Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание) - соединение различных элементов, сторон объекта в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении термин «Синтез» противопоставляется анализу, с которым он неразрывно связан; С. и анализ дополняют друг друга, каждый из них осуществляется с помощью и посредством др.

Анализ и Синтез лежат не только в основе всех видов человеческой деятельности, но в своих элементарных формах - в основе поведения высших животных. Синтез, как мыслительная операция, производен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Синтез - мыслительная операция - включенный в акты взаимодействия организма со средой процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединения различных элементов, сторон объекта в единое целое. Являет собой необходимый этап познания.

Синтез неразрывно связан с анализом, они взаимодополняют друг друга. Как свойственные людям мыслительные операции, синтез и анализ исторически формируются в ходе их материально-преобразующей деятельности.

Большая энциклопедия по психиатрии. Жмуров В.А.

Синтез (греч. synthesis – соединение, сочетание, составление)

  1. процесс объединения элементов, в результате которого они сливаются, интегрируются или организуются в единое целое;
  2. целое, целостное, сформированное таким образом, что возникающая при этом структура приобретает свойства или качества, которые отсутствуют у отдельных составляющих ее элементов. Следует отметить, что эти элементы в целостной структуре также меняют свои первоначальные свойства. Вырванные из контекста они могут иметь значение, которым не обладают их абстрактные прототипы или обладают совсем другим значением в ином контексте;
  3. метод научного исследования, состоящий в: а) изучении предмета, явления как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей; б) обобщении, соединении данных, добытых методом анализа;
  4. в химии – получение сложных химических соединений из более простых;
  5. в психологии мышления – умственная операция соединения разрозненных впечатлений, данных в некую целостную, законченную в смысловом отношении структуру;
  6. в психопатологии – объединение всех имеющихся клинических и параклинических данных в синдромальный или нозологический диагноз. Антоним: Анализ.

Психологический словарь. И. Кондаков

Синтез

  • Словообразование - происходит от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление.
  • Категория - ознавательный процесс.
  • Специфика - соединение различных признаков объекта или процесса, выделенных на предшествующей стадии анализа, в некую систему с воспроизведением иерархических связей, свойственных реальным объектам.

Оксфордский толковый словарь по психологии

Синтез

  1. 1. Процесс объединения элементов, в результате которого они сливаются, интегрируются или организуются в единое целое.
  2. 2. Целое, сформированное таким образом. Обратите внимание – здесь имеется коннотация, что возникающее целое имеет свойства или качества, являющиеся результатом синтеза, и не обязательно получаемые путем анализа отдельных элементов. См. здесь творческий синтез. Прилагательное – синтетический, которое может также нести дополнительную коннотацию искусственности. Противопоставляется анализу.

предметная область термина

1) Синтез - (греч. synthesis - соединение) - объединение научного, философского и религиозного знания для достижения полноты понимания реальности. В античной философии такой синтез дал неоплатонизм. В Средние века схоластика создала Суммы. Начиная, однако, с Ренессанса, ни одна из эпох культурного и интеллектуального развития не смогла выразить себя в синтезах подобного масштаба, но в индивидуальном религиозно-философском творчестве такие попытки предпринимались постоянно. Тейяр де Шарден на Западе и представители философии Всеединства в России предложили новые варианты, вызвавшие много споров. Раскрытие тайн бытия в таких синтезах не достигается, но все же они "ясно и просто показывают, что у человеческого ума есть пути и средства для того, чтобы плодотворно работать над проблемою сочетания учений о высших и низших сторонах мира в целостное единство " (Н.Лосский). Сторонников синтеза в ХХ в. нередко упрекали в модернизации церковного вероучения, искусственного соединения вечной правды с тем, что преходяще, что обусловлено временем и местом. Модернист, согласно Дж.Тиррелу, - тот, кто "верит в возможность синтеза основных религиозных истин и основных истин современности", кто надеется возвысить значение религии, придав ей современное звучание. Споры на эти темы далеки от завершения.

2) Синтез - объединение различных элементое целого. Подобное объединение (в краткой формуле, синтетической картине) требует умственной активности, сравнивающей, объединяющей и сплавляющей идеи в одну новую идею, более простую и более ясную. В логике синтетические суждения (в которых предикат добавляет чтото новое к понятию субъекта: например, («любое тело имеет вес») противопоставляют аналитическим суждениям («любое тело протяженно»: понятие протяженности уже включено в понятие материального тела). Анализ акта синтеза, свойственного человеческому познанию, провел Кант в «Критике чистого разума ». это акт, с помощью которого воображение связывает умственное понятие с чувственной интуицией – актуализацией понятия в пространстве и времени. У Гегеля диалектический синтез – это слияние тезиса и антитезиса в высшей реальности.

3) Синтез - - процесс реального или мысленного объединения ранее выделенных частей предмета в единое целое; связан с анализом.

4) Синтез - - соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.

5) Синтез - - а способность дать видеть нечто в его совместимости с чем-то, нечто как нечто.

6) Синтез - - один из способов познания мира с использованием средств логики. Атрибут системной методологии и системного подхода. Современная наука и философия все более обретает черты синтетической философии, делающей упор на поиске интегративных характеристик бытия, процессах формирования целостности, смыслообразующей деятельности человека, чему посвящены многие труды выдающегося философа современности и ученого-системщика В. В. Налимова, И. С. Добронравовой, Е. Князевой и С. П. Курдюмова (философские проблемы целостного синергетического мировоззрения), философские разработки лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, относящиеся к созданной им новой концепции времени.

7) Синтез - (от греч. synthesis - соединение, сочетание) - метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное понятие - анализ. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому истинный синтез не агрегат, а "созидательный синтез". О синтезе в гегелевском, т.е. диалектическом, понимании см. Гегель, Диалектика. Кант осн. действием мышления считал "синтез трансцендентальной апперцепции", при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.

Синтез

(греч. synthesis - соединение) - объединение научного, философского и религиозного знания для достижения полноты понимания реальности. В античной философии такой синтез дал неоплатонизм. В Средние века схоластика создала Суммы. Начиная, однако, с Ренессанса, ни одна из эпох культурного и интеллектуального развития не смогла выразить себя в синтезах подобного масштаба, но в индивидуальном религиозно-философском творчестве такие попытки предпринимались постоянно. Тейяр де Шарден на Западе и представители философии Всеединства в России предложили новые варианты, вызвавшие много споров. Раскрытие тайн бытия в таких синтезах не достигается, но все же они "ясно и просто показывают, что у человеческого ума есть пути и средства для того, чтобы плодотворно работать над проблемою сочетания учений о высших и низших сторонах мира в целостное единство " (Н.Лосский). Сторонников синтеза в ХХ в. нередко упрекали в модернизации церковного вероучения, искусственного соединения вечной правды с тем, что преходяще, что обусловлено временем и местом. Модернист, согласно Дж.Тиррелу, - тот, кто "верит в возможность синтеза основных религиозных истин и основных истин современности", кто надеется возвысить значение религии, придав ей современное звучание. Споры на эти темы далеки от завершения.

объединение различных элементое целого. Подобное объединение (в краткой формуле, синтетической картине) требует умственной активности, сравнивающей, объединяющей и сплавляющей идеи в одну новую идею, более простую и более ясную. В логике синтетические суждения (в которых предикат добавляет чтото новое к понятию субъекта: например, («любое тело имеет вес») противопоставляют аналитическим суждениям («любое тело протяженно»: понятие протяженности уже включено в понятие материального тела). Анализ акта синтеза, свойственного человеческому познанию, провел Кант в «Критике чистого разума ». это акт, с помощью которого воображение связывает умственное понятие с чувственной интуицией – актуализацией понятия в пространстве и времени. У Гегеля диалектический синтез – это слияние тезиса и антитезиса в высшей реальности.

Процесс реального или мысленного объединения ранее выделенных частей предмета в единое целое; связан с анализом.

Соединение различных сторон предмета в единое целое (систему) и рассмотрение целого с учетом особенностей сторон.

А способность дать видеть нечто в его совместимости с чем-то, нечто как нечто.

Один из способов познания мира с использованием средств логики. Атрибут системной методологии и системного подхода. Современная наука и философия все более обретает черты синтетической философии, делающей упор на поиске интегративных характеристик бытия, процессах формирования целостности, смыслообразующей деятельности человека, чему посвящены многие труды выдающегося философа современности и ученого-системщика В. В. Налимова, И. С. Добронравовой, Е. Князевой и С. П. Курдюмова (философские проблемы целостного синергетического мировоззрения), философские разработки лауреата Нобелевской премии И. Пригожина, относящиеся к созданной им новой концепции времени.

(от греч. synthesis - соединение, сочетание) - метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное понятие - анализ. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого есть не только внешняя сумма свойств компонентов, но также и результат их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому истинный синтез не агрегат, а "созидательный синтез". О синтезе в гегелевском, т.е. диалектическом, понимании см. Гегель, Диалектика. Кант осн. действием мышления считал "синтез трансцендентальной апперцепции", при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.

Синтез в психологии и логике

состоит в соединении, в установлении связи между различными элементами сознания. Понятие С. может иметь два существенно различных значения: психологическое и логическое. В первом отношении С. называется основное свойство сознания, благодаря коему самые разнообразные состояния сознания получают объединение и становятся состояниями этого определенного "я". В этом значении психология может различать и исследовать чрезвычайно разнообразные результаты синтетической деятельности, из коих некоторые предшествуют образованию вполне ясного сознания. Напр. в ощущениях мы аналитически признаем сложность элементов и потому должны предположить деятельность, которая объединила разнообразные элементы. В восприятиях, в ассоциациях мышления легче проследить С., чем в более элементарных актах души. В логике слово С. обозначает акт ума, противоположный анализу. Некоторые логики говорят об анализе и С., как об особых методах, но разграничить сферу одного от сферы другого чрезвычайно трудно ввиду того, что они чрезвычайно тесно соединены. В геометрии иногда аналитическими называют те доказательства теорем, которые ведутся путем алгебраического вычисления в противоположность решению путем построения, которое называют синтетическим. Вообще говоря, строгого определения логического понятия С. в применении к методологии трудно найти в литературе предмета. Обыкновенно слово С. применяется к образованию форм понятий и суждений. Очень известно и постоянно упоминается деление Кантом суждений на аналитические и синтетические: аналитическими называются те, в коих сказуемое не прибавляет нового признака к мыслимым по необходимости в подлежащем; синтетическим называется суждение, в котором сказуемое прибавляет к подлежащему признак, в подлежащем не заключенный. Хотя это деление и вошло почти во все учебники логики, но, строго говоря, трудно найти пример для аналитического суждения, ибо даже в тождественном суждении сказуемое присоединяет нечто к подлежащему, чего первоначально в нем не было, а именно равенство с самим собою. Дробиш говорит о синтетических понятиях (Begriffsformen), в коих выражается внутренняя связь (connexio) понятий. Обыкновенно термин С. употребляется в применении к доказательствам, причем регрессивный путь от следствий к причинам называют аналитическим, а прогрессивный от оснований к выводам - синтетическим. Из этого видно, что термин С. довольно неопределенный, почему некоторые логики обходятся вовсе без него. Термины С. и анализ - греческого происхождения; они встречаются у Аристотеля, Александра Афродизийского, Филона и др. Ньютон в своей оптике требует, чтобы анализ всегда предшествовал С. и дает определение того и другого. По существу Ньютоновское определение повторено и Вольфом. В некоторых логиках встречается отожествление анализа с индукцией, а С. с дедукцией, но такое смешение терминов одобрить нельзя.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Синтез в психологии и логике" в других словарях:

    Направленный процесс переработки информации в когнитивной системе живых существ. М. реализуется в актах манипулирования (оперирования) внутренними ментальными репрезентациями, подчиняющимися определенной стратегии и приводящими к возникновению… … Философская энциклопедия

    В логике, методологич. подход к логике с т. зр. психологич. трактовки её осн. понятий. Возник на почве ассоцианизма. Представители: Дж. Локк, Д. Юм; Я. Ф. Фриз, Ф. Э. Бенеке, Б. Эрдман, Т. Липпс (Германия); А. Бэн (Великобритания); Н.… … Философская энциклопедия

    Основная статья: Щедровицкий, Георгий Петрович При жизни Георгия Петровича Щедровицкого было опубликовано около 200 его трудов: монографий, статей (написанных самостоятельно или в соавторстве), а также книг, вышедших (или депонированных) под его… … Википедия

    - (Cohen) Герман (1842 1918) немецкий философ, основатель и виднейший представитель марбургской школы неокантианства. Основные работы: ‘Теория опыта Канта’ (1885), ‘Обоснование Кантом этики’ (1877), ‘Обоснование Кантом эстетики’ (1889), ‘Логика… … История Философии: Энциклопедия

    мышление - МЫШЛЕНИЕ процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий, задающих проблему, к получению результата. М. предполагает активную конструктивную деятельность по переструктурированию исходных данных, их расчленение, синтезирование… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Masterforex-V - (Мастерфорекс 5) Masterforex V это обучающий интернет проект в области валютного рынка Форекс Разоблачение обучающего проекта Masterforex V, организатор и преподаватели мошеннической академии Мастерфорекс 5, методы обмана клиентов проекта… … Энциклопедия инвестора

    У этого термина существуют и другие значения, см. Мышление. Мышление процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений. Однако в психологии существует множество других определений.… … Википедия

    - (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия

    - (от греч. phainomenon являющееся) одно из главных направлений в философии 20 в. Основатель этого направления Э. Гуссерль, непосредственные предшественники Ф. Брентано и К. Штумпф. Исходный пункт Ф. кн. Гуссерля «Логические исследования» (т. 1 2,… … Философская энциклопедия

    мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Различают следующие виды М.: словесно логическое, наглядно образное, наглядно действенное. Выделяют также М. теоретическое … Большая психологическая энциклопедия

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ

(от греч. - соединение, сочетание, составление) , соединение различных элементов, сторон предмета в целое (систему) , которое осуществляется как в практич. деятельности, так и в процессе познания. В этом значении С. противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие) , с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках «С.» применяется также в некоторых спец. значениях. Так, под С. иногда понимают рассуждения, последоват. получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному) . Подобного понимания анализа и С., восходящего ещё к антич. геометрии (Платон , Евклид, Папп Александрийский) , придерживается, напр. , Я. Хинтикка (Финляндия) . Другое термина «С.» связано с т. н. «синтетич. суждениями», которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную информацию об объектах.

В своём самом общем значении и С. лежат не только в основе человеч. деятельности, но в своих элементарных формах определяют высших животных, а в своих различных технич. реализациях используются в программах ЭВМ , в искусств. самоорганизующихся системах и т. д. Физиологич. основой поведения человека является аналитико-синтетич. головного мозга. С. как мыслительная произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производств. деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетич. действий в психич. операции С. исследуются в психологии.

С. как познават. операция имеет различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и С. Эмпирич. данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретич. обобщении. В теоретич. науч. знании С. выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определ. аспектах противоположных теорий (напр., С. корпускулярных и волновых представлений в совр. физике) ; в форме построения дедуктивных (аксиоматич., гипотетикодедуктивных и т. д.) теорий и др. Диалектич. восхождения от абстрактного к конкретному как способ построения теоретич. знания о сложных развивающихся объектах также представляет собой одну из форм С.: получаемое в результате знание об исследуемом, объекте есть С., его многообразных абстрактных определений.

Для совр. науки характерны не только процессы С. внутри отд. науч. дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный С. (процессы С. сыграли важную роль в формировании биофизики, биохимии, эконометрии и др. ) , а также между осн. сферами совр. науч. и технич. знания - естествознания, обществ. и технич. наук. В 20 в. возник ряд т. н. интегра-тивных наук (напр., семиотика, систем) , в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур С. науч. знания играет существ. роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой диалектич. исходит из многообразия форм науч. и технич. знания, объединяемых на осно-ве С. методологич. средств, понятий и принципов различных областей знания.

Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; Ленин В. И., ПСС , т. 18, 29; Mамардашвили М. К., Процессы анализа и С., «ВФ», 1958 , № 2; Гоpский Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966 ; С. совр. науч. знания, М., 1973 ; Швыpев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании, М., 1978 ; Bunge M., Scientific research, v. 1-2, Hdlb.- N. ?., 1967 ; Hintikka J., R es U., The method of analysis, Dordrecht - Boston, 1974.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

СИНТЕЗ

(от греч. synthesis – соединение, сочетание)

метод научного исследования, состоящий в соединении разнообразных явлений, вещей, качеств, противоположностей или противоречивого множества в единство, в котором противоречия и противоположность сглаживаются или снимаются (см. Снимать). Противоположное – анализ. Результатом синтеза является совершенно образование, свойства которого есть не только внешняя свойств компонентов, но также и их взаимопроникновения и взаимовлияния. Поэтому синтез не , а «созидательный синтез». О синтезе в гегелевском, т.е. диалектическом, понимании см. Гегель, Диалектика . Кант осн. действием мышления считал «синтез трансцендентальной апперцепции», при помощи которого результаты эмпирического созерцания связываются в единство познания.

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

СИНТЕЗ

(от греч. σύνϑεσις – соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов в единое целое, выполняемое в процессе познания и практич. деятельности. С. неразрывно связан с анализом. С. и анализ – фундаментальные процессы, к к-рым в конечном счете сводятся все виды умств. деятельности. Их физиологич. основа – аналитико-синтетич. деятельность головного мозга. Мысленный С. формируется в практич. деятельности, но затем отделяется от нее и приобретает относительно самостоятельный . С. может осуществляться на различном уровне, начиная от простого механич. соединения частей неорганизованного целого до создания науч. теории на основе обобщения отдельных фактов и идей. Результатом С. может быть качественно совсем , чем сумма составляющих элементов (см. Структура , Система, Систематика). Вместе с анализом мысленный С. ведет к образованию понятий, играет важную роль в формировании как эмпирического, так и выводного знания, в создании художеств. произведений и в технич. изобретениях. Творч. С. изобретателя опирается на изученные им связи между объектами и часто идет по пути моделирования уже известных явлений природы, а художника достигает успеха лишь в том случае, если отражает жизненные отношения и учитывает законы художеств. творчества. С. не является простым копированием действительности, а включает в себя идеализацию, расчет реальных возможностей, учет тенденций развития. Это отчетливо проявляется при построении науч. гипотез, образовании понятий и т.п.

С. можно подразделить на виды в зависимости от характера объединяемых в С. элементов, особенностей целого, возникающего в результате С., и своеобразия способа объединения элементов в единство. Учитывая все это, можно различать: объединение частей в единое целое (примером такого рода С. может служить мысленное конструирование к.-л. механизма или же осмысливание организма как единого целого); соединение множества сторон, свойств, признаков в единство (напр., нового биологич. вида посредством выделения совокупности характерных для него признаков); объединение элементов с целью установления присущих им общих свойств и отношений (этот С. характерен для обобщения и мыслительного процесса, ведущего к открытию закона).

В антнч. науке под С. понимали прием получения знания о целом через соединение его элементов или же ход от посылок (оснований, причин) к следствиям (так понимал С., в частности, Аристотель). Кант определял С. в широком смысле: как "...присоединение различных представлений друг к другу и их многообразия в едином акте познания" ("Критика чистого разума", Соч., т. 3, М., 1964, с. 173). Если этот С. совершается "посредством воображения" (там же, с. 174), то это – эмпирич. С., "синтез схватывания" (см. тамже, с. 213). Высшая С., по Канту, – "чистый", или " " С., имеет тогда, когда чувств. многообразие подводится под опред. априорные понятия (категории), к-рые придают единству, образованному в процессе С., значение необходимости. Гегель рассматривал С. как ход мысли от всеобщего к единичному и выделял ступени этого пути. Всеобщее – это " ", затем идет его (особенное) и, наконец, " ", т.е. . Правда, теорема – это не чувственно-единичное и поэтому Гегель весь С. демонстрирует на матем. примерах, где за исходное берутся абстракции. Гегель трехступенчатый С. относит лишь к области рассудочного знания. Разумному же мышлению, по его мнению, присущ С., к-рый заключается в диалектич. соединении тезиса и антитезиса.

В совр. науке анализа и С. становится все более многогранной. Это иллюстрирует уже процесс дифференциации знания. Возникновение, напр., таких наук, как физич. , биохимия, кибернетика, является, с одной стороны, результатом анализа, выделения из старых наук новых областей знания; с др. стороны – сам анализ в данном случае осуществляется в процессе С. Интеграция методов различных наук, происходящая в наст. во всех областях знания, представляет собой такого же рода.

И. Бурова, Н. Годер. Москва.

С. и анализ в математике. Анализ в математике – это рассуждение, идущее от того, что подлежит доказательству (от неустановленного, неизвестного), к тому, что уже доказано (установлено ранее, известно). С. – рассуждение, к-рое идет в обратном направлении. Для анализа ведущим является , как свести доказываемое к ранее известному (доказанному). Он является средством нахождения доказательства и выявления его идеи, но в большинстве случаев сам по себе еще доказательства не составляет. С. же, опираясь на данные, найденные анализом, завершает доказательство: он показывает, как из ранее установленных утверждений вытекает доказываемое, дает теоремы или задачи. Такое понимание анализа и С. возникло еще в матем. школе Платона и окончательно сложилось после появления "Начал" Эвклида и работ его античных комментаторов (в частности, у Паппа Александрийского, греч. 2-й половины 3-го в. н.э.). В совр. математике термины "анализ" и "аналитический" употребляются чаще уже в др. смысле, к-рый, однако, исторически связан с первым. Поскольку решение уравнений можно считать процессом аналитическим (т.к. здесь мы переходим от неявного определения нек-рых чисел с помощью уравнений к их явному определению, к-рое появляется, когда мы находим корни этих уравнений), то науки, в к-рых уравнения и связанные с ними методы играют важную роль, стали называться математиками аналитическими. Так, область математики, в к-рой геометрич. объекты задаются уравнениями, называется аналитич. геометрией. По этой же причине дифференциальное и интегральное и нек-рые др. разделы математики наз. матем. анализом.

Б. Бирюков. Москва.

Лит.: Маркс К., Теория прибавочной стоимости, ч. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 26, ч. 3; Кэджори Р., История элементарной математики, пер. с англ., 2 изд., Одесса, 1917; Гегель Г. В., Соч., т. 1, 5, 6, М.–Л., 1929–39; Аристотель, Метафизика, М.–Л., 1934; Евклид, Начала, пер. с греч., 2 изд., кн. 11–15, М.–Л., 1950; Мамардашвили М. К., Процессы анализа и синтеза, "ВФ", 1958, No 2; Ильенков Э. В., Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса, [М.], 1960; Процесс мышления и анализа, синтеза и обобщения, М., 1960; Югай Г. Α., Проблема целостности растительного организма. "ВФ", 1960. No 12; Розенталь М. М., Принципы диалектич. логики, М., 1960, с. 416–26; Бурова И. Н., Единство анализа и синтеза, М., 1962; Гоббс Т., Избр. произв., т. 1, М., 1964. См. также ст. Анализ , Пор-Рояля логика и лит. при этих статьях.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

СИНТЕЗ

СИНТЕЗ (от греч. σύνθεσις - соединение, сочетание, составление) - соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания. В этом значении синтез противоположен анализу (разложению предмета на его составляющие), с которым он неразрывно связан. В философии и различных науках термин “синтез” применяется также в некоторых специальных значениях. Так, под синтезом иногда понимают процесс рассуждения, последовательные получения того, что должно быть доказано, из ранее доказанных утверждений (в противоположность анализу как процессу рассуждения от доказываемого к уже доказанному). Подобного понимания анализа и Синтеза, восходящего еще к античной геометрии (Платон , Евклид, Папп Александрийский), придерживается, напр., Я. Хинтикка. Другое значение термина “синтез” связано с т, н. синтетическими суждениями, которые соединяют в единое целое и обобщают фактуальную (эмпирическую) информацию об объектах. В своем самом общем значении лежат не только в основе человеческой деятельности, но и определяют поведение высших животных, а в технических реализациях используются в компьютерных программах, в искусственных самоорганизующихся системах и т. д..Физиологической основой поведения человека является аналитико-синтетическая деятельность головного мозга. Синтез как мыслительная операция произведен от предметного соединения частей объектов в целое и исторически формируется в процессе общественно-производственной деятельности людей. Законы превращения (интериоризации) предметных синтетических действий в психической операции синтеза исследуются в психологии. Синтез как познавательная операция имеет множество различных форм. Любой процесс образования понятий основан на единстве процессов анализа и синтеза. Эмпирические данные исследования того или иного объекта синтезируются при их теоретическом обобщении. В теоретическом научном знании синтез выступает в форме взаимосвязи теорий, относящихся к одной предметной области; как объединение конкурирующих, в определенных аспектах противоположных теорий (напр., синтез корпускулярных и волновых представлений в современной физике); в форме построения дедуктивных (аксиоматических, гипотетико-дедуктивных и т. д.) теорий и др.

Для современной науки характерны не только процессы синтеза внутри отдельных научных дисциплин, но и между разными дисциплинами - междисциплинарный синтез, - а также между естествознанием, общественными и техническими науками. В 20 в. возник ряд т. н. интегративных наук (напр., кибернетика, семиотика, теория систем), в которых синтезируются данные о структурных свойствах объектов различных дисциплин. Исследование процедур синтеза научного знания играет существенную роль при решении проблемы единства науки, в трактовке которой исходят из многообразия форм научного и технического знания, объединяемых на основе синтеза методологических средств, понятий и принципов различных областей знания.

Лит.: Мамардашвили М. К. Процессы анализа и синтеза.- “ВФ”, 1958, № 2; Горский Д. П. Проблемы обшей методологии наук и диалектической логики. М., 1966; Синтез современного научного знания. М., 1973; Швырев В. С. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. М., 1978; Bunge М. Scientific Research, v. 1-2. Hdlb.-N.Y, 1967; HiMikkaJ. RemesU. The Method ot Analysis. DordrechtBoston, 1974.

В. Н. Садовский

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

СИНТЕЗ
Значение:

{тэ}, а, мн. нет, м.

1. Метод исследования явлений в их единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в еди-ное целое данных.||Ср. АНАЛИЗ .

2. перен. Соединение, органическое сочетание различных компонентов в едином целом. С. науки и практики. С. искусств.

3. филос. В философии Гегеля: исходная ступень диалектического развития, вместе с антитезисом и тезисом образующая триаду.

4. Получение сложных химических соединений из более простых. С. белка.

Словарь иностранных слов

Значение:

си ́нтез

м.

а) Метод научного исследования явлений действительности в их единстве и целостности, во взаимодействии их частей.

б) Обобщение, сведение в единое целое.

2) перен. Органическое сочетание различных компонентов в едином целом.

3) Получение сложного химического вещества путем соединения более простых веществ или элементов.

Современный толковый словарь изд. «Большая Советская Энциклопедия»

СИНТЕЗ

Значение:

(от греч. synthesis - соединение), соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

синтез

Значение:

СИ́НТЕЗ тэ , -а, м.

1. Метод исследования явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом.

2. Получение сложных химических соединений из более простых (спец. ). С. органических веществ.

3. Единство, неразрывная целостность частей. С. традиции и новаторства.

| прил. синтетический , -ая, -ое.

Малый академический словарь русского языка

синтез

Значение:

А, м.

Метод научного исследования, состоящий в изучении предмета, явления в его целостности, в единстве и взаимной связи его частей; противоп. анализ.

Соединение, обобщение.

Работа по составлению хозяйственного плана должна быть синтезом теоретической мысли и практического опыта трудящихся. Кржижановский, Хозяйственные проблемы РСФСР.

2. Хим.

Получение сложных химических веществ путем соединения простых веществ или элементов.

Синтез белков. Синтез кокаина.

Химики откроют тайну синтеза сложных органических веществ. Тимирязев, Жизнь растения.

{От греч. σύνθεσις - соединение, сочетание}

Сборный словарь иностранных слов русского языка

синтез

Значение:

СИНТЕЗ

(греч. syn - вместе, tithemi - помещаю) метод мышления, состоящий в восхождения от простого к сложному, от частей к целому, от причин к явлениям, от начала к последствиям, противоположен анализу.