В отрезок времени между двумя Мировыми войнами государственный строй Великобритании развивался, имея известную многим черту: развитие буржуазной демократии, но имеющее при этом чисто внешний характер. Суть подобной демократии постепенно выветривалось, а реакция укреплялась благодаря буржуазно-демократическим институтам.

Главное значение для развития государственного строя Англии имели реформы избирательного права 1918 и 1928 годов. Стоит отметить, что после реформы 1884 года, число избирателей увеличилось втрое, но в то же время сохранялся имущественный ценз (квартирный). На тот момент не имело место деление на избирательные округа, которые равны по числу населения: один гражданин мог проголосовать несколько раз в разных округах, в которых у него имелся имущественный ценз, а сами выборы проходили не один день, а длились в течение нескольких недель.

Избирательная реформа 1918 года

Реформа 1918 года была попыткой устранить имеющиеся недостатки не самым радикальным способом. Для того, чтобы проголосовать, лицо мужского пола, достигшее 21 года (избирательный возраст), должно было указать свое имя и проживать не менее полугода в определенном избирательном округе. В то же время лицо, которое соответствует цензу оседлости в определенном округе, но имеет при этом какую-либо собственность или вошло в университетский избирательный список по округу, имело право проголосовать два раза, но два – максимальное количество допустимых голосов. Благодаря этой реформе была ограничена возможность голосования более, чем в двух избирательных округах.

В случае с правом на голосование со стороны женщин, закон предусматривал «поблажку» в сравнении с ранними требованиями. Право голосовать получили женщины, достигшие 30 лет и имеющие жилую или коммерческую (в частности – для занятий) недвижимость, приносящую доход не менее 5 фунтов стерлингов в год. В случае, если женщина замужем за мужчиной, который соответствует вышеописанным условиям, она также имела возможность голосовать.

После этой реформы, были созданы избирательные округа, схожие по количеству проживающих человек. Получилось, что на одного депутата в среднем приходилось 70 тысяч человек. Помимо прочего, выборы стали проводиться в один день. Палата общин 1918 года была избрана на основе нового закона, а число проголосовавших выросло с восьми миллионов до 21 миллионов.

Избирательная реформа 1928 года

Одна из главных реформ была проведена в 1928 году, когда женщины получили право голосовать на равных правах с мужчинами. Консервативный кабинет, который и провел эту реформу, рассчитывал получить женские голоса на ближайших выборах, но надежды не были оправданы. Прирост в 4 миллиона голосов, позволивший достигнуть 26 миллионов избирателей в 1929 году, не принес должного эффекта, и большая часть жителей встала на сторону лейбористов. Стоит отметить, что в вышеописанный промежуток ценз оседлости снизился с шести до трех месяцев; исключение составил округ Олстер, для которого ценз остался прежним.

После принятия реформ 1926 и 1928 годов, избирательное право Великобритании допускало к голосованию больше половины населения страны (20 миллионов из 33-х приняли участие в голосовании в 1945 году). Подобное право считалось достаточно широким для того времени, но все равно не могло достигнуть эффекта, требуемого массами: значительное влияние оказывала мажоритарная избирательная система, способная исказить процесс голосования даже при гипотетическом отсутствии прочих недостатков.

Палата общин, которая избиралась исходя из широкого избирательного права, по-прежнему находилась рядом с олигархической палатой лордов, и подобное соседство создавало враждебную обстановку, где участники были готовы выступить друг против друга в нужный момент. Отношения между палатами не представлялись урегулированными и после принятия соответствующего акта в 1911 году, и неудачное решение становилось более очевидным при росте лейбористов 1918 года. Палата лордов уверенно держится как 50 лет назад – так и сейчас как цитадель консерватизма. Подобное положение создавало для Великобритании неоднозначные ситуации: в случае, если во главе правительства стояли консерваторы, палата лордов не проявляла активности, но, в случае нахождения во главе представителей другой партии, палата лордов по возможности создавала трудности и эксплуатировала все возможности, предоставленные «Актом о парламенте». Стоит отметить, что упомянутые полномочия имели достаточно влиятельный характер: палата лордов имеет право отсрочить на два года любое решение правительства, и необходимо было предусмотреть активное использование этой возможности в случае, если у власти окажутся лейбористы.

Замечание 1

Интересно, что палата лордов имела права накладывать двухлетнее вето на билли, которые не являются финансовыми, и до определенного момента Англия не видела прецедента принятия билля, попадающего под категорию «финансовый», но в то же время не имеющего ничего, относящегося к финансам. Подобная стратегия позволила обойти полномочия палаты лордов, строго описанные в Акте 1911 года, оставив только косвенную власть над финансами.

Парламент и правительство

После окончания первой мировой войны имеется возможность наблюдать продолжение роста влияния правительства в сравнении с властью парламента. При наличии консерваторов в правительстве, оно господствовало в палате общин и палате лордов, но, в случае нахождения лейбористов у власти, им приходилось считаться с палатой лордов (как и в случае с выборами в 1945 году).

Правительство Великобритании активно пользовалась различными поводами (война, внутренние трудности, напряженная внешняя обстановка) для освобождения от контроля со стороны палаты общин. Делегированное законодательство, после первой мировой войны, превратилось в общее правило. В 1932 году особая комиссия с управляющим лорд-канцлером подробно ознакомилась с вопросом о власти министров. Заключение комиссии подвели черту в развитии делегированного законодательства в 20 веке. Комиссия также подтвердила информацию о том, что правительство является управляющей рукой законодательства в принципиальных налогах и берет на себя ответственность в создании новых налогов. Введение налогов в Великобритании, где парламент исторически боролся за регулирование системы налогообложения, доминирование в этих вопросах правительства символизировало полное поражение парламента. Комиссия подтвердила возможность правительства менять «статуты» парламента.

Цитата 1

«Одна только мысль о том, что подчиненное законодательство может позволить себе расходиться со священным текстом статута, на первый взгляд возмутительна. Чего же нам, – вопрошают законодатели, – здесь сидеть и тщательно обсуждать точный язык будущего закона, если кто-то посторонний может потом изменить этот закон росчерком пера? Зачем, вопрошают граждане, мы голосуем на выборах и посылаем представителей в законодательное собрание, если какой-то невыборный чиновник может уничтожить дело наших рук?».

Несмотря на вопросы со стороны законодателей, попавших в неоднозначную ситуацию, а также избирателей, и те и другие стояли перед фактом упразднения парламента как законодательного органа вот уже длительное время.

Комиссия во главе с лорд-канцлером подтвердила, что, несмотря на желания законодателей и избирателей, стране требуется практика делегированного законодательства, и эта практика неизбежна. Однако, после первой мировой войны можно было наблюдать отсутствие делегированного законодательства и присутствие законодательства правительства. Оно законодательствовало прямо, косвенно, по принципиальным вопросам, по бюджетным, техническим и вообще по всем сферам, которые сочтет нужным без необходимости в разрешении палаты общин.

В 1927 году парламент принял 43 закона, о которых, по большей части, мало кто слышал. Для сравнения, в этом же году, министры издали 1349 постановлений и распоряжений обязательных к исполнению и имеющих такую же составную часть законодательства, как и акты парламента.

Полномочия в чрезвычайных ситуациях постепенно становились постоянными. Правительство, которое сосредоточила в руках всю власть (нормативную и исполнительную), становится особенно сильным в кризисные моменты. Во время кризиса правительство аккумулирует в руках охранительный, реакционный, и, если требуется, даже террористический характер по отношению к работающим гражданам.

В 20 веке можно увидеть, как Англия перемещается от кризиса к кризису. После 1914 года правительство получило бесконтрольную и диктаторскую власть благодаря «Акту о защите государства». После окончания войны, уже в 20-х годах, доминирующие классы столкнулись с революционными настроениями со стороны пролетариата. Эта пора отметилась стремительным ростом безработицы, крупных забастовок, демонстраций, волнений, и большого потока безработных в Лондон. Для буржуазии, подобные волнения представили кризис опаснее военного. Акт об исключительных полномочиях, принятый в парламенте в 1920 году, позволил правительству брать в свои руки власть в любой момент, а не только в военное время (в сравнении с актом 1914 года). Для этого правительству достаточно было объявить об «исключительном положении».

Данный акт позволял правительству вводить в действие систему, аналогичную военному времени, куда входят внесудебная расправа за совершенные преступления, введение цензуры, обыски, аресты, высылки, и смертная казнь. К примеру, в 1921 году после забастовки горняков, работа этой системы была продемонстрирована народу, а потом в 1924 году после стачки докеров, и в 1926 году, когда происходила всеобщая забастовка.

Стоит подробнее описать положение страны во время всеобщей забастовки: по сути, Англия больше напоминала военный лагерь. Тюрьмы были заполнены обвиняемыми за «речь против монархии», за хранение документов, «содержание которых противоречит правительственным мероприятиям», за «угрозу штрейкбрехенрам», и за другие подобные «преступления».

После того как в 1893 году были вызваны войска для усмирения углекопов, произошел инцидент, во время которого военные застрелили двух стачечников. Асквит, будучи министром внутренних дел, подробно объяснил палате общин тот факт, что министр внутренних дел, да и вообще весь кабинет, не несет ответственности за действия органов местного самоуправления. Обязанность же предупреждения и устранения беспорядков также лежит на органах местного самоуправления, как и «в глубокой древности». Министр внутренних дел подчеркнул, что для охраны правосудия и господства порядка закона, для страны стал бы печальным день, в котором произошла централизация вещей, зависимых от органов самоуправления. Был бы печальным тот день, когда власть мировых судей над политикой была бы отнята и передана министру внутренних дел.

Замечание 2

Весьма интересно будет сравнить заявления Асквита с обращением министра внутренних дел к палате общин 5 мая 1926 года. На тот момент министр, в процессе защиты действий правительства, заявил, что чрезвычайные полномочия, прежде всего, доверены министру внутренних дел, а не полицейским и судьям, и что министр уже принимает решение – кому эти полномочия предоставить.

Его выступление 5 мая историки отмечают как пропитанное «бесстыдной откровенностью» относительно акта о чрезвычайных полномочиях. В сообщении палате общин была перечислена длинная очередь постановлений чрезвычайного закона, касающаяся мер противодействий возбуждению мятежа. Палата общин получила заверение, что «меры» являются лишь использованием «общего права», только без необходимости проходить через многие инстанции. После замечания о праве полиции совершать аресты без приказа суда, министр внутренних дел прокомментировал, что, в-принципе, констебли и так имеют достаточно прав для совершения арестов без судебного вмешательства.

Вывод 1

К концу 20-х годов Великобритания достигла той самой точки, которой опасался Асквит: централизация и бюрократизация прочно закрепились в законодательной системе страны. Одним из показателей наличия «предельной точки» является количество приговоров с 1919 года по 1934, которое превысило их число за последние сто лет до 1919.

Акты периода Второй мировой войны

Перед началом Второй мировой войны, в августе 1939 года, был принят акт «Об исключительных полномочиях» (относительно обороны), который обеспечивал правительство диктаторской властью до и после начала военных действий. Уже к 1 сентября правительство предоставило стране 18 статутов о денежном обращении, полномочиях судов, создании новых министерств, об уполномоченных правительствах и графствах, об импорте/экспорте, и военных обязанностях. После 1 сентября статуты уже публиковались десятками. В то же время, Палата общин пыталась сохранить часть законодательных прав, но уже в ноябре 1939 года была вынуждена принять резолюцию Чемберлена, благодаря которой законы создаются и принимаются исключительно правительством.

Что позволяли правительству новые законы:

  1. Помещать в тюрьму лица без объявления причины ареста и судебного разбирательства;
  2. Совершать аресты за действия, направленные на вызов недовольства среди занятых на королевской службе людей;
  3. Вводить исключительное положение в стране или областях страны.

Реагируя на надвигающийся диктаторский режим, газета Evening Standard прокомментировала в 1939 году страхом англичан перед агентами действующего министра внутренних дел Андерсона. Граждане боялись этих агентов больше чем самих немцев.

Справедливости ради, стоит отметить, что некоторые принятые меры действительно были обусловлены военной необходимостью. Как пример одной из таких мер – воинская обязанность для всех, что позволило создать многомиллионную регулярную армию. В то же время, причины, стоящие за «исключительными» мерами в виде запрета демонстраций в рабочем районе Лондона в 1938 году или закрытие газеты, представляющей коммунистическую партию, не до конца ясны. Буржуазия активно пользовалась различными кризисами, которые могли иметь или не иметь отношение к военному положению, чтобы оказать сопротивление рабочему классу.

История изобилует примерами, когда, увеличение власти правительства в государстве с доминированием буржуазии приводило к расширению бюрократического аппарата. После завершения первой мировой войны, было создано много новых министерств, среди которых можно отметить министерство угольной промышленности, общественных работ, колоний, доминионов, авиации, и пенсий. Другими словами, в одной сфере бюрократизация могла усилиться (к примеру, колонии или военное дело), а в других распространиться по новой.

В период второй мировой войны, правительство расширило свое влияние для максимально возможных размеров. Были созданы совершенно новые министерства, такие как министерство экономической войны, министерство военного производства, министерства военного снабжения, министерства гражданской обороны, министерства национального обеспечения, и многие другие. Большая часть министерств была ликвидирована после окончания войны, но правительство совсем не стремилось сократить бюрократическое влияние, достигнутое до и во время войны. Как пример, стоит отметить реформу 1946 года, после которой было создано министерство обороны с целью координировать действия военного, морского, и авиационного министерств.

Вместе с тем создается и Комитет обороны, где председателями являются премьер-министр и четыре министра оборонных министерств.

Централизация и самоуправление

После первой мировой войны можно отметить тренд правительственной централизации в сфере местного самоуправления. После реформ 1888 и 1894 года предпринимались последовательные и успешные шаги для достижения централизации, и можно смело предположить, что к концу второй мировой войны она достигла своего пика: местное самоуправление было абсолютно зависимо от правительства. В принципе, эти внутренние отношения в централизованном государстве можно было наблюдать и в других странах континента. Важным отличием Англии от стран с аналогичной централизацией является отсутствие агентов-представителей центра в областях и регионах. Французская система до 1940 года подразумевала наличие префекта, являющегося агентом министерства внутренних дел, который мог быть назначен или уволен этим министерством (формальное право оставалось за Президентом республики). Префект области нес исключительную ответственность перед министерством, но в то же время имел достаточно широким набором прав по надзору в отношении Генерального совета, и являлся по факту единственным исполнительным органом Генерального совета.

Агенты аналогично префектам являются органами централизации и после второй мировой войны, но Великобритания не использовала ни до, ни после никакой похожей системы. Лорд-наместник и шериф являлись единственными должностными лицами страны, которые назначались королем. И это, учитывая, что должность лорда-наместника уже определенное время носила исключительно почетный характер, в то время как шериф являлся исполнителем решений суда и не имел отношения к самоуправлению. Управление местными органами правительство проводит способами, которые являются похожими на управление в странах континента, но которые в то же время отличались по форме. Эффективность, впрочем, была одинаковой.

Министерство здравоохранения

Основную роль в этой сфере играет министерство здравоохранения, созданное в 1919 году. По сути, оно играло ту же роль, что и Главный совет местного управления, и имело одни и те же функции, что и совет. С 19-го года коммунальное и муниципальное благоустройство, вместе с финансами, перешло под ведомство министерства здравоохранения, а сами санитария и здравоохранение были лишь частью функций министерства. Формой руководства являлись циркуляры и указания, отдаваемые министерством и которые обязаны к исполнению органами местного самоуправления. Стоит отметить, что это касалось не только министерства здравоохранения, но и других: внутренних дел, торговли, просвещения, транспорта и других. Министерства также имели право утверждать местные постановления, которые носили форму общеобязательных норм (что еще называлось bye-laws). После первой мировой войны, министерства приняли практику вводить правила, которые касались практически каждого аспекта местной жизни, а органы местного самоуправления приучились безукоризненно их соблюдать, чтобы не создавать «бесполезные» трения с центральной властью.

Парламентские акты 1928 и 1929 годов

Одной из причин укрепления центральной власти у правительства является финансовая зависимость органов местного самоуправления. Правительство ранее уже занималось утверждением займов местных органов, где советы городов и графств могли получать или не получать средства для проведения мероприятий. На актуальный момент, влияние финансирования увеличилось с мероприятий до ассигнования конкретных целей, что поставило местные органы в прямую зависимость от правительства.

Парламентские акты 1928 и 1929 годов имели прямое отношение к увеличению этой зависимости – органы местного самоуправления были максимально ограничены в обложении налогами промышленных, железнодорожных, и сельскохозяйственных предприятий. Ранее уже существовала подобная практика в отношении церквей, школ, и государственных предприятий, но в конце двадцатых готов возможности по добыче денежных ресурсов местными советами и графствами были максимально сокращены. Это сделало зависимыми органы местного самоуправления от центра, потому что они во многих случаях не могли обойтись без финансирования правительством. В акте 1929 года были описаны виды государственной финансовой помощи, привязанные к числу населения города/графства и других данных.

Акт о местном управлении 1933 года

Спустя почти сто лет после крупной реформы городского самоуправления в 1835 году, был окончательно определен путь развития органов местного самоуправления в Англии. «Подытожил» этот путь Акт о местном самоуправлении 1933 года, который вполне можно рассматривать как кодекс. Акт достаточно точно и однообразно описывает причины и алгоритм создания новых территориальных единиц и их органов. Он также устанавливает минимум и максимум советников и олдерменов в различных советах, сроки службы государственных лиц, фиксирует нормы избирательного права, регулирует деление на избирательные округа и прочие элементы выборов. В добавление к вышеописанному, Акт сообщал о сроках созывов советов и об их действиях, о председателях, о комиссиях и комитетах, о местных должностных лицах (общее число которых накануне второй мировой войны достигало 100 тыс.) и их правах и обязанностях, о местных обязательных постановлениях, исходящих от советов, о бюджетах, о займах, об ассигнованиях от центральной власти, о способах контроля деятельности местного самоуправления со стороны центральных ведомств и т. д. и т. п.

Все, что более ста лет регулировалось ситуативно отдельными актами парламента, действиями правительства, обычаем, и практикой, было объединено в Акте 1933 года. Была приведена ясность в систему с последующим устранением всего отжившего и нецелесообразного исходя из предыдущего опыта и практики.

Закон 1945 года об избирательном праве

Победой лейбористов можно считать закон об избирательном праве, принятый в 1945 году. Избирательное право было расширено в советы графств, городов и приходов. Теперь голосовать могли не только граждане, платившие местные налоги, но и целый ряд других категорий жителей, которые подходили под ценз оседлости, составлявший на тот момент 12 месяцев. Как следствие принятия этого акта, число избирателей выросло на семь миллионов, что и привело к победе лейбористов на выборах в ноябре 1945.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Великобританию принято считать родиной конституционализма: именно здесь возникли идеи о конституционном строе как о системе ограниченного правления, а так же появились первые правовые акты и институты, ограничивающие власть монарха. Тем не менее, до настоящего времени в стране нет конституции в общепринятом на сегодняшний день смысле: здесь не существует единого документа наивысшей юридической силы.

Английские правоведы характеризуют конституцию Соединенного Королевства Великобритании как неписаную, подчеркивая ее главную особенность - наличие в ней устных источников права (конституционных обычаев). При этом общее количество источников британской конституции огромно. Оно не поддается точному исчислению. Все они обладают одинаковой юридической силой и изменяются в том же порядке, что и источники других отраслей права.

Последнее обстоятельство означает, что по способу изменения английская конституция является гибкой. Тем не менее, гибкость не значит ее нестабильность. Эффективной гарантией стабильности британской конституции выступает знаменитый британский консерватизм. Вместе с тем, возможность создания, изменения и отмены правовых норм судами обеспечивает оперативное приспособление конституционных положений к изменяющимся условиям жизни.

Охарактеризованные особенности британской конституции позволяют утверждать, что в данной стране существует лишь материальная конституция. Конституции же в формальном смысле здесь нет.

1. Характеристика конституции и источников конституционного права Великобритании

В отличие от других стран, где действующая писаная конституция четко определяет предмет конституционного права, в Великобритании строго научного разграничения между конституционным и всем остальным правом нет.

Характерными чертами конституции Великобритании, являются то, что:

1. Британская конституция является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2. Британская конституция является неписаной. Отсутствие единого писаного текста позволяет говорить о трех составляющих британской конституции: Статутное право (Statute Law); Общее право (Common Law); Конституционные соглашения (Constitutional conventions). Соответственно источниками конституционных норм являются: статуты; судебные прецеденты; конституционные соглашения. Общее влияние на формирование этих источников оказывали и оказывают труды авторитетных юристов;

3. Конституция Великобритании является «гибкой» конституцией, поскольку в английском праве нет различия между «конституционным» и «текущим» законом. Действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться неконституционными .

Конституция Великобритании состоит из четырех категорий источников:

Ш Статут -- акт (закон), принимаемый обеими палатами парламента в соответствии с установленной для этого процедурой и подписанный главой государства -- монархом. Лишь отдельные акты, составляющие часть британской конституции (например, Великая хартия вольностей 1215 г.), были приняты иначе. Все законы (они в отличие от США официально называются здесь актами) обладают одинаковой юридической силой (поэтому, в частности, в Великобритании нет института конституционного контроля). Однако к числу конституционных актов принято относить только некоторые статуты: упомянутую Великую хартию вольностей (она регулировала ряд вопросов взаимоотношений монарха и подданных, преимущественно знати). Хабеас корпус акт 1679 г. (он предусматривал некоторые судебные гарантии личной свободы), Билль о правах 1679 г., акты о престолонаследии (1701 г.), об объединении с Шотландией (1706 г.), о парламенте (1911 и 1949 гг.), о палате общин (1978 г.), о народном представительстве, которые регулировали вопросы избирательного права (их, было несколько). Несколько актов о гражданских правах, акты о министрах короны, о местном управлении (последний акт принят в 1985 г.), хотя в Англии по традиции нормы о местном самоуправлении чаще относят не к конституционному, а к административному праву. Впрочем, конституционное и административное право обычно рассматривается как единая отрасль. Одни авторы насчитывают несколько десятков конституционных актов, другие, учитывая некоторые конституционные положения в актах, относящихся к иным отраслям права, говорят о почти трех с половиной сотнях таких законов. На деле многие акты средних веков и более позднего времени хотя и публикуются как конституционные документы, но не являются действующими: их положения поглощены или отменены более поздними документами.

Ш Судебный прецедент -- это решения по конституционным вопросам так называемых высоких судов (Апелляционного суда. Высокого суда и др.), публикующих свои решения, обязательные при рассмотрении аналогичных дел. Решения судов могут быть основаны на законах и предшествующих судебных прецедентах (это относится к так называемым общим королевским, Вестминстерским судам). Поэтому совокупность таких прецедентов получила название общего права; в нем есть и прецеденты конституционного значения. Решения судов могут быть основаны на нормах морали и этики, которые корректируют «несправедливые» правовые нормы (это относится к судам канцлера, и получило название «право справедливости»). В нем тоже есть конституционные нормы, хотя их и очень мало. В настоящее время обе эти ветви судебных решений объединяются под общим названием прецедентного права. Судебными прецедентами регулируются главным образом вопросы, относящиеся к привилегиям короны, а также некоторые права граждан (подданных).

Ш Конституционные обычаи (их называют также конвенционными нормами, соглашениями) сложились в практической деятельности высших органов государства (не судов). Конституционные обычаи имеют более существенное значение, чем судебные прецеденты (обычаи определяют, например, неприменение монархом права вето, порядок формирования правительства, существование и роль кабинета министров, статус министров).

Ш Доктринальные источники -- это мнения выдающихся ученых-юристов по вопросам конституционного права. К ним обращаются парламент, а также суды в случае пробелов в конституционном регулировании .

2. Государственные органы Великобритании

В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляется разными государственными органами. И формально, и фактически такого строгого разделения властей нет. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти: Правительство Ее Величества; министры Ее Величества; Королевская подпись на законопроекте; судьи Ее Величества; судебный обвинительный акт от имени монарха.

Особенности принципа разделения властей проявляются не только в положении монарха в системе государственных органов, но и в том, что:

а) члены Правительства являются членами законодательного органа власти, а также обладают полномочиями издавать акты делегированного законодательства. Лорд-канцлер является одновременно членом Кабинета, Спикером Палаты лордов и Председателем Апелляционного Суда;

б) Палата лордов является не только второй палатой Парламента, но и высшей судебной апелляционной инстанцией Великобритании;

в) Тайный совет - совещательный, исполнительный орган при монархе - в лице своего Судебного комитета является высшей инстанцией для рассмотрения апелляций на решения церковных судов и медицинских трибуналов. Он обладает также специальной юрисдикцией высказывать в связи с обращением монарха свое мнение по вопросам права .

В настоящее время Парламент Великобритании состоит из монарха и двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Нижняя палата - Палата общин - представляет собой общенациональный представительный орган, избираемый одновременно на пять лет по мажоритарной системе относительно большинства. Руководит палатой спикер. Важную роль в работе палаты играют парламентские комитеты.

Палата лордов - это верхняя палата английского парламента. В настоящее время палата находится в состоянии существенного реформирования. Принят закон об упразднении членства в ней наследственных пэров.

Функции, роль и полномочия палат различны. Наиболее значимую роль в законодательном процессе и в осуществлении парламентского контроля играет Палата общин. Только она может выразить правительству недоверие. Палату лордов можно охарактеризовать как слабую верхнюю палату: при несогласии с законопроектом, принятым нижней палатой, она может лишь отсрочить его принятие, так как Палата общин вправе преодолеть выражения верхней палаты.

Исполнительная власть Великобритании имеет сложную структуру. В стране имеет Правительство, включающее Премьер-министра и около 100 министров. Правительство никогда вместе на заседании не собирается. В рамках Правительства действует Кабинет - гораздо меньшее по численности собрание министров (около 20). Именно Кабинет принимает от имени Правительства все решения .

Судебная система Соединенного Королевства является весьма сложной. Фактически в стране сосуществуют три судебные системы: Англии и Уэльса, Шотландии, а также Северной Ирландии. При этом свободными инстанциями, действующими в масштабах всей страны, являются только Палата лордов и Тайный совет (коллегиальный орган, традиционно действующий при монархе и формируемый монархом, помимо судебных полномочий осуществляет совещательные функции при монархе.)

Территориальное устройство Соединенного Королевства является унитарным. Исторически Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии состоит из четырех регионов: Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии.

Политико-административное деление регионов различно. Англия и Уэльс делятся на графства, графства в Англии делятся на административные округа, а округа - на общины (приходы). Графства Уэльса непосредственно делятся на общины. Северная Ирландия состоит из графств, они - из округов, округа- из общин. Шотландия территориально поделена на округа, состоящие из общин.

В большинстве местных единиц действуют органы местного самоуправления. Это, прежде всего, выборные непосредственно населением советы. Каждый совет ежегодно выбирает из своего состава председателя, а также комитеты, которым делегируются многие полномочия совета и которые осуществляют исполнительную деятельность. Следовательно, особых исполнительных органов местного самоуправления в Великобритании нет. Чиновники, назначаемые центральной властью и осуществляющие местное управление, тоже отсутствуют. Компетенция органов местного самоуправления традиционна, однако на практике возникают сложности по вопросу о ее разграничении между органами местного самоуправления различных уровней.

Особый статус имеет столица Соединенного Королевства - Лондон. Вместе с прилегающими пригородами он образует единый конгломерат, именуемый Большим Лондоном. В настоящее время органами управления Большим Лондоном являются состоящая из 25 депутатов Ассамблея и Мэр, избираемые непосредственно населением столицы.

Соединенному Королевству принадлежат также островные и зависимые территории, которые, однако, не рассматриваются как его части.

Островные территории - это принадлежащие Англии с феодальных времен остров Мен и острова пролива Ла-Манш. Они являются «коронными» владениями и подчиняются суверенитету Соединенного Королевства. Острова имеют собственные органы управления, но по вопросам обороны, внешних сношений и таможенного дела законы принимает английский парламент.

Зависимые территории - это бывшие колонии Великобритании, сохранившие государственно-правовую связь с ней. В каждой колонии имеется собственный парламент, но он не решает вопросы безопасности .

3. Правовой статус личности Великобритании

Правовое регулирование гражданства в Великобритании имеет свои особенности. Это исторически обусловлено местом прецедентного права в правовой системе страны и статутом крупнейшей колониальной державы, после распада, которой образовалось Содружество, повлиявшее на традиционное для других стран регулирование вопросов гражданства.

В соответствии с Законом 1981г. устанавливаются в Великобритании следующие категории гражданства:

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (British).

2. Граждане британских зависимых территорий (British Dependent Terrirories).

3. Граждане британских заморских территорий (British Oversears.)

Специальный статус предусматривается для:

1) лиц под британской защитой (British protected persons);

2) лиц, проживающих в третьих странах и имевших британское гражданство по закону 1948г., но утративших его в связи с принятием законов о гражданстве в государствах их постоянного проживания (в основном проживающие в Шри-Ланке, Индии, Пакистане.)

1. Граждане Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии составляют основную категорию граждан, обладающих всеми правами и свободами, и, прежде всего, правом свободного въезда и выезда из страны.

Способы приобретения гражданства:

1) по рождению;

2) по происхождению;

3) путем натурализации.

В случае вступления в брак с британским гражданином закон предусматривает меньшие требования к желающему получить гражданство путем натурализации.

4) путем регистрации приобретают гражданство:

1. несовершеннолетние лица, родившиеся на и вне территории Великобритании, но не ставшие британскими гражданами по разным причинам, однако имеющие на это право по закону;

2. совершеннолетние лица, являющиеся гражданами британских зависимых и заморских территорий, лица, находящиеся под британской защитой и проживающие в третьих странах, но имевшие британское гражданство по Закону о гражданстве 1948г .

Утрата гражданства происходит двумя способами:

1. путем отказа от гражданства;

2. в результате лишения гражданства.

2. Гражданство британских зависимых территорий представляет собой специфическую правовую связь лиц, проживающих в ряде бывших британских колоний. Этот статут не предусматривает права свободного въезда на территорию Великобритании, но позволяет в упрощенном порядке (в порядке регистрации) получить гражданство Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

3. Гражданство британских заморских территорий представляет собой переходный, временный правовой статус лиц, которые не приобрели гражданства Великобритании или гражданства британских зависимых территорий до января 1983г.

Лицами под британской защитой могут быть граждане бывших английских колоний или территорий, находившихся под протекторатом Великобритании, которые в соответствии с Законом о гражданстве 1981г. И на основании Приказа в Совете по решению монарха объявляются лицами под британской защитой. Этот правовой статус позволяет получить британское гражданство путем регистрации.

Британское понимание прав человека имеет две основные характеристики:

1) юридические права индивидуума - это остаток его свобод, после того как они были формализованы законом и правоприменительной практикой;

2) главным в институте прав человека является неформальное закрепление их обширного перечня в законе, а эффективные судебные и внесудебные средства их защиты.

В британском конституционном праве не существует единой классификации прав и свобод граждан. Традиционное деление наличные, политические, экономические и социальные права и свободы применимо в Великобритании с оговорками. Для англичан права и свободы - это, прежде всего, индивидуальные права, ограничиваемые государством в силу общественного договора и вытекающие из принципа: каждый может делать то, что не запрещено правовыми нормами.

Свобода личности в понимании англичан означает право не подвергаться тюремному заключению, аресту или любому другому физическому ограничению свободы без надлежащих юридических оснований и гарантий от произвола.

Основой защиты прав граждан от произвола является:

1) право задержанного выяснить причины его задержания и потребовать от судьи их проверки в течение 24 часов;

4) право на обычный, а не чрезвычайный или с особыми полномочиями суд.

Свобода личности означает не только личную неприкосновенность, но и свободу частной жизни. Это понятие включает в себя тайну переписки и телефонных переговоров; защиту от электронных средств контроля над личной жизнью; свободу совести и вероисповедания.

Социальные права получили свое развитие и закрепление в законодательстве лишь в самую последнюю очередь. Среди них выделяются: право на равную плату за равный труд; право на отдых, право на социальное обеспечение; право на образование; право на здоровье и др. .

великобритания конституция монарх гражданство

Заключение

В заключение данной работы можно сделать ряд выводов:

I. Характерные черты конституции Великобритании:

1. она является единой для Соединенного Королевства Англии, Уэльса, Шотландии и Северной Ирландии;

2. она является неписаной. Выделяются три составляющие британской конституции:

· Статутное право;

· Общее право;

· Конституционные соглашения.

3. Она является «гибкой» конституцией. В ней действует общий порядок принятия и изменения парламентских законов, которые не могут пересматриваться судами или объявляться не конституционными.

II. Источники британской конституции: статуты, конституционные обычаи, судебные прецеденты и доктринальные источники.

III. В Великобритании не действует в классическом виде принцип разделения властей, в соответствии с которым законодательная, исполнительная и судебная власть осуществляются разными государственными органами. Монарх всегда был и остается частью каждой из ветвей власти.

Список используемой литературы

1. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. чл.-корр. РАН, проф. М.В. Баглая, д. ю. н., проф. Ю.И. Лейбо и д. ю. н., проф. Л.М. Энтина. -- М.: Норма, 2004. -- 832с.

2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Чиркин В.Е.- «Юристъ», 1997. - 568с.

3. Шестакова К.Д. Конституционное право зарубежных стран.: Учеб. пособие.- М.: Издательство РИОР, 2004.

4. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций.- М.: Юрайт- М, 2002.

5. Конституционное право зарубежных стран / О.В. Афа-К64 насьева, Е.В. Колесников, Г.Н. Комкова, А.В. Малько; Под общ. ред. д. ю. н., проф. А.В. Малько. -- М.: Норма, 2004. -- 320с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Принцип разделения властей, понятие и особенности. Система государственных органов Российской Федерации. Органы законодательной власти. Основная видовая особенность органов прокуратуры. Проблема реализации принципа разделения властей в Конституции РФ.

    реферат , добавлен 01.08.2010

    Исторические особенности развития британской "Конституции", не четкий принцип разделения власти. Основы конституционного статуса личности: права, свободы и обязанности человека. Территориальное устройство Великобритании. Органы государственной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.07.2011

    Отражение принципа разделения властей и механизма системы сдержек и противовесов в Конституции РФ и Конституции США. Становление и развитие конституционного строя, устанавливающего основные положения правопорядка. Демократические права и свободы.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Ветви государственной власти и их органы, единство и взаимодействие. Разделение властей как основа конституционного строя. Понятие и признаки принципа "сдержек и противовесов". Соотношение принципа разделения властей и данной системы в государстве.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

    Характерные черты и источники британской конституции. Конституционно-правовое положение личности. Политические партии и партийная система. Система органов государственной власти. Виды источников британской конституции.

    контрольная работа , добавлен 03.08.2007

    Историко-правовые корни принципа разделения властей. Основное содержание принципа разделения властей. Практика осуществления принципа разделения властей. Принцип разделения властей на примере Конституционного Суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Понятие и сущность конституции в различных странах. Особенности конституции и правовой системы Французской Республики и Великобритании, статус президента и монарха. Парламент и правительство во Франции и Великобритании: порядок формирования, полномочия.

    курсовая работа , добавлен 06.01.2011

    Историко-правовые основы и реализация принципа разделения властей в Российской Федерации и в Республике Башкортостан. Президент, исполнительная, законодательная и судебная власть, прокуратура в системе разделения властей; роль местного самоуправления.

    дипломная работа , добавлен 14.10.2010

    Историческое развитие принципа разделения властей, особенности его реализации в современной России по Конституции 1993 года. Государственные органы, функции которых определены в Конституции. Виды разделения властей в субъектах Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2016

    История развития Конституции Японии. Структура и особенности Конституции 1947 года. Права, свободы и обязанности граждан. Система государственных органов. Демократическая основа обеспечения принципа разделения властей. Принцип народного суверенитета.

Политическая система Великобритании ─ в определенном смысле сложное явление. Однако самым важным фактором для понимания её природы служит фундаментальность и неизменность. Причины, возможно, объясняются тем, что Великобритании не довелось испытать революционных потрясений, как это случалось во многих других странах. В стране практически никогда не было внешних вторжений, исключая только очень давние времена. Кто-то, возможно, вспомнит об Английской гражданской войне (1642-1651), но главное её конституционное последствие ─ отмена монархии ─ продлилось лишь 11 лет. в 1688 году, которую называют также «Бескровной», это классическая или государственный переворот, результатом которой явилось свержение Якова II Стюарта и воцарение Вильгельма Оранского.

Политическая система Великобритании представляет демократическую, конституционную монархию. Она основана на так называемой Вестминстерской (от Вестминстерского дворца, места заседания Парламента Великобритании) демократической парламентской системе.

Соединенное Королевство (наряду с Новой Зеландией и Израилем), можно сказать, уникальное государство. Оно не имеет официальной единой письменной конституции. Вместо этого она основывается на ряде исторических документов, традиционных политических и юридических методов, в совокупности известных как Английское общее право. Основные конституционные документы: Великая хартия вольностей, Петиция о Правах, Билль о Правах, Акт о престолонаследии.

Ключевой датой в эволюции на пути к демократии был 1215 год, когда король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей, согласно которой сложилась новая структура политической власти. Она стала первым документом, ограничивавшим права и полномочия монарха и защищавшим привилегии феодальных баронов.

На настоящий момент Её Величество королева Елизавета II, наследственный монарх, является Главой государства Соединенного Королевства Великобритании. Монарх, в соответствии с Актом о престолонаследии 1701 года, принадлежит Церкви Англии, также является Главой государства для многих бывших британских колоний.

Хотя политическая система Великобритании возглавляется монархией, полномочия царствующей особы, как диктует традиция, ограничены церемониальными функциями. Однако притом, что она практически не принимает непосредственного участия в работе правительстве, Корона остается тем источником, который является окончательной исполнительной властью. Эти полномочия известны как «Королевская Прерогатива» и могут быть применены при многих обстоятельствах, среди некоторых ─ назначение и отставка премьер-министра, роспуск Парламента. Монарх имеет полномочия даже объявить войну (или мир). «Королевская Прерогатива» может быть делегирована непосредственно от имени Короны или вручена министрам, чиновникам.

На самом деле, королевская семья имеет определенное скрытое влияние на Старшие члены, особенно монарх и принц Уэльский (мужчина-наследник), могут прибегнуть к обсуждению вопросов законодательства, если они затрагивают их личные интересы, и исправить их.

Правительство Великобритании возглавляет премьер-министр. Он должен быть членом и сформировать правительство при поддержке этой структуры. На практике это означает, что партии, имеющей абсолютное большинство мест в Палате Общин, назначается премьер-министром. Он затем выбирает министров для своего Кабинета, формирующего исполнительную ветвь власти.

Классически политическая система Великобритании представлена тремя ветвями государственной власти:

Исполнительная - Кабинет министров, управляющий страной и предлагающий новые законы.

Законодательный орган, принимающий законы.

Судебная власть - суды и судьи, гарантирующие, что все подчиняются законам.

Все министры в правительстве являются членами законодательного органа, а некоторые старшие судьи восседают в Палате Лордов. Формально главой судебной власти является премьер-министр. Это яркая иллюстрация того, насколько прагматична и гибка политическая система в Великобритании.

Парламент, состоящий из верхней (Лордов) и нижней палаты (Общин) - законодательный орган правительства Великобритании.

В XX в. в Англии сохраняется двухпартийная система, сущность которой заключается в господстве на выборах двух основных партий. Основным средством сохранения двухпартийной системы является избирательная система, в основе которой лежит принцип избрания одного депутата от каждого избирательного округа. В результате представители малочисленных партий оказываются в невыгодном положении, им трудно получить место в парламенте. До 1923 г. основными партиями Англии были консерваторы и либералы:

  • консервативная партия организационно оформилась в середине XIX в. на основе партии тори. В настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников;
  • либеральная партия, опирающаяся на средний класс, также образовалась в середине XIX в., на основе партии вигов. Постепенно лишалась своей социальной базы и теряла политические позиции. С 1923 г. ее место заняла лейбористская партия - одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникла как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций.

2. Главой государства в Великобритании является король (королева). Он считается верховным носителем исполнительной власти, главой судебной системы, верховным главнокомандующим армией, светским главой англиканской церкви. За британским монархом формально сохраняется право роспуска парламента и назначения премьер-министра и т. д. Король обладает правом окончательного отклонения закона - абсолютного вето, однако почти триста лет это право не применяется. Таким образом, власть короны носит скрытый характер.

3. Высший орган законодательной власти - парламент, который состоит из короля, палаты лордов и палаты общин.

Законодательная инициатива почти полностью осуществляется правительством.

Развитие государственного строя Великобритании в XX в. сводится к усилению исполнительной власти.

Фактически с начала XVIII в. высший орган исполнительной власти - кабинет министров, который сосредоточивает в своих руках все важнейшие полномочия по осуществлению внутренней и внешней политики.

Высший центральный судебный орган - Верховный суд правосудия, в состав которого входят:

  • Высокий суд (рассматривающий гражданские споры);
  • Суд короны (специализирующийся по уголовным делам);
  • Апелляционный суд.

Высшая судебная инстанция в Великобритании - палата лордов. Она является апелляционной инстанцией и судом первой инстанции для пэров, обвиняемых в уголовных преступлениях.



4. Верховным главнокомандующим армией Великобритании считается король (или королева). Ответственность за подготовку страны к войне и за состояние вооруженных сил несут премьер-миниистр и кабинет министров. Высшее руководство вооруженными силами осуществляет комитет обороны и внешней политики.

5. Выборным органом местного самоуправления во всех административно-территориальных единицах Великобритании (кроме малонаселенных приходов) является совет.

48. Основные тенденции в развитии государственного механизма Великобритании в XX веке. Реформы избирательного права.
1.Партийная система Великобритании:
Основой политической системы стала двухпартийная система. изменились субъекты противостояний, и соответственно содержание межпартийного противостояния. на выборах конкурировали две основные партии - консерваторы и либералы. В 20-ом (XX) веке консервативная партия сохранила свои позиции. Консерваторы - адепты рыночной экономики, сторонники укрепления частного предпринимательства и сторонники сокращения социальной помощи государства. В 20 веке во главе консерваторов стоял - Черчилль, Именно с его имени и консервативной партии связаны достижения Великобритании во внешней политике. В 20-ых годах массовой популярной партией становится лейбористская. Партия является по сути социалистических людей (широкая натурализация экономики, увеличение налогообложения для богатых а так же широкие социальные программы). Широкая война в 20-ом (XX) веке развернулась между консерваторами и лейбористами. На рубеже 20-21веков у власти в Великобритании находились лейбористы. Важной особенностью двухпартийной системы Великобритании является то, что политические силы принимают основы существующего общественного строя. Сменяя друг- друга у власти они не ставят цели координатных социально экономических, политических изменений.
2.Эволюция парламента
Парламент в Великобритании в 20в сохранил свою структуру. Число депутатов на протяжении двадцатого столетия менялось.
депутаты стали работать на профессиональной основе (стали получать заработную плату). Палата общин Формируется посредством демократических выборов
К концу 20 (XX) века количество членов составляло более тысячи человек, реальное участие в работе принимают 200-300 лордов. Палата лордов формируется посредством назначения по представлению правительства монарх назначает пожизненных пэров в верхнюю палату парламента.
Основными тенденциями эволюции парламента в 20-м (XX) веке стало возрастание значения палаты общин, в сравнении с палатой лордов:
1) установился законодательный приоритет палаты общин
2) установилось следующее правило: палата лордов обязана утверждать любой закон, принятый палатой общин во исполнение предвыборной программы победившей партии. .

3.Эволюция правительства

Основной тенденцией развития государственного строя Великобритании в 20 (XX) веке стало усиление исполнительной власти, правительства. Фактором, который способствовал, была Первая и Вторая мировые войны. принимается акт о защите государства, который на время войны передал всю полноту власти в руку правительства.
Так же был принят акт о чрезвычайных полномочиях правительства. Усиление позиций правительства выразилось в:
1. Передача правительству законодательной власти



2. В контроле правительством палаты общин при помощи партийной системы
3. Должность главы правительства (премьер-министра) приобретает самостоятельный конституционный статус.
4. Должность премьер-министра превращается в первое лицо государства.

Полномочия премьер-министра:
1.Определяет персональный состав правительства
2. По представлению премьер-министра производится назначение монарха в пожизненное пэрство.
3. Награждение большинством британских наград, титулом и прочее.

4.Изменение правового статус короны
Великобритания сохранила форма правления – конституционная монархия.

Полномочия монарха:
1.Назначение премьер-министра.
2.Право созвать или распустить парламент
3.Право пожаловать титул пэра.
4.Право советовать правительству.
5.Право предостерегать правительство
6.Монарх осуществляет представительские функции.

49. Борьба за образование единого германского государства. Конституция германской империи 1871г. Характер политического режима Германии в конце XIX в.

Господствовали – князья, дворянство. Форма правление - МОНАРХИЯ.

Началась буржуа-демократическая революция во Франциии,она переросла в германскую. Входе революции встал вопрос об объединении страны.Задача: приход буржуазии к власти, ликвидация старых порядков. Но в ходе революции они не были решению Буржуа испугались размаха пролетариата. народное собрание было разогнано, революция завершилась так и не решив вопросов.Развитие капиталистических отношений в Германии. Партиям становится тормозом для развития торговли и промышленности. Требование единства. В 19 веке ведут борьбу за лидерство в объединении. Австрия и Пруссия. Пруссия – ряд войн. победа над Данией. над Австрией. Пруссия создала Северо-германский союз в главе с Пруссией, принята конституция. В нее входила часть северогерманских государств.Объединение Германии создавало возможности для быстрого промышленного развития.Но это не привело к полному установлению господства буржуа. В объединение германская буржуазия заняла подчинительное положение.

Конституция 1871

Высший органы: Императоры. Титул император получил прусский король. Обширные полномочия. Он имел исключительные права в области внешних отношений, объявлял войну и заключать мир, командование, назначать канцлера. законодательная власть у «парламента», но император мог контролировать деятельность.Преобладающая роль у Бундесрата, который состоял из членов, назначаемых партиями отдельных государств, субъектов.Председатель Бундесрата – Канцлер, назначался императором. Если у Бундесрата мнения разделялись, то его голос был решающий.Императорское правительство было представлено в единственном лице – канцлера.Кабинета министров нет, только начальники императорских ведомство - подчинение.Форма государственного устройства – федерация.

Германская конституция.

Назвать этот режим демократическим нельзя (хотя было всеобщее избирательное право для мужчин), с самого начала в государстве преобладали антидемократические тенденции, допускалось легальное существование партий.появился закон против социалистов: суровые меры преследования соц. организаций:

o 1)запрещалось создание и деятельность обществ, имеющих цель свержение существовавшего строя путем социалистических, коммунистических усмотрений

o 2)полиции предоставлялось право закрывать газеты, в которых пропагандировались эти идеи, собрания.

· 3)прочие общества не запрещались, но становились под контроль правительства, их можно было распустить

· 4)правительство могло ввести малое осадное положение

· Полит режим кайзеровской Германии . Слож­ные соц-эконом процессы на пути истор развития объединенной Германии XIX в влияли на частые изменения ее полит режима. Особую роль в этих процессах играл ее канцлер (министр-президент Пруссии) О. Бисмарк.

· Для первых лет канцлерства Бисмарка характерно пре­обладание либеральных методов и средств осуществления го­с власти. В это время не только снимается мно­жество феод препон для развития предприн-ва и торговли, но и создается общеимперская партийная система, растут рабочие организации, партийная печать.

Избирательная реформа 1918 г.

Развитие государственного строя Великобритании в период между двумя мировыми войнами характеризуется уже известной нам основной чертой: буржуазная демократия развивается, но это развитие чисто внешнее, ее содержание все более выветривается, реакция укрепляется, где вопреки, а где и благодаря буржуазно-демократическим институтам.

Наибольшее значение имели реформы избирательного права 1918 и 1928 гг.

Реформа 1884 г. значительно (втрое) увеличила число избирателей, но все еще сохранила имущественный ценз (в виде квартирного). Все еще не существовало деления на избирательные округа, равные по числу населения (хотя бы приблизительно), один и тот же избиратель мог голосовать в нескольких округах (где у него имелся имущественный ценз), выборы происходили не в один день по всей стране, а продолжались несколько недель.

Избирательная реформа 1918 г. устранила, хотя и не особенно радикально, все эти наиболее одиозные недостатки. В избирательный список заносилось каждое лицо мужского пола, достигшее избирательного возраста (21 года) и проживающее в избирательном округе не менее 6 месяцев. Но лицо, имеющее ценз оседлости в одном округе и земельную или иную собственность в другом или вошедшее в избирательный список по университетскому избирательному округу, может голосовать в двух округах и сохраняет, таким образом, два голоса (однако не больше двух). Голосовать больше чем в двух округах закон воспретил.

В вопросе женского избирательного права реформа не пошла дальше уродливого компромисса. Активное избирательное право получили женщины, достигшие 30 лет и владеющие помещением для жилья или занятий (с годовой доходностью не ниже 5 фунтов стерлингов) либо состоящие в супружестве с лицом, удовлетворяющим этим условиям.

Установлены были одинаковые избирательные округа так, что один депутат приходился приблизительно на 70 тыс. жителей.

Выборы проводятся в один день по всей стране. Палата общин 1918 г. избрана была уже на основе нового избирательного закона. Число избирателей поднялось (в круглых цифрах) с 8 млн в 1910 г. до 21 млн, что составило около половины населения.

Избирательная реформа 1928 г.

Следующий шаг сделан был в 1928 г., когда специальным актом парламента женщина была уравнена в избирательных правах с мужчиной. Реформа была проведена консервативным кабинетом, который не без оснований рассчитывал на ближайших выборах получить голоса новых избирательниц. Однако надежды эти не оправдались. Из 4 млн новых голосов (на выборах 1929 г. голосовало около 26 млн избирателей против 22 млн в 1924 г.) большая часть оказалась на стороне лейбористов (около 8,5 млн голосов против 5,5 млн в 1924 г.), но прирост этот произвел, как мы уже знаем, очень незначительный эффект. В промежуток между двумя крупными избирательными реформами, в 1926 г., закон сократил ценз оседлости до трех месяцев (для Олстера остался прежний шестимесячный срок).

После реформ 1926 и 1928 гг. английское избирательное право, хотя и не совсем равное, но допускающее к выборам значительно больше половины населения (на выборах 1945 г. числилось избирателей 33 млн, из коих голосовало 20 млн), надо признать довольно широким, но и это массовое голосование не дает результатов, нужных массам: вся обстановка капиталистического государства, буржуазный государственный аппарат в целом - злейший враг всеобщего избирательного права. К этому присоединяются нелепости мажоритарной избирательной системы, которая одна способна исказить результаты голосования, если бы и не было других недостатков.

Отношения палаты общин и палаты лордов.

Палата общин, избираемая на основе широкого избирательного права, по-прежнему имеет рядом с собой невыборную олигархическую палату лордов, враждебную ей и готовую в нужный момент выступить против нее. Отношения мелку палатами никак нельзя считать урегулированными в демократическом духе актом 1911 г., и это особенно ясно становилось по мере усиления лейбористов с 1918 г. Палата лордов по-прежнему и сейчас, как 50 лет назад, - цитадель консерватизма. В этой односторонности - ее громадная и совершенно явная одиозность. "Когда у власти консервативное правительство, палата лордов сохраняет почти полную безжизненность; если же у власти правительство другой партии, палата лордов склонна создавать ему ненужные затруднения и стремится использовать все свои полномочия, оставшиеся еще у нее в силу "Акта о парламенте", чтобы сделать затруднения правительства наибольшими". Полномочия же эти все-таки значительны: палата лордов может отсрочить на два года любую неугодную ей меру правительства, и уже давно можно было предвидеть, что она непременно будет пользоваться этой возможностью, если у власти окажутся лейбористы: "Рано или поздно конфликт с социалистическим правительством неизбежен". Палата лордов не может оспаривать финансовые билли, прошедшие палату общин, но до настоящего времени не было случая, чтобы спикер палаты общин объявил финансовым такой билль, который в действительности не является финансовым и не подходит под (очень точные) квалификации акта 1911 г. Таким образом, "хотя палата лордов формально лишилась права вето, по существу она его сохранила. Можно даже сказать, что косвенным образом сохранилась ее власть над финансами, ибо всякое большое мероприятие в области социальной реконструкции есть по существу билль о перераспределении доходов, и власть отсрочить его осуществление есть финансовая власть очень значительного характера".

Парламент и правительство.

Усиление правительственной власти. Отношения между парламентом и правительством развивались после первой мировой войны по прежней линии все растущего практического перевеса правительства. Если это консервативное правительство, оно господствует не только в палате общин, но и в палате лордов. Если это лейбористское правительство, опирающееся на лейбористское большинство в палате общин (как после выборов 1945 г.), оно вынуждено считаться с палатой лордов, но отнюдь не с палатой общин.

Для усиления и расширения своей власти и для освобождения от сколько-нибудь полного контроля палаты общин правительство пользуется всяким случаем: войной, внутренними затруднениями, осложнившейся внешней обстановкой. Делегированное законодательство превращается после первой мировой войны в общее правило. В 1932 г. специальная комиссия во главе с лорд-канцлером изучала вопрос о власти министров. Ее заключения подвели некоторые итоги развития делегированного законодательства в XX в. Комиссия признала, что правительство уже давно законодательствует по принципиальным вопросам и даже вводит новые налоги, а это в Англии, где историческое развитие парламента тесно переплетается с борьбой его за исключительное право регулировать обложение, означает полное фактическое поражение парламента. Комиссия признала, что правительство свободно "изменяет" парламентские статуты. "Одна только мысль о том, что подчиненное законодательство может позволить себе расходиться со священным текстом статута, на первый взгляд возмутительна. Чего же нам, - вопрошают законодатели, - здесь сидеть и тщательно обсуждать точный язык будущего закона, если кто-то посторонний может потом изменить этот закон росчерком пера? Зачем, вопрошают граждане, мы голосуем на выборах и посылаем представителей в законодательное собрание, если какой-то невыборный чиновник может уничтожить дело наших рук?"1

Что бы ни говорили озадаченные законодатели и что бы ни спрашивали возмущенные избиратели, все стоят перед фактом давнего и все более явного упразднения парламента как законодательного органа.

Комиссия лорд-канцлера авторитетно засвидетельствовала, что как там себе хотят законодатели и их избиратели, а практика делегированного законодательства необходима и неизбежна. Но суть-то в том, что после первой мировой войны имеется уже не делегированное законодательство, а законодательство правительства, которое законодательствует и прямо, и косвенно, и по принципиальным вопросам, и по бюджетным, и по техническим, и по каким ему заблагорассудится, и с разрешения палаты общин и без оного. В 1927 г. "парламент принял 43 закона. О большинстве из них общество либо ничего не слышало, либо слышало очень мало. Они были предложены министрами... И в том же 1927 г. ... министрами было издано не менее 1349 обязательных постановлений и распоряжений. Они представляют собой такую же составную часть законодательства, как акты парламента".

Чрезвычайные полномочия превращаются в постоянные. Эта роль правительства, окончательно сосредоточившего в своих руках правительственную, в новом смысле, власть (т. е. одновременно и неразлучно нормативную по всем и всевозможным вопросам и исполнительную), особенно возрастает в моменты кризисов. В эти периоды власть правительства приобретает открыто и закономерно охранительный, реакционный, иногда террористический по отношению к трудящимся характер. Но в XX в. Великобритания, как мы сейчас покажем, идет от кризиса к кризису. В 1914 г. диктаторская и бесконтрольная власть правительства получила обоснование в "Акте о защите государства". Вскоре по окончании войны, в 20-х годах, господствующие классы Великобритании стали лицом к лицу с подъемом революционной активности пролетариата. Это было время бурно растущей безработицы, крупных забастовок, уличных демонстраций и волнений, походов безработных на Лондон и т. д. Это был кризис посерьезнее даже военного с точки зрения классовых интересов буржуазии. Парламентский акт 1920 г. об исключительных полномочиях, в отличие от акта 1914 г., был не временным, а постоянным законом, который правительство уполномочено было приводить в действие когда ему угодно, простым объявлением "исключительного положения". Акт об исключительных полномочиях позволял правительству в любую минуту восстанавливать всю систему, господствовавшую во время войны, т. е. внесудебную расправу по ряду "преступлений", цензуру, обыски, аресты и высылки по произволу полиции, без разрешения суда, наконец, смертную казнь. И уже в 1921 г. во время забастовки горняков террористическая машина эта была пущена в ход; затем она свирепствовала в 1924 г. во время стачки докеров; затем - в 1926 г. во время всеобщей забастовки.

Назначение, смысл, роль закона о чрезвычайных полномочиях, который неизменно выступал на сцену в дни рабочих волнений, совершенно ясны. Во время всеобщей забастовки страна была превращена в военный лагерь. Тюрьмы наполнены были арестованными за "речь против монархии", за "хранение документов, содержание которых противоречит правительственным мероприятиям", за "угрозу штрейкбрехерам" и за тому подобные "преступления".

Некоторые более отдаленные, по поучительные справки. Когда в 1893 г. войска, вызванные для усмирения углекопов, застрелили в темноте двух стачечников, Асквит, тогда министр внутренних дел, дал в палате общин подробное объяснение, смысл которого был тот, что министр внутренних дел, а следовательно, кабинет в целом, совершенно не ответственен за организацию и образ действий местного самоуправления. А между тем, как подчеркнул Асквит, обязанность предупреждать и подавлять беспорядки лежит в Англии и теперь, как и в глубокой древности, на обязанности органов местного самоуправления. И он тут же решительно заявил, что "для охранения правосудия и для господства законного порядка в стране был бы очень печален тот день, в который мы решилась бы централизовать то, что теперь зависит от местного населения, если бы мы отняли у мировых судей контроль над политикой и передали бы его министру внутренних дел"1.

Поучительно сопоставить эти заявления с не менее твердыми словами министра внутренних дел в палате общин 5 мая 1926 г., когда он, защищая действия правительства, подчеркнул, что чрезвычайные полномочия даны отнюдь не каждому судье или полицейскому офицеру, а именно министру внутренних дел, от которого уже зависит передоверить эти полномочия судьям и полиции.

Выступление министра внутренних дел в палате общин 5 мая 1926 г. по поводу применения Акта о чрезвычайных полномочиях отличалось вообще бесстыдной откровенностью. Перечислив длинный ряд драконовских постановлений чрезвычайного закона и коснувшись мер против действий, "возбуждающих мятеж", он утешил палату общин сообщением, что постановления эти представляют лишь использование уже сложившегося "общего права" с той лишь особенностью, что они позволяют действовать без проволочек. Упомянув о праве полиции арестовывать без судебного приказа, он признался, что в настоящее время права обыкновенного констебля арестовывать без такого приказа вообще очень обширны1.

Таким-то образом к концу двадцатых годов нашего века централизация и бюрократизация достигли в Англии того именно предела, о котором говорил со страхом Асквит в 1893 г.

Не показательно ли, что за период с 1919 по 1934 г. было вынесено больше приговоров за политические преступления, чем за сто лет - с 1817 по 1919 г.?

Акты периода второй мировой войны.

Наконец, накануне второй мировой войны в августе 1939 г. новый акт "Об исключительных полномочиях" (обороны) подразумевал, что и до открытия военных действий, и после этого правительство облекается диктаторскими полномочиями. К 1 сентября правительство уже подарило стране 18 статутов по вопросам денежного обращения, цен, полномочий судов, образования новых министерств, об уполномоченных правительства в графствах, о военной службе, об экспорте и импорте и проч. и проч. Затем статуты посыпались десятками. Палата общин некоторое время пыталась сохранить хоть некоторые законодательные права, но в ноябре 1939 г. вынуждена была одобрить резолюцию, внесенную Чемберленом, согласно которой законопроекты исходят только от правительства.

Новые законы установили право правительственных агентов: 1) заключать в тюрьму на неопределенный срок без суда, без объявления причины ареста, 2) арестовывать за "попытку вызвать недовольство среди занятых на королевской службе", 3) вводить исключительное положение во всей стране или в отдельных местностях.

Одна из газет ("Evening Standard") писала в 1939 г., что агентов Андерсона (министр внутренних дел) народ боится больше, чем немцев.

Некоторые из этих мероприятий были неизбежны и впоследствии оправданы военной необходимостью. Из них важнейшим был переход к всеобщей воинской повинности и создание многомиллионной регулярной армии. Но зачем в течение всего 1938 г. действовал специальный закон, запрещающий политические демонстрации в Ист-Энде - рабочем районе Лондона? Зачем была закрыта газета компартии "Dally Worker"? Как характерна та торопливость и жадность, с которой английская буржуазия пользуется всякими кризисами, военными и невоенными, чтобы окружиться частоколом чрезвычайных законов и экстренных мероприятий и чтобы расширить поход на передовую часть рабочего класса!

Всякое расширение правительственной власти в буржуазном государстве есть прежде всего расширение бюрократического аппарата. После первой мировой войны создан был ряд новых министерств и среди них министерства угольной промышленности, общественных работ, колоний, доминионов, авиации, пенсий. Иначе говоря, в одних областях бюрократизация усиливалась (колонии, военное дело), а на другие области распространялась заново.

Во время второй мировой войны правительственный аппарат был расширен до чрезвычайных размеров. Создан был ряд новых министерств вроде министерства экономической войны, министерства военного производства, министерства военного снабжения, министерства гражданской обороны, министерства национального обеспечения и др.). Большинство из этих ведомств по окончании войны было ликвидировано, но, как мы уже знаем, от однажды расширенных и умноженных полномочий бюрократический аппарат никогда целиком не отказывается даже по миновании той надобности, которая создала эти полномочия. В частности, надо отметить крупную реформу 1946 г., состоящую в создании нового министерства - министерства обороны для координации деятельности министерств военного, морского и авиации.

Одновременно создается Комитет обороны под председательством премьер-министра с участием четырех упомянутых министров и некоторых других.

Централизация и местное самоуправление.

Период после первой мировой войны характеризуется дальнейшим распространением правительственной централизации на область местного самоуправления. Со времени реформ 1888 и 1894 гг. централизация делала последовательные и успешные шаги, и можно сказать, что ко второй мировой войне установилась полная и всесторонняя зависимость местного самоуправления от центрального правительства. По сути дела, здесь налицо те самые внутренние отношения централизованного государства, которые мы наблюдаем в крупных государствах континента. Характерная черта английской системы централизации в том, что она осуществляется не агентами центра на местах, а иными способами. Во французской, например, системе до 1940 г. префект департамента был агентом министерства внутренних дел, им назначаемым и увольняемым (формально Президентом республики), перед ним исключительно ответственным, но наделенным весьма широкими законными правами надзора по отношению к Генеральному совету и, что особенно важно, практически служившим единственным исполнительным органом Генерального совета.

Агенты типа префекта являются на континенте и после второй мировой войны важнейшими органами централизации. Английская система местного самоуправления не знала и не знает ничего похожего на таких агентов. Лорд-наместник и шериф - единственные должностные лица графства, назначаемые королем. Но первая должность уже очень давно имеет вполне и исключительно почетный характер; шериф же - исполнитель судебных решений и не имеет отношения к местному самоуправлению. Свое руководство местным самоуправлением центральные ведомства проводят способами, по существу, приближающимися к континентальным, но отличающимися от них по форме. Эффективность там и здесь одинакова.

Роль министерства здравоохранения.

Главную роль играет в этой области министерство здравоохранения, созданное в 1919 г. вместо Главного совета местного управления и перенявшее функции этого Совета. С этого времени вся обширная область коммунального и муниципального благоустройства вместе с местными финансами составила сферу ведения министерства здравоохранения, так что общественная санитария и здравоохранение являются лишь некоторой частью этой сферы. Формы руководства со стороны этого министерства и многих других (министерства внутренних дел, торговли, просвещения, земледелия и рыболовства, транспорта и других) суть отдаваемые в виде общих и конкретных распоряжений и циркуляров указания, которых органы местного самоуправления обязаны придерживаться в своей деятельности, право утверждать многие из местных постановлений, носящих характер общеобязательных норм (by-laws или по новейшей правительственной транскрипции bye-laws). Со времени первой мировой войны соответствующие ведомства твердо усвоили практику издавать типовые правила на все случаи местной жизни, и эти правила благоразумно реципируются органами самоуправления во избежание бесполезных трений с центральной властью.

Парламентские акты 1928 и 1929 гг.

Но все более и более верным средством подчинения органов местного самоуправления центральной власти становится со времени первой мировой войны их финансовая зависимость от центра. Правительство и раньше утверждало займы, заключаемые местными органами, так что без санкции центра советы городов и графств не получали необходимых средств для проведения насущных мероприятий, но теперь оно все чаще и непосредственно выступает в качестве источника специальных ассигнований на различные конкретные цели, а тем самым ставит местные органы в самую прямую и близкую зависимость от себя.

Именно в этом отношении громадное значение имели парламентские акты 1928 и 1929 гг., которые значительно сократили право органов местного самоуправления облагать на местные нужды промышленные, железнодорожные и в особенности сельскохозяйственные предприятия. Уже и раньше существовали ограничения в отношении церковной, школьной, государственной и иных видов собственности; с конца же 20-х годов ресурсы местного самоуправления были так сужены, что без государственной финансовой помощи они не могут обходиться в длинном ряде случаев. Акт 1929 г. очень подробно определяет и регулирует виды правительственной финансовой помощи, ставя правительственные субсидии в известную зависимость от числа населения города или графства и от других данных.

Акт о местном управлении 1933 г.

Наконец, в 1983 г. вековой (считая с первой значительной реформы городского самоуправления 1835 г.) путь развития английского местного самоуправления был подытожен в Акте о местном самоуправлении, который можно считать кодексом местного самоуправления. Акт однообразно и точно формулирует основания и порядок возникновения новых территориальных единиц, их органов, устанавливает минимум и максимум советников и олдерменов в различных советах, сроки их службы, фиксирует нормы избирательною права в органы местного самоуправления, регулирует деление на избирательные округа и все прочие детали выборов, говорит о сроках созывов советов, об их деятельности, об их председателях, о комиссиях и комитетах, о местных должностных лицах (общее число которых накануне второй мировой войны достигало 100 тыс.) и их правах и обязанностях, о местных обязательных постановлениях, исходящих от советов, о бюджетах, о займах, об ассигнованиях от центральной власти, о способах контроля деятельности местного самоуправления со стороны центральных ведомств и т. д. и т. п.

Все то, что в течение века и более регулировалось от случая к случаю отдельными актами парламента, решениями правительства, обычаем, практикой, суммировано в акте 1933 г., приведено в ясность и в систему с устранением всего отжившего и несообразного и с учетом опыта и практики векового развития.

Закон 1945 г. об избирательном праве. Законом 1945 г., принятым еще до выборов, давших победу лейбористам, было расширено избирательное право в советы графств, городов и приходов. Это избирательное право, принадлежавшее раньше только плательщикам местных налогов, распространено указанным актом на ряд других категорий местных жителей, удовлетворяющих цензу оседлости (12 месяцев). Вследствие этого число избирателей возросло на 7 млн. На выборах в ноябре 1945 г. в большинстве графств одержали верх лейбористы.