Какие изменения в семейно-брачных отношениях выделяет автор? Назовите любые три из них.

В ответе могут быть названы следующие изменения: 1) возросло многообразие форм семьи; 2) люди женятся менее охотно; 3) люди вступают в брак в более позднем возрасте; 4) существенно возрос уровень разводов; 5) увеличилось число неполных семей

Из курса обществознания вы знаете, что семья рассматривается как малая группа и как социальный институт. Назовите два признака семьи как малой группы, которые выделил автор. Опираясь на обществоведческие знания, укажите любые три функции семьи как социального института.

В ответе должны быть следующие элементы:

1) названы два признака: – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями; – взрослые члены семьи принимают на себя обязательства по уходу за детьми.

2) указаны функции, допустим: – воспитательная; – хозяйственная; – репродуктивная; – экономическая; – эмоциональная; – социально-статусная.

Автор отмечает рост разнообразия форм семьи. Укажите две формы семьи, упомянутые в тексте. Опираясь на обществоведческие знания, приведите примеры двух любых других форм семьи. Укажите отличительный признак любой из них.

В ответе должны быть следующие элементы:

1) две формы семьи: – расширенная; – нуклеарная;

2) примеры, допустим: – патриархальная; – партнерская (демократическая).

3) отличительный признак, например: – признаком семьи партнерского типа является равноправие супругов; – признаком патриархальной семьи является главенство отца семейства.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Какой смысл юристы вкладывают в понятие «гражданский брак»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение содержащее информацию об условиях заключения брака, и одно предложение, раскрывающее особенности имущественных прав супругов.

Пояснение.

Пра­виль­ный ответ дол­жен со­дер­жать сле­ду­ю­щие эле­мен­ты

1) смысл по­ня­тия, на­при­мер: «Гражданский брак - это форма отношений между мужчиной и женщиной, когда они живут вместе, ведут совместное хозяйство, их отношения узаконены юридически, но не в церкви.»;



2) одно пред­ло­же­ние с ин­фор­ма­ци­ей об условиях заключения брака, опи­ра­ю­щей­ся на зна­ния курса, на­при­мер: «Одним из условий заключения брака является взаимное добровольное согласие мужчины и женщины на вступление в брачные отношения»;

3) одно пред­ло­же­ние, рас­кры­ва­ю­щее с опо­рой на зна­ние курса особенности имущественных прав супругов, на­при­мер: «Имущество, принадлежавшее каждому из супругов до вступления в брак, а также вещи индивидуального пользования являются их личной собственностью и при разводе не разделяется».

ИЛЛЮСТРАЦИИ

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным, преду­смот­рен­ные Се­мей­ным ко­дек­сом РФ.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие ос­но­ва­ния при­зна­ния брака недействительным:

1) если брак заключён между лицами, из ко­то­рых хотя бы одно лицо уже со­сто­ит в дру­гом за­ре­ги­стри­ро­ван­ном браке (Михаил, на­хо­дясь за пре­де­ла­ми РФ, всту­пил в брак, со­стоя в дру­гом браке, за­ре­ги­стри­ро­ван­ном в РФ);

2) брак заключён между близ­ки­ми род­ствен­ни­ка­ми (Алексей и Свет­ла­на за­клю­чи­ли брак, яв­ля­ясь еди­но­кров­ны­ми бра­том и сестрой);

3) брак заключён между усы­но­ви­те­лем и усыновлённым (Владимир за­клю­чил брак с удочерённой им Ниной);

4) хотя бы один из всту­пив­ших в брак был при­знан не­дее­спо­соб­ным (Ксения, объ­яв­лен­ная судом недееспособной, всту­пи­ла в брак с Николаем);

5) брак был заключён без цели со­зда­ния семьи (Павел всту­пил в брак с Ва­лен­ти­ной с целью по­лу­че­ния ре­ги­стра­ции в г. Москве.

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три основания для расторжения брака в судебном порядке.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие основания расторжения брака в судебном порядке:



1) наличие у супругов общих несовершеннолетних детей (Иван и Елена подали заявление о расторжении брака по обоюдному согласию. Так как у супругов есть общая дочь, 6-летняя Вера, брак будет расторгнут в судебном порядке);

2) отсутствие согласия одного из супругов на расторжение брака (Валентина подала заявление о расторжении брака с Михаилом. Так как Михаил возражает против расторжения брака, дело о расторжении брака будет рассматриваться судом, который изучит возможность примирения супругов и сохранения семьи);

3) уклонение одного из супругов от расторжения брака в органах ЗАГС (Ирина подала в ЗАГС заявление о расторжении брака с Владимиром. У супругов нет общих детей, и Владимир не возражает против расторжения брака, но не является в ЗАГС для расторжения брака. В связи с уклонением Владимира от расторжения брака в ЗАГСе дело о расторжении брака будет рассмотрено в судебном порядке).

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три обстоятельства, препятствующие заключению брака, предусмотренные Семейным кодексом РФ.

Пояснение.

В правильном ответе могут быть названы и проиллюстрированы следующие обстоятельства, препятствующие заключению брака:

1) пребывание в другом зарегистрированном браке (Фёдор предложил Светлане выйти за него замуж, однако, поскольку Светлана состояла в браке, то брак между ней и Фёдором не мог быть зарегистрирован до официального расторжения предыдущего брака Светланы);

2) близкое родство (Иван и Софья не могут вступить в брак, так как являются братом и сестрой);

3) не допускаются браки между усыновителями и усыновлёнными (удочерёнными) (Семён не может вступить в брак с удочерённой им Екатериной, несмотря на отсутствие между ними кровного родства);

4) недееспособность лица в результате психического расстройства (Николай и Тамара не могут зарегистрировать брак, так как Николай был признан судом недееспособным в результате психического расстройства).

Наука как социальный институт представляет собой систему научных организаций, учреждений.

Для социальных организаций характерны следующие признаки:

1. наличие цели;

2. распределение членов организации по ролям и статусам;

3. разделение труда, специализация на профессиональной основе;

4. построение по вертикальному иерархическому принципу с выделением управляющей и управляемой подсистем;

5. наличие специфических средств регулирования и контроля деятельности организации;

6. наличие целостной социальной системы.

Социальная сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных. Без этой связи невозможен союз между целым (организацией) и частью (человеком). Люди будут входить в состав организации только в том случае, если они будут иметь возможность получать зарплату, общаться, иметь возможность профессионального роста и т.д.

Целью науки как социального института является производство нового знания, применение нового знания на производстве, в быту, в культуре.

В науке существует иерархическая структура: академик, доктор, кандидат наук, старший научный сотрудник, лаборант имеют свои должностные обязанности, роли, которые они должны выполнять.

Кроме того, существуют научные нормы получения, обработки и анализа научной информации, проверенные предшествующей практикой исследовательской работы.

Наука включает в себя сеть учреждений: академии наук, научно-исследовательские, проектно-конструкторские институты, лаборатории и бюро, ботанические сады, опытные станции, научные сообщества, библиотеки, органы координации и планирования научных исследований, издательства и т.д. и средства достижения целей, в частности, научное оборудование.

Наука как социальный институт располагает системой санкций: поощрений, наказаний (присвоение ученых званий, должностей, признание авторских прав и т.д.), а также наличием специфических средств регулирования и контроля. Есть акты о внедрении того или иного научного новшества, академия наук выполняет регулятивную роль в форме нормативных актов, издаваемых ею, и т.д.

Наука как социальный институт связана с другими социальными институтами общества: производством, политикой, искусством.

Помимо описанных выше явных функций, выполняемых наукой, существуют неявные (скрытые) функции: в частности, такой скрытой функцией долгое время, например, в СССР-России, была престижность занятия наукой, принадлежность ученых к духовной элите.

Наука как социальный институт находится в постоянном изменении: закрываются старые учреждения, организации, возникают новые. Процесс образования новых институтов получил название институционализации.


Наука как социальный институт возникла одновременно с появлением науки.

Уже в эпоху античности появляются первые научные учреждения в форме частных школ, научных сообществ под патронажем прославленных мыслителей либо при храмах. Так всем известны: общество пифагорейцев, где занятиям наукой отводилось почетное первое место, научная академия Платона, где в течение 40 лет он вел преподавание, ликей Аристотеля, школа Гиппократа.

В эллинистическую эпоху прообразом первых средневековых университетов была школа ученых Александрии при Александрийской библиотеке (музее), насчитывающей около 500 000 книг. Создание уникальной библиотеки, приток ученых и рукописей из разных стран вызвали значительное развитие математики, механики, астрономии.

В средневековье подобные школы существовали при монастырях. В позднем средневековье возникают теологически университеты: Парижский университет (1160), Болонский, Оксфордский (1167), Кембрижский (1209), Падуанский (1222), Неапольский (1224), Пражский (1347) и др.

Основной особенностью этих научных организаций было то, что научные дисциплины изучались здесь в целом, без специализации. Основное внимание уделялось гуманитарным знаниям. Лишь в конце XVII в. в университетах начинают преподавать естественнонаучные и технические дисциплины.

Становление современной науки, произошедшей в Новое время, ознаменовалось созданием академий. В 1603 г. В Риме создается «Академия рыси» – от девиза «глаза ученого должны быть столь же зоркими как глаза рыси». В этой академии в духе учения Галилея читались лекции, проводились отдельные опыты.

Но академией в более полном смысле этого понятия было Лондонское королевское общество, организованное в 1660 г., Парижская академия наук – 1666 г., Берлинская академия наук – 1700 г. В результате к концу XVII в. Большинство европейских ученых стояли членами научных академий и обществ.

В 1724 г. Была основана Академия наук в Петербурге. Это было государственное учреждение, неплохо оснащенное для того времени научным оборудованием: существовала астрономическая обсерватория, были оборудованы химическая лаборатория, физический кабинет. Здесь работали величайшие ученые того времени – М.В.Ломоносов, Л. Эйлер и др. В 1775 г. По инициативе М.В.Ломоносова был открыт Московский университет.

В конце XVIII – начале XIX вв. процесс объединения исследователей, работавших в различных областях знания, получил дальнейшее развитие: возникают физические, химические, биологические и другие научные сообщества: «Французская консерватория технических искусств и ремесел» (1795), «Собрание немецких естествоиспытателей» (1822), «Британская ассоциация содействия прогрессу» (1831) и др. Они оказывали материальную поддержку в проведении каких-либо опытов начинающим ученым.

В XVIII в. Общий рост науки и информации, распространение экспериментальных методов и усложнение их техники, возрастание трудоемкости научных исследований обусловили появление стабильных, постоянно действующих научных коллективов. Появляются лаборатории, кафедры, институты как реакция на необходимость коллективной деятельности.

В конце XVIII в. появляется потребность в подготовке опытных ученых–экспериментаторов: в частности, политехническая школа в Париже (1795), где преподавали Лагранж, Лаплас, Карно и др. В это же время возникают научные коллективы, объединяющие в одной научной лаборатории нескольких ученых и их помощников (прообраз научной школы). Создание научных школ обусловливалось недостаточной подготовленностью к исследовательской деятельности студентов университетов, не получивших в стенах высших учебных заведений практических навыков, необходимых для экспериментальной работы.

В середине XIX в. из общей структуры научных учреждений окончательно выделяются исследовательские подразделения (лаборатории), разрабатывающие более или менее узкие направления науки: Кавендишская лаборатория в Кембридже и др. Здесь уже помимо руководителей работают не только техники и лаборанты, но и научные сотрудники. Во второй половине XIX в. подобные лаборатории из академий перемещаются в высшие учебные заведения: появляются в университетах Германии, России, Франции и в других странах. Наблюдается параллельное существование и соревнование научных коллективов-лабораторий и ученых-одиночек.

Наука приобретает черты зрелого организма, профессия научного работника прочно укореняется в обществе, возникает необходимость в целенаправленной подготовке научных кадров. В начале ХХ в. возникает широкая сеть исследовательских лабораторий и институтов, не связанных с учебным процессом, не зависящих от высших учебных заведений. Возникли многочисленные научные коллективы, получившие статус лабораторий, отделов и т.д.; организация была закреплена формально, официальными документами. Но сохранились и продолжали существовать неформальные научные коллективы, не обладающие юридическими правами – научные школы.

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Помогите срочно! и получил лучший ответ

Ответ от тётя Мотя[гуру]
Образование как социальный институт
Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Любой функциональный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность.
Каждый социальный институт имеет как специфические особенности, так и общие признаки с другими институтами.
Признаками института образования являются:
1. установки и образцы поведения - любовь к знаниям, посещаемость
2. символические культурные признаки - школьная эмблема, школьные песни
3. утилитарные культурные черты - классы, библиотеки, стадионы
4. кодекс устный и письменный - правили учащихся
5. идеология - академическая свобода, прогрессивное образование, равенство при обучении
Образование представляет собой социальную подсистему, имеющую свою структуру. В качестве ее основных элементов можно выделить учебно-воспитательные учреждения как социальные организации, социальные общности (педагоги и учащиеся) , учебный процесс кок вид социокультурной деятельности.
М. С. Комаров "Образование как социальный институт. "
наибольшую культурную и социальную значимость имеют следующие четыре функции института образования.
1. Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и самая существенная из них. Сущность ее заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства и литературы, моральные ценности и нормы поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т. п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, важнейшим инструментом просвещения общества. Не будем также забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, и поэтому система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым индивид становится носителем национальной психологии и национального сознания данного народа.
2. Функция социализации, или формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в обществе. Благодаря этому молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение родному языку, истории отечества, принципам морали и нравственности служат предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, принятой в данном обществе и культуре. Подрастающее поколение научается понимать других людей и самих себя, становится сознательным участником общественной жизни. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии и идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном промышленно развитом обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.