Евпатий Коловрат – воевода, рязанский боярин, богатырь, герой народных сказаний о событиях тринадцатого века. Подвиг русского силача подробно описан в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Точная дата рождения Евпатия Коловрата неизвестна. Согласно данным некоторых источников, богатырь появился на свет около 1200 года. Эту дату принято считать годом рождения Евпатия.

В одном из источников упоминалось отчество боярина - Львович. Известно также, что в наиболее ранних сказаниях герой был назван Евпатием Неистовым. Родиной витязя считают село Фролово Шиловской волости. Евпатий – уроженец рязанской области, патриот, герой местного сопротивления времен татаро-монгольского нашествия.

Боярин при дворе

Коловрат был воеводой при дворе рязанского князя Юрия. Богатырь отличался огромной физической силой, был опытным воином, уважаемым командиром войска. На момент вторжения ордынцев витязю было около 35-37 лет. Князь Юрий понимал, что Рязань не выстоит против многотысячного войска, и отправил послов к князю Чернигова за помощью. Среди посланников был и Евпатий.


Поездка в Чернигов спасла Коловрата от гибели. Ожидая вестей от верных подданных, князь Юрий одарил хана подарками, чтобы усыпить его бдительность. Батый потребовал привести к нему первую красавицу княжества, которой была сноха рязанского правителя. В результате отказа молодой князь Фёдор был убит, его жена и сын погибли, а войско рязанского князя было истреблено в битве у реки Воронеж.

Князь Юрий принял смерть от врага на поле боя. Когда послы вернулись в Рязань, они нашли горы трупов и выжженную землю.

Подвиг русских богатырей

Когда Евпатий вернулся на родину, он узнал, что молодой князь Федор убит, его жена и наследник погибли, а народ рязанский был истреблен. Собрав из уцелевших мужчин небольшой полк, Коловрат отправился по следам ордынцев. Его миниатюрная армия насчитывала всего семнадцать сотен солдат.

Отряд Евпатия использовал тактические хитрости. Богатыри нападали из леса, ночью или под покровом тумана. Ордынцы начали верить, что сражаются с разгневанными духами. В армии хана началось брожение. Батый отправил на борьбу с неприятелем лучших воинов под предводительством своего шурина. Русские были отрезаны от пути к своему укрытию и окружены. Пленить предводителя рязанского сопротивления у ордынцев не получилось. Брат жены Батыя Хостоврул пал в бою, а русские воины не сдавались.


Евпатий Коловрат во главе воинства

Окончательную точку в сражении поставили машины для метания камней. Оружие, которое обычно использовали для осады городских стен, направили против отряда рязанских витязей. Почти все воины были забиты камнями. Живыми нашли только шестерых человек. Евпатий Коловрат погиб на поле боя.

Тело воеводы отдали выжившим воинам его отряда, чтобы они провели достойный обряд погребения. Предание гласит, что подобный жест Батыя был свидетельством его уважения к воинской доблести Коловрата.

Повесть о разорении Рязани Батыем

Данное древнерусское литературное произведение является наиболее полным источником сведений о Евпатии Коловрате. Сюжет повести рассказывает о нападении Батыя на Великое Княжество Рязанское в 1237 году. Самые древние сохранившиеся тексты этого произведения датируются шестнадцатым веком, до этого времени сказание передавалось в устной форме.

За триста лет история обросла подробностями и неточностями. Существует, как минимум, три варианта текста данной повести. Все они повествуют о том, с кем бился Евпатий Коловрат и как доблестно окончил свою жизнь.

Личная жизнь

Основным источником информации о судьбе рязанского боярина служит народное сказание. Личная жизнь воина в нем не описана. Возможно, у Евпатия была возлюбленная или жена, но фактов в пользу этой версии не сохранилось.

Память

Евпатий Коловрат стал героем русского фольклора наряду с такими богатырями, как Илья Муромец, Ратибор, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка. История подвигов витязя стала одним из свидетельств силы русского духа. В 1985 году на базе народных сказаний был создан мультипликационный фильм «Сказ о Евпатии Коловрате».

Богатырю установили три памятника на территории Рязанской области. Два монумента расположены поблизости от предположительного места рождения героя. Третий памятник был установлен в 2007 году на Почтовой площади в Рязани.

В 2014 году стало известно, что режиссер Рустам Мосафир начал снимать кинокартину «Евпатий Коловрат. Восхождение». Фильм планировалось сделать максимально приближенным к историческим событиям. Через год в интернете появились первые кадры ленты, но по неизвестной причине проект был заморожен.

В то время также появилась первая информация, что российская кинокомпания «Централ партнершип» планирует выпустить фильм «Легенда о Коловрате». Фото со съемок и трейлер появились в интернете осенью 2016 года. Премьеру картины назначили на май 2017 года.

Исторический боевик с элементами фэнтези вошел в список самых ожидаемых фильмов года. Сюжет ленты имеет косвенное отношение к историческим событиям времен нашествия Батыя. Создатели фильма решили представить зрителю фэнтезийный вариант истории тринадцатого века, сосредоточив внимание на персонажах и их чувствах

XIII век был тяжёлым для русских земель. Народ оказался разделён между множеством княжеств, каждое из которых имело свою власть и интересы. Это приводило к разорительным междоусобным войнам, которые, в свою очередь, ослабили государство.

В этой суровой реальности появился на свет русский богатырь Евпатий Коловрат, родной землёй которого были окрестности Рязани. В дальнейшем ему предстоит совершить подвиг, который навсегда войдёт в историю и станет примером мужества и отваги, проявленных ради защиты своего народа.

Положение русских земель в начале XIII века

На момент рождения Евпатия Коловрата, когда-то единая страна оказалась раздроблена на множество княжеств, которые управлялись по родовому принципу. К этому привёл изъян в престолонаследии, заложенный ещё князем Святославом, разделившим Киевскую Русь между тремя сыновьями. Владимир Красное Солнышко, к сожалению, повторил ошибку отца и это привело к катастрофическим для государства последствиям.

Если сначала количество княжеств исчислялось единицами, то в XIII веке их было несколько десятков. Единоверцы, говорящие на одном языке, шли воевать друг с другом в условиях феодальной раздробленности. Это замедляло развитие русской цивилизации и ухудшало её обороноспособность перед внешним противником.

В 1223 году произошла битва на реке Калке — первая встреча русских князей с невиданным ранее противником — монголами. В результате объединённая армия русичей и половцев потерпела поражение перед натиском и была вынуждена обратиться в бегство.

Монголы сделали из этого определённые выводы и поняли, что земли Удельной Руси представляют собой идеальный объект для нападения и последующей оккупации. С этими мыслями кочевники отправились к себе в родные степи, чтобы начать формирование армии для похода на Русь.

В 1237 году хан Батый с огромным войском монголов вторгся на территорию Руси и первым объектом для нападения стало Рязанское княжество.

Подвиг Евпатия Коловрата

Как сообщает нам «Повесть о разорении Рязани Батыем», на момент вторжения богатырь находился в городе Чернигове с посольством. Перед ним стояла задача убедить черниговского князя оказать помощь в борьбе с захватчиками.

Внезапно до него дошли вести, что Рязань атакована отрядами монголов во главе с Батыем. Поражённый до глубины души этим фактом, Евпатий собрал силы малой дружины и отправился в Рязанское княжество.

Перед его глазами предстал опустошённый и разорённый монголами город, жители которого подверглись жестокой участи и приняли мучительную смерть. Выжившие после бойни смогли пополнить отряд Евпатия и в количестве 1700 человек они отправились в погоню за врагами.

В Суздальских землях богатырю с отрядом удалось застать врасплох и полностью истребить арьергард монголов. На бой с Евпатием Коловратом удивлённый неожиданным сопротивлением Батый отправил Хостоврула, при этом приказав взять богатыря живым.

Отряду пришлось столкнуться с большим количеством противников, а Евпатий смог отправить на тот свет Хостоврула. Изумлённый яростным сопротивлением русичей, Батый предложил переговоры и через посланника поинтересовался, чего хочет Евпатий. Тот дал следующий ответ: «Только умереть!».

Сломить отважное сопротивление русских удалось только с помощью камнемётных орудий, так как в ближнем бою войны были несокрушимы. Подвиг Евпатия вызвал восхищение даже со стороны Батыя, который оценил его смелость и искусство боя.

Оставшимся в живых рязанцам позволили с почестями доставить тело богатыря в родной город и похоронить в соответствии со всеми обрядами. Евпатий Львович был похоронен 11 января 1238 года в Рязанском соборе.

Подвиг оказался воспет в поэзии, литературе, музыке. Ему посвятили фильмы и мультфильмы, а также затронули в компьютерной игре «Золотая орда».

Усугубление кризиса в Руси

После победы над отрядом Евпатия Коловрата Батый продолжил свой первый поход на Русь, разорив Москву и Владимир. Далее хан планировал пойти на Новгород, но наступление зимы заставило его изменить решение и отправиться обратно в степи для укрепления сил.

В 1239 году начался второй поход Батыя. Несмотря на то, что у русских князей была «фора», они не смогли соединиться для борьбы с общим врагом и в результате были взяты Переяславль, Чернигов, Киев. Великая столица Руси пережила свой самый страшный упадок под властью монголов.

Итогом походов Батыя на Русь стала утрата независимости княжеств и их обложение данью. Князья становились вассалами Орды и были вынуждены получать ярлык на княжение.

О подвиге Евпатия Коловрата вспомнили во время борьбы за свободу:

  • в 1380 году, когда под знамёнами Дмитрия Донского русские войска объединились для борьбы с монголами;
  • в 1480 году, когда войска отправились к реке Угре, чтобы дать бой монголам, бой не состоялся, обе армии разошлись без сражения и Русь окончательно вернула себе независимость;
  • в 1613 году, когда на территории России хозяйствовали польские интервенты.

Богатырь Евпатий Коловрат навсегда останется в памяти русского народа.

Герой на войне - непростое явление. Ведь тот, кто для одной стороны спаситель, для другой - наилютейший враг. Но история знает несколько личностей, которые в равной степени были уважаемы и своими, и чужими. Среди них Евпатий Коловрат, подвиг которого многие столетия передавался из уст в уста. Давайте узнаем больше об этом человеке и его судьбе, а также рассмотрим наиболее известные литературные и кинематографические произведения, посвященные ему.

Кто такой Евпатий Коловрат?

Это имя носит легендарный рязанский богатырь, живший в первой половине XIII в. на Руси. История сохранила мало сведений о нем.

Происхождение Евпатия точно не установлено историками, как и его статус в рязанском государстве. По одним версиям, он был воеводой, по другим - боярином. При этом все сходятся в том, что Коловрат был умелым и опытным воином и занимал важное место среди вельмож, иначе бы он не смог собрать армию в 1700 человек.

О личной жизни и сердечных предпочтениях Евпатия также ничего не известно, кроме того, что, вероятно, отчество у него было Львович.

Родился герой приблизительно в 1200 году. Однако это могло произойти на 3-5 лет раньше или позже. Местом рождения принято считать деревню Фролово в Шиловской волости.

С чего начиналась легенда

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат, стоит больше узнать о том, чем же он славен.

XIII в. для земель бывшей Киевской Руси и прилегающих к ней княжеств был периодом непростым. Дело в том, что из-за раздробленности мелкие государства на этой территории были легкой наживой для кочевых монголо-татарских племен, которые объединялись под предводительством различных ханов и облагали данью княжества.

В 1237 г. внук Чингисхана хан Батый пришел с войском к Рязани и, став у реки Воронеж, потребовал от местного князя выплатить ему десятину от всего добра в городе, а также отдать ему прекрасную сноху правителя Евпраксию.

После отказа сделать это Батый приказал убить мужа красавицы - княжеского сына Федора - и напасть на город.

1237 г. Рязань пала. Она была разрушена дотла, а ее обитатели, включая правителя, вырезаны. Чтобы не попасть к Батыю, Евпраксия вместе с сыном, бросилась с крыши терема и погибла.

Вскоре после случившегося на пепелище возвращается из Чернигова Евпатий Коловрат. В ужасе от случившегося он собирает малую дружину (1700 воинов) и отправляется в погоню.

В суздальских землях Коловрату с товарищами удается нагнать ордынцев. Однако вступать в бой с монголами было неразумно, так как их число значительно превосходило количество русичей.

Тогда люди Евпатия начали партизанить в местных лесах и понемногу причинять урон войскам неприятеля. Дошло до того, что ордынцы стали думать, что им мстят лесные духи.

Гибель Коловрата

Несмотря на успешные старания дружины, через некоторое время им пришлось вступить в открытый бой с войском Батыя. Причем в этой битве Евпатий Коловрат качества проявил поистине геройские - только от его руки погибло несколько десятков славных монгольских воинов.

Не хуже сражались и прочие русичи. И хотя шансов на победу у них не было, ордынцы не могли справиться с противниками в честном бою. И чтобы уничтожить воинов начали стрелять по ним из камнеметных орудий.

В результате погибли почти все товарищи Коловрата и он сам. Произошло это 8-10 января 1238 г.

После того как несколько выживших русичей были взяты в плен, от них Батый узнал, кто такой Евпатий Коловрат и что это именно он так умело командовал отрядом.

Великий хан был поражен мужеством погибшего героя и горько сожалел, что богатырь не стал служить ему. В награду за храбрость он отпустил выживших, и отдал им тело Евпатия, наказав похоронить его со всеми почестями. Это и было сделано 11 января.

Литературные произведения, посвященные Коловрату

Узнав, кто такой Евпатий Коловрат и что он совершил, стоит рассмотреть, в каких именно письменных источниках описывалась его история.

Хотя сами события произошли в 1237-1238 гг. впервые описаны они были в летописях спустя 300 лет.

Первой письменное упоминание о случившемся было в конце XVI века в «Повести о разорении Рязани Батыем».

Сегодня известны 3 варианта этого произведения. Каждый из них имеет отличия, однако в описании основных событий они едины. Это свидетельствует о том, что, вероятно, в более ранний период существовал оригинальный вариант произведения, который в дальнейшем был утерян.

Благодаря повести, в российском обществе XVI и более поздних веков возник живой интерес к личности Коловрата.

В будущие столетия многие известные фольклористы, поэты и писатели считали своим долгом посвятить хотя бы одно Евпатия Коловрата.

Одним из первых стал поэт-романтик в 1824 г. посвятивший богатырю стихотворение «Евпатий».

Через 35 лет другой российский поэт написал «Песню про боярина Евпатия Коловрата».

А в 1885 известный исследователь фольклора М. Г. Халанский включил в свой сборник «Великорусских былин киевского цикла» некоторые народные былины о Коловрате.

В начале ХХ века интерес к знаменитому герою снизился. И только Евенин посвятил ему свое произведение «Сказание о Евпатии Коловрате, о хане Батые...».

С началом Великой отечественной, дабы мобилизировать дух народа на борьбу с фашизмом, многие литераторы стали популяризировать образы былинных героев. Они напоминали людям о том, что в прошлом их предкам доводилось справляться и с более страшными врагами. В те годы богатырю было посвящено сразу 3 произведения: «Слово о Евпатии Коловрате» (С. Марков), «Евпатий Неистовый» (В. Ян) и «Евпатий Коловрат» (В. Ряховский).

В дальнейшие годы история богатыря периодически всплывала в художественной и научной литературе.

Фильм о Евпатии Коловрате

В отличие от трио классических славянских богатырей - Муромца, Поповича и Никитича, - Коловрат был менее популярен у кинематографистов. Первая попытка перенести его историю на голубой экран произошла в 1985 г. Это был мультфильм «Сказ о Евпатии Коловрате», который не особо запомнился зрителям.

Однако в 2015-2016 гг. в РФ была одновременно начата работа над 2 кинокартинами, посвященными этому герою. Это лента Ивана Шурховецкого «Легенда о Коловрате» и фильм «Евпатий Коловрат: Восхождение» Рустама Мосафира.

Первый из перечисленных проектов выйдет на экраны 30.11.2017 г. А вот когда зрителям покажут «Евпатий Коловрат: Восхождение», неизвестно.

Неоязыческая трактовка мифа о Коловрате

В последние годы, когда археология и история открывают новые и неожиданные факты, которые не прячутся цензурой, у современных людей появляется возможность взглянуть по-другому на многих известных исторических личностей. В том числе и на Евпатия Коловрата.

Одна из наиболее известных и скандальных попыток переосмыслить его образ была сделана так называемыми неоязычниками. Такое негласное прозвище получили те, кто пытаются возродить дохристианскую славянскую культуру.

Так, отдельные представители данного движения выдвигают теории, что Коловрат был язычником, а не христианином, как его позже изобразили в летописи.

В пользу этого довода приводятся факты, что в православных святцах того времени нет имени Евпатий, а знак коловрат в те времена был символом повелителя небесного огня Сварога и его сына Даждьбога. Если учесть, что, по археологическим находкам, язычество было распространено в Рязани минимум до ХІІ в., это означает, что подобная версия имеет право на жизнь.

Также известна еще одна попытка трактовать образ Евпатия. Согласно ей, Коловрат - это была не фамилия, а прозвище героя. Возможно, ему дали его за умение отлично сражаться сразу двумя клинками, при этом вращаясь по кругу.

При этом не стоит исключать вероятность, что герой был скандинавом, коих в те времена жило немало на Руси. Отсюда необычная манера сражаться.

Помимо перечисленного, бытует мнение, что Коловрат - это не реальная личность, а сборный образ нескольких славянских героев.

Значение имени героя, по мнению православных историков

В ответ на подобные теории на многих православных форумах появляются попытки оспорить основные доводы неоязычников.

Согласно им, Евпатий - это вариация известного славянского имени Ипатий.

А коловрат - это старинное название самострелов с круглой рукояткой. Так что свое прозвище богатырь мог получить за умение отлично стрелять из лука или самострела.

А был ли герой?

Все перечисленные теории, несмотря на споры, имеют право на жизнь. Ведь, по сути, об истинной судьбе Евпатия Коловрата ничего не известно, поскольку история о нем была записана только через несколько столетий. То есть писавшие ее люди просто физически не могли быть знакомы ни с одним очевидцем рязанской трагедии, а значит, их труд больше основывался на собственной фантазии, а не исторических фактах. Иначе как объяснить ряд нестыковок данной легенды?

Так, между взятием Рязани и гибелью отряда Коловрата проходит от 19 до 21 дня. За это время ордынцы успевают не просто ограбить огромный город, убить всех его обитателей (а их немало), но и дойти до Суздали (от Рязани до нее приблизительно 280 км по современным дорогам) с обозом. Допустим, будучи опытными кочевниками, для них это не составило особого труда.

Однако Коловрату было гораздо сложнее. За этот же период он успевает вернуться в Рязань из Чернигова (по современным ровным дорогам расстояние между городами 830 км), где-то быстро собрать и вооружить дружину в 1700 человек и нагнать кочевников, пройдя еще 280 км.

Пешком они никак бы не нагнали монголов, значит, им нужны были лошади. Вот только где на разоренных ордой землях найти табун почти в 2000 голов? Это при том, что животных нужно чем-то кормить (а на дворе зима) и давать им отдых или менять на более свежих.

Помимо проблем с транспортом, появляется вопрос: где герой собрал столь большое количество воинов? Ведь в летописи говорится, что Рязань разрушена, а все ее защитники истреблены. Откуда взялось 1700 человек? Они что, прятались в лесах, пока ордынцы жгли их город? Тогда какие они воины, да и такое количество народа в лесу за кустиком явно не спрячется.

Есть версия, что эти люди были отрядом Коловрата, с которым он ездил в Чернигов. Вот только какой князь в преддверии нападения врага отпустит из крепости более 1500 опытных бойцов? Больше похоже на то, что Евпатий был послан встречать варяжских наемников, которых рязанский владыка хотел использовать для защиты. А может быть, Коловрат был одним из них? Что, если герой был отставным варягом (по летописям ему было почти 40), осевшим в Рязани, и среди погибших была его жена и дети? Тогда логично, почему наемники пошли за ним.

Также стоит помнить, что большинство авторов летописей были монахами, которым выгодно было распространение и возвеличение собственной веры. Для этой цели они готовы были даже приукрасить правду, особенно если уже никто не помнил, как оно было на самом деле. И поэтому, будь Евпатий хоть арабом с серьгой в носу, через 300 лет на страницах летописей его можно было смело превратить в славянского витязя.

Как оно было на самом деле, мы уже никогда не узнаем. Однако это не так и важно. Ведь главное то, что несколько веков назад среди угнетенных монголами обитателей славянских земель нашлись герои, которые, не пожалев жизни, дали отпор врагу. И они должны стать примером для свои потомков - то есть нас.

Подвиг Евпатия Коловрата
«Повесть о разорении Рязани Батыем» — одно из самых трагических произведений древнерусской литературы (написано, скорее всего, в начале XVI века). О содержании его говорит само название. Летописный рассказ о приходе полчищ Батыя на Русь соединяется здесь с элементами былинного и легендарного повествования. Один за другим гибнут рязанские князья, хотя они бесстрашно бьются против превосходящих сил врага. При этом им удается уничтожить множество татар. Вот некоторые эпизоды борьбы:

«И была сеча зла и ужасна… Батыевы же силы велики были и непреоборимы; один рязанец бился с тысячей, а два с десятью тысячами… И бились так крепко и нещадно, что и сама земля застонала, а Батыевы полки все смешались. И едва одолели их полки сильные татарские. В той сечи убит был благоверный великий князь Юрий Ингваревич, брат его князь Давыд Ингваревич Муромский, брат его князь Глеб Ингваревич Коломенский, брат их Всеволод Пронский, и многие князья местные, и воеводы крепкие, и воинство: удальцы и резвецы, узорочье и воспитание рязанское — все равно умерли и единую чашу смертную испи-ли. Ни один из них не повернул вспять, но все вместе полегли мертвые… И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов и ран изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город — одни с огнями, другие со стенобитными орудиями, а третьи с бесчисленными лестницами — и взяли град Рязань в 21-й день декабря. И пришли в церковь соборную Пресвятой Богородицы, и великую княгиню Агриппину, мать великого князя, со снохами и прочими княгинями посекли мечами, а епископа и священников огню предали — во святой церкви пожгли. И во граде многих людей, и жен, и детей мечами посекли, а других в реке потопили… и весь град пожгли, и всю красоту знаменитую, и богатство рязанское… И не осталось во граде ни одного живого: все равно умерли и единую чашу смертную испили. Не было туг ни стонущего, ни плачущего — ни отца и матери о чадах, ни чад об отце и матери, ни брата о брате, ни сродников о сродниках, но все вместе лежали мертвые…» информация с сайта http://slavyans.myfhology.info
Вот в этот-то момент в повести появляется «некто из вельмож рязанских по имени Евпатий Коловрат»: с одним из князей он находил-ся в Чернигове и, узнав о нашествии Батыя, поспешил домой; «и выступил из Чернигова со малою дружиною, и помчался быстро». «И приехал в землю Рязанскую и увидел ее опустевшую, города разорены, церкви пожжены, люди убиты… И воскричал Евпатий в горести души своей, распаляяся в сердце своем». Обратим внимание, как древний русский писатель предельно сжато передавал состояние человека: горе и жажда мщения охватывают Евпатия при виде случившегося. Он опоздал к главному сражению и теперь хочет наверстать упущенное, хотя и знает, что ему придется разделить участь всех рязанцев. Безоглядное стремление выполнить воинский долг и готовность испить «единую смертную чашу» — это в равной степени свойственно на-родному богатырю и княжескому воеводе. «И собрал небольшую дружину — тысячу семьсот человек, соблюденных Богом вне города. И погнались вослед безбожного царя, и едва нагнали его в земле Суздальской, и внезапно напали на станы Батыевы. И начали сечь без милости, и смешалися все полки татарские. И стали татары точно пьяные или безумные. И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сек их татарскими. Татарам почудилось, что мертвые восстали. Евпатий же, насквозь проезжая сильные полки татарские, бил их нещадно. И ездил средь полков татарских так храбро и мужественно, что и сам царь устрашился.

И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: «Какой вы веры, и какой земли, и что мне много зла творите?» Они же отвечали: «Веры мы христианской, а витязи мы великого князя Юрия Ингваревича Рязанского, а от полка мы Евпатия Коловрата. Посланы мы от князя Ингваря Ингваревича Рязанского тебя, сильного князя, почествовать, и с честью проводить, и честь тебе воздать. Да не дивись, царь, что не успеваем наливать чаш на великую силу — рать татарскую». Царь же подивился ответу их мудрому»… Ответ пленных воинов заставляет вспомнить символику многих народных песен, в которых битва уподоблялась пиру: на нем врагов «чествовали» оружием, «подносили» им «чаши» — то есть смерть. Батый решает выслать против Евпатия своего шурина — богатыря Хостоврула. Тот похвастался, что приведет русского воеводу живым. «И обступили Евпатия сильные полки татарские, желая живым его взять. И съехался Хостоврул с Евпатием. Евпатий же был исполнен силою и рассек Хостоврула на полы до седла. И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних на полы рассекал, а других до седла разрубал.

И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин. И навели на него множество орудий для метания камней, и стали бить по нему из бесчисленных камнеметов, и едва убили его. И принесли тело его к царю Батыю. Царь же Батый послал за мурзами, и князьями, и санчакбеями (военачальниками), и стали все дивиться храбрости, и крепости, и мужеству воинства рязанского. И сказали царю мурзы, князи и санчакбеи: «Мы со многими царями, во многих землях, на многих битвах бывали, а таких удальцов и резвецов не видали, и отцы наши не рассказывали нам. Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно на конях бьются — один с тысячею, а два с десятью тысячами. Ни один из них не съедет живым с побоища». И сказал Батый, смотря на тело Евпатьево: «О Коловрат Евпатий! Хорошо ты меня попотчевал с малою своею дружиною, и многих богатырей сильной моей орды побил, и много полков разбил. Если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего». И отдал тело Евпатия оставшимся людям из его дружины, которых похватали на побоище. И велел царь Батый отпустить их и ничем не вредить им».
Евпатий Коловрат, подобно былинным богатырям, уничтожает вражескую силу, противопоставляя ей свою богатырскую мощь. Но, в отличие от былин, сражение оканчивается гибелью героя. Кроме того, Евпатия окружает дружина — это обычные воины, не богатыри. И, наконец, не забудем, что подвиг и гибель Евпатия вписаны в конкретное историческое событие 1237 года и о Евпатий говорится как о реальном лице — княжеском воеводе. Это переплетение исторической конкретики и эпического вымысла, а также поэтических элементов, близких к поздней народной исторической поэзии, позволяет предположить, что вся история об опоздавшем на битву воине, испившем свою смертную чашу, восходит к историческим песням XIII—XIV веков, в которых запечатлелись трагедия и героизм русских людей времен татаро-монгольского нашествия.

Был опубликован материал о неоязычниках и их стремлении исказить исторические данные (данные основанные на письменных источниках и подтвержденные современными научными деятелями). В этой заметке мы коснемся памяти известного исторического персонажа — Евпатия Коловрата. Именно его неоязычники считают образцом языческого мужчины. Но так ли это? Ведь были попытки убедить в том что даже Сергий Радонежский был на самом деле язычником). Давайте посмотрим на то, что говорит об Евпатии история и наука.

Напомним, что о подвиге Евпатия рассказывается в древнерусском литературном памятнике «Повесть о разорении Рязани Батыем». Евпатий Коловрат – рязанский воевода, с небольшой дружиной воинов нагнавший войско Батыя после разорения Рязани. В неравной схватке с монголо-татарами Евпатий победил множество лучших вражеских воинов. Татарам удалось одолеть отряд Коловрата только после того, как они применили против него «пороки» – осадные камнеметательные орудия. По приказу Батыя тело Евпатия отдали оставшимся в живых русским воинам, а самих их отпустили, не причинив никакого вреда.

Идею о язычестве Евпатия Коловрата активно продвигают сразу несколько неоязыческих писателей, в основном специализирующихся в жанре «фэнтези» и «альтернативной истории». Их основными аргументами в пользу языческого вероисповедания Евпатия являются следующие тезисы:

1. имени Евпатий нет в христианских святцах;

2. «коловрат» – это разновидность языческой свастики;

3. отвага и самоотверженность, которыми обладал Евпатий, характерны, по мнению данных авторов, исключительно для язычников.

Евпатий Коловрат — памятник в Рязани

Коловра́т (также известен как «солнцеворот») - символ, используемый частью современных русских националистов (движение «Русское национальное единство» и др.) и неоязычников.

По утверждениям неоязычников, является исконно русским названием свастики как солярного символа, хотя, по словам историка и религиоведа Романа Багдасарова, неизвестно ни одного исторического источника, где свастику (имевшую на Руси множество имён) называли бы «коловратом». Изображение коловрата (польск. słoneczko) на надгробии можно видеть на гравюре польского художника Станислава Якубовского 1923 года.

1. На самом деле Евпатий – это видоизмененное греческое имя Ипатий. В Древней Руси это имя было достаточно широко распространено, так как весьма почитаемым святым был священномученик Ипатий Гангрский, в честь которого в Костроме даже был основан один из старейших русских монастырей. Небольшие изменения в произношении и написании связаны с особенностями языковой традиции и не являются чем-то необычным. Достаточно привести в пример греческое имя Георгий, которое в славянской традиции видоизменилось в два различных имени – Егор и Юрий, также ставших общеупотребительными. Кроме того, в некоторых редакциях «Повести о разорении Рязани Батыем» указывается христианское отчество Евпатия – Львович, а также говорится о его торжественных похоронах в Рязанском соборе. Да и сами воины полка Евпатия, согласно «Повести о разорении Рязани Батыем», свидетельствуют о своем вероисповедании: «И едва поймали татары из полка Евпатьева пять человек воинских, изнемогших от великих ран. И привели их к царю Батыю, а царь Батый стал их спрашивать: “Какой вы веры, и какой земли, и зачем мне много зла творите?” Они же отвечали: “Веры мы христианской, а от полка мы Евпатия Коловрата”».

«Коловратами самострельными» называли разновидность арбалета.

2. Слова «коловрат» в значении «разновидность свастики» историческая наука не знает, в таком значении оно стало употребляться только в современной неоязыческой среде. Данное слово состоит из двух корней: «коло», что по-древнерусски означало круг, и «врат», то есть вращение. Во времена Евпатия «коловратами самострельными» называли разновидность арбалета, для взведения которого использовался вращательный механизм в виде круга с рукояткой. Поэтому Коловрат – это обычное воинское прозвище умелого арбалетчика. Возможно также, что Коловратом Евпатия прозвали за особое воинское мастерство – ведение боя двумя мечами; в любом случае никакого языческого смысла это прозвище не несет.

3. Совсем безосновательным является утверждение о том, что подвиг Коловрата вообще несвойственен для христианина, поскольку является по сути самоубийством, которое христианам запрещено. Здесь хотелось бы напомнить, что одной из важнейших евангельских заповедей являются слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13). Следуя ей, христианские воины отличались особой храбростью, стойкостью, нередко ценою своей жизни спасали соратников. Это считалось нормой и правильным исповеданием христианской веры. Поэтому подвиг Евпатия не уникален в истории христианских воителей. Как пример можно привести прославленного Церковью в лике святых последнего императора Византии Константина XI Палеолога, который во время осады Константинополя турками в одиночку вышел против огромного воинства. История сохранила его последние слова: «Город пал, а я еще жив». Императора нашли бездыханным под грудой вражеских тел.

Материал подготовлен по статье «Язык их — враг их» Максима Кузнецова (Pravoslavie.ru).