т.д. Кличи делятся на родовые и личные. Что до их происхождения, то в большинстве случаев никто никогда не расскажет о его природе. И это правильно, ибо личный боевой клич - интимное дело того, кому он даётся. Будучи не к месту озвученным, он теряет свою силу.

Правда, общие закономерности появления клича, в целом, известны. Как правило, он передается племени богами-прародителями или пророком. Обычно это происходит либо в сновидениях, либо в видениях, либо когда человек пребывает в состоянии измененного сознания (гипнотический транс, наркотическое опьянение, тяжёлая болезнь и т.п.). В любом случае, действенный боевой клич - это не что-то взятое "с потолка". Он не выдуман "книжниками" и не изобретен специалистами военного дела. Боевой клич - это пароль, по которому выкликающий получает непосредственный доступ к божеству войны. Это громко и ритмически правильно произнесённое секретное имя божества, не отозваться на которое оно не может.

Боевой клич - личная принадлежность только того, кому он был дарован, либо группе родственников или побратимов. Он в принципе не может быть использован другим человеком. То, что мы сегодня понимаем под термином "боевой клич", в действительности - жалкая попытка имитации призыва тех, кому он действительно был доверен божеством. Малейшее искажение тональности, ритма, длительности звучания - и клич превращается просто в громкий выкрик, которым кричащий, в лучшем случае, поддерживает себя морально.

Повторимся: чтобы боевой клич был действенным, обязательна личная передача - либо самим божеством, либо, с его разрешения, по цепи ученической преемственности от знающего к не знающему. Боевой клич - громкий призыв во время боя, призванный подбодрить товарищей, устрашить врага или обратиться за поддержкой к высшим силам. С каким боевым кличем воины разных стран и народов шли в атаку?

Русские воины - кричали "Ура!"
Боевой клич русских, с которым ходили в атаку, бросались в рукопашную на врага, славили победы и силу русского оружия - кто не знает нашего «Ура!»?
Во всех языках боевой клич - это призыв, призыв идти вперед, но русское «Ура!» самое знаменитое. Этот призыв быть храбрым наполнен решимостью одержать победу.

Половцы (кипчаки) - "Алла билэ!" ("Бог с нами!").

Римские солдаты (времен Византийской Империи) - "Nobiscum Deus!" - "Бог с нами!"

Волжские разбойники - "Сарынь на кичку!", буквально: "Чернь на нос судна!", т. е., всем лежать, пока разбойники грабили судно.

Российская Империя - "За Бога, Царя и Отечество!"

СССР - "За Родину, за Сталина!"

Воины ислама - "Аллах акбар", что означает «Бог велик».
Испанские конкистадоры кричали "Сантьяго!" («Святой Иаков»).

Средневековые крестоносцы (на латыни) - "Caelum denique!" - Наконец-то в рай!
Японцы орут "Бандзай" - сокр. от "Тэнно: Хэйка Бандзай" - "10 000 лет" (жизни) - пожелание императору.

Гуркхи, народность Непала - «Jai Mahakali, Ayo Gorkhali» - «Слава Богине Войны, идут Гуркхи!».

Русская морская пехота - "Полундра!" от голландского "пал ундер", дословно: падает вниз (рангоут на палубу парусного судна).

Индейцы - делавары кричали "Хи-юп-юп-юп-хия!" (не переводимый диалект?).

Еврейский боевой клич (на иврите) - Ахарай! - означает "За мной!"

Англичане - "Godemite!" (God Almighty!, то есть Боже Всемогущий!).

Французы (в Средние века) - "Монжуа!" (сокр. от "Mont-joie Saint-Denis" - "Защита наша Святой Дионисий").

Пруссия - "Форвартс!" - "Вперед!".

Индийцы (сикхи) - " Bole So Nihal, Sat Sri Akal" - "Победа за тем, кто повторяет имя Всевышнего!"

Болгары - "На нож!" (перевод нужен?).

Мексиканцы - "Tierra y Libertad!" - "Земля и Воля!"

США, 101-я Воздушно-Десантная Дивизия - "Geronimo!" ("Джеронимо", имя индейского вождя апачей).

Американские рейнджеры (ВВС США) - "Hooah!", сокр. от HUA - Heard, Understood, Acknowledged (услышал, понял, действую).

Немецкие пилоты Люфтваффе - "Хорридо!" (по имени святого Хорридуса, покровителя лётчиков).

Румынские пограничники - "Бранзулетка"!

Итальянцы (Времен Второй Мировой войны) - "Савойя!" (в честь правящей династии).

Римские легионеры шли в бой с криком: «Да здравствует смерть!»

Английские и французские войска в средневековье вопили: «Dieu et mon droit» (что означало «Бог и мое право»).

Германцы кричали: «Forvarts!» , что означало «Вперед». Войска Наполеона - «За императора!»

Кто еще не кричит в мире «Ура!»?

P.S. Вся информация взята из Интернета. Дополнения, уточнения и замечания принимаются с благодарностью.

Конечно, самый известный и тиражируемый боевой клич русских войск - "Ура!" О том, откуда он появился, историки спорят до сих пор. По одной из версий "ура" происходит от татарского слова "ур", что переводится как "бей". Эта версия заслуживает права на существование хотя бы по той причине, что русские на протяжении всей истории соприкасались с татарской культурой, у наших предков не раз была возможность слышать боевой клич татар. Не будем забывать и о монголо-татарском иге. Впрочем, есть и другие версии.
Некоторые историки возводят наше "ура" к южнославянскому "уррра", что буквально означает "возьмем верх". Эта версия более слабая, чем первая. Заимствования из южнославянских языков в основном касались книжной лексики.

Есть также версии о том, что "ура" происходит от литовского "вираи", что значит "мужчины", от болгарского "ургэ", то есть "вверх", и от тюркского восклицания "Hu Raj", что переводится как "в раю". На наш взгляд, это самые маловероятные гипотезы.

Особого внимания заслуживает ещё одна версия. Она гласит, что "ура" произошло от калмыцкого "уралан". По-русски это значит "вперед". Версия достаточно убедительная, особенно, если учитывать тот факт, что первое документально подтвержденное применение крика "Ура" относится ко временам Петра I. Именно тогда в русской армии появилась нерегулярная калмыцкая кавалерия, которая использовала "уралан" в качестве приветствия.

В таком бездоказательном деле как поиски происхождения боевого клича, конечно, не обошлось и без псевдоисторических гипотез. К таковым можно отнести версию "историка" Михаила Задорного, уверяющего, что "ура" - не что иное, как восхваление египетского бога солнца Ра.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Боевой клич - громкий призыв во время боя, призванный подбодрить товарищей, устрашить врага или обратиться за поддержкой к высшим силам. Кроме того, боевой клич был опознавательным знаком, позволяющим отличить в гуще боя своих от чужих . Ещё одной полезной функцией боевого клича является создание ощущения единения с боевыми товарищами (т. н. чувство локтя).

Реальные кличи

Древний мир (до 476 года)

Средневековье (476 - конец XV века)

  • Испания
    • Сантьяго! («Святой Иаков [с нами]!») - испанский боевой клич, использовавшийся, среди прочих, конкистадорами .
  • Чехия
    • Ktož jsú boží bojovníci (др.чеш. - «Кто же вы, божьи воины») - боевая песня гуситов , первые слова которой стали девизом их движения. Во время битвы при Домажлице отряды крестоносцев разбежались, едва заслышав боевую песнь гуситов.

Новое время (конец XV века - 1918 год)

Новейшее время (с 1918 года)

Придуманные кличи

  • Кахка! - боевой клич аборигенов планеты Эвур, использовавшийся, в частности, Биллегурри (Белогурочкой), из научно-фантастического романа Кира Булычева «Подземелье ведьм» и одноимённого фильма .
  • Логалогалогалогалог! - кричат антропоморфные землеройки в Рэдволле .
  • Еула-ли-а! - боевой клич жителей горной крепости Саламандастрона в «Рэдволле» .
  • Кавабанга! - кричат Черепашки-ниндзя в одноименном мультипликационном сериале и комиксах. А также клич Кавабанга (Cowabunga и Kowabunga) стал распространенным криком восхищения среди сёрферов .
  • Барук Казад! Казад ай-мену! (Топоры Гномов! (или «Гномы к топорам!») Гномы наступают!) - боевой клич гномов в произведениях Дж. Р. Р. Толкина
  • Урук-хай! - боевой клич орков из произведений Дж. Р. Р. Толкина.
  • Гондор! - боевой клич воинов королевства Гондор в Войне Кольца из произведений Дж. Р. Р. Толкина. Некоторые провинции имели свои кличи - у рыцарей Дол-Амрота это было «Амрот за Гондор!».
  • Аута и Ломэ! («Исчезает Тьма!») - боевой клич нолдор .
  • Waaagh! («Грааа!!»)- боевой клич орков в Warhammer 40 000 .
  • За Императора! - боевой клич Имперской гвардии в том же самом Warhammer 40 000.
  • Лок-тар огар! (Победа или смерть!) - боевой клич орков из Warcraft .
  • Лирой Дженкинс - боевой клич звезды WOW Бена Шульца.
  • Entaro Adun! Entaro Tassadar! (Во славу Адуна! Во славу Тассадара!) - боевой клич протоссов из игры Starcraft .

Напишите отзыв о статье "Боевой клич"

Примечания

  1. Ринекер Ф. , Майер Г. // Библейская энциклопедия Брокгауза . - Christliche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. - 1226 с.
  2. //Казах.ру
  3. Государственная символика
  4. Gérard de Sorval. = Le Langage secret du blason. - Париж: Albin Michel, 1981. - С. 65. - 232 с. - ISBN 2226010920 .
  5. //britanniae.ru
  6. Чарлз Оман /Пер. с англ. В. П. Михайлов - М.: Центрполиграф, 2011. - 191 с. ISBN 978-5-9524-4945-9
  7. // Аммиан Марцеллин HISTORIAE LIBER XIX-XI 10
  8. //Энциклопедия Кольера . - Открытое общество. 2000.
  9. // Андре Миллер. «История христианской Церкви». В 2 т. Т. 1. / Андре Миллер. Б.м. : GBV, 1992. - 705 с.
  10. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  11. // Сайт азиофила и востоколюба
  12. Дмитрий Макаров intertrend.ru
  13. Воздушно-десантные войска США //vdv-usa.ru
  14. - Shouting «Logalogalogalogalog» was the method of attracting the ferry shrew’s attention.
  15. Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец. Трилогия. Кн. 3. Возвращение Короля/Дж. Р. Р. Толкин; Пер. с англ. А. В. Немировой. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Харьков: «Фолио», 2002. - 429 с. ISBN 5-17-009971-1 (ООО «Издательство АСТ») Кн. 3, ISBN 5-17-008954-6 (Общ.), ISBN 966-03-1124-9 (Издательство «Фолио») (С. 442 )

Отрывок, характеризующий Боевой клич

«Вот когда начинается потеха», подумал Анатоль и с улыбкой подсел к старому князю.
– Ну, вот что: вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. Не так, как нас с твоим отцом дьячок грамоте учил. Скажите мне, мой милый, вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик, близко и пристально глядя на Анатоля.
– Нет, я перешел в армию, – отвечал Анатоль, едва удерживаясь от смеха.
– А! хорошее дело. Что ж, хотите, мой милый, послужить царю и отечеству? Время военное. Такому молодцу служить надо, служить надо. Что ж, во фронте?
– Нет, князь. Полк наш выступил. А я числюсь. При чем я числюсь, папа? – обратился Анатоль со смехом к отцу.
– Славно служит, славно. При чем я числюсь! Ха ха ха! – засмеялся князь Николай Андреевич.
И Анатоль засмеялся еще громче. Вдруг князь Николай Андреевич нахмурился.
– Ну, ступай, – сказал он Анатолю.
Анатоль с улыбкой подошел опять к дамам.
– Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью.
– Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего.
– Да, нынче всё другое, всё по новому. Молодец малый! молодец! Ну, пойдем ко мне.
Он взял князя Василья под руку и повел в кабинет.
Князь Василий, оставшись один на один с князем, тотчас же объявил ему о своем желании и надеждах.
– Что ж ты думаешь, – сердито сказал старый князь, – что я ее держу, не могу расстаться? Вообразят себе! – проговорил он сердито. – Мне хоть завтра! Только скажу тебе, что я своего зятя знать хочу лучше. Ты знаешь мои правила: всё открыто! Я завтра при тебе спрошу: хочет она, тогда пусть он поживет. Пускай поживет, я посмотрю. – Князь фыркнул.
– Пускай выходит, мне всё равно, – закричал он тем пронзительным голосом, которым он кричал при прощаньи с сыном.
– Я вам прямо скажу, – сказал князь Василий тоном хитрого человека, убедившегося в ненужности хитрить перед проницательностью собеседника. – Вы ведь насквозь людей видите. Анатоль не гений, но честный, добрый малый, прекрасный сын и родной.
– Ну, ну, хорошо, увидим.
Как оно всегда бывает для одиноких женщин, долго проживших без мужского общества, при появлении Анатоля все три женщины в доме князя Николая Андреевича одинаково почувствовали, что жизнь их была не жизнью до этого времени. Сила мыслить, чувствовать, наблюдать мгновенно удесятерилась во всех их, и как будто до сих пор происходившая во мраке, их жизнь вдруг осветилась новым, полным значения светом.
Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.

В летописях не сохранилось свидетельств о том, каким был клич древнерусских воинов. Однако византийский писатель и историк Прокопий Кесарийский, живший в V веке, писал, что славяне во время боевых действий перекликались волчьим воем.

В период формирования древнерусского государства дружины первых князей из династии Рюриковичей, вероятно, шли в бой, выкликая имена скандинавских богов: «Один!», «Тор!» Князья были скандинавского происхождения, в бой они водили варяжских наемников, так что подобное предположение напрашивается само собой. Могли они выкривать и название рая: «Вальхалла!». Этот клич - более ранняя версия возгласа крестоносцев, которые шли в бой с криком: «Наконец-то в рай!» Возможно, позднее на смену скандинавским божествам пришли славянские, и воины, устремляясь в бой, начали призывать Перуна и Велеса.

В христианские времена древнерусские дружины могли восклицать: «С нами Бог!», поскольку этот клич был принят в Византийской империи, а в среде древнерусской элиты все византийское было в моде. Иногда клич был более кратким: «Спас!»

Если говорить о более экзотических версиях, то можно вспомнить оригинальную идею последователей Задорнова,писателя-сатирика: в древнейшие времена «славяно-арии» могли кричать «у-Ра!» Известный воинский клич Задорнов интерпретирует таким образом: воины заявляют о своей приверженности богу солнца Ра, говорят, что все они пребывают «у Ра».

С распадом на удельные княжества у воинов появляются кличи по названию их стольного города: «Суздаль!», «Господин Великий Новгород!», «Тверь!», «Рязань!» Иногда выкликали имя своего князя или воеводы. Есть свидетельства, что в битве при Липице в 1216 году воины кричали: «Коста!», «Мстислав!», «Гьюрш!» (Георгий), «Ярослав!». У жителей Великого Новгорода был также клич «Умрем за святую Софию!».