Конвенция ООН о правах ребёнка

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей на образование, пользование достижениями культуры, правом на отдых и досуг и оказание иных услуг детям государствами-членами ООН. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом, в котором права ребенка рассматривались на уровне международного права. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права юных граждан в возрасте от рождения до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Конвенция о правах ребенка ратифицирована всеми странами-членами ООН, кроме США и Сомали.

История создания

Основные положения Конвенции

Первая часть Конвенции

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок » и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.

Вторая часть Конвенции

  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.

Третья часть Конвенции

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции

  • 1993 год Комитет ООН по правам ребенка на своих 62, 63 и 64 заседаниях, состоявшихся 21 и 22 января 1993 года , рассмотрел представленный в соответствии со статьей 44 Первоначальный доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и принял соответствующие замечания.
  • 1993 год - Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 848 от 23 августа 1993 года «О реализации Конвенции ООН о правах ребёнка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей».
  • 1993 год - Правительство Российской Федерации Постановлением № 1977 от 23 октября 1993 года утвердило Положение «О Комиссии по координации работ, связанных с выполнением Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации по обеспечению выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации».
  • 1993 год - Правительством Российской Федерации создана Комиссия по координации работ, связанных с выполнением Конвенции о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в Российской Федерации (просуществовала до 2004 года, с 2006 года созданы Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также Правительственная Комиссия по правам ребёнка в Российской Федерации).
  • 1994 год - Президент Российской Федерации Указом № 1696 от 18 августа 1994 года утвердил Президентскую программу «Дети России».
  • 1995 год - Президент Российской Федерации подписал Указ № 942 от 14 сентября 1995 года «Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)».
  • 1995 год - Принят Семейный кодекс Российской Федерации .
  • 1995 год - Принят Федеральный закон от 98-ФЗ «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений ».
  • 1997 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 1997 г. № 1207 «О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1998-2000 годы» утверждены федеральные целевые программы по улучшению положения детей в Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации "О президентской программе «Дети России» от 15 января 1998 г. № 29 указанные программы объединены в программу «Дети России», которой присвоен статус президентской.
  • 1998 год - Утверждён Второй периодический доклад Российской Федерации о выполнении Конвенции о правах ребенка и приложение к нему.
  • 1998 год - Государственная Дума Российской Федерации, а Президент Российской Федерации утвердил Федеральный закон от 4 июля 1998 года № 98-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»
  • 2000 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 г. утверждены 10 федеральных целевых программ по улучшению положения детей на 2001-2002 гг (в связи с окончанием срока действия Президентской программы "Дети России).
  • 2002 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2003-2006 годы».
  • 2002 год - Утверждён Третий периодический доклад о реализации Российской Федерацией Конвенции ООН о правах ребенка (1998-2002 гг.) .
  • 2004 год - Федеральным законом № ФЗ-122 от 22 августа 2004 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, разгранчиения полномочий между Российской Федерации и субъектами Российской Федерации.
  • 2004 год - Федеральным законом № ФЗ-190 от 21 декабря 1994 года внесены поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» в части, касающейся прав ребёнка в России на отдых и оздоровление.
  • 2006 год - Утверждены Указами Президента Российской Федерации и соответствующими постановлениями Правительства Российcкой Федерации механизмы реализации приоритетных национальных проектов «Образование», «Здоровье» .
  • 2006 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2006 года № 272 утверждена Правительственная Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав.
  • 2006 год - Совместным приказом Минздравсоцразвития России , Минобрнауки России , Минкультуры России от 28 июня 2006 года № 506/168/294 создана Межведомственная комиссия по вопросам семьи и детей.
  • 2007 год - Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 Г. № 172 утверждена федеральная целевая программа «Дети России на 2007-2010 годы».
  • 2007 год - Поручением Президента Российской Федерации в июне 2007 года Правительству поручено разработать новую федеральную целевую программу, направленную на предупреждение правонарушений среди детей и молодёжи, включающую мероприятия спортивной, культурной направленности.

Литература

  • Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребёнка. - М., 1997.

См. также

  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии ()

Ссылки

  • Официальный текст Конвенции о правах ребёнка на русском языке
  • Шведская организация «Спасите Детей» (Rädda Barnen) находится в авангарде поддержки Конвенции о правах ребёнка
  • Деятельность международных органов в защите прав ребенка
  • Права детей в Российской Федерации: законодательство и практика
  • Положение о Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

Wikimedia Foundation . 2010 .

Что такое конвенция

Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года и вступила в силу 2 сентября 1990 года, когда ее подписали 20 государств. Она содержит 54 статьи, в которых подробно описаны права несовершеннолетних детей. В международном законодательстве конвенция отличается от декларации тем, что после подписания страной документа, он приобретает статус закона и считается обязательной для исполнения. Декларация носит рекомендательный характер.

Подписание и ратификация

Конвенция о правах ребенка на данный момент в мире подписана 193 странами. Не подписали ее только Соединенные Штаты Америки и Сомали. Правительство США мотивирует отказ подписания документа тем, что не может гарантировать его стопроцентное и повсеместное выполнение. А отказ Сомали в комментариях не нуждается. Советский Союз подписал Конвенцию в 1990 году без каких-то комментариев и ограничений. В нашей стране она имеет статус закона.

История создания

Конвенция о правах ребенка была создана не на пустом месте. Первую попытку законодательно обратить внимание на проблемы детей предприняли в 1923 году, в Женеве была подписана Декларация о защите детей, в 1924 году ее поддержала V Ассамблея Лиги

Объединенных Наций. Вернулись к ней только в 1948 году. Вопрос о правах ребенка встал тогда на одном из заседаний ООН. На это были серьезные причины. Миллионы детей после Второй мировой войны остались сиротами, потеряли здоровье. Но принятый документ опять имел декларативный характер, он же лег в основу конвенции принятой в 1989 году.

Факультативные протоколы

Конвенция о правах ребенка — это законодательный акт, собравший в себя все права ребенка, находившиеся разрозненно в разных областях права. В 2000 году к Конвенции добавили еще два протокола, первый осуждает вовлечение детей в вооруженные конфликты, второй - об осуждении торговли детьми, о недопустимости привлечения детей к занятию проституцией и порнографией. Россия подписала пока только первый.

Российский закон о детях

Права ребенка в России обеспечены не только Конвенцией, но и нашим родным законом. Закон № 124 — ФЗ от 24 июля 1998 года перекликается с международным законодательством. Главным принципом российского закона о защите детства является то, что ребенок имеет права, но не имеет обязанностей. Главным правом ребенка признается право проживать в семье и воспитываться родителями. Закон закрепляет за ребенком в первую очередь гражданские и политические права. Гражданские — это те, которые гарантируют защиту государства, уважение

личного достоинства и отстаивание интересов (родителями, органами опеки), защита от эксплуатации и привлечения к обороту наркотиков, защита от занятия проституцией и порнографией.

Право на образование

В нашем государстве законодательно гарантировано бесплатное получение образования. Но в последнее время всеми обсуждается реформа школы. Если копнуть в нее глубже, то можно заметить изменение стандарта образования. То есть изменение сетки часов и количества предметов. Возникает вопрос о том, почему снижают часы основных предметов, сокращая часы на изучение темы. Становится ясным, что новый стандарт рассчитан на одаренных детей, которые схватывают все на лету. А что делать остальным? Нанимать репетиторов или оплачивать дополнительные занятия. Будет ли такое образование бесплатным?

: основные принципы

Документ развивает положения Декларации, возлагая на принявшие ее государства правовую ответственность за их реализацию в отношении детей. Конвенция является общей основой действий для всех, кто отстаивает приоритет усилий по защите прав ребенка, включая представителей законодательных органов, педагогов, духовных лидеров, средств массовой информации, общественные организации и т.д. Конвенция как основной документ, определяющий права ребенка, является и фактором эволюции взглядов в этой области. Как компонент международного права она служит основанием для совершенствования национального законодательства и практики, а как предмет для диалога между всеми заинтересованными сторонами этот документ безусловно способствует выявлению проблем, поиску возможных решений и мобилизации ресурсов их осуществления.

Конвенция о права ребенка носит универсальный характер. Она имеет равное значение для народов во всех регионах планеты. Это стало возможным благодаря длительным переговорам, в ходе которых представители стран с различиями в социально-экономическом развитии, культурном, религиозном, этническом подходах сотрудничали с неправительственными организациями и учреждениями ООН в деле разработки комплекса общих ценностей и целей, имеющих универсальное значение. Следует подчеркнуть, что хотя в Конвенции установлены общие нормы, однако в ней учтены различные культурные, социальные, экономические и политические реалии отдельных государств. Именно это обстоятельство позволило каждому государству на основе общих правил выбирать свои собственные национальные средства для их выполнения.

Цель Конвенции - состоит в максимальной защите интересов ребенка. Документ призывает государства создать условия, при которых дети могут принимать активное и творческое участие в социально-политической жизни своих стран.
Конвенция в отличие от предшествующих международных актов по правам ребенка, ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях ; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.

В Конвенции особо подчеркивается роль средств массовой информации и обязанность государства поощрять СМИ за распространение информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношении.

Конвенция обязывает государства, ратифицировавших ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Если государство не обладает возможностями реализации всех положений Конвенции, особенно, если это связано со спецификой исторических и культурных традиций, религиозными воззрениями, обычаями, то международное право подразумевает такую ситуацию, когда в связи с определенными причинами страны не обязуются выполнять все положения одобренного в целом документа. Вместе с тем одобрение документа в целом обязывает страны придерживаться его «духа», его философии.

Необходимо подчеркнуть, что осуществление одного права неотделимо от осуществления других. Конвенция показывает, что необходимая ребенку для развития своих интеллектуальных, моральных и духовных потребностей свобода требует, помимо всего прочего, здоровой и безопасной окружающей обстановки, доступа к здравоохранению, обеспечения минимальных норм в отношении питания, одежды и жилища.

Конвенция устанавливает право ребенка активно участвовать в своем собственном развитии, выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решений, касающихся его жизни. Документ также устанавливает право ребенка на жизнь, выживание и здоровое развитие, право на имя и приобретение гражданства с момента рождения, право, связанное с усыновлением, права детей с ограниченными возможностями и детей - беженцев, а также детей, совершивших правонарушения.

Конвенция расширяет правовые рамки прав человека, защищая детей от всех форм эксплуатации, рассматривая вопрос о детях представителях национальных меньшинств и групп коренных народов, а также проблемы злоупотребления наркотиками и отсутствия заботы о детях.

Согласно Конвенции ребенком является каждое лицо в возрасте до 18 лет, если только национальным законодательством не установлен более ранний возраст достижения совершеннолетия.

В Преамбуле Конвенции упоминаются принципы ООН и конкретные положения некоторых соответствующих пактов и деклараций по правам человека. В ней подтверждается, что дети в силу своей уязвимости нуждаются в особой заботе и охране, особый акцент делается на основной заботе и ответственности по защите ребенка со стороны семьи: « убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимая защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества». И далее: «признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания».
В Преамбуле подтверждается необходимость правовой и другой защиты ребенка до и после рождения, важность уважения культурных ценностей народа, к которому принадлежит ребенок, и жизненно важная роль международного сотрудничества в деле защиты прав ребенка.

В части 1 Конвенции подчеркивается, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребенка от любых форм дискриминации и принимать все необходимые меры по защите его прав. Важно обратить внимание учащихся на то, что все действия в отношении ребенка должны в полном объеме учитывать его интересы. Государство призвано обеспечивать соответствующую заботу о ребенке, если родители или другие лица, на которых возложена эта ответственность, этого не делают. Далее отмечается, что государство должно уважать права и ответственность родителей и расширенной семьи в деле воспитания ребенка в соответствии с его развивающимися способностями.

Следует подчеркнуть содержание статьи 8 части 1 Конвенции: «1.Государства-участники обязуются уважать права ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства».

В современной ситуации при увеличение количества интернациональных браков и бракоразводных процессов, которые приводят к конфликтам между родителями, затрагивающие интересы ребенка, важны статья 9 и 10 Конвенции, разъясняющая права ребенка в подобных случаях. Суть статьи 9 состоит в том, что ребенок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит наилучшим интересам ребенка. Ребенок также имеет право сохранять связь с обоими родителями в случае разлучения с одним из них или с обоими. Стать 10 разъясняет, что дети и их родители имеют право покидать любую страну и выезжать в собственную с целью воссоединения или поддержания личных отношений между ребенком и родителями.

Недискриминация является важным принципом Конвенции: дети должны пользоваться своими правами без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных представителей или каких-либо иных обстоятельств.

Основные положения Конвенции


  • Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства
    обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие
    ребенка.

  • Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя им на
    приобретение гражданства.

  • Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами
    социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание
    уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Убеждения ребенка
    подвергаются внимательному рассмотрению.

  • Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без
    какой-либо дискриминации или различий.

  • Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах ребенка.

  • Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в
    страну или выезд из нее.

  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребенка, однако
    государства должны оказывать им соответствующую помощь и развивать сеть детских
    учреждений.

  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им
    физического или психологического ущерба и отсутствия заботы, включая сексуальные
    злоупотребления или эксплуатацию.

  • Государства обеспечивают замену ухода за детьми без родителей. Процесс
    усыновления должен тщательным образом регулироваться и должны быть подписаны
    международные соглашения, чтобы были предусмотрены гарантии и обеспечена
    юридическая действительность в том случае, если приемные родители предполагают
    вывезти ребенка из страны, где он родился.

  • Неполноценные дети имеют право на специальное образование, обучение и
    заботу.

  • Ребенок имеет право на пользование совершенными услугами системы
    здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения
    всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам,
    пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности

  • Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

  • Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов,
    отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно
    готовить ребенка к жизни в духе понимания, мира, терпимости.

  • Дети должны иметь время на отдых и игры, одинаковые возможности
    заниматься культурной и творческой деятельностью.

  • Государства должны защищать ребенка от экономической эксплуатации и
    работы, которая может служить препятствием в получении образования либо
    наносить ущерб его здоровью и благополучию.

  • Государства должны защищать детей от незаконного употребления
    наркотических средств и их привлечения к производству или торговле такими
    средствами.

  • Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и
    торговли детьми.

  • Смертная казнь или пожизненное заключение не назначаются за
    преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

  • Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не
    должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

  • Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать
    участие в военных действиях; во время вооруженных конфликтов детям должна быть
    обеспечена специальная защита.

  • Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным народам,
    должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

  • Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения,
    пренебрежения или содержания их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная помощь с целью восстановления их здоровья и реабилитации.

  • Обращение с детьми, причастным к нарушениям уголовного
    законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства и
    значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в общество.

  • Государства должны широкого информировать о предусмотренных
    Конвенциях правах как взрослых, так и детей.
Отражение основных принципов и положений Конвенции в российском законодательстве. Как превратить положения Конвенции в реальность.

Защита и поощрение прав ребенка является частью общих усилий ООН по обеспечению прав человека и основных свобод, независимо от расы, пола, языка или религии. Конвенция обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка - на первом месте стоят родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего. Устанавливается ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку. Следует подчеркнуть, что Конвенция прямо называет того, кто выступает гарантом любых прав несовершеннолетнего - это государство.

Безусловно, это вовсе не означает, что другие лица могут бездействовать: Например, общественные, частные организации наряду с государственными структурами (органами социального обеспечения, судами, административными и законодательными органами) обязаны уделять внимание обеспечению прав ребенка (ч.1 ст.З Конвенции). Однако государство обязано следить за тем, чтобы деятельность учреждений, служащих и органов, ответственные за заботу о детях или их защиту, соответствовала принципам безопасности, охраны здоровья, доступа к образованию, чтобы они имели профессионально подготовленных специалистов. В Российской Федерации в аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ имеется специальное управление по правам ребенка, в аппаратах уполномоченных в субъектах Российской Федерации работают профессионально подготовленные в этой области специалисты, существует в некоторых регионах и уполномоченные по правам ребенка. Кроме того, этой проблематикой занимаются Общественная палата, Совет при Президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека, общественные фонды и организации.

Впервые защита государством материнства и детства, семьи была провозглашена в Конституции СССР 1977 года. Конституция Российской Федерации 1993 года восприняла положения Конвенции. Следует отметить, что наше государство присоединилась к Конвенции о правах ребенка (подписана от имени СССР 26 января 1990 года и ратифицирована Постановлением ВС СССР от 13 июня 1990 года). И согласно ч.4 ст. 15 Конституции РФ этот документ имеет приоритетное значение. В обыденном сознании зачастую создается впечатление, что многое из этой Конвенции является неприемлемым для нашей страны, поскольку, и не только в России, существует четкое представление о подчиненном положении несовершеннолетних. Недаром слово «отрок» в русском языке означает примерно «лишенный права говорить». Тем более важным является закрепление основных принципов Конвенции в Конституции РФ. Строго говоря, вся глава 2 «Права и свободы человека и гражданина» применима и к детям, поскольку «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения» (ч.2 ст. 17 Конституции РФ). Статья 38 этого документа посвящена материнству и детству: «1.Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. 2. Забота о детях, их воспитание -


равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботься о нетрудоспособных родителях». Несмотря на краткость изложения, смысл этой статьи довольно широк. Прежде всего, это - подтверждение государственной политики в данной области, которая соответствует международно-правовым актам ООН. Государство признает огромное значение материнства и детства и вызывается их защищать, принимая разнообразные меры по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан.

Однако основным средством государственного регулирования было и остается нормотворчество, принятие законов. Выраженный в Конституции принцип защиты материнства, детства и семьи получил развитие в законодательстве об охране здоровья, о труде и об охране труда, по социальному обеспечению, о браке и семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Итак, каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются и обязанностями по воспитанию (ч. 2 ст.38 Конституции РФ). Конституция подчеркивает равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчин и женщин (ч.2 ст. 19 Конституции РФ).

Семейное законодательство также предоставляет равные права и обязанности обоим родителям. Установлено, что


  • отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении
    своих детей;

  • каждый из них до достижения детьми 18 лет имеет право и обязан воспитывать
    своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом и нравственном
    развитии;

  • родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего
    образования;

  • родители являются законными представителями своих детей и вправе
    выступать в защиту их прав и интересов в отношении с любыми лицами, в том числе в
    суде, без специальных полномочий.
Установлено также, что расторжение брака родителей или их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке или при его расторжении), решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей , с учетом их мнения. В случае споров вопросы разрешаются органами опеки и попечительства или судом. Следует подчеркнуть, что родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб интересам ребенка, не только не могут рассчитывать на защиту этих своих прав, но могут по решению суда быть ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию ребенка, соединенное с жестоким обращением с несовершеннолетним (с. 156 УК РФ).

Федеральный закон от 24. июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» вступил в силу 3 августа 1998 года. Этот закон


не только устанавливает гарантии прав и законных интересов ребенка, но и регулирует отношения, возникающие в связи с их реализацией.

Закон выделяет особо детей, оставшихся в трудной жизненной ситуации:

оставшихся без попечения родителей; инвалидов, имеющих недостатки в психологическом и (или) физическом развитии; жертв вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; стихийных бедствий; из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшихся в экстремальных ситуациях; жертв насилия; отбывающих наказание в специальных учебно-воспитательных учреждениях; проживающих в малоимущих семьях; с отклонениями в поведении, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельствах и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи .

Закон признает необходимость обеспечения социальной адаптации социальной реабилитации таких детей. Социальную адаптацию - процесс активного приспособления ребенка к принятым в обществе правилам поведения, преодоления последствий психологических травм. Под социальной реабилитацией понимается мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы.

Закон устанавливает что из себя представляют социальные службы и чем они занимаются. Социальные службы для детей - это организации, которые призваны решать проблемы социального обслуживания детей, а также граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей. В их обязанности входят: социальная поддержка; оказание социально-бытовых, медико-социальных, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи; организация обеспечения отдыха и оздоровления, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижению ими трудоспособного возраста.

Закон гарантирует права и свободы человека в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом и другими нормативно-правовыми актами. Закон устанавливает абсолютный запрет на ущемление прав ребенка в семье или любом учреждении (п.1 ст. 9).

Можно обратить внимание учащихся на следующее обстоятельство -администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать созданию обучающимися и воспитанниками в возрасте старше 8 лет общественных объединений (п.2 ст.9). Однако согласно статье 19 Федерального закона от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» учредителями общественного объединения могут стать граждане, достигшие 18 лет. Таким образом, учащиеся и воспитанники могут быть лишь членами и участниками общественных объединений.

Следует отметить, что в случае нарушения учителем или иным работником образовательного учреждения (за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования), вправе самостоятельно (через своих выборных представителей) ходатайствовать перед администрацией учреждения о проведении дисциплинарного расследования. Это расследование ведется с участием представителей детей. Если учащиеся и воспитанники не согласны с решением администрации они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. Хотелось бы подчеркнуть, что в тех образовательных учреждениях, где есть уполномоченные по


права ребенка или правам человека эти процедуры проходят с меньшими потерями, быстро и результативно.

Боле е того, учащиеся вправе проводить митинги и собрания по вопросам защиты своих прав. Однако это возможно лишь во внеучебное время. Место проведения собраний и митингов определяется по усмотрению обучающихся, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, но при условии соблюдения правил его устава. Собрания и митинги не должны нарушать требования законодательства РФ и препятствовать учебному процессу.

Статья 14 Закона направлена на защиту ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящий вред его здоровью и нравственному развитию, в том числе от национальной, этнической, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

Право детей на охрану здоровья обеспечивается посредством осуществления государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения профилактических, лечебных и оздоровительных мероприятий (ст. 10). В ст. 11 определяются права детей в сфере профориентации, профподготовки и занятости. Статья 12 предписывает государственным органам развивать учреждения, чья деятельность направлена на отдых и оздоровление детей. Важна в современных условиях и статья 13 Закона. В ней устанавливаются гарантии защиты прав ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей. В частности, государственные и местные органы исполнительной власти не вправе принимать решение о реконструкции, модернизации, изменении назначения или ликвидации объекта такой инфраструктуры, являющегося государственной или муниципальной собственностью, без предварительной экспертизы уполномоченным органом последствий такого решения для обеспечения прав и интересов детей. Отсутствие экспертной оценки влечет недействительность решения с момента его вынесения. Обязательна экспертная оценка и при сдаче в аренду государственным или муниципальным учреждением, объекта, входящего в состав социальной инфраструктуры для детей, закрепленного в их собственности и земельных участков.

Итак, принципы Конвенция о права ребенка, других международных актов получили свое подтверждение и развитие в российском законодательстве. Эти документы дают ребенку большие права. Однако их реализация на практике может быть затруднена. Основная причина этого кроется в недостатке правовой информации, особенностях российского массового сознания, особенностях российской правовой и политической культуры. Зачастую люди просто не знают о самом существовании Конвенции, текста Конституции РФ. Огромное значение в процессе осознания прав человека и прав ребенка в частности имеет правовое просвещение. Этот урок является пусть небольшим, но вкладом в дело просвещения и образования в области прав человека и его основных свобод.

Конвенция о правах ребенка – это международный свод правил, определяющий защиту несовершеннолетних людей, их развитие и свободу. Принята Конвенция была в 1989 году. Подписали её практически все страны участницы Генеральной Ассамблеи ООН, хотя многие сделали это с оговорками и ограничениями. Конвенция является логическим развитием Декларации прав ребенка, которая была лишь рекомендательным документом без какой-либо юридической силы.

Конвенция о правах детей состоит из 54 статей и нескольких факультативных протоколах. Которые регламентируют дополнительные положения, связанные с детьми, а именно о запрете их участия в вооруженных конфликтах, в торговле людьми, порнографии, проституции и так далее.

Следует заметить, что Конвенция о правах ребёнка подвергается некоторыми специалистами критике за определенные нюансы, позволяющие неправильно интерпретировать свободы детей. Например, статья 16 определяет право ребенка на личную жизнь, которую не должны ограничивать окружающие, в том числе и родители, что можно истолковывать таким образом, будто ребенок имеет право вступать в гомосексуальную связь, устраивать в доме оргии, делать аборты и так далее. Но следует заметить, что даже при наличии всех недостатков и коллизий этот документ всё же выполняет свою основную функцию – регламентирует права детей на свободу, защиту, образование и так далее. Причем Конвенция постоянно развивается, учитывая рекомендации, региональные особенности, выпускает факультативные протоколы.

Краткий перечень основных прав и свобод, которые описаны в Конвенции о правах ребенка:

  1. Ребенок – это несовершеннолетнее человеческое существо, которое не достигло 18 лет. Граничный возраст в некоторых случаях может быть изменен. Государства участники Конвенции обязуются обеспечивать права несовершеннолетних и соблюдать их интересы, а также максимально, с учетом региональных особенностей, адаптировать свое внутреннее законодательство для его соответствия международному праву. Родители должным образом должны руководить ребенком для его развития и жизнеобеспечения.
  2. Ребенок имеет абсолютное право на жизнь. Каждое государство обязано максимально обеспечивать выживание несовершеннолетних людей. Ребенок должен при рождении быть зарегистрирован, иметь имя и гражданство. При этом государство должно уважать и обеспечивать сохранность самоидентификации.
  3. Ребенок не должен быть разлучен с родителями, за исключением процедур предусмотренных законом. Несовершеннолетний не может быть лишен контакта с родителями за исключением случаев, когда это вредит его интересам.
  4. Не допускается незаконное перемещение детей между странами и их невозвращению на родину, для этого государства должны заключать международные договора и совместно обеспечивать безопасность несовершеннолетних людей.
  5. Ребенок имеет право иметь и свободно формулировать собственное мнение, которое должно приниматься во внимание, но с учетом зрелости человека. Несовершеннолетний должен иметь доступ к информации, возможность передавать ее другим людям. Ограничение на доступ к информации должно носить законный характер. Несовершеннолетний человек имеет право на свободу совести, вероисповедания и мирных собраний.
  6. Вмешательство в личную и семейную жизнь, посягательство на имущество и репутацию несовершеннолетних недопустимо. Ребенок должен иметь свободный доступ к средствам массовой информации, при этом доступ к вредной для него информации должен быть ограничен.
  7. За развитие ребенка несут ответственность родители или опекуны. Государства участники Конвенции оказывают им всестороннюю поддержку.
  8. Ребенок должен быть всесторонне защищен то физического или психологического насилия. Для этого необходимо принимать административные, законодательные и информационные меры.
  9. Несовершеннолетние люди, которые остались без опеки родителей, должны опекаться государством. При этом законом должно признаваться и поощряться усыновление.
  10. Неполноценные в физическом или умственном плане дети должны иметь право на достойную жизнь и по возможности принимать активное участие в жизни всего общества. Несовершеннолетние люди имеют право на самую лучшую медицинскую помощь. Уровень их жизни должен обеспечивать физическое, умственное, социальное и нравственное развитие. У каждого ребенка есть право на образование. Начальное образование должно быть бесплатным. Права несовершеннолетнего человека из этнического или религиозного меньшинства не должны быть ограничены.
  11. У ребенка есть право на отдых и развлечения, участие в играх мероприятиях, соответствующих его возрасту. Экономическая эксплуатация не может быть использована по отношению к несовершеннолетнему человеку.
  12. Государство обязуется всеми мерами защищать несовершеннолетних граждан от употребления наркотиков и всевозможных психотропных веществ, а еще от сексуального насилия и использования несовершеннолетних в порнографических материалах. Государство должно защищать детей от похищения и их контрабанды, и любых форм эксплуатации. Также несовершеннолетний не может быть подвергнут пыткам, не может быть приговорен к смертной казни или пожизненному заключению без права освобождения.

Конве́нция ООН о права́х ребёнка - международный правовой документ, определяющий права детей в государствах-участниках. Конвенция о правах ребёнка является первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. Документ состоит из 54 статей, детализирующих индивидуальные права лиц в возрасте от рождения до 18 лет (если согласно применимым законам совершеннолетие не наступает ранее) на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений. Участниками Конвенции о правах ребёнка являются Святой Престол, Палестина и все страны-члены ООН, кроме США .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Конвенция о правах ребёнка видеопрез ДИА

    ✪ Конвенция о правах ребенка

Субтитры

История создания

К 20-летию принятия Декларации прав ребёнка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребёнка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребёнка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник А. Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребёнка.

Во время работы над Конвенцией и после её принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека - прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года , 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации её двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств.

В 1995 году в пункт 2 статьи 43 Конвенции была внесена поправка , вступившая в силу в 2002 году .

В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребёнка.

В 2000 году приняты и в 2002 году вступили в силу два факультативных протокола к конвенции - об участии детей в вооружённых конфликтах (161 страна-участница на октябрь 2015 года ) и о торговле детьми, детской проституции и детской порнографии (171 страна-участница на октябрь 2015 года ).

В декабре 2011 года Генеральная Ассамблея ООН приняла третий факультативный протокол, который был открыт для подписания в 2012 году и вступил в силу в 2014 году, при достижении числа в десять стран-участниц. Протокол предусматривает возможность рассмотрения Комитетом по правам ребёнка жалоб на нарушения Конвенции против стран-участниц протокола . На сентябрь 2016 года в третьем протоколе участвуют 28 стран.

Основные положения

Первая часть

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок», утверждают приоритетность интересов детей и обязательство государств-участников принимать меры для свободного от дискриминации осуществления прав, закреплённых в Конвенции.
  • Статьи 5-11 определяют перечень прав на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на заботу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребёнка к распространению информации.
  • Статьи 18-27 определяют обязанности государства помогать родителям и законным опекунам, а также защищать детей от жестокого обращения со стороны лиц, заботящихся о них, права детей, лишённых семейного окружения или усыновляемых, неполноценных в умственном или физическом отношении, беженцев, права детей на здравоохранение, социальное обеспечение и уровень жизни, необходимый для их развития.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на образование, пользование родным языком и культурой, исповедование своей религии, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, совращения, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-41 запрещают применять смертную казнь и пожизненное тюремное заключение без возможности освобождения за преступления, совершённые до возраста 18 лет, запрещают пытки и унизительные наказания детей, определяют права ребёнка при его обвинении в преступных деяниях или лишении свободы, а также права детей на защиту во время вооружённых конфликтов и войн. Государства обязуются принимать меры к реабилитации и социальной реинтеграции детей-жертв пренебрежения, эксплуатации или злоупотребления, и сохраняют за собой право защищать права ребёнка в более высокой степени, что предусмотрено Конвенцией.

Вторая часть

  • Статьи 42-45 рассказывают о Комитете по правам ребёнка, о его структуре, функциях, правах и обязанностях, а также обязывают государства информировать детей и взрослых о принципах и положениях Конвенции.

Третья часть

  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребёнка открыта для подписания всеми государствами, поэтому её участником смог стать и не являющийся членом ООН Святой Престол.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объёме прав, определённых для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции [ ] .

О праве на образование

Конвенция в статье 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования.

О воспитании детей

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание . Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст. 18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребёнка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Наилучшие интересы ребёнка являются предметом их основной заботы».

Статья 20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».

Статья 21 Конвенции определяет права ребёнка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если ребёнок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребёнка является невозможным».

Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является статья 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

  • развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребёнка в их самом полном объёме;
  • воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций;
  • воспитание уважения к родителям ребёнка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребёнок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
  • подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
  • воспитание уважения к окружающей природе.