Обязательное государственное страхование было создано с определённой целью – оказывать финансовую помощь застрахованным лицам, при наступлении страховых рисков.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Ответственность за своевременное начисление и перечисление страховых взносов лежит на страхователях, с которыми застрахованные российские граждане состоят в трудовых отношениях.

При наступлении страхового случая застрахованному лицу необходимо обратиться в Фонд Соцстраха и документально подтвердить необходимость получения денежных средств от государства.

Что это такое

Главное предназначение государственного страхования заключается в социальном обеспечении людей, состоящих в трудовых взаимоотношениях со своими работодателями. При начислении заработной платы осуществляется удержание страховых взносов, которые перечисляются на расчётные счета фондов соцстраха в установленные законом сроки.

Рассчитывать на помощь фондов Социального страхования трудоспособные российские граждане могут при наступлении страховых случаев, определённых Федеральным законом.

На территории Российской Федерации гос. социальное страхование представляют:

  • Фонд Занятости (удерживались с работников взносы до 2001 года);
  • Фонд Социального страхования;
  • Пенсионный фонд;
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

Федеральный Закон

Порядок начисления и удержания страховых взносов, а также проведение выплат застрахованным лицам, определяется Федеральным законодательством, действующим на территории Российской Федерации:

  • Закон от 19.05.1995г. «О гос. пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Закон от 24.07.1998г. «Об обязательном соц. страховании от несчастных случаев на производстве и проф. заболеваний»;
  • Закон от 16.07.1999г. «Об основах обязательного соц. страхования»;
  • Закон от 15.12.2001г. «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»;
  • Закон от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в РФ»;
  • Закон от 29.12.2006г. «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному соц. страхованию»;
  • Закон № 184-ФЗ от 21.07.2007г. «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов».

Политика и система государственного социального страхования

Гос. социальное страхование формирует свою политику следующим образом:

  • делает всё возможное, чтобы между государством застрахованными лицами и страхователями присутствовали партнёрские отношения;
  • формирует и использует при необходимости различные целевые фонды;
  • проводит профилактику социальных рисков;
  • формирует фонды (и осуществляет их финансирование), денежные средства из которых покрывают текущие затраты, связанные с выплатой пособий;
  • проводит работу, направленную на увеличения уровня жизни для всех категорий российских граждан, которые не являются участниками трудового процесса;
  • проводит работу в системе воспроизводства трудовых ресурсов и т. д.

Виды

В настоящее время в России действуют следующие виды гос. социального страхования:

  • по временной утрате застрахованным лицом трудоспособности;
  • по медицинскому страхованию;
  • от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • по пенсионному страхованию российских граждан, состоящих в трудовых взаимоотношениях со страхователями.

На территории Российской Федерации действует:

  1. Добровольное страхование. В этом виде социального страхования могут принимать участие, как застрахованные лица, так и страховщики, а также российские граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой. В качестве страховщиков могут выступать негосударственные страховые компании, в связи с чем, государство не несёт ответственность за проведение расчётов между ними и застрахованными лицами.
  2. Обязательное страхование. Участниками данного вида страхования являются все российские граждане (кроме неработающих инвалидов и лиц, находящихся в местах лишения свободы), которые работают в отрасли образования, а также на основании: трудовых соглашений, договоров, по которым выполняются работы или оказываются услуги.

Цели

Главные цели гос. социального страхования заключаются в следующем:

  • обеспечить надёжную защиту российским гражданам (застрахованным лицам);
  • создание условий (как правовых, так и экономических) для физических лиц, состоящих в трудовых взаимоотношениях с коммерческими организациями и Индивидуальными предпринимателями, а также для граждан РФ, самостоятельно обеспечивающих себя работой для того, чтобы они могли заслужить свои страховые права;
  • создание механизмов (управленческих, организационных и правовых), обеспечивающих учёт страховых взносов, выплат пособий, пенсий и других материальных поощрений;
  • информирование плательщиков страховых взносов и лиц, претендующих на получение пособий, о правилах начисления страховых взносов, а также понятие их прав и обязанностей и т. д.

Кто является субъектом

Субъектами гос. социального страхования являются:

  1. Застрахованные лица. К этой категории относятся российские граждане, которые состоят в трудовых взаимоотношениях с работодателями (государственным предприятием, коммерческой компанией, индивидуальным предпринимателем);
  2. Страхователи. Эта категория включает в себя юридических и физических лиц, обеспечивающих работой граждан, проживающих на территории Российской Федерации;
  3. Страховщики. В эту категорию входят все органы, осуществляющие государственное социальное страхование.

Взносы и отчисления

В настоящее время на территории Российской Федерации с работников удерживается единый социальный взнос, ставка которого установлена в размере от 26,2% до 34,5%. Благодаря совмещению социальных взносов в один налог предприятиям стало намного проще вести учёт и отчётность.

Также стоит отметить, что с момента введения единого социального взноса значительно сократилось количество проверок, ранее проводимых как налоговым органом, так и внебюджетными фондами.

Работодатели удерживают ЕСВ в размере с наёмных работников, который состоит из следующих налогов:

  • Пенсионный фонд – 20%;
  • социальное страхование – 3,2%;
  • медицинское страхование – 2,8%;
  • страхование от несчастных случаев, полученных на производстве – от 0,2% до 8,5%.

При наступлении страхового риска застрахованные лица могут рассчитывать на следующие выплаты (рассчитываются в процентном соотношении от размера заработной платы).

Сегодня Россия предлагает свою модель финансового обеспечения российских граждан:

  • пенсионные выплаты российским гражданам: после 30 лет перечисления в фонд страховых взносов – 40%; после 40 лет перечисления страховых взносов – 60%;
  • пособия, на случай временной нетрудоспособности: от 80% до 90%;
  • пособия, выплачиваемые в связи с безработицей: от 50% до 60%;
  • помощь государства на приобретение лекарственных препаратов и получение медицинской помощи: лицам, находящимся на амбулаторном лечении — 75%; лицам, находящимся на стационарном лечении — 100%.

Выплачиваемые пособия

Граждане Российской Федерации, попадающие под действие программы гос. социального страхования, могут получать помимо пенсий и надбавок и доплат к ним различные пособия:

  • выплачиваемые в связи с потерей работы;
  • выделяемые на погребение;
  • выделяемые женщинам, становящимся на учёт по беременности (в российские медицинские учреждения);
  • выплачиваемые при рождении детей;
  • помощь семьям, у которых на воспитании есть несовершеннолетние дети, не достигшие полуторагодовалого возраста.

Вступая в трудовые взаимоотношения с коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем, российские граждане будут, в обязательном порядке, подлежать государственному социальному страхованию.

С их заработной платы будет ежемесячно удерживаться единый социальный взнос, благодаря чему при наступлении страхового риска застрахованные лица смогут рассчитывать на помощь государства.

На сегодняшний день является одним из основополагающих пунктов в процессе создания благоприятных условий для жизни граждан.

Поскольку страховой бизнес является одним из самых капиталоемких и рисковых, то неудивительно, что компаниям легче удержаться на этом рынке, если в этих компаниях имеет свою долю государство, обеспечивающее большую стабильность.

К тому же ряд сфер страхования малопривлекательны для частных страховщиков ввиду малой рентабельности или сложных условий ведения деятельности. К таким сферам можно отнести страхование, например, сельскохозяйственных рисков. Дело в том, что российские аграрии зачастую не готовы позволить себе страхование по рыночным ставкам, и тогда государство приходит в эту сферу с льготными условиями. Такое страхование призвано скорее не извлечь максимальную прибыль, а стабилизировать ситуацию в экономике страны. По методам работы государственные страховые компании мало чем отличаются от частных.

Страхование производится за счет создания специального денежного фонда, который формируется за счет взносов его участников, а в случае наступления страхового случая выплата средств происходит через специализированную организацию. К сфере ответственности государственных компаний относится обязательное личное страхование пассажиров воздушного, водного и наземного транспорта. Любой гражданин, покупающий билет на поезд или самолет автоматически становится клиентом государственного страхователя, поскольку стоимость страховки включена в стоимость билета. К безусловным достоинствам государственного страхования помимо гарантированности выплаты при возникновении страхового случая можно также отнести более выгодные условия, которые страхователь может предоставить за счет масштаба системы.

К тому же государство нередко предоставляет страхование на льготных целому ряду лиц. Еще один специфический вид страхования, предоставляемый государством – страхование вкладов. Можно сказать, что эта услуга оказывается бесплатно. Единственным условием является открытие вклада в любом банке, участвующем в системе страхования вкладов. В случае признания банка неплатежеспособным его клиент гарантированно получит 100% от суммы вклада, но не более 700 тысяч рублей. Такая мера позволяет стимулировать население активно вкладывать средства и позитивно влияет на темпы роста экономики. Только государственное страхование может работать в условиях, когда извлечь прибыль заведомо невозможно. Выплаты по безработице – тоже своеобразная форма государственной страховки.

Пособие, выплачиваемое, гражданам, потерявшим работу, позволяет тем не чувствовать себя брошенными и спокойно искать себе новую работу. В большинстве развитых стран система пособий сегодня обладает огромными ресурсами. В данной ситуации государственное страхование призвано стабилизировать обстановку в обществе. Разумеется, частный бизнес не имеет достаточных ресурсов, а главное заинтересованности для того, чтобы выполнять эти функции. Конечно, многие государственные компании ведут прибыльную деятельность и умеют грамотно инвестировать средства. Но главной их задачей является обеспечение стабильного развития государство в целом, независимо от рентабельности этой деятельности.


Основным направлением обязательного личного страхования является государственное личное страхование определенных категорий
лиц. Его сущность заключается в комплексном покрытии различных общественно значимых страховых рисков и финансировании страхо вой защиты из средств государственного бюджета. В связи с этим в качестве страховщика выступает только государственная организация. Обязательное государственное страхование проводится с целью удовлетворения социальных интересов определенной группы граждан и представляет собой отношения по защите страховых интересов, связанных с жизнью, здоровьем и трудоспособностью застрахованных лиц, а также в отдельных случаях их имущества. Вопросы компенсации понесенного ущерба представляют общественный интерес, а в отдельных случаях и государственную значимость.
Обязательное государственное страхование осуществляется за счет средств, выделяемых на эти цели из соответствующего бюджета министерствам и иным федеральным органам исполнительной власти (страхователям).
К обязательному государственному личному страхованию определенных категорий физических лиц относятся следующие виды страхования:
  • страхование жизни, здоровья и имущества военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы;
  • страхование государственных служащих определенных категорий (лиц, занимающих государственные должности категорий «Б» и «В», депутатов, судей и др.);
  • страхование от риска радиационного воздействия;
  • страхование должностных лиц таможенных органов;
  • страхование пациентов, участвующих в клинических испытаниях лекарственных средств;
  • государственное медицинское страхование лиц, здоровью которых нанесен вред вследствие чернобыльской катастрофы (Закон РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»), Фонд социального страхования выполняет в данном случае только функцию кассы, средства же обеспечивает государственный бюджет;
  • государственное страхование медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систе\і ^здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью (ст. 64 Основ законодательства об охране здоровья граждан);
  • другие виды.
Категории граждан, подлежащие обязательному государственному страхованию, и соответствующая нормативная база представлены в табл. 16.2.
Таблица 16.2
Обязательное государственное страхование определенных категорий граждан в РФ

п/п
Категории граждан Нормативная база
1 Военнослужащие и граждане, призванные на сборы Федеральный закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля 2004 г.)
2 Военнослужащие внутренних войск Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 июня, 7 ноября 2000 г., 7 мая 2002 г., 10 января 30 июня, 11 ноября 2003 г.)
3 Сотрудники органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; сотрудники органов уголовно-исполнительной системы Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации*".Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» (с изм. и доп. от 21 июля 1998 г., 25 июля 2002 г., 30 июня, 7 июля 2003 г., 21 июня 2004 г.)
4 Сотрудники Государственной налоговой службы Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 24 июня, 2 июля 1992 г., 25 февраля 1993 г., 13 июня 1996 г., 16 ноября 1997 г., 8 июля 1999 г., 7 ноября 2000 г., 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 22 мая 2003 г., 29 июня 2004 г.)
5 Работники Государственной противопожарной службы Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (с изм. и доп. от 22 августа 1995 г., 18 апреля 1996 г., 24января 1998 г., 7 ноября, 27 декабря 2000 г., 6 августа, 30 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 10 января 2003 г., 10 мая, 29 июня 2004 г.)
6 Прокуроры и следователи Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г.)

Продолжение табл. 16.2


п/п
Категории граждан Нормативная база
7 Судьи, народные заседатели, присяжные заседатели, судебные исполнители, должностные лица правоохранительных органов Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (с изм. и доп. от 7 ноября 2000 г., 29 июня 2004 г.)
8 Рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г.
9 Спасатели Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изм. и доп. от 5, 7 августа, 7 ноября 2000 г., 11 ноября 2003 г.)
10 Должностные лица таможенных органов Таможенный кодекс Российской Федерации от
  1. мая 2003 г. № 61-ФЗ (с изм. и доп. от 23 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г.)
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 7 августа, 7 ноября 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 30 июня, 25 июля, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.,
  1. июня 2004 г.)
11 Депутаты Совета Федерации и Государственной Думы Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (с изм. и доп. от 12 марта, 15 августа 1996 г., 5 июля 1999 г., 12 февраля, 4 августа 2001 г., 9, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 апреля, 19 июня 2004 г.)
12 Работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения и командированные на данные объекты, граждане, проживающие или проходящие военную службу в пределах зон наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (с изм. и доп. от 10 февраля 1997 г., 10 июля, 30 декабря 2001 г., 28 марта 2002 г., 11 ноября 2003 г.)
13 Сотрудники кадрового состава органов военной разведки Федеральный закон «О военной разведке» от 10 января 1996 г.
14 Государственные инспекторы по охране государственных природных территорий Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (с изм. и доп. от 30 декабря 2001 г.)
15 Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 113-Ф3 «Об альтернативной гражданской службе»

Окончание табл. 16.2


п/п
Категории граждан Нормативная база
16 Медицинские, ветеринарные и иные работники, непосредственно участвующие в оказании противотуберкулезной помощи, а также работники организаций по производству и хранению продуктов животноводства, обслуживающие больных туберкулезом сельскохозяйственных животных Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»
17 Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи»
18 Работники ведомственной охраны Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране»
19 Лица начальствующего состава федеральной фельдъегерской связи Федеральный закон от 17 декабря 1994 г. № 67-ФЗ «О федеральной фельдъегерской связи» (с изм. и доп. от 3 декабря 1999 г., 27 ноября 2001 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г.)
20 Работники государственной и муниципальной систем здравоохранения, обеспечивающие диагностику и лечение ВИЧ-инфекции Федеральный закон «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» от 30 марта 1995 г.
21 Члены экипажа судна (воздушного, морского, водного) на случай смерти и потери трудоспособности Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (с изм. и доп. от 8 июля 1999 г., 22 августа, 2 ноября, 29 декабря 2004 г., 21 марта 2005 г.) Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (с изм. и доп. от 26 мая 2001 г., 30 июня 2003 г., 2 ноября 2004 г.)
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (с изм. и доп. от 5 апреля, 30 июня 2003 г., 29 июня 2004 г.)

Условия страхования и конкретный порядок уплаты страховых выплат при наступлении страховых случаев для определенных категорий граждан, указанных в табл. 16.2, представлены подробно в Приложении 4. Так, комплексный характер обязательного государственного страхования проявляется в покрытии не только личностного ущерба, но и ущерба, нанесенного имуществу военнослужащих, сотрудников милиции, государственных служащих. Кроме того, обязательному страхованию подлежит гражданская ответственность персонала объектов космической инфраструктуры (п. 18, табл. 16.2) за нанесение вреда третьим лицам при исполнении служебных обязанностей.
  1. Содержание и проведение обязательного социального
страхования в РФ
Обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, целью которой является предоставление компенсаций и гарантий гражданам при ухудшении материального и (или) социального их положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам.
Основываясь на общепризнанных стандартах и нормах международного права, российская модель обязательного социального страхования (ОСС) построена в соответствии со следующими принципами, определяющими ее эффективность:
  • устойчивость финансовой системы ОСС на основе эквивалентности страховых выплат и страховых взносов;
  • госгарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
  • обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов ОСС;
  • ответственность за целевое использование средств ОСС;
  • автономность финансовой системы ОСС.
Социальное страхование представляет собой страхование от социальных рисков, связанных с потерей работы, доходов, трудоспособности и наступлением старости. Оно имеет следующие характерные черты.
  1. Страховые риски, от последствий которых производится социальное страхование, имеют особый, социальный характер: крупномас- штабность, массовость, высокую значимость последствий. К важнейшим видам социальных страховых рисков относятся получение необходимой медицинской помощи, болезни, в том числе вследствие профессиональных, производственных травм, несчастных случаев и смерти.
  2. Размер страховых выплат имеет определенную зависимость от величины трудового вклада и продолжительности участия выгодоприобретателя (иных лиц с аналогичными функциями) в страховом правоотношении (например, в пенсионном обеспечении).
  3. Финансирование происходит из специальных внебюджетных фондов.
  4. Страховые организации имеют статус некоммерческих организаций.
  5. Фонды социального страхования, являясь составной частыб финансового рынка, довольно жестко регулируются государством, что проявляется:
  • в определении видов страховых фондов;
  • в порядке и источниках формирования средств фондов;
  • предназначением фондов;
  • областью их применения.
Фонды социального страхования формируются за счет субсидий государства, страховых взносов организаций и граждан на случай наступления определенного страхового события, приводящего к исключению (временному или постоянному) человека из трудового процесса. При этом доля средств работодателя выше доли средств, вносимых физическим лицом, т. е. для социального страхования характерен общественный принцип финансирования.
Состав и структура современной системы социального страхования в РФ
Обязательное социальное страхование в РФ включает 4 вида обязательного личного страхования, финансируемых за счет средств трех внебюджетных фондов (табл. 16.3).
Таблица 16.3

Риски и субъекты страхования

Виды страхования
Государственное
социальное
страхование
Обязательное страхование от несчастных случаев Обязательное
медицинское
страхование
Обязательное
пенсионное
страхование
Страхуемые социальные риски Временная нетрудоспособность, инвалидность, смерть, материнство, безработица Трудовое увечье, профессиональное заболевание Получение медицинской помощи Наступление старости, постоянная нетрудоспособность
Страховщики Фонд социального страхования РФ (ФСС) Федеральный и территориальные фонды ОМС (ФОМС), страховые медицинские компании (СМО) Пенсионный фонд РФ (ПФР)
Страхователи Юридические лица; граждане, использующие наемный труд Все хозяйствующие субъекты; местные органы исполнительной власти Все хозяйствующие субъекты
Застрахованные Наемные работники, их дети, некоторые категории неработающих Наемные работники Все население Работающее население

К социальным страховым рискам относятся:

  1. заболевания и болезни;
  2. временная нетрудоспособность;
  3. трудовое увечье и профессиональное заболевание;
  4. материнство;
  5. инвалидность;
  6. наступление старости;
  7. потеря кормильца;
  8. признание безработным;
  9. смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию являются:
  1. оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи;
  2. пенсия по старости;
  3. пенсия по инвалидности;
  4. пенсия по случаю потери кормильца;
  5. пособие по временной нетрудоспособности;
  6. пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием;
  7. пособие по беременности и родам;
  8. ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
  9. пособие по безработице;
  10. единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
  11. единовременное пособие при рождении ребенка;
  12. пособие на санаторно-курортное лечение;
  13. социальное пособие на погребение;
  14. оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей.
Таким образом, обязательное социальное страхование в Российской Федерации осуществляется государством посредством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию негативных последствий изменения материального и социального положения субъектов страхования. Оно представляет собой элемент системы социальной защиты населения, входящий структурно в отрасль личного страхования и в институт обязательной формы страховых отношений.

Следует отметить, что государственным страхованием также принято считать обязательное страхование для всех граждан РФ, которое покрывает страховой защитой приоритетные объекты. Обязательное страхование возмещает материальный ущерб (или оказывает прочую денежную помощь) как конкретному пострадавшему лицу, так и общественным интересам в целом. Существует несколько видов обязательного страхования, каждый из которых помогает организовать определенную сферу социальной жизни граждан РФ. Примерами обязательного страхования служат:

    обязательное социальное страхование;

    обязательное пенсионное страхование;

    обязательное медицинское страхование;

    страхование автогражданской ответственности;

    страхование пассажиров.

Государственное социальное страхование

В России осуществляется обязательное социальное страхование, соответствующее нормам международного права и общепризнанным принципам. Обязательное социальное страхование является частью государственной системы по социальной защите населения. Специфика социальной защиты граждан РФ заключается в страховании неработающих и работающих физических лиц от возможного изменения их социального или материального положения, как вследствие объективных, так и субъективных причин.

В соответствии Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» по обязательному социальному страхованию определены виды страхового обеспечения, к ним относятся:

    пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца);

    пособия (по временной нетрудоспособности; в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; по беременности и родам; по уходу за ребенком до полутора лет; по безработице; для женщин, ставших на учет в ранние сроки беременности; при рождении ребенка; на санаторно-курортное лечение; на погребение);

    оплата расходов медицинским учреждениям, предоставивших застрахованным лицам необходимую медицинскую помощь;

    оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления работников.

Виды социального страхования

В основе законодательства РФ об обязательном социальном страховании лежит четыре основных вида государственного социального страхования, которые выполняют свои функции в зависимости от наступившего страхового случая. К общеобязательному государственному социальному страхованию относятся следующие виды:

    государственное пенсионное страхование (Пенсионный Фонд России);

    социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (Фонд социального страхования РФ);

    социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (Фонд социального страхования РФ);

    государственное медицинское страхование (Фонд обязательного медицинского страхования РФ).

Пенсионное страхование

Основным видом государственного обязательного социального страхования является пенсионное страхование. Обязательное пенсионное страхование разрабатывается государством с целью денежной компенсации работающему населению по выходу на трудовую пенсию. Будущая пенсия каждого гражданина РФ накапливается в результате пенсионных отчислений. За счет страховых отчислений с места работы создаются начисления, которые служат накопительным фондом в течение всей трудовой деятельности работника. При этом размер пенсионного накопления, независимо от отчислений, можно самостоятельно увеличивать. Это становится возможным благодаря добровольному инвестированию собственной накопительной части в Федеральном фонде пенсионного страхования.

Каждому застрахованному лицу выдается на руки страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, которое подтверждает регистрацию застрахованного в системе государственного пенсионного страхования РФ.

Среди основных видов страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию федеральным законом предусматриваются пенсии: по старости, инвалидности, потери кормильца.

обязательного социального страхования является обособленной частью общей финансовой системы государства. Ее основная отличительная черта — целевой характер создаваемых фондов. Развитие финансовой системы социального страхования неотъемлемая функция социального государства.

В настоящее время к этим фондам относятся: РФ, РФ, (федеральный и территориальные). Они являются организациямистраховщиками.

Существуют две формы социальной защиты человека. Первая — материальная поддержка за счет средств, аккумулируемых в бюджетах всех уровней, включая бюджеты местного самоуправления. Эта форма получила название социального вспомоществования. Она предназначена для граждан, в основном нетрудоспособных, которые не могут социально защитить себя самостоятельно. Средства, которые государство и органы местного самоуправления могут выделить на социальное вспомоществование, зависят от собранных налогов. С уменьшением бюджетных доходов неизбежно снижаются размеры средств, выделяемых на социальное вспомоществование.

Вторая форма социальной защиты человека от рисков — социальное страхование , т. е. создание целевых фондов денежных средств. Это форма социальной защиты предназначена для трудоспособных граждан, имеющих самостоятельный заработок, но рискующих потерять его полностью или частично. Такая угроза постоянно существует изза наличия социальных рисков.

К социальным рискам относятся: временная утрата трудоспособности в результате заболевания, потребность в медицинской помощи, профессиональное заболевание и инвалидность, потеря работы, потеря кормильца в семье. Кроме того, социальными рисками признаются события, которые отражаются на материальном положении людей (материнство и наступление старости).

Социальное вспомоществование и социальное страхование часто называют социальным обеспечением. В таком случае это понятие адекватно понятию социальной защиты. Понятие "социальное обеспечение" содержится в действующей , в документах Международной организации труда, в РФ (часть II, глава 24 "Единый социальный налог (взнос)". Оно используется в сфере правовых отношений. Под правоотношениями по социальному обеспечению понимаются урегулированные нормами права отношения граждан с органами социальной защиты по вопросам назначения и выплаты пенсий и пособий.

Принципы обязательного социального страхования

Социальное страхование гарантировано государством. Это значит, что в случае нехватки средств на выплаты установленных законом пособий, средства должны быть выделены из . В управлении обязательным социальным страхованием участвуют через своих представителей сами застрахованные, т. е. лица наемного труда. Обязательное социальное страхование основывается на солидарной ответственности застрахованных за индивидуальные страховые риски.

Представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального положения работающих граждан, подверженных социальным рискам.

Обязательное социальное страхование начинается с момента заключения работником трудового договора. Следовательно, всякий работник, допущенный к работе, является застрахованным. Страховые взносы поступают в специализированную организацию, являющуюся страховщиком.

В федеральном законе РФ "Об основах обязательного социального страхования" от 9 июня 1999 г. оговорены страховые случаи, при наступлении которых застрахованное лицо получает в той или иной форме материальную поддержку от страховщика. Такая поддержка называется страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. (Не путать с социальным обеспечением, которое адекватно понятию социальной защиты!)

К основным принципам обязательного социального страхования относятся:

  • устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая эквивалентностью страховых выплат и страховых взносов;
  • обязательный характер социального страхования;
  • государственные гарантии соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков;
  • государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
  • паритетность участия представителей работников, работодателей и государства в управлении обязательным социальным страхованием;
  • обязательность уплаты страхователями (работодателями) страховых взносов;
  • целевое использование средств;
  • автономность финансовой системы обязательного социального страхования.

Необходимо отличать обязательное социальное страхование от обязательного государственного страхования, которому подлежат лица некоторых профессий, например, военнослужащие, космонавты, доноры, персонал ядерных установок.

Обязательное социальное страхование (в отличие от социального вспомоществования) имеет собственную финансовую базу, не зависящую от доходов, поступающих в бюджеты всех уровней .

Обязательное государственное страхование

Обязательное страхование может выступать в виде обязательного государственного страхования, осуществляемого за счет средств бюджета .

Обязательное личное государственное страхование установлено для всех сотрудников налоговых органов, милиции, прокурорских работников, судей, военнослужащих внутренних войск, граждан, призванных на военные сборы. Обязательное государственное имущественное страхование предусмотрено на случай причинения ущерба уничтожением или повреждением имущества в связи с осуществлением служебной деятельности (например, катастрофа на Чернобыльской АЭС). Страховые возмещения по обязательному государственному страхованию производятся в основном за счет бюджетных средств.

Отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имуществ и личных интересов отдельных категорий граждан .

В отличие от правоотношений по обязательному страхованию в отношениях по обязательному государственному страхованию одной из сторон всегда выступает государство или уполномоченный им орган и страхование осуществляется (для застрахованного) бесплатно — за счет средств бюджета.