На открывшемся в Пекине 18 октября XIX съезде КПК оглашен генеральный план развития страны вплоть до 2050 года.

В выступлении Генсека ЦК КПК Си Цзиньпина перед 2280 делегатами съезда названы три основных этапа. К 2020 году КНР намерена построить общество среднего достатка с многочисленным средним классом и полной ликвидацией нищеты. К 2035 году «Китай поднимется до уровня стран-лидеров инновационного типа»; будет завершено создание правового государства, сократится разрыв в уровне доходов, в том числе между городскими и сельскими жителями; планируется ликвидировать затяжной экологический кризис. Наконец, к 2050 году «Китай по совокупной национальной мощи и международному влиянию войдет в число стран-лидеров», отмечается в докладе.

Говоря о достижении этих целей, Си Цзиньпин обозначил целый ряд принципов и подходов, в том числе в экономической политике.

Во-первых, он признал, что заоблачных темпов роста китайской экономики больше ожидать не стоит. По его словам, страна перешла «от высоких темпов роста к высококачественному развитию». Напомним, что темпы роста ВВП КНР уверенно падают на несколько процентных пунктов ежегодно уже несколько лет подряд, снизившись в 2016 году до 6,7% - это самый низкий показатель за последнюю четверть века. Однако, это все же гораздо выше мировых показателей. За последние пять лет средние темпы роста китайской экономики составили 7,2%, тогда как глобальной - лишь 2,6%.

Во-вторых, Китай продолжит поддерживать ставшие уже традиционными меры экономического развития. В частности, интенсифицируется инфраструктурное строительство - прокладка железных и автомобильных дорог, развитие водных и воздушных путей сообщения, трубопроводного транспорта, сетей электроснабжения и логистики. Речь идет об огромных финансовых вливаниях. Напомним, что лишь в нынешнем году КНР выделила из бюджета 800 млрд юаней ($1,2 млрд) в строительство железных дорог и 1,8 трлн юаней ($272 млрд) в развитие шоссейных и водных дорог.

Судя по тексту доклада, еще долго будет продолжаться работа по ликвидации избыточных производственных мощностей, борьбе с кризисом перепроизводства по секторам, а также по сокращению чрезмерной долговой нагрузки.

В-третьих, подтвержден курс на ослабление государственного контроля над экономикой и передачу инициативы экономического развития в руки народа. Си Цзиньпин подчеркнул, что партия и государство будут «пробуждать и оберегать предпринимательский дух, поощрять большее число социальных субъектов к инновационной и предпринимательской деятельности». В этих целях будет значительно упрощен инвестиционный режим. Если сейчас большинство инвестпроектов подлежат обязательному одобрению властей, то в будущем предполагается создание “негативного списка” проектов, за пределами которого можно инвестировать во что угодно без предварительного разрешения, лишь уведомив власти о своих капиталовложениях. Сейчас подобный режим действует лишь в 11 зонах свободной торговли КНР. В докладе XIX съезду обещано, что он будет распространен на всю страну.

В-четвертых, подтверждена политическая воля Китая развивать экономическое сотрудничество с зарубежными партнерами и гарантировать права иностранного капитала у себя «дома». В докладе подчеркивается: «Открытые двери Китая не закроются, они будут распахиваться все шире. Делая упор на реализацию инициативы «Один пояс – Один путь», следует и дальше уделять внимание заимствованию извне и выходу вовне». «За счет расширения внешней торговли, культивирования новых видов хозяйственной деятельности и новых моделей в сфере торговли, следует интенсивнее продвигать работу по превращению Китая в полноценную торговую державу. Следует расширять доступ на рынок и открытость внешнему миру, защищать законные права и интересы иностранных инвесторов. Обеспечить одинаковое, равное отношение ко всем зарегистрированным на территории Китая предприятиям», - указал Си Цзиньпин.

Избранное в Рунете

Андрей Виноградов, Валентин Головачев, Артем Кобзев, Александр Ломанов, Юрий Чудодеев

Виноградов Андрей Владимирович – руководитель Центра политических исследований и прогнозов Института Дальнего Востока РАН, доктор политических наук.
Головачев Валентин Цуньлиевич – старший научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.
Кобзев Артем Игоревич – профессор, заведующий отделом Китая Института востоковедения, доктор философских наук.
Ломанов Александр Владимирович – главный научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, доктор философских наук.
Чудодеев Юрий Владимирович – ведущий научный сотрудник отдела Китая Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук.


Сейчас Китай уже стал второй экономикой мира и может стать первой еще в первой половине XXI в. Однако КНР предстоит преодолеть немало препятствий на своем пути, включая технологические, социальные, экономические, экологические проблемы внутри страны, а также сложности утверждения в качестве крупнейшей мировой державы в системе международных экономических отношений. Тем не менее, есть свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в этой его новой роли. В Вашингтоне уже обсуждают концепцию «G-2», которая должна по сути дела заменить «G-7» и «G-8».

Для анализа долгосрочных перспектив развития КНР были определены следующие сценарии.

«Экологическая катастрофа». Специалисты, анализирующие ситуацию в Китае, указывают именно на эту опасность, как наиболее серьезную для будущего развития этой страны. Основные факторы, предопределяющие эту опасность - очень большая численность населения, особенно сельского, даже после трех десятилетий успешной демографической политики, и ресурсоемкий характер экономического роста. Экономические потери Китая от нарушения экологического равновесия и загрязнения окружающей среды оценивают от 10% до 20% ВВП, причем около 2/3 потерь от нарушения экологического равновесия и 1/3 от загрязнения окружающей среды . Таким образом, можно считать, что 2/3 потерь связаны с чрезмерной нагрузкой на среду в сельской местности из-за перенаселения, а остальные связаны с современным промышленным производством. В целом же загрязнение воздуха и водных ресурсов определяют остроту экологической проблемы.

Наиболее чревата кризисом ситуация с разрушением природной среды в перенаселенной сельской местности, поскольку экологический кризис в этом случае перерастает в социальный. Что касается загрязнения вод и воздуха, то аналогичная ситуация возникала в Японии, Германии и США на стадиях интенсивного промышленного роста. Для решения этих проблем имеются технологические решения, но они требуют больших экономических затрат и проведения государственной политики по внедрению экологически безопасных технологий.

«Быстрое старение населения и угасание по японскому варианту». Одним из важных факторов успеха китайских реформ и быстрого экономического роста в результате их проведения стала демографическая политика, направленная на сокращение рождаемости в стране. Ее несомненный успех имеет оборотную сторону - старение населения, то есть рост доли пожилых в населении страны. По имеющимся прогнозам, к 2050 г. около 30% населения Китая будет старше 60 лет . В настоящее время в Японии - стране с наиболее старой структурой населения, сталкивающейся с большими проблемами пенсионного обеспечения граждан и необходимостью переносить промышленное производство в другие страны из-за дефицита молодой рабочей силы, доля лиц старше 60 лет составляет 23%. К 2050 г. этот показатель в США достигнет 27%, то есть население Китая будет более старым, чем население США.

Очевидно, что Китай может потерять свое конкурентное преимущество как страна, обладающая достаточно квалифицированной, но дешевой рабочей силой. Удержать позиции «мастерской мира» при стареющем населении, которое будет нуждаться в социальном обеспечении, что будет отрывать средства от экономического развития, будет затруднительно. Китай станет похож на современную Японию по своим достижениям и проблемам, но с гораздо более низким уровнем ВВП на душу населения.

«Борьба за лидерство в мире»

Как подчеркивали авторы доклада Национального разведывательного совета США «Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир»: «Китай имеет предпосылки в ближайшие двадцать лет оказывать на мир большее влияние, чем какая-либо другая страна. Если нынешние тенденции не изменятся, к 2025 г. экономика Китая станет второй по величине в мире, а сам он - ведущей военной силой» . Ныне Китай уже стал второй экономикой мира и, по различного рода оценкам, может стать первой еще в первой половине XXI в. Важно отметить то, что экономика Китая будет лидировать не только по объемам, хотя и здесь ее отрыв от других впечатляет уже сейчас. Например, КНР находится на первом месте в мире по производству стали с гигантским отрывом от других государств - 568 млн. т в 2009 г., Япония - 88 млн. т, США - 58 млн. т, Россия - 60 млн. т. Аналогичная ситуация в энергетике, других отраслях металлургии, машиностроении. С 2004 г. Китай является крупнейшим в мире экспортером продукции цифровых технологий, опережая и Японию, и ЕС, и США . По абсолютному числу пользователей Интернета КНР находится на первом месте в мире (свыше 250 млн. чел.) .

КНР планирует долгосрочную стратегию развития. В ее разработке участвует Академия общественных наук, Академия наук, исследовательские центры Госсовета, Комитета по планированию развития Китая. При сопоставлении прогнозных оценок, сделанных ранее, и реальных результатов экономического развития оказывается, что прогнозные оценки были вполне реалистичны и весьма близки к тому, что осуществилось .

Безусловно, КНР предстоит преодолеть немало препятствий на пути к экономическому лидерству, включая технологические, социальные, экономические, экологические проблемы внутри страны, а также сложности утверждения в качестве крупнейшей мировой державы в системе международных экономических отношений. Тем не менее, есть свидетельства тому, что США уже готовы принять Китай в этой его новой роли. Экспертные и политические круги США обсуждают концепцию «G-2» (механизм неформальных договоренностей между США и КНР) , которая должна по сути дела заменить «G-7» и «G-8» (США, Канада, ФРГ, Великобритания, Франция, Италия, Япония и Россия).

Рис. 1.

Возможные сценарии развития китайской цивилизации


Виноградов А. В.

Выше выделены только некоторые факторы и тенденции, любой сценарий будет результатом их взаимодействия. Здесь перечислены только негативные сценарии, поэтому я тоже буду рассматривать негативные.

На мой взгляд, начавшийся перенос промышленного производства из Китая в ЮВА и др. регионы ослабит, во всяком случае, не будет усугублять экологическую проблему, но сокращение сельскохозяйственных земель будет обострять продовольственную проблему. -10% экология .

Старение населения при отсутствии государственной системы всеобщего социального страхования - не проблема государства, старики будут делать посильную работу и находиться на содержании семей. Ни экономических, ни социальных потрясений из-за этого не будет. - 10% старение населения .

Встраивание во внешний мир политически - более серьезный вызов, у Китая нет ни отработанных внешнеполитических моделей, ни опыта активного политического взаимодействия с миром. - 35% .

Политическая нестабильность в центре и экономическая регионализация на фоне вышеперечисленного. Она позволит решить ряд проблем на уровне отдельных регионов - 45% .

Головачев В. Ц.

Мой «прогноз»:

Сценарий 1-5% (крайне маловероятно)

Сценарий 2-5% (крайне маловероятно)

Сценарий 3-90%

Мой комментарий:

«Экологическая катастрофа»

Трудно представить себе некую экологическую катастрофу, способную реально погубить весь Китай, как огромную страну, и уж тем более - цивилизацию. Потоп или внезапное опускание материков (судьба Атлантиды) Китаю не грозят, либо относятся к категории совершенно непрогнозируемых сценариев. Катастрофы же вроде «глобального потепления» грозят не только Китаю и китайской цивилизации, но и всему миру с его глобальной цивилизацией. Что касается общих и зональных экологических проблем Китая, то они регулируемы на уровне тенденций, при помощи последовательной экологической политики. В последние десятилетия в Китае происходит относительно радикальный и эффективный разворот к решению экологических проблем, курс на которое подтвержден, например, в документах 18-го съезда КПК. В дальнейшем этот курс будет уточняться и упрочиваться. Поэтому негативный сценарий под названием «экологическая катастрофа» - нереален для Китая и должен учитываться только теоретически.

«Быстрое старение населения и угасание по японскому варианту»

Попытки оценить вероятность (прогнозировать) социального развития Китая «по японскому варианту» представляются в принципе некорректными. При относительно «быстром» старении в 130-миллионной Японии, очевидно, этот же процесс может иметь совсем иные темпы, масштабы и последствия в 1,5-миллиардном Китае. При этом опыт Японии, безусловно, внимательно изучается и учитывается в Китае при разработке долговременной политики социального макрорегулирования. Подобный «японский» сценарий развития китайской цивилизации нереален, либо крайне маловероятен, как и сценарий «экологической катастрофы».

«Борьба за лидерство в мире»

Борьба за мировое лидерство - не прогнозный сценарий, а давно идущий процесс, вероятность которого не подлежит сомнению и не требует процентных расчетов. Если же речь идет о вероятности достижении лидерства, то Китай уже сейчас является одним из признанных мировых лидеров во многих отношениях. При этом достижение формального или абсолютного мирового лидерства - заманчивая, но сомнительная цель, которая сопряжена с огромными, труднопредсказуемыми и контролируемыми внешними ожиданиями, обязательствами и обстоятельствами. Учитывая особое стратагемное мышление китайцев, легче предположить, что для них желаемым сценарием может быть осуществление мирового лидерства «из тени», при внешнем сохранении на вторых ролях.

Мировое лидерство Китая - не цель, а скорее исторический идеал (национальная идея), не требующий временных сроков, но способный идеологически мобилизовать китайское общество на реализацию планируемого курса, темпов и качества развития страны.

Заключение

Стабильное и динамичное внутреннее развитие, а также «возвращение» к мировому цивилизационному доминированию (не обязательно за счет формального лидерства) через качественную внутреннюю метаморфозу - вот, на мой взгляд, наиболее вероятная стратегическая цель или сценарий развития китайской цивилизации в 21 веке , которая на данный момент выглядит безальтернативной (если отбросить апокалиптические, гибельные сценарии), и потому не требует «гаданий на процентах» путем «вероятностных прогнозов». Ее достижение потребует, в частности, уклонения (на уровне регулируемых тенденций) от вышеперечисленных негативных сценариев, а также разработки позитивных тактических сценариев и «нормативных прогнозов». Очевидно, нынешнее китайское руководство хорошо понимает, что ключевым условием для реализации всех долговременных целей развития страны было и будет сохранение устойчивого комплексного экосоциалъного (экологического и социального) баланса как в самом Китае, так и по возможности за его пределами. Соответственно, главная внутренняя угроза для современного Китая - не социальное «угасание» и не всекитайская экокатастрофа, но обрушение экосоциалъного баланса , чреватое кризисом всей существующей государственной системы. Например, внезапный и резкий социальный взрыв с последующей цепной реакцией, толчком для которого может послужить даже локальное экологическое бедствие или отдельная «роковая» ошибка в политике современных властей Китая. Последние, безусловно, будут предпринимать все возможные усилия для предотвращения подобных угроз и кризисов, во имя достижения вышеназванных стратегических целей.

Кобзев А. И.

Оценка сценариев:

1-5-10% (7,5%), 2-5-10% (7,5%), 3-80-90% (85%).

Первые два сценария носят социоестественный характер и соответственно зависят от двух факторов: общественных отношений и взаимодействия человека с природной средой. С исторической точки зрения Китай обладает наибольшим в мире опытом решения подобных проблем. Общеизвестны его рекордные с древности достижения в сфере социальной регуляции и особенно в демографии: это единственная в истории человечества страна, способная в зависимости от тех или иных потребностей существенно как увеличивать, так и уменьшать численность своего населения. В условиях самого длительного иноземного завоевания - маньчжурами в эпоху Цин (1644-1911) китайцы в 6-8 раз превысили максимум своей численности в 50-60 млн. человек, до этого не преодолевавшийся тысячелетиями. И наоборот, в конце 20 - начале 21 в. они плановыми мерами остановили рост населения на экономически приемлемом уровне, чего, к примеру, не может добиться находящаяся в сходном положении Индия. С полномасштабными же экологическими проблемами они столкнулись еще в середине 1 тыс. до н.э. и за многие века научились их умело решать, первыми в мире начав применять для этого и экологические методы, в частности истребление одних насекомых с помощью других. Подобный багаж заключает в себе и гомеопатические, и терапевтические, и хирургические методы вроде смертной казни, что сомнительно с точки зрения западных стандартов гуманности, демократичности или политкорректности, но весьма эффективно на практике. Никакой экономический рост в такой огромной, разнообразной и сложной стране не был бы возможен без колоссального культурно-исторического потенциала, аналогом которого не располагает ни одна страна в современном мире. В целом помимо богатого исторического наследия, способного конвертироваться в актуальные результаты, Китай располагает таким важным для преодоления указанных угроз ресурсом, как высокая степень управляемости, социально-политической централизации и хозяйственно-экономической планируемости.

Третий сценарий обусловлен более сложной конфигурацией факторов, во многом зависимой не от самого Китая. И исторический опыт здесь не столь богат и полезен, поскольку основополагающая мироустроительная модель предполагала естественно-цивилизационную, а не завоевываемую политикой и экономикой покорность менее культурной периферии всего мира его центру - Срединному государству (Чжун-го). Позднее навязывавшиеся агрессивными соседями признания дипломатического равенства с ними не устраняли восприятия их как варваров. Попытка Мао Цзэдуна в середине 20 в. сделать Китай мировым лидером по западному образцу не была подкреплена экономически и обернулась провалом как вовне, так и внутри страны. Два раза в 20 в. отход от исконных ценностей в пользу западного капитализма и советского коммунизма оборачивался для Китая катастрофой. Глобализация - проблема обоюдоострая и для него, и для остального мира. Принятое современным Китаем древнее самоназвание - Срединное государство говорит о центральности и независимости, но экономически он привязан к Западу (США и Евросоюзу), а идейно-политически и геостратегически - к Востоку, т. е. прежде всего России и странам постсоветского пространства. География и история требуют от КНР и РФ союзнических отношений, но если посчитать не только товарооборот, который у КНР с США чуть ли не на порядок больше, чем с РФ, а, например, количество учащихся в США китайских студентов, т. е. будущей элиты страны, то станет виден противоположный вектор сближения. Однако по этому направлению Китаю грозят самая жесткая экономическая конкуренция, военно-политические демарши в виде поддержки Тайваня, тибетских и синьцзянских сепаратистов, противодействие китайским интересам в Азии и Африке, спорах с Японией и т.д. Отсюда ясно, что судьбоносный выбор Китаем пока не сделан. Сделать его - важнейшая задача грядущего 10-летия для него и России. Надоело играть в подвалах? Играй в казино кристалл онлайн не выходя из дома.

Между Россией и Китаем много общего. Современные (республиканские) формы государственности там и тут насчитывают около ста лет. За это время иногда даже ставился вопрос об объединении двух стран, хотя, с другой стороны, дело доходило и до военных столкновений. Дважды в 20 в., после Октябрьской революции 1917 г. и образования КНР в 1949 г., самые дружественные отношения между нашими странами оборачивались вооруженными конфликтами. На общем пути Россия стартовала в 1917 г. - на 6 лет позже начала Синьхайской революции в Китае. Точно с таким же временным разрывом начался и новейший этап развития обеих стран: в КНР в 1978, в СССР в 1984 г. Наши государства пошли разными путями реформ: Россия - прежде всего политических, Китай - экономических, но сейчас произошла конвергенция, хотя в России больше политических достижений, а в Китае - экономических. Одна из главных общих черт обеих стран - наличие властной вертикали с одной доминирующей партией "и огромными полномочиями лидера. 1

В настоящее время Китай стоит на пороге судьбоносных решений, обусловленных серьезными проблемами беспрецедентного роста и чреватых непредсказуемыми последствиями. Пришедшему к власти новому поколению руководителей предстоит решить целый комплекс сложнейших задач: от испорченной экологии, перегрева экономики, дисбаланса в доходах различных слоев населения и регионов страны, политических конфликтов в Синьцзяне, Тибете, на Тайване и спорных островах Южно-Китайского моря, до противоречий между официальной коммунистической идеологией и всепроникающими западными ценностями, а также традиционным конфуцианским мировоззрением и исконными даосско-буддийскими верованиями, завоевывающими всё большую популярность. Естественно, другой глобальный гигант - США - постарается использовать в своих геополитических и экономических интересах риски переходного этапа КНР, возможно, вовлекая своего главного конкурента в разного рода конфликты. В силу упомянутых исторических и геополитических обстоятельств, в частности, конфигурации управляющих миром сил после Второй мировой войны, распределения ролей в Совбезе ООН и т. п., РФ и КНР - безусловные лидеры Востока как нового геополитического центра силы, который может противостоять Западу. Причем достоинства той и другой страны дополняют друг друга. У КНР бесспорные экономические преимущества, а у РФ - военно-политические и дипломатические, прежде всего недостающий пока Китаю огромный опыт участия в решении глобальных проблем человечества.

Ломанов А. В.

Мой вариант оценки:

Хотелось бы подчеркнуть, что предложенные сценарии не являются полностью взаимоисключающими. Вполне возможно представить себе «грязный» и «старый» Китай, успешно продолжающий борьбу за глобальное лидерство. Набор альтернатив китайскому лидерству включает много других проблем, которых нет в этом списке. Губительная социально-политическая дестабилизация внутри страны может быть вызвана факторами, не имеющими прямой связи с экологией и демографией.

Несколько соображений по поводу сказанного в сценарной части:

Китайские власти сделали экологию государственным приоритетом. Поскольку китайское государство имеет больше возможностей для прямого директивного вмешательства в экономику (закрытие загрязняющих производств без долгих тяжб, запрет автомобилистам выезжать на улицы в определенные дни и т.д.), чем на Западе или в Японии, нет оснований полагать, что Китай справится с этим хуже. Научно-технические разработки в сфере экологии там идут весьма активно.

Китайские эксперты серьезно встревожены тем, что страна «постареет раньше, чем разбогатеет». Вместе с тем о сохранении позиции «мастерской мира» речь не идет в любом случае. Официально поставлена задача поменять модель роста. Дешевый труд и массовый экспорт созданного им ширпотреба больше не приоритет, зарплаты в Китае растут быстро. Предполагается, что расширение социального обеспечения будет не вредить, а помогать экономическому развитию (люди не будут копить на старость, смогут больше тратить сами, да и дети будут меньше сберегать), что соответствует нынешнему курсу на расширение внутреннего спроса.

США более не готовы принять Китай в его новой роли, о чем свидетельствует негативное развитие двусторонних отношений в последние годы («поворот к Азии» с обещанием перебросить основные силы ВМФ США на Тихий океан, участие американцев в территориальных спорах на стороне оппонентов Китая, и так далее). От роли младшего подчиненного партнера Китай отказался, иного США не предложили. Так что концепция «G-2» теперь мало отличается от рассуждений о счастливом вхождении России в «общеевропейский дом».

Чудодеев Ю. В.

Успешное догоняющее развитие - 95%

Экологические проблемы - 5%

Старение населения - 0%

Несколько слов в обоснование предложенных оценок. Первое - китайское руководство, как свидетельствуют итоги 17-го и 18-го съездов КПК, видит и осознает эти проблемы и по-своему пытается их решать. Более того, они заявляют о готовности к конструктивному сотрудничеству с мировым сообществом в решении этих вопросов, хотя по-прежнему не подписывают Киотский протокол и т.д. Позиция КНР, конечно, будет соразмеряться с международными реалиями, реакциями и позициями. Но Китай все время твердит о своей автономности и определенной самодостаточности, несмотря на огромную зависимость от реализации своей продукции за рубежом. И в этом вопросе он будет действовать по-своему. Экологические проблемы - это своего рода плата за рост китайской экономики, который будет продолжаться ради достижения «умеренного благополучия» (сяокан), развития внутреннего рынка и пр. Для китайского руководства главное - не нарушить социально-политическую стабильность развития общества, реализовать идею социальной гармонии и продолжать курс на великое возрождение китайской нации. А проблем на этом пути немало: резко возросшая дифференциация общества, значительный разрыв в развитии между приморскими и сравнительно бедными внутренними (особенно западными и юго-западными) районами, несогласованное развитие города и деревни. Мы уже не говорим о дефиците природных ресурсов, экономических преступлениях и коррупции. А между тем Китай не может спуститься ниже ежегодного прироста в 5%, ниже производства зерна в 500 млн. т, ниже 120 млн. га пахотной земли («красная черта») ! - Китай к ней сегодня приблизился. А это уже проблема продовольственной безопасности. Китайцы решали и будут решать эти проблемы, но прежде всего с учетом своих национальных интересов.

Проблема старения. Да, существует. Но для Китая далеко не первая. Тем более что ее решение в руках государства. Достаточно разрешить рождение второго ребенка, тем более что это уже практикуется частично в западных районах и частично в деревне. К 2050 г. в КНР, безусловно, вырастет производительность труда и квалификация рабочей силы.

Наконец, о «борьбе за лидерство» Китая. Конечно, китайским лидерам будет импонировать лидирующие позиции их страны в мире, тем более что это согласуется с выдвинутом на съездах КПК курсом на «великое возрождение китайской нации». Но на какие-либо неформальные договоренности с США и замене «G-7» или «G-8» они вряд ли пойдут. Думается, по-прежнему будут называть себя - «самостоятельная развивающаяся нация». Потому что позиция лидера всегда вызывает зависть, косые взгляды, неприятие и отчуждение. А это китайцам ни к чему.

Ниже представлена сводная таблица ответов экспертов.

Таблица 1

Оценка экспертами вероятности сценариев, %


Примечания:

Ушаков И. В. Экологический лабиринт. Социально-экономические аспекты природопользования в Китае. М.: ИД «Форум», 2008. С. 37.

World Population Ageing 1950-2050. UN, NY, 2002.

Мир после кризиса. Глобальные тенденции - 2025: меняющийся мир. Доклад Национального разведывательного совета США. М. С. 13.

Данные World Steel Association, сайт world steel.org В 2009 г. выпуск в КНР рос, а в других странах в условиях кризиса значительно уменьшился.

Промышленная политика Китая: очередное достижение // Экономист, № 1, 2006. С. 50.

Jens Damm. Chinas cape moving beyond the People’s Republic // The Newsletter HAS No 50, spring 2009. P. 28.

См.: Наумов И.Н. Стратегия экономического развития КНР в 1996-2020 гг. и проблемы ее реализации. М.: ИДВ РАН, 2001. С. 70. Табл. 14.

Bergsten С. F., Freeman С., Lardy N. R., Mitchell J. D. China’s Rise. Washington D. C., 2008. P. 25-27.

О стратегическом прорыве Китая к 2050 году

по материалам круглого стола «Будущее 2050: Индо-Тихоокеанский регион» Экспертно-аналитического центра ДВФУ

На XIX съезде Коммунистическая партия Китая (КПК) объявила о новом составе правительства, которое возглавляет Си Цзиньпин, ставший одним из самых влиятельных политиков Китайской Народной Республики (КНР) с момента проведения последнего съезда Центрального комитета КПК в 2012 году. После переизбрания на пост Генерального секретаря единственной правящей политической партии Китая, ее председателя и главы Центрального военного совета, Си Цзиньпин будет возглавлять 89 млн членов КПК и 1,3 миллиард граждан КНР в течение следующих пяти лет и, возможно, в дальнейшем, так как руководителю предстоит реализовать основную цель КНР - стать «социалистической современной мощной державой».

XIX съезд Коммунистической партии разработал конкретный двухэтапный стратегический план: на первом этапе с 2020 по 2035 годы планируют достичь основной социалистической модернизации, а на втором этапе с 2035 года до середины XXI века Китай станет процветающим, сильным, демократическим, цивилизованным, гармоничным и красивым социалистическим современным мощным государством. Достижение данной цели и реализация этапов заключается в том, чтобы четко определить график и «дорожную карту» «китайской мечты» - великого восстановления китайской нации - и спланировать стратегические шаги, которые можно реализовать на практике.

На съезде, который явился важным этапом в жизни китайского общества, Си Цзиньпин подвел итоги пятилетнему управлению страной и заявил, что Китай вошел в «новую эру» под его руководством. С таким уровнем уверенности и оптимизма Китай в ближайшие десятилетия лет не будет стесняться предлагать «китайскую мудрость и китайский подход к решению проблем, стоящих перед человечеством». Китай, скорее всего, добьется этого путем дальнейшего продвижения своего флагманского международного проекта развития ― инициативы «Пояса и Пути», которая интегрирует страны «сообщества единой судьбы». Конечная цель проекта ― превратить Евразию в экономический и стратегический регион, который будет соперничать, и, наконец, сможет превзойти евроатлантический регион.

Согласно упомянутой идее, одним из основных сдвигов в политике станет внешняя ориентированность Поднебесной. Страна будет играть более активную роль в решении основных глобальных проблем, выходящих за рамки непосредственного отношения к национальным и региональным интересам Китая.

Наступил конец эпохи Дэн Сяопина на мировой арене, последнее время Пекин использует подход, характеризующийся в международной политике, как «цянши дань бу цян’ин», что переводится как «сильный, но не жесткий». На протяжении десятилетий Китай тихо и спокойно добивался успеха на арене глобальной политики. В конце 1980-х годов Дэн Сяопин поручил китайским дипломатам вести себя сдержанно, и эта стратегия часто переводится на английский язык, как «скрыть наши возможности и держаться в стороне». Тогда китайское руководство считало, что их приоритетом является развитие внутренней экономики Китая, они не желали вмешиваться в международные дела, не имевшие прямого отношения к Китаю.

Изучение внешнеполитических действий Си Цзиньпина после XIX съезда раскрывают истинные национальные амбиции Пекина. Председатель КНР выдвинул «Четыре великих цели» ― опыт великой борьбы в новой эре; великое дело строительства КПК; и продвижение великого дела социализма с китайской спецификой с целью реализации великой мечты Китая о национальном возрождении. Согласно стратегическим планам, «к 2049 году всеобъемлющая национальная мощь и международное влияние Китая будут на переднем фланге». Иными словами, руководитель страны намерен восстановить статус Поднебесной как ведущей мировой державы, тем самым к 2049 году реализовать стратегию «современного и мощного Китая».

Вопрос «каким образом?» включает в себя нескольких стратегических целей. Во-первых, продвигать за рубежом «Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новой эре». До сих пор Пекин не активно экспортировал свою идеологию. Однако, лидер Китая рассматривает западную либеральную демократию как, в лучшем случае, препятствующую росту Китая и, в худшем случае, угрозу реализации «китайской мечты». Он считает, что китайский социализм философски превосходит западную альтернативу, о чем свидетельствует национальное развитие Китая и экономический рост; модель Китая дает возможность догнать развитые страны и предотвратить возвращение в эпоху унизительного колониализма.

Вторая главная цель состоит в вытеснении существующего мирового порядка, ориентированного на западные ценности. Развивающимся странам правительство КНР намерено предложить стратегическое экономическое и политическое «доброжелательное» управление под эгидой китайского руководства, включая взаимную дружбу, но не создание альянсов - экономическое развитие с политической независимостью. Необходимо обратить внимание на то, что Китай являет собой растущую экономическую и политическую силу - привлекательную для развивающихся государств, особенно с авторитарным режимом правления.

Третья цель - это дальнейшее реформирование Народно-освободительной армии Китая (НОАК), направленное на обеспечение и защиту национального суверенитета. НОАК будет модернизирована к 2035 году, и к 2049 году Китай станет военной державой мирового класса, что означает достижение регионального превосходства армии Китая к 2035 году и и глобального паритета с армией США к 2049 году.

Четвертая цель состоит в проведении более настойчивой внешней политики с целью продвижения и реализации идеи «китайской мечты». Национальная безопасность сейчас столь же важна, как и экономическое развитие. Новый стратегический подход предполагает сбалансированную интеграцию двух интересов - долгосрочного экономического развития с проведением сопутствующих экономических реформ, направленных на реструктуризацию и перестройку глобального политического порядка, а также безопасность, защиту и укрепление внутренних институтов социалистической системы Китая до тех пор, пока КНР не станет центром этого нового глобального порядка.

Таким образом, эти четыре цели представляют собой организующие принципы оценки стратегических действий, которые в ближайшее будущее способствуют безусловному стратегическому прорыву Пекина.

Переход Китая от игрока «тихого и спокойного» к «решительному» на мировой арене будет отражен в его изменяющемся подходе к международному развитию, коммуникации и «мягкой силе». В своем выступлении на партийном съезде председатель КНР призвал «укрепить уверенность» в развитии китайской культуры. Руководитель Китая также отметил, что Китай «усилит свою культурную мягкую силу», представив «настоящий, многомерный и панорамный взгляд на Китай». Китай не будет стесняться эффективно популяризировать свою историю и традиции.

Си Цзиньпин отмечает, что Китай будет продвигать «создание сообщества с единым будущим для человечества», также известное как «сообщество единой судьбы». Эта новая стратегия внешней политики Китая направлена на «выгодное всем открытое, инновационное и всестороннее развитие». На самом деле, это не означает, что Коммунистическая партия Китая будет идти на компромисс в отношении того, что она считает ключевыми национальными интересами. Например, Си Цзиньпин твердо настаивает, что в решении тайваньского вопроса КПК имеет «решимость, уверенность и способность побеждать сепаратистские попытки «независимости Тайваня» в любой форме». Действительно, как отмечают многие китайские эксперты, значительное количество людей в Китае считают, что Коммунистическая партия потеряет свою легитимность, если она потеряет Тайвань.

Если планы, намеченные руководителем КНР, должны быть добросовестно реализованы, мировое сообщество увидит фундаментальные изменения в дипломатической стратегии и внешней политике в ближайшие несколько лет. Под руководством председателя ЦК КПК Китай перейдет от модели страны, достигшей «тихого и спокойного успеха», к модели заинтересованного в поддержании контактов с другими странами, народами, действующего на опережение и уверенного игрока, который сообщит миру то, каким он его видит, и что он считает более подходящим в определении справедливого международного порядка.

Китай работает над расширением сближения интересов со все большим количеством стран, такими как Пакистан, Лаос, Камбоджа, и формирует сообщества единой судьбы на двусторонней основе. КНР также обратилась к странам Юго-Восточной Азии, Африки, Европы, Латинской Америки и Ближнего Востока с просьбой развивать подобные сообщества, продвигая взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, те амбициозные цели и задачи, которые поставлены съездом в 2017 году для достижения стратегического прорыва в реализации «китайской мечты» и строительства социалистического современного государства, к 2050 году будут выполнены. Сегодня уже сформировался новый тип международных отношений с выигрышным для Поднебесной сотрудничеством. На международной арене переход Китая от роли игрока, завоевавшего «тихий успех», к игроку «решительному» будет отражен в его изменяющемся подходе к международному развитию коммуникации и «мягкой силе». В своем выступлении на партийном съезде председатель КНР обозначил главные стратегические цели Пекина, которые включают в себя расширение глобального влияния через амбициозную инициативу «Пояса и Пути», создание сообщества с единым будущим для человечества, экспансивное наращивание и модернизацию Народно-освободительной армии, уверенную и наступательную внешнюю политику.

В завершении следует отметить, что активизация внешней политики Китая не является угрозой для России, несмотря на гуляющие в онлайне и оффлайне высказывания. Как проект «Один пояс - один путь», так и укрепление военного присутствия на южных рубежах КНР и, прежде всего, в Южно-Китайском море, являются реализацией описанной стратегии Пекина и не несут угрозу Российской Федерации. Более того, для реализации китайских проектов, направленных на Европу, сглаживания экономических споров с Соединенными Штатами, решения тайваньского вопроса, снижения напряженности возле южных территориальных вод Поднебесной, участие в освоение Африканского континента и многого другого, стране необходимы не просто мирные, но и дружеские отношения с Москвой.

В свою очередь, дальнейшее развитие Тихоокеанской России напрямую зависит от китайского участия в масштабных проектах в области добычи и переработки полезных ископаемых, строительства и производства. Участие китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока позволит российской власти сконцентрироваться на развитии инженерной и социальной инфраструктуры, а компании и финансово-промышленные группы из других государств региона получат четкий сигнал о перспективах участия в дальневосточных проектах.

18.10.2017 19:50

Глобальное лидерство к 2050 году. Китай представил стратегию развития на съезде Компартии

В Пекине 18 октября открылся XIX съезд Коммунистической партии Китая. В рамках форума, который будет продолжаться до 24 октября, планируется наметить линию развития страны на ближайшие пять лет, оценить результаты прошедшей работы, а также обновить кадровый аппарат высших партийных органов. Republic вкратце рассказывает, чем интересен нынешний съезд и как прошел его первый день, на котором выступил председатель Китая Си Цзиньпин.

Новый состав Политбюро

Основной политической интригой форума является избрание новых составов Политбюро (25 человек) и Постоянного комитета политбюро партии (7 человек). Во время предыдущих съездов ответы на эти вопросы были неофициально известны задолго до их начала, однако на этот раз наблюдатели расходятся в оценках.
Такая ситуация связана с тем, что первый срок Си Цзиньпина прошел под знаком жесткой антикоррупционной чистки госаппарата Китая, из-за чего многие партийные связи были нарушены, а новые еще не успели сложиться. Помимо этого, председатель КНР и его сторонники сконцентрировали в своих руках достаточное количество власти, чтобы сформировать состав Политбюро по своему усмотрению, не обращая внимания на существующие неформальные традиции.

Выступление Си Цзиньпина

В первый день съезда на нем выступил председатель партии Си Цзиньпин. В своей речи он рассказал о 14-ти основополагающих принципах, по которым в ближайшие пять лет будет развиваться китайский социализм. Помимо традиционных пунктов об основополагающей роли партии и работе на благо простого народа и на достижение ценностей социализма, в число основных приоритетов Китая на следующие годы попали укрепление принципов правового государства, охрана окружающей среды, глобальная интеграция и сохранение концепции «одна страна, две системы».

В своей речи председатель КНР подчеркнул, что к настоящему моменту в стране удалось в целом построить среднезажиточное общество – первоначально эта цель ставилась на 2020 год, теперь же до этого времени планируется завершить этот процесс полностью. Дальнейшее развитие Китая в первой половине XXI века Си Цзиньпин разделяет на два этапа: с 2020 по 2035 год по мере проведения социалистической модернизации Китай поднимется «до уровня стран-лидеров инновационного типа». С 2035 по 2050 год Китай должен превратиться «в богатую и могущественную державу».

«У нас есть своя, китайская мечта – быть великой современной социалистической страной. Китай приближается к тому, чтобы стать центром мировой сцены. К 2050 году мы станем глобальным лидером по общей силе нации и международному влиянию», – заявил Си Цзиньпин.

Он также пообещал, что в ближайшие пять лет будет принят целый ряд реформ, который облегчит доступ на внутрикитайский рынок иностранным инвесторам. Одновременно Китай модернизирует собственные методы инвестиции в экономику других стран и оптимизирует систему управления госсектором, чтобы сделать принадлежащие государству предприятия более востребованными на мировых рынках. Председатель КНР также заявил, что Китай, находящийся на лидирующих позициях по вредным выбросам в атмосферу, намерен активизировать борьбу с глобальными изменениями климата.

Говоря о передовых технологиях, Си Цзиньпин, в первую очередь, упомянул о разработке госпрограмм, которые помогут Китаю уже в ближайшие годы стать мировым лидером в сфере фундаментальных научных исследований, аэрокосмичееских технологий и интернета. При этом власти намерены еще более усилить регулирование интернета и в перспективе создать систему «тотального контроля», чтобы «обеспечить чистоту и свет глобальной сети» .

PS. У американцев очевидно будет свое мнение на сей счет, но тут скорее вопрос, смогут ли они эффективно вставлять палки в колеса китайцам.
Но в любом случае, китайцы уже особо и не скрывают, что глобальная конкуреция за мировое лидерство будет обострятся, что вызвано как усилением самого Китая, так и ослаблением США. Стороны постепенно сближаются и в том или ином виде столкновение произойдет, ибо глобальное лидерство еще никто не получал без суровой борьбы.