Я уже не раз писала, что метро - это памятник эпохи, отражающий те представления, которые в конкретную историческую эпоху считали необходимым донести до народа. Поэтому сегодня интересно пройтись по станции "Киевская", преодолевая толкучку, посмотреть ее мозаичные панно численностью 18 и попытаться осмыслить, какой нам пытались преподнести украинскую историю и современность в марте 1954 года, когда открылась станция.
Время было непростое. Сталин год как умер, но культ личности еще не был развенчан, и изображение вождя присутствовало на мозаиках в количестве шести. Потом их всех заменили, скорее всего, одну мозаику заменили целиком, потому что никакого панно на тему «ХІХ съезд — съезд единства Коммунистической партии, Советского правительства и народа» сегодня на Киевской нет.
Пришедший на смену Сталину Хрущев был выходцем с Украины и по-видимому, приложил руку к тому, чтобы увековечивание украинцев в московском метро оказалось на должном уровне. Действительно, Киевская-кольцевая - одна из самых богато и разнообразно украшенных в Московском метро.
Чтобы не навязывать свое мнение, я сначала просто покажу все 18 панно с официальными названиями, а потом кое-что добавлю от себя.
На верхнем фото - Переяславская рада. 8/18 января 1654 года

2.Полтавская битва

3.Пушкин на Украине

4.Чернышевский, Добролюбов, Некрасов и Шевченко в Петербурге

7.Провозглашение Советской власти В. И. Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года

8.Борьба за Советскую власть на Украине

9.М. И. Калинин и Г. К. Орджоникидзе на открытии Днепрогэса

10.Тракторная бригада первой МТС

11.Народное гуляние в Киеве

12.Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве

13.Освобождение Киева Советской Армией. 1943 год

14.Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года

15.Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса

16.Дружба русских и украинских колхозников

17.Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян

Ну а теперь поговорим?
Первое, что меня удивило: украинская история начинается с Богдана Хмельницкого и соединения с Россией. Киевская Русь - побоку. Основание государства, строительство Киева, все, что мы проходили в школе по истории - это нам не нужно.
История дореволюционной Украины (три с половиной века) - ровно 4 панно из 18-ти, на революцию и советскую Украину - 14.
Единственный украинец, названный поименно - Тарас Шевченко. Даже Богдан Хмельницкий, очевидно изображенный на первом панно, не назван (впрочем, как и Петр Первый - наверное, потому что царь). Зато названы Пушкин, Некрасов, Чернышевский, Добролюбов, Ленин, Калинин и Орджоникидзе. К чему бы это?
По тематике мозаики делятся примерно следующим образом. 5 - события, происходившие на территории Украины: Переяславская Рада, Полтавская битва, пуск Днепрогэса, воссоединение Украины в 1939 году (там очень интересно: навстречу "западноукраинцам" в национальных костюмах идут жители Украинской СССР в пиджаках, правда поверх вышиванок; таких любопытных нюансов на станции много), освобождение Киева. 2 панно отражают события, имеющие значение для страны в целом - Октябрьская революция и салют победы. Одно - вообще непонятно, где, это Ленинская "Искра". Дружба русского и украинского народа в разных формах - (от Пушкина на Украине до демонстрации на Красной площади) 7 штук. Остальное - это некие не очень конкретные события из истории Украины, типа борьбы за советскую власть, или сцены из жизни советской Украины.
Мне мерещится здесь весьма четкий идеологический подтекст и специфическое отображение украинской истории - с позиции "старшего брата", что ли. Но может быть, только мне? Что скажете?

«Киевская» - станция Кольцевой линии Московского метрополитена. Открыта 14 марта 1954 года в составе участка «Белорусская» - «Парк Культуры». Расположена между станциями «Краснопресненская» и «Парк Культуры». Переход на Филёвскую и Арбатско-Покровскую линии. Единственная станция метро Кольцевой линии, не расположенная в Центральном административном округе Москвы.

36 фотографий, общий вес 8,8 мегабайт

1. Пилонная станция глубокого заложения. Архитекторы - Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев. Художники - А. В. Мизин, Г. И. Опрышко, А. Г. Иванов.

2. С 1954 года для выхода в город служит двухмаршевый эскалатор (работы архитекторов И. Г. Таранов, Г. С. Тосунов, инженеров-конструкторов Л. В. Сачкова, М. В. Головинова), который ведёт в общий вестибюль с одноимённой станцией Арбатско-Покровской линии.

3. С промежуточной площадки имеется переход на станцию АПЛ. А перед эскалатором на кольцевую линию сохранилась эта раритетная табличка.

4. В 1953 году на пост генерального секретаря ЦК КПСС заступает Никита Сергеевич Хрущёв, и в числе его первых деяний оказывается и увековечивание великой судьбы народа Украины в московском метро. На тот момент ни одна из двух существовавших «Киевских» его не удовлетворяли. По результатам объявленного конкурса было представлено 73 проекта, победу в котором одержали киевляне. Группой строителей руководил действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

5. Архитектурные новшества не использовались украинской группой архитекторов. Основными стилистическими и инженерными принципами работы для них стали расширяющиеся вверху пилоны и параболический свод, позаимствованный у Л. М. Полякова - архитектора метрополитена, проектировавшего «Арбатскую» Арбатско-Покровской линии. Тонкие орнаментальные опоясывания форм станции напоминают оформление «Новослободской». Путевые стены и нижняя часть пилонов облицованы мрамором марки «Коелга», пол выложен серыми гранитными плитами.

6. Художественное оформление станции посвящено теме дружбы российского и украинского народов.

7. В 1972 году сооружены дополнительные переходы из центрального зала в восточный торец станции «Киевская» Арбатско-Покровской линии и в аванзал восточного выхода станции «Киевская» Филёвской линии.

8. Дверь в кабельный канал на путевой стене.

9. Центральная часть посадочного зала, перекрытая изящным белоснежным сводом, соединена с боковыми частями параболическими арками, окаймленными лепным жгутом, что характерно для украинской архитектуры семнадцатого века. В этом описании есть противоречие с подписью к фотографии №5 - на одно и тоже оформление есть две разные точки зрения: википедия и официальный сайт метрополитена.

10. Интересно, что тут меняли?

11. 18 пилонов украшены мозаичными панно из смальты, оформленными на тему истории Украины и дружбы украинского и русского народов.

12. Вместе с двумя другими станциями и некоторыми объектами ГО этот узел представляет собой сложнейшее инженерное сооружение.

13. Станция была последней и самой «богатой» на изображения И.В. Сталина. Целых пять его профилей можо было увидеть в оформлении станции на мозаиках «Провозглашение Советской власти В. И. Лениным. Октябрь 1917 года», «Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве», «Салют Победы в Москве. 9 мая 1945 года», «Дружба русских и украинских колхозников» и в самом конце станции был помещён большой профиль Ленина-Сталина, который был заменён маленьким портретиком В. И. Ленина.

17. На торцевой стене центрального зала станции расположено большое панно с лепниной в виде флагов и мозаичным портретом В. И. Ленина в центре. Вокруг - строки гимна СССР.

18. Под портретом - слова Ленина.

20. Пушкин на Украине.

21. Ленинская «Искра».

22. Провозглашение Советской власти В. И. Лениным в Смольном. Октябрь 1917 года.

23. М. И. Калинин и Г. К. Орджоникидзе на открытии Днепрогэса.

24. Освобождение Киева Советской Армией. 1943 год.

25. Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса.

26. Цветёт орденоносная Украина, республика рабочих и крестьян.

27. Содружество народов - источник расцвета социалистической родины.

28. Дружба русских и украинских колхозников.

30. Тракторная бригада первой МТС.

31. Борьба за Советскую власть на Украине.

На этой мозаике современные пассажиры усматривают у одного из партизан в руках мобильный телефон и КПК, а на коленях - ноутбук. В действительности он использует полевой телефон модели УНА-И или УНА-Ф , причём тяжёлую трубку партизан держит двумя руками, а то, что принимают за ноутбук - крышка от ящика с телефонным аппаратом. Вместе с тем, указанные модели телефонов начали выпускать только во второй половине 20-х годов XX века. Надо полагать, что на мозаике изображён некий иностранный полевой телефон-передатчик.

32. 1905 год в Донбассе.

33. Чернышевский, Добролюбов, Некрасов и Шевченко в Петербурге.

34. Полтавская битва

35. Воссоединение всего украинского народа в едином украинском советском государстве.

36. Народное гуляние в Киеве.

Расположен на площади Киевского вокзала, д.1.

Ближайшие станции метро:
Станция метро Киевская представляет собой пересадочный узел ✱

  1. Киевская (Филёвская линия №4)
  2. Киевская (Арбатско-Покровская линия №3)
  3. Киевская (Кольцевая линия №5).

Кольцевая линия метро соединяет все линии Московского метрополитена, а также семь из девяти железнодорожных вокзалов Москвы (кроме Рижского и Савёловского), выполняя роль своеобразного пересадочного контура. Поэтому лучший способ добраться до Киевского вокзала – метро.

Как пройти к вокзалу с Киевской-кольцевой (коричневая)

На станции «Киевская-кольцевая» в центре зала находится переход на Филёвскую линию (голубой цвет).По длинному эскалатору необходимо подняться на поверхность. Далее вы окажетесь в зале с турникетами, держитесь левее и пройдите через дальние турнкеты (рядом со стеклянными дверьми). После турникетов пройдите прямо до конца и поверните направо. Поднявшись из подземного перехода слева от себя вы обнаружите здание Киевского вокзала.

Как пройти к вокзалу со станции «Киевская-радиальная» (синяя)

На станции Киевская Арбатско-Покровской (радиальной) синей ветки напротив остановки первого вагона поезда, следующего от Смоленской найдите выход в город и переход на Филёвскую линию.
Дойдите до эскалаторов: налево - эскалаторы на Кольцевую линию, направо - 4 эскалатора, ведущие к выходу в город. Поднявшись наверх, вы увидите торговый центр «Европейский», а за спиной будет Киевский вокзал.

Как пройти к вокзалу со станции «Киевская» Филевской линии (голубая)

На станции «Киевская» Филёвской линии напротив остановки первого вагона поезда следующего в сторону Смоленской (от Студенческой) находится выход в город. Необходимо подняться со станции по ступенькам, после турникетов пройдите прямо до конца и поверните направо. Поднявшись из подземного перехода слева от себя вы обнаружите здание Киевского вокзала.

Киевский вокзал на карте

Как добраться до Киевского вокзала наземным транспортом

Автобусы:
91 — 4-й Сетуньский проезд → Матвеевское
119 — Нагорный бульвар → Киевский вокзал (ул. Киевская)
205
320 — 2-й Мосфильмовский пер. → Киевский вокзал (ул. Киевская)
394 — Раменский бульвар → Киевский вокзал (ул. Киевская)
474 — Матвеевское → Киевский вокзал (ул. Киевская)
477 — Почта → Киевский вокзал (ул. Киевская)
791 — 4-й Сетуньский проезд → Киевский вокзал (ул. Киевская)
902 — Федосьино → Киевский вокзал (ул. Киевская)

Троллейбусы:
Т7
17 — Озёрная → Киевский вокзал (ул. Киевская)
34 — Метро Юго-Западная → Киевский вокзал (ул. Киевская)
34к — Кравченко (ул. Кравченко) → Киевский вокзал (ул. Киевская)

Маршрутки :
454

Остановка «Киевский вокзал» (ул. Большая Дорогомиловская)

Автобусы :
Т39 — Фили → Метро Маяковская
157 — Беловежская → Киевский вокзал (ул. Большая Дорогомиловская)
205 — Довженко → Торговый центр (Элитстройматериалы)
840 — 66-й квартал Кунцева → 2-й Брянский пер.

Троллейбусы :
Т7 — Метро Парк Победы → Кинотеатр Ударник

Маршрутное такси :
454 — Киевский вокзал (ул. Киевская) → ЖК Одинцовский Парк

Киевский вокзал — Внуково как добраться

  • Между Внуково и Киевским вокзалом курсирует « «.
    Продолжительность поездки на « » – 35 минут.
    Вход в терминал «Аэроэкспресс» расположен в здании , (станция метро «Киевская» радиальная или кольцевая, напротив торгового центра «Европейский»).
    Электропоезд прибывает в аэропорт Внуково на подземную железнодорожную станцию, расположенную напротив терминала «А».В терминале А аэропорта Внуково для входа на станцию «Аэроэкспресс» необходимо спуститься на лифте или эскалаторе на «-1» этаж пройти мимо сотрудников Службы авиационной безопасности и по указателям следовать на станцию «Аэроэкспресс».
  • Также можно по Кольцевой линии доехать до станции «Парк Культуры», перейти на «Сокольническую линию». Сесть в первый вагон, проехать 9 станций и выйти на «Саларьево». Далее автобусом 911 доехать до аэропорта Внуково.

Киевский вокзал — Домодедово как добраться

« » до аэропорта Домодедово отправляется от Павелецкого железнодорожного вокзала.
Для того чтобы добраться до аэропорта от Киевского вокзала необходимо от станции метро Киевская кольцевая сесть в середину или конец состава, проехать 4 станции и выйти на Павелецкой.
Железнодорожный терминал Аэроэкспресса расположен в здании Павелецкого вокзала. Вход в терминал Аэроэкспресс через 2-й подъезд Павелецкого вокзала, или через вестибюль при выходе из ст. метро Павелецкая-радиальная. Следуйте по указателям.
«Аэроэкспресс» следует без промежуточных остановок по маршруту Павелецкий вокзал (метро Павелецкая) - Аэропорт Домодедово.

Железнодорожная платформа, с которой поезда Аэроэкспресса отправляются в Москву до Павелецкого вокзала, расположена напротив выхода №3 аэровокзального комплекса Домодедово. Из зоны прилета международных авиалиний – следуйте по указателям внутри аэропорта.

Киевский вокзал — Шереметьево как добраться

« » до Шереметьево отправляется с Белорусского вокзала.

Для того чтобы добраться от Киевского вокзала до Шереметьево необходимо от станции метро Киевская кольцевая сесть в середину или конец состава, проехать 2 станции и выйти на Белорусской.
Вход в терминал «Аэроэкспресс» осуществляется через 2-й и 4-й подъезды Белорусского вокзала (ст. метро «Белорусская»).

Пассажирские авиатерминалы Шереметьево E, D, F соединены между собой и с терминалом «Аэроэкспресс» пешеходными галереями. Следуйте по указателям.
От терминала С до терминала «Аэроэкспресс» курсирует общественный транспорт.

Видео


Станции московского метро называют самыми красивым в мире, некоторые из них являют собой настоящие произведения искусства.

Одна из самых красивых станций московского метро – Киевская кольцевой линии. Сюда нередко привозят иностранных туристов, которые всегда активно фотографируют. Сегодня и я достала фотокамеру. Москвичи привыкли ко всей этой красоте и настолько утомлены бешеным ритмом мегаполиса, что уже, кажется, просто не обращают внимания на окружающую их красоту.

Станция Киевская кольцевой линии Московского метрополитена открылась 14 марта 1954 года во времена Н.С.Хрущева. На тот момент две другие станции пересадочного узла уже работали, однако, по мнению Хрущева их декор был недостаточен для увековечивания великой судьбы народа Украины. Был объявлен конкурс на проект новой станции. Из 40 вариантов комиссия под личным руководством Хрущева выбрала проект члена Академии архитектуры Украинской ССР Е.И.Катонина.

Вестибюль метро встроен в здание Киевского вокзала, отсюда и название, и сюжеты для декорирования. На станции украшено все, даже вентиляционные решетки выполнены в виде богатых розеток.

18 пилонов станции Киевская кольцевой линии украшены мозаичными панно, изображающими картины из истории дружбы украинского и русского народов. На многих панно можно увидеть изображения Сталина и Ленина.

На одной из мозаик москвичи разглядели мобильный телефон и ноутбук у одного из партизан.

Конечно, если присмотреться, то заметно, что телефон тот полевой, а «ноутбук» — всего лишь крышка от какого-то ящика.

В торце станции Киевская кольцевой линии находится лепное панно с портретом Ленина. Под панно написана цитата из его речи о нерушимой вечной дружбе украинского и русского народов.

Фотографировать в разгар рабочего дня в московском метро, да еще и на кольцевой линии – дело неблагодарное. Порой в кадре получаются только головы и спины…

Больше повезло мне на станции Киевская Арбатско-Покровской линии. Удалось поймать момент, когда в кадре вообще не оказалось людей. Действительно, редкая удача.

Уже через несколько секунд картинка вновь наполнилась людьми.

Станция Киевская Арбатско-Покровской линии выглядит тоже роскошно. В облицовке стен и пилонов использованы различные сорта мрамора. Станция оформлена 24 фресками с изображениями трудящихся Советской Украины.

В большинстве случаев на фресках — женщины. То ли они больше трудятся на Украине, то ли наоборот, больше позируют художникам. Кто как хочет, так и трактует увиденное…

Торцевая стена станции украшено панно, которое посвящено 300-летию воссоединения Украины с Россией.

Оформление станции Киевская Филевской линии довольно скромно, однако все-таки отличается наличием декора по сравнению с недавно построенными новыми станциями. В отделке этой станции также использованы различные цвета мрамора и гранита.

Уже когда написала пост, подумала, что он сегодня абсолютно в тему. Получилось совершенно случайно, просто по делам оказалась в Москве на станции метро Киевская.